Научная статья на тему 'Формирование системы реализации углеводородных ресурсов на товарных биржах РФ'

Формирование системы реализации углеводородных ресурсов на товарных биржах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ БИРЖА / БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / СПОТОВЫЙ РЫНОК / ДВОЙНОЙ АУКЦИОН / ОПТОВЫЙ РЫНОК НЕФТИ / НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Ю. Н.

Рассмотрены вопросы, связанные с реализацией в РФ нефти, нефтепродуктов и газа на товарных биржах и электронных торговых площадках. Дан анализ современного организационно-экономического механизма биржевой торговли углеводородными ресурсами. Сформулированы факторы, определяющие развитие, а также проблемы, сдерживающие рост в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING SYSTEM OF HYDROCARBON RESOURCES REALIZATION ON STOCK EXCHANGE IN RUSSIA

The problems connected with oil, oil products and gas trade in Russia on the commodity exchange and e-marketplaces are considered in the paper. The analysis of modern economical-organizing mechanism of hydrocarbon mineral resources commodity exchange trading is given. The factors defining development are formulated as well as the problems keeping from increasing in this sphere.

Текст научной работы на тему «Формирование системы реализации углеводородных ресурсов на товарных биржах РФ»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ РФ

Рассмотрены вопросы, связанные с реализацией в РФ нефти, нефтепродуктов и газа на товарных биржах и электронных торговых площадках. Дан анализ современного организационно-экономического механизма биржевой торговли углеводородными ресурсами. Сформулированы факторы, определяющие развитие, а также проблемы, сдерживающие рост в данной сфере. Ключевые слова: товарная биржа; биржевая торговля; спотовый рынок; двойной аукцион; оптовый рынок нефти, нефтепродуктов и газа

Рынок нефти до начала 70-х гг. ХХ в. являлся одним из наиболее монополизированных в мировой торговле. Резкая дестабилизация и дезинтеграция рынка нефти, произошедшая под влиянием смены конкуренции с горизонтальной на вертикальную в 70-х гг. XX в. стимулировало появление новых форм торговли нефтью.

В конце 70-х гг. ХХ в. возникли и впоследствии резко расширились биржевые операции с жидким топливом, сначала на Нью-Йоркской товарной, и позже, с середины 80-х гг., на Лондонской международной нефтяной биржах, являющихся основными центрами торговли фьючерсными нефтяными контрактами.

Трансформация рынка осуществлялась в направлении от долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью (рынок «спот»), и далее к форвардным и фьючерсным сделкам, т.е. от сделок с наличной нефтью к сделкам с нефтяными контрактами. В итоге, к концу 1980-х гг. сформировалась мировая система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном тремя центрами (Нью-Йорк — №УМБХ, Лондон — 1РЕ, Сингапур — 81МБХ) и работающая в 24-часовом режиме.

На долю операций с фактической поставкой нефти и нефтепродуктов приходится всего 1—2 % общего числа совершаемых на бирже сделок. Остальная часть — биржевые операции с фиктивным товаром, т.е. сделки по хеджированию (страхованию ценовых рисков), а также спекулятивные операции [6, 7].

В международной биржевой торговле нефтью выделяют три основных маркерных сорта: Brent (для Лондонской биржи), Dubai (для Сигапурской биржи), Западно-техасская смесь (для Нью-Йоркской биржи). Масштаб биржевых операций с нефтяными контрактами на эти сорта нефти не только многократно превышает уровни их добычи, но сопоставим в ряде случаев с объемами мировой добычи нефти.

Так, объем операций на фьючерсном рынке с нефтью Dubai в 4 раза превышает объем физической добычи нефти этого сорта и составляет около полутора процентов мировой добычи нефти. Объем операций на фьючерсном рынке с нефтью Brent в 55 раз превышает объем физической добычи нефти этого сорта и составляет 61 % мировой добычи нефти. Объем операций на фьючерсном рынке с западнотехасской нефтью в 133 раза превышает объем физической добычи нефти этого сорта и на 60 % — объем мировой добычи нефти [6, C. 15].

Доминирующим с точки зрения установления цен на нефть является именно биржевой рынок, несмотря на то, что объем его фактического товарооборота в расчете на фактические поставки нефти составляет менее 1 % от общего объема международной торговли нефтью [6, С. 16].

