Научная статья на тему 'Основные Элементы механизма внутреннего контроля бюджетов в коммерческих банках'

Основные Элементы механизма внутреннего контроля бюджетов в коммерческих банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / BUDGETING / БЮДЖЕТ / BUDGET / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL BANKS / БАНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суглобов А.Е.

Прослеживаются этапы бюджетного цикла; обоснованы требования, предъявляемые к бюджету; выделена основная цель бюджетирования в банке с позиции организации внутреннего контроля; построена логическая модель взаимосвязи планирования, бюджетирования и внутреннего контроля в банке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key elements of internal control mechanism budget in the commercial banks

In the article the stages of the budget cycle; justified demands to the budget; highlighted the main purpose of budgeting in the bank from the perspective of internal control; built logic model the relationship of planning, budgeting and internal control in the bank.

Текст научной работы на тему «Основные Элементы механизма внутреннего контроля бюджетов в коммерческих банках»

УДК 33 ББК 65

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТОВ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ СУГЛОБОВ,

Заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор

E-mail: a_suglobov@mail.ru Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Прослеживаются этапы бюджетного цикла; обоснованы требования, предъявляемые к бюджету; выделена основная цель бюджетирования в банке с позиции организации внутреннего контроля; построена логическая модель взаимосвязи планирования, бюджетирования и внутреннего контроля в банке.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, внутренний контроль, банки.

Annotation. In the article the stages of the budget cycle; justified demands to the budget; highlighted the main purpose of budgeting in the bank from the perspective of internal control; built logic model the relationship of planning, budgeting and internal control in the bank.

Keywords: budgeting, budget, internal control banks.

Построение системы внутреннего контроля за эффективностью деятельности банков невозможно без системы бюджетирования.

Авторский коллектив в учебном пособии под редакцией профессора Я.В. Соколова [7, с. 265] отмечает, что «бюджетирование — это планирование движения активов, пассивов, доходов и расходов; план состояния активов и пассивов предприятия. Бюджетирование служит инструментом управленческого учета для формирования планов в количественном выражении и мониторинга их выполнения для эффективного управления ресурсами предприятия». Авторы [7, с. 265] считают, что «под бюджетом подразумевается количественное выражение в натуральных и стоимостных измерителях совокупности показателей, раскрывающих экономический механизм достижения цели финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также ее составляющих».

Аткинсон, Энтони А., Банкер, Раджив Д., Ка-план, Роберт С., Янг, Марк С. [8, с. 656] считают, что «бюджет (budget)- это количественное выражение денежных притоков (поступлений) и оттоков (выплат), которые показывают, сможет ли финансо-

вый план удовлетворять целям организации. Бюджетирование (budgeting) — это процесс подготовки бюджетов».

О.В. Волкова [2, с. 214—215] отмечает, что «бюджетирование — это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов. Бюджет — это количественно детализированный план деятельности организаций в целом и отдельных ее сегментов, направленный на достижение целей организации».

М.А. Вахрушина [1, с. 327] отмечает, что под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) — это план.Планиро-вание — особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование, на ряду с контролем, является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленче-

скому учету США, бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей [1, с. 328].

В экономической литературе выделяют различные виды бюджетов.

Так, авторский коллектив в учебном пособии «Управленческий учет» под редакцией Я.В. Соколова выделяют следующие виды бюджетов: генеральный (основной, мастер-бюджет), операционные (функциональные), финансовые (основные), вспомогательные, дополнительные (специальные), гибкие, статичные (жесткие) [7].

М.А. Вахрушинав, в зависимости от поставленных задач, выделяет виды бюджетов [1]: ф генеральный и частные; ф гибкие и статические.

О.В. Волкова [2, с. 268—269] считает, что типология бюджетов определяется типологией подходов к бюджетированию и достаточно подробно представляет схематично классификацию подходов к бюджетированию и типы бюджетов.

Н.П. Кондраков [3, с. 346], рассматривая планирование по степени обобщения информации, различает: общий план (бюджет) и частные планы (бюджеты).Общий бюджет охватывает всю основную деятельность организациии; он представляет собой план ее работы, скоординированный по всем подразделениям и функциям. В свою очередь, общий бюджет состоит из операционного бюджета и финансового бюджета. Частные бюджеты составляются структурными подразделениями организации или ее функциональными службами (бюджет продаж, бюджет производственной себестоимости, бюджет цеха и т.п.).

