Научная статья на тему 'Основные подходы к оцениванию результатов образовательной деятельности'

Основные подходы к оцениванию результатов образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3341
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / ИЗМЕРЕНИЕ / МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФУНКЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ ДОСТИГНУТОГО РЕЗУЛЬТАТА / ESTIMATION / MEASURING / ESTIMATION MODEL / COMPETENCIES / FUNCTIONS OF ESTIMATION / IDENTIFICATION OF VALUE OF THE ACHIEVED RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богоудинова Р. З.

В статье автор рассматривает процесс оценивания результатов образовательной деятельности, оценивание компетентностной составляющей профессиональной подготовки, цели, задачи, функции оценивания.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богоудинова Р. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers the process of estimation of educational activity results, estimation of competence component of professional training, the aims, the tasks and functions of estimation.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к оцениванию результатов образовательной деятельности»

УДК 546.46:661 846

Р. З. Богоудинова

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: оценивание, измерение, модель оценивания, компетенции, функции оценивания, определение

ценности достигнутого результата.

В статье автор рассматривает процесс оценивания результатов образовательной деятельности, оценивание компетентностной составляющей профессиональной подготовки, цели, задачи, функции оценивания.

Key words: estimation, measuring, estimation model, competencies, functions of estimation, identification of value of the

achieved results.

In the article the author considers the process of estimation of educational activity results, estimation of competence component of professional training, the aims, the tasks and functions of estimation.

Оценивание результатов образовательной деятельности является одной из наиболее обсуждаемой, спорной и нерешенной проблемой, что связано с непрерывно изменяющимися требованиями общества к результатам образования, развитием педагогической, психологической и квалимитрической наук.

Тесная связь понятия «оценивание» с базовой категорией «образование» нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» [1], где нормативное понятие «образование» определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) », т.е. оцениванием результатов образования.

Сложность и многоаспектность категории «педагогическое оценивание» проявляется в многообразие формулировок этого понятия. Оценивание рассматривается как систематический процесс определения степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым и выделения в нем следующих компонентов: определение цели обучения; выбор контрольных заданий, проверяющих достижения этих целей; отметку или иной способ выражения результатов проверки. Оценка в учебной деятельности может рассматриваться и как «показатель степени правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности студента в работе» [2]. Под оцениваем качества может пониматься свидетельство об успешном или не вполне успешном выполни задач.

В одной из первых отечественных работ по проблеме педагогической оценки, «Психология педагогической оценки» Б.Г.Ананьева [3], на основе анализа психологической сущности оценки делается важный вывод о ее роли и рассогласовании собственных оценок студентов и оценок их работы преподавателями.

Значимость оценивания определяется содержательным качественным рассмотрением результата усвоения в его сопоставления с целью. Умение правильно соотносить учебный цели и учебные результаты есть основа оценивания.

Особая роль в системе обеспечения качества образования отводится оценке результатов обучения. Если оценка объективна, то она позволяет определить степень сформированности у обучаемых необходимых умений и навыков, выявить пробелы в приобретаемых ими знаниях, продумать, какие изменения следует внести в методику обучения (в содержание, формы, методы, средства, используемые в учебном процессе и др.)

Оценивания компетенций в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является актуальной и важной, так как вузам ее необходимо решать в ближайшее время, создавая, прежде всего фонды оценочных средств с учетом особенностей реализуемых вузом основных образовательных программ. Это продиктовано тем, что одновременно с проектированием основных образовательных программ высшего профессионального образования должно вестись планирование способов и средств оценивания результатов обучения в терминах компетенций, осуществляться разработка механизмов мониторинга для оптимального конструирования и системного совершенствования учебного процесса и корректировки основных образовательных программ.

Оценка уровня освоения компетенций требует создания инновационной технологии комплексного оценивания как совокупности приобретаемых студентами знаний и умений, так и социально-личностных и профессионально значимых характеристик, формирующих компетенции будущих специалистов. Важными в новых условиях обучения становятся: компетенции как результат образований; образовательных технологии как способ их формирования; оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных в основной образовательной программе результатов образования.

Для повышения объективности оценивания результатов обучения как условия реализации целей совершенствования процесса обучения одним из важнейших требований является системность оценивания, его циклический характер, вовлекающий всех субъектов образовательного процесса в творческой деятельность.

Таким образом, оценивание - это системный процесс направленный на определение степени соответствия достигнутых результатов обучающихся эталонному целевому результату, обладающий свойствами валидности, объективности, доступности и

динамичности предполагающий выделение уровней и определение ценности достигнутого результата.

