Научная статья на тему 'Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете'

Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ВЕБ 2.0 / WEB 2.0 / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанская Олеся Мирославовна, Можаева Галина Васильевна, Сербин Всеволод Андреевич, Фещенко Артем Викторович

Рассматривается модель организации электронного обучения в классическом университете. Определяются основные этапы этого процесса с учетом современных трендов в развитии электронного обучения. Введение системы электронного обучения в образовательную практику крупного университета длительный и сложный процесс, организация которого требует комплексного подхода, включающего несколько этапов, представленных в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабанская Олеся Мирославовна, Можаева Галина Васильевна, Сербин Всеволод Андреевич, Фещенко Артем Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO ORGANIZATION OF E-LEARNING IN A CLASSICAL UNIVERSITY

In the article the authors considered a model of e-learning organization in a classical university. The article defines main stages of this process in light of modern tendencies in e-learning. It presents introduction of elearning system to educational practice of a large university as a long and complex process which requires a comprehensive approach in its organization that includes several stages.

Текст научной работы на тему «Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете»

О.М. Бабанская, Г.В. Можаева, В.А. Сербин, А.В. Фещенко

Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете

Рассматривается модель организации электронного обучения в классическом университете. Определяются основные этапы этого процесса с учетом современных трендов в развитии электронного обучения. Введение системы электронного обучения в образовательную практику крупного университета - длительный и сложный процесс, организация которого требует комплексного подхода, включающего несколько этапов, представленных в статье.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, массовые открытые онлайн-курсы, социальные сети, веб 2.0, смешанное обучение.

SYSTEM APPROACH TO ORGANIZATION OF E-LEARNING IN A CLASSICAL UNIVERSITY

In the article the authors considered a model of e-learning organization in a classical university. The article defines main stages of this process in light of modern tendencies in e-learning. It presents introduction of e-learning system to educational practice of a large university as a long and complex process which requires a comprehensive approach in its organization that includes several stages.

Keywords: e-learning, social networks, web 2.0, massive open online courses, blended learning.

УДК 378 ВАК 13.00.02 РИНЦ 14.35.07

В условиях информационного общества все больше внимания уделяется развитию непрерывного образования, которое позволяет решить многие проблемы, связанные с формированием новой информационной культуры, с изменением парадигмы образования, сфокусированной на развитии креативной личности, ее творческого потенциала, на переходе от усвоения готового знания к проектной, поисковой деятельности. Переход к непрерывному, открытому образованию является одним из способов решения противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека. В XXI в. неграмотным называют не того, кто не умеет писать или читать, а того, кто не готов постоянно учиться новому или переучиваться, если того требуют обстоятельства

[1]. Серьезным помощником в этом становится электронное обучение (electronic learning, e-learning, далее - ЭО), позволяющее университетам обеспечить растущий глобальный спрос на образовательные услуги.

В последние годы ЭО становится неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузах и используется во всех формах обучения. Применение ЭО позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала. Особенно актуальным ЭО стало в условиях введения федеральных государственных

образовательных стандартов нового поколения и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой ЭО открывает новые возможности.

Введение системы ЭО в образовательную практику классического университета - длительный и сложный процесс, организация которого требует системного подхода, включающего:

• создание инфраструктуры;

• создание и развитие технических, технологических, организационно-методических условий для внедрения ЭО;

• кадровое обеспечение процесса разработки, внедрения и сопровождения автоматизированных систем управления учебным процессом;

1 Работа выполняется в рамках Программы повышения конкурентоспособности ТГУ, 2014 год.