По механизму использования автор [3, с. 346] выделяет статический и гибкий бюджеты.Статиче-ский бюджет составляется исходя из конкретного уровня деловой активности организации. Гибкий бюджет составляется для определенного диапазона

деловой активности организации. В нем предусматривается использование нескольких альтернативных вариантов деятельности организации или ее подразделения.

Р.Г. Ольхова выделяет следующие классификационные признаки, по которым разделяет бюджеты: по возможности внесения последующих изменений, срокам, целям. По возможности внесения последующих изменений выделяют статичные, изменяющиеся, роллинговые или скользящие, гибкие. По срокам бюджеты классифицируют на краткосрочные и долгосрочные. По целям выделяют общий, операционный и финансовый бюджеты [4].

Эффективность бюджетирования определяется различными факторами, к которым относят состав и структуру бюджетов, согласованность между ними, заинтересованность высшего менеджмента во внедрении бюджетного управления.

В процессе деятельности банка стратегическое и тактическое планирование содействует контролю. Бюджет, являясь составной частью плана, способствует целенаправленной деятельности банка.Бюд-жет позволяет сформировать объективную основу оценки результатов функционирования банка как в целом, так и по подразделениям. Посредством бюджета координируется работа подразделений банка. Бюджет служит базой для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей. Именно посредством анализа отчетов о выполнении бюджета, сопоставления фактических результатов с бюджетными данными оценивается работа менеджеров, определяются направления, требующие более пристального внимания и контроля. Кроме того, с помощью бюджета осуществляется анализ отклонений.

Бюджетирование направлено на обеспечение руководства коммерческого банка оперативной и достоверной информацией об основных направлениях деятельности. Внедрение бюджетирования в деятельность коммерческих банков основывается на системном подходе, в рамках которого выделяются организационно-методические мероприятия. Этапы бюджетного цикла в банке представлены на рис. 1.

Постановка системы бюджетирования опирается на разработку бюджетов. К основным тре-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

бованиям, которым должны отвечать бюджеты, следует отнести: объективность, конкретность, функциональность, прозрачность, сопоставимость данных, аналитичность, контролируемость (рис. 2).

Требование объективности предполагает формирование бюджета, основанного на реальной действительности. Конкретность означает, что бюджет должен содержать конкретные значения и мероприятия. Требование функциональности пред-

14

5 5

га ^ Ю

ч

в

й ч

С §

н

8 со й

0 В X 3

1

а

&

I

о о

и и 8

I

ев «

О

Е-

<4

2

ю

.. и

а «

X

ев Ю

¡-

о

0 и «

1

<и О

О

о С

в

ев Н

П Ы

« Й

и Ц Н Я

ев

О В

а <и

^ В * В

л В

^ ев Б «

о

О и

¡-

о ю

Ч'

£

Ь в

Н за

о й <3 Й

в

ев Н

В

а к

ч в

о в

=В <и

к в

в

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В

0 14

в

1

<и Ч

<и &

о

в

ев Н

П

а

о

«

о

ч

о

^

(Я о

в

В

а 2

1 ■о

Ч В

& в

а <3

« <и В Л

В * & §

§ £

ё ¡а £

л ^ §

н

« о

<и а а

о «

3 5

В 3

П я

чо

«

о

н

2

Ю

\ В

\ Я

\ ев

со

\ В Ч

\ 3 <и

1 &

св

1 со

Л

1 Ч

1 О

/

В

о

«

В

ев

Н

П

К

Рис. 1. Этапы бюджетного цикла в банке

усматривает взаимосвязь бюджета с существующей организационной структурой управления. Прозрачность бюджета предполагает понятность и достоверность информации, содержащейся в бюджете. Требование сопоставимости данных бюджета означает возможность сопоставления смежной и взаимосвязанной информации с иными бюджетами. Аналитичность предполагает формирование детализированного бюджета и возможность его анализа. Требование контролируемости предусматривает закрепление бюджета за соответствующими центрами ответственности и возможности его контроля.

