Научная статья на тему 'Основные проблемы становления и развития малого бизнеса в России'

Основные проблемы становления и развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2920
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТЕНЕВОЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PROBLEMS OF SMALL BUSINESS / SHADOW BUSINESS / SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеев А. Н.

Приоритетом развития России в условиях кризиса является становление и развитие инновационного малого бизнеса. Однако для этого необходимо решить ряд проблем, которые существуют не только на федеральном и муниципальном уровнях в виде недостатков нормативной базы и организации деятельности, но и в форме недостаточного взаимодействия самого малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic problems of formation and development of small-scale business in Russia

Priority of development of Russia in the conditions of crisis is formation and development of the innovative small-scale business. However, for this purpose it is necessary to solve a number of problems which exist not only at federal and municipal levels in the form of lacks of standard base and the organization of activity, but also in the form of insufficient interaction of the small-scale business.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы становления и развития малого бизнеса в России»

УДК 330.191.6+330.012.22

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ © А.Н. Елисеев

Приоритетом развития России в условиях кризиса является становление и развитие инновационного малого бизнеса. Однако для этого необходимо решить ряд проблем, которые существуют не только на федеральном и муниципальном уровнях в виде недостатков нормативной базы и организации деятельности, но и в форме недостаточного взаимодействия самого малого бизнеса.

Ключевые слова: проблемы малого предпринимательства; теневой бизнес; поддержка малого предпринимательства.

Одна из ключевых задач рыночных преобразований в России состоит в формировании эффективной предпринимательской среды. В общей системе предпринимательской деятельности особое место занимает малое предпринимательство, которое в наибольшей степени соответствует сути рыночной экономики. Этот факт по достоинству был отмечен президентом Дмитрием Медведевым на выступлении заседания президиума Госсовета Российской Федерации в Тобольске: «Развитие малого бизнеса - это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей» [1-3].

Любое цивилизованное общество заинтересовано в развитии малого предпринимательства. Ведь предприниматели - это самая активная часть общества, его «мотор». Именно их усилиями создаются новые рабочие места, создаются новые рынки, претворяются в жизнь планы по удвоению ВВП. Также стоит отметить, что малый бизнес содействует развитию конкурентной рыночной экономики, повышает инвестиционную привлекательность территорий, обеспечивает формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.

Но, несмотря на некоторые положительные изменения в предпринимательском климате вследствие реализации ряда законов о дебюрократизации (2001-2002 гг.), малый бизнес по-прежнему стартует и действует в затруднительных условиях, сформированных не только фактом возникновения мирового экономического кризиса. При этом существуют некоторые сходства и различия в круге проблем для предпринимателей.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели: высокая стоимость и затрудненный доступ к заемным финансовым ресурсам, затрудненный доступ к производственным помещениям и земельным участкам, инженерной инфраструктуре (электросети, водоканал, газовые сети), нестабильность законодательства, многочисленные проверки и инспекции, сложная процедура постановки на учет (особенно для предпринимателей малых городов, т. к. им приходиться проходить процедуру регистрации в областном центре), организация налогового и бухгалтерского учета и отчетности, регулирование трудовых отношений, коррупция. Интересен тот факт, что предприниматели практически всех городов России сталкиваются с необходимостью неформальных платежей, однако в крупных городах коррупцию отмечают как проблему для развития бизнеса, а в малых - нет.

На данный момент для оформления земельного участка в собственность или аренду при прохождении процедур, связанных со строительством помещений, арендой и приобретением земли и помещений необходимо согласование с 25 различными инстанциями, в результате чего предприниматели затрачивают время не на ведение бизнеса, а на получение различных согласований. При прохождении процедур размещения бизнеса наблюдаются также и частые случаи неформальных платежей - до 60 %, размер неофициальных платежей, в среднем, превышает 150 тыс. руб. По оценке представителей бизнеса, процедуры размещения являются одними из наиболее проблемных с точки зрения влияния на текущую деятельность бизнеса. Наибольшие проблемы, что подтверждается наиболее высокой продолжительностью и затратностью,

а также наиболее высокой долей неофициальных платежей по сравнению с другими процедурами размещения, вызывают процедуры:

- получения земельного участка под строительство,

- согласования предпроектной и проектной документации на строительство, получения разрешения на строительство объекта и получения разрешения на ввод в эксплуатацию,

- процедуры перевода помещений (зданий) из жилого фонда в нежилой.

