Научная статья на тему 'Основоположник сибирского музыкального образования'

Основоположник сибирского музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
394
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВИТОВ МИ / ТАНЕЕВ СИ / ГЛАЗУНОВ АК / ПЕРВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА В НОВОСИБИРСКЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Митин В. Т.

Представлена история развития музыкальной культуры в Новосибирске и показана роль в ней известного сибирского музыканта и педагога М.И. Невитова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDER OF THE SIBERIAN MUSIC EDUCATION

In the present work the history of development of musical culture in Novosibirsk is submitted and the role in it of the known Siberian musician and teacher M.I. Nevitova is shown.

Текст научной работы на тему «Основоположник сибирского музыкального образования»

5. ОР РНПБ Ф.1000. Оп.З. Л.41

6. ОР РНПБ Ф. 1000. Оп.З. Л.38

7. Муральт, Э. Скифские древности, хранящиеся в Императорском Эрмитаже / Э. Муральт. — СПб., 1853.

8. ОР РНПБ Ф 1000 Оп.З. Л.37

9. Виргинский, В.С. Петр Козьмич Фролов (1775-1839) / В.С. Виргинский. — М.: Наука, 1968.

Статья поступила в редакцию 24.12.07.

УДК 002.2

В.Т. Митин, Заслуженный работник культуры РФ, директор ДМШ №7 им. А.П. Новикова, г. Барнаул

ОСНОВОПОЛОЖНИК СИБИРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлена история развития музыкальной культуры в Новосибирске и показана роль в ней известного сибирского музыканта и педагога М.И. Невитова.

Ключевые слова: Невитов М.И., Танеев С.И., Глазунов А.К., первая музыкальная школа в Новосибирске.

...Невитов был умным педагогом и широкообразованным музыкантом. Этому человеку я глубоко благодарен за то, что он приобщил меня к музыке как к профессии и научил упорно трудиться...

В.Я. Шебалин

Среди деятелей культуры Новосибирска XX столетия особо обращает на себя внимание имя известного сибирского музыканта-педагога Невитова Михаила Ивановича. Пожалуй, он и есть первооткрыватель, зачинатель сибирского музыкального образования. И это замечательно, что талантливый, энергичный молодой российский музыкант по зову души и сердца приехал в Омск в 1920 году. Остается только поклониться русскому таланту. Не будем, однако, забывать и то добротное (в лучшем смысле этого слова) профессиональное образование, которое получили наши отцы-корифеи в своих а1та mater, таких, как Петербургская и Московская консерватории, музыкальные училища, частные школы великих музыкантов.

Родился Михаил Иванович Невитов 28 декабря 1886 г. (9 января 1887 г. по новому стилю) в г. Вольске Саратовской губернии в семье мещанина. В 1894 г. родители переехали в Казань, где отец купил небольшой дом на окраине города в Суконной слободе. В 1899 г. отец неожиданно умер. Семья оказалась в трудном материальном положении и, чтобы как-то облегчить заботы матери, мальчику пришлось зарабатывать репетиторством. С 13 лет Миша стал проявлять интерес к музыке, но учиться систематически не было возможности в силу недостатка средств. Благо в доме сохранился старенький рояль, на котором юный Невитов пытался научиться играть самостоятельно. К 1902 г. относятся его первые музыкальные сочинения. С 1896 по 1904 г.г. М.Невитов учился в реальном училище, по окончании которого уехал в провинциальный городок Малмыж Вятской губернии на заработки в качестве домашнего учителя. Вернувшись в 1905 г. в Казань, он стал вольнослушателем университета, а осенью 1906 г. поступил в музыкальное училище. Однако вскоре его арестовали, как неблагонадёжного элемента, за участие в студенческих волнениях [1]. К этому времени относится первый опыт сочинения крупной формы — Симфонической поэмы «9-е января». Друзья настоятельно советовали молодому музыканту серьёзно учиться музыке.