Олеся Мирославовна Бабанская,

канд. физ.-мат. наук, начальник научно-методического отдела Института дистанционного образования Тел.: (3822) 52-94-94 Эл. почта: babanskaya@ido.tsu.ru Национальный исследовательский Томский государственный университет www.tsu.ru

Olesya M. Babanskaya,

Candidate of Physico-mathematical Sciences, head of Scientifical Department of Institute of Distance Education Tel.: (3822) 52-94-94 E-mail: babanskaya@ido.tsu.ru National Research Tomsk State University www.tsu.ru

• исследовательскую работу, направленную на изучение возможностей информационных технологий, применяемых в учебном процессе, адаптацию новых технологий к условиям вуза, исследование психолого-педагогических, эргономических и других аспектов введения ЭО;

• научно-методическую работу по новым образовательным технологиям и внедрению их в учебный процесс, разработку методик;

• подготовку и систематическую поддержку преподавателей;

• систему мотивации преподавателей и студентов для работы в ЭО;

• разработку электронных образовательных ресурсов и автоматизированных средств поддержки учебного процесса;

• мониторинг результатов обучения и качества процессов.

В Национальном исследовательском Томском государственном университете в рамках выполнения мероприятия «Развитие электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе создание интернет-лицея» Программы повышения конкурентоспособности ТГУ в 2013 г. во все формы обучения по основным образовательным и дополнительным профессиональным программам введено электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Целями выполнения данного проекта являются:

• формирование информационной культуры студентов и преподавателей;

• создание интеллектуального портфеля программ, обеспечивающих международную конкурентоспособность;

• внедрение в ТГУ новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями.

Процесс внедрения ЭО в Национальном исследовательском Томс -ком государственном университете прошел несколько этапов.

1-й этап: создана электронная информационно-образовательная среда вуза (совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, информацион-

ных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических и технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ или их частей, а также взаимодействие всех субъектов ЭО).

Для организации электронного обучения и развития международных программ с применением дистанционных образовательных технологий в Томском государственном университете используются две платформы: система дистанционного обучения «Электронный университет» (http://edu.tsu.ru), внедренная в учебный процесс дополнительного образования с 2003 г., а также СДО «Электронный университет - Moodle» (http://moodle. tsu.ru), внедренная в учебный процесс с сентября 2013 г., в которой разрабатываются электронные учебные курсы, используются автоматизированные способы оценки результатов обучения, основанные на балльно-рейтинговой системе.

Для создания электронных образовательных ресурсов и их отдельных элементов (демонстрационных материалов, интерактивных объектов, инструментов обратной связи и коммуникации, платформ для создания сетевых сообществ) используются облачные сервисы интернета, а также конструктор ресурсов, интегрированный в СДО «Электронный университет».

Для организации и реализации учебного процесса преподавательский состав ТГУ использует социальные медиа, такие как ВКонтакте и Facebook и другие социальные сети, а для создания учебного контента и организации педагогической коммуникации - сервисы и технологии веб 2.0, такие как Blogger. com (платформа для создания образовательных блогов), Drive.google. com (редактор офисных документов и организации совместной удаленной работы), Maps.google. ru (источник карт и изображений местности), iii.ru (специально обученные виртуальные собеседники), Timerime.com (конструктор лент времени), Mindomo.com и imindmap.com (сервисы создания ментальных карт) [2]. Данные сервисы интегрируются с СДО «Элек-

Галина Васильевна Можаева,

канд. ист. наук, заведующая кафедрой гуманитарных проблем информатики, директор Института дистанционного образования Тел.: (3822) 52-95-79 Эл. почта: mozhaeva@ido.tsu.ru Национальный исследовательский Томский государственный университет www.tsu.ru

Galina V. Mozhaeva,

Candidate of Historical Sciences, head of Department of Humanitarian Informatics, director of Institute of Distance Education Tel.: (3822) 52-95-79 E-mail: mozhaeva@ido.tsu.ru National Research Tomsk State University www.tsu.ru

тронный университет - Moodle» и позволяют разнообразить формы представления электронных материалов и способы образовательного взаимодействия обучающихся с преподавателями.