Для проведения оценивания необходимо определить его основные цели. Цель измерения в педагогике зачастую трактуется как получение численных эквивалентов уровней знаний, умений, навыков, компетенций. Однако оценивание имеет и другую составляющую, по мимо измерения, а именно процесс установления ценности данного уровня, знания, умения, компетенции. Поэтому одной из целей оценивания становиться установление ценности.

Другая цель оценивания - объективно сопоставить достигнутые и начальные или эталонные результаты. В традиционной системе степень соответствия реального и эталонного состояния объекта устанавливает преподаватель, выступающий в роли эксперта. Разный уровень профессиональной компетентности экспертов, ряд присущих им индивидуальноличностных особенностей, неоднозначность выделяемых критериев оценок, отсутствие в проверочных заданиях всей полноты изученного за контрольный период материала, сложившиеся межличностные отношения студента и преподавателя, специфика понимания педагогического долга - все это влияет на достоверную информацию о достижении студентом обязательного образовательного уровня.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность преподавателя осуществлялась им в интересах социально-психологического развития студента. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной. Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой сегодня преподаватели отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля.

Важно в оценивании - репрезентативность - оценить то, что требуется заказчику (работодателю, профессиональному сообществу), а не то, что дали в течение обучения и что легче оценить. Существующая сегодня в высшей школе система оценивания по сути своей знаниевая, т.е. не дает возможности системно оценивать качество профессиональной подготовки, в том числе в условиях внедрения компетентностного подхода.

Это повышает требования к точности и надежности оценивания, обоснованности его критериев. В связи с этим встает качественные и количественные аспекты оценивания, информационно-статические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и ЭВМ. Объективна необходимость формулирования более четких требований к качеству планируемых знаний, критериям и нормам оценок, выявлению преимуществ и недостатков различных видов вопросов, разработке методики контроля знаний.

В системе педагогических измерений важно выделить функции оценивания:

1. диагностическая - оценивание позволяет определить достигнутый уровень усвоения знаний, сформированности умений и компетенций;

2. организационная (информационная) - в образовательном процессе оценивание выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для его коррекции. Именно на основе полученной информации должно изменяться отношение к результату профессиональной подготовки и пересматриваться способы достижения этого результата -методы, формы организации учебной деятельности и т.д.;

3. воспитывающая - влияние результата оценивания - оценки - на формирование самооценки студента, на интерес и отношение студентов к предмету;

4. аналитическая - оценивание качества профессиональной подготовки служит основанием для проведения анализа и коррекции процесса и результата подготовки;

5. прогнозирующая - данная функция оценивания является основной для проектирования инновационных систем и технологий обучения в рамках новых образовательных стандартов;

6. классифицирующая - результат оценивания качества профессиональной подготовки может служить основанием для выделения различных групп студентов с рекомендациями к профессиональной деятельности;

7. агрегирующая - обобщение оценок.

Все перечисленные функции оценивания нуждаются в информации, которая должна удовлетворять следующим требованиям: полнота, релевантность, адекватность,

объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность,

структурированность.

Для повышения объективности оценивания результатов обучения как условия реализации целей совершенствования процесса обучения одним из важнейших требований является системность оценивания, его циклический характер вовлекающий всех субъектов образовательного процесса в творческую деятельность.

В зависимости от целей оценки, уровня ступени или типа образовательной программы оценочные средства конструируются на разных уровнях сложности и неопределенности: от имеющих однозначное решение (ответ) до имеющих многозначность решений (ответов) или не имеющих признанных решений (ответов).

Использование большого числа методов оценки компетенций позволит получать качественную и количественную информацию об уровне развития компетенций студентов, о владении приемами деятельности, об использование всего комплекса знаний и навыков при решении студентами проблем и выполнении проектов или при поиске действий в незнакомых ситуациях. Следует учитывать, что результаты оценивания компетенций разных участников или их отдельных групп могут сравниваться между собой только в том случае если оценочное средство является стандартизированным посредствам составления единых требований к содержанию заданий, процедурам оценивания, способам обработки ответов, созданию модельных ответов и шкал оценивания, методам интерпретации результатов. Стандартизация создает одинаковые условия оценочного процесса, одновременно обеспечивая возможности для сравнительного анализа результатов.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Гарафутдинова Г.Р. Технология квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов и выпускников вуза по направлению «Энерго-ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» / Г.Р. Гарафутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 7. - С. 251 - 259.

3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: В 2-х т. Т.11. / Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. -288 с.

4. Боярский Е.А., Коломиец С.М. Оценивание обобщенных компетенций выпускников вуза // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11. - С.31 - 35.

5. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов-первокурсников / Н.Ф. Ефремова // Высшее образование в России. - 2010. -№4. - С. 43-48.

6. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. - М.: Логос, 2009. - 272с.

© Р. З. Богоудинова - д-р пед. наук, проф. каф. ПиМВПО КНИТУ, dekanat41@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.