Научная статья на тему 'Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного кризиса в Греции'

Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного кризиса в Греции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8606
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС В ЕВРОЗОНЕ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИКА ГРЕЦИИ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Анна Константиновна

В конце 2009 г. в Греции начал развиваться финансовый кризис, распространившийся к маю 2010 г. на всю еврозону. Медленный и на современном этапе не слишком эффективный выход из него растянется еще на долгие годы. Возникновение и стремительное развитие кризиса были связаны с резким падением доверия инвесторов к устойчивости греческой экономики, что вызвало начало масштабной спекулянтской игры на повышение процентных ставок по гособлигациям страны. В результате Греция лишилась доступа к займам на международных финансовых рынках и была вынуждена обратиться за помощью к Евросоюзу и МВФ для рефинансирования своего госдолга. В статье исследуются внутренние проблемы греческой экономики, ставшие причинами падения доверия к стране и, как следствие, глубокого финансово-экономического кризиса. Бурное развитие экономики Греции в предкризисное десятилетие было обусловлено членством страны в ЕС и особенно в еврозоне. Однако в этом, во многом искусственном, росте отсутствовала стабильность, а копившиеся годами глубокие экономические проблемы Греции не находили своего решения. Ряд структурных недостатков экономики стал причиной огромного бюджетного дефицита, а тот, в свою очередь, повлек за собой чрезмерное увеличение госдолга страны. Внутренние проблемы Греции усугубились на фоне мирового финансово-экономического кризиса и вылились в итоге в долговой кризис 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного кризиса в Греции»

Проблемы управления: теория и практика

Александрова А.К.

Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного

кризиса в Греции

4 октября 2009 г. в Греции прошли парламентские выборы, в результате которых к власти пришла партия ПАСОК под руководством Г. Папандреу. Вскоре после этого вскрылись серьезнейшие проблемы греческой экономики. По итогам 2009 г. в Греции был объявлен бюджетный дефицит в размере 12,7% ВВП - вдвое больше, чем ожидалось1. При этом госдолг страны составлял почти 300 млрд. евро. Греция вступила в период глубокого кризиса, выход из которого займет долгие годы.

Собственно, ключевым вопросом для Греции был не столько уровень задолженности (к примеру, у США или Японии размер госдолга значительно больше), сколько доверие инвесторов к устойчивости экономики и эффективности проводимой в стране политики2. При его отсутствии государству приходится брать новые кредиты под неприемлемо высокие проценты. По ряду причин Греция столкнулась с этой проблемой, и первоочередной задачей правительства Г. Папандреу стало восстановление доверия как на финансовых рынках, так и со стороны европейских партнеров.

Решить эту задачу можно было только путем бюджетной дисциплины и проведения структурных реформ. Сразу же после прихода к власти Г. Папандреу осуществил ряд мер, направленных на стабилизацию экономики страны. Однако усилия Афин не привели к желаемому результату: реальные перемены требовали времени, следовательно, и восстановление доверия не могло произойти в одночасье. Правительство Г. Папандреу постоянно заявляло, что оно полно решимости и далее проводить намеченную политику и несет ответственность по долговым обязательствам страны, но это не спасало Грецию от массированных атак международных спекулянтов. В этой ситуации Афины обратились к руководству ЕС и ведущих европейских стран с просьбой изъявить доверие и солидарность стране и таким образом остановить стремительный рост процентных ставок по ее гособлигациям.

1 В действительности, значительное ухудшение финансовой ситуации в Греции прогнозировалось гораздо раньше: уже в августе 2009 г. Банк Греции объявил, что к концу года следует ожидать двузначный бюджетный дефицит.

2 Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона / Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопасности (БЛ81), июль 2010 г. М., 2010. С. 15.

Для многих европейских политиков уже в начале 2010 г. стало очевидно, что самостоятельно, без внешней финансовой помощи, справиться с кризисом Греция не сможет. При этом оставить страну на произвол судьбы Евросоюз не мог, поскольку проблемы Греции - члена еврозоны - угрожали стабильности всего валютного союза. Выход Греции из еврозоны и объявление ею дефолта вызвало бы «эффект дубайского домино» во всех государствах еврозоны, в первую очередь, в проблемных европейских странах группы PIGS/PIIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Италия, Испания)3. Тем не менее, европейские лидеры не спешили оказывать Греции финансовую помощь, надеясь на ее самостоятельный выход из кризиса - что заведомо было практически невозможно.

11 февраля 2010 г. на экстренном саммите ЕС главы стран-членов еврозоны приняли решение в случае крайней необходимости оказать поддержку Греции. Тем самым было начато создание механизма помощи Греции, направленное на то, чтобы не допустить перерастания греческого кризиса в финансовый кризис всей еврозоны. На этом этапе Греция не просила финансовой помощи своих партнеров по ЕС, однако требовала срочного создания инструментов борьбы с финансовыми спекулянтами. Европейские политики и экономисты предложили разные варианты таких инструментов, но их разработка требовала времени, которого не было у Афин. Между тем проблемы страны усугублялись. Наконец, на саммите ЕС 25-26 марта 2010 г. были согласованы детали механизма помощи Греции: деньги будут предоставлены только как Ultima ratio, когда все другие возможности рефинансирования греческих долгов будут исчерпаны. Две трети средств предоставят страны-члены еврозоны в форме двусторонних кредитов, одну треть выделит МВФ. Задача греческого правительства состояла в продолжении мер по сокращению бюджетного дефицита и проведении в стране структурных реформ. Цель создания такой схемы заключалась в обеспечении стабильности евро.

Собственно, принимая на саммите 25 марта пакет мер, гарантирующих спасение Греции от банкротства, Евросоюз предполагал, что сам факт существования подобного соглашения успокоит финансовые рынки и Греция сможет выйти из кризиса самостоятельно. Поэтому для многих было удивительно то, что Греция запросила помощь так быстро - уже 23 апреля. Поводом для обострения ситуации послужили опубликованные днем ранее новые данные Евростата, согласно которым реальный

3 Тимофеева ОО. Кризис в Европейском союзе: последствия, анализ, перспективы. М., 2011. С. 52.

дефицит греческого бюджета в 2009 г. составлял 13,6% ВВП4 (вместо заявленных греческим правительством 12,7%). После этого сообщения Греция окончательно потеряла доверие инвесторов. Процентные ставки для нее поднялись на недосягаемую высоту (см. Рис. 1), и страна лишилась доступа к заимствованиям на международных финансовых рынках. 23 апреля премьер-министр Греции Г. Папандреу официально обратился к Евросоюзу и Международному валютному фонду с просьбой предоставить стране финансовую помощь.

j

2007 2008 2009 2010

Германия, EUR

— США, USD

— Греция, EUR

Рис. 1. Динамика доходности 10-летних облигаций Греции в сравнении с аналогичными облигациями Германии и США (состояние на июнь 2010 г.)5

2 мая 2010 г. было подписано Стабилизационное соглашение между правительством Греции, европейскими структурами и МВФ. В рамках трехлетней программы стабилизации греческой экономики стране должен был быть предоставлен финансовый пакет в размере 110 млрд евро (80 млрд от стран еврозоны и 30 млрд от МВФ). Взамен Греция обязалась провести необходимые структурные реформы и продолжать сокращение государственных расходов. Первый кредитный транш (20 млрд.) евро был передан стране к 18 мая. 19 мая Греция погасила свои государственные облигации на сумму 8,5 млрд евро и таким образом избежала грозящего ей дефолта.

