Научная статья на тему 'Основные этапы и тенденции формирования системы открытого образования подготовки специалистов'

Основные этапы и тенденции формирования системы открытого образования подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1121
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / OPEN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова Марина Викторовна

В работе на основе историко-логического подхода выделены и подробно проанализированы основные этапы становления системы открытого образования подготовки специалистов. Выделенные этапы позволяют прогнозировать направления развития системы открытого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES AND TENDENCIES OF OPEN EDUCATION SYSTEM FORMATION OF SPECIALIST PREPAREDNESS

The article gives the historical and logical approaches and analyses the main development stages of open education system formation of specialist preparedness. The pointed stages allow predicting the development directions of open education system.

Текст научной работы на тему «Основные этапы и тенденции формирования системы открытого образования подготовки специалистов»

УДК 371.4

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

© Марина Викторовна ХРАМОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация, доцент, e-mail: mariny@mail.ru

В работе на основе историко-логического подхода выделены и подробно проанализированы основные этапы становления системы открытого образования подготовки специалистов. Выделенные этапы позволяют прогнозировать направления развития системы открытого образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение; открытое образование.

В отечественной и зарубежной практике накоплен определенный опыт по созданию систем открытого образования. Вместе с тем есть различные подходы к толкованию его сущности, особенностей построения и содержательных отличиях на всех этапах формирования.

Исторически сложилось, что современные системы открытого образования в своем формировании опирались на системы и технологии дистанционного обучения (ДО), которые, в свою очередь, развиваясь, базировались на соответствующих информационнокоммуникационных технологиях. В соответствии с вышесказанным рассмотрим основные этапы и тенденции формирования системы открытого образования и использования технологий дистанционного обучения в контексте информатизации образовательных систем.

Одним из методологических подходов к информатизации педагогических систем, выделенных М.С. Чвановой [1], является историко-логический подход, позволяющий выявить этапы и тенденции различных процессов, связанных с информатизацией.

Это важно по нескольким причинам:

- факты, полученные в результате изучения научно-педагогических источников, систематизируются и выстраиваются в логическую последовательность в соответствии с целью исследования;

- выявленные связи получают отражение через историко-педагогическое описание, что позволяет получить целостное представление об исследуемом объекте;

- такой подход позволяет перейти от описания фактов к объяснению изучаемых явлений и прогнозированию событий.

В работах А.А. Андреева [2, 3], В.И. Сол-даткина [4], В.П. Тихомирова [5] и других дан анализ становления систем открытого образования и дистанционного обучения на основе отечественного и зарубежного опыта. Исследователи выделяют три основных этапа их развития: первый - реализация заочной формы обучения на основе технологий ДО, второй период - широкое распространение и определение его возможностей, третий (современный) период - создание образовательных учреждений «открытого типа» и использование возможностей сетевого обучения. Данное деление нам представляется недостаточным для обоснования сути дистанционного обучения и выявления его основных характеристик.

Анализ исторической последовательности событий проводился нами по формальной схеме, которая позволила выявить некоторые причинно-следственные связи и сформулировать гипотезы.

Мы не ставили перед собой цель связать этапы использования технологий дистанционного обучения в процессе подготовки специалистов и формирования системы открытого образования со строгой хронологией событий. Динамика систем открытого образования в разных странах была неодинаковой и характеризуется отсутствием синхронизации. Вместе с тем, проведенный ниже анализ позволяет сделать вывод, что данный процесс происходит эволюционно со сменой этапов.

Таблица 1

Этапы становления и развития системы открытого образования

Этап Годы Содержательная характеристика этапа Ресурсы ИКТ, преимущественно используемые на этапе Организационные события Педагогические явления, факты

1 2 3 4 5 6

I До 1992 Этап «стихийного» использования возможностей компьютерных сетей Появление компьютерных коммуникаций и первые попытки использования их в образовании. Основным техническим ресурсом, используемым в обучении, является электронная почта. Появление терминов «distance education» и «distance learning» за рубежом Электронная почта Международные телекоммуникационные проекты как форма организации сетевого взаимодействия Появление терминов «distance education» и «distance learning»

II 1993- 1995 Этап появления «академических» (научнообразовательных) сетей Появление специальных образовательных сетей за рубежом и компьютерных сетей по инициативе «снизу» в ведущих вузах и учреждениях РАН. Использование сетей для научных целей провоцирует создание образовательной сети, но в явном виде образовательных сетей в России нет Электронная почта, форумы, электронные доски объявлений Появление образовательных сетей (подключение к сети крупнейших вузов и академических институтов) Международные телекоммуникационные проекты для решения учебных задач

III 1996- 1998 Этап методического осмысления технологий дистанционного обучения и накопления практического опыта Становление системы дистанционного обучения в нашей стране. Появление первых методических пособий и разработок по использованию ресурсов сети и технологий дистанционного обучения для различных специальностей (экономических, юридических, инженерных, педагогических). Активные дискуссии по терминологическому аппарату дистанционного обучения Обучающие программы Комплексные кейс-технологии в сочетании с очными формами занятий телевизи-онно-спутнико-вые ИТ Активное построение систем ДО в вузах, разработка дистанционных учебных курсов и их практическая апробация Дискуссии по терминологии и методике обучения в системах ДО