Подобная ситуации препятствует притоку инвестиционного капитала и развитию малого предпринимательства в наукоемких и производственных сферах.

В настоящее время в крупных городах практически сошли «на нет» ряд проблем, которые в начале нынешнего десятилетия были серьезным препятствием для бизнеса. Но эти проблемы по-прежнему актуальны для бизнеса в малых городах: высокая конкуренция в розничной торговле за счет перенасыщенности мелкими торговыми точками; низкий платежеспособный спрос населения; недостаточный доступ к информационным ресурсам, в частности, Интернету; отсутствие профессиональных консалтинговых и юридических компаний - бизнес-посредников, которые помогали бы предпринимателям за разумную плату находить пути решения насущных проблем. Многим предпринимателям не хватает элементарных знаний и навыков в области финансового менеджмента, управления компаний, маркетинга, а получить нужные знания, повысить свою квалификацию предпринимателям у себя в городе или негде, или эти услуги, предлагаемые областными структурами, слишком дороги. Наиболее серьезной проблемой в малых городах для развития бизнеса является недостаточное развитие или полное отсутствие инфраструктуры поддержки предпринимательства, бизнес-центров, программ поддержки на муниципальном уровне, мизерное финансирование единичных мероприятий по поддержке предпринимательства на уровне муниципалитетов. К сожалению, малый бизнес в малых городах действует в условиях отсутствия государственной поддержки.

Фактически, ситуация в малых городах, а именно этап первоначального накопления

капитала, весьма похожа на ситуацию в крупных городах в начале десятилетия. В связи с этим представляется целесообразным использовать реальный опыт преодоления некоторых проблем, типичных именно для малых городов, с учетом пройденного пути развития бизнеса в крупных городах.

Диалог бизнеса и власти в малых городах существует формально, т. к. предприниматели не желают объединяться и участвовать в мероприятиях, инициируемых администрацией. Это обусловлено тем, что предприниматели слишком много времени тратят на решение различных бюрократических вопросов и считают, что участие в различных советах по предпринимательству не принесет никакого результата, более того, многие из принявших участие в исследовании негативно относятся к различным советам и объединениям предпринимателей.

В целом, можно говорить о том, что основные проблемы для малого бизнеса носят системный характер, и основное решение этих проблем должно происходить на федеральном уровне. И все же, поскольку предпринимательское сообщество, с одной стороны, и местные администрации, с другой стороны, осознают необходимость перемен, можно уже сейчас говорить о необходимости ряда изменений как для предпринимателей, так и для местной власти малых городов.

Последние годы в нашей стране активно шел процесс формирования институтов поддержки малого предпринимательства, в т. ч. в финансово-кредитной сфере. Однако, по мнению некоторых ученых, несмотря на существование многочисленных финансовокредитных институтов, в названии которых присутствуют формальные указания на их содействие предпринимательству, на практике кредитованием рассматриваемого сектора занимается весьма незначительная их часть. Кроме того, деятельность большинства институтов, созданных для кредитной сферы предпринимательства, характеризуется низкой эффективностью и не оказывает реального влияния на финансовую базу предприятий. Неспециализированные финансовые организации в еще меньшей степени заинтересованы в кредитовании небольших и новых фирм. Изучение ситуации в рассматриваемой сфере позволяет экспертам утверждать, что система кредитования предпри-

нимательской деятельности ничем не выделяется на фоне крайне слабой российской финансово-кредитной инфраструктуры в целом.

Большинство институтов, предоставляющих стабильные источники заемных ресурсов на западе, существуют в настоящее время и в России, однако их количество, размеры активов, масштаб и условия кредитования свидетельствуют об отсутствии системного подхода к формированию кредитной инфраструктуры и, как следствие, слабом уровне ее развития.

По мнению ведущих специалистов банковского сектора, кредиты малому бизнесу -это самый перспективный рынок, причем для всех банков - и небольших, и крупных. Он, конечно, рискованный, но те, кто его сегодня осваивает, в последующем будут иметь меньше проблем. И если крупные банки не считают возможным работать с малым бизнесом, то средним и малым банкам это просто необходимо делать. Впрочем, региональные банки всегда работали с малыми компаниями, и сейчас им придется конкурировать с крупными конкурентами, осваивать новые технологии, повышать качество обслуживания.

