Научная статья на тему 'Ориентация на образование молодёжных субкультур в Северном городе'

Ориентация на образование молодёжных субкультур в Северном городе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕВЕРНЫЙ ГОРОД / YOUTH SUBCULTURE / FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / NORTHERN CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ольга Владимировна

Рассмотрено отношение участников молодёжных субкультур к формальному и неформальному образованию, проанализированы образовательные планы участников молодёжных субкультур, дана характеристика основных образовательных практик представителей молодёжных субкультур северного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ORIENTATION OF THE YOUTH SUBCULTURES IN THE NORTHERN CITY

In the article the attitude of the members of the youth subcultures to formal and informal education is considered, the educational plans of the members of the youth subcultures are analyzed, basic educational practices of the members of the youth subcultures of the northern city are characterized.

Текст научной работы на тему «Ориентация на образование молодёжных субкультур в Северном городе»

ББК 60.523 YAK 316.7

О.В. ВЛАСОВА

O.V. VLASOVA

ОРИЕНТАУИЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СЕВЕРНОМ ГОРОДЕ

THE EDUCATIONAL ORIENTATION OF THE YOUTH SUBCULTURES IN THE NORTHERN CITY

Рассмотрено отношение участников молодёжных субкультур к формальному и неформальному образованию, проанализированы образовательные планы участников молодёжных субкультур, дана характеристика основных образовательных практик представителей молодёжных субкультур северного города.

In the article the attitude of the members of the youth subcultures to formal and informal education is considered, the educational plans of the members of the youth subcultures are analyzed, basic educational practices of the members of the youth subcultures of the northern city are characterized.

Ключевые слова: молодёжная субкультура, формальное образование, неформальное образование, северный город.

Key words: youth subculture, formal education, informal education, northern city.

Образование является существенным компонентом функционирования молодёжной субкультуры на территории северного города. Оно оказывает влияние на формирование мировоззрения, определение жизненной и гражданской позиции их представителей. Сформировавшаяся в субкультурной среде потребность в постоянном поступлении новой информации зачастую является стимулом для получения образования. Однако степень его влияния на молодёжную субкультуру и ориентации представителей субкультур на получение образования (формального и неформального) существенно различаются. Остановимся подробнее на анализе отношения участников молодёжных субкультур северного города к формальному и неформальному образованию.

С целью изучения заявленной проблемы нами было проведено социологическое исследование «Жизненные ценности учащейся молодёжи ХМАО - Югры». На первом этапе были опрошены учащиеся 8-11 классов общеобразовательных школ округа. Объём выборки составил 1632 человека. В ходе исследования было выявлено, что 498 человек являются участниками каких-либо молодёжных субкультур, что составляет 30,5%1 от общего числа опрошенных. Наиболее распространёнными молодёжными субкультурами на территории округа являются гламур (22,5%), хип-хоп (20,4%), гопники (18,7%), аниме (15,7%) и рокеры (8,1%)2 [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

На втором этапе исследования было проведено полуформализованное интервью с представителями молодёжных субкультур3 в возрасте от 18 до 30 лет. Объём выборки составил 60 человек.

Численность молодёжи, включённой в субкультуры, на территории ХМАО - Югры соответствует всероссийским показателям, где в процентном соотношении количество участников молодёжных субкультур колеблется от 3 до 33% от общей численности всей молодёжи страны. (Левикова С.И. Неформальная молодёжная субкультура: Монография / С.И. Левикова. - М.: Вузовская книга, 2010. - С. 384).

2Процент к числу ответивших (общее количество - 498 человек).

3Полуформализованное интервью проводилось с представителями молодёжных субкультур гламур, хип-хоп, гопников, аниме и рокеров.

Нами было изучено отношение учащейся молодёжи к формальному образованию. Этот анализ производился сквозь призму различных показателей:

• отношения участников молодёжных субкультур к учебной деятельности и испытываемых ими сложностей в обучении;

• перспектив образовательной деятельности участников молодёжных субкультур и их жизненных планов в отношении продолжения образования;

• образования как значимой жизненной ценности;

• самореализации в учебной деятельности.

Рассмотрим отношение представителей молодёжных субкультур к учебной деятельности в свете двух её характеристик: удовлетворённости учёбой и самооценки её результативности. Для определения уровня удовлетворённости респондентов учёбой в ходе анкетирования мы задавали вопрос «Нравится ли Вам учиться?» (табл. 1).

