Научная статья на тему 'Педагогические аспекты модернизации систем дистанционного обучения для подготовки специалистов наукоемких специальностей'

Педагогические аспекты модернизации систем дистанционного обучения для подготовки специалистов наукоемких специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / КОММУНИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENCE-BASED SPECIALTIES / COMMUNICATIONS / DISTANCE EDUCATION / OPEN EDUCATION / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Храмова Марина Викторовна

В работе представлен анализ современных систем управления обучением в контексте их использования для организации проектной деятельности и подсистемы коммуникаций в системе открытого образования студентов наукоемких специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Храмова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF SYSTEM MODERNIZATION OF DISTANCE TEACHING FOR SPECIALIST PREPARATION OF HIGH TECHNOLOGY SPECIALTIES

The work presents the analysis of modern systems of education management in the context of their use for the organization of project activity and under-system of communications in the system of open education of students of high technology specialties.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты модернизации систем дистанционного обучения для подготовки специалистов наукоемких специальностей»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© Марина Сергеевна Чванова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям, e-mail: ms@tsu.tmb.ru © Марина Викторовна Храмова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, докторант; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия, доцент, e-mail: mhramova@gmail.com

В работе представлен анализ современных систем управления обучением в контексте их использования для организации проектной деятельности и подсистемы коммуникаций в системе открытого образования студентов наукоемких специальностей.

Ключевые слова: наукоемкие специальности; коммуникации; дистанционное обучение; открытое образование; проектная деятельность.

Система открытого образования России, как и любая инновационная система, формируется в нашей стране в условиях правового голода, экономической неопределенности и многообразия развития различных технологий дистанционного обучения (ДО), на которых базируется.

Технологии, используемые для разработки сетевых образовательных курсов, программные средства, оболочки для управления знаниями и разработки курсов дают возможность решать достаточно широкий спектр образовательных задач. Однако использование сетевых курсов не дает желаемых результатов - процесс формирования различных компонент готовности специалиста к профессиональной деятельности идет неравномерно и не полно [1]. Многолетний опыт использования сетевых курсов показал, что при использовании технологий ДО относительно хорошо формируется «знаниевый» компонент в целом, из личностного компонента удается сформировать эмоциональноволевой компонент готовности к профессиональной деятельности. Что касается важных для специалиста компонентов когнитивного

и мотивационного, то при использовании технологий ДО они заметно деформируются по причине отсутствия общения с преподавателем, который является носителем, как говорят, наследственной профессиональной среды.

В условиях Болонского процесса и введения стандартов третьего поколения для системы подготовки специалистов особенно актуальной становится реализация компе-тентностного подхода в обучении. Это инициирует определенные изменения в образовательном процессе: увеличение времени, отводимого на самостоятельную работу студентов (что вызывает организационные сложности, заставляя преподавателей индивидуализировать обучение), формирование и соответствующий контроль формируемых компетенций основываются на деятельностном подходе, вследствие чего федеральным государственным образовательным стандартом рекомендуется использовать проектную деятельность. Однако следует учитывать, что в силу специфики наукоемких специальностей основные профессиональные компетенции формируются благодаря решению разно-

го рода прикладных задач и разрешения проблемных ситуаций. Вместе с тем следует учитывать широкие возможности информационно-коммуникационных технологий по автоматизации этих задач в процессе обучения.

Мы отмечали, что внешние факторы перехода технологий ДО на новый этап развития обусловливаются не только технической модернизацией общества, но и потребностью в поиске и применении принципиально новых образовательных технологий, способствующих формированию новых компетенций специалистов наукоемких отраслей для инновационной экономики [2].

Технологическая модернизация, интеграция научных областей, постоянная генерация новых знаний диктуют новые требования к специалисту - владение соответствующими проектными компетенциями, способствующими превращению соответствующих знаний в инновационные продукты [3].

В этих условиях при подготовке специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования важным является создание среды, способствующей развитию специалистов нового формата - «инноваторов». Существующие технологии обучения трансформируются, интегрируются в существующие системы дистанционного обучения, становясь площадкой для выполнения учебных проектов и вместе с тем средой, позволяющей перевести учебные проекты и учебную деятельность в профессиональное поле.