Дальнейшее профессиональное образование Михаил Невитов продолжил в Ярославском Демидовском юридическом лицее и музыкальном училище (19071909). Здесь он впервые встретился со знаменитым рус-

ским композитором С.И. Танеевым, который одобрительно отозвался о его сочинениях по гармонии. Позже об этом Михаил Иванович писал: «...Моя последняя работа по гармонии — модуляционная прелюдия по заданному плану — получила его одобрение, причём он отмечал не только модуляционные приёмы, но и владение формой. Моё учение в Ярославле закончилось весной 1909 года. Д.М. Кучеренко рекомендовал мне перебраться в Москву и заняться теорией композиции у его большого друга Р.М. Глиэра...» [2]. В период с 1909 по 1913 гг. М.Невитов учился на юридическом факультете Московского университета. Одновременно он совершенствовал композиторское мастерство у Р.М. Глиэра (1909—1912). Живя в Москве, Михаил Иванович имел возможность общаться с известными русскими музыкантами: А. Гречаниновым, С. Танеевым, А. Глазуновым, М. Ипполитовым — Ивановым, А. Ге-дике, Ан. Александровым, М. Гнесиным, К. Сарадже-вым, Вик. Калинниковым, Б. Яворским, В. Щербачё-вым, Н. Будашкиным... В московский период жизни молодой композитор страстно увлекался музыкой А.К. Глазунова, о чём он в поздние годы рассказывал в своих воспоминаниях:

«Первое знакомство с этой фамилией относится к 1902 году, когда я в симфоническом концерте п/у Гум-мерта в Казани услышал одно из его ранних произведений... Не то серенада, не то какое-то лирическое произведение. Оно мне понравилось. В следующем году я много читал нот в четыре руки. В числе этих нот мне попалась симфоническая картина Глазунова «Кремль». Я проиграл её несколько раз в четыре руки с хорошей пианисткой Цейнер, и чем больше играл, тем больше мне нравилось это произведение. Затем как-то на несколько лет Глазунов выпал из поля моего зрения. Хотя надо упомянуть, что в этот период я очень увлекался « Князем Игорем» Бородина, а из предисловия к этой опере узнал, что увертюра записана по памяти Глазуновым. Это обстоятельство придавало особый вес личности Глазунова, но музыки его я всё-таки не знал. Только оказавшись в 1909 году в Москве и начав посещать концерты, я смог познакомиться с его симфоническими произведениями. Помню, очень сильное впечатление произвела на меня его 2-я симфония

п/у К. Сараджева. Припоминается также и великолепное исполнение его скрипичного концерта А. Любо-шиц.

В последние годы перед революцией произведения Глазунова часто исполнялись в симфонических концертах, в особенности его 8-я симфония.

В программу торжественного концерта в 1-ю годовщину Октябрьской революции . были включены:

1. «Прометей» Скрябина;

2. Сцена «Веча» из «Псковитянки» Римского-Корсакова;

3. «Стенька Разин» Глазунова.» [3].

В 1910 году Невитов начал свою практическую музыкальную деятельность в Московской симфонической капелле, где преподавал сольфеджио и выполнял обязанности хормейстера. А летом, когда капелла была на каникулах, он вёл эти же предметы в Ярославле у Д.М. Кучеренко на регентских курсах для народных учителей, одновременно исполняя обязанности секретаря капеллы и курсов. В период с 1914 по 1917 годы Невитов работал по административной линии в Московской городской управе делопроизводителем хлебного отдела, занимаясь параллельно уроками музыки и композицией. В октябре 1917 года он перешёл на службу в чрезвычайную комиссию по охране железной дороги, где занимал должность заведующего юридическим отделением и одновременно поступил в Московский пролеткульт, осуществляя работу в качестве музыкального инструктора Краснопресненской студии. 1918-