IV 1998- 2002 Этап осмысления теории дистанционного обучения. Первое упоминание о системе открытого образования Тенденция смещения акцентов с частно-методического уровня обсуждений о проблемах дистанционного обучения на уровень рассмотрения общепедагогических и теоретических основ. Активная разработка дистанционных спецкурсов по различным дисциплинам для среднего и высшего образования Появление первых докторских диссертаций по методике дистанционного обучения (А. А. Андреев [6], А.А. Ахаян [7], В.Т. Волов [8], И.А. Свинторжицкая [9]) Интернет-технологии в сочетании с обучающими программами для кейс-технологий; комплексные кейс-технологии Первые экспериментальные площадки в области дистанционного обучения в стране: создание центров ДО Реализация первых педагогических моделей дистанционного обучения на основе ИКТ Изучение психологопедагогических аспектов ДО

V 2002- 2005 Этап создания учреждений и структур, организующих дистанционное обучение (представительств вузов в других регионах, институтов дистанционного обучения и др.) Признание технологий ДО на уровне государства. Развитие систем ДО в виде трех основных форм: кейс-технологий, ТВ- и аудио технологий, специализированных сетевых курсов. Развитие сети представительств вузов как механизм реализации ДО в высшем профессиональном образовании С технической точки - развитие технологий www, увеличение скорости передачи данных в Интернет. Резкое увеличение количества электронных образовательных ресурсов, главным образом, в виде сайтов Построение систем открытого образования подготовки специалистов (экономистов, юристов, менеджмента, инженерных специальностей) Появление первых докторских диссертации по системе открытого образования (С.А. Щенни-ков [10], С. Л. Лобачев [11]) Развитие предыдущих, но на данном этапе главный акцент ставится на ин-тернет-ориенти-рованные ресурсы для ДО Создание порталов открытого образования, учреждений открытого образования - институционализация дистанционного обучения и систем открытого образования Контроль качества обучения в СДО, осмысление феномена с позиций философии образования

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5 6

VI 2005- 2007 Этап появления унифицированных электронных общедоступных систем для дистанционного обучения Построение систем ДО в вузах на основе нормативных документов. Появление крупных образовательных порталов. Развитие электронного обучения (e-learning), как новой трактовки ДО и технологической основы систем открытого образования. В основе разработки ресурсов ДО используется международный стандарт SCORM. Исследования, посвященные использованию технологий дистанционного обучения учите-лями-предметниками (Т.М. Петрова [12], А.Н. Богомолов [13]) и осмысление общедидактических вопросов ДО (М.А. Евдокимов [14]) Построение специализированных СДО на основе scorm (MOODLE, Прометей, ELearning), развитие полноценных порталов ДО Создание центров ДО в форме «представительств вузов» в регионах (На основе тематики кандидатских диссертаций) - осмысление различных аспектов ДО: активизации самостоятельной работы, использование различного рода ресурсов, осмысление педагогических нюансов

VII 2008 -н. время Этап внедрения в системы дистанционного обучения технологий веб 2.0 Взаимопроникновение форм обучения на основе электронных ресурсов. Использование ресурсов веб 2.0 (web 2.0.) В докторских диссертациях представлены результаты осмысления практики обучения в электронной системе ДО (О.В. Мирзабекова [15]), а также использования ресурсов веб 2.0. для системы подготовки специалистов (А.Н. Сергеев [16]) Специализированные СДО на основе scorm (MOODLE, Прометей, E-Learning собственных университетских), начало использования технологий веб 2.0 для систем ДО, использование социальных сетей в виде коммуникационной среды обучения В связи с принятием документа(о ДОТ) отказ от системы представительств и создание полноценных систем ДО Реализация различных педагогических моделей на основе специализированных СДО. Опыт, отработка методик использования в практике ДО различных технологий веб 2.0

Отличительным признаком смены этапов являются:

- с позиции использования ресурсов ИКТ - новые ресурсы и технологии начинают активно использоваться на каждом новом этапе. Ресурсы, используемые на предыдущем этапе, либо исчезают, либо продолжают использоваться в другом объеме или на новом уровне;

- с позиции организации обучения в

системе открытого образования наблюдалась тенденция институционализации системы дистанционного обучения - появление соответствующих подразделений в структурах вузов, специализированных центров дистанционного обучения, «представительств»

университетов, работающих на основе технологий дистанционного обучения, появление университетов открытого типа, университетов дистанционного обучения и открытого образования. Это стало возможно после принятия государством определенных нормативных документов;

- с позиции осмысления педагогическим сообществом наблюдается тенденция

цикличности: осмысление частно-методи-

ческих, общедидактических вопросов, теории дистанционного обучения и, наконец, методологии ДО.

Остановимся подробнее на содержании этапов.

Первый этап - этап «стихийного» использования возможностей компьютерных сетей. Компьютерная связь появилась чуть более 30 лет назад, к этому же времени относятся и первые попытки ее использования в сфере образования [17]. В первых проектах применялась, главным образом, электронная почта в качестве «дешевого телеграфа». Однако отмечалось, что интенсивность обмена посланиями быстро снижалась после исчезновения эффекта новизны. Результаты приносила только специально организованная работа, к которой можно отнести образовательные проекты, в т. ч. международные.

