Научная статья на тему 'Организация учебной исследовательской деятельности студентов наукоемких специальностей в СДО Moodle'

Организация учебной исследовательской деятельности студентов наукоемких специальностей в СДО Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DISTANCE LEARNING / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова Марина Викторовна, Лапшева Елена Евгеньевна

В статье рассмотрена технология организации учебной исследовательской деятельности студентов на основе СДО MOODLE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмова Марина Викторовна, Лапшева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS SCIENCE SPECIALTIES LMS MOODLE

The article discusses the organization of educational technology research students on the basis of LMS MOODLE.

Текст научной работы на тему «Организация учебной исследовательской деятельности студентов наукоемких специальностей в СДО Moodle»

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СДО МООБЬЕ

© М.В. Храмова, Е.Е. .Лаптева

Ключевые слова: дистанционное обучение; исследовательская деятельность.

В статье рассмотрена технология организации учебной исследовательской деятельности студентов на основе СДО МООЭЬЕ.

Процесс подготовки специалистов наукоемких специальностей в настоящее время претерпевает изменения. Динамика современных научных знаний, изменение содержания учебной подготовки в вузе, развитие средств ИКТ - заставляют вносить изменения в организацию учебного процесса, методики и технологии преподавания. Будущим специалистом становятся необходимыми знания основ проектной, исследовательской, инновационной деятельности. Модернизируемые учебные курсы подразумевают введение соответствующих разделов и формирование у студентов соответствующих компетенций [1].

Формирование исследовательских компетенций является необходимой базой для успешной профессиональной деятельности в наукоемких отраслях и формируется у студентов различными способами, одним из которых является проведение учебных исследований. Заметим, что речь идет именно об учебном исследовании, поскольку в отличие от проектноисследовательской деятельности проведение такового может не подразумевать выполнение соответствующего исследования (разработки) до стадии доведения до опытного образца, с последующим его сопровождением в процессе разработки.

В традиционной системе обучения механизм проведения учебного исследования, несмотря на все сложности такой формы деятельности, отработан достаточно полно. Е.С. Полат в своей квалификации выделила исследовательские проекты как отдельный тип [2]. Однако разработка таких проектов вызывает до сих пор большие трудности у педагогов. В системе дистанционного обучения (ДО) по причине отсутствия непосредственного общения преподавателя и обучаемого и невозможности порой своевременной корректировки работы возникает ряд дополнительных сложностей, на которые необходимо обратить особое внимание. Постараемся осветить основные этапы проведения учебного исследования (в проекте, в рамках лабораторной или курсовой работы и т. д.) с учетом его возможного проведения в дистанционной форме, в частности, на примере СДО МООБЬЕ.

Рассмотрим основные этапы проведения учебного исследования, акцентируя при этом внимание на дистанционную форму организации процесса.

Для проведения любого исследования, в т. ч. и дистанционного, можно выделить четыре траектории: эксперимент, наблюдение, анализ (описание) и сравнение. При усложнении задачи исследования эти траектории могут пересекаться. Рекомендуется заранее познакомить студентов с возможным вариантом проведения исследования (для этого в систему ДО вносятся соответствующие информационные материалы - страницы, сообщение в форуме).

Эксперимент - научно поставленный опыт, целенаправленное изучение вызванного нами явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него с помощью разнообразных приборов и средств. Важнейшее условие эксперимента -повторяемость этого явления каждый раз, когда налицо те же самые условия и когда в этом есть необходимость.

Наблюдение - метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека.

В результате сравнения нескольких предметов или явлений имеется возможность установить общие свойства, признаки, присущие данным предметам или явлениям.

Описать предмет - это значит перечислить ряд признаков, которые более или менее исчерпывающе раскрывают его.

Все пути исследований по своей сути являются анализом, который обязательно должен завершиться синтезом - выводами по результатам исследований.

Анализ - метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, для того чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого приема - синтеза - в целое, обогащенное новыми знаниями [3].

Готовя план исследования, студент должен уяснить для себя содержание и объем будущей работы. Возможно проведение предварительной дискуссии в фо-

руме или чате СДО MOODLE с обсуждением содержания и объема исследовательской работы.

Непременным условием создания плана является логическая связь между последовательными этапами.

1. Выбор темы исследования. Постановка проблемы исследования. Рекомендуется проблему исследования формулировать в виде вопроса.

2. Изучение материала по проблеме.

3. Выдвижение гипотез. Обсуждение выдвинутых гипотез. Здесь под гипотезой мы понимаем ответ на проблемный вопрос исследования, в котором желательно связать известные факты и возможный результат. Выбор одной-двух гипотез для исследования. Если над этой проблемой работает одна исследовательская группа, то нужно брать одну рабочую гипотезу. Если у вас две исследовательские группы, то можно им предложить взять различные гипотезы. Тем интересней будет подводить итоги исследований.

4. Если нужно, то дополнительное изучение материала.

5. Постановка целей исследования.