Применение социальных сервисов и технологий позволяет реализовать ряд существенных для современной образовательной парадигмы тенденций, связанных с переходом от потребления знания к его производству; от авторитарности к прозрачности учебного процесса, когда «выполненные работы студентов хранятся в системе, что позволяет избежать субъективных и авторитарных оценок деятельности студента»; «от эксперта к помощнику», когда преподаватель превращается в одного из соавторов учебного материала, создаваемого коллективно командой разработчиков или с участием студентов; «от лекции к беседе», в которой доминирует индивидуальное, более личностное общение с каждым студентом; от «обучения о чем-то» к «обучению, как делать»; от «доступа к информации» к «доступу к людям», что обеспечивается режимами консультаций, личных сообщений, системой поддержки электронного обучения [3].

Для проведения занятий в режиме онлайн в ТГУ используется программное обеспечение Adobe Connect как инструмента коммуникации в режиме реального времени создания электронного обучающего видеоконтента. Функция записи занятий, проводимых в режиме ве-бинара, позволяет создавать, редактировать, хранить и обеспечивать доступ к видеофрагментам лекционных занятий, практических и лабораторных работ.

2-й этап: разработаны локальные регламентирующие ЭО документы (Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях, распоряжение ректора «О введении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во все формы обучения по основным образовательным и дополнительным профессиональным программам», распоряжение ректора «О назначении ответственных за

внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в подразделениях Томского государственного университета», Порядок регистрации и проведения экспертизы электронных учебных курсов и др.) [4].

3-й этап: создана организационная структура ЭО с определением ответственных за развитие ЭО в вузе на разных уровнях управления (вуз - факультет - кафедра), в состав которой входят администрация, Институт дистанционного образования (подразделение, курирующее ЭО), методический совет по дистанционному обучению, экспертные советы по электронным образовательным ресурсам, учебное подразделение (факультет), экспертные (учебно-методические) комиссии по ЭО на факультетах, кафедра, ответственные за ЭО в учебных подразделениях. Все подразделения университета, образующие структуру ЭО, обеспечивают условия для коммуникации, обмена опытом и взаимной поддержки между всеми участниками ЭО университета. Для осуществления учебного процесса ЭО распределены обязанности и функции между подразделениями университета.

4-й этап: организовано обучение сотрудников университета, участвующих в ЭО. Для эффективной и качественной разработки электронных учебных курсов (ЭУК), во-первых, организованы и проводятся семинары и курсы повышения квалификации руководителей учебных подразделений и преподавателей, во-вторых, разработана и организована программа повышения квалификации «СДО МооШе в учебном процессе кафедры», в-третьих, организована система онлайн и офлайн консультационной поддержки преподавателей университета для разработки курсов. Проведение данных мероприятий обусловлено тем, что разработка ЭУК является важным и существенным этапом в реализации данного проекта.

5-й этап: организована методическая поддержка электронного обучения. Разработаны видеоинструкции для преподавателей по работе в системе «Электронный уни-

Всеволод Андреевич Сербин,

ассистент кафедры гуманитарных проблем информатики Тел.: (3822) 52-94-94 Эл. почта: serbin@ido.tsu.ru Национальный исследовательский Томский государственный университет www.tsu.ru

Vsevolod A Serbin,

assistant of Department of Humanitarian Informatics Tel.: (3822) 52-94-94 E-mail: serbin@ido.tsu.ru National Research Tomsk State University www.tsu.ru

верситет - МооШе», рекомендации и инструкции для преподавателей по созданию и редактированию курса, инструкции для студентов.

6-й этап: разработка электронных учебных курсов в СДО «Электронный университет - МооШе», предоставляющая возможность социального взаимодействия участников учебного процесса: вики, блоги, форумы различных типов, поддержка мобильных устройств. Все разрабатываемые ЭУК имеют следующие особенности:

• информация о курсе в соответствии с учебным планом и его авторе(ах);

• соответствие структуры и контента электронного курса ФГОС и УМК соответствующей дисциплины;

• коммуникация с обучающимися, применение активных методов обучения;

• методические указания по изучению курса (модуля) и подготовке к различным видам занятий;

• дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

Все разработанные ЭУК заносятся в единую базу данных электронных ресурсов университета, которая представлена на образовательном портале «Электронный университет».