В процессе подготовки специалистов наукоемких специальностей необходимо постоянно вносить изменения как в содержание, так и организацию учебного процесса. Необходимым становятся знания основ проектной, исследовательской, инновационной деятельности, введение предпринимательских идей в содержание существующих курсов. Такая организация учебного процесса невозможна без продуманной системы коммуникаций на основе средств ИКТ, позволяющей решать поставленные задачи, а также способствующей формированию компетенций профессионального общения.

Вышесказанное заставляет нас особым образом рассмотреть организацию подсистем проектной деятельности и коммуникаций в системе открытого образования подготовки специалистов наукоемких специальностей.

Формирование проектных компетенций является необходимой базой для успешной профессиональной деятельности в наукоемких отраслях и формируется при участии будущего специалиста в проектной деятельности [4, 5].

Проектная деятельность будущего специалиста должна включать в себя действия, позволяющие в дальнейшем не только разрабатывать «научный продукт» (теоретические и практические исследования, компьютерные программы - в зависимости от направления подготовки), но и доводить соответствующие исследования (разработки) до стадии доведения до опытного образца, с последующим его сопровождением в процессе разработки. Для этого специалистам наукоемких специальностей (СНС) необходимо иметь опыт разработки проектных решений и их реализации в определенной среде; использовать информационные технологии в проектноконструкторской, управленческой и финансовой деятельности; формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информационных систем; обладать развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач; решать формализуемые и трудноформализуемые задачи; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; осуществлять планирование проекта на всех этапах его осуществления; решать задачи управления проектами с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и применять их в рамках своего проекта; обладать устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к повышению квалификации.

На различные этапы проектной деятельности, на ее существование и развитие оказывают воздействие внешняя среда или окружение (рис. 1). В традиционной (в рамках учебного заведения) системе обучения можно выделить ближнее (лаборатории, центры оказывают прямое, наиболее сильное воздей-

ствие на проектную деятельность) и дальнее окружение (представители регионального сообщества - предприятия, организации, учреждения, бизнес, непосредственно не оказывающие влияния на проектную деятельность, но ощутимые по воздействию). В системе открытого образования границы «ближнего» и «дальнего» окружения размываются. Их воздействие на проектную деятельность будущего специалиста может меняться местами по степени воздействия.

Рассмотрим организацию проектной деятельности в системе открытого образования.

На начальном этапе происходит социальный заказ на реализацию проекта, формирование целей и требований к нему. Социальный заказ, определяющий цель возникновения, существования и развития проектной деятельности, формируется на основе взаимодействия участников образовательного процесса с внешней средой.

Преподаватель, как руководитель проекта, обозначает для студентов проблемное поле. После чего студенты, как потенциальные исполнители проекта, общаясь и взаимодействуя с профессионально-ориентированным сообществом, находят заинтересованных заказчиков для решения задач из проблемного поля, выдвигают идеи проектной деятельности.

В системе открытого образования студенту необходимо выйти из профессионально-ориентированного сообщества для поиска актуальных задач в проблемном поле, обозначенное руководителем интересующей его или смежных отраслей.

После мониторинга «информационного поля» потенциальный список задач обсуждается с преподавателем, научным руководителем. После этого либо формулируется цель

работы, либо возникает необходимость дополнительных консультаций в среде профессионально-ориентированного сообщества

(рис. 2).

Сотрудники профильных кафедр, а также представители специальных подразделений университета могут оказывать консультации по поиску потенциальных партнеров и взаимодействию с ними при написании предварительного технического задания.

Идеи и предварительный план работы согласовываются с руководителем, который утверждает тему проекта и примерный план работы. Контроль на данном этапе осуществляется кафедрой, деканатом и учебным управлением.

Средства ИКТ на данном этапе должны повысить эффективность поиска потенциальных партнеров и участников проекта. С одной стороны, это могут быть как стандартные ресурсы - поисковые системы, с помощью которых студент ищет потенциальных заказчиков, сайты предприятий и организаций, с информацией об их деятельности, материалы конференций, так и современные ресурсы - профессиональные сообщества (социальные сети), в которых обозначаются проблемы заинтересованных предприятий, представлены новейшие научные публикации соответствующего раздела науки.

Следующая фаза предполагает построение организационной модели проектной деятельности. Анализируется техническое задание и задачи проекта, происходит его декомпозиция на отдельные мероприятия. В случае его межпредметности задания распределяются между соответствующими кафедрами или структурными подразделениями университета (подзадачи проекта).

