Научная статья на тему 'Научное обеспечение системы среднего профессионального образования'

Научное обеспечение системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное обеспечение системы среднего профессионального образования»

-уководите-работников

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

и'гние учреж-¿а.-:ом. регио-нях; ирования и КТТО:

ое финан-

Е--1ЛЬНОГО фи-

ГТО:

I сюеспечения сиювательных

Г.В. Мухаметзянова, директор Института среднего профессионального образования РАО, академик РАО

о органи-гджмента.

•шруем но-« и норма-образова-гос\ дарствен-образования соответствую-3 этой связи ботку за-е и соуч-поддержи-вательного !v мнению, -ормативные находятся в базой в об-L социаль-"иинтересова-норматив со средним 1ием на 10 лит иметь по объемам формирования на одно-

серьезный I для решения вов учеб-ги для ускорежима вы-эго, интен-из мировых сионального

Концепция модернизации российского образования предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования (СПО), в возрастание его значимости необходимость качественного обновления его содержания -объективная закономерность, связанная с повышением научно-технического уровня производства, изменением профессионально-квалификационной структуры рынка труда, всей социально-экономической системы. В соответствии с этим

Решение задачи приоритетного развития СПО, безусловно, требует соответствующего финансового, материально-технического. нормативно-правового, организационного, учебно-методического и кадрового обеспечения. Важное место в ряду выделенных условий занимает и научное обеспечение развития системы СПО. Решением этой задачи сегодня занимается Институт среднего профессионального образования РАО - головное научное учреждение в этой области.

Институт ведет исследования в соот-ветстви 1 с комплексной академической программой "Профессиональное образо-

вание в современном развивающемся обществе" по подпрограмме "Подготовка специалистов среднего звена в соответствии с запросами личности и потребностями рынка труда" (научный руководитель - академик РАО Г.В. Мухаметзянова). В ее рамках разрабатываются одиннадцать- тем, тесно связанных с основными идеями Концепции модернизации. Раскроем основные результаты, полученные в ходе их разработки.

В Концепции модернизации образования провозглашен тезис о поддержке инновационных школ и других "точек роста" в образовании. В этой связи в Институте в рамках исследования по теме «Стратегии и основные тенденции развития среднего профессионального образования в новых социально-экономических условиях» разработаны (П.Ф.Анисимов, В.М.Демин, В.П.Юдин. О.Р.Клюева и др.) принципы планирования инновационной образовательной среды СПО (непрерывности инновационного образования, демократизации, фундаментализации и др.). Показано, что опережающее инновационное образование ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на готовность к освоению новых знаний, которые обеспечивают профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника СПО.

Разработана информационно-

логическая модель управления педагогической деятельностью в условиях внедрения инноваций. Ее особенность - опора на общее информационное пространство. Выделены требования к успешно функционирующей системе управления.

Ключевой идеей Концепции является и мысль о новом качестве образования, которое предполагает ориентацию на международные стандарты, требования рынков труда разного уровня (федерального, регионального, местного). В ходе разра-

ботки темы "Мониторинг и оценка качества подготовки специалиста со средним профессиональным образованием"

(научный руководитель - член-корр. РАО Г.И.Ибрагимов) получен ряд интересных данных о подходах к классификации понятий "оценка", "оценка профессиональной деятельности специалистов среднего звена"; теоретические знания об общих принципах отбора критериев оценки качества; научно-методические знания об обеспечении мониторинга и оценки качества подготовки специалистов. В частности, установлено, что к настоящему времени не разработана единая научно обоснованная система критериев и показателей оценки качества подготовки специалистов среднего звена. Трудности в решении проблемы критериев связаны прежде всего с отсутствием теоретико-методологической базы, ориентированной на потребности личности, производства, государства и общества. Выявлено, что для практики средней профессиональной школы характерно узкопредметное видение критериев оценки качества, в то время как современная ситуация на рынках труда и образовательных услуг требует системного, многоуровневого и многоаспектного подхода.