Необходимым звеном в системе поддержки малого предпринимательства должны выступать страховые компании, страхующие риски не только предпринимателей, но и кредиторов-инвесторов, что, в свою очередь, требует организации мониторинга финансовой устойчивости заемщиков в системе малого бизнеса. В общем, такие службы в системе кредитных организаций есть, но вероятность правильной оценки обычно невысока. Поэтому коммерческие банки даже под гарантию местных администраций дают кредиты неохотно, а сами заемщики под существующие кредитные проценты ссуды берут в крайних случаях. Кредитно-денежная политика государства, в частности политика учетной ставки Центрального банка РФ, не заинтересовывает предпринимателей обращаться за займами, особенно долгосрочными, в существующие коммерческие банки.

Составной частью системы поддержки малого предпринимательства по опыту западных стран должны быть лизинговые компании, работающие на деньги и под гарантии администраций, но с непременным выходом на страховую компанию.

Но в настоящее время получить кредит в коммерческих банках - это большая проблема. Особенно данная тенденция проявляется в регионах, где организации закрываются одна за другой, поскольку средства на поддержание и развитие бизнеса взять негде. Финансовый кризис негативно сказывается на работе компании независимо от объемов и статуса на рынке.

Существует еще одна проблема, которая волнует и предпринимателей, и органы власти прежде всего в небольших городах, а именно проблема неформального, «теневого» бизнеса. Но с учетом большого числа малых городов в России эта проблема выходит на федеральный уровень и также приобретает масштаб системной проблемы, т. к. фактически тормозит раскрытие и использование предпринимательского потенциала не только в малых городах, но и в масштабах всей страны.

В рамках проекта ПЛБ в 2006 г. было проведено исследование неформального бизнеса, т. е. предпринимателей, не зарегистрированных официально и не уплачивающих налоги. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет.

Интересно, что основными преимуществами официальной регистрации такие предприниматели считают: отсутствие налогового бремени, отсутствие проверок, возможность предлагать продукцию по более низким ценам и отсутствие издержек на административные процедуры. Из недостатков были названы: сложность доступа к легитимным заемным ресурсам и боязнь наказания. Здесь необходимо отметить, что сложность доступа к финансовым ресурсам характерна как для официально зарегистрированных предпринимателей, так и для незарегистрированных. Таким образом, официальная регистрация предпринимателям невыгодна. Кроме того, респонденты считают процедуру регистрации достаточно дорогой и продолжительной. Например, стоимость регистрации общества с ограниченной ответственностью

с одним учредителем и главным бухгалтером составляет от 14 тыс. руб., причем в эту стоимость не входят стоимость заключения договора с банком на обслуживание и ведение расчетного счета и стоимость аренды помещения, где будет размещаться бизнес. Что же касается жителей малых городов, то им для прохождения процедуры регистрации бизнеса приходится неединожды посещать областной центр, т. к. регистрация ИП и юридических лиц возможна только в областных регистрационных центрах.

Предприниматели не желают регистрироваться и из-за сложности процедур лицензирования и сертификации. Эти процедуры весьма запутанны и затратны для предпринимателей. Кроме того, самостоятельно разобраться в них предпринимателям практически невозможно, им приходится обращаться к посредникам, стоимость услуг которых тоже высока. Временные и финансовые затраты для легитимного ведения собственного дела для начинающих непомерно велики, что удерживает население от ведения предпринимательской деятельности или надлежащего ее оформления. Что же касается населения и предпринимателей малых городов, то помимо того, что для прохождения процедур им необходимо будет посещать областной центр, им так же придется искать в областном центре посредников, т. к. на территории муниципальных образований подобных услуг никто не предоставляет. Организация процедуры регистрации бизнеса на уровне муниципалитетов, упрощение процедур сертификации и лицензирования, снижение количества проверок реально привело бы к увеличению официально зарегистрированных предпринимателей, задействованию предпринимательского потенциала, увеличению поступлений в местные бюджеты малых городов.

Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.

