Научная статья на тему 'Основные аспекты совершенствования гражданской обороны и РСЧС'

Основные аспекты совершенствования гражданской обороны и РСЧС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
448
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гейкин Е. К.

В современных условиях одним из основных направлений совершенствования гражданской обороны и РСЧС является формирование и развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Гейкин Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты совершенствования гражданской обороны и РСЧС»

УДК 614.8

Е.К. Гейкин (ГУ МЧС России по Тульской области )

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И РСЧС

В современных условиях одним из основных направлений совершенствования гражданской обороны и РСЧС является формирование и развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации снижена, уменьшилась вероятность развязывания крупномасштабной войны, в том числе яд ер ной, однако особую опасность представляют международный терроризм, создание и функционирование на территории России незаконных вооруженных формирований.

Учитывая то, что в перспективе могут получить распространение нетрадиционные виды противоборства, при которых поставленные политические, экономические и иные цели будут достигаться через информационные, психологические, экономические и другие виды борьбы, не исключается возможность возникновения реальных угроз для жизни и здоровья населения. В связи с возрастающей степенью износа основных производственных фондов, особенностью технологических процессов на химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях, увеличивается вероятность возникновения на них крупномасштабных ЧС. Так же серьезную озабоченность вызывают аварии на объектах электроэнергетики и санкционированные РАО «ЕЭС России» отключения потенциально опасных объектов промышленности и сетей коммунального хозяйства от энергоснабжения за неуплату электроэнергии, приводящие к ЧС с тяжелыми социально-экономическими последствиями. Случаи аварий, вызывающих тяжелые экологические последствия заставляют уделять особое внимание проблеме предупреждения и ликвидации ЧС с эколого-социальными последствиями. Основные тенденции, направления совершенствования и дальнейшего развития гражданской обороны и РСЧС и в современных условиях изложены в «Концепции гражданской обороны Российской Федерации на период до 2010 года».

Одним из основных направлений совершенствования ГО и РСЧС является формирование и развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций включает:

— инвентаризацию всех организаций (вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности), имеющих возможность решать задачи

мониторинга;

— разработку и принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих порядок формирования и функционирования (в том числе и финансового обеспечения) систем мониторинга в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— развитие центров мониторинга и прогнозирования ЧС;

— совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической обстановкой, в том числе степени зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;

— разработку и программное обеспечение методов прогноза развития обстановки в зонах поражения;

— расширение первичной сети мониторинга до уровня, необходимого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки.

В соответствии с соглашением между МЧС России и администрацией Тульской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2004 № 785 и постановлением администрации Тульской области от 30.03.2005 № 243 «О мерах по реализации соглашения между МЧС России и администрацией Тульской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения ЧС муниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 года № 785» администрация Тульской области обеспечивает в установленном ( порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление части полномочий, переданных МЧС России, по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом основной обязанностью в указанной сфере деятельности является формирование органами исполнительной власти и местного самоуправления всех уровней региональной подсистемы РСЧС, создание в качестве подсистемы РСЧС тер-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

риториально распределенной Системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, одобренной распоряжением Президента РФ № 86-рп от 23.03.2000 г.

В соответствии с п. 8 Положения о МЧС России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организует работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Можно с уверенностью констатировать, что с принятием постановлений Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 и от 27.05.2005 № 335 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» идет новый этап ее развития, который можно рассматривать как этап снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их масштабов.

Поскольку многие катастрофы и стихийные бедствия предотвратить невозможно, то борьба за снижение рисков стала важным элементом государственной политики, где главное место занимают вопросы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и своевременного предупреждения людей о грозящем бедствии.

Так в соответствии с п. 28 «Положения о РСЧС», утвержденного вышеназванным постановлением Правительства РФ, его основными задачами являются:

— в режиме повседневной деятельности — прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

— в режиме повышенной готовности — прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

— в режиме чрезвычайной ситуации — прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Государственный или ведомственный мониторинг подконтрольных видов деятельности и соответственно их прогнозирование ведут все федеральные органы исполнительной власти.