Существование трех географических центров биржевой торговли, наряду с развитием информационно-коммуникационых технологий обеспечили глобализацию мирового рынка нефти. Формирование единого информационного пространства мировой нефтяной промышленности позволяет увеличивать временные горизонты фьючерсных торгов. Если на начальных этапах биржевой торговли фьючерсные котировки выставлялись на период от трех до шести месяцев, то в настоящее время данный период расширился по отдельным товарным позициям на рынке жидкого топлива до шести лет.

В ряду основных проблем и задач развития нефтегазового комплекса РФ в настоящее время выделяют регулирование естественных монополий и развитие внутренних рынков нефти и нефтепродуктов. Первая проблема связана со снятием барьеров развития отрасли, обусловленных естественными монополиями и снижением либо недопустимостью роста тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Для решения второй проблемы необходимо выполнение следующих задач [6, 7]:

1. Развитие конкуренции и устранение тех посредников, которые выполняют спекулятивные функции при реализации нефти и нефтепродуктов.

2. Возможность реализации остатков нефти и нефтепродуктов добывающих предприятий на открытых торгах. Нереализованные объемы нефти и нефтепродуктов, остающиеся после выполнения обязательство по долгосрочным договорам, экспортным контрактам, осуществления поставок в государственный резерв должны реализовываться с соблюдением принципов конкурсности.

3. Стимулирование и развитие биржевой торговли, а также формирование рынка производных финансовых инструментов, базовыми товарами для которых являются нефть и нефтепродукты.

4. Размещение путем проведения биржевых торгов государственных заказов на нефть и нефтепродукты.

5. Создание стимулов для участия предприятий нефтегазового комплекса в биржевой торговле.

Таким образом, эволюция внутренних рынков нефти и нефтепродуктов РФ напрямую связана с развитием биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

В настоящее время для закупок и поставок нефти, газа и нефтепродуктов в РФ функционируют три товарно-сырьевых биржи, а также ряд торговых площадок. Торги осуществляются на биржах: НП «МБНК», ЗАО «СПбМТСБ», ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург». За последние три года объем биржевых торгов нефтепродуктами вырос более чем в 3 раза и составляет 9,6 % поставок на внутренний рынок (рис. 3). Перечень нефтепродуктов, торгуемых на биржах, включает в себя: авиационный керосин, дизельное топливо, бензин 76 и 80, топочный мазут М-100.

Главной проблемой биржевой торговли углеводородным сырьем изначально являлись малые объемы торгов. По данным первой половины 2009 г., в сумме на трех вышеуказанных биржах реализовывалось немногим более 100 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц при общероссийском объёме производства около 15 млн тонн в месяц. На торги выставлялось менее 1 % выпускаемых нефтепродуктов [1]. Результаты сделок с таким незначительным объёмом не могли оказывать давления на внутренний рынок и служить ценовым индикатором для всего рынка.

Основные объемы нефтепродуктов реализуются в настоящее время на НП «МБНК» и ЗАО «СПбМТСБ» (табл. 1).

На долю ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» приходится 2,6 % продаж нефтепродуктов. По отдельным видам продукции доля продаж данной биржи составляет от 0,3 % (авиакеросин) до 5,7 % продаж (топочный мазут).

7,87

2,2

2008 2009 2010

Рис. 1. Динамика объемов биржевых торгов нефтепродуктами в РФ [9, С. 16]

Таблица 1

Показатели биржевых торгов нефтепродуктами за 2010 г. [2, С. 69]

Автобен- зин Авиа- керосин Дизельное топливо Топочный мазут Всего

Реализация нефтепродуктов на биржах, тыс.т.

Биржевой рынок НП «МБНК» Доля на биржевом рынке, % ЗАО «СПбМТСБ» Доля на бирже -вом рынке, % 2130,10 844.3 39,6 1261.3 59,2 1161,9 158.8 13,7 998.9 86,0 2641,0 1064.8 40,3 1494.9 56,6 1494,4 646.2 43.2 763,0 51,1 7562,3 2815,9 37.2 4552,1 60.2

Средний объем сделки, тыс.т.

НП «МБНК» ЗАО «СПбМТСБ» 0,182 0,356 0,304 1,046 0,270 0,470 1,102 1,711 0,282 0,554

В качестве поставщиков нефтепродуктов через систему биржевых торгов НП «МБНК» в настоящее время выступают все ведущие нефтяные компании: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Альянс Ойл», ОАО «НК «Русснефть», ТАИФ-НК. Доля ВИНК в общем объеме реализации нефтепродуктов на биржах составляет 88,31 % [9, С. 16].

