Научная статья на тему 'Организация толерантной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с целью воспитания толерантной культуры у дошкольников'

Организация толерантной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с целью воспитания толерантной культуры у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подивилова Ольга Николаевна

В работе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, даётся определение понятию «толерантная культура дошкольника», уточнено понятие «толерантная образовательная среда», обозначена структура толерантной образовательной среды, описаны её структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация толерантной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с целью воспитания толерантной культуры у дошкольников»

помогут родителям детей с нарушениями развития правильно выбрать методику и сроки для начала обучения чтению, снизив риск возникновения дислексии в период начального школьного обучения.

Библиографический список

1. Доман Г., Доман Д. Как научить ребенка читать: пер. с англ. - М.: АСТ: Аквариум, 1999. - 350 с.

2. Иншакова О.Б. Основные теоретические представления о природе дислексии // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МПГУ 2005. - С. 264-271.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330 с.

4. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод. пособие. -М.: Айрис-пресс, 2006. - 128 с.

5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: Ось-89, 2004. - 240 с.

6. Лагутина А.В. Проблема раннего обучения чтению дошкольников с нарушениями речи // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги

и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного ин-та, 2004. - С. 140-145.

7. ЛалаеваР.И, ВенедиктоваЛ.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Изд-во «Союз», 2003. - 224 с.

8. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008. - 128 с.

9. Огаркина А.В. Проблема раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей дошкольного возраста // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. - С. 116-121.

10. Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 2003. - 166 с.

11. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М.: Знание, 1991. - 80 с.

О.Н. Подивилова

ОРГАНИЗАЦИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, даётся определение понятию «толерантная культура дошкольника», уточнено понятие «толерантная образовательная среда», обозначена структура толерантной образовательной среды, описаны её структурные компоненты.

Высокий уровень тревожности, фобии, жёсткая имущественная дифференциация, ситуации риска, в которых находятся различные социальные группы, способствуют формированию в сознании людей интолерант-ных установок. В такой ситуации именно толерантная культура является важнейшим условием нахождения компромисса и преодоления конфликтов в детской среде. Помимо сдерживания конфликта и перевода его в мирное, ненасильственное русло, толерантность как фактор культуры обладает огромным итегративным потенциалом.

Под толерантной культурой дошкольника мы понимаем общечеловеческую ценность, отражающую интеграцию духовно-нравственных качеств

ребёнка, гуманных демократических поступков, общения и норм поведения, проявляющуюся в терпимом отношении, уважении и правовом понимании окружающих людей, независимо от их национальных, культурных, религиозных принадлежностей, взглядов и привычек. В настоящее время задача воспитания толерантной культуры должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка, в том числе и дошкольное образовательное учреждение.

С приходом ребёнка в детский сад его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учёта точки зрения партнёра. Поэто-

© О.Н. Подивилова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

329

му детский сад как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей основ толерантной культуры. Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники не только с определённым багажом знаний, но и дети, обладающие основами толерантной культуры.

Культуру нельзя сохранить иначе, как через ребёнка. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации -установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие её ценностей в качестве своих [5, с. 12]. Одним из обязательных условий достижения этого является создание толерантной образовательной среды.

В основу определения толерантной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения нами было взято определение А.А. Погодиной [4, с. 39]. Толерантная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения определяется нами как сложная и динамичная система деятельности, общения, жизни субъектов воспитания и обучения, обеспечивающая атмосферу ненасилия, конструктивное взаимодействие субъектов и основанная на демократическом стиле руководства и общения, принятии субъектами друг друга, независимо от особенностей их поведения, мышления, культурного опыта, национальной принадлежности и др. Толерантная образовательная среда имеет структуру, компоненты которой взаимосвязаны и вза-имопроникновенны. Она организуется двумя основными социальными институтами - семьёй и дошкольным образовательным учреждением. В основе толерантной образовательной среды находится создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в социальной среде окружения ребёнка. Данное положение реализуется при помощи компонентов, которые осуществляют оба социальных института - семья и дошкольное образовательное учреждение. Рассмотрим компоненты, которые непосредственно относятся к дошкольному образовательному учреждению.

