Научная статья на тему 'Основные этапы становления видов государственного контроля в Российской Федерации'

Основные этапы становления видов государственного контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2881
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ЭКОНОМИКА / ОБЩЕСТВО / БЮДЖЕТ / STATE CONTROL / CONSTITUENT ENTITY THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMY / SOCIETY / BUDGET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бызов Алексей Юрьевич

В статье рассмотрены виды государственного контроля в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях, показан исторический опыт и основные этапы становления системы госконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the kinds of state control in the Russian Federation at the federal and regional levels, shows the historical experience and the main stages of state control system formation.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления видов государственного контроля в Российской Федерации»

Экспертиза

Алексей БЫЗОВ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены виды государственного контроля в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях, показан исторический опыт и основные этапы становления системы госконтроля.

The article considers the kinds of state control in the Russian Federation at the federal and regional levels, shows the historical experience and the main stages of state control system formation.

Ключевые слова:

государственный контроль, субъект РФ, экономика, общество, бюджет; state control, constituent entity the Russian Federation, economy, society, budget.

В январе 1992 г. после распада СССР Россия вступила в новый этап исторического развития. За двадцать лет полномас -штабных реформ в Российской Федерации были осущест -влены кардинальные преобразования экономической модели развития страны, ее политической системы и социальной сферы. Изменениям подверглись все государственные структуры, вклю -чая систему органов контроля, которая складывалась в СССР по степенно, прошла ряд этапов в своем развитии и была построена на основе широкого вовлечения трудящихся в контрольную де ятельность. Сложившаяся система, которую возглавлял Комитет народного контроля СССР, созданный 9 декабря 1965 г.1, была довольно устойчивой, достаточно эффективно функционировала в течение 25 лет и имела массовый характер.

С распадом Советского Союза в 1991 г. руководство России всту пило на путь масштабных реформ с целью перехода от командно административной модели управления страной к рыночной. На начальном этапе реформ в первой половине 1990 - х гг. в ходе социально - экономических и политических преобразований в России был ослаблен государственный и фактически ликвидиро ван общественный контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, что привело к негативным последствиям. С середины 1990 - х гг. ситуация стала меняться, начался процесс усиления влияния государственных структур на развитие экономики и общества, включая создание системы кон трольных органов.

В развитии системы государственного контроля современной России за последние двадцать лет новейшей истории можно выде лить три основных этапа, хронологические рамки которых опреде ляются проводившимися в стране преобразованиями органов госу дарственной власти и управления. Первый этап — переходный (1991— 1993 гг., от распада СССР до принятия Конституции РФ), второй этап — период создания и оформления системы госконтроля страны (1993—2000 гг., от принятия Конституции РФ до создания федераль -ных округов), и третий этап — период формирования и становления системы государственного контроля в России (2000—2012 гг., от соз -дания федеральных округов по настоящее время).

Для формирования системы государственного контроля РФ период 1991—1993 гг. стал переходным. В эти годы действовала

1 Ведомости Верховного Совета СССР, 1965, № 19.

БЫЗОВ

Алексей

Юрьевич —

соискатель кафедры

истории РЭУ

им. Г.В. Плеханова,

советник

департамента

Контрольного

управления

Президента РФ

alolel@mail.ru

Администрация Президента РСФСР, соз -данная Указом Президента РСФСР от 19 июля 1991 г., и Контрольно - бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР

Отправной точкой становления и раз -вития системы государственного кон -троля современной России является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. В ней закре -плено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 11 Конституции государственную власть в РФ осущест -вляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды. В соответствии с этим положением Конституции РФ могут быть определены основные виды го -сударственного контроля на федеральном уровне: президентский, парламентский, правительственный, судебный. Наряду с указанными видами государственного контроля в РФ действуют: прокурорский контроль, банковский контроль, контроль Уполномоченного по правам человека в РФ, а также контроль органов законода -тельной и исполнительной власти субъек -тов РФ1.

Президентский контроль осуществляет Президент, который согласно ст. 80 явля -ется гарантом Конституции РФ, обеспе чивает функционирование и взаимодей -ствие органов государственной власти. В соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции Президент формирует Администрацию Президента РФ. 22 февраля 1993 г. на основании Указа Президента для обе спечения его деятельности как главы го сударства и контроля за исполнением принятых им решений была создана Администрация Президента РФ, опре делены ее статус и функции. В струк туру Администрации как самостоятель ное подразделение входит Контрольное управление Президента РФ, которое было учреждено 24 мая 1994 г. Контрольное управление 16 марта 1996 г. было преоб -разовано в Главное контрольное управ ление Президента РФ. 2 октября 1996 г. был издан Указ Президента «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». С созданием в России федеральных округов в структуре президентского контроля поя

1 Тарасов А.М. Государственный контроль в России. - М., 2008, с. 202-204.

