Научная статья на тему 'Основные результаты научно-исследовательской работы института педагогики и психологии профессионального образования в 2005 году (по материалам доклада на ученом Совете института)'

Основные результаты научно-исследовательской работы института педагогики и психологии профессионального образования в 2005 году (по материалам доклада на ученом Совете института) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Гузел Валеевна, Ибрагимов Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные результаты научно-исследовательской работы института педагогики и психологии профессионального образования в 2005 году (по материалам доклада на ученом Совете института)»

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2005 ГОДУ (по материалам доклада на Ученом совете института)

Г.В. Мухаметзянова, академик РАО Г. И. Ибрагимов, член-корр.РАО

Новые приоритеты в деятельности российского государства, переход от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях, усиливают роль науки в развитии страны, требуют более интенсивной интеграции науки и производства, науки и образования. Современная наука непосредственным образом влияет на содержание, уровень и качество образования. Педагогика - практикоориентированная наука, т.е. наука об образовательной практике. Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО в течение ряда лет ведет исследования по различным проблемам профессионального образования.

В 2005 году исследования проводились по 14 темам, входящим в подпрограмму «Подготовка специалистов среднего звена в соответствии с запросами личности и потребностями рынка труда в условиях модернизации образования».

Раскроем полученные результаты по каждой теме НИР.

В рамках темы «Теоретико-методологические основы планирования и реализации инновационных образовательных процессов в системе среднего профессионального образования в условиях модернизации образования» (научный руководитель - академик РАО Г.В. Мухаметзянова) выявлено, что совершенствование управления средним профессиональным образованием предполагает не только наличие стратегий опережающего развития, но и инновационных механизмов их реализации. Инно-

вационные стратегии развития требуют включения СПО в качестве полноправного субъекта в стратегии социального и экономического развития, что означает неразрывную связь развития СПО с политикой в области занятости и развития рынков труда, а также с задачами построения общества, основанного на знаниях.

Разработаны принципы разноуровневой интеграции учреждений профессионального образования: общественногосударственный характер деятельности субъектов образовательных процессов и управления его качеством, наличие системообразующего фактора в виде государственного образовательного стандарта, многоуровневость построения, многовариантность организационных и технологических решений на разных уровнях системы образования.

По теме «Научное и методическое обеспечение системы управления качеством образовательного процесса в профессиональной школе» (научный

руководитель - член-корр. РАО Г.И. Ибрагимов) разработана концепция педагогического управления качеством образовательного процесса в ССУЗ, опирающаяся на современные методологии (системно-динамическая теория деятельности, маркетинговый, многомерный, синергетический, полипарадигмальный,

квалиметрический, компетентностный

подходы) и раскрывающая цели (стратегические, тактические, оперативные), принципы, содержание, критерии и орга-

низационно-педагогические условия и механизмы эффективного управления качеством подготовки специалистов.

Обоснована многомерная педагогическая система внутриссузовского управления качеством профессионального образования как целостного процесса, проявляющегося в объединении управленческих подсистем, направленных на формирование специалиста, отвечающего требованиям к качеству его подготовки со стороны государства, производства, общества, личности обучающегося. Система представляет собой сложную организационно-педагогическую структуру, основанную на принципе дуальности организации и управления, которая определяет две взаимодополняющие подсистемы - подсистему обеспечения качества в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и подсистему развития качества в соответствии с обновляющимися требованиями рынка труда, обучающихся, родителей, общества.

Выявлен комплекс организационнопедагогических условий, способствующих эффективности педагогической системы образовательного процесса в ССУЗ: использование руководителями системно-динамического, многомерного и других подходов, предусматривающих рассмотрение управление качеством профессионального образования как сложной системы, объединение множества разрозненных действий участников образовательного процесса в единую систему взаимосвязанной деятельности; достижение гармоничных, согласованных действий руководителей, педагогов и обучающихся путем создания гибкой организационной структуры на основе принципа функциональной корреляции; многоуровневый квалиметрический мониторинг, постоянное изучение и анализ факторов, влияющих на качество профессионального образования в колледже, непрерывный поиск возможностей повышения эффективности управленческого и образовательного процессов; научно-методи-

ческое сопровождение деятельности персонала ССУЗ, непрерывная забота руководителя учебного заведения о создании благоприятных материально-техничес-

ких, финансовых, организационных и морально-психологических условий работы для всего педагогического и обслуживающего персонала колледжа; развитие эффективной системы социального партнерства.