За рубежом исследования в области использования телекоммуникаций в образовании проводились с 1983 г. [18]. Чаще всего они были реализованы в форме телекоммуникационных проектов. Цели проектов отли-

чались многообразием и широтой и рассматривались как совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся [19]. Телекоммуникационные образовательные проекты в отличие от проектов, проводимых в классе по какому-либо предмету, всегда были межпредметны, требовали привлечения знаний из различных предметных областей. Проблемы, обсуждаемые в проекте, решались в реальных условиях, работа учащихся велась с применением сетей [20].

Этап второй - этап появления «академических» (научно-образовательных) сетей.

Характерной чертой следующего этапа является появление за рубежом специальных образовательных сетей (Киднет, Айконз). Развитие 1п1ете1 в России в этот период имело свои особенности, которые нашли свое отражение в создании и функционировании научно-образовательных («академических») сетей. Развитие сетей шло по инициативе «снизу», например: Яе1еош - инициатива Курчатовского института, практически не поддержанная государственными структурами; РКЕЕпе! - инициатива Института органической химии, лишь частично поддержанная Академией наук; Радио-МГУ и -

инициативы небольших коллективов в рамках международных проектов по физике высоких энергий и космическим исследованиям.

Это была первая попытка создания в России научно-образовательного сетевого сообщества как научно-образовательной (Я&Б) компоненты Российского Интернета [21]. Сюда включены сети, обеспечивающие для академических организаций полную технологическую цепочку, которые или существовали на средства госбюджета (РКЕЕпе1;, Радио-МГУ, ЯиЫпе1, МБШе1;, ЯББ1) или на средства осообщества академических организаций - техническую основу для них давали коммерческие провайдеры, прежде всего, Релком (Ассоциация Яе1ат).

Для этого периода характерно отсутствие инфраструктуры цифровой связи и преобладание технологии, позволяющей в штатном режиме работать только с электронной почтой

В начале 1990-х гг. начинает употребляться термин «дистанционное обучение». С 1993 г. идет обсуждение его рационального применения, но публикации носят, как

показал проведенный нами анализ, узко методическую направленность.

В 1994 г. в Москве состоялась Первая международная конференция по дистанционному обучению в России «Дистанционное обучение и новые технологии в образовании». Конференция ставила своей целью «рассмотрение проектов, исследований и разработок, отражающих изменения в системе высшего образования в России применения новых информационных технологий» [22]. На конференции обсуждались вопросы создания системы использования компьютерных сетей и реализации обратной связи «обучающийся - преподаватель»; экономической целесообразности системы дистанционного обучения. Конференция определила две главные проблемы: создание сетей, их «физической» установки, и создание центра по развитию системы дистанционного обучения в нашей стране.

На заседании Госкомвуза 31 мая 1995 г. принято постановление о разработке проекта федеральной программы развития дистанционного образования, создании головного совета по дистанционному образованию, представление предложений по созданию федерального центра системы дистанционного образования и т. д. [23]. Можно говорить о переходе на следующий этап.

Этап методического осмысления технологий дистанционного обучения и накопления практического опыта. Как показал проведенный нами анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, до 1996 г. в России в основном использовались зарубежные образцы дистанционного обучения [24]. Но и они носили фрагментарный характер, поскольку учебные заведения были не готовы к внедрению в образовательный процесс данной формы обучения. Среди причин такой ситуации чаще всего называют: технические (неразвитость телекоммуникации как таковой, отсутствие технических возможностей), психолого-педагогические

(отсутствие методологии, четкой постановки целей внедрения телекоммуникаций, методик использования в обучении и др.), организационные (отсутствие финансирования), ментальные (нежелание преподавателей работать по-новому в силу ментальной инерционности). Большинство публикаций, по-нашему мнению, носили рекламный характер

[25-26], дистанционное обучение трактовалось как «новая форма заочного образования, но только при наличии персонального компьютера» [27].

С 1996 г. стали выделяться госбюджетные средства на развитие «полномасштабных» научно-образовательных сетей [28], существенно изменилась техническая база компьютерных коммуникаций, которая позволила организовывать обучение в режиме реального времени. Стали проводиться первые международные конференции по дистанционному обучению в России. Публикации этого периода имеют уже технологическую направленность, делаются первые попытки методологического осмысления феномена «дистанционного обучения» [2, 29].

В это время, несмотря на имеющийся отечественный и зарубежный опыт по теории и практике дистанционного обучения, все еще отсутствовало общепризнанное его определение. Такое положение было естественно для нового направления научных исследований, а многочисленность определений подтверждала в целом актуальность проблемы. Подробно разнообразие точек зрения рассмотрено автором в публикации [30], скрупулезный анализ их позволил нам приблизиться к пониманию этого феномена.

Очевидно, что поиски определений значения термина «дистанционное обучение» шло в двух направлениях: «переводческом» -толкование аналогичных англоязычных терминов и «содержательном».

А.Ю. Уваров [31] полагает, что отечественному заочному обучению соответствуют рекламируемые сегодня западные школы корреспондентного обучения (correspondence school). «Обучение на расстоянии», эквивалентное английскому (distance education), используется для описания тех случаев, когда «доставка» учебного материала и / или учебного взаимодействия обеспечивается с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть). Термин «учение на расстоянии», эквивалентный английскому distance learning, обычно используют, когда хотят подчеркнуть удаленность учащегося от «источника обучения».

