Научная статья на тему 'Молодёжные субкультурные общности северного города: социологический анализ'

Молодёжные субкультурные общности северного города: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
402
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / YOUTH SUBCULTURE / МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ / YOUTH SUBCULTURAL COMMUNITY / СУБОБЩНОСТЬ / СЕВЕРНЫЙ ГОРОД / NORTHERN CITY / SUBCOMMUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Власова Ольга Владимировна

В статье дана характеристика понятия «молодёжная субкультурная общность»; проанализированы современные тенденции развития и трансформации молодёжных субкультурных общностей на территории северного города; описаны устойчивые характеристики функционирования молодёжных субкультурных общностей в северном городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SUBCULTURAL COMMUNITIES OF THE NORTHERN CITY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

In the article the concept of «youth subcultural community» is characterized; the current tendencies of development and transformation of youth subcultural communities in the northern city are analyzed; settled characteristics of the functioning of youth subcultural communities in the northern city are described.

Текст научной работы на тему «Молодёжные субкультурные общности северного города: социологический анализ»

YAK 316.7 ББК 60.523

O.B. ВЛАСОВА

O.V. VLASOVA

МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ СЕВЕРНОГО ГОРОДА: СОНИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

YOUTH SUBCULTURAL COMMUNITIES OF THE NORTHERN CITY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

В статье дана характеристика понятия «молодёжная субкультурная общность»; проанализированы современные тенденции развития и трансформации молодёжных субкультурных общностей на территории северного города; описаны устойчивые характеристики функционирования молодёжных субкультурных общностей в северном городе.

In the article the concept of «youth subcultural community» is characterized; the current tendencies of development and transformation of youth subcultural communities in the northern city are analyzed; settled characteristics of the functioning of youth subcultural communities in the northern city are described.

Ключевые слова: молодёжная субкультура, молодёжная субкультурная общность, субобщность, северный город.

Key words: youth subculture, youth subcultural community, subcommunity, northern city.

Понятие «молодёжная субкультура» сравнительно недавно стало объектом социологических исследований, поскольку сам феномен возник лишь во второй половине XX века в связи с возросшей ролью молодёжи в обществе. В связи с чем, в рамках традиционной культуры общества образовались молодёжные субкультуры, которые в определённых условиях способны стать основой для появления молодёжных субкультурных общностей. Именно общностный подход имеет большое значение для осознания особенностей функционирования молодежных субкультур в современном северном городе.

Суть представленного подхода состоит в том, чтобы рассматривать молодёжные субкультуры в качестве определённых социальных общностей, находящихся во взаимодействии с другими общностями, в первую очередь, такими как молодёжь северного города, общественные организации, властные структуры, представители бизнеса.

Для того чтобы ответить на вопрос, что собой представляют участники молодёжных субкультур как особые социальные общности, вызывающие необходимость их специального исследования, обратимся к одной из теорий социальной общности, в которой рассматриваются её основные признаки [1]. Под социальной общностью в нашем исследовании мы будем понимать реально существующую, эмпирически фиксируемую, относительно единую и самостоятельную совокупность (взаимосвязь) людей, объединённых по социокультурным, демографическим, экономическим, этническим, территориальным, религиозным, политическим, профессиональным и иным основаниям. «Социальные общности характеризуются рядом образующих их признаков: относительной целостностью, осознанием людьми своей принадлежности к ним (идентификацией и самоидентификацией), схожими условиями жизни и деятельности, наличием определённых пространственно-временных полей бытия, реализацией функции самостоятельного субъекта социального и исторического действия и поведения на основе обладания и использования различных ресурсов» [1, с. 110].

Существуют и иные трактовки понятия «социальная общность» в отечественной социологии. Так, Н.Б. Костина под ней понимает группу индивидов, являющихся субъектами социального действия, имеющих общие цели, ценности, интересы, совместная деятельность которых обеспечивается системой норм и образцов и обладает таким свойством как «усиленный результат» [2, с. 29].

Мы думаем, что большей части перечисленных признаков отвечает социальная общность участников молодёжной субкультуры. Что касается оснований, которые выступают главными факторами объединения участников молодёжных субкультур в качестве социальных общностей, то ими выступают в первую очередь социокультурные, демографические (возрастные), отчасти территориальные признаки, формирующие определённый пространственно-временной континуум (пространственно-временное поле) их жизнедеятельности.