Особенность мониторинга и прогнозирования ЧС такова, что он носит интегральный характер, который должен учитывать комплекс источников или предвестников опасности, способных привести к ЧС. Ясно, что без объединения усилий, без создания территориальной системы мониторинга и прогнозирования ЧС в этом случае не обойтись, то есть речь идет о координации ведомственного мониторинга и создании системы мониторинга и прогнозирования ЧС.

Положение о территориальной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ТС МПЧС) Тульской области утверждено Советом госнадзорных органов при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области (протокол № 9 от 25.06.2004).

Согласно Положению, работу ТС МПЧС обеспечивают ГУ МЧС России по Тульской области и в пре-

делах своей компетенции, на основании соглашении о сотрудничестве, специально уполномоченные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Организационно-методическое руководство и координация деятельности ТС МПЧС возложена на отдел мониторинга и прогнозирования ЧС ГУ МЧС России по Тульской области.

Соглашения о сотрудничестве и по обмену информацией в области защиты населения и территорий от ЧС заключены с 16 организациями, осуществляющими контрольные и надзорные функции на территории Тульской области. В настоящее время, после завершения реформирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, соглашения перерабатываются. При переработке соглашений мы добиваемся более активного участия ведомств в составлении прогнозов ЧС.

ГУ МЧС России по Тульской области в 2003 году освоена Методика центра «Антистихия» МЧС России по подготовке вероятностных прогнозов ЧС среднесрочной и долгосрочной заблаговременности на базе ГИС (программа AutoCAD MAP2000), не обладающей системой автоматической актуализации информации, внедрена автоматизированная обработка данных ведомственного мониторинга с использованием программного продукта «Microsoft Access 2000».

Решение задачи вероятностного представления и детализации среднесрочных и долгосрочных прогнозов ЧС до муниципального образования включительно достигнута за счет формирования базы данных, созданной и на основе фондовых, архивных и литературных материалов ведомств за последние 8—10 лет наблюдений.

При формировании базы данных использовалась программа Microsoft Access, которая позволяет получать необходимую информацию автоматически по запросу (дата, место и прочее).

С учетом имеющихся возможностей, основные усилия были направлены на мониторинг и прогнозирование ЧС и крупных происшествий, находящихся в сфере ответственности МЧС России. В первую очередь это паводок, пожарная безопасность населения в жилой застройке, а также лесов и торфяников, жилищно-коммунальное хозяйство и обеспечение жизнедеятельности населения.

База данных по метеорологической обстановке включает в себя данные по среднесуточной и среднемесячной температуре, среднемноголетние даты перехода через 0,5 и 10 градусов, характеризующих начало или окончание даты ранних, поздних заморозков, даты абсолютных минимумов и максимумов температур на конкретные сутки. Истинные среднесуточные значения температуры атмосферного воздуха с 2002 года. Так же в состав базы данных включены среднемноголетние значения осадков за каждый месяц, отдельно — по снегу. Среднемноголетняя (по декадам) высота снежного покрова. Многолетние значения высоты снежного покрова на любой день месяца. Наряду с табличными значениями, по запросу можно получать информацию об атмосферных осадках в виде графиков, гистограмм и процент от нормы.

База данных по стихийным гидрометеорологическим явлениям (СГЯ) позволяет осуществлять запрос по конкретному СГЯ и получать необходимую информацию по дате и территории.

База данных по паводку включает в себя сформированную в программе Microsoft Access данные по затоплению территорий до отдельного жилого дома и объектов инфраструктуры в зависимости от водности рек: 2-х, 10, 30 и 75-и % обеспеченности и конкретного уровня паводковых вод ближайшего гидрологического поста Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Объем сбросов из водохранилищ и объем водохранилищ на каждые сутки, зависимость подъема уровней от метеоусловий и сбросов, фактические уровни подъема паводковых вод.

Предпаводковый период 2005 года характеризовался сложной метеорологической обстановкой. Этому способствовали ожидаемая высокая температура атмосферного воздуха в период снеготаяния (до 17—19 °С) и высота снежного покрова, в 2 раза превышающая средние многолетние значения на этот период. В этих условиях прогноз уровня паводка 2005 года по однородным водомерным постам Росгидромета не прогнозировался (водность от 30 % до 70 % обеспеченности).