1919 годы были насыщенными, плодотворными и значительными в его музыкальной и общественной деятельности: работа по организации в Москве союза композиторов, где Невитов состоял членом правления, а также секретарём Московской симфонической капеллы, участвовал в 1-й Музыкальной выставке молодых композиторов, исполнял обязанности секретаря бюро коллектива композиторов Всерабиса и музыкального инструктора Пролеткульта. Молодой Невитов упорно стремился расширить свои знания, серьёзно занимаясь изучением мировой классической музыки. В это же время, несмотря на большую повседневную занятость, он много уделял внимания и своему композиторскому творчеству. К числу написанных им сочинений относятся симфоническая поэма «1917 год», фортепианные пьесы и романсы, созданию которых активно способствовала насыщенная творческая атмосфера столицы. По итогам 1-ой Музыкальной выставки (4 мая 1919 г.) молодых композиторов московская критика отмечала в его музыке «вдумчивость» и «печать маэстро» [4]. В этот период творчества композитор сочинял, главным образом, в классических традициях русской школы, испытывая влияние музыки Скрябина и Глиэра [5]. Многообразная и напряжённая музыкальная жизнь Москвы во многом способствовала формированию художественного вкуса молодого Невитова. Он постоянно слушал великих музыкантов: Ф. Шаляпина, В. Сафонова, А. Зилоти, С. Кусевицко-го, Л. Собинова, А. Нежданову, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева и др. Московский период жизни благотворно отразился на становлении Неви-това как музыканта-профессионала. Получив основательное юридическое и композиторское образование, он смог в дальнейшем в полной мере себя реализовать на поприще музыкального искусства.

Для послереволюционных 20-х годов было характерно миграционное движение российских интеллигентов из центра страны на Урал, в Сибирь, Закавказье, среднеазиатские республики. Они ехали в провинцию, чтобы нести населению свет большой русской культуры. «.Молодые музыканты того времени стремились к расширению музыкальной культуры, к распространению

музыкальных знаний среди народа.» [6, с. 9]. Твёрдо решив связать свою судьбу с Сибирью, Михаил Иванович вспоминал: «.Меня тянуло насаждать музыкальную культуру там, где её нет» [7]. Приехав в начале

1920 года в Омск, он сразу же окунулся в музыкальную жизнь городского сообщества. Михаил Иванович преподавал в музыкальной школе, руководил самодеятельным хором в железнодорожном клубе им. З.И. Лобкова, принимал участие в организации концертов классической музыки, в постановке оперных и балетных спектаклей. Невитов вспоминал: «.В Омске, тогдашней столице Сибири, была организована государственная опера.. В 1920-1922 годах эта опера (с весьма приличным составом артистов, хором, балетом и оркестром) обслуживала, и притом большею частью бесплатно, значительные массы пролетариата и организованного населения города, сделав этот род театрального зрелища доступным для масс и познакомив их с хорошими образцами этого искусства. Помимо оперных спектаклей, иногда давались вечера балета, в которых исполнялись: «Шопениана», «Рапсодия» Листа, «Восточные эскизы» на музыку разных композиторов, «Танец Анитры» Грига, «Вальпургиева ночь» Гуно. Симфонические собрания проводились силами оперного оркестра под руководством дирижёра Ю.М. Юровец-кого, в которых звучали произведения Гайдна, Моцарта, Чайковского, Бетховена, Бородина, Римского-Корсакова, Лядова, Аренского.» [8, с. 8]. Приезд М.И. Невитова — опытного музыкально-общественного деятеля в Омск, имел для развития культуры в этом городе важное значение. И хотя его жизнь в Омске была далеко не простой, она, тем не менее, оказалась чрезвычайно плодотворной. Михаил Иванович привёз с собой основательный багаж нотной литературы. По его инициативе силами участников клубной самодеятельности была осуществлена постановка первой русской комедийно-бытовой оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват» — А. Аблесимова и М. Соколовского (1778 г.) [9].

Весной 1921 года на базе трёх музыкальных школ Омска был образован музыкально-педагогический техникум, куда Невитов перевёлся на должность заведующего учебной частью — проректора, педагогом по классу композиции, а затем в следующем году стал ректором. Стоит ли говорить о трудностях, когда поначалу не было ни нот, ни нотной бумаги. Спасала личная библиотека Невитова, его энтузиазм и высокий профессионализм, благодаря которым, несмотря на обилие административных, педагогических и общественных дел, техникум под его руководством стал центром музыкальной культуры города. В техникуме довольно часто устраивались концерты силами педагогов и учащихся, которые привлекали городскую общественность. Помимо ежегодных выпускных вечеров-концертов, осуществлялись постановки сцен из оперных спектаклей: «Аида», «Травиата» Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова [7].