Молодёжная субкультурная общность характеризуется особым положением в классификации социальных общностей, занимая специфическую нишу в диапазоне «многочисленные - немногочисленные» общности, «массовые - групповые» общности, отличаясь целым рядом особенностей функционирования. Конечно, молодёжные субкультурные общности относятся скорее к мезообщностям (общностям среднего уровня и размера), чем к каким-либо другим (макро- либо микрообщностям).

Но природа молодёжной субкультурной общности связана не столько с величиной, сколько с особенностями функционирования в системе других ценностей и норм, зачастую радикально отличающихся от привычных в базовой культуре общества. Причём внутренняя структура молодёжных субкультурных общностей отличается значительной гетерогенностью, включая представителей самых различных возрастных, профессиональных, образовательных, национально-этнических и иных социальных образований.

В северном городе представлено семнадцать молодёжных субкультурных общностей, среди них: гламур, хип-хоп, гопники, аниме, рокеры, эмо, «эстремальщики» (трейсеры, паркур, сноубордисты и т.д.), готы, ролевики, рейверы и т. д. В своём исследовании мы выделяем в качестве его объекта следующие молодёжные субкультурные общности: гламур, хип-хоп, гопники, аниме, рокеры.

Необходимость изучения именно этих молодёжных субкультурных общностей обусловливается целым рядом причин. Во-первых, названные молодёжные субкультурные общности являются наиболее многочисленными на территории северного города. Во-вторых, они имеют особое влияние на вектор развития значительной части молодёжи северного города, т. к. являются наиболее привлекательными для неё. В-третьих, структура организации деятельности внутри данных молодёжных субкультурных общностей удовлетворяет потребности в самовыражении современной молодежи северного города. В-четвёртых, представленные молодёжные субкультурные общности имеют разный характер деятельности и различаются по численности участников, что даёт нам возможность проанализировать современные тенденции развития и трансформации молодёжных субкультурных общностей в северном городе. В-пятых, перечисленные молодёжные субкультурные общности имеют неодинаковый уровень социальности, их участники демонстрируют разные социальные мотивы включённости в социокультурную деятельность.

Подробнее остановимся на характеристике названных выше молодёжных субкультурных общностей в северном городе.

Начнём с рассмотрения устойчивых характеристик молодёжной субкультурной общности гламур. Молодёжная субкультурная общность гламур является достаточно «молодой», но при этом одной из самых многочисленных на территории северного города. Участники рассматриваемой молодёжной субкультурной общности - это так называемая «золотая молодёжь», преимущественно женского пола, в возрасте от 18 до 30 лет. Представители

молодёжной субкультурной общности гламур имеют, как правило, высшее образование. Это молодые люди из обеспеченных семей, преимущественно с высоким материальным достатком.

Идеология молодёжной субкультурной общности гламур - это потребительский образ жизни. Представители рассматриваемой субкультурной общности демонстрируют соответствующий этой идеологии образ жизни. Для них имеет особое значение целостность образа, т. е. культ тела, следование тенденциям моды и др.

Представители молодёжной субкультурной общности гламур выражают стремление к саморазвитию в рамках субкультурной общности из-за желания соответствовать моде и показывать свою осведомлённость обо всех «модных» тенденциях.

Участники рассматриваемой субкультурной общности выполняют различные социальные роли, взаимодействуют с социальными общностями северного города, среди которых - представители бизнеса, общественных организаций, т. е. те социальные общности, с которыми представители молодёжной субкультурной общности гламур имеют общие интересы.

Желание соответствовать модным тенденциям и демонстрировать целостный образ приводит к «производству» творческого продукта участников молодёжной субкультурной общности.

Даша, 19 лет: «Вообще я рукодельница, читаю модные журналы, а потом сама себе шью. Получается не хуже, чем у них».

Использование свободного времени представителями молодёжной субкультурной общности гламур ориентировано на демонстрацию социального статуса.

Евгения, 19 лет: «Иногда девочки в клубе переодеваются по пять-шесть раз. И на выставки мы ходим, чтобы продемонстрировать новое платье или шубку».