Таблица 1

Представители молодёжных субкультур об отношении к учёбе (в % к числу ответивших)

Нравится ли Вам учиться? Представители молодёжных субкультур

Гламур Хип-хоп Гопники Аниме Рокеры

Да 25,9 20,6 23,7 20,5 25,0

Скорее да, чем нет 42,9 42,2 40,9 51,3 50,0

Скорее нет, чем да 19,6 22,5 16,1 15,4 15,0

Нет 6,3 9,8 11,8 5,1 7,5

Затрудняюсь ответить 5,3 4,9 7,5 7,7 2,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Индекс отношения к учёбе 0,3 0,2 0,2 0,3 0,4

Анализ табличных данных позволяет нам сделать вывод о том, что большинство участников молодёжных субкультур в целом положительно относятся к процессу обучения: гламур - 68,8%, хип-хоп - 62,8%, гопников - 64,6%, аниме - 71,8% и рокеров - 75%. Индекс отношения к учёбе у представителей молодёжной субкультуры рокеров равен 0,4. Среди участников таких молодёжных субкультур, как гламур и аниме, индексы отношения к учёбе составили по 0,3, у представителей хип-хопа и гопников он равен 0,2.

Приведённые данные свидетельствуют о том, что участники молодёжных субкультур рокеров, гламур и аниме позитивно относятся к учёбе и этот вид деятельности является для них привлекательным, т.к. удовлетворяет их образовательную потребность. Именно формальное образование даёт им своеобразный «фундамент» и является стимулом для расширения кругозора.

Представители молодёжных субкультур гопников и хип-хоп слабо ориентированы на получение формального образования, т.к. они редко используют знания и навыки, полученные в процессе обучения, в рамках деятельности внутри молодёжной субкультуры.

При этом данные исследования показывают, что степень сложности учебной деятельности воспринимается участниками молодёжных субкультур по-разному (табл. 2).

Таблица 2

Респонденты об испытываемых сложностях в учёбе (в % к числу ответивших)

Сложности в учёбе Представители молодёжных субкультур

Гламур Хип-хоп Гопники Аниме Рокеры

Особых затруднений не испытываю 23,2 13,7 15,1 28,3 35,0

Учёба даётся по-разному: с некоторыми предметами справляюсь легко, а другие даются с трудом 71,4 79,4 76,3 67,9 62,5

Почти все предметы даются мне с трудом 5,4 6,9 8,6 3,8 2,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Индекс отношения к учёбе 0,2 0,1 0,1 0,2 0,3

Анализ данных показывает, что представители отмеченных выше молодёжных субкультур (рокеры, аниме и гламур) относительно высоко (имеется в виду относительно других субкультур, хотя в целом это очень невысокие показатели) оценивают свой уровень восприятия учебного материала. Сложности в процессе обучения не испытывают лишь 15,1% гопников и 13,7% участников молодёжной субкультуры хип-хоп. По нашему мнению, это объясняется отсутствием у них потребности в формальном образовании.

Приведённые данные позволяют сделать несколько выводов:

• неодинаковая оценка степени сложности учёбы представителями разных молодёжных субкультур показывает различный уровень их адаптиро-ванности к образовательной деятельности;

• тот факт, что при оценках уровня сложности учёбы представители молодёжных субкультур рокеров, гламур и аниме более удовлетворены учебной деятельностью, показывает наличие различий в характере учебной мотивации данных групп респондентов, её более позитивную окрашенность у участников названных субкультур в отличие от гопников и представителей молодёжной субкультуры хип-хоп.

Обратимся к анализу жизненных планов участников молодёжных субкультур, связанных с перспективой получения ими формального образования после окончания общеобразовательной школы (табл. 3).

Таблица 3

Ориентация представителей молодёжных субкультур на продолжение образования (в % к числу ответивших)

Жизненные планы Представители молодёжных субкультур

Гламур Хип-хоп Гопники Аниме Рокеры

Поступлю в профессиональное училище 31,3 44,1 26,9 41,0 32,5

Поступлю в техникум 15,2 22,5 26,9 11,5 15,0

Поступлю в вуз 47,3 26,5 39,8 35,9 42,5

Буду работать 5,3 2,0 3,2 2,6 -

Не знаю 0,9 4,9 3,2 9,0 10,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Можно было бы предположить, что надежды на будущее у представителей молодёжных субкультур во многом связаны с перспективами продолжения образования и профессионального становления, обусловленного об-

разовательной деятельностью. Во многом это так, хотя наблюдаются следующие различия: представители хип-хоп и аниме больше ориентированы на продолжение обучения в средних специальных учебных заведениях (хип-хоп - 44,1%, аниме - 41,0%), гопники связывают своё будущее и с профессиональным училищем, и с техникумом (30,0% и 26,9% соответственно), вуз же выбирают преимущественно участники субкультуры гламур и рокеры (47,3% и 42,5% соответственно).