Вместе с тем в организации учебно-воспитательного процесса дирекция испытывала определённые сложности. Возник конфликт со слабыми в профессиональном отношении педагогами и профнепригодными учащимися, уровень подготовки которых, а также их отношение к музыкально-теоретическим дисциплинам не соответствовали требованиям, предъявляемым к музыкантам-профессионалам. Многочисленные комиссии и проверки выявили правоту директора, его принципиальность и объективность в оценке знаний учащихся. Но Михаил Иванович болезненно пережил конфликт и после проверки работы техникума ушёл с директорской должности. В 1927 году о достижениях музыкального техникума Омская пресса сообщала:

«Чувствуется, что учащиеся техникума проходят действительно серьёзную школу: школу-кузницу, которая из ученика, под конец, выковывает артиста, Омск положительно может гордиться своим музыкальным техникумом» [8, с. 7]. Напряженно работая в техникуме, Невитов активно участвовал в музыкальной жизни города. Как человек и общественный деятель, Михаил Иванович пользовался большим авторитетом. С ним считались и советовались. В 1922-1923 г.г. он был членом правления Омского губернского отделения Союза РАБИС, в 1931-1932 гг. — членом Омского горкома РАБИС. На протяжении всего периода работы в Омске Невитов являлся делегатом губернских, окружных, краевых конференций, съездов, пленумов Союза РАБИС. В 1926 году он был направлен в Ленинградскую консерваторию на курсы-конференцию директоров и педагогов музыкальных учебных заведений. Вновь неизгладимое впечатление на него оставила встреча с выдающимся русским композитором, кумиром его молодости А.К. Глазуновым. Об этом Невитов вспоминал: «.Мне пришлось быть на этих курсах, и здесь я впервые познакомился с Глазуновым лично. Открыв конференцию краткой речью, Глазунов начал читать список лиц, выдвинутых в президиум, и в конце конфузливо сообщил: «Есть ещё одна фамилия. Это — я», — что было встречено дружными аплодисментами. Это было моей первой личной встречей, к сожалению и последней, со знаменитым нашим симфонистом» [3]. Михаил Иванович на разных этапах своей разносторонней деятельности активно способствовал развитию и пропаганде «Рабочей Академии», общества «Музыка — массам» и «Омского музыкального общества», образованного в 1923 году, в котором он состоял в числе первых членов. Оставаясь в техникуме ещё около четырёх лет, Невитов постоянно консультировал преподавателей музыкальных школ по вопросам музыкального обучения и воспитания детей, руководил курсами повышения квалификации и «Омским музыкальным обществом». Однако такое положение его не удовлетворяло. Он всей душой стремился к более активной организаторской и общественной деятельности. Отдав Омску 12 лет, М.И. Невитов, несмотря на некоторые трудности, которые он испытывал в период своей работы в техникуме, вместе с тем активно способствовал развитию музыкальной жизни города. С отъездом Невитова в 1932 году из Омска, этот город, безусловно, лишился в его лице талантливого организатора, руководителя и педагога. Опытный администратор и музыкально-общественный деятель, Михаил Иванович Невитов в 1932 году был приглашён в Новосибирск, где он проработал 35 плодотворных лет своей жизни.

Культурная и музыкальная жизнь Новосибирска в 30-е годы находилась в стадии своего становления и развития. В этот период было довольно развито театральное искусство. Активно работал ТЮЗ, в 1932 году открылся театр драмы «Красный факел», за ним начали свою работу областной драматический и кукольный театры. На базе радиокомитета действовали оркестр русских народных инструментов, основанный в 1927 году, симфонический оркестр и хор, концертная деятельность которых благотворно сказывалась на духовной жизни населения. В кинотеатрах, на культурномассовых праздниках, а также в летнее время в парках культуры и отдыха играли духовые и эстрадные оркестры. В эти же годы была образована филармония. Довольно активно развивалась художественная самодеятельность населения на предприятиях, учреждениях, в клубах и Домах культуры. Однако уровень музыкальной культуры Новосибирска требовал явного совершенствования профессионального музыкального образова-

