УДК 334.021:353.2(571.17)
МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРИЗНАКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Е. В. Гоосен, Е. О. Пахомова, Л. Л. Костантян
BASIC DIRECTIONS AND FORMS OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS E. V. Goosen, E. O. Pakhomova, L. L. Kostantian
Как показывает опыт зарубежных стран, поддержка малого и среднего бизнеса обеспечивает конкурентоспособность экономики и гарантирует стабильное развитие для общества. В данной статье рассматриваются основные направления и формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и Кузбассе. Предполагается, что именно малый и средний бизнес сможет стать субъектом развития кризисной экономики.
As shows experiment of foreign countries, small business support supplies competitiveness of economy and guarantees stable development for society. This article considers the basic directions and forms of state support small business in Russia and Kuzbass. It is supposed a small business can become subject for development of crisis economy.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, направления, формы, Кемеровская область.
Keywords: small business, state support, basic directions and forms, Kemerovo oblast.
Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый и средний бизнес является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В мире действует огромное количество малых и средних фирм, компаний и предприятий. Они играют серьезную роль в экономике большинства стран и сильно отличаются от компаний, которые относятся к крупному бизнесу. Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», но общепринятое определение, как в научной литературе, так и на практике, отсутствует. Трактовка и определение малого и среднего бизнеса зависит от страновой, отраслевой принадлежности бизнеса, целей авторов, критериев и многих других факторов. Общим в этих трактовках и определениях является выделение качественных и количественных признаков малого и среднего бизнеса.
К качественным характеристикам малого и среднего бизнеса чаще всего относят:
— единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;
— обозримость и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего на фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;
— персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;
— относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать су-
щественное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде;
— семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т. д.;
— неформальные источники финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятие может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т. п.) [1].
Качественные критерии имеют описательный характер, их достаточно тяжело формализовать и измерить, потому на практике используются количественные критерии для отнесения тех или иных фирм к категории малого и среднего бизнеса. Основным количественным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Важно отметить, что в разных странах и регионах перечень критериев и их величина отличаются.
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах опре-
деляющим критерием является численность работников за отчетный период. Так, в Европейском сообществе с 1 января 2000 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек, годовой оборот менее 4 млн долларов, сумма баланса менее 2 млн. долларов. При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым [2, 3]. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так, Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до
99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные [2].
В Соединенных Штатах Америки Федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5000000 $ и годовой прибылью не свыше 2000000 $. В зависимости от количества нанятых работников, все предприятия в США делятся на: наименьшие - 1 - 24 занятых, малые - 25 - 99 занятых, промежуточные - 100 -499 занятых, крупные - 500 - 999 занятых, крупнейшие - 1000 и более занятых. Следует отметить, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках [3].
В российской практике статус малого бизнеса появился в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало
100 человек. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990, 1991, 1993, 1995 годах. Последние изменения были приняты 14 июня 2007 года в рамках Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», (далее - Федеральный закон). С 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу являются: средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона к субъектам малого и среднего бизнеса относят хозяйст-
вующие субъекты, соответствующие следующим условиям: средняя численность работников не
должна быть свыше 250 человек, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (1 млрд рублей) [4]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения для микропредприятий установлены в размере 60 млн рублей, для малых предприятий - 400 млн рублей [5].
Несмотря на то, что малый и средний бизнес, как правило, являются более рискованными и неустойчивыми по сравнению с крупными предприятиями, в современных условиях их доля и значение растут. Они определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40 - 50 %, а в некоторых отраслях - до 70 - 80 % [3]. Например, в США малые предприятия дают почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. В 2010 году в США было зарегистрировано более 20 млн малых компаний, причем ежегодный прирост составляет около 1 млн Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения США. Некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20 % малых фирм США начинают с $1000 - 5000. И более половины из них менее чем за 2 - 3 года перемещаются в строки компаний с ежегодным доходом более $1 млн. В Индии число малых предприятий превышает 12 млн, а в Японии 9 млн (см. подробнее табл. 1).
