Научная статья на тему 'Основания задержания транспортных средств: проблемы законодательной регламентации и практики применения'

Основания задержания транспортных средств: проблемы законодательной регламентации и практики применения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2895
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЗАДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ENFORCEMENT MEASURES / DETENTION OF A VEHICLE / INTOXICATED STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хертуев Роман Юрьевич

В статье рассматриваются основания задержания транспортных средств, выявляются недостатки правовой регламентации задержания транспортных средств и отдельные проблемы применения данной меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Bases of Detention of Vehicles: Issues of the Legislative Reglamentation and Implementation Practice

The article discusses the bases of detention of vehicles. It are identified the shortcomings of the legal regulation of detention of vehicles and some problems of use of the afore-mentioned restraint.

Текст научной работы на тему «Основания задержания транспортных средств: проблемы законодательной регламентации и практики применения»

УДК 342.9

основания задержания транспортнь1х средств:

проблемы законодательной регламентации

и практики применения

© Хертуев Р. Ю., 2016

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматриваются основания задержания транспортных средств, выявляются недостатки правовой регламентации задержания транспортных средств и отдельные проблемы применения данной меры.

Ключевые слова: меры обеспечения; задержание транспортного средства; состояние опьянения.

Задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая применяется должностными лицами в целях прекращения (устранения) существующего административного правонарушения. Данная мера позволяет оперативно исключать из процесса дорожного движения те транспортные средства, управление которыми осуществляется с нарушением требований законодательства. В связи с этим применение данной меры сопряжено с ограничением вещных прав граждан по владению и пользованию транспортным средством, а также права управления им. Таким образом, регулируя общественные отношения в сфере задержания транспортного средства, законодатель должен находить разумный компромисс между публичным интересом государства по обеспечению безопасности дорожного движения и правами граждан по владению, пользованию и управлению транспортными средствами.

С 1 июля 2012 г. вступили в юридическую силу законодательные изменения, внесенные Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) [1], которые кардинальным образом пересмотрели положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), регулирующие основания и порядок задержания транспортных средств. Федеральным законом № 69-ФЗ заложен принципиально новый подход к регулированию отношений по задержанию

транспортных средств. Теперь в соответствии с ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. При этом ранее данные отношения регулировались Постановлением Правительства Российской Федерации [2]. Таким образом, основания и порядок принятия решения о задержании транспортного средства устанавливаются КоАП РФ, а порядок исполнения данной меры обеспечения определяется в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно.

Начиная с середины 2012 г. в субъектах Российской Федерации стали приниматься законы о порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов и возврата. С этого момента началась активная работа должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) по борьбе с нарушителями правил дорожного движения, в особенности с нарушителями правил остановки и стоянки транспортных средств.

Отличительной особенностью нового порядка задержания транспортных средств стал тот факт, что обязанность по исполнению указанной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении возложена на негосударственные коммерческие организации — специализированные организации. В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в качестве специализированных

организаций выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств. Коммерческий характер деятельности специализированных организаций корреспондируется обязанностью лица, совершившего административное правонарушение, возместить расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства. Плата за перемещение может рассчитываться в фиксированном размере (как в большинстве субъектов Российской Федерации) либо соразмерно перемещенному расстоянию [3]. Размер платы за хранение рассчитывается за каждые сутки либо за каждый час хранения. Конкретные размеры платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Отсутствие единого подхода к порядку исполнения указанной меры обеспечения, коммерческий характер деятельности по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, а также различные конфликтные ситуации, возникающие в связи с задержанием транспортных средств, предопределили повышенное внимание общественности и государства к данному вопросу. В этой связи в 2015 г. в КоАП РФ был внесен пакет изменений, который, в том числе, направлен на корректировку оснований задержаний транспортных средств [4].

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных отдельными статьями Особенной части КоАП РФ [5], применяется задержание транспортного средства. Таким образом, основанием задержания транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является нарушение только тех правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством, которые предусмотрены отдельными статьями КоАП РФ. В связи с этим возникает несколько вопросов, которые требуют своего пояснения.

Во-первых, могут ли должностные лица ГИБДД принимать решение о задержании транспортного средства при совершении

иных деяний, которые не перечислены в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ? Так, например, в некоторых случаях должностные лица ГИБДД, действуя по старинке, задерживают транспортное средство в случае, если водитель не имеет при себе документов на право управления транспортным средством. В соответствии с внесенными в КоАП РФ изменениями с 19 июня 2015 г. отсутствие документов на право управления транспортным средством не является основанием для применения указанной меры обеспечения [6]. Таким образом, совершение административного правонарушения, не отнесенного в соответствии с ч. 1 ст. 27.13 к основаниям задержания транспортного средства, не влечет применения указанной меры обеспечения.