Гламур, как молодёжная субкультурная общность потребления, имеет культурную направленность и ориентирована на «приукрашивание» действительности, она позволяет её участникам чувствовать себя частью современной культуры и самоидентифицироваться с молодёжной субкультурной общностью в целом.

Среди основных ценностей молодёжной субкультурной общности гла-мур можно выделить материальный достаток, культ тела, образование, самообразование, саморазвитие, семью, любовь. Здесь и далее мы группируем ценности участников молодёжных субкультурных общностей по такому критерию, как частота обращения к ним.

Если говорить о стилевых характеристиках молодёжной субкультурной общности гламур, то участник рассматриваемой субкультурной общности должен выглядеть красиво. Одежда, обувь, аксессуары - все это должно быть непременно фирменным. Внешний вид представителя гламура предписывает участницам высокие каблуки, вечерние платья и обязательно сверкающий блестящий макияж. Образ участников молодёжной субкультурной общности - узкие, практически женоподобные брюки, обтягивающие рубашки или майки.

Представители молодёжной субкультурной общности гламур находятся в тесном взаимодействии с властными структурами и представителями бизнеса, часто имеют личные контакты и общие интересы с их представителями.

Молодёжная субкультурная общность гламур характеризуется следующими особенностями функционирования на территории северного города:

1. Закрытость молодёжной субкультурной общности (специальные клубы, салоны, фитнес-центры для «своих»).

2. Закрытые районы проживания в северном городе (изолированные, относительно замкнутые микрорайоны города, где проживают люди с высоким материальным достатком).

3. Высокий уровень доходов, за счёт эксплуатации ресурсов северного города, позволяет участникам субкультурной общности приобретать дорогостоящие атрибуты.

4. Ориентация на тенденции развития молодёжной субкультурной общности в центральных городах страны (заимствование, копирование некоторых мероприятий, стилевых особенностей поведения, моды, сленга и т.д.).

Перейдём к рассмотрению молодёжной субкультурной общности хип-хоп. Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение в северном городе с середины 1990-х годов. Эта молодёжная субкультурная общность включает в себя четыре основные субобщности: ди-джеинг, брейк-данс, граффити и рэп.

Возраст участников молодёжной субкультурной общности хип-хоп -от 14 до 30 лет. Они имеют среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование. При этом доминирует среднее профессиональное образование. Уровень доходов представителей субкультурной общности хип-хоп чаще всего средний или низкий.

Идеологией данной субкультурной общности являются: протест, разрушение стереотипов, взаимоотношения, построенные на принципе правды без ненависти и угнетения по расовому и социальному признакам.

Участники молодёжной субкультурной общности хип-хоп выполняют различные социальные роли, взаимодействуют с социальными общностями северного города, среди которых - представители других молодёжных субкультур (рейверы, рокеры, экстремальщики и др.), общественных организаций, т. е. те социальные общности, с которыми участники хип-хоп культуры имеют общие интересы.

Творческая реализация в рамках молодёжной субкультурной общности хип-хоп предполагает «производство продукта» её участников, часто с использованием тем северного города.

Александр, 21 год: «Тематика, вот я сейчас занимаюсь сольным проектом, и тематика моего альбома будет сибирская, ну как бы связано с Сургутом, Сибирью и шаманизмом. И там всякое такое».

Среди основных ценностей молодёжной субкультурной общности хип-хоп можно выделить независимость и свободу, творческую самореализацию, самообразование, общение с друзьями, любовь, семью и формальное образование.

Несмотря на стремительно меняющийся стиль участников молодёжной субкультурной общности хип-хоп, в целом он имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, это могут быть мешковатые штаны, куртки и толстовки с капюшонами, кроссовки и бейсболки, футболки и баскетбольные майки, надвинутые на глаза шапки. Характерны короткие прически, также среди участников молодёжной субкультурной общности хип-хоп популярны короткие дреды.

Взаимодействие с властными структурами, общественными объединениями и бизнесом по своему характеру ситуативное, в зависимости от необходимости. Следует отметить, что на данном этапе для развития молодёжной субкультурной общности хип-хоп не создается специальных условий на территории северного города.