Рис. 1. Проектная деятельность и внешняя среда

Кафедры, участники проектной деятельности, обрабатывают полученную информацию и вырабатывают задачи и планы по выполнению своих мероприятий (мини-проекты). Задания передаются кафедральному руководителю, который формирует соответствующую проектную команду из студентов, дипломников, аспирантов, в зависимости от сложности и масштабности деятельности.

Если подключения дополнительных кафедр не требуется, кафедра согласовывает план выполнения работ с заказчиками. Результатом такой работы становится план и объем работы, согласованный с заказчиком и утвержденный сторонами (официально утвержденное и согласованное техническое задание), которые докладываются на кафедре.

Мониторинг проектной деятельности на данном этапе выполняется соответствующими подразделениями.

Средства ИКТ на данном этапе позволяют организовать эффективную коммуникацию с внутренними (лабораториями и центрами университета) и внешними (бизнес-сообществом, организациями, предприятиями, научно-исследовательскими организациями, фондами) партнерами.

Следующий этап предполагает непосредственную реализацию проектной деятельности согласно плану и техническому заданию.

Научный руководитель формирует проектные группы на основании технического задания с учетом интересов студентов. Декомпозицию мини-проектов, разделение их на подзадачи, выделение студентов, ответственных за их решение, осуществляется под руководством научного руководителя. Каждый участник проекта совместно с руководителем разрабатывает собственный план своей деятельности.

При подготовке специалиста в системе открытого образования руководителем студента является преподаватель кафедры, имеющий ученую степень или звание. При необходимости для реализации отдельных задач в проектной деятельности может быть соруководитель - специалист, представитель профессионального сообщества, заинтересованный в выполнении некоторой задачи и способный оказать соответствующее консультирование в рамках своей компетенции.

Рис. 2. Поисковый этап проектной деятельности: нахождение профессиональных задач и проблем для «проекта»

Студенту, выполняющему свое задание в проекте, необходимо взаимодействовать как с ближним, так и дальним окружением, поскольку задачи, которые ставятся для специалистов наукоемких специальностей, могут не решаться традиционным способом. В ходе дискуссии выстраивается алгоритм реализации основных задач проектной деятельности, происходит «вычленение» подзадач, а это вновь возвращает нашего будущего специалиста в профессиональное сообщество для поиска дополнительных участников команды для решения задач (рис. 3).

ИКТ, позволяющие выполнить такую работу, могут быть различными. Но, по нашему мнению, они должны способствовать виртуальной дискуссии в социальной сети. Это могут быть блог, позволяющий излагать суть работы и позволяющий получать комментарии от специалистов, вики-страницы или совместные документы, например, документы гугл, позволяющие всем участникам микрогруппы не только создавать единое представление своей работы в сети, но и «защищать», отстаивать его в комментариях и ходе совместной работы над документами. Коммуникация должна предусматривать возможность организации системы оперативных сообщений внутри группы, работающей над проектом.

В ходе проектной деятельности студент-руководитель взаимодействует со всеми участниками команды, их роли в ходе выполнения заданий могут меняться.

Мониторинг проводят научные руководители, сотрудники кафедры, центры инновационного развития кафедр; на данном этапе важным является самоконтроль участников по выполнению проектной деятельности и соответствующего этапа работы. Для выполнения проектов используются ресурсы университета, а также начинается поиск дополнительных научных, организационных, технических и финансовых ресурсов. На данном этапе при необходимости подключаются службы инновационной инфраструктуры для поиска дополнительных материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Взаимодействие с внешними партнерами может происходить напрямую, путем соответствующей системы коммуникации, либо при необходимости через Управление по образовательной политике и инновациям (Координационный центр инновационного развития). Совместно с соответствующими структурами на кафедрах, причастных к выполнению проектной деятельности, создаются благоприятные условия для устойчивого развития инновационно-образовательной

деятельности на выпускающих кафедрах

Рис. 3. Этап поиска путей решения подзадач проектной деятельности

университета, формируется инновационная среда, в которой становится возможной быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства.

Происходит налаживание связей с региональным и мировым сообществом, в т. ч. с бизнес структурами, на предмет заключения договоров на разработку и реализацию задач проектной деятельности, привлечение инвестиций в инновационную и образовательную деятельность.