Таблица 2

Сравнительные показатели издержек участников биржевых торгов в 2010 г. [2, С. 70]

Показатель \ биржа НП «МБНК» ЗАО «СПбМТСБ»

Стоимость участия в торгах, тыс. руб. Стоимость терминала Биржевая комиссия Гарантийное обеспечение, % Бесплатно Первый терминал бесплатно, последующие — 1 000 руб. в мес. 0,1 % от суммы сделки 5 Клиентам (участие в торгах через брокера ) — бесплатно; Разовый посетитель на 6 месяцев — 50; Постоянный посетитель на 1 год — 700; Постоянный член одной секции — 3000; Постоянный член всех секций — 6000. Подключение терминала — 15000 руб. Ежемесячная плата — 9000 руб. 0,06 % без учета клиринга От 5 до 15 в зависимости от контролера

Торги нефтепродуктами осуществляются на условиях поставки франко-станция отправления НПЗ компаний. В торгах принимают участие более 270 компаний — потребителей и трейдеров.

Условия торговли на указанных биржах отличаются по ряду показателей (табл. 2).

Отмечается, что несмотря на развитие биржевого спотового рынка нефтепродуктов, дальнейшая работа должна вестись в направлении построения срочного рынка, т.е. рынка фьючерсных контрактов на нефтепродукты [11, С. 80].

В середине декабря 2010 г. ЗАО «СПбМТСБ» начала торги поставочными фьючерсными контрактами на летнее дизельное топливо. В ноябре 2010 г. были опубликованы основные параметры данного контракта. В свете актуальности внедрения электронных технологий в процессы торговли можно отметить, что в сентябре 2010 г. ЗАО «СПбМТСБ» начала электронные торги фьючерсными контрактами на нефтепродукты.

Фьючерсы предполагают поставку товаров железнодорожным транспортом с НПЗ, расположенных в Москве, Ярославле,

Нижнем Новгороде, а также с группы НПЗ, расположенных в Самарской области. Объем минимальной партии составляет 60 т, цена контрактов, исчисляемая в рублях за тонну, привязана к базису «железнодорожная станция Владимир» [2, С. 70].

Поставочный фьючерсный контракт позволяет нефтяным компаниям более эффективно планировать будущее производство, сбытовую программу и финансовые потоки, а государственным, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям-потребителям — страховать риски от резких колебаний оптовых цен на нефтепродукты» [11, С. 78].

Сделки на биржевых торгах осуществляются по технологии непрерывного двойного встречного аукциона. Такая технология, дает возможность для двух участников в процессе одной торговой сессии многократно корректировать введенные в торговую систему заявки по цене и объему. Непрерывный двойной аукцион позволяет отразить реальное положение спроса и предложения на биржевых торгах и обеспечивает движение цены в обе стороны (на повышение и понижение). В ходе торгов устанавливается рыночная цена на нефтепродукты.

Отмечается, что биржевая торговля нефтепродуктами с 2008 по 2010 гг. приобрела организованный характер и стала ликвидной. Биржевые цены в ряде случаев отражали реальное состояние оптового рынка нефтепродуктов. Товарные биржи стали площадками, на которых независимые трейдеры могут напрямую и без ограничений по регионам поставки закупать оптовые партии нефтепродуктов у ВИНК [2, С. 69].

Региональные рынки газа развиваются по сходным с нефтью, объективно обусловленным сценариям с соответствующими лагами запаздывания по сравнению с этапами развития рынка нефти и с более поздним переходом к конкурентному этапу [4, С. 53].

В ряде документов, посвященных основным мерам по реформированию газовой отрасли РФ, обозначены следующие стратегические приоритеты реформирования газовой отрасли: формирование новых принципов построения рынка газа; ценообразование и контроль за влиянием роста цен газа на потребителей; организационные и структурные преобразования; изменения системы транспортных тарифов; создание новых условий поставки газа на экспорт; оптимизация системы налогообложения [5, С. 218].

Отмечается, что объективной предпосылкой перехода к конкурентной организации рынка газа является наличие соответст-

вующей газовой инфраструктуры, обеспечивающей множественность выбора между поставщиками и потребителями [4, С. 54]. На этапе начального развития рынка газовые контракты заключаются между индивидуальными производителями и потребителями, так как система газоснабжения находится в процессе формирования. На данном этапе происходит освоение крупных месторождений. Для более быстрой окупаемости издержек по строительству газопроводов потребители также должны быть крупными либо концентрироваться в рамках малой территории (коммунально-бытовой сектор крупных городов), и поставки таким потребителям должны быть стабильными и долгосрочными, что обеспечивает снижение риска поставки (табл. 3).

