Научная статья на тему 'Основные направления работы библиотек технических вузов Западной Сибири (1985-1991 г. )'

Основные направления работы библиотек технических вузов Западной Сибири (1985-1991 г. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / БИБЛИОТЕКИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / TECHNICAL COLLEGES / LIBRARIES / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глазунова Татьяна Владимировна

Статья посвящена рассмотрению основных направлений деятельности библиотек технических вузов Западной Сибири в годы перестройки, определяются особенности этой работы. Исследование позволяет глубже осмыслить всю сложность работы во втузовских библиотеках в исследуемый период. Рассчитана на историков, преподавателей, а также интересующихся данной темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic activity of libraries of technical colleges of Western Siberia (1985-1991)

The article is devoted to consideration of the basic areas of activity of libraries of technical colleges of Western Siberia within reorganization; the features of this work are defined. The research allows to comprehend the complexity of work in libraries of technical colleges during the investigated period. It is useful for historians, teachers, and also were interested by the given theme.

Текст научной работы на тему «Основные направления работы библиотек технических вузов Западной Сибири (1985-1991 г. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

актуальны, поскольку немецкое население западносибирского региона заинтересовано в воссоздании своей традиционной культуры, в том числе и пищи.

Сохранению традиционных черт в пище немцев Сибири угрожает стабильно увеличивающаяся эмиграция в Германию немецкого населения Сибири, а также усиливающееся влияние на кухню немцев в Сибири окружающих народов, прежде всего русских. И наша задача заключается в том, чтобы внести свой вклад в бережное собирание, восстановление и сохранение того, чего достигла лучшая кулинарная мысль и практика сибирских немцев.

Библиографический список

1. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Традиционная обрядность немцев Сибири. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 76.

2. Указ. соч. — С. 72.

3. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета (далее МАЭ ОмГУ). Ф. — I. 1997. Д. 181 — 1. Л. 10-11.

4. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Указ. соч. — С. 76.

5. МАЭ ОмГУ. Ф. — I. 1997. Д. 181 — 1. Л. 21.

6. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Указ. соч. — С. 78.

7. Указ. соч. — С. 79.

8. Указ. соч. — С. 94.

9. Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. — М. : ГОТИКА, 1997. — С. 387.

10. МАЭ ОмГУ. Ф. — I. 1998. Д. 147 — 1. Л.11.

11, Seib E. Der Wolgadeutsche im Spiegel seines Brauchtums, // HB. 1967 - 1968, S, 145-209,

12, Рублевская С.А., Смирнова Т.Б, Указ, соч. — С, 81-82,

13, Дитц Я, Указ, соч. — С, 388,

14, Чернышева В,Г, Традиции и обряды немецкого населения Минусинского края // Немцы в Сибири: история, язык, культура: тезисы Международной научной конференции, г, Красноярск, 13 — 16 октября 2004 г, / отв. ред, В,А, Дятлова, — Красноярск, 2004, — С.110 — 111,

15, Рублевская С.А., Смирнова Т.Б, Указ, соч. — С, 93.

16, Указ, соч. — С, 95,

17, Указ, соч. — С, 93,

18, МАЭ ОмГУ, Ф, — I, 1996, Д. 174 — 1, Л.18.

19, Там же, 1998, Д. 147 — 1, Л.4.

20, Листова Н.М, Пища в обрядах и обычаях // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, Исторические корни и развитие обычаев, — М., 1983, С, 164 — 165.

21, Филимонова Т.Д. Немцы // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы, Зимние праздники, — М., 1973, — С, 151 - 152,

22, МАЭ ОмГУ, Ф, — I, 1998, Д. 147 — 2, Л.8; 2007, Д. 189 — 1. Л, 1 — 3,

23, Там же, 1997, Д. 181 — 1, Л.37.

КУРМАНОВА Сулушаш Рахимжановна, аспирантка сектора этнографии.

644000 г. Омск-77, ул. Андрианова, 28.

Статья поступила в редакцию 09.02.2009 г.