4 Впоследствии показатель бюджетного дефицита был установлен в размере 15,6%.

5 Schlaglichter der Wirtschaftspolitik. Monatsbericht Juni 2010. S. 61.

URL: http://www.bmwi.de/Dateien/BMWi/PDF/Monatsbericht/schlaglichter-der-wirtschaftspolitik-06-2010,property=pdf,bereich=bmwi2012,sprache=de,rwb=true.pdf (14.11.2012).

Ценой спасения Греции от банкротства стал финансовый контроль над страной со стороны «тройки» международных кредиторов - Еврокомиссии, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ) - неоднократно вызывавший протесты среди населения. Недовольство греческих граждан усиливалось с ужесточением мер бюджетной экономии, ложившихся на них тяжким бременем. К тому же в рядах греческой общественности возникали сомнения, поможет ли Греции справиться с кризисом политика сокращения расходов, не сопровождающаяся новыми вливаниями в экономику. Как показало время, эти сомнения были обоснованными.

В соответствии с соглашением, перед отправкой каждого следующего кредитного транша проводились проверки экономического состояния Греции. Деньги могли быть выплачены только в том случае, если «тройка» подтверждала, что греческое правительство в должном объеме выполняет свои обязательства по сокращению бюджетного дефицита. Однако довольно скоро стало понятно, что реальное состояние экономики Греции довольно сильно отличается от прогнозировавшегося - страна оказалась в состоянии глубокой и затяжной рецессии (см. Табл. 1). Принятый в мае 2010 г. план выхода Греции из кризиса потребовал значительного пересмотра.

Таблица 1. Темпы роста ВВП Греции в сравнении с другими регионами6

Греция ЕС (27) Еврозона Япония США

1996 2,4 1,8 1,5 2,6 3,7

1997 3,6 2,8 2,5 1,6 4,5

1998 3,4 2,9 2,7 -2,0 4,4

1999 3,4 3,0 2,9 -0,2 4,8

2000 3,5 3,9 3,8 2,3 4,1

2001 4,2 2,1 2,0 0,4 1,1

2002 3,4 1,3 0,9 0,3 1,8

2003 5,9 1,5 0,7 1,7 2,5

2004 4,4 2,5 2,2 2,4 3,5

2005 2,3 2,1 1,7 1,3 3,1

2006 5,5 3,3 3,2 1,7 2,7

2007 3,5 3,2 2,9 2,2 1,9

2008 -0,2 0,3 0,4 -1,0 -0,3

2009 -3,1 -4,3 -4,4 -5,5 -3,1

2010 -4,9 2,1 2,0 4,5 2,4

2011 -7,1 1,5 1,4 -0,8 1,8

2012 -4,7 0 -0,3 1,9 2,0

2013 - 1,3 1,0 1,7 2,1

6European Commission. Eurostat. Real GDP growth rate - volume.

URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&plugin=1&language=en&pcode=tec00115

(14.11.2012).

26 октября 2011 г. состоялся саммит ЕС, на котором было достигнуто новое соглашение относительно Греции. Лидеры стран-членов еврозоны и представители МВФ договорились о предоставлении Греции нового кредита в размере 130 млрд евро, а также о списании 50% ее задолженности частным инвесторам. Взамен правительство обязано было еще более ужесточить политику сокращения государственных расходов.

По Греции прокатилась огромная волна протестов. В связи с этим 31 октября Г. Папандреу высказал идею провести референдум, в котором был бы поднят вопрос о необходимости кредитного соглашения с ЕС и МВФ и, соответственно, пребывания Греции в еврозоне. Внезапное и не согласованное с лидерами ЕС предложение греческого премьер-министра шокировало всю Европу: было поставлено под угрозу соблюдение уже достигнутых договоренностей. В случае, если бы греки высказались за разрыв кредитного соглашения и выход страны из еврозоны, Европейскую валютную систему ожидал бы новый глубокий кризис. Неожиданная инициатива Г. Папандреу стала причиной его отставки с поста премьер-министра Греции 9 ноября 2011 г. Таким образом, прямым следствием обострения экономических проблем стал политический кризис в стране. Спустя два дня, 11 ноября, в Греции было сформировано временное коалиционное правительство. Возглавил его бывший вице-президент ЕЦБ Л. Пападимос. Задачей нового правительства было подписание и выполнение нового кредитного соглашения с ЕС и МВФ.

20 февраля 2012 г. на встрече Еврогруппы министры финансов и экономики стран еврозоны разработали программу предоставления Греции второго пакета финансовой помощи, в который была включена и остававшаяся сумма из первого пакета

- менее 40 млрд евро. Правительство Греции обязалось в очередной раз усилить меры бюджетной экономии, что вызвало новые акции протеста по всей стране. В марте состоялся обмен греческих гособлигаций, принадлежащих частному сектору, благодаря чему Греция добилась списания 53,5% (107 млрд евро) своего долга7. После этого Евросоюз согласился предоставить стране обещанный кредит в размере 130 млрд евро. Деньги Афины должны получить до 2014 г.

6 мая 2012 г. в Греции проходили парламентские выборы, по итогам которых ни одна из ведущих партий не получила явного преимущества и не смогла сформировать большинство в парламенте. Вместе с тем проходной барьер сумел преодолеть ряд более мелких партий, ранее не представленных в парламенте. Многие из них выступали за разрыв кредитного соглашения с ЕС и МВФ и выход Греции из

7 Это было, кстати, расценено международными рейтинговыми агентствами как выборочный дефолт.

еврозоны. Греческим партиям не удалось договориться о формировании коалиционного правительства, поэтому на 17 июня были назначены повторные выборы, от результатов которых зависела дальнейшая судьба страны и всей еврозоны.

Победа на этот раз досталась партии Новая демократия, лидер которой, Антонис Самарас, выступал за поддержание существующих договоренностей с Европой. Им было сформировано коалиционное правительство, в состав которого вошли также представители партии ПАСОК и ДИМАР (Демократические левые силы). Новое правительство сразу же приступило к переговорам с Евросоюзом и МВФ относительно условий дальнейшего предоставления Греции кредита. В настоящий момент греческое государство продолжает получать кредитные транши от ЕС и МВФ в обмен на не слишком успешную политику сокращения расходов, хотя в последнее время все чаще поднимается вопрос о кардинальном изменении, в связи с его неэффективностью, существующего плана выхода Греции из кризиса.