7-й этап: организована экспертиза электронных учебных курсов. Внедрение ЭУК, прошедшего экспертизу, является показателем результативности профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Главная цель экспертизы - установление степени соответствия структуры и контента ЭУК федеральным государственным образовательным стандартам и учебно-методическим комплексам (УМК) соответствующих дисциплин [5].

Ключевые этапы экспертизы ЭУК в ТГУ сосредоточены в рамках отдельного факультета. Как показывает практика, данный принцип организации является наиболее эффективным и оптимальным по следующим причинам. Во-первых, именно экспертные (учебно-методические) комиссии факультетов имеют возможность оценить

ЭУК с точки зрения специфики учебной дисциплины. Как показывает опыт, контент гуманитарных, естественно-научных и физико-математических направлений существенно отличается по вполне понятным и объективным причинам. Во-вторых, локализация основного этапа экспертизы непосредственно «на местах» позволит увеличить показатели профессиональной деятельности как на факультете в целом, так и отдельного преподавателя. Объективность и независимость экспертных заключений учебно-методических комиссий факультетов контролирует Институт дистанционного образования, который является последней инстанцией в процедуре экспертизы ЭУК. Однако в рамках проведения внутриуниверситетских конкурсов по электронному обучению создаются независимые экспертные комиссии и экспертные советы.

8-й этап: разработана система мер стимулирования труда преподавателей, включающая:

• выплаты преподавателям за разработку ЭОР;

• стимулирующие надбавки ответственным за электронное обучение за интенсивность и высокие результаты работы;

• выплаты преподавателям, чьи курсы прошли положительную экспертизу, а также стали победителями внутриуниверситетского конкурса по отбору электронных учебных курсов по гуманитарному, естественно-научному и физико-математическому направлениям;

• премии ТГУ за высокие достижения в развитии электронного обучения.

9-й этап: организован мониторинг результатов электронного обучения и качества процессов. В электронном обучении ТГУ используется система мониторинга (педагогический контроль в форме опросов и анкетирования, академическая активность обучающихся, частота обращения к электронным ресурсам, менеджмент качества обучения, степень проработанности учебного материала), встроенная в используемые СДО, а также системы контент-анализа письменных работ обучающихся («Ан-

Артем Викторович Фещенко,

заведующий лабораторией компьютерных средств обучения Института дистанционного образования Тел.: (3822) 52-94-94 Эл. почта: fav@ido.tsu.ru Национальный исследовательский Томский государственный университет www.tsu.ru

Artem V. Feshchenko,

head of Laboratory of Computer Training Resources of Institute of Distance Education Tel.: (3822) 52-94-94 E-mail: fav@ido.tsu.ru National Research Tomsk State University www.tsu.ru

типлагиат» и другие) для определения степени самостоятельности выполнения задания (в каждом учебном подразделении назначены сотрудники, ответственные за работу с антиплагиатом). Анализ полученных данных позволяет оценивать индивидуальную динамику образовательных результатов каждого обучающегося и проводить диагностику качества электронного обучения в вузе.

Кроме того, два раза в год ответственные за ЭО представляют в Институт дистанционного образования журнал мониторинга ЭО, который включает количество разработанных и внедренных в учебный процесс ЭУК, количество студентов, зачисленных на курс, количество преподавателей, прошедших обучение по программе повышения квалификации «СДО МооШе в учебном процессе кафедры», количество курсов, прошедших экспертизу, а также план учебного подразделения по развитию электронного обучения.

10-й этап: организована разработка открытых онлайн-курсов [6]. Реализация данного этапа развития ЭО в университете включает следующие периоды: разработку, режиссуру, видеопроизводство, публикацию, рекламную кампанию, техническое и методическое сопровождение курсов.