Разработаны принципы отбора критериев оценки качества подготовки специалистов среднего звена, в числе которых: принцип коммутации, требующий выбора наименьшего числа элементов, чтобы была возможность управления ("бритва Ок-кама" - не умножай сущность); прингщп релевантности, требующий включения параметров исходя из их функциональной значимости; принцип достаточности наиболее существенных параметров, в соответствии с которым число параметров должно быть достаточным для обоснованного суждения о степени соответствия результатов контроля требованиям государственных образовательных стандартов и одновременно не затруднять процесс оценки результативности образования; принцип учета влияния на содержание и процесс подготовки специалистов объективных внешних факторов - запросов личности, потребностей рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.

Обосновано, что в новых условиях функционирования и развития средней профессиональной школы одним из ведущих интегративных критериев оценки качества специалиста становится развитие базисных квалификаций (ключевых компетенций). Ключевые компетенции должны составлять неотъемлемый компонент требований в образовательных стандартах всех уровней профессионального образования.

Анализ ГОС СПО второго поколения в части требований к уровню подготовки и минимуму содержания образования показал, что в общих требованиях к образованности выпускника заложены параметры личности, относящиеся к ключевым компетенциям. Проблема состоит в том, что в процессе мониторинга качества подготовки (текущего, рубежного, итогового) выполнение этих требований, степень соответствия результатов данным требованиям никто не выявляет. Очевидно, что эти требования должны быть заложены на каждом из уровней рассмотрения качества (проектный, реализационный, достигнутый).

В свете требования новой парадигмы образования личностной ориентированности, отраженной в Концепции модернизации, разработана комплексная теоретико-прикладная модель личностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ гуманитарного профиля (научный руководитель - член-корр.РАО Л.А.Волович). Личностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин складывается из нескольких маршрутных прерогатив и версий. Первая -идеологическая установка на мировоззренческий статус личности студента как активного субъекта государственных общественных отношений. Вторая - приобщение к множеству литературных и аудиовизуальных источников гуманитарных знаний из различных наук соответствующего типа, а также научение их анализировать, размышлять, делать социально значимые выводы. Третья - поддержка личностной позиции студента по различного рода поводам, ситуациям, социальным процессам, стремление аргументировать ее стилевые особенности, выразить уважительное отношение к поиску само-

Г-

Теория и методология

!ях стоятельной точки зрения и опоре на нее в устранению рассогласований на "образо-ей собственной жизненной судьбе. Четвертая вательных стыках" при переходе с одного ¡у. - научение вступать в тематическую дис- уровня на другой. Механизм согласования ки куссию с выражением личной точки зре- имеет вид алгоритма: анализ ГОС и выяв-ие ния и желанием найти объективно значи- ление пробелов на разных уровнях - со-мый ответ на различного рода проблемные гласование учебных планов и программ с гж_ версии возникающих полигуманитарных выделением в содержании образования гнт ситуаций. фундаментальных тем - профилизация их Обоснована поливариативная логика подготовки - отработка единообразного 30. взаимосвязи гуманитарных учебных дис- диагностического инструментария - об-циплин и базовых гуманитарных наук для суждение и коррекция деятельности взаи-шя средней профессиональной школы меди- модействующих учреждений. |и цинского, культурологического и педаго- В рамках обобщенной модели подгона. гического профилей. товки специалистов созданы подмодели ю- Исследования в рамках версии усиле- непрерывной естественно-ет- ния функционально-ролевого статуса лич- математической, общеспециальной, хими-им ностно ориентированного преподавания ческой, физической и экологической под-гуманитарных дисциплин в учебных заве- готовки в СПО. Имея общие компоненты »л- дениях медицинского, культурологическо- в инвариантной части (общие принципы го) го и педагогического профиля подтверди- моделирования и композиционная органи-м>- ли выводы о том, что ныне открыто дейст- зация модели), они обладают и специфи-и- вует личностно-протестный стиль отно- кой, которая обусловлена содержанием то ' шения молодых людей к исторически учебной дисциплины, ее местом и значите сложившимся социальным ценностям. мостью в структуре подготовки и другими ва Среди них - межпоколенческое недове- факторами, характером интеграции обра-г,- рие, семейный изоляционизм, группиро- зовательных учреждений различного