Проведенный анализ показал, что касается содержательного направления, при определении понятия «дистанционное обучение» трактовалось как форма, как метод пре-

подавания и усвоения знаний, как обучение на расстоянии с обязательным использованием информационных и коммуникационных технологий [32-36].

Ю.А. Первин определил дистанционное обучение «как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии» [37] и рассмотрел возможности технологий ДО для дополнительно профессионального образования.

Согласно А.В. Хуторской, ДО - «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения, имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [38].

Таким образом, в определениях, существовавших на данном этапе, описывалась какая-то одна сторона (или несколько) этого многогранного явления.

Заметим, что и во все последующие годы исследователи возвращались к вопросу определения термина «дистанционное обучение». Такие дискуссии продолжаются и сегодня.

С 1997 г. начинает регулярно выходить научно-практический журнал «Дистанционное образование». В его номерах регулярно освещаются методические наработки, публикуются материалы об опыте внедрения технологий дистанционного обучения в нашей стране, несколько позже (примерно с 1999 г.) появились статьи по психолого-педагоги-ческим проблемам дистанционного обучения.

Материалы традиционной ежегодной Международной конференции «Информационные технологии в образовании», проводимой в Москве, позволяют проследить развитие идей в области использования компьютерных телекоммуникаций в образовании.

Так, в материалах 1996 г. [39] идет речь о единичных проектах проведения сетевых олимпиад, проектах организации дистанционных курсов для абитуриентов, о методике обучения компьютерным коммуникациям. Данные материалы в основном ориентированы на прогнозы использования компьютерных телекоммуникаций в обучении и носят узко-методический характер.

В материалах 1997 г. также говорится в основном только о перспективах использования компьютерных сетей и проблемах создания центров дистанционного обучения, об их техническом оснащении. Вместе с тем появились и конкретные единичные факты использования отечественных систем дистанционного обучения при подготовке специалистов, например, при обучении чтению на немецком языке в Челябинском техническом университете, при проведении дистанционных семинаров для учителей физики в Переславле-Залесском.

В материалах 1998 г. [40] по-прежнему много проектов, среди которых международный пилотный проект в области дистанционного обучения, проект виртуального педагогического института (А.А. Ахаян), приводятся первые примеры конкретных дистанционных курсов, широко использующих технологию гипертекста, например курс обучения иностранным языкам (Е.С. Полат). Так же в них опубликованы работы, в которых обсуждаются вопросы, связанные с подготовкой учебно-методических материалов в виде, пригодном для их эффективного встраивания в структуру дистанционного обучения, конкретные материалы об опыте использования компьютерных сетей в управлении образованием, например, Ярославской, Тамбовской, Липецкой областей.

В материалах 1998-1999 гг. по-прежнему рассматриваются методические проблемы дистанционного обучения, в частности, вопросы тестирования знаний, появляются статьи о проектах открытых отечественных университетов с дистанционной формой обучения, рассматриваются общепедагогические аспекты использования телекоммуникаций, например, как средств формирования познавательного интереса, обсуждаются вопросы, связанные с необходимостью становления теории и методики дистанционного обучения, приводятся конкретные дистанционные спецкурсы психолого-педагогического блока «История образования в России», «Телекоммуникации в образовании», «Методология и организация инновационной деятельности в школе» (А.А. Ахаян, Т.Р. Берлина), «Информационные технологии в обучении» (М.С. Чванова, М.В. Вислобокова), впервые обозначена проблема рейтинга образователь-

ных учреждений дистанционного обучения с целью стимулирования их развития.

Новая постановка вопросов, акцент и внимание на теоретических и методологических вопросах дистанционного обучения позволили нам сделать предположение о наступлении нового этапа осмысления теории дистанционного обучения - первое упоминание о системе открытого образования.

К концу 1999 г., в материалах IX конференции наблюдается увеличение методологических работ (А.А. Андреев, А.А. Ахаян, Ю.А. Первин), появляются статьи о средствах дистанционного управления образованием, много примеров конкретных курсов, предлагаемых для различных подсистем системы непрерывной подготовки.

Таким образом, наблюдается тенденция смещения акцентов с частно-методического уровня разговоров о проблемах дистанционного обучения на уровень рассмотрения общепедагогических и теоретических проблем. Кроме того, появились первые публикации, в которых оценивается деятельность образовательных учреждений в области дистанционного обучения.

В материалах Международной научной конференции «Интеллектуальные технологии и дистанционное обучение на рубеже XXI века» можно отметить следующие тенденции [41]:

- много выступлений, посвященных контролю знаний в системе дистанционного обучения - вопросам разработки тестирующих программ, использования тестов, их адекватности, а также проблеме оценки качества обучения в системах дистанционного обучения;

- широко обсуждается проблема тью-ториала в системах дистанционного обучения, в частности, реализации электронных тьюторов, призванных разгрузить преподавателей от рутинной педагогической деятельности, оставив за ними роль менеджеров системы;

- рассматриваются вопросы создания образовательной среды дистанционного обучения, акцентируется проблема тезауруса знаний;

- приводятся примеры создания виртуальных и открытых университетов, коопераций образовательных учреждений. Открытый университет рассматривается как интеллек-

туальный центр, выполняющий функции трех социальных институтов: образования, науки и культуры, имея своей целью создание и распространение эталонов культурных образцов в системе глобальной информационной инфраструктуры. По мнению выступающих, технологии дистанционного обучения и совместной научной деятельности на основе современных компьютерных средств и телекоммуникаций являются наиболее перспективными в этой системе.