Таблица 1
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в разных странах
Государство Доля в ВВП Доля в занятости
США ~ 50% ~ 50%
Страны ЕС 50 - 70% 50 - 70%
Япония >50% >80%
КНР >60% >80%
Южная Корея ~50% >80%
Бразилия >60% ~ 65%
Индия < 20% ~ 65%
Турция ~25% ~65%
Египет ~25% >80%
РФ <17% < 50%
Источники: IFC, World Bank, Eurostat, Taiwan Ministry of Economic Affairs
Количество малых предприятий на тысячу жителей в России в 10 раз меньше, чем малых пред-
приятий в Италии, в 8,6 раза меньше, чем в Испании, в 5,8 раза меньше, чем в Польше, в 5,4 раза меньше, чем во Франции, в 3,8 раза меньше, чем в Великобритании, в 3 раза меньше, чем в Германии, и в 2,9 раза меньше, чем малых и средних предприятий в США (табл. 3). Соотношение долей «малого и среднего» бизнеса и «крупного» бизнеса в ВВП России намного меньше, чем в других странах (табл.
2, 3).
Таблица 2
Удельный вес разных типов предприятий в годовом обороте (2008 г.)
Годовой оборот, млрд руб. Удельный вес в совокупном годовом обороте
Микропред- приятия 8 591.3 11.7 %
Малые предприятия 10 093.5 13.8 %
Средние предприятия 3 099.8 4.2 %
Крупные предприятия 21 963.5 30.0 %
Крупнейшие предприятия 29 391.6 40.2 %
Всего 73 139.7 100.0 %
Источники: Госкомстат, РА Эксперт, Арбат Капитал
Таблица 3
Количество разных типов предприятий (2008 г.)
Количество*, тыс. Удельный вес
Микропредприятия 1065.0 77.69 %
Малые предприятия 282.7 20.62 %
Средние предприятия 18.0 1.31 %
Крупные предприятия 4.8 0.35 %
Крупнейшие предприятия 0.4 0.03 %
Всего 1370.871 100.00 %
*оценки Арбат Капитал на основе отрывочных данных Госкомстата по численности предприятий и их годовому обороту, а также формальных критериев классификации предприятий по размеру.
Источники: Госкомстат, РА Эксперт, Арбат Капитал
Так, в Японии, в префектуре Отаки, проживает около 680 тыс. жителей, при этом организовано и действует 5040 малых и средних предприятий, на которых работают 39976 человек. В 2006 г. они произвели продукции на сумму эквивалентную ВВП российского Приморского края. 50,1 % предприятий насчитывают от 1 до 3 сотрудников (производят
4,6 % всей продукции), 31,5 % - 4 - 9 сотрудников (13 % продукции), 10,9 % - 10 - 19 сотрудников (15,5 % продукции), 0,6 % предприятий - 100 -299 сотрудников (18,2 % продукции) [6].
Экономика РФ сильно отличается по структуре вклада в ВВП различных категорий предприятий, как от экономик развитых стран, так и от таких стран, как Бразилия, КНР, страны Восточной Европы. Россия отстает по уровню развития малого бизнеса от стран с развитой рыночной экономикой. Это во многом объясняется экспортно-сырьевой ориентацией отечественной экономики. Такой вектор развития, как правило, почти не нуждается в малом бизнесе. Решить социальные проблемы и занять «лишние» рабочие руки государству проще с помощью крупных компаний и бюджетных структур. Малый и средний бизнес в таких экономиках развивается, как правило, в торговле, посреднических услугах и теневом секторе экономики. Что и наблюдается в России.
По словам главы Минэкономразвития РФ Э. На-биуллиной, доля малого и среднего бизнеса в ВВП России пока не превышает 17 % [7]. И это крайне мало не только с экономической, но и с политической точки зрения. Малый и средний бизнес расширяет социальную базу проводимых реформ. Президент РФ Д. А. Медведев в своих неоднократных выступлениях подчеркивал, что развитие малого предпринимательства - это, по сути, способ возрождения страны: «Если мы сможем 40 - 50 % людей вовлечь в реальное дело, то получим совершенно другую страну. Поэтому мы и дальше будем этим заниматься. А я буду держать все эти вопросы под личным контролем» [8].