Молодёжная субкультурная общность хип-хоп имеет свои особенности функционирования в северном городе. Во-первых, она является по своему характеру эзотерической, эскапистской. Субкультурная общность хип-хоп - это отдельная социальная общность в рамках северного города. Во-вторых, её деятельность имеет сезонный характер, что обусловлено суровыми климатическими условиями. В-третьих, в творчестве представителей данной молодёжной субкультурной общности часто встречаются темы севера, северного города, природных ресурсов, особенностей функционирования жизнедеятельности на территории региона. В-четвёртых, её участники стремятся заработать деньги своим творчеством, чтобы самостоятельно обеспечивать

себя атрибутами молодёжной субкультурной общности. И последняя особенность - это разобщённость данной молодёжной субкультурной общности в пространстве города в условиях его многоядерной структуры.

Остановимся подробнее на анализе особенностей функционирования молодёжной субкультурной общности гопников в северном городе. Мы рассматриваем феномен молодёжной субкультурной общности гопников во взаимосвязи с контркультурой и принимаем во внимание тот факт, что последняя может выступать особой формой молодёжной субкультуры. Исходя из этого, мы конкретизируем наш подход анализом особенностей функционирования общности участников молодёжной субкультурной общности гопников в северном городе.

По нашему мнению, молодёжная субкультурная общность гопников в северном городе демонстрирует некоторые тенденции перехода в контркультуру. Субкультурная общность гопников обладает следующими чертами контркультуры: во-первых, это протест против социальных норм и социального неравенства; во-вторых, выраженная агрессия против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против ориентированных на западную культуру «неформалов»), а также пренебрежительное отношение ко всем, кто не соблюдает негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде; в-третьих, агрессивная «наступательная» деятельность, направленная на «устранение» социальной несправедливости.

На территории северного города рассматриваемая субкультурная общность получила распространение в конце 1990-х годов. Она характерна для молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, для которых хищение имущества на улице является частью имиджа криминализованного сообщества, средством развлечения и способом поддержания авторитета. Участники данной молодёжной субкультурной общности имеют среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, редко высшее образование.

В социальном отношении представители субкультурной общности гопников, главным образом, родом с окраин и из неблагополучных районов, где проживают представители рабочих профессий. Большинство гопников вышли из бедных, неблагополучных семей.

Деятельность молодёжной субкультурной общности гопников носит организованный характер и характеризуется строгой иерархичностью. Для того чтобы чувствовать себя полноправным участником молодёжной субкультурной общности, гопник должен постоянно «самосовершенствоваться». Он должен учиться «правильно» говорить, т. е. «базарить»; «правильно» решать конфликтные ситуации и т. д.

Участники молодёжной субкультурной общности гопников взаимодействуют с различными социальными общностями города (представителями других молодёжных субкультур, мигрантами, особенно из республик Северного Кавказа и др.) с целью получения выгоды. С такой же целью они взаимодействуют с представителями властных структур северного города.

Среди интересов данной молодёжной субкультурной общности можно назвать спорт, преимущественно это спортивные единоборства (бокс, борьба, тайский бокс и т. д.), а также мелкое воровство и вымогательство денег.

Александр, 19 лет: «Тайский бокс. Ну, как тайский бокс, ну там бои без правил. Со старшими, грубо говоря, занимаюсь».

Для гопников характерно чувство общности, самоидентификации с молодёжной субкультурной общностью. Среди ценностей на первый план выходят семья, общение с друзьями, затем следуют материальные блага, независимость, свобода и получение удовольствий.

Стиль и поведение типичного участника молодёжной субкультурной общности гопников представляют собой подражание представителям криминального мира. Они носят удобную спортивную одежду, джинсы, чёрные кожаные куртки и удобную обувь.

Молодёжная субкультурная общность гопников в северном городе является преимущественно закрытой, хотя как общественное явление, носящее контркультурные черты, субкультурная общность гопников должна быть открытой. Это возможно объяснить влиянием следующих специфических факторов. Во-первых, территориальный фактор, который определяет особенности пространственного размещения молодёжной субкультурной общности гопников в северном городе. Субкультурная общность гопников распространена в отдалённых, труднодоступных районах города, где проживают представители рабочих профессий. Место расположения и социальное окружение влияют на негативный вектор их развития. Во-вторых, климатический фактор, который определяет непродолжительный, чаще всего летний, период активной деятельности гопников. В-третьих, фактор пространственной многоядерности, который приводит к разобщённости представителей молодёжной субкультурной общности гопников.