Ориентация непосредственно на работу сразу же после окончания школы у участников молодёжных субкультур выражена слабо. Это позволяет говорить о том, что школьное образование для них - важный этап, который напрямую связан с профессиональным самоопределением и становлением, с перспективой получения профессии в будущем.

Следует отметить, что большинство участников рассматриваемых молодёжных субкультур относятся к формальному образованию как к значимой жизненной ценности, неоднозначно (табл. 4).

Таблица 4

Представители молодёжных субкультур об образовании как о значимой жизненной ценности (в % к числу ответивших)

Представители молодёжных субкультур Образование Итого

Является ценностью Не является ценностью

Гламур 14,3 85,7 100,0

Хип-хоп 26,5 73,5 100,0

Гопники 21,5 78,5 100,0

Аниме 41,0 59,0 100,0

Рокеры 42,5 57,5 100,0

Анализ табличных данных позволяет констатировать, что для 42,5% рокеров и 41% участников субкультуры аниме формальное образование является значимой жизненной ценностью. Это объясняется тем, что оно удовлетворяет образовательные потребности представителей этих молодёжных субкультур.

Для участников молодёжной субкультуры гламур формальное образование не является значимой жизненной ценностью, т.к. его получение необходимо им лишь для поддержания статусных характеристик.

Рассматривая степень самореализации участников молодёжных субкультур в учебной деятельности, следует отметить, что никто из них не реализуется в учёбе успешно (табл. 5).

Таблица 5

Представители молодёжных субкультур о степени самореализации в учебной деятельности (в % к числу ответивших)

Представители молодёжных субкультур Образование Итого

Удаётся реализовать себя Не удаётся реализовать себя

Гламур 4,5 95,5 100,0

Хип-хоп 1,5 98,5 100,0

Гопники - 100 100,0

Аниме 3,0 97,0 100,0

Рокеры 1,5 98,5 100,0

Участники молодёжной субкультуры гопников констатируют полное отсутствие стремления к самореализации в учебной деятельности, что объясняется отсутствием интереса к получению формального образования. Представители молодёжных субкультур хип-хоп (98,5%), рокеров (98,5%), аниме (97%), гламур (95,5%) также констатируют невозможность самореализации в процессе получения формального образования в общеобразовательной школе. Это свидетельствует о том, что они находят себя в других сферах деятельности, связанных с их включённостью в молодёжные субкультуры.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что участники молодёжных субкультур северного города в целом положительно относятся к процессу получения формального образования, демонстрируют относительно высокие ориентации на продолжение его после окончания общеобразовательной школы. Формальное образование является для них значимой жизненной ценностью, но при этом участники молодёжных субкультур отмечают невозможность самореализации в процессе его получения. Это можно объяснить тем, что формальное образование:

1) на современном этапе определяется молодёжью в первую очередь необходимостью её активной интеграции в динамично развивающееся общество, где диплом об образовании является своеобразным гарантом стабильности;

2) выступает значимой жизненной ценностью, т.к. формирует общую культуру молодого человека, основы его мировоззрения и даёт возможность приобрести знания и умения, необходимые в различных сферах социальной деятельности;

3) является обязательным;

4) выступает необходимым условием при трудоустройстве.

Однако институт формального образования не удовлетворяет потребности молодёжи в самореализации. Происходит сбой в процессе социализации молодых людей, и они находят иной способ реализации своих интересов, одним из которых выступает молодёжная субкультура. Она создаётся молодыми людьми для «своих» с целью формирования своей системы правил, норм и ценностей. Часто в одну молодёжную субкультуру объединяется молодёжь с одинаковым уровнем формального образования, это происходит на базе общих интересов и ценностных ориентаций.