Обязательным является предварительный отчет на кафедре и устранение соответствующих недочетов. Итогом данного этапа является решение соответствующих подзадач проекта участниками, а также «сборка», композиция подзадач для получения итогового конечного продукта как результата проектной деятельности. Частично некоторую информацию можно представлять в сети как предварительный этап защиты.

Результирующий этап включает в себя две основных составляющих. С одной стороны, это подведение итогов проектной деятельности как элемента образовательного процесса, а с другой - выведение конечного (наукоемкого) продукта на рынок технологий.

Первоначально проходит предварительная защита мини-проекта, это может быть как выступление на конференции, участие в конкурсах продуктов и технологий, внутри-вузовский конкурс инновационных студенческих проектов. Успешные результаты после соответствующей доработки апробируются студентами на преддипломной практике и защищаются в виде дипломного проекта. Заметим, что результатом такой деятельности является технология, опытный образец. Для коммерциализации результатов проектной деятельности необходимо взаимодействие с инновационными инфраструктурами. Это могут быть взаимодействия с бизнес-инкубатором - для создания участниками проектной деятельности собственного предприятия (малое предприятие в рамках университета); технопарком - как площадкой для доведения результатов работы до «промышленного образца»; центром трансфера технологии - который позволит аккумулировать сведения о разработке с последующей

передачей в международные сети трансфера технологий, с целью привлечения партнеров, инвесторов или продажи ноу-хау; венчурным фондом - для финансовой поддержки проектной деятельности.

Таким образом, в системе открытого образования специалистов наукоемких специальностей необходимо предусмотреть постоянный выход на профессиональное сообщество и внешнее мировое информационное пространство. В подсистеме проектной деятельности, по нашему мнению, необходимо предусмотреть реализацию элементов в целях самоконтроля выполнения проекта.

На различных этапах подключаются различные средства ИКТ, но главной целью их использования является организация взаимодействия с профессионально-ориентированным сообществом и мировым информационным пространством: поиск профессионально-значимых задач в соответствии с проблемным полем, обозначенным руководителем, консультации в профессиональноориентированном сообществе, знакомство с профессиональной литературой в электронных библиотеках с новейшими научными и техническими публикациями (табл. 1).

Как видно из табл. 1, на всех этапах проектной деятельности требуется продуманная система для организации общения всех участников проектной деятельности.

Таким образом, необходимо также остановиться и на подсистеме коммуникаций в системе открытого образования подготовки специалистов наукоемких специальностей.

Коммуникации предусматривают различные составляющие взаимодействия участников образовательного процесса. Некоторые из них стали неотъемлемой частью систем дистанционного обучения. Основной задачей данных составных элементов подсистемы является компьютерная «имитация» общения в традиционных системах обучения в вузе.

«Традиционные» элементы:

- коммуникация «студент - преподаватель»,

- коммуникация «преподаватель - студент»,

- коммуникация «преподаватель -группа студентов»,

- коммуникация «студент - студент»,

- коммуникация «студент - студенты»,

Таблица 1

Средства ИКТ для подсистемы проектной деятельности в системе открытого образования наукоемких специальностей

Этапы проектной деятельности Задачи подсистемы ИКТ, использование которых позволяет решить задачи этапа

Проектирования Определение содержания проекта. Поиск задач и идей для проектной деятельности в обозначенном руководителем проблемном поле Стандартные ресурсы - поисковые системы, сайты предприятий и организаций, материалы конференций; современные ресурсы - профессиональные сообщества (социальные сети), в которых обозначаются проблемы заинтересованных предприятий, представлены новейшие научные публикации соответствующего раздела науки

Построение организационной модели проектной деятельности. Декомпозиция на отдельные мероприятия. В случае межпредметности, распределение заданий между соответствующими кафедрами или структурным подразделениями университета Средства ИКТ, подключаемые на данном этапе, позволяют организовать эффективную коммуникацию с внутренними (лабораториями и центрами университета) и внешними (бизнес-сообществом, организациями, предприятиями, научноисследовательскими организациями, фондами) партнерами. (Почта, скайп, системы быстрого обмена сообщениями)

Технологический Поиск путей решения задач и потенциальных соисполнителей. Организация консультаций с профессиональным сообществом, выход на лаборатории и научно-исследовательские центры, готовые предоставить оборудования для выполнения задач Работа с электронными библиотеками, содержащими актуальные публикации в области исследования. Дискуссии в профессиональной социальной сети, блогах, вики-страницах, форумах Подключение платежной подсистемы