По теме «Модернизация содержания и технологий гуманитарной подготовки педагогов нового поколения в системе непрерывного профессионального образования» (научный руководи-тель-к.п.н. Ф.М. Кадырова) - обоснованы принципы модернизации содержания и технологий гуманитарной подготовки (личностная ориентированность с установкой на доминантность интеллигентности педагога, динамизм гуманитарной подготовки, интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки и другие). Разработаны требования и механизмы реализации научно-методического обеспечения гуманитарной подготовки педагогов нового поколения, выделены целевые, ценностные, содержательные, процессуальные и диагностические требования к разработке и структуре научнометодического обеспечения (НМО) гуманитарной подготовки; выявлены основные механизмы реализации НМО гуманитарной подготовки в системе педагогического образования, проведена их дифференциация по трем группам: информационные, коммуникативные, практикоориентированные.

Сильной стороной лаборатории гуманитарной подготовки является традиционно сложившаяся связь с практикой СПШ, методическими объединениями по истории, литературе, иностранному языку. Следствием этого является их востребованность системой СПО. В немалой степени этому способствует и то, что лаборатория уделяла в текущем году серьезное внимание задаче научно-методического обеспечения гуманитарной подготовки учителя нового поколения. Логика

исследования лаборатории такова, что большинство сотрудников принимали участие в решении каждой их трех задач по теме НИР. Такой подход предъявляет высокие требования к разработке общей концептуально-теоретической базе исследования, которая должна обеспечивать возможность получения целостной картины стройности концепции лаборатории. Резервы лаборатории связаны как раз с этой стороной исследования. Необходимо выделить новые функции педагогической деятельности преподавателя ССУЗ, определить педагогические и дидактические механизмы непрерывности педагогического образования и затем уже изучать конкретные вопросы динамики гуманитарной подготовки в педагогических вузах.

Среди сотрудников, которые в целом все активно работали, можно выделить к.п.н., ведущего научного сотрудника Тихонову Л.П. Резервы - у Кадыровой Ф.М., которой необходимо в следующем году представить докторскую диссертацию.

По теме «Педагогические основы моделирования опережающей общепрофессиональной и естественноматематической подготовки в профессиональной школе» (научный руководитель - к.п.н., доцент Щербаков В.С.) разработаны теоретические основы педагогического моделирования, обоснованы принципы разработки современных опережающих технологий в профессиональном образовании: нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов самореализации соответствующих педагогических систем; адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям; потенциальной избыточности учебной информации.

Выделен ряд продуктивных моделей опережающей подготовки студентов в системе профессионального образования: профессионально-ориентированные модели, опережающий потенциал которых определен будущей профессиональной

деятельностью; предметные (или дисциплинарные) модели, реализующие потенциал опережения в рамках учебной дисциплины привлекая современное научное знание; деятельностно-имитационные

модели, формирующие элементы уме-ниевого комплекса будущих профессиональных компетенций. Разработано учебно-методическое обеспечение опережающей математической подготовки, включающее учебные пособия по математике для студентов ССУЗ педагогического профиля и студентов вузов экономического профиля.

Самой сильной стороной лаборатории естественно-математической и общепрофессиональной подготовки является неплохая связь с практикой системы СПО, которые, однако, в последний год несколько ослабли. В частности, менее заметной стала работа сотрудников с предметными метод. объединениями (по физике, математике, химии, общепрофессиональным дисциплинам).

Разрабатываемая тема - крайне актуальная и одновременно сложная.

Отчет по теме исследования является в этом году промежуточным, что означает наличие возможностей для снятия имеющихся пробелов. Эти пробелы были обозначены на отчете и сводятся они к следующему: нужно выделить основные признаки опережающей подготовки студентов; необходима инвариантная, общая модель опережающего обучения, которая бы развивалась в конкретных технологиях опережающего обучения по предметам ЕМ и ОП цикла; следует определить среди выделенных принципов опережающего обучения такие специфические принципы, которые бы отражали напрямую идею опережения; лаборатории нужно разработать свою оригинальную технологию опережающего обучения.

Среди сотрудников мы бы выделили такую труженицу как к.п.н, старшего научного сотрудника Семакову В.В. Она «звезд с неба не хватает», однако поставленные перед ней задачи решает на достаточном научном уровне.