Финансово-экономические проблемы Греции, сказывающиеся не только на европейской, но и на мировой экономике, привлекают внимание множества современных экономистов, политологов и - не в последнюю очередь - историков. К настоящему времени в нашей стране появился ряд исследований, посвященных кризису в Греции, и их число постоянно растет. Первые статьи (А.Г. Рытова8, О.Е. Петруниной9, П.С. Соколовой10, Ю.Д. Квашнина) появились уже в начале 2010 г., т.е. в период максимального обострения греческих проблем. Во всех этих работах делаются попытки

- успешные или нет - прогнозировать дальнейшее развитие греческой экономики. Новая волна исследований (доклад экспертов Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН под редакцией А.А. Дынкина11, монография О.О. Тимофеевой12, статья О.В. Буториной13) на эту тему появилась после временного урегулирования греческих проблем в мае 2010 г., т.е. после предоставления Греции кредита от МВФ и ЕС и снятия угрозы дефолта. На данном этапе у

8 Рытов А.Г. Греция в условиях финансового кризиса. Российско-греческие отношения // Дипломатический ежегодник - 2009. Сборник статей. М., 2010. С. 164-172.

9 Петрунина О.Е. Социалисты Греции: неудобства власти в разгар кризиса // Социал-демократия в современном мире: материалы международной научно-практической конференции «Кризис европейской социал-демократии: причины, формы проявления, пути преодоления», Москва, 19 апреля 2010 г. М., 2010. С. 142-149.

10 Соколова П.С. Основные направления внешней политики Греции // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 8. С. 84-94.

11 Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона.

12 Тимофеева О.О. Указ. соч.

13 Буторина О.В. Афинский краш-тест: еврозона на виражах кризиса // Россия в глобальной политике. М., 2010. Т. 8. № 2. С. 140-150.

исследователей появилась возможность проанализировать события конца 2009 - первой половины 2010 г. как единое целое (и здесь речь шла зачастую уже не о кризисе в Греции, а о кризисе в еврозоне) и сделать на этом основании определенные выводы. В настоящее время вопросы, связанные с кризисом в Греции, постоянно затрагиваются в контексте обсуждения общеевропейских проблем14. Одновременно не ослабевает внимание к вопросам, касающимся непосредственно Греции15. Отдельно здесь следует сказать о продолжающейся серии статей Ю.Д. Квашнина16 о кризисе. Таким образом, уже несколько лет интерес исследователей к современному состоянию греческой экономики остается повышенным, что во многом объясняется актуальностью этой темы.

Финансово-экономические проблемы Греции, масштаб которых потряс в конце 2009 г. весь мир, не решены до сих пор; выход Греции из кризиса обещает быть сложным и растянуться еще на долгие годы, причем он будет возможен только в случае их успешного устранения. Возникновение и развитие кризисной ситуации было обусловлено, несомненно, как особенностями развития собственно греческой экономики, так и рядом внешних факторов. Здесь будет предпринята попытка выявить основные внутренние проблемы греческой экономики, копившиеся годами и ставшие предпосылками и причинами современного кризиса в Греции.

Для начала проследим ход развития экономики Греции в последние десятилетия, т.е. в период, когда сложился весь комплекс современных экономических проблем страны. После падения режима «черных полковников» в 1974 г. Греция начала курс на сближение с Европой. Стремление интегрироваться в европейское пространство во многом подпитывалось желанием греков догнать западные страны по уровню жизни. Греция была одной из беднейших европейских стран, где отсутствовала конкурентоспособная промышленность и сельское хозяйство, природные ресурсы были ограниченными, внутренний рынок неразвитым, а национальная экономика имела множество структурных недостатков. 1 января 1981 г. Греция вступила в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Однако желаемого повышения уровня жизни населения членство в Европейском сообществе Греции не принесло, и лишь со второй половины 1990-х гг. наметилась тенденция в сторону его роста, во многом

14 См, к примеру: Масленников А.А., Антюшина Н.М. Кондратов Д.И. Финансовая система Евросоюза:

испытание кризисом // Современная Европа. 2011. № 1. С.82-94; Долговой кризис в ЕС и перспективы евро. Материалы круглого стола, 19 октября 2011 г. Доклады Института Европы РАН (далее — ДИЕ РАН). № 276. М., 2012. ’

15 К примеру: Аналитический бюллетень Института Европы РАН. Май 2012 г. Греция. иКЬ: http://www.ieras.ru/pub/bulleten/Gr1.pdf (19.11.2012).

16 Его обобщающая статья: Квашнин Ю.Д. Кризис в Греции // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 4. С. 70-78.

обусловленного активным встраиванием страны в европейский интеграционный механизм17. Началось бурное развитие греческой экономики. Причины этого впечатляющего скачка заключались в комбинации ряда факторов: Евросоюз

предоставлял Греции значительные финансовые средства, направленные на развитие страны; был реализован ряд крупных экономических проектов; греческие банки снизили учетные ставки, ранее недоступные для большей части населения из-за их дороговизны; кроме того, продолжался приток в страну дешевой рабочей силы иммигрантов, что позволяло заметно снижать стоимость продукции, особенно сельскохозяйственной18.

Кульминационным моментом стало вступление Греции 1 января 2001 г. в европейский Экономический и валютный союз, открывшее для страны, по словам занимавшего тогда пост премьер-министра Костаса Симитиса, новую эру безопасности и стабильности, развития и процветания19. Членство в валютном союзе приносило Греции вплоть до наступления мирового финансово-экономического кризиса значительные выгоды. Страна имела один из самых высоких в ЕС темпов роста: ВВП Греции ежегодно возрастал в среднем на 4%, а в период подготовки к Олимпиаде эта цифра достигла 5,9% (2003 г.) (см. Табл. 1). Такой динамике благоприятствовало несколько факторов. Во-первых, приток частных иностранных инвестиций, связанный со вступлением Греции в еврозону. Во-вторых, в конце 1990-х гг. был приватизирован ряд государственных предприятий, что положительно сказалось на экономическом развитии страны20. В-третьих, немаловажную роль сыграло быстрое развитие туризма, ставшего одной из основных отраслей в экономике Греции: так, в 2004 г. доля туризма в созданном ВВП составила 16%21. В-четвертых, огромные преимущества давало стране членство в Евросоюзе. Рассмотрим последний пункт более детально.

Уже в 1990-ые годы Ирландия и некоторые страны Южной Европы, в том числе и Греция, стали считаться в Европе наиболее отсталыми и бедными. Эти беднейшие в ЕС государства для повышения уровня развития получали из европейских

17 Mouzelis N.P. Greece in the Twenty-first Century: Institutions and Political Culture // Greece Prepares for the Twenty-first Century. Washington, 1995. P. 25.

18 Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII-XX вв.: очерки политического развития. М., 2010. С. 588; Каневская М.Ф. Российско-греческие отношения на современном этапе // Современный миропорядок и Россия: сборник научных статей. М., 2004. С. 135.

19 Kariotis T.C. The Economy: Growth Without Equity // Greece in the Twentieth Century. London; New York, 2004. Р. 248.

20 Квашнин Ю.Д. Кризис в Греции. С. 70.

21 Ходов Л.Г. Греческая экономика: факторы развития // Современная Европа: журнал общественнополитических исследований. 2008. № 1 (33). С. 90.