В период прохождения паводка на водных объектах области существовала угроза возникновения чрезвычайных ситуации, обусловленных:

— размещением производственных, жилищных и дачных объектов, навозохранилищ, скотомогильников, складированием кормов, минеральных удобрений, ядохимикатов, горюче-смазочных материалов и др. на периодически подтапливаемых территориях;

— неудовлетворительным состоянием гидротехнических сооружений прудов, очистных сооружений, недостаточностью финансовых средств и отсутствием специализированной эксплуатационной организации для осуществления их безопасной эксплуатации;

— уменьшением пропускной способности русел рек из-за засорения, заиления, гидрологически и гидравлически необоснованным устройством мостовых переходов, дамб, дорожных насыпей и др.;

— отсутствием сети берегозащитных сооружений, оградительных дамб и валов, дренажных и руслонаправляющих систем;

— наличием значительного количества бесхозных прудов с устаревшими водосбросными сооружениями, особенно при их каскадном расположении.

База данных по лесоторфяным пожарам представляет из себя учет последствий пожаров. Основные показатели — это количество пожаров и площади, пройденные пожарами. Так же учитываются и другие показатели ущерб, привлекаемые силы и средства и т.д.

В состав базы данных также включен «комплексный показатель пожарной опасности», рассчитываемый Росгидрометом. В зависимости от значения комплексного показателя пожарной опасности принимаются необходимые предупредительные меры.

Так во второй половине лета 2005 года вплоть до 10 октября сохранялся комплекс неблагоприятных мете-

орологических явлений, которые характеризовались исключительно высокой пожарной опасностью, почвенной засухой и высоким атмосферным давлением. В августе в среднем по области выпало только 20 % осадков от нормы, в сентябре — 15 %; в I декаде октября осадки зарегистрированы не были. Комплексный показатель пожарной опасности (по метеоусловиям) со 2 сентября по югу и юго-западу области достиг V класса (чрезвычайная пожарная опасность).

По югу области численное значение класса пожарной опасности по метеоусловиям (чрезвычайная пожарная опасность) превысило 16300 единиц (абсолютный максимум за период наблюдений). По северо-западу области V класс (чрезвычайная пожарная опасность) продолжался 11 дней — с 7 по 18 сентября. Подобный комплекс неблагоприятных метеоусловий последней декады сентября — первой декады октября наблюдался впервые за годы метеорологических наблюдений.

Для своевременного обнаружения и ликвидации очагов возможных лесоторфяных пожаров, использовались данные МЧС России по результатам космического наблюдения, в частности «обзорные снимки территории области и координаты термически активных точек и территории». Выявленные в результате космического мониторинга термически активные территории (6 мест) своевременно обследовались государственной противопожарной службой, принимались меры по ликвидации возгораний.

По «комплексному показателю пожарной опасности» в программе Microsoft Access сформирована база данных, благодаря которой представляется возможность получения информации за любой месяц пожароопасного сезона из трех последних лет.

Подготовка вероятностных прогнозов ЧС и крупных происшествий осуществляется по шести периодам:

— на год (долгосрочный прогноз ЧС);

— на сезон (долгосрочный прогноз по установленным параметрам циклических ЧС, обусловленных весенним половодьем и природными пожарами);

— на месяц (среднесрочный прогноз ЧС);

— на неделю (краткосрочный недельный прогноз);

— на сутки (оперативный ежедневный прогноз);

— на период менее 24 часов (экстренное предупреждение).

При составлении вероятностных прогнозов ЧС постоянно совершенствуется их структура, перечень параметров прогноза и их количество, представленное на электронной карте области. Исходили из того, что параметры прогноза должны соответствовать особенностям области и того, что объем информации не должен превышать приемлемый уровень для передачи электронной почтой в муниципальные образования. Только по этой причине в муниципальные образования прогнозы передаются без карт. Один экземпляр текста прогноза, в порядке информирования, представляется вице-губернатору — председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

администрации области. В соответствии с соглашениями в рамках ТС МПЧС в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по электронной почте — Интернет передаются полные тексты прогнозов.