Рассмотрим молодёжную субкультурную общность аниме и её основные особенности в северном городе. Оформление молодёжной субкультурной общности аниме на территории северного города пришлось на начало 2000-х годов, в связи с распространением японской анимации.

Субкультурная общность популярна среди учащейся молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. Участники молодёжной субкультурной общности ани-ме имеют среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование и незаконченное высшее образование. Уровень доходов представителей молодёжной субкультурной общности аниме можно охарактеризовать как средний или низкий.

Представители молодёжной субкультурной общности аниме активно пропагандируют ценности японской культуры, особенности японского образа жизни, тем самым демонстрируя желание уйти от российской действительности и от взаимодействия с различными социальными общностями северного города. Взаимодействия с властными структурами, общественными объединениями и бизнесом имеют ситуативный характер.

Среди базовых ценностей молодёжной субкультурной общности аниме на первый план выходят творчество, реализация способностей и самообразование. Далее следуют такие ценности как независимость, свобода, общение с друзьями, семья, любовь, и последнее место занимает получение формального образования для трудоустройства.

Характеризуя стиль представителей молодёжной субкультурной общности аниме, стоит отметить, что он достаточно яркий и заметный, как у героев мультфильмов. Обычно это сумки и футболки с соответствующей символикой, либо полное копирование образа любимого персонажа.

Сложное многоядерное устройство северного города (что особенно хорошо видно на примере Сургута) накладывает свою печать на характер взаимодействия участников молодёжной субкультурной общности аниме. Она является закрытой и, кроме того, разобщённой. Участники аниме создают кланы - сообщества молодых людей со схожими интересами и замыкаются, не взаимодействуя с другими представителями аниме в северном городе. Также необходимо отметить сезонный характер деятельности участников аниме в северном городе, что зависит от климатических условий. В летний период представители молодёжной субкультурной общности аниме увеличивают свою активность, организуя аниме фестивали. Особенность функционирования молодёжной субкультурной общности аниме на территории северного города - это ориентация участников на крупные города, где эта субкультурная общность более развита. Представители аниме северного города демонстрируют желание участвовать в крупных аниме - фестивалях в центральных городах России.

Перейдём к рассмотрению функционирования молодёжной субкультурной общности рокеров на территории северного города. Становление и развитие рок-культуры в северном городе пришлось на вторую половину

1990-х годов. Её широкое распространение обусловливалось всей совокупностью общественных изменений, происходивших в регионе: резком увеличении численности молодёжи; повышении уровня образованности в молодёжной среде (развитие высшего образования в северных городах); либерализации политической и культурной жизни, а также расширении доступа молодёжи к зарубежной музыке. Безусловно, функционирование молодёжной субкультурной общности рокеров на территории северного города имеет свои особенности. Остановимся подробнее на них.

Она объединяет молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет. Представители рок-движения северного города имеют среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование и реже высшее образование. Участники субкультурной общности характеризуются различным социальным происхождением, но чаще всего это выходцы из семей со средним или низким материальным достатком. Социальное происхождение представителей молодёжной субкультурной общности, их интересы и ценности обусловливают идеологию рок - движения в северном городе. Она выражается в социально-политическом протесте против социальной несправедливости, вызванной господствующим политическим режимом в стране.

Представители молодёжной субкультурной общности рокеров выполняют различные социальные роли, взаимодействуют со многими социальными общностями северного города, среди которых - представители других молодёжных субкультурных общностей (хип-хоп, экстремальщики и др.), общественных организаций, т. е. те социальные общности, с которыми участники рассматриваемой субкультурной общности имеют схожие интересы.

Творческая реализация в рамках молодёжной субкультурной общности рокеров предполагает «производство продукта» её участников.

Антон, 22 года: «Мы выпускаем уже второй альбом. И самостоятельно организуем концерт по этому поводу. После запустим его в интернет, для раскрутки, а потом посмотрим, что будет».