Организация работы в «команде». Выделение отдельного «сообщества» для обсуждения внутренних задач, их решения, возможно, непосредственно онлайн. Данный этап предусматривает активное взаимодействие с инновационными инфраструктурами, для поиска финансовых, технических, интеллектуальных ресурсов Подключение средств ИКТ, позволяющих реализовать совместную деятельность. Блог, позволяющий излагать суть работы и получать комментарии от специалистов, вики-страницы или совместные документы, позволяющие всем участникам микрогруппы не только создавать единое представление своей работы в сети, но и «защищать», отстаивать его в комментариях и ходе совместной работы над документами. Данный элемент содержит как «открытые», так и «закрытые» области. В закрытых областях предусматриваются элементы для самоконтроля по выполнению основных этапов проектной деятельности. Вносятся записи, комментарии, идеи. Открытая часть предназначена для публичного обсуждения некоторых промежуточных результатов. Коммуникация предусматривает возможность организации системы оперативных сообщений внутри группы, работающей над проектом

Результирующий Защита работы. Данный элемент позволяет выложить в сети результаты работы студента. Сюда могут входить как материалы для защиты «проекта» на кафедре (в университете), бизнес-планы по внедрению конечного продукта, модели, так и результаты Поддержка в сети сайта (блока, вики-страницы) проекта. Размещение итогов работы в профессиональном сообществе, электронные публикации, презентации

Продвижение результатов на рынок технологий. Взаимодействуя на данном этапе с инновационными инфраструктурами, разрабатывается механизм вывода на рынок результатов проектной деятельности (патентование, регистрация интеллектуальной собственности и продажа для использования в промышленности) Для реализации данных задач в системе, представляющей взаимодействие участников проектной деятельности в профессиональном сообществе, необходим элемент «инновационные инфраструктуры», в качестве участников соответствующего сообщества. Если это невозможно, в системе предусматривается алгоритм, рекомендации и советы по работе с инновационными структурами

- коммуникация «преподаватель - преподаватель»,

- коммуникация «преподаватели - преподаватели».

Поскольку речь идет о подготовке специалистов наукоемких специальностей, в систему необходимо встраивание дополнительных элементов, позволяющих решать профессиональные задачи и осуществлять специфические виды коммуникации.

Такими элементами являются:

- коммуникация «студент - профессионально-ориентированное сообщество»

(связи данного уровня позволяют осуществлять поиск потенциальных проблем в профессиональном поле для постановки задач разрабатываемых проектов, а также находить потенциальных партнеров для выполнения проекта);

- коммуникация «студент - мировое информационное пространство» (на данном уровне происходит взаимодействие в глобальном интеллектуальном сообществе профессионалов, запрашиваются и осуществляются консультации по поиску решений профессиональных проблем и потенциальных участников проекта);

- коммуникация «студент - инновационные инфраструктуры» (характерной особенностью наукоемких отраслей является исследовательская деятельность, при этом соответствующие работники должны обладать навыками, приемами прогнозирования, готовностью работать в новых сферах и направлениях деятельности. От специалиста необходимы умения «продавать» соответствующий товар, доступно, экономически грамотно и целесообразно объясняя выгоды и

соответствующие риски при разработке наукоемкой продукции. Это заставляет включить в разрабатываемую нами модель не только «классические» элементы педагогической системы - преподавателя и обучаемого, но также и инновационные инфраструктуры: центры трансфера технологий; центры маркетинговых исследований, бизнес-инкубаторы. «Открытость» системы подразумевает взаимодействие с внешними компонентами системы - венчурными фондами, представителями академического сообщества, электронными библиотеками).

Обобщая вышесказанное, представим элементы коммуникационной подсистемы в таблице (табл. 2).

Задачей средств ИКТ, встраиваемых в открытое образовательное пространство, является обеспечение интерактивного диалога потенциальных участников коммуникации. По нашему мнению, можно выделить три уровня технической организации диалога (рис. 4).

На первом, самом простом уровне возможно осуществление простых информационных коммуникаций (синхронных и асинхронных) участников диалога. Технической базой здесь могут быть электронная почта, списки рассылки, чаты, комментарии в форумах и блогах.