6. Планирование хода исследования. Выбор частных методов исследования (относящихся к данному предмету: физике, химии и т. д.). Составление плана исследования, в котором будет порядок проведения эксперимента, основные этапы (тестовые примеры) эксперимента. Определение, что считать результатом эксперимента (положительным или отрицательным). Описание правил техники безопасности и этических норм.

7. Проведение эксперимента по предложенному плану.

8. Подведение итогов эксперимента. Оформление результатов.

9. Формулировка выводов и направлений дальнейших исследований.

10. Опубликование результатов исследования.

Ни в коем случает нельзя считать этот алгоритм линейным. На каждом этапе может возникнуть ситуа-

ция, когда придется возвращаться или к изучению дополнительной литературы, или к выдвижению и обсуждению гипотез, или пересмотру плана эксперимента. В то же время помните, что этот алгоритм должен быть конечным. При проведении проекта, а также в условиях дистанционного обучения руководителю (преподавателю, тьютору, куратору) рекомендуется составить «временной график» проведения исследования студентами с целью своевременной корректировки работы при возникновении трудностей.

Для планирования исследования можно рекомендовать следующую схему (рис. 1), демонстрирующую взаимосвязь между целью, задачами, методами, результатами и выводами исследования.

В практике как научных, так и учебных исследовательских работ существуют типовые формы представления результатов. Рассмотрим определения основных форм представления учебных исследовательских работ [4-5].

Реферат. Краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги. Жанр этой работы требует от автора анализа исследуемой информации и самостоятельных выводов.

В СДО MOODLE может быть выполнено в письменной форме и представлено либо в виде файла задания, либо тема в форуме. Преимущество форума в данном случае - возможность преподавателем и студентами оставлять взаимные комментарии и организовать обсуждение реферата.

Возможно использование инструмента «вторичный глоссарий», что позволит получить различные варианты одной темы в краткой, лаконичной форме.

Стендовый доклад. Данная форма выступления в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Рис. 1. Логическая взаимосвязь цели, задач, результатов и выводов

Требования к выступлению:

1) Наглядность. При беглом просмотре у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить ее за небольшое время.

Структура выступления:

- Цели и задачи работы.

- Описание сделанного в процессе исследования.

- Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

- Основные результаты и выводы.

- Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом и иллюстративном виде.

В СДО MOODLE данный тип представления результата исследования возможен в виде файла (презентации, публикации), как ответ на «задание». Сложностью являются ограничения на размер выкладываемых файлов.

Научный отчет. Документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научноисследовательской работы или опытно-экспериментальной работы. Назначение документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура документа:

1) Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2) Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3) Характеристика применявшихся методов исследования.

4) Описание результатов исследования.

5) Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6) Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Для реализации данного типа представления результатов учебного исследования можно предложить блог, позволяющий излагать суть работы и получать комментарии от преподавателя, студентов, а также специалистов; вики-страницы, позволяющие нескольким участникам микрогруппы (если исследование ведется в группе) не только создавать единое представление своей работы в сети, но и «защищать», отстаивать его в комментариях и ходе совместной работы над документами.

Данный элемент содержит как «открытые», так и «закрытые» области. В закрытых областях предусматриваются элементы для самоконтроля по выполнению основных этапов исследования. Вносятся записи, комментарии, идеи. Открытая часть предназначена для публичного обсуждения некоторых промежуточных результатов.

Рецензия. Критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы.

Оптимальным полагаем использование форума для разворачивания дискуссии и совместного оценивания.

Литературный обзор. Краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые. В документе нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка документа помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время выступления на конференции.

Доклад. Документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытноконструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В нем должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения выступающего. Все это отмечается и в тезисах документа, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия.

Для литературного обзора и доклада в СДО MOODLE при помощи различных элементов курса наиболее эффективными для коллективной работы можно назвать следующие элементы: форум, викистраницы, вторичные глоссарии. Эти элементы системы допускают прикрепление файлов различных форматов, в которых могут быть представлены различные дополнительные материалы.

В СДО MOODLE Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (Портал обучения информатике и программированию http://school.sgu.ru/) данные приемы активно используются при построении курсов как для студентов, так и школьников. Дополнительно встраиваются поддерживающие блоги (например, сообщество учителей информатики http://iteachers-sar.livejoumal.com/).

ЛИТЕРАТУРА

1. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 5 (85). С. 222-235.

2. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки / под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 112 с.

3. Полат Е.С. Метод проектов. иЯЬ: http://www.iteach.ru/met/ теШёь ka/a_2wn3.php]. Загл. с экрана.

4. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.

5. Масленникова А.В. «Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» // Административная работа в школе. 2004. № 5.

Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.

Khramova M.V., Lapsheva E.E. ORGANIZATION OF EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS SCIENCE SPECIALTIES LMS MOODLE

The article discusses the organization of educational technology research students on the basis of LMS MOODLE.

Key words: distance learning; research activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.