фондов значительные средства22. Конечно, внешние финансовые вливания дополнительно стимулировали ускоренный рост экономик этих стран. Однако в греческой общественности неоднократно поднимался вопрос необходимости повышения эффективности использования поступавших из фондов ЕС средств23. Большая их часть направлялась на развитие инфраструктуры. Также масштабные инфраструктурные проекты были реализованы в связи с подготовкой к 0лимпиаде-200424. На подготовку и проведение Олимпийских игр в течение трех лет расходовалось по 2% ВВП. Общий размер государственных инвестиций составил в 2004 г. 9,25 млрд евро, из этой суммы 5,3 млрд евро пришлось на проекты, финансируемые совместно с ЕС, и 3,95 млрд - на национальные программы. Соотношение этих двух частей - 57% и 43%

соответственно. В 2003 г. соотношение было 65% к 35% при общей сумме 8,918 млрд евро25. Преобладание финансовых вливаний Евросоюза над непосредственно греческими вложениями на этом примере очевидно.

Строительный бум обеспечил в стране дополнительную занятость, возрос импорт машин и оборудования. Однако Олимпиада, оказав положительное воздействие на экономику, вызвала и ее перенапряжение. Расходы на подготовку и проведение Олимпиады оказались почти в два раза больше, чем планировалось - вместо 4,6 млрд евро правительству пришлось потратить более 9 млрд. Для покрытия непомерно больших расходов Греции пришлось прибегнуть к займам. Дефицит платежного баланса вырос с 9,9 млрд евро в 2003 г. до 10,6 млрд в 2004 г. Дефицит бюджета в 2004 г. составил 7,5% ВВП, что в 2,5 раза превышает установленный в еврозоне 3%-ый лимит.

Таким образом, членство в ЕС, с одной стороны, оказало положительное влияние на греческую экономику, став главным фактором ее бурного развития. Но в экономическом росте Греции отсутствовала стабильность26, а без прочной основы экономика страны не может выстоять в сколько-нибудь неблагоприятных условиях, как это наглядно показал в случае с Грецией мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г. Рост греческой экономики был обусловлен в первую очередь поддержкой Евросоюза, тогда как греческое правительство предпринимало

22 Буторина О.В. Указ. соч. С. 142.

23 Ходов Л.Г. Указ. соч. С. 88-89.

24 См.: Квашнин Ю.Д. Кризис в Греции. С. 70; Ходов Л.Г. Указ. соч. С. 89; Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII-XX вв.: очерки политического развития. С. 588.

25 Зимаков А.В. Греция: особенности региональной политики // Современная Европа. Журнал общественно-политических исследований. 2009. № 2 (38). С. 37.

26 Thomadakis S.B. The Greek Economy and European Integration: Prospects for Development and Threats of Underdevelopment // Greece Prepares for the Twenty-first Century. Washington, 1995. P. 102; Tsoukas L. The Future of Greece in the European Union // Greece in the Twentieth Century. London; New York, 2004. P. 320; Close D.H. Greece Since 1945: Politics, Economy, and Society. London, 2002. Р. 199-203.

недостаточно усилий в этом направлении. Назревавшие годами финансовые и структурные проблемы экономики Греции не находили своего решения, а диспропорции все более увеличивались - страна становилась все менее и менее конкурентоспособной.

Греческая экономика имела ряд внутренних недостатков27, ставших в итоге причинами чрезмерного госдолга и дефицита бюджета страны. В предкризисное десятилетие греческая промышленность переживала спад, сопровождавшийся чрезмерным ростом сектора услуг. Непомерно больших бюджетных расходов (более 4% ВВП) требовала постоянная гонка вооружений с Турцией. Кроме того, ряд факторов вызвал структурную отсталость греческой экономики. В первую очередь следует сказать о крайне несовершенной пенсионной системе, становившейся слишком затратной для бюджета страны. Следующая проблема заключалась в наличии огромного и неэффективного государственного сектора экономики, размер заработных плат в котором в большинстве случаев существенно превышал производительность труда. Ситуация в госсекторе усугублялась из-за коррупции и взяточничества: по их масштабам Греция обгоняла практически все государства ЕС.

Еще одним обстоятельством, приводившим к непомерному росту бюджетного дефицита Греции, были колоссальные сложности со сбором налогов. Равно как и вышеназванные, эта проблема не находила своего решения на протяжении десятилетий, и существующий порядок вещей стал восприниматься греками как норма. Уклонение от уплаты налогов обходилось Греции в $30 млрд ежегодно. Прямые налоги составляли в Греции в 1988 г. 4,4% ВВП, тогда как в Бельгии их доля доходила до 16,4% ВВП, в Дании - до 11,7%, во Франции - до 7,6%, в Италии - до 12,9%. Десять лет спустя их доля возросла в Греции до 8,5% ВВП, но в том же году в среднем по ЕС она составила 12,1%. В 2008 г. их уровень в Европе остался практически неизменным (12,2%), а в Греции снизился почти на 1% (до 7,7%)28. Прямым следствием стремления уклониться от уплаты налогов являлось участие людей в подпольной экономической деятельности. В Греции теневой сектор в предкризисные годы составлял 20-30% всей экономики29. В

27 Подробнее об этом см.: КвашнинЮ.Д. Кризис в Греции. С. 70; КвашнинЮ.Д. Евро под угрозой. Как Греция стала пороховой бочкой еврозоны.

URL: http://www.stoletie.ru/geopolitika/jevro_pod_ugrozoj_2010-02-17.htm (25.11.2012).

28 Источник: статья, размещенная на одном из греческих информационных интернет-порталов (посвящена развитию греческой экономики в последние десятилетия): Iraavwu X., ВюРо<; П. Пюс; фтасаце юс; е5ю; URL: http://www.enet.gr/?i=news.el.article&id=159717 (05.11.2012).

29 Danopoulos C.P., Znidaric B. Informal Economy, Tax Evasion, and Poverty in a Democratic Setting: Greece // Mediterranean Quarterly. 18:2 (Spring 2007). Р. 67-84; Квашнин Ю.Д. Евро под угрозой. Как Греция стала пороховой бочкой еврозоны; Thomadakis S.B. Op. cit. P.113.

нем был задействован в основном малый и средний бизнес, имеющий для этого больше возможностей, чем крупные предприятия; и, кстати, незаконные методы широко распространены в сфере туризма - самой перспективной отрасли греческой экономики. Массовое уклонение от уплаты налогов и наличие огромного теневого сектора приводили к бедности населения: граждане Греции, нуждавшиеся в государственной помощи, не могли рассчитывать на ее получение в должном размере из-за ограниченных поступлений в бюджет страны30.

Структурные недостатки экономики стали одной из главных причин чрезмерного бюджетного дефицита Греции. Его уровень на протяжении десятилетий не удовлетворял европейским нормам, однако греческие политики, судя по всему, не уделяли должного внимания этой проблеме вплоть до конца 1990-х гг., т.е. до того момента, когда на повестке дня встал вопрос о вступлении страны в еврозону.

В Маастрихтском соглашении, подписанном 7 февраля 1992 г., были обозначены критерии интеграционного сплочения. К экономикам стран предъявлялся ряд требований, главными из которых были следующие:

- отношение государственного долга к ВВП должно быть не более 60%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП.

