Научная статья на тему 'Долговой кризис Греции: вызов стабильности Европейского Союза'

Долговой кризис Греции: вызов стабильности Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1900
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕЦИЯ / ДОЛГОВОЙ КРИЗИС / ЕС / ЕВРОЗОНА / GREECE / DEBT CRISIS / EU / EUROZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргашина Кристина Владимировна

В статье описывается долговой кризис Греции, разразившийся летом 2015 г. Рассматриваются причины, приведшие греческую экономику к фактическому дефолту. Анализируются возможные последствия долгового кризиса Греции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREECE DEBT CRISIS: CHALLENGE TO STABILITY OF THE EUROPEAN UNION

The article describes the Greece debt crisis that broke out in the summer 2015. The causes that led the Greek economy to the actual default are also considered. The possible consequences of the Greece debt crisis are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Долговой кризис Греции: вызов стабильности Европейского Союза»

К.В. Каргашина

ДОЛГОВОЙ КРИЗИС ГРЕЦИИ: ВЫЗОВ СТАБИЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

GREECE DEBT CRISIS: CHALLENGE TO STABILITY OF THE EUROPEAN UNION

В статье описывается долговой кризис Греции, разразившийся летом 2015 г. Рассматриваются причины, приведшие греческую экономику к фактическому дефолту. Анализируются возможные последствия долгового кризиса Греции.

Ключевые слова: Греция, долговой кризис, ЕС, еврозона.

The article describes the Greece debt crisis that broke out in the summer 2015. The causes that led the Greek economy to the actual default are also considered. The possible consequences of the Greece debt crisis are analyzed in the article.

Key words: Greece, debt crisis, EU, Eurozone.

Региональная интеграция приобретает в современных геополитических реалиях все большее значение; на сегодняшний день самой успешной из интеграционных группировок и единственной достигнувшей высшей - политической - ступени интеграции является Европейский союз. Однако, несмотря на все успехи, достигнутые в рамках интеграции, на современном этапе ЕС столкнулся с рядом проблем. Одной из таких проблем является долговой кризис Греции, разразившийся летом 2015 г.

Греция вошла в состав европейской интеграционной структуры в 1981 г., несмотря на то, что у нее имелись многочисленные проблемы: отсталость экономики, социальные и культурные отличия от Западной Европы, соперничество с Турцией и т.д. Все это было проигнорировано из политических соображений. Однако экономические проблемы государства дали о себе знать, когда Греция решила присоединиться к Экономическому и валютному союзу ЕС. В 1998 г. Комиссия констатировала, что страна не соответствует ни одному критерию конвергенции [1].

Основными критериями являются:

• уровень инфляции не должен более чем на 1,5 процентных пункта превышать средний показатель для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции;

• дефицит государственного бюджета должен составлять менее 3 % ВВП страны, а государственный долг не должен превышать 60 % ВВП;

• страна не должна в течение двух лет девальвировать свою валюту, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленных Европейской комиссией;

• долгосрочная процентная ставка не должна превышать более чем на 2 процентных пункта средний показатель трех государств-членов, достигших наилучших результатов в стабильности цен;

• должны быть сняты все ограничения на движение капитала и платежей, а статус национального центрального банка приведен в соответствие с Уставом Европейской системы центральных банков [2].

Все изменилось в 2001 г., когда Греция смогла выйти на уровень критериев конвергенции, кроме показателя бюджетного дефицита, и стала членом еврозоны [3].

Членство Греции в европейских структурах приносило выгоды и стало главным фактором ее экономического развития, благодаря тому, что ей предоставлялись значительные финансовые средства, была проведена реализация крупных экономических проектов, банками были снижены учетные ставки, в страну хлынули частные инвестиции, активно развивался туризм. До наступления мирового финансового кризиса у Греции были самые высокие темпы роста ВВП из стран ЕС: ежегодно прирост составлял 4 %, а в 2003 г., в период подготовки Олимпиады, рост ставил 5,9 % [4].

Но у экономики страны был ряд недостатков, которые и привели к чрезмерному государственному долгу во время мирового финансового кризиса. На волне роста сектора услуг греческая промышленность переживала спад. Более 4 % ВВП тратилось на гонку вооружений с Турцией. Также в экономике страны наличествовал значительный теневой сектор, процветала коррупция, по показателям которых Греция обгоняла практически все государства ЕС [5].