По состоянию на 1 января 2010 г. в России было зарегистрировано 1602,4 тыс. малых предприятий, что на 20,0 % больше, чем в 2009 году. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения, наблюдается по всем федеральным округам. Лидерами роста являются Уральский и СевероЗападный федеральные округа. Наибольший рост показателей отмечен в г. Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Сахалинской, Ярославской, Свердловской и Владимирской областях. Кемеровская область также относится к числу регионов, где малый бизнес развивался в последние три года ускоренными темпами [9].
Чем же так полезен малый бизнес для современной экономики? Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создавать дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса. Малые предприятия выполняют следующие функции: снижают уровень социальной напряженности и служат точками роста, наращивая предпринимательский потенциал. По уровню развития малого и среднего бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Однако все эти положительные качества малого и среднего бизнеса проявляются не сами по себе. Он
нуждается в серьезной государственной поддержке, в противном случае, он может превратиться в источник неустойчивости и стать питательной почвой для развития теневой и нелегальной экономики.
На практике малый и средний бизнес сталкивается с рядом проблем. Среди них самые серьезные: низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий из-за трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов и административные барьеры. По словам Президента Д. А. Медведева: «Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес», - эти слова Президента стали не только ярким афоризмом, но и руководством к действиям [8].
Для решения проблем развития малого и среднего бизнеса разработана Федеральная программа государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Она включает следующие направления:
— подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих упрощенный порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, упрощенные системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей;
— формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера;
— создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирова-
ния. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансовокредитных и инвестиционных институтов для поддержки малого предпринимательства.
Структура органов, обеспечивающих поддержку малого и среднего бизнеса в регионах различна. Работа ведется в 2 направлениях: поддержка существующих малых и средних предприятий и создание инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки).
Кроме того, Правительством РФ была разработана программа антикризисных мер на 2009 г. [10]. Одним из основных приоритетов антикризисной деятельности правительства названо снижение административных барьеров для бизнеса, в том числе малого. В данной программе говорится о том, что бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Также был разработан ряд дополнительных мер по поддержке малого бизнеса: радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса и т. д.
Несмотря на то, что многие программы по поддержки малого и среднего бизнеса разрабатываются в центре, реальная их реализация осуществляется на региональном и местном уровне. В связи с этим очень интересен опыт Кузбасса, где малый бизнес развивается достаточно успешно.
По числу малых предприятий Кемеровская область занимает 18-е место в Российской Федерации и 3-е место в Сибирском федеральном округе. Доля малых предприятий в обороте крупных и малых организаций Кемеровской области - 27,2 %. По данным Кемеровостата за 2008 год их оборот вырос на 27,4 млн рублей (таблица 4).
Таблица 4
Динамика численности и оборота малых предприятий на территории Кемеровской области [11]
Наименование Число малых предприятий по видам экономической деятельности (единиц) Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (млн рублей)
2007 год 2008 год 2007 год 2008 год
Всего 18214 19324 264315 291660
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 286 269 871 1352
Рыболовство, рыбоводство 8 5 40,6 48,3
Добыча полезных ископаемых 131 142 2101 2816
Обрабатывающие производства: производство машин и оборудования, кокса и нефтепродуктов; химическое производство; обработка древесины и т. д. 2066 2097 117719 20552
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 144 178 767 2041
Строительство 2299 2321 25810 37172
Гостиницы и рестораны 375 420 2011 3021
Транспорт и связь 826 992 6264 11175
Финансовая деятельность 209 347 — 25,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3286 3832 11000 18221
Образование 54 50 50,6 70,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 7872 7888 196465 192444
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 426 961 254 281
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 404 502 790 1760
Всего в 2010 году в Кузбассе действует более 20 тыс. малых и средних предприятий. В 2009 году предприятия малого бизнеса произвели товаров и услуг на 327 млрд рублей, или 30 % от общего объема продукции промышленности Кузбасса. В областной бюджет в 2009 г. поступило от них 15 млрд рублей налогов - 20 % от общей суммы всех доходов региона. Несмотря на кризис, в 2009 году в Кузбассе открыто 2 тыс. новых малых предприятий, что позволило создать более 5 тыс. новых рабочих мест. В малом бизнесе трудится 366 тыс. человек, то есть каждый четвертый работающий кузбассовец. Кемеровская область по итогам 2008 - 2009 годов оказалась единственным регионом в Сибирском федеральном округе, где наблюдался рост малых и средних предприятий. На сегодняшний день больше всего представителей малого предпринимательства в области занято в сфере торговли и услуг. Это почти 220 тысяч человек - в торговле 200 тыс. человек и 20 тысяч человек в сфере услуг. Малые предприятия Кузбасса выполняют половину всего объема строительных работ. Это комфортные дома европейского качества, которые отвечают самым современным стандартам: с современной отделкой, с пластиковыми окнами, водосчетчиками, с новой системой отопления [11].