В сложных экономических условиях поддержка малого бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти. Так, в этом году выделяется около 30 млрд руб.

по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса, а Министерство экономического развития РФ увеличило финансирование государственной поддержки малого предпринимательства до 10,5 млрд руб. Эти средства преимущественно поступят в регионы.

В прошлом году российским парламентом принят ряд важных федеральных законов, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса. В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок был подписан Указ Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Эти меры направлены, в т. ч., на ослабление налогового бремени: снижение с 2009 г. ставки налога на прибыль компаний с 24 до 20 % за счет ее федеральной части, ставки при применении упрощенной системы налогообложения в субъектах Федерации с 15 до 5 %, стоимости подключения субъектов малого предпринимательства к энергосетям. Они предусматривают также предоставление малым предприятиям - добросовестным арендаторам государственного и муниципального имущества - преференции при его приватизации.

В последнее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого бизнеса.

1. Аналитический отчет Ресурсного центра малого предпринимательства «Малый и средний бизнес в малых городах России как фактор социально-экономического развития и повышения уровня жизни в регионах». URL: http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4913. Загл. с экрана.

2. URL: www.lenta.ru.

3. URL: www.nisse.ru.

Поступила в редакцию 30.07.2009 г.

Yeliseyev A.N. The basic problems of formation and development of small-scale business in Russia. Priority of development of Russia in the conditions of crisis is forma-

tion and development of the innovative small-scale business. However, for this purpose it is necessary to solve a number of problems which exist not only at federal and municipal levels in the form of lacks of standard base and

the organization of activity, but also in the form of insufficient interaction of the small-scale business.

Key words: problems of small business; shadow business; support of small business.

УДК 354+351.3+330.331

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ © В.И. Терехин, А.Б. Шестаков

В статье рассматриваются недостатки традиционных методов оценки и планирования устойчивого роста предприятия. Приводится авторский подход к оценке устойчивости роста, анализируется проблема устойчивого развития предприятия в условиях макроэкономической нестабильности.

Ключевые слова: устойчивый рост; макроэкономическая нестабильность; принципы планирования.

В период мирового финансово-экономического кризиса особенную актуальность приобретает задача управления устойчивым ростом и развитием компании. Наблюдаемые кризисные явления в мировой и российской экономике, с позиции их влияния на предприятие, характеризуются снижением спроса на продукцию, значительным падением объема инвестиций, снижением ликвидности предприятий, значительным сокращением финансирования по всем видам источников

и, как следствие, снижением масштабов деятельности, инвестиционной и финансовой активности. События последних месяцев наглядно продемонстрировали, что влияние факторов макроуровня во многом являются определяющими для устойчивости функционирования хозяйствующих субъектов. На фоне банкротства и снижения капитализации компаний, как являющихся мировыми лидерами в своих отраслях (финансовой, добывающей, энергетической, ритейл и т. п.), так и компаний средних размеров, устойчивое развитие (не считая цели выживания) становится приоритетной целью управления.

Существуют различные подходы к оценке устойчивости роста и развития предприятия (табл. 1). Подходы 1-6, приведенные в табл. 1, при изолированном применении объективной информации не дают, они отражают локальную устойчивость, т. е. устойчи-

вость отдельной подсистемы предприятия. Нельзя исключить ситуацию, когда каждый показатель в отдельности находится на «хорошем уровне», а состояние предприятия в целом будет неустойчиво. Интегральный показатель устойчивости (подход 7 табл. 1) устраняет недостатки подходов 1-6, однако также обладает существенными недостатками (субъективность нормативов, используемых при свертке показателей, сложность вычисления в виду необходимости наличия большого объема информации, отличной от бухгалтерской).

В настоящее время можно считать, что дискуссия по вопросу о правомочности использования стоимости бизнеса как критерия интересов собственников завершена. Устойчивое развитие промышленного предприятия - это развитие всех подсистем предприятия под действием внешних и внутренних факторов, при котором благосостояние акционеров (собственников) в реальном выражении не снижается в долгосрочном периоде. Основной целью деятельности предприятия должна являться не задача максимизации акционерной стоимости бизнеса, а достижение определенных темпов его роста в долгосрочном периоде. Стратегия достижения устойчивого развития, записанная в виде математической модели, будет выглядеть следующим образом:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.