© С. Р. Курманова

УДК 021(09] т. В. ГЛАЗУНОВА

Омский государственный технический университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1985-1991 г.)

Статья посвящена рассмотрению основных направлений деятельности библиотек технических вузов Западной Сибири в годы перестройки, определяются особенности этой работы. Исследование позволяет глубже осмыслить всю сложность работы во втузовских библиотеках в исследуемый период. Рассчитана на историков, преподавателей, а также интересующихся данной темой.

Ключевые слова: технические вузы, библиотеки, Западная Сибирь.

Утвержденное указом Президиумом Верховного Совета СССР в 1984 году «Положение о библиотечном деле в СССР» [1] определяло всю работу библиотек технических вузов в годы перестройки. Данное положение предоставило новые возможности для дальнейшего расширения масштабов библиотечного строительства в вузах Западной Сибири, определило социальные функции библиотек как идеологических, культурно-просветительных и научно-информационных учреждений.

В тех условиях в библиотечной работе происходил неуклонный, хотя и не безболезненный процесс избавления от устаревших представлений, формирование нового библиотечного мышления. В работе с читателями восстанавливалось все ценное из науч-

ного, методического и практического потенциала, и одновременно отрицались, отбрасывались дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы обслуживания, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.

В библиотеках технических вузов происходил процесс более тесного взаимоотношения библиотекаря и читателя как равноправных партнеров. Библиотечные мероприятия в основном были ориентированы на общечеловеческие ценности, усилилось внимание к личности, к семье.

Основными задачами библиотек технических вузов являлось:

1. Формирование фондов библиотеки.

2. Использование фондов библиотеки.

3. Сохранение фондов библиотеки.

4. Пропаганда литературы среди читателей библиотеки.

5. Обучение преподавателей, студентов, аспирантов основам информатики, библиотековедения, библиографии.

6. Идейно-воспитательная работа с читателями.

В соответствии с этими задачами строилась и вся

деятельность библиотек втузов Западной Сибири.

Важной работой вузовских библиотек являлось комплектование фонда, который бы отвечал главному требованию соответствия между содержанием и запросами читателей. Основным источником комплектования библиотек вузов являлись местные биб-коллекторы, которые выполняли заказы библиотек не в полном объеме, а только на 60 — 70 % [2]. По этой причине библиотеки были вынуждены обращаться в книжные магазины города или в иногородние «Книга-почтой» или в отделение «Союзпечать». Комплектование фондов осуществлялось в соответствии с тематическими планами.

Проблема полноты комплектования одна из сложнейших задач для втузовских библиотек. Ни одна библиотека не в состоянии собрать все необходимые издания даже по узкому профилю и полностью удовлетворить запросы читателей только своими фондами. Речь идет об относительной полноте комплектования фондов каждой библиотекой, с качественным отбором необходимой, лучшей литературы, не повторяющейся в других изданиях.

В годы перестройки в библиотеках технических вузов (Например, ОмПИ — фонд 1 092 тыс. экз., АлтПИ — около 1 млн экз., ТИСИ — 600 тыс. экз., НЭТИ — 557 тыс. экз. и другие) наблюдалась вполне удовлетворительная книгообеспеченность студентов по общеобразовательным дисциплинам, общественным наукам и иностранным языкам у студентов младших курсов, у студентов старших курсов и дипломников ситуация с укомплектованностью была значительно хуже.

Полнота фонда отдельной библиотеки невозможна в отрыве от фондов других библиотек. Полное удовлетворение запросов читателей с помощью фондов других библиотек должно было стать главным принципом работы любой втузовской библиотеки. В связи с этим в методических объединениях библиотек осуществлялась координация в комплектовании фондов, что давало возможность расширить репертуар изданий поступавших в библиотеки, избежать дублирования и излишней экземплярности и т.д.