Следующий уровень обеспечивает интерактивность общения участников диалога. Это обеспечивается путем встраивания мультимедийных средств в традиционные ресурсы диалога (добавление графики, фото, видео, звука), а также использованием специальных сервисов сети (интернет-телефония, видео-связь, вебинары и др.).

Таблица 2

Элементы подсистемы коммуникаций открытого образовательного пространства подготовки специалистов наукоемких специальностей

«Традиционные» коммуникации в системе ДО Коммуникации, необходимые для подготовки специалистов наукоемких специальностей в системе ДО

- студент - преподаватель - преподаватель - студент - преподаватель - группа студентов - студент - студент - студент - студенты - преподаватель - преподаватель - преподаватели - преподаватели студент - профессионально-ориентированное сообщество студент - мировое информационное пространство студент - инновационные инфраструктуры

Рис. 4. Уровни организации общения в системах дистанционного обучения

На самом «высоком» уровне необходимы сервисы, позволяющие осуществлять совместную деятельность непосредственно в сети. Это возможно путем интеграции соответствующих ресурсов web 2.0 в систему обучения специалистов наукоемких специальностей (технологии вики, коллективные блоги, совместные документы (графики, презентации, тексты, схемы, интеллектуальные карты)).

Предусмотрены различные степени общения - приватные и публичные.

Подсистема коммуникаций должна предусматривать возможность создания рассылок по электронной почте (новостей, сообщений форумов, новых событий, оценок, комментариев преподавателя). Желательно предусмотреть организацию смс-рассылок.

Проанализируем коммуникационные подсистемы технической составляющей современных систем дистанционного обучения -системы управления обучением LMS (от англ. Learning Managment System), используемых для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения.

В состав большинства таких систем входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной.

Современная система LMS должна работать с поддержкой технологии web 2.0. Web 2.0 - методика проектирования систем,

которые путем учета сетевых взаимодействий становится тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.

Остановимся подробнее на конкретных наиболее распространенных системах организации дистанционного обучения.

1. Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - модульная объектно-ориентированная динамическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебная среда - свободная система управления обучением.

Moodle является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Эта система распространяется бесплатно, может работать как под управлением ОС Windows, так и ОС Linux.

Имеет гибкую систему коммуникаций, позволяющих реализовать традиционные элементы подсистемы системы коммуникаций. Если нет специального ресурса, позволяющего осуществлять диалог в каком-либо из элементов, организация такого диалога возможна за счет изменения роли участников образовательного процесса.

Например, для организации диалога «преподаватель - преподаватели» создается специальный «закрытый» для остальных участников спецкурс, где преподаватели зарегистрированы как обучаемые и могут вести дискуссии по волнующим их проблемам.

Имеются ресурсы для организации интерактивного общения, совместной деятельности (внутренние блоги, вики-ресурсы). Диалог осуществляется как на приватном, так и

на публичном уровнях внутри самой системы. Возможна организация рассылок.

Однако коммуникации, необходимые для подготовки специалистов наукоемких специальностей, в системе ДО практически не реализуются, нет ресурсов, позволяющих организовать общение «студент - профессиональное сообщество». Это возможно частично, приглашая специалистов внутрь системы, а не интегрируя самих обучаемых в глобальное информационное пространство. Не все современные средства ИКТ, позволяющие осуществлять интерактивный диалог, встроены в саму систему.

2. JoomlaLMS - совокупность мощных

инструментов для организации электронного (дистанционного) обучения, основанная на системе с открытым исходным кодом Joomla! CMS. Позиционируется как высокотехнологичное программное обеспечение для организации дистанционного обучения,

«созданное учителями для учителей». Основные характеристики системы описаны на официальном сайте [6]. Отметим среди них те, которые позволяют осуществлять коммуникацию в системе: возможность проведения групповых конференций, планирование стадий обучения, возможность изменения количества преподавателей по каждому курсу, что обеспечивает более гибкое управление курсом обучения, инструменты для совместной работы (обмен файлами, форум, чат, конференция), рассылка отчетов по каждому студенту и возможность показа информации с использованием графиков и деталей по каждому модулю.