В настоящее время внедрение системы планирования и бюджетирования в отечественных коммерческих банках не является общепризнанным. Данный процесс требует решения комплекса вопросов, связанных с организацией системы бюджетирования, разработкой форм управленческой отчетности, наличием специалистов в этой области. Планирование и бюджетирование необходимо, в первую очередь, органам управления банка, поскольку способствует достижению стратегических целей и задач банка. Именно бюджетирование позволяет правильно разработать стратегию развития банка, формировать бизнес-планы, планировать и снижать себестоимость банковских продуктов и, в целом, затрат банка. В современных условиях внедрение в деятельность коммерческих банков бюджетного управления направлено на рост эффективности использования ресурсов, реализацию стратегии и усиление системы внутреннего контроля.

Развитие и применение бюджетирования в коммерческих банках способствует решению множества важных задач, к которым можно отнести:

прозрачность деятельности коммерческого банка для руководства;

инвестиционную привлекательность банка; контроль за распределением доходов и расходов банка;

повышение ответственности руководителей различных уровней за подконтрольные участки банка;

возможность оценки рентабельности отдельных видов банковских продуктов и услуг;

возможность определения невостребованных банковских продуктов и услуг; ф диагностику и прогнозирование внешней среды;

выявление потребностей потенциальных клиентов в инновационных банковских продуктах и услугах;

лимитирование и нормирование затрат по отдельным видам банковских продуктов и услуг, структурным подразделениям и т.д. Бюджетное управление в банковской деятельности представляет собой способ экономического обоснования управленческого решения, состоящего в оценке текущей деятельности и ее сравнении с плановыми показателями.

Бюджетирование в банке характеризуется как процесс планирования и управления банковской деятельностью посредством формирования бюджетов с целью достижения стратегических и тактических целей.

Бюджетирование является необходимой составляющей краткосрочного и долгосрочного планирования, при котором объектом становятся ресурсы, поведение конкурентов, прогнозируемый рыночный спрос и т.д.

И здесь целесообразно выделить основную цель бюджетирования в банке с позиции организации внутреннего контроля (рис. 3.).

Успех в деятельности банка во многом обеспечивается четко определенной миссией и правильной стратегией, реализация которых невозможна без систематического анализа внешней и внутренней среды. Исследование внешней среды способствует определению банковских рисков, потенциальных угроз снижения финансовых результатов банка, потери клиентов, а также выявлению возможностей, своевременное использование которых позволит повысить эффективность функционирования. Анализ внутренней среды направлен на выявление сильных и слабых сторон, определение конкурентных преимуществ, что позволит разработать план деятельности банка. Несмотря на то, что в планах отражаются действия, необходимые для достижения поставленных целей, однако в них остаются нерешенными вопросы о том, например, какие именно ресурсы имеются и как их необходимо использовать для реализации поставленных целей. Для

решения данных вопросов в качестве инструментов планирования применяют бюджеты. Разработанные бюджеты по центрам ответственности способствуют наиболее эффективному внутреннему контролю за деятельностью коммерческого банка. Логическая модель взаимосвязи планирования, бюджетирования и внутреннего контроля в банке представлена на рис. 4.

Состав основных элементов и контрольных точек системы бюджетирования, формирующих механизм внутреннего контроля за эффективностью деятельности банков, представлен на рис. 5.

Основными элементами и контрольными точками системы бюджетирования являются: рост прибыли и доходов, снижение расходов и повышение конкурентоспособности, характеризующейся укреплением финансовой устойчивости, повышением ликвидности, ростом рентабельности и деловой активности, расширением доли рынка. В целях усиления механизма внутреннего контроля за дея-

тельностью банков необходим регулярный анализ отклонений фактических значений от плановых по элементам и контрольным точкам системы бюджетирования.

Процесс разработки бюджета является стимулирующим фактором для руководителей центров ответственности в достижении поставленных перед ними целей и задач. Особое значение имеет участие менеджеров в формировании бюджетов своих подразделений. Грамотно составленный бюджет является лучшим стандартом, с которым сопоставляются достигнутые результаты. При этом выявленные отклонения фактических данных от бюджетов позволяют установить слабые места в деятельности банка, установить внутренние возможности, ранее не учтенные при составлении бюджета. Регулярное сравнение фактических показателей с данными бюджета способствует внутреннему контролю банка и служит основным критерием оценки деятельности центров ответственности и их руководителей.