вочный меркантилизм и гуманитарная уровня,

■ы малограмотность, в том числе и валеоло- Известно, что одна из сильных сторон

гического характера. Отсюда и поиск но- системы СПО - это подготовка практико-

и- вого режима общения со студентами в ориентированных специалистов. Однако в

к- процессе гуманитарной подготовки с обя- последние годы ССУЗ испытывали нема-

го зательной установкой на интонацию вза- лые трудности в части организации эф-

ях имного доверия. фективной практической подготовки. В

ю- Одна из ключевых позиций Концеп- ходе разработки темы "Педагогические

и- ции модернизации - идея поиска разных основы содержания практической под-

моделей интеграции средней профессио- готовки в средней профессиональной

В- нальной школы с высшей и начальной школе в условиях реализации образова-

р- профессиональной школами. Данное на- тельных стандартов нового поколения"

правление разрабатывалось в ходе иссле- (научный руководитель - к.п.н.

в- дования темы "Непрерывная естествен- Е.А.Корчагин) выделены социально-

■к но-математическая и общеспециальная экономические условия, оказывающие

Б- подготовка студентов средних профес- влияние на содержание практической под-

5- сиональных учебных заведений в обра- готовки: информационная насыщенность

л- зовательном комплексе "ПУ - ССУЗ"" профессиональной деятельности, которая

IX (научный руководитель - к.п.н. придает ей интеллектуальный характер;

lb В.С.Щербаков). На основе изучения ре- увеличение удельного веса мелких и сред-

ш- ального опыта учебных заведений и тео- них предпринимателей, работников

ю ретического обобщения созданы модели управления и преимущественно умствен-

ка естественно-математической и общеспе- ного труда в целом, приводящая к инте-

я- циальной подготовки с учетом различных грации трудовых функций; децентрализа-

ь- вариантов и степени интегрированности ция производственной деятельности, ее

D- профессиональных учебных/ заведений: гибкая во времени организация и авто-

lb "ПУ - ССУЗ". "школа - ССУЗ", "ССУЗ - номность участников производственного

с- ПУ - ССУЗ". Особое внимание уделено процесса, что требует самостоятельности

и оперативности в принятии решений; сложность управления современными производственными, хозяйственными, социальными системами, опасность ошибок и просчетов, возможность выхода из-под контроля технических, природных и социальных процессов; повышение роли воспитательных и здравоохранительных функций в структуре общественного труда, предопределяющее значение в составе профессиональных требований к специалисту таких качеств, как широкий социальный кругозор, профессиональная компетентность, осознание зависимости личных интересов от удовлетворения общественных потребностей.

Установлено, что содержание традиционной модели практической подготовки составляют нормы целостной профессиональной культуры специалиста.

В современных условиях возникает необходимость в дифференциации проектирования подготовки. Соответственно предложены следующие модели ее содержания в СПШ:

- прагматическая модель, где в качестве системообразующих факторов, задающих структуру содержания практической подготовки, выступают технологическая схема производства и технология учебного процесса в ССУЗ;

- карьерная модель, в которой содержание практической подготовки определяется с учетом предполагаемой будущей индивидуальной карьеры специалиста;

- непрерывная модель - содержание практической подготовки предусматривает формирование у будущего специалиста развитой профессиональной деятельности. В результате такой подготовки ко времени окончания ССУЗ молодой специалист должен быть полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведенном ему месте в производственной системе.

В рамках темы "Проектирование и развитие сельских средних специальных учебных заведений в структуре образовательных комплексов" (научный руководитель - д.п.н., проф. П.Н.Осипов) выявлены состояние и тенденции развития ССУЗ сельхозпрофиля в новых социально-экономических условиях. Показано, что они представляют собой значительную

часть системы среднего профессионального образования России. Несмотря на действовавшие последние годы негативные факторы, они сохранились как самостоятельное звено в единой системе профессионального образования и получили свое дальнейшее развитие. В настоящее время в Российской Федерации 285 таких техникумов и колледжей или 11,2% от общего количества учебных заведений России. В них обучаются 259,4 тыс. студентов, из которых 183,5 тыс. человек (70,7% от общего контингента) получают избранную специальность по очной форме, а 75,9 тыс. человек учатся заочно без отрыва от производства. Число студентов, обучающихся с оплатой стоимости обучения, составляет 16,4%. В числе обучающихся по дневной форме доля лиц из сельской местности достигла в 1999 г. 70%. Число работников АПК, обучающихся по заочной форме, составляет 45,7% от контингента обучающихся.