Также не являются основанием задержания транспортного средства деяния, которые не относятся к административным правонарушениям. Так, по одному делу судом установлено, что в результате дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля был направлен в медицинское учреждение, а его автомобиль был задержан [7]. Действия инспектора ГИБДД были обусловлены необходимостью сохранения автомобиля как вещественного доказательства по факту дорожно-транспортного происшествия. С точки зрения объективной необходимости решение о задержании транспортного средства выглядит обоснованным, поскольку зачастую на момент фиксации дорожно-транспортного происшествия невозможно достоверно определить предполагаемого виновника, степень причиненного вреда здоровью и другие значимые обстоятельства, которые впоследствии будут влиять на квалификацию деяния (в качестве правомерного поведения, административного правонарушения или уголовного преступления). Однако с точки зрения КоАП РФ инспектор ГИБДД не мог принять решение о задержании транспортного средства, поскольку отсутствовали предусмотренные законом основания, т. е. перечисленные в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ составы административных правонарушений.

Говоря об основаниях задержания транспортного средства, необходимо отметить, что последними изменениями законодательства были существенно скорректированы положения, влекущие задержание транспортных средств за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 143-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» решение о задержании транспортного средства за нарушение правил парковки принимается только в том случае, если одновременно с дорожным знаком, запрещающим остановку или стоянку транспортных средств, установлен знак дополнительной информации о работе эвакуаторов в зоне действия запрещающих знаков. Таким образом, отсутствие знака дополнительной информации о работе эвакуаторов влечет невозможность принятия решения о задержании транспортного средства [8]. Представляется, что такой подход законодателя заслуживает одобрения, поскольку в большей степени позволяет обеспечить права граждан.

Однако не все изменения, внесенные указанным Федеральным законом, следует признать удачными. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства применяется при нарушении правил парковки, в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств. Из этого следует, что нарушение дорожной разметки, которая запрещает остановку или стоянку транспортных средств, формально не является основанием для задержания транспортных средств. Хотя в соответствии с прил. 2 к Правилам дорожного движения [9] разметкой 1.4 обозначаются места, где запрещена остановка, разметкой 1.10 — места, где запрещена стоянка. При этом указанная разметка может применяться самостоятельно или в сочетании с соответствующим дорожным знаком.

В связи с этим можно сделать вывод, что по своему содержанию дорожная разметка и дорожные знаки выполняют одну функцию — устанавливают запрет на остановку или стоянку транспортного средства на определенном участке проезжей части, разница между ними заключается лишь в форме выражения. Поэтому действующая редакция ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ выглядит более чем нелогичной, поскольку разрешает задержание за нарушение дорожного знака и в то же время не допускает задержания транспортного средства за аналогичное деяние при нарушении дорожной разметки.

Следующий вопрос, возникающий из анализа оснований задержания транспортных средств, заключается в особенностях юридической техники изложения ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных отдельными статьями Особенной части КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что основанием задержания транспортного средства является нарушение, предусмотренное отдельными статьями Особенной части КоАП РФ. Из этого следует, что административное правонарушение, за совершение которого применяется задержание транспортного средства, должно иметь место на момент принятия решения о задержании транспортного средства.

Косвенно такой вывод вытекает из положений нормативных правовых актов. Так, в случае управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, инспектором ГИБДД в соответствии с установленными правилами [10] сначала проводится освидетельствование на состояние опьянения и составляется акт освидетельствования. На основании результатов освидетельствования на состояние опьянения в соответствии с КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении. А уже после составления протокола об административном правонарушении в соответствии с п. 147 административного регламента [11] принимается решение о задержании транспортного средства. Кроме того, ч. 4 и 5 ст. 27.13 КоАП РФ установлено, что в протоколе задержания транспортного средства должны быть указаны сведения о лице, в отношении которого применена указанная мера обеспечения, а также присутствовать его подпись.

Однако возникает справедливый вопрос о том, могут ли должностные лица ГИБДД принимать решение о задержании транспортного средства, если на момент принятия такого решения невозможно установить наличие административного правонарушения. Так, для определения состояния наркотического опьянения в ряде случаев необходимы лабораторные исследования, которые требуют значительного времени (например, несколько дней). Как быть в

таком случае с транспортным средством, поскольку еще нет оснований для его задержания [12]? Формально административное правонарушение еще не установлено, поэтому, исходя из положений ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, не представляется возможным принять решение о задержании транспортного средства. Схожая ситуация возникает при задержании транспортных средств за нарушение правил стоянки и остановки транспортного средства, когда решение о задержании транспортного средства при отсутствии водителя осуществляется по факту размещения на проезжей части транспортного средства с нарушением установленных правил парковки. В такой ситуации достоверно определить наличие административного правонарушения представляется невозможным. Так, например, транспортным средством могло управлять лицо, не достигшее возраста административной ответственности, либо нарушение возникло в результате действий третьих лиц.