Рассматриваются вопросы «наполнения» виртуальных университетов - создание виртуальных кафедр и виртуальных лабораторий.

К 1999 г. можно было найти много примеров различных курсов, в т. ч. мультимедийных, для системы дистанционного обучения.

Технологии дистанционного обучения начали использовать в довузовском образовании.

На следующем этапе в 2002 г. дистанционное обучение перешло в разряд официально признанных государством, на уровне методики использования технологий ДО в различных образовательных учреждениях [40]. Можно утверждать, что этот этап характеризуется созданием учреждений и структур, организующих дистанционное обучение (представительств вузов в других регионах, институтов дистанционного обучения и др.)

Изменяются акценты в тематике исследуемых вопросов: технологии ДО в государственном и негосударственном образовании, повышение эффективности и трансформация традиционных университетов с помощью ИКТ, проектирование, разработка и внедрение современного дистанционного образования, взаимодействие, преподавание и обучение посредством опНпе-технологий, повышение доступности дистанционного образования, оценка и анализ качества дистанционного образования.

В качестве примера отметим, что большинство публикаций Международной конференции «Информационные технологии в образовании» 2002-2005 гг. посвящены вопросам разработки электронных образовательных ресурсов, а также вопросам методики их использования в учебном процессе школы, вуза и системы повышения квалификации. На данном этапе активно теоретически и практически исследуются вопросы метода проектов, в частности телекоммуника-

ционных. В работах Е.Н. Ястребцевой, М.Б. Лебедевой, О.Н. Шиловой и других рассматриваются различные методические аспекты проведения телекоммуникационных проектов [39, 42].

Изменяется терминология публикаций, освещающих вопросы ДО. Например, на страницах журнала «Высшее образование в России» термины «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» заменяются термином «e-learning» (электронное обучение)

[43]. Все чаще публикации, посвященные вопросам построения систем открытого образования, опираются на эту терминологию.

Тема электронного обучения (e-learning) становится все более актуальной и постепенно занимает основное место на страницах специализированных и популярных изданий образовательной проблематики. Именно данный факт позволил нам говорить о наступлении следующего этапа - «этапа e-learning».

Сам термин имеет несколько толкований

[44]. Возникновение термина связывают с

распространением интернет-технологий и рассматривают на уровне проникновения электронной составляющей в различные стороны социальной жизни, например, экономические: e-banking (электронный банк),

e-commerce (электронная коммерция). В этом ключе e-learning (электронное обучение) воспринимается и трактуется как технология, т. е. набор информационных и телекоммуникационных технологий в обучении либо пакеты прикладных программ, системы «оболочек», с помощью которых можно проводить обучение, используя ресурсы сети.

Другое понимание e-learning (электронного обучения) - как совокупности образовательных технологий, базирующихся на «достижениях hi-tech (высоких технологий)», и технологических инструментов, в которые «упакованы» обучающие методики.

Как полагает Ю. Рубин, правильным является толкование данного феномена как педагогического процесса, а не суммы технологий. Соответственно, инструменты электронного обучения (e-learning) - это организационные и методические элементы педагогического процесса, осуществляемые благодаря современным информационным технологиям, а «не оболочка для традиционного учебного процесса».

Следствием терминологической неопределенности как в мире, так и в нашей стране стало развитие специализированных учебных заведений (открытых университетов), реализующих образовательные программы только в формате электронного обучения (e-learning), как правило, через Интернет. Вторым направлением стал подход «смешанного обучения», т. н. «blended learning». В рамках данного подхода e-learning (электронное обучение) не рассматривается как прерогатива только специализированных on-line (он-лайн, работа в сети в реальном времени) университетов, а скорее как явление, вполне пригодное для традиционных учебных заведений, позволяющее «открывать» их.

Отмечая стремительное увеличение спроса не международном рынке образовательных услуг посредством e-learning. О. Ильченко констатирует, что этот процесс находит отражение в стратегии «Электронная Болонья» - создании глобальной виртуальной среды для реализации болонского процесса

[45]. При этом основные акценты делаются на новые педагогические модели развития компетенций, гибкость в непрерывном обучении, оценку качества образования, поддержку индивидуального обучения и совместного обучения, внедрение электронного обучения (e-learning) и смешанного обучения (blended education) в глобальное образовательное пространство для обеспечения доступности европейского образования [46].

Смещение акцентов в педагогических дискуссиях, использование новой технологической основы позволило нам предположить наступление следующего этапа - появление унифицированных электронных общедоступных систем для дистанционного обучения.

Анализ исследований по данному этапу приводит нас к мысли, что многие учебные заведения в России и за рубежом сделали следующий вывод: электронное обучение (e-learning) в чистом виде зачастую ухудшает качество подготовки выпускника. Среди причин этого называют отсутствие «живых» контактов с преподавателем, недостатки в организации учебного процесса, слабые пропускные способности каналов Интернет. С другой стороны, возвращаться к традиционному обучению неправильно с точки зрения подготовки выпускника «нового времени». Естественным выходом стало внедрение мо-

дели смешанного обучения, основной концепцией которой является оптимальное сочетание традиционных и инновационных способов реализации образовательной деятельности вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г. Тараканов полагает, что «обучение в системе e-learning следует рассматривать как познавательную деятельность обучающихся в образовательном процессе», как своеобразный учебно-исследовательский процесс, который осуществляется под воздействием, с одной стороны, планирования и управления преподавателем, а с другой - внутренних побуждений личности обучающихся, его ценностных установок и ориентиров [47].