Подготовка специалистов осуществляется по 38 специальностям, при этом 231 учебное заведение специализируется по сельскохозяйственным специальностям, 19 - по строительным, 16 - по специальностям пищевого профиля, 12 - мясомолочного, 7 - гидромелиоративного и землеустроительного профиля подготовки кадров специалистов.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод), в ведении которого находятся ССУЗ сельскохозяйственного профиля, оперативно прекращает подготовку кадров по отдельным, мало востребуемым производством специальностям; взамен в техникумах вводится обучение студентов по другим, более востребуемым специальностям. Подобные изменения ежегодно проводятся в 30-40 учебных заведениях.

Учебные заведения перешли на обучение по государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования по всем специальностям и формам обучения. Это дает положительные результаты. В сельскохозяйственных ССУЗ сегодня возросла успеваемость обучающихся до 96,7%. Качественная успеваемость, т. е. количество обучающихся только на "5" и "4", составляет 38,8%.

валь-и на гтнв-само-ШрО-чили ■шее ■ких Ь от пений сту-ювек кают фор-в без ■лов, буче-■шх-ююй Ькло иной генр

ггвля-231 ло гпш, ■ьно-кко-I эем-ковки

. - и : зе--'0-но

-ЛЬ-

ом

:ах

'М,

1о-: в

че-■ым 00-ор-ые УЗ \ся т. е. "5" и

Более трети выпускников (точнее, 35%) ССУЗ наряду с обязательной рабочей профессией, предусмотренной государственным образовательным стандартом, получают дополнительную квалификацию по профессиям электромонтер, водитель автотранспортных средств, тракторист-машинист, оператор машинного доения коров, лаборант агрохимического анализа и др.

Многие учебные заведения стремятся поддерживать связь с вузами, с которыми согласуются учебные планы по повышенному уровню подготовки студентов и заключаются договора о научно-методическом сотрудничестве. Студентов колледжей после окончания учебы вузы принимают на 2-3-ий курсы обучения.

Таким образом, имеются необходимые основания для заключения о том, что сегодня ССУЗ сельскохозяйственного профиля осуществляют многоуровневую многопрофильную контрактную подготовку специалистов для АПК.

Одним из реальных путей преодоления негативных процессов в ССУЗ сель-хозпрофиля является интеграция различного типа учебных заведений, позволяющая обеспечить универсальную подготовку кадров и их профессиональную мобильность. диктуемые переходом к рынку, т.е. формирование единого образовательного комплекса, включающего вузы, техникумы, сельхозлицеи, колледжи и курсы повышения квалификации на производстве. Основные преимущества единого образовательного комплекса, обеспечивающего создание системы непрерывного образования кадров, являются концентрация ресурсов, преемственность и скоордини-рованность обучающих программ, более рациональное использование контингента и. как следствие, большее соответствие содерл^ания образования реальным производственны м потребностя м.

Большое внимание в Концепции модернизации образования уделено проблемам формирования личности в учебных заведениях профессионального образования. В Институте вопросами научного обеспечения воспитательного процесса занимались даже тогда, когда эти проблемы были вне поля зрения государства. Поэтому создан солидный научный по-