Курсы в формате МООК [7, 8] предназначены для проведения университетом интерактивного удаленного учебного процесса, включающего тематически связанные лекции, проверочные задания и тесты, постоянное общение преподавателя и студентов на специализированной интернет-площадке, проведение финального экзамена для определения лучших студентов и дальнейшего взаимодействия с ними.

Для разработки курсов созданы команды из преподавателей, практиков и ученых университета. Режиссурой, видеопроизводством курсов занимается телевизионный вещательный центр университета, рекламная кампания курсов проводится сотрудниками Института дистанционного образования, а также привлеченными студентами-волонтерами. Публикация, техническое и методическое сопровождение кур-

сов происходит на специализированной интернет-площадке МООК.

На данный момент разработаны первые два курса в формате МООК. «Зарисовки о Сибири. Город Томск» - это курс изучения русского языка, разработан филологами и ориентирован на знакомство слушателей с историей и культурным наследием Томска. Тематика курса предполагает развитие лингвистической, лингвострановедческой и культурологической компетенций. Курс может быть интересен иностранным гражданам, которые хотят совершенствовать русский язык; нашим соотечественникам, проживающим сейчас не в России; преподавателям русского языка как иностранного.

Второй курс «Гениальность. Одаренность. Посредственность» разработан ведущими учеными и специалистами-практиками в области психологии и имеет прикладное значение, направлен на изучение психологии интенсификации творческой жизни, на психологическое обоснование (восстановление оснований) практик идентификации, помощи в переживании кризисов, реализации и сбережения человеческого, личностного потенциала. Курс может быть полезен как профессиональным психологам, так и специалистам, деятельность которых включает аспект одушевления, одухотворения, понимания и творчества повседневности, а в своей базовой части всем интересующимся. Главная цель данного курса - феноменологическое описание гениальности, одаренности и посредственности как специфических измерений человеческой жизни. Главная мысль этого курса: гениальность, одаренность и посредственность - это различные (перпендикулярно направленные) по отношению друг другу измерения человеческого бытия. Их следует изучать в согласованности проявлений. Вместе они создают пространство творческой жизни, а взятые по отдельности - травмирующие, опустошающие и истощающие человека формы тревоги.

Кроме того, в университете объявлен внутриуниверситетский конкурс по отбору педагогических сце-

нариев курсов в формате МООК, основными задачами которого являются:

• определение приоритетов в обеспечении национальных и региональных потребностей в открытых электронных курсах;

• создание открытых электронных курсов в формате МООК по востребованным работодателями и региональными рынками труда направлениям подготовки;

• вовлечение преподавателей университета в работу по созданию учебного контента в новом формате МООК, конкурентоспособного на международном рынке образовательных услуг;

• распространение лучших практик и интеллектуального капитала профессорско-преподавательского состава университета;

• увеличение количества русскоязычных и иностранных студентов, проходящих обучение на открытых онлайн-курсах университета.

Данная современная технология создания онлайн-курсов в формате МООК может быть использована при работе со студентами, а также в системе дополнительного образования, позволяет университету, с одной стороны, включаться в систему глобального образования и работать со студентами всего мира, с другой стороны, курсы выступают как эффективный маркетинговый инструмент для привлечения талантливой и одаренной молодежи для обучения в университете.

Таким образом, новые педагогические технологии и инструменты позволяют создать принципиально новую оболочку для учебного материала, отвечающего тенденциям времени.

Однако, на наш взгляд, информационные технологии и ЭО не смогут полностью заменить традиционную форму обучения, вытеснить педагога из образования. Они призваны изменить характер взаимодействия преподавателя и студента, их роли в учебном процессе. При ЭО преподаватель вместо транслятора готового знания превращается в консультанта, тьютора, помогающего студенту выстроить индивидуальную траекторию обучения, научить его добывать зна-

ния. Студенты, в свою очередь, из пассивных потребителей образовательного продукта превращаются в активных участников процесса создания и накопления новых знаний.