Толерантное взаимодействие в толерантной образовательной среде проявляется через сотрудничество и диалог - это виды взаимодействия, обеспечивающие субъектам личностный рост [2; 5]. Сотрудничество позволяет создать условия для совместной деятельности, проживания, рефлексии ситуации (в том числе и непосредственно

связанных с толерантностью). Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Ребёнку необходимо учиться организовывать деятельность с партнёром независимо от его каких-либо особенностей. Воспитатель должен не только использовать случаи, возникающие стихийно, но и должен специально организовывать ситуации, включая детей в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы. Таким образом, воспитанник учится сочувствию, эмоциональной саморегуляции, толерантности.

Диалог между детьми, а так же между воспитателем и ребёнком в воспитательно-образовательной среде обучает воспитанника принятию позиции партнёра, уважения его мнения, открывает перспективы для свободного и безопасного общения [2]. При организации толерантной образовательной среды диалог способствует максимальному проявлению самобытности личности при равноправной позиции всех субъектов, формированию ценностной сферы личности и свободному познанию ценностной сферы другого [1, с. 82].

Вторым компонентом является то, что толерантная образовательная среда должна ориентироваться на уже имеющийся у ребёнка опыт толерантного взаимодействия с миром. В жизни почти каждого существуют подобные контакты. Вместе с тем у воспитанника может быть практика интолерантных отношений. В связи с этим задача педагога - помочь проанализировать различные жизненные ситуации и актуализировать положительный опыт, продемонстрировав преимущества толерантного взаимодействия. Педагогическое воздействие должно быть ориентировано на воспитание доброжелательного и требовательного отношения детей друг к другу. Воспитателю следует обратить внимание на то, что дети, высказывая свои оценки поступков товарищей, принимая какое-то решение, бывают слишком строги, а порой даже жестоки по отношению к «не такому, как они», «нарушителю норм». Принимая во внимание детский максимализм, воспитатель все же должен приучать детей быть более терпимыми друг к другу.

Следующий компонент - организация просвещения детей с целью повышения их информационной грамотности. В рамках данного компонента основные положения толерантной культуры

330

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

реализуются через решение задач поликультурного образования, включающего овладение дошкольниками знаниями истории и культуры своего народа, формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к ним и прошлому своего народа. Специфика данного компонента состоит в необходимости:

- введения этнокультурного компонента в содержание образования с целью приобщения детей к родной культуре и познания культуры других народов;

- проведения мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей в уважении и признании национальной самобытности и культурных ценностей. Например, проведение фольклорных концертов, праздников и театрализованных представлений, празднование памятных дат национально-исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки, являющихся представителями того или иного народа;

- а также необходимости организации практического обучения, ориентированного на преодоление трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей и повышение межкультурной сензитивности.

Материальный или пространственно-предметный компонент - это прежде всего здание, оборудование, пособия, участок образовательного учреждения и т.д. Специфика данного компонента состоит в том, что он направлен на удовлетворение и развитие познавательных потребностей субъектов и развитие их творческого потенциала. Содержательно пространственно-предметный компонент толерантной образовательной среды предусматривает:

- создание краеведческих и этнографических музеев, выставок и «уголков»;

- функционирование кружков, клубов, секций (например, секция по национальным видам спорта или кружок по народным промыслам и декоративно-прикладным видам искусства);

- наличие в библиотеках достаточного информационно-познавательного материала (например, национальная художественная литература; разнообразный этнографический материал; ме-диатеки, позволяющие «посетить» всемирные выставки, галереи, театры различных народов и стран, познакомиться с их культурой и т.д.);

- наличие игр, способствующих воспитанию коллективизма, дружелюбия, сплочённости;

- насыщение среды символическими артефактами этнокультурной направленности (например, украшение рекреаций декоративной росписью, атрибутами народных праздников или произведениями искусств, отражающих своеобразие и колорит культуры народов;

- дизайн помещений и участков образовательных учреждений в различном этническом стиле и др.