В 1997 г. в соответствии с Маастрихтским договором был принят Пакт стабильности и роста. Он предусматривал жесткие регулирующие меры и санкции за несоответствие пропускным критериям в зону евро. Между тем положения Пакта не действовали автоматически, что естественным образом снижало их эффективность. Отсутствие жестких требований привело к тому, что заинтересованность стран-членов еврозоны в соблюдении бюджетной дисциплины быстро начала угасать. В результате, как отметил министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле, бюджетный дефицит в различных странах ЕС в десятилетие с момента образования еврозоны имел место 22 раза, но санкции ни к кому не были применены31.

Тем не менее для многих было удивительным то, что Греция вступила в 2001 г. в валютный союз: страна на протяжении многих лет даже близко не соответствовала Маастрихтским критериям. Вместо того, чтобы решать давно назревшие экономические проблемы, греческое правительство пошло на подделывание

30 Danopoulos C.P., Znidaric B. Ор. а!

31 См.: Grundsatzrede von Bundesauftenmimster WesterweUe Ье1 der Deutschen GeseИschaft Шг Auswartige РоШк, 21.10.2010. иКЬ: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/2010/101021-BM-dgap-grundsatzrede.html (25.11.2012).

статистических данных32. Значительный в реальности бюджетный дефицит практически исчез на бумаге (3,7% в 2000 г.). Не вызывает сомнений, что европейские лидеры имели представление об истинном положении дел Греции, но расширение валютного союза, даже за счет бедных и отсталых стран, было экономически выгодно ведущим государствам ЕС, увеличивающим рынок сбыта и экспортирующим свои товары в зону обращения евро на очень удобных условиях. Этим во многом объясняется стремление ряда европейских политиков во что бы то ни стало сохранить стабильность еврозоны - даже ценой многомиллиардных кредитов. (К примеру, на Рис. 2 показаны размеры экспорта Германии - экономического «гиганта» Европы - в сравнении с величиной предоставленной ею Греции помощи в 2010 г. Диаграмма является наглядным свидетельством того, что финансовые выгоды, гарантированные ФРГ при стабильном евро, существенно превышают размер ее кредита Греции.)

Рис. 2. Размеры экспорта Германии (в том числе в страны еврозоны) в сравнении с размером предоставленной ею помощи Греции в 2010 г.33

К тому же, имели место и причины политического характера, потребовавшие включения южноевропейских стран и Ирландии в еврозону. В Греции было введено евро - с условием, что в течение двух лет она нормализует состояние государственных

32 См., к примеру: Тимофеева О.О. Кризис в Европейском союзе. С. 48-49; Петрунина О.Е. Социалисты Греции: неудобства власти в разгар кризиса. С. 145-147.

33 Die Zukunft der gemeinsamen europaischen Wahrung sichern. 06.05.2010. URL:

http://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Standardartikel/Themen/Europa/Euro_auf_einen_Blick/20 10-05-06-griechenland-finanzstabilitaet.html (25.11.2012).

финансов34. Это было возможно лишь в случае, если страна перестанет делать новые заимствования, однако избежать их не удалось. Чтобы скрыть долги от Брюсселя, греческое правительство и далее неоднократно подделывало свои статистические данные (см. Табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная таблица показателей ВВП, бюджетного дефицита и государственного долга Греции (в % от ВВП) до и после выявления фальсификации статистических данных

Темпы роста ВВП Бюджетный дефицит Уровень госдолга

Состояние на ноябрь 2012 г.35 Состояние на май 2009 г.36 Состояние на ноябрь 2012 г.37 Состояние на май 2009 г.38 Состояние на ноябрь 2012 г.39 Состояни е на май 2009 г. 4Q

1995 - 2,1 - -9,3 97,Q 99,2

1996 2,4 - 99,4

1997 3,б - 96,6

1998 3,4 - 94,5

1999 3,4 - 94,Q

2GGG 3,5 4,5 -3,7 -3,7 1Q3,4 1Q1,8

2GG1 4,2 -4,5 1Q3,7

2GG2 3,4 -4,8 1Q1,7

2GG3 5,9 -5,6 97,4

2GG4 4,4 4,9 -7,5 -7,5 98,6 98,6

34 Тимофеева О.О. Указ. соч. С. 48.

35 European Commission. Eurostat. Real GDP growth rate - volume.

URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&plugin=1&language=en&pcode=tec00115 (дата обращения: 14.11.2012).

36 Reales Bruttoinlandsprodukt (BIP) im internationalen Vergleich. URL:

http://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Monatsberichte/Standardartikel_Migration/2009/10/statisti ken-und-dokumentationen/03-gesamtwirtschaftliche-entwicklung/tabellen/Tabelle_S31.html (14.11.2012).

37 General government deficit/surplus. URL:

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tec00127&plugin=1

(14.11.2012).

38 Internationaler Vergleich der offentlichen Haushaltssalden. URL:

http://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Monatsberichte/Standardartikel_Migration/2009/10/statisti ken-und-dokumentationen/01 -finanzwirtschaftliche-entwicklung/tabellen/Tabelle_S14.html (14.11.2012).

39 General government gross debt. URL:

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tsdde410&plugin=1

(14.11.2012).

40 Staatsschuldenquoten im internationalen Vergleich. URL:

http://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Monatsberichte/Standardartikel_Migration/2009/10/statisti ken-und-dokumentationen/01 -finanzwirtschaftliche-entwicklung/tabellen/Tabelle_S15.html (14.11.2012).

2005 2,3 2,9 -5,2 -5,1 100,0 98,8

2006 5,5 4,5 -5,7 -2,8 106,1 95,9

2007 3,5 4,0 -6,5 -3,6 107,4 94,8

2008 -0,2 2,9 -9,8 -5,0 112,9 97,6

2009 -3,1 -0,9 -15,6 -5,1 129,7 103,4

2010 -4,9 0,1 -10,7 -5,7 148,3 108,0

2011 -7,1 -9,4 170,6

2012 -4,7

«Помогал» в этом Афинам международный инвестиционный банк «ОоЫшап БасИв», предоставивший греческому правительству деньги в рамках валютного свопа -одновременной покупки и продажи той же самой валюты по разному курсу. Такая сделка не включается в статистику госдолга, хотя продавала и покупала Греция не что иное, как облигации, то есть свои долги. В самой операции нет ничего противозаконного, но валютный своп обходится государству намного дороже, чем обычный кредит. Надо сказать, что валютные свопы осуществлялись разными банками не только в Греции, но и в Италии и, возможно, других странах.

В Греции были проведены две операции, которые имели названия из греческой мифологии. «Эол», юридическое лицо, созданное в 2001 г., помогло Греции уменьшить долговой баланс года. В рамках соглашения государство получило денежные средства в обмен на залог будущих сборов за посадку в аэропортах страны. Комиссионные за эту операцию Греция должна была выплачивать до 2019 г. (позднее срок продлили до 2037 г.). Аналогичное соглашение в 2000 г. называлось «Ариадна» - за него греческое правительство отдавало доходы от национальной лотереи. В результате этих сделок «ОоЫшап БасИв» получил около 300 млн долларов. Позднее, в 2005 г., был заключен крупнейший валютный своп между «ОоЫшап БасИв» и национальным банком Греции. Греческие долги были списаны тогда на созданное юридическое лицо «ТШоб». Сумма задолженности за операцию составила около 5 млрд долларов. А когда в конце 2009 г. выяснилось, что Греция находится на грани банкротства, президент «ОоЫшап БасИв» Гари Кон вновь предложил греческому правительству финансовое решение, которое позволило бы отсрочить дату погашения долгов страны далеко в будущее. Но на этот

раз Афины отказались от совершения новых сделок, понадеявшись на свои силы и на поддержку ЕС.