Как представляется, в указанных случаях транспортные средства должны подлежать задержанию, поскольку ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ установлено, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Конституционным Судом Российской Федерации отмечается, что требования, обусловливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, с тем, чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда [13]. Таким образом, задержание транспортного

средства в первую очередь направлено на устранение нарушений, а не на установление всех признаков административного правонарушения.

На основании изложенного выше можно сделать вывод, что положение ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ сформулировано неудачно, поскольку допускает возможность задержания транспортного средства только при наличии административного правонарушения. Такой подход противоречит природе мер обеспечения и влечет неопределенность при применении данной меры. В этой связи представляется, что ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ нуждается в изменениях, в соответствии с которыми решение о задержании транспортного средства принимается при наличии признаков административных правонарушений, предусмотренных отдельными статьями Особенной части КоАП РФ. ^

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 21 апр. 2011 г. № 69-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 17. Ст. 2310.

2. Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации : постановление Правительства РФ от 18 дек. 2003 г. № 759 // Собр. законодательства РФ. 2003. № 51. Ст. 4990.

3. См, напр.: Об утверждении размеров платы за перемещение задержанного транспортного средства на территории Республики Алтай : приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 дек. 2014 г. № 47/14 // Звезда Алтая. 2015. 21 янв.

4. См.: О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» : федер. закон от 8 июня 2015 г. № 143-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2015. № 24. Ст. 3370; О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 248-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4374; О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 14 дек. 2015 г. № 378-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2015. № 51 (ч. 3). Ст. 7249.

5. Всего частью 1 ст. 27.13 КоАП РФ предусматривается чуть более 30 составов административных правонарушений, за совершение которых возможно задержание транспортного средств.

6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» : федер. закон от 8 июня 2015 г. № 143-ФЗ.

7. Решение Иркутского районного суда от 22 апреля 2015 г. по делу № 2-3321/2014. Документ опубликован не был.

8. Хертуев Р. Ю. Задержание транспортных средств: поиск оптимальной модели // Проблемы современного российского законодательства : материалы IV Всерос. науч.-

практ. конф. (г. Иркутск, 11 сент. 2015 г.). Иркутск, 2015. С. 118.

9. О Правилах дорожного движения : постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

10. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством : постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 27. Ст. 3280.

11. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения : приказ М-ва внутр. дел РФ от 2 марта 2009 г. № 185 // Рос. газ. 2009. 7 июля.

12. Зайцев Р. У. Эвакуация автотранспортных средств // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2014. № 4 (26). С. 142.

13. По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М. Ю. Карелина, В. К. Рогожкина и М. В. Филандрова : постановление Конституц. Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П // Собр. законодательства РФ. 2009. №27. Ст. 3382.

список литературы

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 14 дек. 2015 г. № 378-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2015. — № 51 (ч. 3). - Ст. 7249.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 248-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2015. - № 29 (ч. 1). - Ст. 4374.

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» : федер. закон от 8 июня 2015 г. № 143-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -2015. - № 24. - Ст. 3370.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 21 апр. 2011 г. № 69-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 17. - Ст. 2310.

Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации : постановление Правительства РФ от 18 дек. 2003 г. № 759 // Собр. законодательства РФ. - 2003. - № 51. - Ст. 4990.

О Правилах дорожного движения : постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. -1993. - № 47. - Ст. 4531.

Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством : постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 27. - Ст. 3280.

Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения : приказ М-ва внутр. дел РФ от 2 марта 2009 г. № 185 // Рос. газ. - 2009. -7 июля.

Об утверждении размеров платы за перемещение задержанного транспортного средства на территории Республики Алтай : приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 дек. 2014 г. № 47/14 // Звезда Алтая. - 2015. - 21 янв.

По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М. Ю. Карелина, В. К. Рогожкина и М. В. Филандрова : постановление Конституц. Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 27. - Ст. 3382.

Решение Иркутского районного суда от 22 апреля 2015 г. № по делу № 2-3321/2014. Документ опубликован не был.

Зайцев Р. У. Эвакуация автотранспортных средств // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. -2014. - № 4 (26). - С. 140-142.

Хертуев Р. Ю. Задержание транспортных средств: поиск оптимальной модели // Проблемы современного российского законодательства : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф (г. Иркутск, 11 сент. 2015 г.). - Иркутск, 2015. - С. 116-119.

The Bases of Detention of Vehicles: Issues of the Legislative Reglamentation and Implementation Practice

© Khertuev R., 2016

The article discusses the bases of detention of vehicles. It are identified the shortcomings of the legal regulation of detention of vehicles and some problems of use of the afore-mentioned restraint.

Key words: enforcement measures; detention of a vehicle; intoxicated state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.