ния. В нашем городе в то время не было ни одного даже начального музыкального учебного заведения, не говоря уже о среднем и высшем. Глубоко осознавая назревшую проблему организации музыкального образования, Михаил Иванович с большим энтузиазмом и упорством добивался открытия первой музыкальной школы, ходатайствуя об этом перед властями, выступая в газете «Советская Сибирь» со статьями, доказывающими необходимость музыкальной школы в городе. Наконец, после долгих хлопот в городе Новосибирске была открыта первая музыкальная школа, директором которой был назначен М.И. Невитов. Дети так и хлынули в школу. Первый приём учащихся в 1934 году составил 133 человека. Это были пианисты (105 чел.) и скрипачи (28 чел.). Многие из них занимались до школы у частных педагогов и имели приличную подготовку, к тому же коллектив преподавателей состоял из высокообразованных музыкантов. Отчётный концерт учащихся школы показал их заметные профессиональные успехи. Газета «Советская Сибирь» сообщала: «В школе собрались дети, получившие разную подготовку в музыкальных кружках и у частных педагогов. Некоторых ребят пришлось не столько учить, сколько переучивать. С этой задачей коллектив преподавателей справился неплохо... Благотворная годовая работа школы дала результаты» [10]. Наряду с административной работой М.И. Невитов преподавал сольфеджио и музыкальную литературу. Воспоминания о нём первых его учеников восторженны и благоговейны: «Обаятельный, интеллигентный, всегда элегантно одетый, он был корректно — вежлив даже с теми, кто не выполнил домашнего задания. Теоретические дисциплины объяснял на примерах классической музыки, блестяще иллюстрируя их на рояле. В конце урока мы пели хором песни Грига, Моцарта, Бетховена под его чудесный аккомпанемент. И уроки музыкальной литературы он также иллюстрировал сам. В те годы не было пособий, учебников, а самое главное, пластинок и проигрывателей. Михаил Иванович играл любые части из классической музыки, арии и увертюры из опер; рассказывал интереснейшие моменты и забавные истории из жизни известных музыкантов. Очень любил Бородина, Лядова, Мусоргского» [11]. Первая музыкальная школа явилась «материнской колыбелью» для многих талантливых новосибирских музыкантов, композиторов, дирижёров, исполнителей, педагогов высокого класса, лауреатов международных конкурсов. Имена многих из них известны далеко за пределами Новосибирска. В числе знаменитых выпускников школы скрипачи с мировым именем Э. Грач и В. Пикай-зен, композиторы В.С. Левашов, З.Л. Бляхер, Г.Н. Иванов, К.Г. Чесноков, А. Зацепин, профессор НГК

А.Г. Михайленко, известная певица Н.А. Дезидерие-ва. Невитов руководил школьным симфоническим оркестром, из которого впоследствии выросло не одно поколение первоклассных мастеров-исполнителей и педагогов. С каждым годом коллектив преподавателей и учащихся школы набирал профессиональный уровень. Творческий потенциал педагогического коллектива был настолько высок, что вскоре музыкальная школа превратилась в учебно-методическое объединение Западной Сибири, на базе которого каждый год проводились методические семинары, конференции, открытые уроки для педагогов Барнаула, Томска, Прокопьевска.

О том, насколько педагоги нуждались в такой полезной учебно-методической помощи, писала в своем письме директор Прокопьевской музыкальной школы Г.И. Киселёва: «Мы очень огорчены тем, что наша школа перешла в Кемеровскую область. Раньше мы приезжали к Вам и получали всегда весьма полезные советы и помощь, а теперь вот уже 3 года, варимся в собствен-