тенциал, развиваемый сегодня в процессе разработки двух тем: "Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений" и "Средние профессиональные учебные заведения как системообразующий элемент социокультурной среды" (научный руководитель - д.п.н., проф. В.Ш.Масленникова). В ходе исследования разработана инвариативная программа воспитательной системы в ССУЗ, которая отражает идею осуществления воспитания целостной личности по трем интегрированным направлениям (подпрограммам ): професс ионал ьно-трудовое, гражданско-правовое и гражданско-патриотическое, культурно-нравственное воспитание. Реализация воспитательной системы в ССУЗ эффективна, если выполнены следующие условия: а) она отражает целостный воспитательный процесс, который представляет собой широкое многостороннее взаимодействие студентов с окружающей природно-социальной средой, на основе формирующейся системы социально-ценностных отношений; б) создается учебно-трудовой коллектив, объединяющий преподавателей и студентов на основе ценностно-ориентационного единства и выступающий полноценным самостоятельным субъектом организации учебно-воспитательного процесса на основе самоуправления; в) формируется социокультурное воспитательное пространство, представляющее из себя динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способную выступить интегрированным усилием социального развития личности студента ССУЗ, его личностной композиции социально-ценностных отношений.

Ориентация системы образования на удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг, и прежде всего студентов, объективно предполагает необходимость решения проблем психологического и социально-психологического обеспечения и сопровождения учебно-воспитательного процесса. Эта тема разрабатывалась под научным руководством д.психол.н. Б.С.Алишева. Объектом исследования бы-

ли преподаватели и студенты нескольких средних специальных учебных заведений г.г. Казани и Нижнекамска.

Выяснено, что учебно-познавательная активность студентов коррелирует с учебной мотивацией (р = 0,51) и с успеваемостью (р ~ 0.47). Выявлены конкретные факторы, влияющие на активность: неожиданное расширение или сужение контактного окружения (37,6%); образование временных неформальных групп во время занятия (23,4%); особенности возложения или снятия ответственности (11,7%); ситуации нарушения норм в группе (6,1%); ситуационное изменение социально-психологического статуса студентов (4,8%)

Проведенная диагностика формального и неформального статусов студентов в 14 учебных группах четырех средних профессиональных учебных заведений (всего 260 студентов) показала, что: а) учебные группы ССУЗ не являются сплоченными коллективами, микрогруппы малочисленны и в большинстве своем представлены парами, при этом даже в парах выборы часто не равноценны по иерархии, часто микрогруппы изолированы от других членов группы; б) в меньшей степени выражены близкие доверительные отношения, в большей, чем доверительные и приятельские, студентов связывают деловые отношения в рамках учебной деятельности.

Результаты исследования показали неустойчивый характер ценностно-мотивационной, целеполагающей, ориен-тировочно-прогнозной составляющих профессионального самоопределения многих студентов. Неустойчивая профессиональная направленность личности студентов проявлялась как в изменении объекта направленности (смене вида желаемой профессии), так и в изменении иерархии мотивов выбора конкретной профессиональной деятельности.

Проанализированы механизмы психогенеза эмоциональных состояний личности, влияющих на ее деятельность и формирование.

Интенсивные эмоциональные состояния (как позитивные, так и негативные) оказывают обратное влияние на действия студента в конкретных ситуациях и часто

способствуют не вполне адекватным поступкам, способным вызвать непрогнозируемые самим студентом ответные действия со стороны других участников взаимодействия, как это часто и происходит в реальности. Частое повторение такого варианта развития ситуаций взаимодействия приводит к появлению определенных изменений на личностном уровне в зиде формирующихся черт характера.

Все это предполагает необходимость обратить пристальное внимание в педагогическом управлении учебно-воспитательным процессом на межличностные аспекты всех взаимодействий между студентами и преподавателями, между отдельными студентами и их микросоциальными группами.

Российская система среднего профессионального образования, как подчеркивается в Концепции модернизации, должна развиваться с учетом мировых тенденций, аккумулировать и адаптировать к своим условиям лучшие мировые образцы подготовки специалистов.

С учетом этого в Институте ведутся исследования в области информатизации среднего профессионального образования (научный руководитель - д.п.н. Г. И. Кирилова) и зарубежного опыта развития профессионального образования (научный руководитель - д.п.н., проф. Т. М. Трегубова).

В рамках первой темы выявлено состояние и тенденции информатизации средней профессиональной школы на материале Республики Татарстан. Установлено, что сегодня большинство техникумов (78%) оснащены современными компьютерами типа Pentium, наиболее массовое приобретение техники произошло в 2000-2001 гг. Выход в Интернет и электронную почту имеют более половины преподавателей информатики г.Казани. Однако имеют достаточное число компьютеров и используют эти возможности Интернет постоянно не более 10% техникумов.