Таким образом, выявляя отношение участников молодёжных субкультур к формальному образованию, мы обнаружили, что они по-разному оценивают его. В целом представители субкультур позитивно относятся к получению формального образования, но этот вид деятельности не является для них привлекательным и не соответствует их образовательным потребностям. Молодые люди вынуждены искать иные сферы самореализации, т.к. институт формального образования не до конца удовлетворяет их образовательные потребности.

Отметим, что изучение отношения к формальному образованию второй группы информантов, представителей молодёжных субкультур в возрасте от 18 до 30 лет, осуществлялось на основе полуформализованных интервью.

Проведённый анализ позволяет констатировать, что все представители молодёжных субкультур, принявшие участие в исследовании, имеют формальное образование, но разного уровня (высшее, среднее профессиональное, среднее (полное) общее образование). Представители молодёжной субкультуры гламур получают, как правило, высшее образование. Участники молодёжной субкультуры хип-хоп имеют и среднее (полное) общее образование, и среднее профессиональное образование, и высшее образование. При этом доминирует среднее профессиональное образование. Гопники имеют среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, реже высшее образование. Представители молодёжной субкультуры аниме стремятся получить среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование и неоконченное высшее образование. Роке-

ры северного города чаще всего имеют среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование и реже высшее образование.

Характеризуя тех представителей молодёжных субкультур, которые продолжают получать формальное образование в вузах и ссузах, мы должны отметить влияние включённости молодёжной субкультуры в этот процесс. Особенно это влияние характерно для представителей субкультур гламур, аниме и рокеров. В ходе их интервьюирования выяснилось, что они проявляют заинтересованность в получении формального образования. Чаще всего участники рассматриваемых субкультур интересуются гуманитарными и общественными науками: философией, психологией, историей, культурологией, историей религий, нередко самостоятельно изучают иностранные языки.

Участники молодёжной субкультуры хип-хоп и гопники демонстрируют двойственное отношение к формальному образованию. С одной стороны, система формального образования расценивается ими как способ подавления человека, формирующий угодный властям тип личности: «Да мозги тебе промывают и всё, никакого образования. Лично меня ничему не учат. Всему сам учишься. Учителя пытаются подогнать под общий уровень, чтобы получились все одинаковые, чтобы управлять было легче. Им не нравится, когда кто-то высовывается» (Антон, 21 год).

С другой стороны, участники рассматриваемых молодёжных субкультур отмечают, что формальное образование является обязательным условием успешного существования в современном обществе: «Наличие диплома об образовании сейчас необходимо, иначе ты просто никуда не устроишься» (Алёна, 21 год).

Перейдём к рассмотрению общих проблем неформального образования и его влияния на молодёжные субкультуры северного города.

Понятие неформального образования рассматривается нами в контексте непрерывного образования, которое осуществляется в рамках институтов гражданского общества. Последнее предполагает наличие системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации личности и отдельных коллективов. Мы рассматриваем молодёжную субкультуру как одну из структур гражданского общества. Функция субкультуры как части гражданского общества сводится к тому, что она даёт возможность и право выбора молодому человеку той сферы деятельности, которая ему интересна. При этом власть должна понимать специфику молодёжной субкультуры и создавать необходимое (комфортное) социальное пространство для её самовыражения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными свойствами неформального образования являются:

1) отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам обучения;

2) осуществление образовательного процесса посредством личного участия;

3) интерактивность участников процесса обучения;

4) направленность на пополнение знаний и умений в интересующем направлении деятельности молодёжной субкультуры.

Другими словами, речь идёт о стремлении расширить культурный кругозор или прибрести знания и умения, необходимые для успешного функционирования в рамках субкультуры, в сфере межличностных отношений, для участия в различных видах деятельности молодёжной субкультуры.

Неформальное образование является важной составной частью функционирования молодёжной субкультуры, помогает её участникам осваивать новые социальные роли, способствует их развитию в рамках выбранных направлений. Уровень неформального образования и способы его получения зависят от уровня формального образования участников молодёжных субкультур. Два рассматриваемых вида образования непосредственно связаны друг с другом и оказывают влияние на развитие и функционирование молодёжной субкультуры в северном городе.

Мы выделяем два основных способа получения неформального образования в рамках молодёжной субкультуры:

1) индивидуальный - это несистематизированное обучение, стихийное освоение знаний и навыков путём индивидуального усвоения информации из газет, радио, телевидения, сети Интернет и т.д.;

2) коллективный (групповой) - это образовательная деятельность неформального характера, направленная на демонстрацию повседневных практик участников молодёжных субкультур с целью распространения знаний, необходимых для успешного функционирования в её рамках.