Бурный рост связан с действующей на территории области долгосрочной целевой программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области» на 2008 - 2012 годы, в рамках которой осуществляются следующие виды поддержки:
1. Предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства с лизинговыми компаниями в целях реализации инвестиционных проектов.
2. Предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, и организациями,
образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Предоставление субсидий на компенсацию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с развитием производственных и инновационных малых и средних предприятий; приобретение (изготовление) оборудования и его элементов.
4. Реализация образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации туристских кадров.
5. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства по оснащению объектов туристской индустрии (приобретение спортивного и туристского снаряжения и др.) [12].
В регионе создана развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Начиная с 2007 года, работают 24 муниципальных фонда поддержки малого предпринимательства, а также Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области и как подразделения муниципальных фондов - бизнес-центры, учебные и учебно-деловые центры. Для начинающих предпринимателей в области действует пять бизнес-инкубаторов: три в г. Кемерово, по одному в г. Ки-селевске и г. Юрге. Там их учат, как вести свой бизнес, предоставляют помещения в аренду на льготных условиях. В 2010 - 2011 годах планируется ввести еще три бизнес-инкубатора в г. Киселевске, г. Калтане, г. Топках. На эти цели уже выделены из областного бюджета 21 млн рублей [13].
С целью упрощения доступа к получению государственных услуг в 2009 году в Кузбассе был создан Региональный центр поддержки предпринимательства, а также центры поддержки предпринимательства во всех городах и районах, работающие по принципу "одного окна". С момента начала деятельности центров в них поступило 8,8 тысячи обращений от предпринимателей. Основные вопросы, с которыми обращаются предприниматели: регистрация бизнеса, получение господдержки, оформление имущественных отношений, выбор инвестиционно-
го проекта, согласования при строительстве объектов, содействие в получении лицензий. Эта форма поддержки малого и среднего бизнеса направлена на снижение административных барьеров. В 2010 г. центры должны начать работать в системе электронного документооборота. На 2010 год в региональной программе поддержки предусмотрены средства для внедрения новейшей системы видеоконференцсвязи. Такая система позволит оперативно организовать получение консультаций, семинаров [14].
В 2010 году в области будут сохранены все действующие меры поддержки малого бизнеса (их в области более 20). Кроме того, будут реализованы новые механизмы поддержки. 2 августа 2009 года принят закон, который разрешил создавать малые наукоемкие предприятия при вузах, где студенты и преподаватели смогут внедрять свои высокоэффективные, прорывные разработки. Поэтому с 2010 года, дополнительно к действующим мерам поддержки, предусмотрены механизмы поддержки инновационных предприятий, созданных вузами: финансирование предстоящих расходов по покупке оборудования, аренды помещений, что позволит организовать производство; компенсация затрат по выводу инновационной продукции на рынок (сертификация, реклама, участие в выставках).
Другой приоритет программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса в области - это развитие въездного туризма. С 2010 года малым и средним предприятиям, которые работают в этой сфере, будут компенсироваться расходы, связанные с техническим оснащением, а также популяризацией туристических маршрутов и мест отдыха в Кузбассе (компенсация расходов на выпуск материалов о туристических маршрутах в Кузбассе, экскурсионных программах, участие в выставках). С целью выявления лидеров по развитию въездного туризма и для распространения положительного опыта, с 2010 года вводится новый конкурс «Лучший предприниматель Кемеровской области в сфере организации туристического бизнеса» [13].
