Научная статья на тему 'Музыкально-образовательная система Западной Сибири в предвоенные и военные годы: специфика эволюции'

Музыкально-образовательная система Западной Сибири в предвоенные и военные годы: специфика эволюции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЭВАКУАЦИЯ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / MUSICAL EDUCATION / MUSICAL CULTURE / CHILDREN MUSICAL SCHOOL / EVACUATION / WESTERN SIBERIA / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зяблицева Светлана Владимировна

В статье рассмотрена проблема эволюции музыкального образования в Западной Сибири предвоенного и военного периодов. Автор анализирует состояние материально-технической базы системы, уделяет внимание роли эвакуационного процесса в укреплении ее кадрового состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION OF WESTERN SIBERIA IN PRE-WAR AND WAR YEARS: SPECIFIC CHARACTER OF EVOLUTION

In this article the problem of the evolution of musical education in Western Siberia of the pre-war and war periods is examined. The author analyzes the condition of the material and technical base of system, pays attention to the role of the evacuation process in strengthening of its regular personnel.

Текст научной работы на тему «Музыкально-образовательная система Западной Сибири в предвоенные и военные годы: специфика эволюции»

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПРЕДВОЕННЫЕ И ВОЕННЫЕ ГОДЫ: СПЕЦИФИКА ЭВОЛЮЦИИ

Музыкальное образование, музыкальная культура, детская музыкальная школа, эвакуация, Западная Сибирь, Великая Отечественная война.

Серьезным фактором, обеднявшим музыкальную жизнь Западной Сибири вплоть до середины 1930-х гг., являлось отсутствие развитой сети начального музыкального образования. При наличии двух специализированных техникумов (училищ) — Государственной консерватории (Высшей музыкальной школы) и Сибирской государственной консерватории (Единой музыкальной школы) — в регионе к 1933 г. имелись лишь три детские музыкальные школы: в Омске, Томске и Барнауле, что не только ограничивало возможности отбора в музтехникумы наиболее одаренных, но и нередко ставило под угрозу набор как таковой. «Столица Западной Сибири, — писал в июне 1932 г. один из наиболее активных энтузиастов развития музыкального образования в регионе М.А. Невитов, — не имеет даже музыкальной школы... В городе строится грандиозный Дворец науки и культуры, в котором значительное место будет отведено оперным постановкам и концертам. Однако подготовка кадров для этого совершенно не ведется» («Советская Сибирь». 1932. 11 июня).

Между тем тяга к получению музыкального образования была большой. В Барнаульскую школу, к примеру, ежегодно подавалось от 200 до 300 заявлений - в 1,5—2,5 раза больше ее возможностей, ограниченных небольшим и неприспособленным помещением, малочисленным и малоквалифицированным составом преподавателей (Алтайская правда. 1937. 22 декабря). Аналогичное положение сложилось и в Омской ДМТТТ, еще в конце 1930-х гг. проводившей занятия в помещении одной из общеобразовательных школ. Почти два года после открытия в 1934 г. первой школы Новосибирска занятия с учащимися здесь велись в основном на квартирах педагогов. «Великий перелом» произошел лишь во второй половине 1930-х гг. В октябре 1936 г. школа получила собственное здание с библиотекой и залом на 400 мест, что позволило расширить набор специальностей, наладить концертную деятельность и организовать несколько новых исполнительских коллективов, включая детский симфонический оркестр. В два раза — со 133 человек в 1935 г. до 350 — в 1940 г. — увеличилось количество ее учащихся [Шуряк, 1988, с. 120]. В январе того же года в Новосибирске была открыта еще одна музыкальная школа — ДТТТМ № 2. Одна за другой школы начальной музыкальной подготовки появлялись в городах Кузбасса: Сталинске и Прокопьевске (1936), Кемерове и Анжеро-Судженске (1938) [Историческая..., 2009, с. 403]. Обладая весьма ограниченными материальными и кадровыми возможностями, они отличались небольшим количеством обучающихся и педагогов. Даже самая большая из них — Сталинская — насчитывала 78 учащихся. 39 учеников и три преподавателя составляли в 1939 г. коллектив Кемеровской школы, 10 учеников и два преподавателя - Анжеро-Судженской, 20 учеников и два преподавателя - Прокопьевской. Несмотря на то что во всех кузбасских музыкальных школах, кроме Сталинской,