С позиции преподавательских кадров, работающих в сфере информационной подготовки, в целом констатируется достаточно однородный, стабильный и современный уровень: 81,8% опрошенных преподавателей в своей работе использу-

иым по-эгнози-ае дейст-ков взаи-сходит в такого иодейст-сделенных в зиде

сходимость з педаго-учебно-межлично-вий меж-1и. между икросоци-

"о профес-подчерки-»и. долж-тенден-эвать к образцы

ведутся ■тизации образова-- д.п.н. мыта раз-■зования : н.. проф.

1лено со-«атизации иды на ма-Установ-технику-лми ком-массо-зошло в и элек-половины г.Казани, яо компь-

АОЖНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!0% техни-

кадров, «ационной уется дос-и со-эшенных использу-

ют ОС Windows, 86,3% - Microsoft Office, 54,5% - Power Point. 31,8% опрошенных используют в своей практической деятельности специализированное программное обеспечение - 1С Бухгалтерия, БЭСТ и др.

Выявлено отсутствие единой планомерной кадровой политики в области информатизации и стихийность организации информационной деятельности.

Анализ показал, что 23,3% преподавателей научились работать на компьютере самостоятельно, 43,3% - на курсах компьютерной грамотности, 30% - с помощью специалиста. Работая на компьютере, преподаватели в основном набирают текст

- 86,7%, используют готовые обучающие программы - 63,3%, пишут программы самостоятельно - 10%, сканируют - 10%, работают в Интернете - 13,3%, пользуются презентациями - 3,3%.

Схожая картина и у студентов техникумов и бывших выпускников: из них используют компьютер для набора текста -65,7%. для оперативного поиска информации - 42,1%, распространения информации - 7,8%, базы данных - 13,1%, расчеты

- 13,1%, игры - 57,8%.

С точки зрения обеспечения доступа к технике выделяются три группы студентов, значительно различающиеся между собой: 28,9% студентов имеют дома неограниченный доступ к компьютеру и 7,8% -более 2 часов и в день в других местах, 26,3% - в среднем около 2 часов в неделю, как правило, в учебных заведениях, где они учатся, и 28,9% из числа опрошенных в последнее время не имели возможности работать на компьютере.

Исследование готовности и необходимости к повышению квалификации выпускников системы среднего профессионального образования показало, что по окончании учебного заведения студенты отмечают, что имеют достаточный опыт работы в Windows - 57,8% опрошенных, в Word - 44,7%, Excel - 31,5%, Access -7,8%, бух.учет на компьютере - 10%, MS DOS, Norton - 52,6%, Интернет - 31,5%, электронная почта - 21%. Оценивая свои перспективы 23,6% считают, что далее все, что надо, могут освоить самостоятельно 34,2% дефицит знаний намерены восполнить в общении с товарищами и

коллегами, 26,3% считают полезным посещать компьютерные занятия для освоения новых средств и возможностей, 18,4% - что необходима систематическая подготовка.

В ходе изучения зарубежного опыта на основе сравнительно-педагогического анализа содержания и технологий подготовки специалистов в колледжах США, Англии, Франции, Германии осуществлено целостное рассмотрение организации, содержания и технологии подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в колледжах технического и педагогического профилей в современных условиях.

Зарубежную среднюю профессиональную школу всегда отличал плюрализм форм и учреждений. В настоящее время многообразие учебных заведений намеренно воспроизводится самими государственными органами. Консьюмеристская концепция профессионального образования, активно эксплуатируемая в последние годы, является логическим результатом прагматического духа и интересов бизнеса, которые втянули в "свободный рынок" профессиональные учебные заведения, где получение образования рассматривается как товар, предлагаемый для продажи.

Основными принципами отбора и формирования содержания среднего профессионального образования во всех странах являются стандарты профессионального образования и обучения, при этом лидирующую роль играет профессиональный стандарт, т.е. требования, которые предъявляют к выпускнику отрасль, работодатель и конкретная область трудовой деятельности. Именно на этих требованиях к умениям строится образовательный стандарт и само обучение. Таким образом, подход к формированию стандартов в западных странах отличен от российского.