Все это усугублялось неэффективной налоговой системой. Уклонение от уплаты налогов обходилось в 30 млрд долл. ежегодно. В 1988 г. прямые налоги в Греции составляли 4,4 % ВВП, тогда как в Бельгии их доля составляла 16,4 % ВВП, во Франции - 7,4 %. К 2008 г. эта цифра возросла лишь до 8,5 % ВВП в год, средняя по ЕС в то время эта цифра составляла 12,1 %. В 2008 г. произошло снижение до 7,7 %, а уровень в ЕС остался неизменным.

Вследствие нестабильности экономического роста и отсутствия прочной экономической основы, Греция не смогла выстоять в неблагоприятных условиях международной конъюнктуры, а прекращение финансовых вливаний со стороны ЕС обнажило и усугубило проблемы греческой экономики, что и привело к тому, что в 2009 г. она погрузилась в кризис, правительство объявило о дефиците государственного бюджета в размере 13,6 % ВВП, что бо-

лее чем в 4 раза превысило допустимый лимит, определенный критериями конвергенции.

Без помощи ЕС И МВФ Греция не могла выйти из сложившейся ситуации, и ей были предоставлены два пакета помощи. В рамках первого пакета страна получила от ЕС 54,4 млрд евро, от МВФ - 19,1 млрд, в рамках второго пакета - 144,6 млрд и 19,1 млрд евро соответственно. Однако этих денег было достаточно только для выплаты процентов по долгам и для отсрочки банкротства греческих банков. Меры экономии не дали ожидаемых результатов, темпы роста греческой экономики продолжили свое падение. Все это спровоцировало социальные волнения в Греции [6]. В 2011 г. Европейским фондом финансовой стабильности был выделен кредит в размере 190 млрд евро. Долг Греции продолжил расти, и к 2012 г. его соотношение к ВВП возросло до 175 % [7]. В 2013-2014 гг. долг Греции был уже выше 300 млрд евро [8].

Пришедшее к власти в январе 2015 г. новое правительство Греции взяло курс на значительное ослабление приверженности реформам и отступание от предыдущих реформ. Подобная политика и общая обстановка неопределенности привели к значительному ухудшению экономического роста и фискальной перспективы и, как следствие, к неустойчивости долга. В начале прошлого года, несмотря на состояние экономики, Греции удавалось выплачивать свои долги. Но было очевидно, что без посторонней помощи вскоре Греция не сможет выполнять свои долговые обязательства. В июле и августе Греции предстояло расплачиваться с ЕЦБ, самым крупным держателем греческих государственных облигаций. В июле греки должны были перечислить 3,5 млрд евро, а в августе - 3,2 млрд. И 1 июля страна не смогла перевести МВФ 1,55 млрд евро.

ЕС занял бескомпромиссную позицию. Лояльность по отношению к Греции могла послужить примером для других проблемных стран еврозоны, которые также могли бы потребовать смягчения. Для предоставления помощи от Афин требовали согласия на проведение жестких и непопулярных реформ, предусматривающих режим жесткой экономии и сокращение социальных статей бюджета [9]. Греческие власти отказались от таких условий, министр финансов Греции прокомментировал это так: «Эти предложения также не могли дать новой надежды населению Греции или инвесторам. Они предполагали ежемесячные отчеты и анализы, снова и снова до конца декабря под угрозой отказа от следующего транша. Эти предложения были несостоятельны» [10].

Несмотря на всю сложность ситуации, сторонам удалось прийти к соглашению, которое было достигнуто 14 августа 2015 г. Оно позволило предоставить финансовую помощь Греции в размере 86 млрд евро в течение

трех лет (2015-2018). Первое выделение средств в размере 13 млрд евро состоялось 20 августа 2015 г.; а еще 10 млрд евро было выделено для рекапитализации банков. Взамен Афины взяли на себя обязательство реализовать ряд мер, основными из которых являются:

• обеспечение профицита бюджета в размере 3,5 % ВВП, который должен был быть достигнут за счет реформы налогообложения, повышения НДС до 23 % в общепите и до 13 % в гостиничном бизнесе, реформы пенсионной системы (к 2016 г. отменить все надбавки к пенсии и к 2020 г. повысить пенсионный возраст до 67 лет), укрепления налоговой дисциплины и борьбы с уклонением от уплаты налогов;

• принять меры по решению проблемы необслуживаемых кредитов;

• осуществить широкий спектр реформ на рынках труда и товарных рынках (в том числе энергии), что должно обеспечить полное соответствие требованиям ЕС. Должна быть проведена программа приватизации госимущества, в частности - портов, электрораспределительных систем, аэродромов и железнодорожных компаний. Создать Фонд приватизации и направить в него государственные активы на сумму 50 млрд евро, деньги из Фонда будут идти на рекапитализацию банков, инвестиции и погашение долга;

• способствовать повышению эффективности государственного сектора в поставке необходимых общественных товаров и услуг, принять меры для повышения эффективности судебной системы, обеспечить независимость ключевых институтов, таких, как управление доходами и статистические службы [11].