Однако, несмотря на активное употребление термина e-learning (электронное обучение), развитие самого феномена электронного обучения трактуется как «экстремальное» [48]. Постепенно утрачивая ореол элитарности, электронное обучение становится «ответом индустриального общества на потребность в органичной интеграции принципов доступности образования и требований к надлежащему качеству образования» [49]. Увеличение количества терминов, их неопределенность катализировали возникновение новой дискуссии о сути дистанционного обучения.

Тем не менее, делается очередной шаг в официальном признании дистанционного обучения как технологии, реализуемой «с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника с целью предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)» [50].

Одним из принципиальных моментов приказа Минобрнауки от 6 мая 2005 г. является то, что, согласно ему, образовательные учреждения получили право использовать «дистанционные образовательные технологии» (ДОТ) во всех предусмотренных законодательством формах получения образования или при их сочетании. Это позволило многим образовательным учреждениям всех уровней (начального, среднего, высшего)

активно и на официальном уровне включить ДОТ в свою практику.

На данном этапе А. Андреев ввел понятие «электронной педагогики» и предложил соответствующий курс для подготовки преподавателей высшей школы [51].

Одним из направлений очередного этапа в становлении дистанционного обучения становится стандартизация - нормативноправовое регулирование и регламентирование в сфере образования. Главным образом, это проявилось в стандартизации в сфере ИКТ, в частности в появлении SCORM (Sharable Content Object Reference Model) -стандарта, разработанного для систем дистанционного обучения. Он содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения, позволяя обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Основой является стандарт XML (extensible Markup Language - расширяемый язык разметки) - рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины язык разметки, представляющий собой свод общих синтаксических правил.

Это, в свою очередь, позволило активизировать разработку систем управления обучением - LMS (Learning Management System -Система управления обучением) на базе данного стандарта, например, Moodle [52]. Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), т. е. модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, - свободная система управления обучением (LMS), распространяющаяся по лицензии GNU GPL (General Public License -Универсальная общественная лицензия, или Открытое лицензионное соглашение GNU). Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» [53] и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. Как отмечают В.И. Солдаткин и С.Л. Лобачев, на

базе таких систем возможно обеспечить «полный цикл обучения» студента в объеме учебного плана по конкретной специальности, включая аттестацию на разных этапах, в т. ч. и государственную [54].

Система становится основой для федеральной программы профильного обучения школьников посредством дистанционных технологий [55]. Опыт работы автора в данной системе позволяет говорить, что системы подобного рода позволяют организовывать полноценную учебную среду. Однако столь полномасштабный эксперимент способствовал выявлению ряда острых проблем в организации системы ДО: в первую очередь неподготовленность педагогических кадров для работы в таких системах как техническая, методическая и психологическая. Что приводит нас вновь к вопросам готовности преподавателей к работе в системах ДО и роли тьютора в системе ДО [56].

Очередным катализатором развития систем ДО стало бурное развитие технологий «веб 2.0». Сам термин объясняется как совокупность технологий, позволяющих пользователям совместно работать в сети, совершенствуя ее элементы. Обучаемый становится не просто пассивным «потребителем» образовательных услуг, а активным, деятельным участником учебного процесса. Исследования данного периода направлены на разработку методик использования различных технологий веб 2.0 в учебном процессе, в т. ч. и ДО. Это позволило говорить нам о наступлении нового этапа - этапа внедрения в системы дистанционного обучения технологий веб 2.0.

Произошли значительные изменения в представляемых ресурсах сети: социальные сети (сетевые сообщества), открытые энциклопедии (Википедия), сформировалась бло-госфера (Живой журнал, блоги, предлагаемые почтовыми и поисковыми сервисами).

Постепенно определились функции данных ресурсов: коммуникативная, создания социальных связей, организации дискуссий, самообразования и развлечения. При создании открытых для редактирования документов в сети используется большое количество вариантов вики-программ (wiki), различающихся по возможностям импорта на страницы текстовых, графических и мультимедийных материалов. Импорт текстовых, графи-

ческих и аудиовизуальных материалов на страницы блогов и вики-сайтов потребовал создания в Интернете сайтов для хранения соответствующей информации (видео, графики, хранение закладок). Отличительная особенность большинства публикуемых материалов, так же как и особенность ресурсов «поколения веб 2.0» - возможность комментирования пользователями.

Возможность использования описанных выше ресурсов в качестве образовательных инструментов в последние годы обсуждается в статьях и диссертационных исследованиях [57-60].

На данном этапе стали появляться и активно развиваться социальные сети. Несмотря на их «развлекательную» направленность, уже имеется опыт использования соответствующих ресурсов в практике педагогов. В дальнейшем можно отметить появление специализированных социальных сетей - сетевых сообществ профессиональной направленности: «Открытый класс» (http://openclass.ru). «Сетевое сообщество учителей» (http://it-n.ru), «Образовательная галактика Intel» (http:// edugalaxy.intel.ru) и др.