Основанное в значительной степени на самостоятельной работе, личной активности, построении собственной образовательной траектории, ЭО и онлайн-образование требуют от студента высокой мотивации и учебной дисциплины, умения работать самостоятельно, что тоже ставит под сомнение предположение о вытеснении традиционного обучения электронным.

Кроме того, современные технологии не могут полностью заменить живое общение студента с преподавателем (по крайней мере, пока), проведение ряда практических занятий, требующих очного присутствия участников образовательного процесса в аудитории. Поэтому наиболее эффективным и перспективным в мировой практике считается blended learning - так называемое смешанное (или комбинированное) обучение, основанное на сочетании принципов и технологий ЭО и традиционных аудиторных занятий [9, 10]. При этом комбинированное обучение также становится все более разнообразным, предполагая проведение одновременных занятий для распределенной аудитории, когда часть студентов находится в обычной аудитории с преподавателем, часть подключается к занятию в режиме онлайн (вебинар, видеоконференция, скайп) с домашних компьютеров или из удаленной аудитории. Более того, часть студентов, которая по разным причинам не смогла участвовать в занятии онлайн, при таком обучении получает возможность изучить материал с помощью технологий офлайн - через систему дистанционного обучения, получив доступ к учебным материалам, видеозаписи вебинара, практическим заданиям и др. Смешанное обучение предполагает организацию самостоятельной работы студентов через массовое использование электронных курсов, разработанных в различных средах, виртуальных и удаленных лабораторных комплексов, систем дистанционно-

го обучения, социальных сетей и сервисов веб 2.0 и др., частичное перенесение отдельных видов занятий в виртуальную электронную среду, организацию в ней проектной деятельности.

Оценивание результатов ЭО, как правило, происходит на основе тестирования, экзамена, но могут применяться и механизмы горизонтальной оценки, когда одни студенты сами включаются в процесс оценивания через критические отзывы на работы других студентов и анализ этих отзывов, а преподаватель анализирует эти оценки. Горизонтальная оценка позволяет перейти границы привычных форм и дает студентам возможность более подробно обсудить содержание учебных курсов.

Процесс внедрения ЭО в классическом университете усложняется большой долей гуманитарных направлений подготовки, преподаватели которых зачастую крайне критично настроены по отношению к процессам информатизации в целом и неохотно обращаются к информационным технологиям. Вместе с тем в последние годы появился ряд дополнительных внешних и внутренних стимулов к внедрению ЭО: нормативное регулирование ЭО, политика государства, развитие информационной культуры и ИКТ, академической мобильности, введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, предусматривающих сокращение объемов аудиторной работы и расширение форм самостоятельной работы студентов (СРС), и др.

Массовое внедрение ЭО в вузах существенно ускоряет развитие мобильных и планшетных технологий (M-Learning), которые основаны на использовании в учебном процессе и коммуникации портативных устройств (мобильных телефонов, смартфонов, планшетов) и беспроводных каналов связи (WAP, GPRS, Wi-Fi). Мобильные технологии открывают доступ к образовательным ресурсам в любое время и в любом месте; важной их особенностью является их «подготовленность» к созданию индивидуального образовательного маршрута: выбора учебного контента с учетом персональных интересов.

Мобильное обучение не является прямым следствием использования социальных сервисов в образовании, но тесно с ними связано. Появление портативных устройств способствовало повышению популярности социальных сетевых сервисов и вовлеченности пользователей в них. Владельцы смартфонов и планшетов стали проводить в социальных сетях еще больше времени, проявляя большую активность. Поэтому сочетание мобильных и социальных технологий в образовании позволяет последнему эффективнее и оперативнее отвечать запросам современного поколения учащихся, связанных с доступностью знаний, удобством их получения и актуальностью [11, 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеграция мобильных и социальных технологий открывает перед электронным обучением новые возможности, например в виде тех-