Коллективные способы получения неформального образования реализуются через различные виды деятельности, среди которых - беседы, рассказы, демонстрация личного опыта и т.д.

Следует отметить, что способы получения неформального образования в молодёжных субкультурах северного города различны. Индивидуальные способы получения неформального образования характерны для участников молодёжных субкультур гламур, хип-хоп (диджеинг и граффити), аниме. Гопники, рокеры и представители хип-хоп культуры, прежде всего рэперы и брейк-дансеры, чаще выбирают коллективные направления неформальной образовательной деятельности. Мы пришли к этому выводу, изучив материалы полуформализованных интервью с участниками перечисленных молодёжных субкультур. При этом нами была обнаружена следующая тенденция: участники молодёжной субкультуры с низким уровнем формального образования чаще выбирают коллективные формы неформальной образовательной деятельности. Это объясняется тем, что процесс группового усвоения знаний требует меньших интеллектуальных усилий, чем использование индивидуальных способов. Таким образом, неформальное образование участников молодёжной субкультуры ложится на базу формального образования и влияет на характер её функционирования в целом.

Рассмотрим основные способы получения неформального образования в молодёжных субкультурах северного города.

Для представителей молодёжной субкультуры гламур характерны индивидуальные способы получения неформального образования, т.к. её участники, как правило, имеют высокий уровень формального образования.

Среди основных индивидуальных способов получения неформального образования, характерных для представителей молодёжной субкультуры гламур, респонденты отмечают следующие: просмотр фильмов, чтение книг, «глянцевых» журналов, использование сети Интернет. Групповые способы получения неформального образования также распространены и являются значимыми в процессе получения новых знаний. Участники этой субкультуры совместно посещают выставки, обсуждают основные модные тенденции и новинки индустрии моды, косметологии, фитнеса: «Мы вместе ходим на выставки, в театр, в кино. Часто собираемся в кафе или у кого-нибудь дома обсудить новинки. Рассказываем друг другу о диетах, упражнениях, косметике» (Елена, 20 лет).

Участники молодёжной субкультуры хип-хоп выбирают способы получения неформального образования в зависимости от сферы деятельности внутри субкультуры. Диджеи и графферы чаще используют индивидуальные способы расширения своего кругозора, в основном это самообразование посредством сети Интернет, просмотр тематических фильмов и телепередач, общение с представителями своего направления на форумах, в блогах и социальных сетях: «Я всему сам учился, особенно сводить музыку, делать стоящий продукт. Сам нашёл программу в интернете, за советом обращался к другим диджеям. Находил их просто в социальных сетях, добавлялся и задавал им интересующие меня вопросы» (Владимир, 22 года).

Рэперы и брейк-дансеры предпочитают групповые способы получения неформального образования. Это объяснятся тем, что сама деятельность в рамках выбранного направления предполагает наличие команды едино-

мышленников. Участники молодёжной субкультуры хип-хоп констатируют наличие следующих коллективных способов получения неформального образования: совместное написание музыки и текстов песен, прослушивание музыки других рэп-исполнителей, обсуждение основных тем творчества исполнителей хип-хоп музыки, постановка танцев: «Нет, одна я ничего не смогу. Мы же вместе придумываем все движения, композиции в танце... Конечно, каждый из нас занимается дополнительно, но мы делимся друг с другом, кто чему научился. Я вообще хотела бы открыть свою школу танца - неформатную, чтобы там не было руководителей, а все свои были, чтобы всем было комфортно. Чтобы танцы сами собой рождались, в процессе общения... Так ведь по-настоящему на улицах танцуют» (Алёна, 21 год).

Для представителей молодёжной субкультуры гопников характерны преимущественно групповые способы получения неформального образования, т.к. участники рассматриваемой субкультуры имеют низкий уровень формального образования.

Среди основных групповых способов получения неформального образования в рамках молодёжной субкультуры гопников её представители отмечают следующие: демонстрация личного опыта, обучение сленгу, решению конфликтных ситуаций: «Мне всё объяснили, как надо себя на встречах вести, как говорить. Сначала просто так меня брали, ну мол, смотри, учись, а потом и сам стал на встречи ходить» (Михаил, 18 лет).