ном соку, но не теряем надежды, снова иметь с Вами связь [6, с. 14]. Осуществляя руководство музыкальной школой, Невитов одновременно упорно работал по объединению композиторских сил в Западной Сибири и в 1940 году он был назначен председателем оргбюро Новосибирского союза композиторов. Начавшаяся Великая Отечественная война побудила М.И.Невитова — патриота своего Отечества идти на фронт добровольцем. Буквально на третий день войны, в возрасте 54-х лет, Михаил Иванович подал заявление в военкомат о вступлении в Красную Армию. Ему отказали. В 1942 году он снова просился на фронт, но вторично получил отказ, поскольку ему как опытному организатору-ру-ководителю и музыкальному деятелю было поручено всячески развивать музыкальную культуру такого промышленного центра Сибири, каким являлся город Новосибирск [6, с. 15]. В связи с эвакуацией в Новосибирск Ленинградской филармонии, её знаменитого симфонического оркестра и целой плеяды выдающихся музыкантов: И.И. Соллертинского, Е.А. Мравинского, К.И. Зандерлинга, Г.В. Свиридова, О.Б. Фельцмана, В.В. Щербачёва, Ю.Я. Вайнко-па, М.С. Друскина и других появилась реальная предпосылка для образования сибирского отделения Союза советских композиторов. Наконец, 25 января 1942 года оно было основано, председателем которого стал М.И. Невитов [1]. С образованием сибирского отделения ССК заметно оживилась творческая деятельность местных композиторов, в числе которых были К.Н. Нечаев, А.П. Новиков, П.П. Вальгардт, В.С. Левашов, А.С. Анохин, А.М. Ильин, К.Э. Ланэ, А.А. Ке-нель и др. В апреле—мае 1943 года в десяти концертах цикла Ленинградского симфонического оркестра, посвящённого музыке русских и советских композиторов, прозвучали и произведения новосибирских композиторов. В частности, весьма показательно и символично было исполнение симфонической поэмы «Сибирь» и кантаты-симфонии «Мщение» (на текст

В. Пухначёва) А.П. Новикова [12, с. 79]. Пребывание в Новосибирске в течение трёх лет Ленинградской филармонии оказало огромное воздействие на развитие духовной культуры ряда городов Сибирского региона: Томска, Барнаула, Омска, Кемерово, Прокопьевска, Новокузнецка, и, особенно города Новосибирска, что создало благодатную почву для образования новых концертных организаций, творческих коллективов и музыкальных учебных заведений.

Буквально сразу, после отъезда Ленинградской филармонии в октябре 1944 года возобновила свою работу Новосибирская филармония, первым творческим коллективом которой стал Сибирский ансамбль народной песни и танца,12 мая 1945 года состоялось открытие Новосибирского государственного театра оперы и балета оперой «Иван Сусанин» М.И. Глинки, 10 октября 1945 года было образовано музыкальное училище,

1 сентября 1956 года открылась Новосибирская государственная консерватория, а 14 октября 1956 года начал свой первый концертный сезон созданный симфонический оркестр Новосибирской филармонии п/у

А.М. Каца.

Несколько подробнее следует сказать об истории музыкального училища, поскольку автор этих строк имел к нему непосредственное отношение. Новосибирское музыкальное училище было первым профессиональным учебным заведением города. Открывающиеся одна за другой музыкальные школы в городе и области остро нуждались в педагогических кадрах. И поэтому училище в буквальном смысле стало «кузницей» профессиональных музыкальных кадров: педагогов, концертмейстеров и исполнителей. Руководство музыкальным