По теме «Воспитание социальноориентированной личности в системе профессионального образования» (научный руководитель д.п.н., профессор В.Ш. Масленникова) определены содержание и структура психологопедагогической модели социально-

ориентированной личности, основанной на системно-синергетической концепции воспитания, интегрирующей системнофункциональный, системно-ролевой и аксиолого-отношенческий подходы. Разработана модель профессионального воспитания социально-ориентированной

личности, состоящая из содержания,

форм, методов, условий и критериев эффективности этого процесса. Ядром содержания профессионального воспитания социально-ориентированной личности

является формирование ценностного отношения к профессиональным ценностям, профессиональному труду в целом, отражающее степень включенности выпускника в систему социально-ценностных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Выделены приоритетные условия профессионального воспитания: создание социокультурного воспитательного пространства; психолого-педагогическая помощь, сопровождение и поддержка в профессионально-личностном становлении выпускника, его социально-профессиональной ориентированности; утверждение стиля диалогического (партнерского) взаимодействия в воспитательнообразовательном процессе.

Формы и методы профессионального воспитания студента классифицированы в четыре группы: рефлексивные, ценностные, проективные и комплексные.

В лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики не все работают одинаково успешно. В этом году весьма бледно выглядел отчет к.п.н Угаровой Н.М. Не по задачам подготовил отчет Курганов А. И наоборот, прибавил в своем отчете к.п.н Павлинов А. Очень неплохо представила результаты своих исследований новая сотрудница Шамсут-

динова В.Р. По содержательной части отсчета лаборатории следует иметь в виду, что речь идет о воспитании будущих специалистов и поэтому необходимо усилить акцент на отражении в модели выпускника и процессе воспитания профессионально значимых свойств, личности.

По теме «Психологические основы формирования социальных представлений у студентов ССУЗ и вузов (научный руководитель - д.пс.н. Б.С. Алишев) уточнены ценностные типы личности: гуманистически-рациональный, меркантильный, микросоциальный, социальногедонистический. Выделено большое количество лиц с маргинальными системами ценностей.

Разработаны и апробированы методики выявления личностных тенденций к эгоизму - альтруизму, доминированию -зависимости, индивидуализму-коллективизму.

Изучены представления студентов ССУЗ и ВУЗ о содержании ценностных категорий «свобода», «справедливость» и «добро». Изучено соотношение идеальных и реальных представлений студентов об их жизненном и профессиональном будущем. Выявлены тенденции идеального представления молодыми людьми своего будущего: 1) желание получать блага с минимальной затратой собственной энергии и труда;

2) желание удовлетворять потребности на максимально высоком уровне;

3) желание жить максимально разнообразно и увлекательно;

4) противоположное желание жить очень устойчиво и стабильно. Несмотря на то, что юношам и девушкам хотелось бы добиваться всего с меньшими затратами, они понимают, что достичь чего-то можно лишь преодолевая препятствия, прикладывая собственные усилия.

В лаборатории психологии в целом все работают достаточно активно. Трудно кого-то выделить, но можно бы отметить к.пс.н. Белоусову А. Как позитив отметим также то обстоятельство, что в лаборатории разрабатываются оригинальные ме-

тодики исследования социальных представлений. Это вклад в методологию психологии. Вместе с тем, необходимо изучать социальные представления студентов о наиболее актуальных именно сегодня ценностях, например, ответственность, гражданственность и др. Кроме того, каждому сотруднику в своих отчетах желательно выделять возможность, роль и место полученных социальнопсихологических результатов для улучшения системы профессионального образования. Еще одно пожелание - перейти от изучаемых социальных представлений «вообще» к их адресному, монографическому исследованию в каком-либо одном учебном заведении.

По теме «Модернизация технологий специальной и практической подготовки студентов в высшей и средней профессиональной школе в условиях социального партнерства» (научный

руководитель- д.п.н. Е.А. Корчагин) выявлено состояние и классифицированы технологии специальной и практической подготовки студентов. В специальной подготовке - это педагогические технологии на основе: сочетания функционального и личностного подходов к процессу обучения; активизации и интенсификации деятельности студентов; эффективности организации и управления процессом обучения; методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.

В практической подготовке - это практико (производственно) ориентированные технологии: целевая индивидуальная подготовка специалистов, системы производственного обучения, дуальное обучение, контекстное обучение и другие.

Разработана концепция практикоориентированной технологии обучения студентов в профессиональной школе, в основе которой лежит социальное партнерство учебного заведения с предприятием.

Разработана методика проектирования технологий, обеспечивающих качест-

во подготовки специалистов для наукоемких производств. В качестве приоритетного основания в методике выступает взаимодействие со сферой труда, обеспечивающее значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, установление связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать. Такое взаимодействие является эффективным механизмом приближения профессиональной подготовки специалистов к условиям их будущей работы, что особенно важно в условиях быстрых экономических и социальных перемен.