Участники молодёжной субкультуры аниме имеют высокий уровень формального образования, что помогает им использовать как индивидуальные способы получения неформального образования, так и коллективные. Их деятельность строится на постоянном совершенствовании знаний в выбранном направлении деятельности. Они называют следующие индивидуальные способы получения новых знаний: просмотр фильмов, чтение специальной литературы, самостоятельное изучение особенностей японского образа жизни, изучение японского языка, особенностей рисования манги (комикса). Среди коллективных способов выделяются совместное изготовление «коспле-ев» (костюмов любимых персонажей комиксов или мультфильмов), объединение в кланы для совместного изучения норм и ценностей японской культуры, изучение иностранных языков, общение с носителями языка в социальных сетях: «Я сама учу японский язык. Мне нравится понимать манги на языке оригинала, это трудно очень, но зато я уже могу понимать и смотрю мультфильмы на японском. Мне интересны эмоции, чувства, интонации, их, к сожалению, в переводе на русский язык не передать. А вот когда мне захотелось сшить косплей, я собрала девчонок, и мы стали всё делать вместе. Потому что мне нужно было научиться шить, чего я не умела. Мы обращались за помощью к анимешникам из других городов, где это более развито, чем у нас. Получилось, сейчас и других научить могу» (Ксения, 21 год).

Рокеры имеют высокий уровень формального образования, но несмотря на это предпочитают коллективные способы получения неформального образования. Это тенденция объясняется постоянным сотворчеством в рамках музыкальной группы.

Представители молодёжной субкультуры рокеров среди коллективных способов получения новых знаний выделяют следующие: обучение игре на музыкальных инструментах (участники выступают друг для друга в роли наставников), обсуждение книг, фильмов, политических новостей, изучение иностранных языков. Среди индивидуальных способов получения неформального образования рокеры отмечают чтение специальной литературы о выбранном жанре рок-музыки, чтение художественной литературы, самостоятельное изучение истории, культуры, традиций русского народа, изучение иностранных языков (чаще всего по текстам песен любимых исполнителей), совершенствование игры на музыкальном инструменте: «Я многому научился здесь, в школе рока, мне интересно приходить сюда каждый день и заниматься. Ну и быстрее как-то получается» (Антон, 20 лет).

В статье мы предприняли попытку проанализировать отношение участников молодёжных субкультур северного города к формальному и неформальному образованию, дать характеристику основных способов получения неформального образования их представителями, показать влияние молодёжной субкультуры на формальное и неформальное образование.

Литература

1. Алексеев, И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 [Текст] / И.С. Алексеев. - СПб. : 2003. - 24 с.

2. Белякова, Е.П. Новая культура России - глянец [Электронный ресурс] / Е.П. Белякова. - Режим доступа : http://www.a-s-t^/index.php?page=new 1.

3. Борисова, Е.Б. Музыка как фактор формирования молодёжных субкультур: социологический анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е.Б. Борисова. - СПб., 2005. - 21 с.

4. Вершинин, М.В. Современные молодёжные субкультуры - рэперы» от 23.09.2007 [Электронный ресурс] / М.В. Вершинин, Е.В. Макарова. - Режим доступа : http://psyfactor.org/rap.htm.

5. Гаврилюк, В.В. Гопники как феномен в среде молодёжи [Текст] / В.В. Гаври-люк // Социс. - 2010. - № 1. - С. 126-131.

6. Луков, В.А. Хип-хоп культура [Текст] / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 147-151.

7. Луков, В.А. Особенности молодёжных субкультур в России [Текст] / В.А. Луков // Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 79-88.

8. Омельченко, Е.Л. Ритуальные битвы на российских молодёжных сценах начала века, или Как гопники вытесняют неформалов [Электронный ресурс] / Е.Л. Омельченко. - Режим доступа : http://www.regioncentre.ru/ resources/articles/article2.

9. Омельченко, Е.Л. Молодёжные культуры и субкультуры [Текст] / Е.Л. Омельченко. - М. : Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - 264 с.

10. Руднева, Д.А. Гламур как феномен культуры постиндустриального общества: методология исследования [Текст] / Д.А. Руднева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2010. -№ 2 (76). - С. 31-40.

11. Haller, A. Significant others [Text] / A. Haller // Amer. Sociol. Rev. - 1953. -№ 2. - Р. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.