В целях более полного использования библиотечного фонда работниками библиотек втузов проводились различные мероприятия, такие как лектории, выставки, вечера вопросов и ответов, дни открытого письма, дни лектора и пропагандиста, чтения и др. Для более полного охвата всего фонда библиотеки старались использовать самые разнообразные тематики. Например, в Новосибирском электротехническом институте связи им. Н. Д. Псурцева проводились мероприятия, посвященные писателям и поэтам, Великой Отечественной войне, Октябрьской революции, «В помощь дипломнику», вечера интернациональной дружбы и другое[3]. Всего за 1985 г. было проведено тематических выставок — 20, расширенных просмотров — 2, библиотечных плакатов — 2 [4].

Для сохранения библиотечных фондов предусматривалось внедрение в практику мер повышения ответственности за ущерб, нанесенный библиотечному фонду, предусмотренных «Положением о библиотечном деле». В большинстве библиотек разраба-

тывались планы по сохранению книжных фондов. Примером может служить работа в Омском институте инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения, где была создана комиссия в составе 8 человек, без визы которой не исключалось из фонда ни одно ветхое или устаревшее издание. Таким образом, сохранность фондов, ответственность за их очистку в библиотеке ОмИИТа обеспечивалась [5].

Пропаганда во втузовских библиотеках Западной Сибири была обширной и направленной на то, чтобы познакомить читателей с фондами библиотеки, заинтересовать их, привлечь новых читателей, обогатить методику пропаганды книги новыми приемами. В библиотеках были организованы специальные отделы по прогандистской работе.

К наглядным формам пропаганды книги относились: выставка, выставка-вопрос, выставка-конкурс, выставка-полемика, выставка-словарь, картотека-викторина. Ярким примером может служить библиотека Омского политехнического института, где в 1985 году было оформлено тематических книжных выставок и просмотров литературы — 162 [6].

Среди устных форм пропаганды существовали тематические вечера, вечера вопросов и ответов, вечер занимательной науки, вечер книги, вечер-памфлет (про пороки пьянства и т.д.), вечер-портрет, вечер-репортаж, праздник книги, премьера книги, литературная игра, викторина, литературный аукцион, тематическое лото, литературное лото, ролевое обслуживание, литературный лабиринт, литературный «суд». Например, в ОмПИ в целях пропаганды имеющегося фонда в год оформлялось около 120 тематических выставок и просмотров, около 200 информационных выставок, проводились 70 бесед и обзоров, 14 массовых мероприятий (литературных вечеров, игр «Что? Где? Когда?»; викторин, заседаний клубов, литературной гостиной) [7].

К отдельным формам работы с читателями и пропаганды книги можно отнести: бенефис читателя, диалог-обзор, дискуссия, диспут, обсуждение, миниобсуждение, слайд-спектакль, слайд-лекция, устный журнал, читательская конференция, читательско-зрительская конференция, политбой, пресс-бой, пресс-конференция[8]. Среди втузов хотелось бы отметить работы таких вузов, как ОмПИ (проводились крупные массовые мероприятий — диспуты, вечера, конференции и т.д.), СибАДИ (проводились в общежитиях и учебных корпусах — тематические выставки книг, встречи, беседы, диспуты и др.), НЭТИ (оказывалась помощь в проведении научно-теоретических конференциях по общественным наукам и по профилю вуза).

Существенной работой являлось обучение своих читателей основам информатики, библиотековедения и библиографии. Библиотечно-библиографическая работа в технических вузах осуществлялась с момента образования и открытия самих библиотек. Вследствие накопленного с годами опыта эта работа библиотек развивалась и совершенствовалась. К 1985 — 1991 гг. в библиотеках осуществлялись такие формы библиотечно-библиографической ориентации, как выставки, обзоры библиографических и информационных изданий, рассчитанные на отдельные группы читателей; проводились лекции и практические занятия со студентами по основам ББЗ и информатики.

Одной из форм деятельности библиотек технических вузов являлась идейно-воспитательная работа. Она оказывала содействие в выполнении таких функций библиотек, как идеологическая и культурно-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

просветительская, содействие системе партийного и комсомольского, политического и экономического обучения и массового политического просвещения читателей.

