Научная статья на тему 'Основные направления культурного воспитания студентов и курсантов'

Основные направления культурного воспитания студентов и курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеевская А.О., Аксенова Г.И.

В статье выделены основные направления культурного воспитания студентов и курсантов на примере Академии ФСИН России. Авторами определена роль иностранного языка в процессе формирования культурных ценностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеевская А.О., Аксенова Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления культурного воспитания студентов и курсантов»

УДК 378

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ

Алеевская А.О., аспирант, aleyevskaya.al@yandex.ru Аксенова Г.И., д-р пед. наук, профессор, polinaax@mail.ru

Академия Федеральной службы исполнения наказаний, России, г. Рязань,

Россия

В статье выделены основные направления культурного воспитания студентов и курсантов на примере Академии ФСИН России. Авторами определена роль иностранного языка в процессе формирования культурных ценностей обучающихся.

Ключевые слова: воспитание, культурные ценности, воспитание, иностранный язык, студенты, курсанты.

В современном обществе вопросы развития личности студента вуза рассматриваются наряду с формированием его компетенций. Сегодня это процесс становится основной целью современного высшего образования. В условиях стремительного развития и информатизации общества культурное воспитание студентов и курсантов является важным аспектом в контексте социализации.

Современное состояние общества характеризуется снижением, в определенном смысле, уровня нравственного и эстетического отношения к действительности. В этой связи в государственной политике воспитание молодежи выделяется как приоритетное направление. Это отражается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г., Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-Р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», ФГОС.

Под «культурным воспитанием» принято понимать процесс формирования у обучающихся системы культурных ценностей, к которым относятся материальные и нематериальные памятники и явления культуры, имеющие историко -культурную ценность. Культурные ценности рассматриваются в качестве знака культурно-исторических представлений определенной эпохи, символизирующего его основные ценности, идеалы, традиции и менталитет, а также обеспечивающего сохранение памяти прошлого и трансляцию многоаспектной информации. Культурные ценности создают питательную среду для творчества во всем его многообразии и способствуют диалогу между культурами. Именно эти ценности помогают студентам и курсантам самостоятельно построить собственную картину мира, отличную от создаваемой массовой культурой.

При этом следует отметить, что в языке как средстве общения содержится уникальный потенциал для культурного развития личности. Понимание важности культуры в современном обществе и необходимость формирования культурных ценностей становятся фактором развития общественного самосознания. Огромную роль в становлении личности студентов и курсантов играет любая учебная дисциплина, однако дисциплина

«Иностранный язык» обладает уникальным воспитательным потенциалом. Изучение данной дисциплины дает возможность решить ряд функциональных задач, являющихся неотъемлемой частью квалификации специалиста. Знание иностранного языка позволяет получать новые знания по своей специальности, знакомиться с новыми технологиями, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и т.д. Владение иностранным языком составляет основу ключевых информационно -коммуникативных компетенций, определяющий общий культурный уровень субъектов профессиональной деятельности.

Изучение нового материала по теме, отработка грамматического и лексического материала, формирование навыков перевода и реферирования происходит на основе иноязычных текстов. Однако с целью культурного воспитания преподаватель вправе подбирать тексты для анализа, предоставляющие возможность студентам и курсантам познать, оценить, переосмыслить. В неязыковом специализированном вузе тщательно анализировать тот или иной литературный источник в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» не удается по причине небольшого количества времени и узкой тематической направленности обучения. В таком случае педагог может предлагать материал для чтения во внеаудиторное время, при этом контролируя эффективность выполнения самостоятельных заданий. С целью повышения мотивации учащихся к подобной работе студенты и курсанты могут сами подбирать источники, варьировать жанр, тематику, авторов.

Прекрасным источником формирования культурных ценностей современных студентов является классическая литература. На примере произведений У. Шекспира, О. Уайлда, Д. Дефо, Дж. Свифта, Л. Кэрролла, В. Скотта, Ч. Диккенса, У. Теккерея, Б. Шоу и других великих авторов можно воспитывать у студентов и курсантов такие качества, как ответственность, сознательность, уважение к старшему поколению, эмпатия, справедливость, толерантность и другие. Чтение, анализ и последующее обсуждение классической литературы способствуют пониманию и принятию высших моральных ценностей. В итоге, учащиеся познают основы иноязычной культуры и сравнивают ее с русской.