Несмотря на неоднократные финансовые махинации, бюджетный дефицит Греции в предкризисное десятилетие неуклонно увеличивался (см. Табл. 3). Чтобы завуалировать его рост, в 2004 г. министр экономики и финансов Г. Алогоскуфис (партия Новая Демократия) произвел пересмотр данных ВВП, после чего его показатели выросли примерно на 25% с 2000 г. - благодаря учету доходов от теневой экономики, торговли, транспорта, гостиниц, строительства, некоммерческих организаций и т.д. Также имелись расходы, которые удалось скрыть благодаря Олимпийским играм. В результате Г. Алогоскуфис установил дефицит в размере 2,95% ВВП. Впоследствии Евростат доказал, что дефицит составлял тогда 7,5%. Далее, вплоть до наступления мирового финансового кризиса, бюджетный дефицит Греции сохранялся на устойчиво высоком уровне, а после 2008 г. начал стремительно расти.

Таблица 3. Бюджетный баланс Греции (в % от ВВП) в сравнении с аналогичными

показателями по еврозоне и ЕС41

Греция ЕС (27) Еврозона

1997 - -2,7 -2,8

1998 - -1,9 -2,3

1999 - -1 -1,5

2000 -3,7 0,6 -0,1

2001 -4,5 -1,5 -1,9

2002 -4,8 -2,6 -2,6

2003 -5,6 -3,2 -3,1

2004 -7,5 -2,9 -2,9

2005 -5,2 -2,5 -2,5

2006 -5,7 -1,5 -1,3

2007 -6,5 -0,9 -0,7

2008 -9,8 -2,4 -2,1

2009 -15,6 -6,9 -6,3

2010 -10,7 -6,5 -6,2

2011 -9,4 -4,4 -4,1

Для финансирования чрезмерного дефицита греческого государственного бюджета правительство было вынуждено прибегать к новым внешним заимствованиям (см. Табл. 4). За предкризисное десятилетие госдолг Греции вырос до астрономической суммы42. Я. Папантониу, занимавший пост министра экономики и финансов Греции с

41 General government deficit/surplus. URL:

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tec00127&plugin=1

(14.11.2012).

42 Источник: статья, опубликованная в авторитетной греческой газете «То В'пда» (посвящена беспрецедентному росту госдолга Греции в предкризисные годы): Krnfiaiog A. Oi «тсарог» пои фесюсау x^v огкоуоща. URL: http://www.tovima.gr/politics/article/?aid=329138#ixzz0mhVvptNs (20.10.2012).

октября 1996 по октябрь 2001 г., добился включения страны в валютный союз, заняв в общей сложности около 28,7 млрд евро. Потом начался «финансовый кошмар» Олимпийских игр: для финансирования непропорционального размеру и возможностям страны олимпийского проекта сменивший Я. Папантониу Н. Христодулакис (октябрь 2001 - март 2004 г.) обязался выплатить кредиторам 42,5 млрд евро. Последующие заимствования делались уже для обслуживания текущих потребностей. Г. Алогоскуфис (министр экономики и финансов с марта 2004 по январь 2009 г.) подписал кредиты на общую сумму более 125 млрд евро. Я. Папафанасиу (январь - октябрь 2009 г.), поставил свою подпись на облигационных займах и казначейских векселях на общую сумму более 60 млрд евро всего за девять месяцев срока пребывания на министерском посту. Сумма накопленных долгов составляла примерно 260 млрд евро. После выборов, в конце 2009 г., Греция, приближаясь к банкротству, выпустила дополнительные ценные бумаги на сумму 27 млрд евро. В итоге общий размер государственного долга вырос почти до 290 млрд евро, и греческое правительство было вынуждено ввести самый жесткий пакет мер экономии за всю историю страны.

Таблица 4. Уровень госдолга Греции (в % от ВВП) в сравнении с аналогичными

показателями по еврозоне и ЕС43

Греция ЕС (27) Еврозона

1995 97,Q - 72,Q

1996 99,4 69,9 73,7

1997 96,6 68,3 73,2

1998 94,5 66,4 72,8

1999 94,Q 65,8 71,6

2GGG 1Q3,4 61,9 69,2

2GG1 1Q3,7 61,Q 68,2

2GG2 1Q1,7 6Q,5 68,Q

2GG3 97,4 61,9 69,2

2GG4 98,6 62,3 69,6

2GG5 1QQ,Q 62,8 7Q,3

2GG6 1Q6,1 61,6 68,6

2GG7 1Q7,4 59,Q 66,4

2GG8 112,9 62,2 7Q,2

2GG9 129,7 74,6 8Q,Q

2G1G 148,3 8Q,Q 85,4

2G11 17Q,6 82,5 87,3

2G12

Итак, с комплексом глубоких структурных проблем в экономике и стремительно растущими показателями бюджетного дефицита и госдолга, реальные размеры которых скрывались от Брюсселя, Греция вступила в мировой финансово-экономический кризис.

43 General government gross debt. URL:

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tsdde41Q&plugin=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(14.11.2Q12).

Европа оказалась в числе регионов, наиболее сильно пострадавших от кризиса. Сильная взаимозависимость экономик входящих в еврозону стран привела к тому, что спад ведущих экономик экономического и валютного союза повлек за собой спад в экономиках менее значимых стран44. Так, у Германии объем производства в 2009 г. сократился существеннее, чем у Греции, Португалии и Испании. Однако именно эти, самые проблемные, страны так и не вернулись в 2010 г. на траекторию экономического роста. К тому же в них стремительно росла безработица - за два года ее уровень более чем удвоился в Испании и Ирландии (в отличие от той же Германии, которая в целом успешно справилась с этой проблемой) (см. Табл. 5). И, хотя первая волна мирового кризиса не очень сильно ударила по странам группы PIGS, именно их экономические проблемы стали причиной кризиса в еврозоне в 2010 г. Падение доходов населения и компаний резко сократило поступление налогов в бюджеты этих стран, что привело к быстрому росту их дефицитов. А в сложившейся ситуации единственным доступным способом финансирования бюджетного дефицита являлась эмиссия госдолга, что и привело к кризису 2010 г.