нологий дополненной реальности, которые позволяют накладывать информацию поверх изображения реального мира и предоставляют новые способы получения доступа к данным в сети Интернет в учебном процессе. Возможности данных технологий позволяют реализовывать создание игровых образовательных проектов, в которых реальное положение объектов изучения объединяется с виртуальным игроком и виртуальным сценарием. Также технологии дополненной реальности обеспечивают поиск объектов определенного типа и их идентификацию при наведении на них камеры смартфона, планшета и т.д., поддерживающих выбранный браузер дополненной реальности. Важным качеством данной технологии является наличие фильтрации объектов (например, исторические объекты, объекты изучения различных науч-

ных дисциплин) и доступность для операционных систем Android, iOS, Windows Mobile.

В условиях стремительного развития общества, техники и технологий, изменения характера информационной культуры, глобализации, массовой интернетизации и социализации сервисов и технологий сбалансированное ЭО, дополняющее очное обучение, становится приоритетным направлением развития системы образования. ЭО меняет характер взаимодействия преподавателя и студента, требует от студента высокой мотивации и самодисциплины, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучающегося, содержит огромный потенциал для реализации новых идей и проектов, для личностного развития и реализации принципов непрерывного образования.

Литература

1. Онлайн-обучение. Дистанционное обучение в вузах России [Электронный ресурс] / Портал Zillion. - Режим доступа: http://zillion.net/blog/28/distantsionnoie-obuchieniie-v-vuzakh-rossii (дата обращения: 05.10.2014).

2. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое дистанционное образование. - Томск: ТГУ: АСОУ, 2011. - № 3 (43). - С. 44-49.

3. Паршукова Г.Б. Электронное обучение в эпоху Web 2.0 // Электронное обучение в традиционном университете. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - С. 120-124.

4. Локальные регламентирующие документы в области электронного обучения Томского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/ (дата обращения: 07.10.2014).

5. Бабанская О.М., Баль В.Ю. Принципы и этапы экспертизы электронных учебных курсов: опыт классического университета // Материалы XXV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 25-26 июня 2014 г. - г. Москва, г. Троицк, 2014. - С. 476-477.

6. Курсы МООС Томского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.lektorium.tv/mooc (дата обращения: 09.10.2014).

7. EbbenM., Murphy J.S. Unpacking MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship [Electronic resource] // Learning, Media and Technology. - 2014. - Р. 1-18. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/17439884.2013.8 78352 (date access: 09.10.2014).

8. ClaraM., Barbera E. Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cultural psychology // Distance Education. - 2013. - Vol. 34, No. 1. - Р. 129-136. - Available at: http://dx.doi.org/10.1080/01587919 .2013.770428 (date access: 09.10.2014).

9. Jones N., Sze Lau A.M. Blending learning: widening participation in higher education // Innovations in Education and Teaching International. - 2010, November. - Vol. 47, No. 4. - Р. 405-416. - Available at: http://www.tandfonline. com/doi/abs/10.1080/14703297.2010.518424 #.Uz59DPl_v5w (date access: 09.10.2014).

10. Halversona L.R., Graham C.R., Spring K.J., Drysdale J.S., Henrie C.R. A thematic analysis of the most highly cited scholarship in the first decade of blended learning research // The Internet and Higher Education. - 2014. - Vol. 20, January. - Р. 20-34. - Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1096751613000444 (date access: 09.10.2014).

11. Yu-Liang Ting. Using mobile technologies to create interwoven learning interactions: An intuitive design and its evaluation // Computers & Education. - 2013. - Vol. 60. - P. 1-13. - Available at: http://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/pii/S0360131512001637 (date access: 09.10.2014).

12. Jones A.C., Scanlon E., Clough G. Mobile learning: Two case studies of supporting inquiry learning in informal and semiformal settings // Computers & Education. - 2013. - Vol. 61. - P. 21-32. - Available at: http://www.science-direct.com/science/article/pii/S0360131512001947 (date access: 09.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.