вилось новое звено. 13 мая 2000 г. Указом Президента была учреждена должность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, определены ее статус, полномочия и функции, включая контрольные2. В связи с системной адми -нистративной реформой, проведенной в 2004 г., Указом Президента от 6 апреля 2004 г. было утверждено новое Положение об Администрации Президента РФ, закреплены ее структура и полномочия, а 8 июня 2004 г. Главное контрольное управление вновь было переименовано в Контрольное управление Президента РФ3. Деятельность Контрольного управления включает проведение проверок выполне ния указов и поручений президента РФ, по результатам которых принимаются меры, направленные на устранение выяв ленных недостатков.

Парламентский контроль осущест вляет Федеральное Собрание. В соот ветствии с п. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, прово дят по вопросам своего ведения парла -ментские слушания. Согласно п. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления кон троля за исполнением федерального бюд -жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой опреде-ляются федеральным законом. Закон «О Счетной палате Российской Федерации» вступил в силу 14 января 1995 г.4 Первое заседание коллегии Счетной палаты, положившее начало ее контрольной дея тельности, состоялось 18 апреля 1995 г. Со временем компетенции Счетной палаты расширились: к осуществлению государ ственного финансового контроля добави лось выявление экономической эффектив -ности расходования бюджетных средств, а за неправомерный отказ ее сотрудникам в предоставлении информации или предо ставление заведомо ложной и неполной информации была установлена юридиче -ская ответственность должностных лиц. Эти меры значительно повысили резуль -тативность контрольной деятельности Счетной палаты. 31 декабря 2008 г. вступил в силу закон «О контрольных полномо -чиях Государственной Думы в отношении

2 Российская газета, 2000,16 мая.

3 Собрание законодательства РФ, 2004, № 24.

4 СЗ РФ, 1995, № 3.

Правительства Российской Федерации». Указанным законом в п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ была внесена поправка, в соответствии с которой Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей дея -тельности, в т.ч. по вопросам, поставлен -ным Государственной Думой.

Правительственный контроль осущест -вляет Правительство РФ. Контрольные полномочия Правительства определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»1. Согласно ст. 12 указанного закона Правительство РФ руководит работой федеральных мини -стерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контроли рует их деятельность. В соответствии со ст. 13 Правительство обеспечивает един -ство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые про граммы и обеспечивает их реализацию. Приоритетным направлением является правительственный контроль в сфере эко -номики и финансов. Для усиления кон -троля за поступлением и расходованием бюджетных средств Правительством РФ был образован Межведомственный совет по государственному контролю, который может запрашивать и получать от орга -нов исполнительной власти необходи -мые материалы, заслушивать объяснения руководителей этих органов.

Судебный контроль (надзор) осу -ществляют три высшие судебные инстанции Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, и другие суды в пределах их компетенции. 21 июля 1994 г. был принят Федеральный конституци онный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Согласно закону, Конституционный Суд по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов осуществляет проверку закона, примененного в кон кретном деле, на предмет его соответствия Конституции РФ. 28 апреля 1995 г. был

принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В соответствии с законом Высший Арбитражный Суд РФ является высшим органом по разрешению экономи ческих споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, и осуществляет по отношению к ним судебный надзор. 31 декабря 1996 г. был принят Федеральный кон -ституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»2, по которому Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор путем проверки законности и обо снованности решений судов по конкрет ным делам и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Региональный уровень включает сле -дующие виды контрольной деятельности: контроль субъектов РФ и контроль муни ципальных образований. В настоящее время эти виды контроля осуществляются в соответствии с принятым 7 февраля 2011 г. Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который вступил в силу 1 октября 2011 г.3 Законом определены пол -номочия, принципы организации и дея тельности контрольно счетных органов на местах, их статус, состав и структура, порядок назначения на должности, тре бования к кандидатурам, гарантии статуса должностных лиц.

В России на современном этапе истори ческого развития в основном сформиро валась система органов государственного контроля в том виде, который позволяет ей совершенствоваться и развиваться. При этом необходимость повышения ее эффективности очевидна, что делает акту альной постановку вопроса о принятии федерального закона «О государственном контроле в Российской Федерации», по скольку эффективный госконтроль явля ется одним из факторов доверия общества к власти, важным средством консолида -ции государства и общества.

1 СЗ РФ, 1997, № 51.

2 СЗ РФ, 1997, № 1.

3 Парламентская газета, 2011, 18 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.