В Академии ФСИН России широко используется электронная образовательная среда МооШе». Данный вид работы может стать дополнительным источником изучения материала по дисциплине в интерактивной форме, что также дает возможность преподавателю решать задачи воспитательного характера. Размещение дополнительной информации по теме, ссылки на видио- и аудиофайлы, затрагивание актуальных и проблемных вопросов в чате, задания поискового и анализирующего характера и многие другие виды работы способствуют актуализации знаний и формированию культурных ценностей. Студенты и курсанты имеют доступ к ЭОС «МооШе» с любого устройства при наличии выхода в Интернет под своими собственными логинами и паролями в свободное от занятий время, а разнообразие форм заданий (чат, форум, обсуждение вопросов, глоссарий, анкета, опрос) и возможность использовать ресурсы Интернета делают ее особо привлекательной для современного поколения студентов.

Однако в рамках изучения учебной дисциплины педагог не всегда имеет возможность уделить должное количество внимания воспитательному аспекту ввиду большого объема учебного материала и необходимости

следовать учебному плану. В таком случае следует стремиться приобщить студентов и курсантов к внеаудиторным занятиям, организуя их таким образом, чтобы привлекать большее количество учащихся.

На кафедре иностранных языков Академии ФСИН России стало традицией проведение межрегиональной олимпиады по английскому языку среди курсантов ведомственных вузов, викторин по английскому и русскому языкам, что позволяет не только актуализировать знания, умения и навыки студентов и курсантов по учебным дисциплинам, но и формировать познавательную активность, лингвистическую и социокультурную компетенции, картину мира, а также способствует интеллектуальному развитию личности и повышению мотивации к изучению иностранного языка и получению новых знаний.

Особая роль в процессе формирования познавательной активности отводится созданию условий для проявления и становления курсанта как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Этот аспект представлен в исследованиях Аксеновой Г.И и Мухаметзяновой Ф.Г. [1 -2].

Несомненно, посещение музеев и театров способствует эстетическому воспитанию личности студента. Целью любой экскурсии является расширение культурного кругозора, воспитание в духе патриотизма и высокой морали. Профессорско-преподавательский состав Академии ФСИН России регулярно организует выезды в Музей истории Воздушно -десантных войск, Музей истории молодежного движения, Мемориальный музей-усадьбу академика И.П. Павлова, Рязанский Кремль, музей «Оружейная палата» в Москве. Полученная информация способствует закреплению языковых навыков, приобретенных студентами и курсантами на занятиях в рамках темы «Города и страны», формированию эстетического восприятия окружающей действительности, патриотическому и культурному воспитанию.

Иностранный язык является хранилищем культуры этноса. Следовательно, дисциплина «Иностранный язык» как базовая составляющая содержания высшего образования при грамотно выстроенной работе педагога позволяет сформировать систему культурных ценностей обучающихся.

Культурное воспитание - довольно сложный и длительный процесс, и только комплексная работа в данном направлении даст положительный результат. Сочетание различных форм и методов обучения и комбинирование аудиторной и внеаудиторной воспитательной работы способствуют наиболее эффективному освоению основных культурных понятий и, как результат, формированию у курсантов и студентов системы ценностей, которые в современных условиях становятся наиболее актуальными.

Литература

1. Аксенова Г.И., Купцов И.И. Духовность, народность, патриотизм - основные составляющие воспитания современной молодежи // Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации : материалы Междунар. науч. -практ. конф., Воронеж, 26-27 марта 2015 г. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. С. 11-15.

2. Аксенова Г.И., Мухаметзянова Ф.Г. Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3. С. 102-106.

3. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 2 / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. С. 922-923.

4. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему// Прикладная юридическая психология. -2015, №»1. С.10-21.

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 —2020 годы": [Электронный ресурс] //URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (Дата обращения: 20.05.2017).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N° 996 -Р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: [Электронный ресурс] //URL:http://www.garant.ra/products/ipo/prime/doc/70957260/(Дата обращения: 20.05.2017).

7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ : [Электронный ресурс] //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 20.05.2017).

MAIN DIRECTIONS OF CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS AND COURSENTS A.O. Aleevskaya, graduate student, aleyevskaya.al@yandex.ru G.I. Aksenova, Dr. Sci. (Pedagogy), prof., polinaax@mail.ru Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

In the article the main components of cultural education of students and cadets of the Academy of the FPS of Russia are stated. The role of a foreign language in the process of the development of cultural values of students is also defined.

Keywords: education, cultural values, foreign language, students, cadets.

Дата поступления 18.08.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.