При переходе к стадии развития происходит смена видов контрактов. По мере развития рынка и наращивания предложения газа развивается инфраструктура газоснабжения, усиливается конкуренция, появляются различные пути доставки газа на рынок (как механизм снижения риска поставки) и появляется множество поставщиков. Это способствует росту объемов спотовой торговли, приводящей к снижению цен на рынке избыточного предложения [4, С. 54].

На стадии интенсивного развития рынка монопольная форма его организации утрачивает возможности эффективного развития, и происходит ее замена на конкурентную форму организации рыночного пространства, цель которой — снижение издержек и повышение эффективности во всех звеньях энергетической газовой цепочки. На данной стадии начинают преобладать краткосрочные и разовые сделки, создавая предпосылки для организации торговли газовыми контрактами на бирже (т.н. торговля «бумажным» газом). Цены долгосрочных контактов привязаны к биржевым котировкам, играющим роль индикатора рынка.

В трудах исследователей вопросов реформирования газового рынка указывается, что реформа рынка газа в РФ предполагает необходимость введения нескольких режимов доступа к газотранспортной системе и обеспечения их мощностей единой системой газоснабжения [5, С. 223]:

• долгосрочный доступ, представляющий особый интерес для масштабных производителей газа, нуждающихся в гарантированной доступе;

• доступ на период длиной в один год (может основываться на квотном принципе);

• доступ на основе краткосрочных соглашений (включая доступ, сопровождающий спотовые сделки).

Характеристика стадий развития газового рынка

Показатели Стадии развития рынка

Начальная Развитие Интенсивное развитие

Месторождения крупные крупные, начало крупные, сред-

освоения сред- ние и мелкие

них и мелких

Инфраструктура нет развивающаяся развитая

Поставщики и крупные, растет количест- множество

покупатели единичные во поставщиков крупных и

и покупателей, мелких по-

появляются мел- ставщиков и

кие покупатели покупателей

Заключаемые только долго- преобладают преобладают

контракты срочные долгосрочные, краткосрочные

появляются и разовые, со-

краткосрочные храняются

долгосрочные

Инструменты стабильные увеличение пу- множество пу-

снижения риска долгосрочные тей доставки тей доставки

поставок поставки

Инструменты стабильные краткосрочные краткосрочные,

снижения цено- долгосрочные поставки разовые постав-

вого риска поставки ки, биржевая

торговля при

сохранении

долгосрочных

поставок

При анализе концепций реформирования газовой отрасли РФ отмечалось также, что основной целью рыночных преобразований является переход к свободному рынку торговли газом, на котором должна преобладать газовая биржа. В качестве причин, по которым рынок нуждается в бирже, указываются учет физических балансов и всех заключаемых контрактов, а также контроль за направлениями реализации газа [5, С. 220].

Как видно из вышеизложенного, процесс реформирования газового рынка подразумевает, кроме прочего, расширение использования краткосрочных торговых сделок при реализации газа, а также использование таких каналов оптовых продаж как товарная биржа.

В настоящее время на рынок газа начинает оказывать все большее влияние спотовая торговля сжиженным газом. За последние 2 года объем торгов газом по контрактам с поставкой на следующий день на европейской энергетической бирже ЕЕХ увеличился в 12 раз [13]. Цена газа на спотовом рынке складывается исходя из соотношения спроса и предложения, являясь значительно более низкой, чем цена газа на обычном рынке. По мнению специалистов, роль спотовой торговли газом будет расти и к 2020 г. ее объем на Европейских рынках может расшириться до 25 %.

Начало биржевых торгов сжиженным углеводородным газом (СУГ) в РФ относят к маю 2010 г. Данные торги с использованием биржевых технологий были осуществлены в рамках совместного проекта НП «МБНК» и ЗАО «Сибур — Газсервис» по реализации СУГ, производимых на предприятиях группы СИБУР. На первых биржевых торгах было реализовано свыше 1 тыс. т. СУГ, а к августу 2010 г. объем ежемесячной реализации СУГ составил 383 т. Регулярные продажи СУГ осуществляются в настоящее время также на ЗАО «СПбМТСБ».

Актуальность формирования с помощью биржевой торговли независимого ценового индикатора для внутреннего рынка СУГ и необходимость развития законодательной базы газомоторного топлива определяет перспективы развития организованной биржевой торговли СУГ.