Таблица 5. Уровень безработицы в Греции в сравнении с другими регионами45

Греция Испания Ирландия Германия Еврозона ЕС (27)

1995 - 20,0 12,3 8,3 10,7 -

1996 - 19,1 11,7 8,9 10,8 -

1997 - 17,8 9,9 9,7 10,8 -

1998 11,1 15,9 7,5 9,4 10,3 -

1999 12,0 13,2 5,6 8,6 9,6 -

2GGG 11,2 11,7 4,2 8,0 8,7 8,8

2GG1 10,7 10,5 3,9 7,9 8,1 8,6

2GG2 10,3 11,4 4,5 8,7 8,5 8,9

2GG3 9,7 11,4 4,6 9,8 9,0 9,1

2GG4 10,5 10,9 4,5 10,5 9,3 9,3

2GG5 9,9 9,2 4,4 11,3 9,2 9,0

2GG6 8,9 8,5 4,5 10,3 8,5 8,3

2GG7 8,3 8,3 4,6 8,7 7,6 7,2

2GG8 7,7 11,3 6,3 7,5 7,6 7,1

2GG9 9,5 18,0 11,9 7,8 9,6 9,0

2G1G 12,6 20,1 13,7 7,1 10,1 9,7

2G11 17,7 21,7 14,4 5,9 10,1 9,7

2G12 23,646

44 Збинякова Е.А. Антикризисная политика государства: российский и зарубежный опыт. Орел, 2010. С. 99.

45 Unemployment rate, by sex. URL:

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tsdec450&plugin=1

(14.11.2012).

46 Данные ELSTAT - национальной греческой статистической службы: URL: http ://www. statistics.gr/portal/page/portal/ESYE (14.11.2012).

Мировой финансово-экономический кризис стал отправной точкой греческого долгового кризиса 2010 г., создав, с одной стороны, неблагоприятную

макроэкономическую ситуацию и, с другой - усугубив внутренние проблемы греческой экономики47. Бурное экономическое развитие страны, достигнутое в основном за счет внешних факторов, подошло к концу в 2008 г. Тогда рост ВВП Греции стал отрицательным (-0,2%), тогда как в предыдущие годы он составлял 4-4,5%. Но в целом потрясение от кризиса сказалось на греческой экономике не так сильно по сравнению с экономиками других стран и регионов. Однако в конце 2008 г. в Греции начал развиваться банковский кризис, купирование которого обошлось стране в 28 млрд. евро (более 10% ВВП) 48. Необходимость поддержки банковского сектора на фоне вызванного кризисом обострения внутренних экономических проблем привела к стремительному росту бюджетного дефицита в 2008 г. (9,8% ВВП).

2009 г. был еще более тяжелым для греческой экономики. Реальный рост ВВП в этом году оценивается в -3,1%. Это было обусловлено низкими показателями экспорта, выраженным спадом в сфере транспорта и туризма, ограничением кредитной экспансии, снижением иностранной инвестиционной деятельности, а также падением доверия на финансовых рынках - последнее напрямую зависело от уровня бюджетного дефицита и размера государственного долга.

В свою очередь, бюджетный дефицит в 2009 г. неуклонно возрастал. Изначально правительство заявило об ожидающемся по итогам 2009 г. бюджетном дефиците в размере 2% ВВП, затем - 3,7% (очевидно, что достигнуть таких показателей в реальности было невозможно). В начале этого кризисного года правительство Костаса Караманлиса поставило перед собой нереальные цели увеличения налоговых поступлений на 20,5% в год. Однако в середине года стало очевидно, что налоговые поступления были значительно ниже, чем ожидалось. Из-за этого бюджетный дефицит увеличился еще больше - в основном за счет сокращения поступлений от НДС (на € 1,4 млрд меньше, чем планировалось) и налога на прибыль (на € 0,8 млрд меньше). Одновременно был предоставлен социальный пакет для

47 Динамика экономических показателей Греции в период мирового финансово-экономического кризиса

описана в греческой Программе стабильности и роста: Update of the Hellenic Stability and Growth Programme Including an Updated Reform Programme. URL: http://www.minfin.gr/content-

api/f/binaryChannel/minfin/datastore/ff/fa/bf/fffabf061eb70aa8db372381b30614125770c68c/application/pdf/201 0_01_15_SGP.pdf (05.11.2012); а также в Меморандуме об экономической и финансовой политике: Greece - Memorandum of Economic and Financial Policies. URL: http://www.minfin.gr/content-api/f/binaryChannel/minfin/datastore/f9/31/25/f9312567ab01c79257c1385021f830e06ed91b97/application/pdf/ Greece%2BLOI%2BMEFP%2BTMU-2.pdf (05.11.2012).

48 Квашнин Ю.Д. Кризис в Греции. С. 70.

категорий населения, наиболее пострадавших от кризиса. Также были проведены меры по поддержке туризма в рамках Европейского плана экономического восстановления. Дополнительных расходов потребовали новый фонд заработной платы для врачей, необходимость погасить задолженность государственных больниц перед поставщиками и нерешенные обязательства перед местными органами власти.

В апреле Совет министров экономики и финансов стран Евросоюза (Экофин) установил, что в Греции по итогам 2009 г. прогнозируется чрезмерный бюджетный дефицит в размере 5,1% ВВП, и дал рекомендации для восстановления финансового равновесия. В соответствии с этими рекомендациями греческое правительство объявило в июне 2009 г. о корректирующих мерах по сдерживанию бюджетного дефицита. Эти меры позволяли сократить бюджетный дефицит на € 2,3 млрд, или 1,7% ВВП, но программу не удалось реализовать полностью.

Из-за бюджетных проблем Греция погрязала в долгах. Остановить или хотя бы замедлить падение было возможно через повышение налогов и сокращение государственных расходов. Но правительство Караманлиса не решилось на проведение этих мер. Расходы государства оказались по итогам 2009 г. на 2,6% ВВП больше, чем это планировалось. В дополнение бюджетный дефицит вырос на 2,1% в связи со значительным пересмотром показателей ВВП - в бюджетных прогнозах на 2009 г. ВВП был оценен в € 260,248 млрд, но впоследствии эта цифра была снижена до € 240,150 млрд. В ноябре 2009 г. в Греции был объявлен бюджетный дефицит в размере 12,7% ВВП. Позднее, в результате перепроверки данных, эта цифра неоднократно повышалась.

На встрече 020 в Питтсбурге в сентябре 2009 г. в коммюнике были сформулированы требования к государствам, имеющим избыточный дефицит бюджета. Греция, Испания и др. были подвергнуты критике за очевидные структурные проблемы экономики и отсутствие реформ в целях укрепления конкурентоспособности страны. Было ясно, что без существенных изменений в этих странах диспропорции внутри еврозоны еще больше увеличатся. С другой стороны, проведение структурных изменений в отстающих странах - это длительный процесс, и развитие мировой экономики в 2010 г. во многом зависело от способности наиболее развитых и экономически сильных государств вовремя замечать и предотвращать опасности, возникающие в связи с экономическими пузырями49, в том числе на рынке суверенного долга (как это было в случае с Грецией). При этом в еврозоне, с учетом ее специфики,

49 Збинякова Е.А. Указ. соч. С. 180.

уже в 2009 г. не должна была исключаться вероятность оказания проблемным странам-членам экономической помощи50. Тем не менее в первой половине 2010 г., т.е. в период поиска решения проблем Греции (и других стран группы PIGS), имело место очевидное затягивание процесса оказания помощи, связанное с нежеланием стран-доноров предоставлять финансовые средства государствам, оказавшимся в ловушке кризиса.