занятия велись только по классу баяна, ежегодные конкурсы здесь составляли от 10 до 15 человек на место [Мохонько, 1996, с. 10].

В приведенных фактах нашли отражение два взаимосвязанных обстоятельства: значительно возросший в 1930-е гг. интерес к общеобразовательной музыкальной подготовке детей и подростков, обусловленный характерным для этого периода ростом городского населения, повышением уровня его образованности и культуры, и сопутствовавший этому процессу острый дефицит кадров в системе музыкального образования, покрыть который Томский и Омский техникумы были не в состоянии. Ведь одновременно с открытием новых ДМШ курсы и студии создавались при Домах народного творчества, клубах, Домах и Дворцах культуры, Домах пионеров. Некоторые из них по набору специальностей и материальной базе превышали возможности музыкальных школ — подобные студии с классами скрипки и фортепиано работали, в частности, при Дворце культуры металлургов в Сталинске и клубе меланжевого комбината в Барнауле. Дефицит преподавательских кадров был столь велик, что с целью хоть немного исправить ситуацию тридцати лучшим учащимся ДМШ № 1 Новосибирска в 1939 г. была дана возможность досрочно окончить школу [Шуряк, 1988, с. 121]. Коллектив той же школы, возглавлявшейся профессором А.Ф. Штейном и М.А. Невитовым, совмещавшим директорство с должностью инспектора отдела народного образования Западно-Сибирского края, а затем Новосибирской области, взял на себя функцию регионального научно-методического центра. Каждую весну здесь проходили конференции и семинары, собиравшие музыкантов-педагогов со всей Западной Сибири [Музыкальная..., 1997, с. 114].

Нехватка преподавательских кадров во многом объяснялась «болезнью роста». Однако нельзя не усмотреть здесь и «след» проводившихся в стране репрессий, коснувшихся и самых заметных в сибирском регионе представителей музыкального образования и воспитания. «Как же руководят школой?» вопрошала в 1937 г. «Алтайская правда», критикуя действительно серьезное положение, сложившееся в тот период в Барнаульской школе им. А. Глазунова. И тотчас находит ответ: «Продолжительное время в школе орудовал наемник троцкистско-буха-ринской нечисти, враг народа Марцинковский. Вся его подлая работа была направлена на срыв развития искусства в нашей стране. Враг народа заглушал молодые таланты, умышленно задерживал их рост» (Алтайская правда. 22 декабря 1937). (Речь в данном случае шла о человеке, закладывавшем основы музыкального образования на Алтае еще в 1920-е гг. - З.С.)

Более других разрушительные последствия репрессий ощутило на себе Томское музыкальное училище: только в 1937 г. были арестованы 18 его преподавателей и учащихся [Музыкальная..., 1997, с. 115], что фактически подкосило коллектив. «Педагогическим составом, — отмечалось в отчете за 1938 / 1939 г., — училище укомплектовано недостаточно. Нужны (имелись в виду преподаватели соответствующих специальностей. — З.С.): скрипач, трубач, волторнист, тромбонист, флейтист, гобоист, преподаватель методических дисциплин. Кроме того, в училище только один педагог-теоретик» (ГАТО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 6. Л. 1). Поскольку в следующем учебном году кадровая ситуация только ухудшилась (помимо незанятых должностей, вакантными стали также места преподавателей по гармонии и истории музыки, анализу музыкальных произведений, методике детского музыкального воспитания), училище покинуло 90 % учащихся (Там же. Л. 1). Остальные, судя по отчету за 1939 / 1940 учебный год, основное время уделяли не столько учебе, поскольку обучать их фактически было некому, сколько внеучеб-

ной работе, успев за год дать более 130 выездных концертов (Там же. Л. 2). С арестом не только лучших преподавателей, а в их лице и высокопрофессиональных исполнителей, составлявших немногочисленные музыкально-творческие силы Томска, качество «училищных» концертов значительно снизилось, а с ним — и уровень музыкальной жизни города.