Наличие перспектив развития конкурентной торговли СУГ обусловливается тем, что производство и рынок сжиженного газа на современном этапе не развиты, не являются масштабными и имеют огромный потенциал для роста. В частности, ОАО «Газпром» рассматривает возможность строительства завода по сжижению природного газа в Мурманске для сбыта газа Штокмановского месторождения и завода по сжижению газа на Ямале, сырьевой базой для которого станет газ Харасавейского месторождения [14, С. 167].

На сегодняшний день также крупными предприятиями газовой отрасли прорабатывается вопрос о создании биржи газа. Для решения данного вопроса необходимо, чтобы Правительство РФ ускорило процесс принятия постановления о выделении объемов газа для торговли на электронной торговой площадке и на бирже.

В сентябре 2010 г. на ЗАО «СПбМТСБ» состоялись первые в истории РФ биржевые торги нефтью, добываемой малыми и средними нефтяными компаниями. В процессе торгов было реализовано 4,2 тыс.т нефти с дальнейшей поставкой трубопроводным транспортом на НПЗ центрального региона РФ. В конце 2010 г. на НП «МБНК» были аккредитованы 4 малых и средних нефтяных компании: «Уральская нефтяная компания», «Богатов-ская сервисная компания», «Нефтьинвест», «Гала Форм».

Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения объемов сбыта продукции предприятий минеральносырьевого комплекса через систему биржевых торгов. Так, Правительством РФ предлагается увеличить объемы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15 % от объемов нефтепродуктов, производимых каждым нефтеперерабатывающим заводом, работающим в стране, в том числе не входящим в систему вертикально интегрированных компаний. По имеющимся данным, требование о реализации на бирже 15 % нефтепродуктов в настоящее время выполняют ОАО «ТНК-ВР холдинг» (19,7 %) и ОАО «НК «Роснефть» (16 %). Соответствующие показатели некоторых других предприятий нефтегазового сектора: ОАО «Сургутнефтегаз» — 14,5 %; ОАО «Газпром нефть» — 12,7 %; ОАО «НК «Лукойл» — 6,7 %) [12].

Также планируется привлечь на биржу бюджетные организации и установить обязательный для них объем государственных закупок в размере не менее 50 %. При этом предполагается, что торги по указанным объемам будут проходить на ЗАО «СПбМТСБ» [8].

Несмотря на интенсивное развитие объемов биржевой торговли, отмечается, что организация данного способа реализации нефти, газа и нефтепродуктов в настоящее время не оптимальна. В частности, на биржах не соблюдается принципа анонимности биржевых торгов, что не позволяет говорить о прозрачном и объективном ценообразовании. Полная анонимность возможна только при торговле беспоставочными фьючерсными контрактами. Причинами отсутствия анонимности является то, что основные объемы нефтепереработки сосредоточены на заводах ограниченного числа крупных компаний, а также большое расстояние между НПЗ, находящимися в различных регионах РФ. В настоящее время на биржах в основном продается реальный товар с указанием базиса

поставки (определенный НПЗ), а следовательно, существует возможность определения производителя и продавца [11, с. 79].

Факторами, определяющими развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, в настоящий момент являются:

• законодательное обеспечение биржевой деятельности;

• обеспечение возможности удовлетворения спроса на нефть и нефтепродукты на бирже при закупках для государственных нужд;

• развитие конкуренции между биржами;

• интенсивная поддержка со стороны государственных органов.

Проблемами, сдерживающими развитие биржевой торговли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нефтью и нефтепродуктами, в настоящее время являются:

• случаи создания искусственного дефицита участниками рынка нефтепродуктов;

• рост количества нарушений законодательства в процессе осуществления сделок на бирже;

• разнонаправленное развитие товарных рынков, в частности рынка нефтепродуктов, и законодательства в области регулирования деятельности товарных бирж.

По оценкам экспертов, в РФ для начала формирования на основе биржевых котировок общепризнанного ценового индекса достаточно продавать через биржу ежедневно 3-5 тыс. т нефтепродуктов. Вышеприведенные данные по биржевой торговле (табл. 3) свидетельствуют, что в настоящее время объемы торговли превышают названную цифру: среднесуточное количество проданных на биржевом рынке нефтепродуктов в течение 2010 г. составляло около 21 тыс. т.

Отмечается, что оптимальным вариантом формирования общего ценового индекса может стать соединение трех существующих бирж в единую торговую систему для роста объемов транзакций, расширения количества участников торгов и географии базисов поставок. Кроме того, использование совместного опыта позволит создать прозрачный механизм спотовых сделок и срочных торгов [10, С. 66].