Цель - повышение конкурентоспособности банка

Рис. 3. Цель бюджетирования в банке с позиции организации внутреннего контроля

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 4. Логическая модель взаимосвязи планирования, бюджетирования и внутреннего контроля в банке

Элементы и контрольные точки системы бюджетирования

Рис. 5. Элементы и контрольные точки системы бюджетирования, формирующие механизм внутреннего контроля за эффективностью деятельности банков

Литература

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.А. Вахрушина. 8-е изд., испр. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. 570 с.

2. Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб./ О.Н. Волкова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 472 с.

3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. / Н.П. Кондраков. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 448 с.

4. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Экономическое неравновесие российского предпринимательства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. №14 (299). М., 2015. С. 33—43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Замедление роста в промышленном секторе экономики России и его последствия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. №12 (246). М., 2015. С. 25—37.

6. Косов М.Е. Инновационная деятельность как источник рисков бизнеса // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. №1 (72). М., 2013. С. 119—130.

7. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Г. Ольхова. 2-е изд. перераб и доп. М. КНОРУС, 2012. 304 с.

8. Микаелян Г.М., Суглобов А.Е. Значение бюджетирования для построения эффективной системы внутреннего контроля в региональных банках // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 14. № 1. С. 102—109.

9. Суглобов А.Е., Баширов Р.М. Развитие Private Banking в региональных банках / РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. М., 2010. № 4(2).

10. Управленческий учет: учеб.пособие (Бакалавриат) / под ред. проф. Я.В. Соколова. М.: Магистр, 2010. 428 с.

11. Управленческий учет: учебник / Аткин-сон, Энтони А., Банкер, Раджив Д., Каплан, Роберт С., Янг, Марк С. 3-е издание: Пер. с анг. М.:

Издательский дом «Вильямс», 2005. с.: ил. Парал. Тит. англ.

References

1. Vahrushina M.A. Accounting management accounting: textbook.for students enrolled on economic specialties / M. A. Deputy. 8-e Izd., Rev. M.: Publishing House «Omega-L», 2010. 570 p.

2. Volkova O.N.Management accounting: textbook. / O.N. Volkov. M: TK Valby, Publishing house Prospect, 2005. 472 p.

3. Kondrakov N.P. Accounting (financial, managerial) accounting: textbook. / N.P. Kondrakov. M: TK Valby, Publishing house the Prospectus, 2006. 448 p.

4. Kosov M.E., Akhmadeev R.G. Economic imbalances of Russian business // National interests: priorities and safety. No. 14 (299). Moscow. 2015. P. 33—43.

5. Kosov M.E., Akhmadeev R.G. a Slowdown in the industrial sector of the Russian economy and its consequences // Financial Analytics: problems and solutions. No. 12 (246). Moscow. 2015. P. 25—37.

6. Kosov M.E. Innovative activities as a source of business risks // Vestnik of the Russian state trade and economic University. No. 1 (72). Moscow. 2013. P. 119—130.

7. Olkhov R.G. Banking: the management in the modern Bank: a textbook / R.G. Olkhov. 2-e Izd. Perera and extra-M. KNORUS, 2012. 304 p.

8. Mikayelyan M.G., Suglobov A.E. the Importance of budgeting to build an effective system of internal control in the regional banks // the problems of the regional economy. 2013. T. 14. No. 1. P. 102—109.

9. Suglobov A.E., BashirovR.M. the Development of Private Banking regional banks / RISK: resources, information, supply, competition. M., 2010. No. 4(2).

10. Management accounting: textbook.allowance (BA) / under the editorship of J.V. Sokolova. M.: Master, 2010. 428 p.

11. Management accounting: textbook / Atkinson, Anthony A., banker Rajiv D., Kaplan Robert S., young mark S. 3-th edition: TRANS. eng. M.: Publishing house «Williams», 2005. S.: ill. Paral. Titus.eng.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.