Таким образом удалось избежать дефолта греческой экономики и возможного ее выхода из еврозоны. Однако масштабы греческого кризиса, как отмечают эксперты, гораздо больше, чем кажутся на первый взгляд. Дефолт греческой экономики мог спровоцировать выход страны из еврозоны, а в случае «эффекта дубайского домино», когда другие участники, прежде всего проблемные страны еврозоны группы PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания), последуют за ней, потери ЕС, по подсчетам экспертов, будут составлять 17,2 трлн евро [12], что поставит под вопрос будущее Евросоюза и спровоцирует его экономический кризис, что чревато перерастанием в новый мировой финансовый кризис, как в свое время банкротство американского инвестиционного банка Lehman Brothers. Даже если остальные страны PIGS не последуют за Грецией, то только в связи с убытками вследствие банкротства греческих баков появится угроза платежеспособности других европейских банков, в частности французских и немецких, на долю которых приходится порядка 431 млрд евро греческого долга. Кроме того, часть долга приходится

на европейские правительства - 52,9 млрд евро, и на Европейский центральный банк - 26,9 млрд евро. Таким образом, греческий дефолт будет угрожать будущему ЕЦБ [13].

В связи с этим Европейскому союзу, прежде всего, таким государствам как Германия и Франция, необходимо удерживать греческую экономику от краха, вследствие которого последняя может покинуть еврозону, и что может привести к неминуемым последствиям как в рамках европейских интеграционных структур, так и в самих государствах. Проблемы греческой экономики должны решаться с помощью долгосрочной программы реформ, принятых Греции в рамках соглашения от 14 августа 2015 г. Для претворения этой программы необходима сильная политическая воля греческих властей, которая не позволит отступить от намеченных реформ. Их реализация позволит ЕС со своей стороны пойти на смягчение кредитной политики в отношении Греции.

Список использованных источников и литературы

1. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. - М., 2003. - С. 284287.

2. Маастрихтский договор. - URL: http://europa.eu/eu-law/decision-making/treaties/pdf/treaty_on_european_union/treaty_on_european_union_en.pdf

3. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. - М., 2003. - С. 284287.

4. Александрова А. К. Основные проблемы греческой экономики: о причинах современного кризиса в Греции // Государственное управление: электронный вестник. - 2013. - № 36. - URL: http://mgimo.rU/files2/y11_2013/243404/7.3_alexandrova.pdf

5. Кондратов Д. Антикризисная политика зоны Евро в условиях долгового кризиса // Общество и экономика. - 2013. - № 1. - C. 71-107.

6. Белов В. Португалия и группа PIGS: основные уроки выхода из кризиса // Российский совет по международным делам. - 25.06.2014. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3945#top-content

7. Барсуков. В. Что такое долговой кризис Греции: его причины и последствия // Weltrade. - 19.06.2015. - URL: http://www.weltrade.ru/analytics/articles/52315/

8. General government gross debt - quarterly data // Eurostat. -28.09.2015. - URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&pcode=teina230 &language=en

9. Дивас А., Диаконтонис М. Переговорный тупик, новая Европа и греческая драма // Российский совет по международным делам. - 18.06.2015. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6158#top-content

10. Мирзаян Г. Европа отпускает Грецию и переходит к спасению евро // Эксперт. - 28.06.2015. - URL: http://expert.ru/2015/06/28/gretsiya/

11. Memorandum of Understanding. - URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/assistance_eu_ms/greek_loan_facility/pdf/01 _mou_20150811_en.pdf

12. Белов В. Португалия и группа PIGS: основные уроки выхода из кризиса // Российский совет по международным делам. - 25.06.2014. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3945#top-content

13. Барсуков В. Что такое долговой кризис Греции: его причины и последствия // Weltrade. - 19.06.2015. - URL: http://www.weltrade.ru/analytics/articles/52315/

Коротко об авторе

Каргашина Кристина Владимировна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: chris-tina.k2204@mail.ru

Briefly about the author

Kargashina Christina Vladimirovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: christina.k2204@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.