Молодёжная субкультурная общность рокеров имеет общественную направленность, её участники активно поднимают социальную проблематику в своём творчестве. Рассматриваемая субкультурная общность позволяет ее представителям самоидентифицировать себя с ней.

Среди основных ценностей молодёжной субкультурной общности рокеров можно выделить независимость и свободу, творческую самореализацию, самообразование, общение с друзьями, любовь, семью и получение удовольствий.

Стилевые особенности рокеров породили необходимость практичности и удобства в одежде. Рокеры носят свободную, удобную одежду, чаще всего это кожаные куртки, джинсы, футболки. Некоторые участники молодёжной субкультурной общности выражают свои предпочтения, надевая тематические футболки, тем самым подчёркивая принадлежность к тому или иному направлению рок-музыки.

Интересы рокеров составляют: музыка, изучение специфики своего направления в рамках молодёжной субкультурной общности (металл, панк, брит - поп и т. д.), постоянное самосовершенствование в инструментальном исполнении.

Описывая взаимодействие рокеров с властными структурами северного города, общественными объединениями и бизнесом, можно отметить, что оно имеет ситуативный характер. Вузы и ссузы северных городов, поддерживая творческую учащуюся молодёжь, предоставляют условия для организации и проведения творческих рок-фестивалей на их базе. В одном из крупнейших северных городов округа, в Сургуте, функционирует «Школа рока». Она была организована представителями старшего поколения рокеров для начинающих музыкантов. Эта общественная инициатива является знаковым событием в жизни северного города и представляет собой интересный пример создания условий для неформального образования представителей мо-

лодёжной субкультурной общности. Появление школы рока способствовало активизации деятельности представителей рассматриваемой молодёжной субкультурной общности. Но, несмотря на это, рокеры остаются закрытой субкультурной общностью в северном городе и часто вступают в конфронтацию с представителями других молодёжных субкультурных общностей.

Северный город является сложным образованием, которое оказывает определённое влияние на молодёжную субкультурную общность рокеров. Во-первых, это сезонный характер деятельности рокеров, связанный с климатическими условиями, которые предопределяют увеличение их активности в летний период. Во-вторых, многоядерность северного города (особенно это заметно в Сургуте) обусловливает их разобщённость. В северном городе участники данной молодёжной субкультурной общности эпизодически взаимодействуют друг с другом, редко встречаясь на совместных мероприятиях. В-третьих, рокеры являются закрытой молодёжной субкультурной общностью для представителей других социальных общностей северного города. Представители рок-культуры организуют закрытые концерты, «квар-тирники», репетиционные базы и т.д., информация о которых распространяется только среди «своих». В-четвёртых, участники молодёжной субкультурной общности стремятся заработать деньги своим творчеством, чтобы самостоятельно обеспечивать себя необходимыми атрибутами.

Таким образом, мы рассмотрели проблему функционирования пяти наиболее распространённых молодёжных субкультурных общностей в северном городе.

Северный город - это территория, которая развивается по особому «сценарию». Исторически обусловленный индустриальный характер развития городской среды оказывает особое влияние на развитие и функционирование социальных общностей на его территории. Остаточный подход к формированию социокультурной сферы города сказывается на участниках молодёжных субкультурных общностей. Большинство молодёжных субкультурных общностей в северном городе являются заимствованными из центральных регионов страны. Кроме того, количество представленных молодёжных субкультурных общностей в нем значительно меньше, чем в мегаполисах и крупных городах России. Распространённость молодёжных субкультурных общностей в северном городе объясняется желанием преодолеть «культурную оторванность» и соответствовать принятым культурным образцам в европейской части страны. Кроме того, представители субкультурных общностей используют возможности северного города (по большей части -это материальные возможности). Они приглашают участников молодёжных субкультурных общностей из центральных регионов страны и из-за рубежа, имеют возможность принимать участие в российских и международных фестивалях, конкурсах и т. д., тем самым происходит включение северных городов в общий мир субкультуры, который определяется территорией не только нашей страны, но и других стран мира.

Литература

1. Зборовский, Г.Е. Теория социальной общности [Текст] / Г.Е. Зборовский. -Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2009. - 304 с.

2. Костина, Н.Б. Религиозная общность: проблемы социологического исследования [Текст] / Н.Б. Костина. - Екатеринбург, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.