Образовавшийся в середине 1930-х гг. и в последующем лишь обострявшийся по тем или иным причинам дефицит кадров в системе музыкального образования Западной Сибири перестал быть проблемой в процессе эвакуации в регион значительного числа музыкальных работников, пополнивших не только местные концертные коллективы и организации, но и преподавательский состав училищ и школ. Только в штат Томского музыкального училища были зачислены 12 прибывших в город педагогов, в том числе композиторы, музыковеды, пианисты, скрипачи, многие из которых ранее трудились в московских, ленинградских, киевских и одесских училищах и консерваториях, совмещая преподавание с индивидуальным или коллективным концертированием. 15 преподавателей, в своем большинстве также выступавших до того на концертной сцене, укрепили педагогический коллектив Омского училища, которым с июля 1941 по 1946 гг. руководила московский педагог музыкант И. Марголина. Четверо из них пополнили фортепианное отделение, трое - класс скрипки, пять - класс вокала. Удалось «закрыть» также музыкально-педагогический и теоретический циклы, курс музыкальной литературы [Музыкальная..., 1997, с. 154, 158]. В Кузбассе к преподаванию в музыкальных школах привлекались не только эвакуированные сюда музыкальные педагоги, включая работавших в Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, но также актеры, режиссеры и оркестранты Московской оперетты, Николаевского и Черниговского музыкально-драматических театров. В меньшей степени этот процесс коснулся Алтайского края, где эвакуированных педагогов могла принять лишь ДМШ им. А. Глазунова [Мохонько, 1996, с. 19].

Во всех перечисленных и аналогичных случаях удавалось решить триединую задачу: восполнения кадровых потерь, которые в последние предвоенные годы и в начале войны понесли музыкальные учебные заведения; трудоустройства эвакуированных музыкальных педагогов и исполнителей; продолжения обучения оказавшихся в Сибири учащихся музыкальных школ и училищ, расположенных в оккупированных или прифронтовых районах страны. Не исключено, что именно благодаря эвакуации в Западную Сибирь большого числа преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений, необходимости дать работу одним и возможность продолжить учебу другим удалось сохранить оба местных музыкальных училища и все ДМШ, имевшиеся здесь в довоенные годы и находившиеся одно время под угрозой закрытия.

В наиболее сложном положении оказалось Томское училище, решение о ликвидации которого Новосибирский облисполком принял 11 августа 1941 г., одновременно с постановлением о переводе всех имевшихся в области детских музыкальных школ на хозрасчет, что, помимо прочего, означало возложение платы за обучение на плечи родителей (ГАНО. Ф. 1376. Оп. 1. Д. 42. Л. 109). «Остаться в живых» училищу позволило Постановление С НК СССР от 25 августа того же года, обязавшее Новосибирский облисполком отменить свое решение двухнедельной давности (Там же. Л. 131). Училищу лишь пришлось «покинуть помещение», которое было передано Комиссариату торговли, а затем возвращено в таком состоянии, что заниматься в холодное время приходилось в пальто, шапках и рукавицах, а инструментальные уроки проводить на квартирах преподавателей.

Тогда же здание Омского училища отошло областной прокуратуре, а Новосибирской музыкальной школы № 1 — военному госпиталю. Лишились своих помещений также Кемеровская и Прокопьевская ДМТТТ [Марченко, Шейхот, 1977. с. 294; Мохонько, 1996, с. 10]. В условиях прекратившегося государственного финансирования в сложном положении оказались руководители музыкальных школ, которым на скудные средства, полученные в виде платы за обучение, было необходимо не только обеспечивать выплату зарплаты, но и ремонтировать помещения и инструменты, закупать уголь и дрова.

