ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ В РОССИИ
Г.Р. АХМИЕВА,
старший преподаватель,
кафедра «Экономика и управление в нефтяной и газовой промышленности», Грозненский государственный нефтяной институт, 364902, Грозный, пр-т Революции, 21, ГСП-2
Российский рынок нефтепродуктов характеризуется исторически сложившейся региональной монополизацией и отсутствием объективных ценовых индикаторов. В этих условиях возникает необходимость в его регулировании с целью создания оптимальной системы нефтепро-дуктообеспечения.
Ключевые слова: рынок нефтепродуктов; регулирование рынка; вертикально интегрированная нефтяная компания; нефтяная биржа.
Коды классификатора ^БЬ: Q34, Q43.
Роль и значение рынка нефтепродуктов определяются экономической структурой и состоянием хозяйства региона, его специализацией. Для российских регионов функционирование указанного элемента рыночной структуры остается определяющим в обеспечении социально-экономических потребностей населения. Основной вклад в формирование регионального продукта чаще всего обеспечивают именно отрасли, использующие сырьевые ресурсы, находящиеся на территории регионов. Таким образом, без цивилизованного внутреннего рынка нефтепродуктов невозможен подъем производства в реальных секторах экономики. Под цивилизованным внутренним рынком понимается рынок, ориентированный на удовлетворение внутреннего потребительского спроса, на качественное нефтепродуктообеспечение, учитывающее интересы потребителей в возможности приобретения нефтепродуктов нужного им ассортимента и качества, в нужное время и в нужном месте.
Следует отметить, что процесс формирования рыночно-ориентированной системы нефтепродуктообеспече-ния Российской Федерации протекал не совсем гладко. Монополизированный внутренний рынок нефтепродуктов, унаследованный от советской эпохи, фактически определял темпы инфляции, постоянно раскручивая инфляционную гонку цен. Усиливающаяся конкурентная борьба не всегда способствовала повышению качества нефтепродуктов и обслуживания потребителей. К имеющимся недостаткам советской организации нефтепродуктообеспе-чения добавились проблемы, порожденные неорганизованным рынком. В этих условиях появилась настоятельная потребность в оптимальной организации нефтепродуктообеспечения, так как негативные тенденции, сложившиеся на рынке нефтепродуктов подрывали рост экономики отраслей народного хозяйства регионов [1].
Способствовать созданию цивилизованного внутреннего рынка были призваны отечественные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Они создавались в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей.
Первая ВИНК появилась в ноябре 1991 г. — НК «ЛУКОЙЛ». В 1992-1996 гг. были созданы еще шесть ВИНК — ЮКОС, «Сургутнефтегаз», Сибирско-дальневосточная нефтяная компания (СИДАНКО), «Славнефть», ОНАКО и Тюменская нефтяная компания (ТНК). Башкирия и Татария создали собственные, региональные вертикально интегрированные компании — «Башнефть» и «Татнефть».
Достаточно быстрое и успешное становление вертикально интегрированных компаний свидетельствовало о значительных преимуществах этой формы организации деятельности финансовых и промышленных компаний [3, 7].
Однако интеграция привела к возникновению проблем в сфере координации производства и сбыта нефтепродуктов, возникших вследствие укрупнения организаций и территориальной отдаленности нефтеперерабатывающих предприятий от головных нефтяных компаний.
Следует отметить, что территориальная концентрация нефтепереработки при значительной географической рассредоточенности потребителей нефтепродуктов вызывает рост издержек обращения и требует использования новейших технологий в области нефтепродуктообеспечения. К тому же высокий уровень экономической концентрации и наличие вертикальной интеграции обусловливают основные барьеры для входа и осуществления рентабельной деятельности на рынках нефтепродуктов.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются:
♦ ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработке нефти;
♦ ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы;
♦ ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов;
♦ наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов;
♦ наличие у ВИНК большого административного ресурса;
♦ высокие первоначальные затраты.
Подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНК, наносит ущерб эффективности самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния раз-
© Г.Р. Ахмиева, 2009
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА.
177
личных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов способствует недоверию между ВИНК — каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит [9, 10].
Таким образом, сложившаяся система нефтепродуктообеспечения характеризуется недостаточным уровнем развития конкуренции, низкой эффективностью антимонопольного регулирования, отсутствием должных мер со стороны государства при установлении потребительских цен на нефтепродукты.
В этих условиях возникает объективная необходимость проведения такого антикризисного мероприятия, как регулирование внутреннего рынка с целью изыскания и реализации резервов ресурсосбережения и создания экономических механизмов заинтересованности субъектов рынка в надежном и экономичном нефтепродукто-обеспечении.
Антикризисное регулирование внутреннего рынка нефтепродуктов затрагивает целый комплекс пока не полностью решенных научно-экономических проблем. К таким проблемам относятся:
• сочетание централизованных и децентрализованных начал при регулировании рынка нефтепродуктов;
• кратко-, средне- и долгосрочное прогнозирование потребительского спроса на нефтепродукты с учетом территориальных особенностей внутригодовых колебаний его объемов;
• комплексное нормирование товарных и производственных запасов в районах потребления нефтепродуктов как условие формирования спроса и предложения на региональных рынках, отвечающих заданному уровню надежности нефтепродуктообеспечения;
• непрерывный мониторинг показателей конъюнктуры рынка нефтепродуктов в целях оптимизации корпоративного планирования поставок и перевозок нефтепродуктов;
• информационно-аналитическое и правовое обеспечение корпоративных и государственных служб маркетинга, ответственных за энергетическую безопасность регионов и страны, а также за экономическую эффективность нефтепродуктообеспечения;
• разработка экономических механизмов заинтересованности субъектов рынка в ускорении оборачиваемости оборотных средств за счет рационализации перевозок нефти и нефтепродуктов с учетом наиболее эффективной координации работы различных видов транспорта.