Зачастую приходится прогнозировать не только вероятность свершения одного, относительно редкого для области события, например чрезвычайные ситуации регионального уровня, но и количество менее значимых событий в определенный период времени, а также вероятности возникновения именно этого количества событий.

Эта задача решается методом построения статистических рядов, их преобразования в функции, которые выравниваются и решаются для вычисления будущих значений случайных величин по существующим. При производстве вычислений руководствуемся пособием «Оценка и управление рисками при ЧС», изданным кафедрой защиты населения и территорий на военное время Военно-инженерного университета МО РФ, и допущенным МЧС России в качестве учебного пособия. Так же используются рекомендованные в системе МЧС России в качестве учебных пособий «Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах» и «Риски в природе, техносфере, обществе и экономике». Вычисления проводятся в программе Microsoft Excel.

Среднесрочный вероятностный прогноз ЧС на месяц включает, рассчитанную в табличной форме, вероятность возникновения хотя бы одного опасного события для каждого муниципального образования:

— неблагоприятных стихийных гидрометеорологических явлений (природных источников ЧС) на территории области;

— крупных аварии на линиях электропередач и связи, транспорте и коммунальных системах, обусловленных неблагоприятными метеорологическими условиями;

— чрезвычайных ситуаций и крупных техногенных аварий (происшествий).

В свою очередь последняя позиция детализируется на прогноз вероятности:

— крупных автомобильных аварий на автодорогах;

— крупных пожаров (взрывов) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

— крупных пожаров (взрывов) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

— аварий на системах газоснабжения;

— аварий с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

— аварий на системах электроснабжения.

Таким образом, среднесрочный вероятностный

прогноз ЧС на месяц позволяет своевременно готовиться к возможным чрезвычайным ситуациям. В каждом прогнозе даются рекомендации по проведению превентивных мероприятий, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных ЧС.

Важной задачей является определение наиболее

актуальных для области рисков, которые могли бы обеспечить сравнимость по степени опасности для населения различных территорий области, то есть обеспечить построение полей риска.

Ежемесячно проводится расчет индивидуального риска для населения пострадать или погибнуть в пожарах, потерять от пожаров собственное жилье или получить его повреждение. Таким образом, представляется возможность управления рисками, т.е. проведения необходимых профилактических мероприятий в конкретных муниципальных образования с целью снижения вышеназванных рисков до приемлемого уровня.

Итогом работы по прогнозирования ЧС в рамках территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

— своевременное принятие управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций;

— повышение оперативности выполнения мероприятий по развертыванию сил и средств региональной подсистемы РСЧС в зоне прогнозируемого возникновения чрезвычайных ситуаций.

По результатам прогнозирования ЧС, только по циклическим явлениям, связанным с паводком и лесоторфяными пожарами, удалось предотвратить возникновение масштабных чрезвычайных ситуаций и минимизировать ущерб.

Так, для предупреждения чрезвычайных ситуаций, вызванных лесоторфяными пожарами, в ряде муниципальных образований области были введены ограничения по посещению лесов населением для отдыха, организовано наземное патрулирование лесных массивов в течение светлого времени суток, была обеспечена готовность сил и средств к выполнению задач по профилактике и предотвращению лесоторфяных пожаров.

Несмотря на высокую пожарную опасность, лесопожарную обстановку удалось удержать под контролем и не допустить возникновения лесных пожаров.

Для предупреждения чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем, до его начала по всем водохранилищам объемом свыше 10 млн. м были произведены предпаводковые сработки, что позволило подготовить и использовать свободные емкости для срезки пиков половодья по основным водохранилищам области. Планирование и выполнение графиков сработки водохранилищ неоднократно рассматривались на заседаниях рабочей группы противопаводковой комиссии.

В пик паводка были введены ограничения на работу крупных водохранилищ. Практически все крупные водохранилища полностью прекратили сброс воды, а Щекинское осуществляло сброс по установленному графику, сократив его на 1 млн. м в сутки.

Благодаря жесткой централизации управления пропуском паводковых вод, пик паводка был срезан. Удалось снизить максимум подъема воды в черте г. Тулы на р. Упа примерно на 30 см и на 1 м на р. Шат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.