Не менее значимым компонентом толерантной образовательной среды является психолого-педагогическая поддержка участников воспитательно-образовательного процесса. В современной науке психолого-педагогическая поддержка предстаёт как деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с психическим или физическим здоровьем, межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении [3, с. 115]. Результатом психолого-педагогической поддержки является полноценное и свободное развитие ребёнка. Особое значение психолого-педагогическая поддержка имеет в работе с воспитанниками, по каким-либо причинам ставшими объектами интолерантности сверстников или педагогов. Здесь же мы предлагаем рассматривать оказание помощи семье в рамках социальной медико-психолого-педагогической семейной службы.

Воплощение данных компонентов толерантной образовательной среды на практике зависит от стиля руководства и педагогического общения в образовательном учреждении. Мы предполагаем, что в толерантной образовательной среде таким стилем руководства станет демократический, позволяющий гуманизировать отношения, свободно развиваться и проявлять активность, инициативу любому члену коллектива независимо от его особенностей, повысить восприимчивость к любым интолерантным проявлениям в социальной среде и сформировать неодобрение их.

Обобщая, отметим, что создание и организация толерантной образовательной среды отвечают требованиям основных принципов гуманистической педагогики. В такой среде принимается право на индивидуальность, непохожесть, отличия от других, обеспечивается субъективная позиция ребёнка. Оказываясь принятым, понятым

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

331

в толерантном образовательном пространстве и становясь активным его субъектом, ребёнок учится проецировать толерантность на свои отношения с социумом. Следовательно, через собственную деятельность формируется направленность и отрабатываются умения по толерантному взаимодействию. Тем самым закладываются основы толерантной культуры.

Библиографический список

1. Асташова Н.Л. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей. - М.: Мос-

ковский психолого-педагогический институт; Воронеж: НПО «Модэк». - 2002. - С. 74-83.

2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. - М.: Академический проект, 2004. - 240 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Л.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

4. ПогодинаА.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 209 с.

5. Трубайчук Л.В. Реализация принципа преемственности в Образовательной системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс. -2008. -№>1. - С. 10-14.

УДК 37.012.1; 37.035

Л.А. Роганова

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

Данное исследование было проведено в январе 2008 года в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Станция юных техников города Костромы». Участниками стали 24 мальчика-подростка в возрасте 13—15 лет. Целями исследования стали следующие: изучение социальной идентичности воспитанников; исследование субъективного восприятия норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность внешкольного объединения юных техников; изучение субъективного восприятия смысловых конструктов жизнедеятельности станции юных техников.

Ключевые слова: жизнедеятельность; дополнительное образование детей; социальная идентификация; мотивация.

Проведённое исследование включало в себя три части. Для осуществления первой части исследования была использована методика М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?». Полученные данные были объединены в 12 групп по сферам социальной идентификации (табл. 1).

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми для участников исследования являются сферы семейных отношений, школьного образования и реализации воспитательных задач. Данный показатель является нормой для подросткового возраста. К сферам социальной идентификации среднего уровня значимости относятся любительская сфера, общечеловеческая; роли, касающиеся черт характера; межличностные отношения, половая идентификация. В группе сфер социальной идентификации низкого уровня значимости оказались

сфера субкультурной принадлежности, познавательная, профессиональная, гражданская и патриотическая сфера.

Вторая часть исследования состояла в изучении субъективного восприятия норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность объединения юных техников. Участникам предлагалось продолжить следующие фразы: «У нас в коллективе ценится», «У нас поощряется», «У нас рекомендуется», «У нас запрещается». Ответы участников были объединены в две группы - нормы, регламентирующие отношения, и нормы, регламентирующие действия. Наиболее значимые сферы жизнедеятельности объединения юных техников отражены в таблице 2.

Как показано в таблице 2, первое место по значимости для юных техников занимает сфера реализации воспитательных задач (26%), на втором месте вредные привычки (запрет) (23%), да-

332

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© Л.А. Роганова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.