Система дает возможность активно использовать интерактивные средства общения, особенно выделяются передовые приложения в области конференцсвязи. Однако можно констатировать, что необходимых инструментов, позволяющих организовать коммуникации для подготовки специалистов наукоемких специальностей, в данной системе ДО недостаточно, т. к. организация процесса обучения и общения так же нацелена на работу внутри нее. «Открытие» во внешний мир возможно частично, приглашая специалистов принимать участие в работе системы.

3. eLearning Server предназначен для организации полного цикла дистанционного и смешанного обучения: регистрации слуша-

телей и преподавателей, формирования учебных программ, учебных групп, проведения online и offline обучения, хранения и анализа результатов обучения, подготовки различных отчетов по результатам обучения.

Решая основные задачи по разработке и управлению контентом: управление электронным, очным и смешанным обучением; подготовка учебных курсов и программ обучения; тестирование знаний в различных областях и отработка умений и навыков; оценка и анализ результатов обучения; управление библиотекой учебных материалов, в системе крайне мало уделяется внимания поддержке полноценных коммуникаций. Акцент сделан на типовые ресурсы обеспечения интерактивного общения: форумы, графические чаты, виртуальные классы, тренинги, видеотрансляции.

Достоинством являются возможности администрирования курсов по сравнению с остальными СДО, где, зачастую, это приходится делать вручную либо путем подключения дополнительных (платных) модулей.

Ограниченность модульной архитектуры не позволяет организовать полноценную систему коммуникаций даже для имитации «традиционного» общения.

4. Claroline LMS - это платформа для электронного обучения (eLearning) и электронной деятельности (eWorking), позволяющая учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями на основе веб-технологий [7]. Claroline LMS выпущена на основе лицензии с открытым кодом (Open Source). Разработана в 2001 г. в отделении педагогики и мультимедийных технологий UCL (Католический университет Лёвена. Бельгия) и исследовательском центре CERDECAM (Бельгия). Позволяет создавать и администрировать курсы в режиме on-line.

Выделим коммуникационные возможности системы: публичные и приватные форумы; объединение студентов в группы; управление повесткой дня с задачами и сроками выполнения; публикация анонсов, on-line информации о текущих заданиях; использование технологии вики для совместного написания документов.

Однако, как отмечают некоторые авторы, на сегодняшний день система имеет ограничения по количеству пользователей, что,

в свою очередь, ограничивает ее потенциальное использование для подготовки специалистов наукоемких специальностей.

5. СДО «Прометей». С помощью системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей» возможны построение в интернет или интранет виртуального университета и организация дистанционного обучения большого числа слушателей, автоматизировав при этом весь учебный цикл - от приема заявок до отметки о выдаче итогового сертификата.

Согласно информации, представленной на официальном сайте [8], система «Прометей» позволяет реализовать многие задачи по организации полноценного дистанционного обучения. Выделим функции, относящиеся к подсистеме коммуникаций: развитые средства общения, объявления, обмен почтовыми сообщениями, форумы, чат, книга отзывов, организация работы в малых группах (InTeam Works), отчеты об активности слушателей, позволяющие тьютору строить взаимоотношения с обучаемыми на индивидуальной основе.

Применение системы «Прометей» для вузов, колледжей и учебных центров дает возможность внедрения методов смешанного обучения (blended education) в образовательный процесс, что соответствует требованиям Болонской конвенции и обеспечивает мобильность студентов, привлекать преподавателей со стороны (из других вузов, городов и стран) для участия в обучении слушателей.

Поддержка технологии web 2.0, высокая производительность и масштабируемость по мере увеличения числа пользователей и нагрузки, возможность использования графики и мультимедиа в тестах, возможность интеграции с различными (кадровыми, бухгалтерскими, информационными) системами позволяют осуществлять поддержку подсистемы коммуникаций в «традиционном» понимании. Однако нерасширяемая модульная архитектура и узкоспециализированное применение системы не позволяют организовать полноценную подсистему коммуникаций для системы подготовки специалистов наукоемких специальностей.