Определены основные требования к проектированию технологий специальной и практической подготовки специалистов для предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

В лаборатории специальной и практической подготовки из числа сотрудников можно выделить отчет д.т.н. Матухи-на Е.Л., в котором были выявлены новейшие требования современного наукоемкого производства к специалистам с высшим техническим образованием. В частности, акцентировано внимание на необходимость формирования у студентов образного мышления, умения видеть и читать гипертексты. У большинства остальных сотрудников требования научноемкого производства к специалистам среднего и высшего звена либо не выделены, либо не обоснованы. Поэтому и задача по разработке методики проектирования технологий проектирования подготовки специалистов для наукоемких производств выполнена без должного обоснования.

Другое пожелание - не смешивать технологии специальной (теоретической) и практической подготовки. У них разные цели, содержание, формы и методы. Еще на одно обстоятельство обратим внимание. Среди выходов лаборатории значится концепция «Практикоориентированная технология обучения студентов», однако данная концепция уже опубликована в

2004 году. Возникает вопрос: зачем было ставить задачу и планировать «выход» уже опубликованной работы?

По теме «Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в отечественной теории и практике профессионального образования» (научный руководитель - д.п.н. Т.М. Трегубова) выявлен адаптационный образовательный потенциал конструктивного зарубежного опыта профессиональной подготовки компетентных специалистов педагогического, технического профиля и социальной сферы и определены основные направления его использования для повышения качества отечественного профессионального образования: внедрение основных концептуальных идей синхронных изменений в развитии системы профессионального образования; учет особенностей вариативной подготовки компетентных специалистов в странах Евросоюза и США; трансформация содержания профессиональной подготовки с учетом расового, этнического, тендерного многообразия; применение инновационных технологий подготовки конкурентоспособных специалистов с ориентацией на развитие личности студента при их выборе и использовании; широкое применение модульной организации обучения и различных ее модификаций, дающих возможность гибкого и оперативного реагирования на потребности личности и общества.

Определены и обоснованы организационно-деятельностные и социальнопедагогические группы условий организации международного сотрудничества и даны научно-методические рекомендации по его развитию.

В лаборатории по изучению зарубежного опыта профессионального образования - все сотрудники состоятельны как исследователи. В этом году мы бы выделили к.п.н. Масалимову А.Р. Однако, хотя задачи и решены, тем не менее есть проблемы и трудности концептуального плана. Лаборатории в качестве стратеги-

ческой цели необходимо рассматривать не столько возможности использования зарубежного опыта, сколько поиск условий и механизмов органичного вхождения системы профессионального образования России в международное образовательное пространство. Кроме того, есть еще резерв в том, что необходимо выявлять новейшие тенденции, неизвестные у нас технологии, методы, формы профессионального образования. А для этого, конечно, сотрудникам в рамках своей тематики, необходимо хорошо знать состояние отечественной теории и практики профессионального образования.

По теме «Педагогическое проектирование содержания профессионально ориентированной информационно-

компьютерной подготовки в средней и высшей профессиональной школе» (научный руководитель - д.п.н. Г.И. Кирилова) разработаны теоретические основы проектирования содержания профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки для средней и высшей профессиональной школы, в рамках которых обеспечивается последовательная детализация с позиций динамичности во времени и в пространстве. Динамичность во времени, как специфическая особенность проектирования профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки, раскрывается в обновлении объектной сферы информационной деятельности (расширение числа объектов, на которые направлена профессионально-ориенти-

рованная информационная деятельность, переносе механизмов освоения и применения информационных технологий на новые объекты) и в динамичности функциональной стороны информационной деятельности (освоение новых методов работы с информацией, внедрение в профессиональную деятельность новых информационных технологий).

Динамичность в пространстве раскрывается на федеральном, региональном и отраслевом уровнях и обеспечивается в рамках непрерывности как внешних, так

и внутренних для учебного процесса информационных потоков в условиях развития единой информационной среды. Проектирование содержания, соответственно формируется в рамках инвариантного, вариативных и отраслевых блоков подготовки.

Выделены особенности проектирования содержания профессиональноориентированной информационно-

компьютерой подготовки специалиста в средней и высшей профессиональной школе, детерминированные уровнями исходной информационно-компьютерной подготовки педагогов и студентов.

В лаборатории информатизации профессионального образования сотрудники работают на достаточно высоком уровне. В лаборатории есть своя оригинальная концепция, формируются основы теории профессионально-ориентированной компьютерной подготовки. Очень хорошая связь с практикой. Разрабатываются электронные кейсы по курсам компьютерной подготовки. В то же время имеют место определенные несоответствия задач и выводов. Кроме того, в лаборатории мало публикаций в центральной печати.