Кроме биржевой торговли нефтепродуктами, в РФ достаточно самостоятельно развивается спотовая торговля данными товарами через ЭТП. Такой способ реализации нефтепродуктов является новым, но быстро развивающимся. Наиболее известными ЭТП на сегодняшний день являются открытые в 2006 г. ЭТП еОй и ЭТП «Газпромнефти» [3, С. 26].

Основное отличие первой из указанных ЭТП от товарной биржи в отсутствии проведения операции клиринга. Участники рынка отмечают удобство предлагаемых услуг: используя базу данных транспортных тарифов, торговая система самостоятельно производит расчет возможных вариантов поставки нефтепродуктов, выбирая наиболее эффективные. Кроме стоимости транспортировки система учитывает расходы на погрузку и разгрузку товара, а также таможенные сборы в случае осуществления экспортных поставок. Месячные объемы реализации ЭТП еОіІ составляют более 300 тыс. т нефтепродуктов.

ЭТП «Газпромнефти» является, по мнению участников рынка, наиболее совершенной системой электронных торгов нефтепродуктами в РФ» [3, с. 26].

В основу разработки ЭТП «Газпромнефти» легли следующие принципы:

• аукционность торгов;

• открытость, прозрачность и независимость;

• доступность;

• полное исключение вмешательства человеческого фактора в ход торгов.

Электронные торги отличаются высокой доступностью для участников: для регистрации потенциальный участник должен представить учредительные документы согласно утвержденному ЭТП списку и пройти проверку службы безопасности площадки.

ОАО «Газпромнефть» реализовало через ЭТП с апреля 2008 г. по февраль 2010 г. свыше 286 тыс. т нефтепродуктов на сумму более 4,7 млрд руб., что в среднем составляет от 3 до 9 % общего реализуемого компанией объема нефтепродуктов. Наибольшие объемы продаж приходятся на мазут и дизельное топливо, наименьшие — на бензины. Месячные объемы реализации ЭТП еОіІ составляют 20-30 тыс. т нефтепродуктов. Наибольшие объемы продаж приходятся на мазут и дизельное топливо, наименьшие — на бензины» [3, С. 27].

Нефтяная и газовая биржи, наряду с ТЭС, ГРЭС, АЗС, газораспределительными организациями, оптовыми посредниками и различными сервисными компаниями, должны входить в состав организационной структуры формирующихся отраслевых кластеров [14, С. 125].

Данная статья является результатом проведения научноисследовательской работы, выполняемой в рамках программы по поддержке научной школы НШ 64826.2010.6 «Формирование организационно-экономического механизма устойчивого развития МСК России на основе инновационного подхода».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами // Нефть, газ и фондовый рынок. 18 мая 2009 г.

2. Гусев Д. Два претендента на одну роль // Нефть России. 2011. №3. С. 68-71

3. Завьялов Д. Выводили нефть на биржу... // Нефть России. 2010. №5. С. 24-27

4. Ильинский А.А. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития / Ильинский А. А., Мнаца-канян О.С., Череповицын А.Е. — СПб.: Наука, 2006. 474 с.

5. Ильинский А.А. Проблемы устойчивого развития системы газоснабжения Российской Федерации / Ильинский А.А., Волков Д.И., Череповицын А.Е. — СПб.: НЕДРА, 2005. 292с.

6. Конопляник А.А. Мировой рынок нефти: возврат эпохи низких цен? (Последствия для России). — М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2000. 127 с.

7. Моргунов Е., Папава И. Развитие ценовых инструментов функционирования нефтяного рынка России // ЭКО. 2006. №9. С. 130-145

8. Отаринская Г., Политаев А. Бюджетные организации будут закупаться на бирже // РБК^аПу. 18.02.2011

9. Почему бензин дорог? // Нефтегазовая вертикаль. 2011. №7. С. 14-20

10. Савельев К. В поисках ценового индекса // Нефть Росии. 2010. №1. С. 62-66

11. Савельев К. Куплю-продам, недорого отдам // Нефть Росии. 2010. №11. С. 78-81

12. Старинская Г. Нефтяники ограничивают биржевую торговлю топливом // РБК^аЛу. 04.02.2011

13. Сумленный С. Отказались от святого // Эксперт. 2010. №8 (694). С. 48-49

14. Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса / А.Е. Череповицын. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2008. 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.