6. Система дистанционного образования «Ipsilon 2.0» [9] разработана и активно используется в Центре открытого образования Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского с 2008 г. для сту-

дентов-заочников. Система состоит из отдельных компонентов (Ipsilon-web, Ipsilon-editor, Ipsilon-reader, Ipsilon-umk), позволяющих решать различные задачи по организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения. Основной задачей центра является повышение качества учебнометодических комплексов (УМК), предоставляемых преподавателями, поэтому главные акценты сделаны на разработку содержания и поддержку разрабатываемых материалов, а также контроль за организацией учебного процесса преподавателем со стороны администраторов системы. Для организации общения внедрен модуль Ipsilon-web, представляющий собой социальную сеть «Ipsilon-Web» для работы с курсами и организации работы преподавателей и студентов. Включает множество подсистем и постоянно развивающуюся структуру: система обмена сообщениями между преподавателями и студентами, образовательные форумы, система распределения баллов между модулями и практическими занятиями для своих УМК для преподавателей, система уведомлений и событий для преподавателя. В модуле активно разрабатываются и поддерживаются различные элементы «традиционной» системы коммуникаций. Акценты сделаны на поддержку «внеучебного» общения студентов, студентов и преподавателей.

Однако «закрытость» системы от внешних пользователей делает ее, по нашему мнению, непригодной для подготовки специалистов наукоемких специальностей.

Таким образом, существующие на сегодняшний день системы управления обучением позволяют в той или иной степени решать следующие задачи: включать в число своих ресурсов технологии web 2.0; подключать дополнительные модули, в т. ч. для организации интерактивного общения обучаемых и преподавателей; организовывать общение пользователей внутри системы и с системой.

Выделим недостатки данных систем, которые, по нашему мнению, не дают возможности организовать полноценную систему коммуникаций для дистанционного обучения наукоемких специальностей: необходимость разработки и подключения дополнительных модулей или функций (написание многих из них происходит вручную, что требует знания языков программирования и структур дан-

ных); отсутствие четкой документации, что ведет за собой совершение ошибок; отсутствие контекста для общения (фотографии, видеоролики, звуки), отражающих культурный и психологический контекст участников диалога; отсутствие настройки системы для каждого пользователя персонально, учитывая его психологические особенности.

Эволюция самих технологий общения в сети, их ориентация на социальные потребности людей позволяют использовать их для обеспечения профессионально-ориентиро-

ванного диалога в мировом информационном пространстве. Включение в образовательные дистанционные технологии тех сервисов web 2.0, которые позволят вести совместную работу участников образовательного процесса: создание вики-страниц, совместных документов, создание пространства для совместного обсуждения идей, рефлексии и результатов работы (блоги) и т. д. и, главное, «открытость» самих систем и возможность их интеграции с глобальным интеллектуальным пространством позволят создать полноценные системы дистанционного обучения для подготовки специалистов наукоемких специальностей.

1. Старов М.И., Чванова М. С., Вислобокова М.В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении // Дистанционное образование. 1999. № 2. С. 26-31.

2. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2Q1Q. № 5 (85). С. 222-235.

3. Юрьев В.М., Чванова М.С. Кластерный подход к подготовке специалистов наукоемких специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2QQ9. Т. 14. Вып. 5. Ч. 1. С. 872-87б.

4. Чванова М. С., Лыскова В.Ю., Самохвалов А.В. Социально-педагогические предпосылки использования метода проектов при подготовке специалистов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2QQ8. № 1 (57). С. 1б-23.

5. Юрьев В.М. «Третья миссия» университета -инновационность // Державинский вестник. 2Q1Q. № 2. С. 4.

6. Системы дистанционного обучения. URL: http://elearningsoft.ru/joomla-lms.html. Загл. с экрана.

7. ClarolineLMS - платформа для электронного обучения. URL: http://www.claroline-lms.ru/. Загл. с экрана.

8. Виртуальные технологии в образовании. URL: http://www.prometeus.ru/actual/Ql_products/ lms/opisanie.html. Загл. с экрана.

9. Центр открытого образования Саратовского государственного университета. URL: http:// oec.sgu.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 15.04.2011 г.

UDC 378:147

PEDAGOGICAL ASPECTS OF SYSTEM MODERNIZATION OF DISTANCE TEACHING FOR SPECIALIST PREPARATION OF HIGH TECHNOLOGY SPECIALTIES

Marina Sergeyevna Chvanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Educational Policy and Innovations, e-mail: ms@tsu.tmb.ru

Marina Viktorovna Khramova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree; Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia, Associate Professor, e-mail: mhramova@gmail.com

The work presents the analysis of modern systems of education management in the context of their use for the organization of project activity and under-system of communications in the system of open education of students of high technology specialties.

Key words: science-based specialties; communications; distance education; open education; project activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.