училищем, как и 1-ой музыкальной школой, осуществлял М.И. Невитов. Высокообразованный музыкант-профессионал, руководитель и педагог по призванию, он настойчиво стремился направлять внимание педагогов музыкальной школы и училища на качественную подготовку учащихся к академическим концертам и экзаменам, требовал, чтобы обсуждение их концертных выступлений велось не общими высказываниями, а с методическим анализом, подкреплённым конкретными замечаниями по нотам. В одном из докладов он подчёркивал: «В школьном деле учёт знаний, полученных учащимися, включает в себя выяснение объёма этих знаний, степень их внедрения в сознание учащихся, умение применять эти знания на практике, по-новому, творчески комбинировать их при выполнении задания — всё это чрезвычайно сложное дело.» [13]. Несмотря на трудные материальные условия своего существования (помещения были мало пригодными для полноценного ведения учебного процесса), школа и училище играли заметную роль в развитии музыкального образования и просвещения детей, юношества и трудящихся города. В 1952 году М.И. Невитов, по состоянию здоровья, ушёл с поста директора музыкального училища, но остался руководителем своего детища — 1-й музыкальной школы вплоть до выхода на пенсию в 1958 году. В последний период своей жизни этот неутомимый, инициативный, предприимчивый человек-труженик и музыкант-просветитель много энергии и сил отдал методическому образованию пре-подавателей-теоретиков, возглавляя городскую теоретическую секцию. Находясь на пенсии, Михаил Иванович состоял внештатным инспектором городского отдела культуры, выполнял обязанности уполномоченного Музфондом СССР по Сибири, организовывал методическую работу в сельских музыкальных школах области, помогал молодым самодеятельным композиторам. Будучи инспектором отдела культуры, на общественных началах, он инициировал открытие музыкальных школ в городах Новокузнецке, Прокопьевске, Анжерке. А уже в преклонном семидесятилетнем возрасте совершил обследование 20 сельских музыкальных школ Новосибирской области. Новосибирское музыкальное училище, основанное М.И. Невитовым, со временем превратилось в ведущее музыкальное учебное заведение Сибирского региона. В разное время музыкальное училище закончила целая плеяда талантливых музыкантов: Народные артисты РФ: профессор

B.П. Гусев, Г.Д. Заволокин; Заслуженные деятели искусств РФ: И.М. Гуляев, профессор А.Ф. Муров; Заслуженные артисты РФ: профессор О.Ю. Малов, А.Д. Заво-локин, Н.Н. Самойлов, В. Корчагин, П. Шаромов; Заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент ПАНИ В.П. Шанауров, член-корреспондент ПАНИ В.В. Гурьянов; Доктор философских наук, профессор Е.Г. Гуренко, Доктора искусствоведения: профессор Н.С. Бажанов, профессор Л.В. Александрова; Кандидаты искусствоведения: С.С. Коробейников,

О.Н. Понурова; Лауреаты международных конкурсов:

C. Тесля, Е. Мальцева, А. Мордасов.

Говоря о значении личности М.И. Невитова в становлении и развитии сибирского музыкального образования и просвещения, необходимо подчеркнуть его высокий человеческий и музыкантский авторитет. Педагогическую школу Невитова прошли многие ученики, ставшие впоследствии видными музыкантами. В их числе талантливый композитор, профессор и директор Московской консерватории В.Я. Шебалин (19421948), Заслуженный деятель искусств Эстонии Л. Аус-тер, лауреат Государственной премии России Д. Пантофель-Нечецкая, известный композитор В. Бу-

нин. С чувством глубокой признательности к своему учителю В.Я. Шебалин писал: « В 1921 году я начал заниматься в Омском музыкальном техникуме по композиции у М.И. Невитова. Учеников в классе было немного: по гармонии нас вначале было четверо, а затем я остался один, по полифонии — тоже один.Час-тенько после занятий Невитов оставлял меня у себя, чтобы поиграть в четыре руки. Мы переиграли всё, что он привёз из Москвы, а библиотека у него была солидная. Он же познакомил меня с рядом советских композиторов. Мясковский произвёл на меня глубокое впечатление. Я твёрдо решил по окончании училища отправиться в Москву и учиться у него. Вокруг Неви-това группировалась музыкальная молодёжь. Он умел привлечь к себе, умел расширить наши художественные горизонты, не навязывая предвзятых вкусов и склонностей.» [14]. Подобно тому, как великий русский композитор С.И. Танеев в своё время считался «совестью музыкальной Москвы», а по выражению А.К.

Глазунова он являлся ещё и «мировым учителем», так и М.И. Невитов был человеком высокого этического и нравственного начала, наставником и учителем сибирских музыкантов. Человек неиссякаемой энергии, преданный своему делу, он до конца своей жизни остался верным идеалам русского музыкального просветительства.

К лучшим образцам творческого наследия М.И. Не-витова музыканты относят:

- симфоническую поэму «1917 год»,

- увертюру «Памяти Фрунзе»,

Библиографический список

1. Автобиография М.И.Невитова. ГАНО, Ф.1819, Оп.1, д.1, л. 76, 77.