В материалах конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» появились соответствующие публикации [39], посвященные вопросам использования технологии веб 2.0. (web 2.0) в обучении и опыту обучения школьников и студентов различных специальностей соответствующим технологиям - вики-вики (wiki), блог, социальные хранилища, социальный офис, СДО Прометей, eLearning, MOODLE: отдельно выделяются работы по использованию в обучении и профессиональной деятельности педагогов социальных сетей.

В материалах секции «Информационные ресурсы и технологии в образовании» Всероссийской конференции «Телематика» (http://tm.ifmo.ru) докладчики описывают опыт использования СДО MOODLE в практике работы вузов для решения образовательных задач. Отметим, что на платформу MOODLE перешел Российский портал открытого образования (http://openet.open-edu.ru).

Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

Использование информационно-коммуникационных технологий и технологий дис-

танционного обучения в создании и развитии системы открытого образования происходило поэтапно. Смена каждого этапа характеризовалась следующими изменениями: с позиции использования ресурсов ИКТ - новые ресурсы и технологии начинали активно использоваться на каждом новом этапе; ресурсы, используемые на предыдущем, либо исчезали, либо использовались в другом объеме или на новом уровне; с позиции организации обучения в системе открытого образования наблюдалась тенденция институционализации системы дистанционного обучения -появление соответствующих подразделений в структурах вузов, специализированных центров дистанционного обучения, «представительств» университетов, работающих на основе технологий дистанционного обучения, университетов открытого типа, университетов дистанционного обучения и открытого образования; с позиций осмысления педагогическим сообществом наблюдалась тенденция цикличности - осмысление частно-методических и общедидактических вопросов теории дистанционного обучения и, наконец, методологии дистанционного обучения и открытого образования.

В ходе проведенного анализа было выделено восемь этапов развития ДО.

Для первого этапа характерны появление и техническое развитие компьютерных коммуникаций и первые попытки использования их в образовании.

На втором этапе происходит дальнейшее техническое развитие компьютерных сетей и появление специальных «академических» сетей как пример учебно-научных сетевых сообществ.

Третий этап характеризуется централизацией управления системой ДО как технической составляющей системы открытого образования со стороны Министерства образования, государственным финансированием отдельных научно-исследовательских проектов. На локальном уровне технологии ДО стали использоваться в системе подготовки специалистов, проявилась тенденция смещения акцентов с частно-методического уровня обсуждения проблем ДО на уровень рассмотрения общепедагогических и теоретических проблем.

На четвертом этапе произошло признание технологий ДО на уровне государства,

что позволило развивать систему открытого образования в виде трех основных моделей: кейс-технологий, ТВ- и аудиотехнологий, специализированных курсов. Активно развилась система «представительств» как реализация ДО в вузах. Увеличение скорости Интернет в учебных заведениях и в домашнем пользовании, увеличение потребностей в электронных образовательных ресурсах спровоцировали «лавинообразное» увеличение количества электронных образовательных ресурсов, главным образом, в виде сайтов.

Принятие ряда нормативных документов и также проведение Федеральных программ на пятом этапе позволило создать порталы в поддержку технологий ДО, разрабатывать полноценные системы дистанционного обучения на базе международных стандартов.

На шестом этапе с опорой на унифицированные электронные среды стали создаваться системы открытого образования. Дистанционное обучение ассоциируется с электронным, и технологический прогресс быстро и резко меняет педагогические технологии, лежащие в основе ДО, позволяя создавать полноценные системы открытого образования.

На современном, седьмом этапе, эволюция технологий изменила как методики обучения, так и содержание образования. Активное использование ресурсов веб 2.0, развитие технологий общения в сети, их ориентация на социальные потребности людей, использование их для обеспечения профессионально-ориентированного диалога в мировом информационном пространстве «размывает» границы форм обучения (очной, заочной, дистанционной). Появляется тенденция их взаимопроникновения. Система открытого образования переходит на новый этап развития. Можно только предполагать, что на следующем этапе концепция «обучение в любое время в любом месте» получит полноценную реализацию за счет активного внедрения в систему открытого образования мобильных устройств, активно используемых обучаемыми в повседневной жизни.

1. Чванова М.С. Методология информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: монография. Москва; Тамбов, 1999.

2. АндреевА.А. Определимся в понятиях // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 44-48.

3. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М., 2002.

4. Основы открытого образования / Андреев

A.А. и [др.]; отв. ред. В.И. Солдаткин. М.,

2002. Т. 1.

5. Открытое образование - стратегия XXI века для России / под общ. ред. В.М. Филиппова,

B.П. Тихомирова. М., 2000.

6. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.

7. Ахаян А.А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001.

8. Волов В. Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2000.

9. Свинторжицкая И.А. Методологические и педагогические основы человеческого измерения информационных технологий дистанционного обучения в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2001.

10. Щенников С.А. Развитие системы открытого дистанционного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.,

2003.

11. Лобачев С.Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация: автореф. дис. ... д-ра тех. наук. М., 2005.

12. Петрова Т.М. Методическая система подготовки будущего учителя к реализации дистанционного обучения информатике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2006.

13. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.,

2008.

14. Евдокимов М.А. Совершенствование организационных форм дистанционного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.

15. Мирзабекова О.В. Дистанционное обучение физике в системе подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

16. Сергеев А. Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010.