Еще одно направление - финансовая поддержка. В конце 2009 года по итогам конкурсного отбора область получила 153 млн. руб. от Министерства экономического развития. Федеральные средства направят на обеспечение доступности банковских кредитов для предпринимателей - предоставление поручительств малому бизнесу до 70 % от необходимого залога. Использование дополнительных средств федерального бюджета позволит привлечь кредитные ресурсы в малый бизнес Кузбасса на сумму более 400 млн рублей. В дополнение к существующим льготным займам с 2010 года в Кузбассе вводятся микрозаймы до 1 млн рублей, которые предприниматели смогут брать на срок до 1 года -на покупку оборудования и пополнение оборотных средств. Предусмотрен механизм компенсации малому и среднему бизнесу затрат на внедрение энергосберегающих технологий и устройств, повышающих энергетическую эффективность, будут компенсироваться расходы по выводу на рынок инноваци-
онной продукции. В мае 2010 года в области уже прошел первый конкурс среди таких предпринимателей и гранты до 3 млн рублей получат 8 предпри-ятий-победителей [14].
Таким образом, можно сделать вывод, что государство, осознавая значимость малого предпринимательства для развития экономической сферы, понимая каким потенциалом обладает в настоящее время малый бизнес, предпринимает ряд мер для благоприятного становления и развития данного сектора экономики. Стоит отметить, что малые предприятия, как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимы от колебаний рынка и нуждаются в разносторонней государственной поддержке. К настоящему времени в России пока сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства.
В заключение стоит отметить, что малое предпринимательство чрезвычайно важно для развития конкуренции, т. к. обладает неоспоримым преимуществом, в отличие от крупного бизнеса, оно мобильно и быстро реагирует на появление новых рыночных ниш и экономических запросов рынка. В перспективе, на основе малого предпринимательства, возможно создание новых крупных компаний и институтов развития, в которых российская экономика остро нуждается.
Литература
1. Колесникова, Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Л. А. Колесникова. - М., 2000. - 210 с.
2. European Commission. Recommendation 2003/361/EC: SME Definition . URL: http://ec.europa. eu/enterprise/enterprise_policy/sme_definition/index_en .htm. (дата обращения 14.04.2010).
3. Малый бизнес: зарубежный опыт (2010) URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1141. html?effort=1(дата обращения 06.07.2010).
4. ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
6. Лебедева, С. Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России. - URL: http://www.mevriz. ru/articles/2001/1/ 943.html (дата обращения 12.04.2010).
7. Набиуллина, Э. Доля малого бизнеса в России.... - URL: http://finance.rambler. ru/news/
economics//12538916.html (дата обращения
12.04.2010).
8. Дмитрий Медведев: Хватит кошмарить бизнес. - URL: http://www.rg.ru /2008/08/07/biznes.html (дата обращения 14.04.2010).
9. Динамика развития малого предпринима-
тельства в регионах России в 2009 году: ежеквартальный информационно-аналитический доклад. -иЯЬ: http://www.nisse.ru/netcat _ҐІІЄ8/13 6/83/Ь_
46dee294b3 d829690c93e0dacfe4a4ae (дата обращения 14.04.2010).
10. Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 г. // Российская газета. - 2009, 20 марта.
11. Кузбасс. 2009: Стат. сб. / Кемеровостат. -Кемерово, 2009. - 284 с.
12. Долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в
Кемеровской Области» на 2008 - 2012 годы. - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
13. Новые формы поддержки малого бизнеса в Кузбассе // Альянс медиа. 2010. 10 янв. - Режим доступа: иКЬ: http://www.allmedia.ru/headlineitem. asp?id =609869.
14. Кузбасс: появятся новые механизмы под-
держки малого и среднего бизнеса // НИА Кузбасс. 2010. 6 июля. - Режим доступа: иЯЬ: http://www. kuzzbas.ru/more.php?UID= 12626 (дата обращения
06.07.2010).