2. Невитов, М.И. «Мои встречи с Сергеем Ивановичем Танеевым», рукопись, ГАНО, Ф. 18,19, д. №39, л. 22, 25.

3. Невитов, М.И. «Из воспоминаний о А.К. Глазунове» рукопись, ГАНО, Ф. 18,19, д. №39, л.2-4.

4. Газета «Вечерние известия». — Москва, 1919. — 8 мая.

5. Газета «Вестник театра». — Москва, 1919. №25, ГАНО Ф.1819. Оп. 1 Д 43. Л 24.

6. Марченко, Ю., Роменская, Т.— Пионеры музыкального просвещения Советской Сибири. / Ю. Марченко, Т. Роменская.— Новосибирск, 1978.

7. Передача Новосибирского радио «Из истории сибирской музыки» 26 октября 1970 г. ГАНО Ф.1819 Оп.1 Д.43 Л.13,14.

8. Кириченко, Л.— Музыкально-общественная деятельность М.И. Невитова. / Л. Кириченко. — Новосибирск, 1972.

9. Состоялось два представления оперы на базе клуба им. З.И. Лобкова. Воспоминания М.И. Невитова «Музыкальная жизнь Сибири». ГАНО Ф.1819 Оп.1 Д.30 Л.31, 34.

10. Газета «Советская Сибирь»— Новосибирск, 1935.— 12 июня.

11. Крапивина, Л.Г. «Воспоминания о М.И. Невитове» (1994 г.).

12. Зингер, Е.М. Ленинградская государственная филармония в Сибири 1941-1944 г.г. / Е.М. Зингер // Научно-методические записки. НГК им. М.И. Глинки. — Новосибирск, 1970. Выпуск 5.

13. Невитов, М.И. — Доклад «О критерии оценок в музыкальной школе». ГАНО. Ф.1819. Оп. 1.Д.27. Л.32.

14. Шебалин, В.Я. «Из воспоминаний о Михаиле Ивановиче Невитове», запись Сабининой М.Д. ГАНО. Ф.1819.Д.39. Л. 56,57.

Статья поступила в редакцию 17.01.07.

УДК: 316.334.2

Н.В. Панченко, аспирантка АГУ, г. Барнаул

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Статья посвящена исследованию процессов трансформации отношений между наемными работниками и работодателями: от государственного патернализма через социальное партнерство к патернализму частных предприятий. Корпоративная культура крупных частных предприятий оптимизирует отношения между наемными работниками и работодателями. Статья базируется на эмпирических исследованиях автора (1999-2007 гг).

Ключевые слова: корпоративная культура, частные предприятия, социальное партнерство, социально-трудовые региональные отношения.

Начиная со времен реформирования социально-эко- поддержке работников, развитию их духовного и лич-

номической структуры России, изменения отношений ностного потенциала, внимание к здоровью и профес-

собственности, внимание работодателей к социальной сиональному росту и т.д. существенно ослабло. С сере-

- кантаты «Иван Черных», «Октябрь»,

- цикл «Песни Отечественной войны»,

- два танца для симфонического оркестра — «Полька» и «Испанский танец»,

- фортепианные миниатюры,

- романсы и песни,

- детские пьесы для фортепиано.

Вызывает сожаление, что произведения М.И. Неви-това, как впрочем, и других старейших сибирских композиторов — К.Н. Нечаева и В.Н. Денбского сегодня пребывают в забвении, хотя целый ряд их сочинений по своим художественным достоинствам вполне имеет право звучать на концертной сцене и по радио. За многолетнюю плодотворную организаторскую, административную, педагогическую, творческую и музыкально-общественную деятельность и в связи с 70-летием со дня рождения, в 1957 году М.И. Невитов был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Умер М.И. Невитов 3 августа 1969 г.

Жизнь этого замечательного человека-энтузиаста, руководителя, педагога и просветителя, отданная безраздельно образованию и воспитанию будущих музы-кантов-профессионалов, всегда будет являть собой образец высокой гражданской ответственности и неутомимого творческого горения. Хочется верить, что и новые поколения музыкантов также будут, преданно и одержимо, нести высокие традиции русского музыкального просветительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.