В целом, однако, изменения, происходившие в сфере музыкального образования Западной Сибири в начальный период войны и продолжавшиеся в дальнейшем, были однозначно позитивными. Помимо беспрецедентного укрепления кадрового состава музыкальных школ и училищ, здесь даже было отмечено нетипичное для военного времени расширение сети образовательных учреждений. Сначала в Томске, а начиная с осени 1943 г. и вплоть до реэвакуации в Новосибирске шли занятия на музыкальном отделении Ленинградского театрального института (ГАНО. Ф. 1450. Оп. 1. Д. 19. Л. 10). На основе классов скрипки и фортепиано перебазированной в Ленинск-Кузнецкий Ленинградской школы искусств в городе была открыта пятая в Кузбассе детская музыкальная школа, в которой учился будущий известный советский композитор А. Петров. С помощью эвакуированных музыкальных работников такая же школа появилась в г. Куйбы-шево Новосибирской области (ГАНО. Ф. 1376. Оп. 1. Д. 96. Л. 17). Серьезные качественные изменения наблюдались и в местной преподавательской среде. Высокий уровень профессионализма эвакуированных педагогов способствовал значительному повышению квалификации ранее работавших здесь преподавателей музыки. Как посредством передачи опыта «из рук в руки», так и путем организации методических курсов и семинаров, проводившихся, в частности, на базе Омского музучилища. В круг «семинаристов» входили и руководители самодеятельных коллективов — подобное, к примеру, практиковала барнаульская музыкальная школа, при которой был открыт постоянно действующий семинар руководителей хоров («Алтайская правда». 1942. 18 апреля). Внедрение обновленных учебных планов и программ, апробированных ранее в учебных заведениях европейской части страны и в разумных пределах приближенных к консерваторским, позволило повысить качество профессиональной подготовки выпускников училищ. В ряде случаев была расширена организационная структура учебных заведений. В Томском училище открылось отделение общего музыкального образования, в Омском — курсы для взрослых и отдельно для демобилизованных [Музыкальная..., 1997, с. 158, 159].

Таким образом, в последнее предвоенное пятилетие, а затем и в годы войны ситуация в системе начального и среднего музыкального образования Западной Сибири характеризовалась преимущественно поступательными процессами, применительно к данной сфере отличающими этот период от предшествующих лет. Несмотря на типичные трудности военного времени, в наибольшей мере отразившиеся на материальной базе музыкальных учебных заведений, удалось сохранить не только систему в целом и все ее учреждения, но и прирастить имевшийся до войны потенциал, что в последующем явилось основой для создания в регионе полноценной трехзвенной системы музыкального образования, окончательное оформление которой пришлось на середину 1950-х гг.

Список сокращений

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО).

2. Государственный архив Томской области (ГАТО).

Библиографический список

1. Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. / Институт истории СО РАН. Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири». 2009. Т. 2. 808 с.

2. Марченко Ю.Г., Шейхот М.Г. Из истории музыкальной культуры Сибири в военные годы // Сибирь в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1977. С. 292-295.

3. Мохонько А.П. Кузбасс музыкальный. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 386 с.

4. Музыкальная культура Сибири: очерки: в 3 т. Т. 3: Музыкальная культура Сибири XX века. Кн. 1: Музыкальная культура Сибири с 1917 г. до середины 1950-х гг. XX в. Новосибирск: Изд-во НГК им. М.И. Глинки, 1997. 240 с.

5. Шуряк М.Г. Особенности развития музыкальной культуры в Западной Сибири в предвоенные годы // Художественная культура Сибири: особенности освоения и развития. Новосибирск: Наука, 1988. С. 120-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.