17. Уваров А.Ю. Компьютерные коммуникации в учебном процессе // Педагогическая информатика. 1993. № 1. С. 12-20.

18. Долматов В.П. О внедрении телекоммуникации в образование // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 100-110.

19. Ястребцева Е. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М., 1998.

20. Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция - центр Вселенной: развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М., 1999.

21. Платонов А.П. Российские научно-образовательные компьютерные сети: текущее состояние и перспективы развития // Педагогическая информатика. 1997. № 2. С. 5-9.

22. Николаев В.И., Тарараев Д.А. Первая международная конференция по дистанционному обучению в России // Специалист. 1994. № 10. С. 36.

23. Бюллетень ассоциации российских вузов: специальный новогодний выпуск. 1996.

24. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 94-97.

25. Александрова И. Новая форма обучения -СДО // Профессионал. 1996. № 5-6. С. 7-10.

26. Алексеев А. Ново. Доступно. Перспективно. (Еще раз о дистанционном образовании) // Профессионал. 1996. № 9-10. С. 34-37.

27. Коптелова Е., Крюкова Е. Образование, разрушающее границы // Иностранец. 1996. № 26.

28. Платонов А.П. Российские научно-образовательные компьютерные сети: текущее состояние и перспективы развития // Педагогическая информатика. 1997. № 2. С. 5-9.

29. ЧвановаМ.С., Вислобокова М.В. Технология проектирования дистанционных спецкурсов // Информационные технологии в обучении: научно-методический сборник тезисов докладов 8 Международной конференции-выставки. М., 1998.

30. Храмова М.В. Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000.

31. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. 1998. № 4. С. 65-77.

32. Козодой О.А., Руденко В.П. Организация дистанционного обучения посредством почтового сервера в Релкоме // Педагогическая информатика. 1994. № 2. С. 57-58.

33. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект // Дистанционное образование. 1998. № 1. С. 37-40.

34. Дистанционное обучение / под ред. Е.С. По-лат. М., 1998.

35. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспект // Информатика и образование. 1996. № 3.

36. Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 3-12.

37. Первин Ю.А. Модель дистанционного обучения, встроенного в текущий учебный процесс // Информационные технологии в образовании. М., 1999.

38. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. № 36. С. 26-30.

39. Портал Конгресса конференций «ИТО - Информационные технологии в образовании». URL: http://ito.su. Загл. с экрана.

40. Интеллектуальные технологии и дистанционное обучение на рубеже XXI века: Международная научная конференция. Санкт-Петербург, 7-9 июля 1990 г. СПб., 1999.

41. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации: приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 г. № 4452.

42. Обучение для будущего. URL: http://iteach.ru. Загл. с экрана.

43. О всемирном форуме «Online Educa Berlin» // Высшее образование в России. 2006. № 1.

44. Рубин Ю. E-learning в России: от хаоса к глубокому укоренению // Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 16-23.

45. Ильченко О. Стандартизация новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 42-47.

46. Achieving the Lisbon goal: the contribution of VET. Executive Summary (2004). 2005. March 1. URL: http://europa.eu.int/comm/education/ poli-cies/2010/studies/maastrichtexe_en.pdf. Загл. с экрана.

47. Тараканов Г. Педагогическое сопровождение в системе «e-learning» // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 82-86.

48. Рубин Ю. E-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 34-38.

49. Рубин Ю. E-learning как предпосылка становления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 50-62.

50. Об использовании дистанционных образовательных технологий: приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 г. № 137.

51. Андреев А. Подготовка преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 160-162.

52. Попов А.Э., Дьяченко А.В., Мяэотс В.К. Модели построения распределенных систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий // Высшее образование в России, 2009. № 3. С. 6І-68.

53. Философия Moodle. URL: http://docs.moodle. org/ru/Философия. Загл. с экрана.

54. Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Online-университет на базе LMS MOODLE // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. І03-І07.

55. Организация учебной работы в интегрированной информационной среде обучения / под общ. ред. А.Н. Тихонова. М., 2007.

56. Бендова Л. Функции тьютора в сети ОДПО // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 82-89.

57. Стародубцев В А., Федоров А.Ф., Киселева А.А. Возможности сервисов web 2.0 для формиро-

вания образовательных сфер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 95-98.

58. Патаракин Е. Д. От использования контента к совместному творчеству. Анализ сетевого проекта Летописи.ру // Вопросы образования.

2009. № 3. С. 114-129.

59. Патаракин Е.Д. Культура 2.0 - совместное творчество и совместное исследование // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. № 2.

C. 302-315.

60. Горошко Е.И. Образование 2.0 - это будущее отечественного образования? (Попытка теоретической рефлексии. Часть 1) // Образовательные технологии и общество. 2009. Т. 12. № 2. С. 455-470.

Поступила в редакции 24.01.2012 г.

UDC 371.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MAIN STAGES AND TENDENCIES OF OPEN EDUCATION SYSTEM FORMATION OF SPECIALIST PREPAREDNESS

Marina Viktorovna KHRAMOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree; Saratov State University named after N.G. Cherny shevsky, Saratov, Russian Federation, Associate Professor, e-mail: mariny@mail.ru

The article gives the historical and logical approaches and analyses the main development stages of open education system formation of specialist preparedness. The pointed stages allow predicting the development directions of open education system.

Key words: distance education; open education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.