Решению этих и некоторых других экономических проблем может способствовать использование уже созданного в нашей стране научного потенциала в области рационализации процессов обращения нефтепродуктов. Дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований по ресурсосбережению в сфере обращения, адаптация их результатов к современным условиям хозяйствования будут способствовать становлению внутреннего рынка нефтепродуктов, маркетинговой ориентации нефтяной промышленности и энергетической безопасности регионов и страны в целом [4, 5].
При этом важной задачей является снижение цен на продукцию и услуги нефтяной промышленности до уровня, близкого к минимально необходимым издержкам производства и обращения. Ценообразование на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке характеризуется непрозрачностью, использованием ВИНК трансфертных цен внутри своей группы лиц. ВИНК имеют возможность переносить центр прибыли в любой сегмент рынка, что дает им возможность осуществлять ценовое давление на независимых участников рынка на всех его сегментах [2].
Одно из перспективных направлений по регулированию рынка нефтепродуктов — улучшение ассортимента продукции. Спрос на рынке сегодня резко изменился в пользу высокооктановых бензинов и дизельного топлива за счет снижения потребления мазута и 76-го бензина.
Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что для развития системы нефтепродуктообеспечения важное значение имеет также создание нефтяной биржи. Организованная торговля нефтью способствует улучшению структуры рынка, и, как следствие, — защите потребителя от необоснованных колебаний цен, а также преодолению олигополистических тенденций на рынках нефти, которые могут приводить к сговору, согласованным действиям, либо совместному доминированию.
В течение десяти последних лет нефтяные компании противодействовали формированию биржевых торгов. Вопрос ставился неоднократно, но постоянно блокировался, в том числе на ведомственном уровне. После введения оборотных штрафов и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства деятельность ВИНК в этом направлении активизировалась.
Со второго полугодия 2008 г. нефтяные компании начали торговать на биржах и электронных торговых площадках (ЭТП). В 2009 г. нарастающим итогом, включая октябрь 2009 г., объем реализованных нефти и нефтепродуктов на биржах и ЭТП составил 5420 тыс. тонн, в т.ч.:
❖ электронная площадка на Еой. ги — 4050 тыс. т;
❖ электронная торговая площадка ОАО «Газпром нефть» (на базе платформы Еой. ги) — 80 тыс. т;
❖ межрегиональная биржа нефтегазового комплекса — 700 тыс. т;
❖ СПбМТСБ — 222 тыс. т;
❖ биржа «Санкт-Петербург» — 105 тыс. т.
Реализация нефтепродуктов в рамках биржевой торговли создает условия для рыночного ценообразования нефтепродуктов, бесперебойного снабжения регионов топливными ресурсами, дальнейшему развитию малого предпринимательства как в секторе добычи нефти, так и розничном нефтепродуктообеспечении, повышению эффективности и прозрачности деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса посредством выявления экономически обоснованного уровня цен, создания эффективного механизма минимизации рисков и условий для обоснованного исчисления налогооблагаемой базы, эффективного расходования бюджетных средств.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
178
Г.Р. АХМИЕВА
ЛИТЕРАТУРА
1. Бинатов Ю.Г. Экономика нефтяного комплекса: ретроспективы, современность, прогнозы / Ю.Г. Бинатов, А.А. Пельменева, Л.И. Ушвицкий. Ставрополь: СевКавГТУ, 2005.
2. Богданов О. Состояние цен на внутреннем нефтяном рынке России / О. Богданов // Минтоп. 2005. № 1. С. 16-18.
3. Иршинская Л.И. Конкурентоспособность и стратегии вертикально-интегрированных нефтяных компаний / Л.И. Иршинская. М.: ЗАО Издательство Экономика, 2004.
4. Колядов Л.В. Антикризные направления становления внутреннего рынка нефтепродуктов / Л.В. Колядов // Нефть, газ и бизнес. 2000. № 2. С. 33-35.
5. Митрофанов А.Ю. Регулирование внутреннего рынка нефтепродуктов: научно-методические и правовые аспекты (аналитический обзор) / А.Ю. Митрофанов, Л.В. Митрофанова. М.: Нефть и газ, 2003.
6. Немкова О.В. Стратегический обзор российских компаний / О.В. Немкова, А.М. Пасечкин // Экономические стратегии. 2006. № 5-6. С. 36-49.
7. Становление российского рынка нефтепродуктов: экономические проблемы и пути их решения: Реф. обзор / РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. М.: Нефть и газ, 2000.
8. Шафранник, Ю.К. О факторах, определяющих перспективы развития нефтяного комплекса России / Ю.К. Шафранник // Нефтяное хозяйство. 2005. № 4. С. 10-13.