По теме «Теоретико-прикладные основы общекультурного развития личности в системе среднего и высшего профессионального образования»

(научный руководитель - д.п.н. И.А. Ив-лиева) выявлены особенности концептуального построения модели системы общекультурного развития личности. Определены организационно-педагогические условия эффективной реализации модели общекультурного развития личности в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: усиление культурологической направленности содержания образования; скоординированность целей функционирования систем базового и дополнительного образования, обеспечивающая целостность и непрерывность общекультурного развития личности будущего специалиста; выведение социально-культурной среды учебно-

го заведения из пассивного состояния и превращения ее в стркутурно-образующий фактор общекультурного развития личности обучающегося и др.

По теме «Модернизация содержания и технологии непрерывного педагогического образования» (научный

руководитель - к.п.н., старший научный сотрудник Н.А. Читалин) осуществлен анализ состояния непрерывного педагогического образования, который показал следующее: несмотря на большое количество работ в области непрерывного педагогического образования, до сих пор не уделяется должного внимания разработке структуры и содержания целостной подготовки учителей в системе «школа-ссуз-вуз-аспирантура-ФПКП». Нет сквозных алгоритмов управления педагогическим образованием. Существует и «оправдывается» неверная точка зрения об отказе от целенаправленной подготовки учителей для средних школ, от педагогического образования, как самостоятельной отрасли, в пользу дополнительной профессиональной психолого-педагоги-ческой доводки бакалавров, подготовленных другими вузами;

В лаборатории проблем высшего образования тема выполняется первый год. Несмотря на достаточно большой объем выполненной работы, лаборатории рекомендовано обратить внимание на необходимость найти свою нишу в непрерывном педагогическом образовании. В этой связи выйти на проблему «обеспечения» непрерывности педагогического образования. Сегодня педагогическое образование должно быть приведено в соответствии с изменившимися идеями, содержанием, формами педагогической деятельности. Кроме того, следует расширить выборку исследования, не ограничиваясь только территорией Казани и РТ.

По теме «Технология экологической подготовки студентов высшей технической школы» (научный руководитель - академик РАО Г.В. Мухаметзя-нова) дана характеристика экологического и технического образований и история

Высшее образование

их слияния в высшей технической школе. Представлены важнейшие тенденции ее развития (широкое применение математического моделирования в биосфере и техносфере, усиление эколого-экономи-ческой подготовки в высшей технической школе и широкое внедрение информационных технологий).

Обоснованы принципы организации непрерывной экологической подготовки студентов в высшей технической школе: комплексности; непрерывности; универсальности.

Разработаны учебные и учебнометодические пособия для студентов инженерных специальностей с ориентацией на формирование у них экоцентрической картины мира. Создано электронное пособие по безопасности жизнедеятельности (раздел промышленной экологии), электронное пособие по природопользованию.

По теме «Сочетание дистанционного и традиционного обучения в высшей профессиональной школе»

(научный руководитель - к.т.н. Ю.А. Баскаков) выявлено, что существуют различные классификации моделей. Выделена классификация основных организационных типов структур университетского дистанционного обучения. Определены

модели организации учебного процесса и интеграция очных и дистанционных форм обучения; сетевое обучение: автономные сетевые курсы; информационнопредметная среда; сетевое обучение и кейс-технологии; дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения.

Кейсо-тьюторская модель дистанционного обучения реализуется в филиалах и представительствах вузов.

Анализ результатов НИР по критерию опубликованные работы (за 2004-

2005 гг.) показывает, что в целом динамика положительная по числу и объему печатной продукции. Так, если в 2004 году было опубликовано всего 55 научных работ, то в 2005 - уже 113. При этом следует отметить существенный рост по количеству монографий (2 - в 2004 году и 6 - в 2005 году), учебных пособий (с 2 до 5) и статей (с 34 до 89). Что касается объема научной продукции, то и здесь имеем рост с 213,7 п.л. в 2004 году до 295,0 п.л. в 2005 году.

Представленные основные результаты НИР Института и их анализ есть необходимая основа для развития Института в новых социально-экономических условиях, характеризующихся позитивными сдвигами в отношении государства к науке и образованию.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГУМАНИТАРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.В. Мухаметзянова, директор ИПППО РАО, академик РАО, д.пед.н., профессор

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определено, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, российской идентичности, духовности и культуре, толерантности, спо-

собности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности, что составляет основу гуманитарного компонента образования.

Хорошо известно, что инкультура-ция формирует индивида в качестве «продукта» культуры данного сообщества, закладывает в его память оценочные и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.