Подведем итоги. В данной статье была предпринята попытка обозначить внутренние проблемы греческой экономики, ставшие причинами финансовоэкономического кризиса 2010 г. Следует вновь подчеркнуть, что немаловажную роль в возникновении и развитии кризиса играли и внешние обстоятельства, но этот аспект здесь практически не был затронут. После вступления в Евросоюз в Греции начался период бурного экономического роста, который главным образом зависел от финансовой поддержки ЕС. Значительные экономические преимущества принесло Греции членство в валютном союзе, однако, чтобы добиться его, правительство страны пошло на огромные заимствования, скрывавшиеся до последнего времени от Брюсселя благодаря подделке статистических данных. Несомненно, лидеры ЕС и ведущих европейских стран отдавали себе отчет в том, что предоставленные Грецией цифры далеки от реальности, но политические требования и перспектива больших финансовых выгод взяли верх над необходимостью соблюдения общеевропейских норм. Таким образом, Греция лишь формально соответствовала установленным в еврозоне экономическим критериям, тогда как в действительности страна сильно отставала от среднего по Европе уровня. Это отставание было во многом обусловлено структурными проблемами греческой экономики. Именно они привели к чрезмерному росту бюджетного дефицита страны, для финансирования которого правительство вынуждено было делать все новые и новые долги. А слишком большая задолженность, в свою очередь, тормозила экономическое развитие Греции.

Снежный ком внутренних проблем страны начал стремительно расти с наступлением мирового финансово-экономического кризиса. В Греции начался сильный экономический спад, продолжающийся до сих пор, при этом чрезмерное расходование государственных средств сочеталось с вялым поступлением доходов -здесь сказывались структурные недостатки греческой экономики, связанные с налоговыми поступлениями, контролем над расходами и т.д. Совокупность этих факторов стала причиной резкого падения бюджетного дефицита Греции в 2009 г. В результате страна столкнулась с отсутствием доверия на финансовых рынках,

50 Холодковский К.Г. Антикризисные меры и общество // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2009. № 3 (54). Первый глобальный кризис нового столетия. С. 66.

непомерно высокие процентные ставки лишили ее возможности делать новые заимствования для рефинансирования огромного госдолга и поддержания экономики на плаву, и Греция оказалась перед угрозой дефолта. Преднамеренное затягивание Евросоюзом процесса оказания финансовой помощи Афинам в надежде, что те сумеют самостоятельно решить свои проблемы, привело к тому, что в первой половине 2010 г. греческий кризис распространился на всю еврозону.

Список литературы:

1. Акимов А.О. Бюджетные отношения в Европейском союзе // Современная финансовая политика западноевропейских стран. М., 2003. С. 89-100.

2. Аналитический бюллетень Институт Европы РАН. Май 2012 г. Греция. ИКЬ: http://www.ieras.ru/pub/bulleten/0r1.pdf (19.11.2012).

3. Буторина О.В. Афинский краш-тест: еврозона на виражах кризиса // Россия в глобальной политике. М., 2010. Т.8. № 2. С. 140-150.

4. Долговой кризис в ЕС и перспективы евро. Материалы круглого стола, 19 октября 2011 г. Доклады Института Европы РАН, № 276. М., 2012.

5. Захарова Н.С. ЕС: от Лиссабонской стратегии к Лиссабонской программе // Современная Европа: журнал общественно-политических исследований. 2008. № 3 (35). С. 43-57.

6. ЗахароваН.В. Экономика стран Европейского союза. М., 2008.

7. Збинякова Е.А. Антикризисная политика государства: российский и зарубежный опыт. Орел, 2010.

8. Зимаков А.В. Греция: особенности региональной политики // Современная Европа. Журнал общественно-политических исследований. 2009. № 2 (38). С. 34-41.

9. Каневская М.Ф. Российско-греческие отношения на современном этапе // Современный миропорядок и Россия: сборник научных статей. М., 2004. С. 130-147.

10. Квашнин Ю.Д. Евро под угрозой. Как Греция стала пороховой бочкой еврозоны. иКЬ: http://www.stoletie.ru/geopolitika/jevro_pod_ugrozoj_2010-02-17.htm (25.11.2012).

11. Квашнин Ю.Д. Кризис в Греции // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 4. С. 70-78.

12. Кондратов Д.И. Евросоюз: денежно-кредитная политика и мировой

финансовый кризис // Современная Европа. Журнал общественно-политических исследований. 2010. № 1 (41). С. 81-97.

13. Кризис в зоне евро: причины и последствия для Евроатлантического региона. Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопасности (EASI), июль 2010 г. М., 2010.

14. Кузнецов В.С. Проблема эффективности затратных подходов МВФ к урегулированию «системных» финансовых кризисов // Современный финансовоэкономический кризис. Реакция нарождающихся рынков и центров мировой экономики. М., 1999. С. 94-101.

15. Масленников А.А., Антюшина Н.М. Кондратов Д.И. Финансовая система Евросоюза: испытание кризисом // Современная Европа. 2011. № 1. С.82-94.

16. Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII-XX вв.: очерки политического развития. М., 2010.

17. Петрунина О.Е. Социалисты Греции: неудобства власти в разгар кризиса //

Социал-демократия в современном мире: материалы международной научно-

практической конференции «Кризис европейской социал-демократии: причины, формы проявления, пути преодоления», Москва, 19 апреля 2010 г. М., 2010. С. 142-149.

18. Рытов А.Г. Греция в условиях финансового кризиса. Российско-греческие отношения // Дипломатический ежегодник - 2009. Сборник статей. М., 2010. С. 164-172.

19. Соколова П.С. Основные направления внешней политики Греции // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 8. С. 84-94.

20. Тимофеева О.О. Кризис в Европейском союзе: последствия, анализ,

перспективы. М., 2011.

21. Ходов Л.Г. Греческая экономика: факторы развития // Современная Европа: журнал общественно-политических исследований. 2008. № 1 (33). С. 87-96.

22. Холодковский К.Г. Антикризисные меры и общество // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2009. №3 (54). Первый глобальный кризис нового столетия. С. 58-75.

23. CloseD.H. Greece since 1945: Politics, Economy, and Society. London, 2002.

24. Danopoulos C.P., Znidaric B. Informal Economy, Tax Evasion, and Poverty in a Democratic Setting: Greece // Mediterranean Quarterly. 18:2 (Spring 2007). Р. 67-84.

25. Kariotis T.C. The Economy: Growth Without Equity // Greece in the Twentieth Century. London; New York, 2004. Р. 239-273.

26. Mouzelis N.P. Greece in the Twenty-first Century: Institutions and Political Culture // Greece Prepares for the Twenty-first Century. Washington, 1995. P. 17-34.

27. Thomadakis S.B. The Greek Economy and European Integration: Prospects for Development and Threats of Underdevelopment // Greece Prepares for the Twenty-first Century. Washington, 1995. P. 101-123.

28. Tsoukalas C. The Irony of Symbolic Reciprocities - the Greek Meaning of “Europe” as a Historical Inversion of the European Meaning of “Greece” // The Meaning of Europe: Variety and Contention Within and Among Nations. Oxford, New York, 2002. P. 27-50.

29. Tsoukas L. The Future of Greece in the European Union // Greece in the Twentieth Century. London; New York, 2004. P. 319-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.