Идейно-воспитательная работа совпадала с главной задачей партии — сформировать у читателей марксистско-ленинское мировоззрение, «революционное переустройство общества на новых, социалистических началах».

Оценка результатов работы втузовских библиотек проводилась по различным направлениям: книго-обеспеченность учебной литературой, руководство чтением студентов, эффективность массовой работы, помощь ускорению научно-технического прогресса; эффективность использования фондов, справочного аппарата библиотек, сохранность книжных фондов, внедрение НИР в практику работы библиотек, соблюдение требований стандартов системы СИБИД в библиотеках, состояние делопроизводства и другое [9].

К недостаткам в работе в этот период можно отнести ряд просчетов, недостаточную обоснованность организационных решений. Не все библиотеки имели всю необходимую для организации и ведения СБА документацию. Разобщенность в работе библиотек, органов НТИ, кафедр и других подразделений вузов привела к дублированию, созданию одинаковой библиографической информации для одних и тех же читателей (СБА библиотеки, картотеки на кафедрах, ИРИ ОНТИ). Работники библиотек недостаточно полно и точно представляли все возможности ГСНТИ, весь спектр представляемых ею услуг, не всегда умели самостоятельно оценить создаваемые на всесоюзном и отраслевом уровне библиографические пособия [10].

В итоге хотелось бы отметить, что в эти годы в библиотечной работе происходил неуклонный, хотя и не безболезненный процесс избавления от устаревших представлений, формирование нового библиотечного мышления. В работе с читателями вос-

станавливалось все ценное из научного, методического и практического потенциала, и одновременно отрицались, отбрасывались дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы обслуживания, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.

Библиографический список

1. Положение о библиотечном деле в СССР: утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 г. // Библиотекарь — 1984. — № 5. — С. 3.

2. Серебрякова, М.П. Состояние и задачи по дальнейшему совершенствованию комплектования фондов вузовских библиотек Западно-Сибирской зоны // Вузовские библиотеки ЗападноСибирской зоны: опыт работы. — Вып 13. — Томск : ТГУ, 1985 г. — С. 41.

3. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1. Д. 1693. Л. 173.

4.ГАНО. Ф. Р-1731. Оп. 1. Д. 1719. Л. 20.

5. ГАОО. Ф. 2182. Оп. 2. Д. 1268. Л. 65.

6. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1. Д. 1379. Л. 129.

7. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1. Д. 1693. Л. 165.

8. ГАОО. Ф. 1956. Оп. 1. Д. 681. Л. 95-103.

9. Агеенко, Т.Д. Активизация деятельности вузовских библиотек Западно-Сибирской зоны в 12-й пятилетке / Т.Д. Агеенко // Вузовские библиотеки Западной Сибири: опыт работы. — Томск : ТГУ, 1987. - Вып. 15. - С. 10.

10. Смирнова, Е.М. Некоторые итоги анализа библиографических картотек вузовских библиотек / Е.М. Смирнова, В.А. Аксенова // Вузовские библиотеки Западной Сибири: опыт работы. — Томск: ТГУ, 1990. — Вып. 18. — С. 25.

ГЛАЗУНОВА Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры отечественной истории. E-mail: tanj-al@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2009 г.

© Т. В. Глазунова

Книжная полка

Трудовое право [Текст] : учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008. — 598 с. — ISBN 978-5-482-01741-8.

Учебник подготовлен авторским коллективом кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений. Учебник пережил несколько изданий, каждое из которых перерабатывалось и совершенствовалось с поправкой на экономические и социальные преобразования в государстве, неизменно заслуживая высокую оценку авторитетных ученых, практиков и иных специалистов в сфере трудового права и социальных отношений.

Данное издание учебника основано на нормах новой редакции Трудового кодекса РФ, введенной Федеральным законом № 90-ФЗ, и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Материал изложен в соответствии с программой курса «Трудовое право России» и дает читателям объективную характеристику современного трудового права, а также понимание перспективы его развития. Заключительный раздел посвящен международно-правовому регулированию трудовых отношений.

Для преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, а также предпринимателей, руководителей организаций и кадровых служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.