Определение содержания образования программ технического и педагогического профилей и их трансформация в учебный материал предусматривает последовательную реализацию ряда этапов, среди которых центральное место отводится постановке конечных целей, за основу систематизации целей обучения в программах образования берется таксономия целей Блума. Дальнейшее развитие полу-

чают гибкость и вариативность содержания образования, предоставляющие образовательным учреждениям академические свободы в формировании содержания образования с учетом интересов студентов, перспектив развития экономики и социальной сферы, а также рынка труда.

Решение научных проблем развития СПО в современных условиях осуществлялось в тесной связи теории и практики, с опорой на экспериментальные исследования.

В качестве экспериментальной базы исследований выступали техникумы и колледжи, расположенные в различных регионах России и Татарстана: Омск, Стерлитамак, Пермь, Глазов, Абакан, Сая-ногорск. Казань, Набережные челны, Бу-гульма, Нижнекамск и др. У Института заключены творческие договора о сотрудничестве с целым рядом ССУЗ. В ряде учебных заведений созданы научно-

практические лаборатории на общественных началах, в которых ведутся исследования по тематике НИР ИСПО РАО.

Ученые ИСПО ведут работу по внедрению результатов НИР в практику, используя разные формы - публикации, выступления с лекциями, проведение тематических семинаров, олимпиад, участие в заседаниях Совета директоров ССУЗ РФ и РТ и т.д. Важнейшей формой апробации и внедрения результатов НИР в практику являются проводимые Институтом круглые столы, семинары, конференции. Только в 2002 г. проведено 8 научно-практических конференций, 5 круглых столов, 10 научно-практических семинаров.

Результаты НИР опубликованы в более чем 60-ти работах: монографиях, учебных и методических пособиях, научных статьях общим объемом около 250 п.л.

СРЕДНЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА В ЛОГИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Л.А.Волович, член-корреспондент РАО

Средняя профессиональная школа (СПШ) - важное звено системы непрерывного профессионального

образования. Именно в этом ключе, как правило, всегда, тем более в настоящее время, рассматривался ее статус.

И социально-психологическая установка студентов на поступление в высшие учебные заведения, и ориентация на соответствующий уровень профессиональной подготовки учащихся средней общеобразовательной школы, и модель образовательных стандартов, идентифицируемых вузовским стандартам, - весь этот ориен-тационный веер определяет сложившийся взгляд на техникумы, училища, лицеи и колледжи.

Авторитет этих учебных заведений был и остается достаточно высоким. Он, по сути дела, начинался с 20-х годов XX столетия, когда взлет советского производства еще только закладывался, когда оперативная потребность в профессио-

нальных кадрах стала невероятно острой. Техникумы, готовившие первое поколение специалистов-производственников, по существу, были приравнены к высшим учебным заведениям. И вот с того времени, с официального признания в качестве приоритетных средних профессионально-технических училищ (конец 40-х годов -начало 50-х годов этого же столетия), основное внимание ко всем этим типам учебных заведений приобрело характер соревновательности. И дело было вовсе не в том, каково место и какова реальная роль каждого из них в непрерывном обновлении отечественного производства, а в том, кто из них более приоритетен в общественном мнении. Все эти учебные заведения, в том числе ССУЗ, оказались в социальном поле самоцельности. Увы!

А ведь смысл статусной роли, в первую очередь, учебных заведений средней профессиональной школы должен был стать другим. Его место - в системе госу-

дарстве ки (ГН СПШ -не глав!

ИСТОЧНк

научны: эффект! Так в ч( роли?

Оп| Можно ждать, но-техн щим историч ского о

ЭТОТ ПР'

правиле числе п ка. Но ризацин до орга хода н типа в 1 ная. М( годы пр Банковс все дру числе, с изводст сельско

Зая женных транспо чества. даленнь всей Ро можнос даваемь Положе утверж: мическс тала.

И -способь ского г обретет тельное

Од| вычлен: Соверш во. и техничс гресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.