Научная статья на тему 'Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста'

Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ / ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ / TECHNOLOGY OF TOLERANT CULTURE FORMING AMONG SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / TOLERANT CULTURE OF A SENIOR PRESCHOOL CHILD / STRUCTURAL COMPONENTS OF TOLERANT CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подивилова Ольга Николаевна

В статье обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры. Для решения данной проблемы предложена педагогическая технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Основой технологии выступают личностно-деятельностный и культурологический подходы. Описаны структурные компоненты представленной педагогической технологии, которые конкретизированы критериями и показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подивилова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of tolerant culture forming among senior preschool children

The topicality of tolerant culture forming is justified in the paper. In order to solve this problem the author proposes the pedagogical technology of tolerant culture forming among senior preschool children. The culturological and person-activity approaches are the bases of the technology. The author describes the structural components of the presented pedagogical technology, which are concretised by criteria and indices.

Текст научной работы на тему «Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста»

О. Н. Подивилова

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. В. Трубайчук

В статье обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры. Для решения данной проблемы предложена педагогическая технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Основой технологии выступают личностно-деятельностный и культурологический подходы. Описаны структурные компоненты представленной педагогической технологии, которые конкретизированы критериями и показателями.

Ключевые слова: технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста, толерантная культура старшего дошкольника, структурные компоненты воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, конативный.

O. Podivilova

TECHNOLOGY OF TOLERANT CULTURE FORMING AMONG SENIOR

PRESCHOOL CHILDREN

The topicality of tolerant culture forming is justified in the paper. In order to solve this problem the author proposes the pedagogical technology of tolerant culture forming among senior preschool children. The culturological and person-activity approaches are the bases of the technology. The author describes the structural components of the presented pedagogical technology, which are concretised by criteria and indices.

Key words: technology of tolerant culture forming among senior preschool children, tolerant culture of a senior preschool child, structural components of tolerant culture forming among senior preschool children: value-motivational, cognitive, emotional-volitional, conative.

Система образования реализует социальный заказ общества на воспитание мировоззренческих позиций и установок подрастающего поколения. В настоящее время это формирование гражданской позиции, социальной активности, эмоциональной устойчивости, коммуникабельности и воспитание толерантной культуры, которые являются условиями успешности реализации человека в социальном и личностном общении, в деятельности. Принципы толерантности, толерантной культуры, а точнее, их практическая реализация необходимы во всех сферах социальных отношений. Это отражено во Всеобщей декларации прав человека, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Декларации принципов толерантности и других нормативных документах Российской Федерации и документах международного уровня.

Проблема воспитания толерантности нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, являющихся представителями различных наук. Но, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных толерантной культуре, мало и даже в имеющихся работах толерантная культура упоминается косвенно, через призму толерантности как личностного качества (Г. У. Солдатова, Е. М. Макарова, О. АПрог!, В. А. Петрицкий, Е. Ю. Клепцова, О. А. Ов-

сянникова, А. М. Байбаков, Г. У. Солдатова, Д. В. Зиновьев, Е. Г. Виноградова, О. Б. Скрябина, А. В. Зимбули). Считаем, что воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, потому что именно этот период является благоприятным для формирования и развития нравственных качеств, составляющих основу толерантной культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования следующих педагогов и психологов: А. М. Виноградовой, Я. Л. Коломинского, Н. М. Ак-сариной, Т. А. Марковой, Ф. С. Левин-Щири-ной, Р. Б. Стеркиной, Л. В. Крайновой, В. Г. Нечаевой, В. С. Мухиной, Е. В. Субботского, С. Г. Якобсон, Н. Н. Поддьяковой, Л. И. Бо-жович, Н. И. Непомнящей, Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцовой и др. Из вышеизложенного следует, что появилась необходимость изучения толерантной культуры, возможностей детей старшего дошкольного возраста к воспитанию толерантной культуры и теоретического обоснования педагогической технологии воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения данной проблемы мы предлагаем идею создания педагогической технологии воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Под толерантной культурой старшего дошкольника мы понимаем общечеловеческую ценность, отражающую интеграцию духовно-нравственных качеств, гуманных демократиче-

Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста

ских поступков, общения и норм поведения ребенка, проявляющуюся в терпимом отношении, уважении и правовом понимании окружающих людей, независимо от их национальных, культурных, религиозных принадлежностей, взглядов и привычек.

Разработанная нами педагогическая технология отвечает критериям технологичности, выделяемых Т. В. Селевко и М. В. Клариным: концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости. Педагогическая технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязанностью всех этапов, целостностью, так как построена на основе интеграции содержания форм, методов, средств и видов деятельности в сфере формирования личностных качеств.

Основой проектируемой нами технологии выступают личностно-деятельностный подход, использование которого позволяет рассмотреть особенности толерантного поведения детей старшего дошкольного возраста, определить характер деятельности воспитателя и дошкольников в процессе воспитания толерантной культуры, исследовать деятель-ностные компоненты воспитания толерантной культуры детей старшего дошкольного возраста. А также основой технологии является культурологический подход, который позволяет рассмотреть содержание процесса воспитания толерантной культуры детей старшего дошкольного возраста с точки зрения ориентира на нравственные культурные ценности. Дошкольник выступает как субъект ценностного освоения общественных норм и правил поведения и соотносит с усвоенными ценностями результат своих действий.

Особенность разработанной нами технологии заключается в ее вариативности, она может быть адаптирована к условиям различных дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использована родителями в условиях семейного воспитания.

Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста как целостное образование имеет свою структуру, которая выражается в соподчи-

ненности ее компонентов. Благодаря работам М. Смита, согласно деятельностному подходу для психологии и педагогики стало традиционным для описания сложных психологических процессов и явлений использование триады компонентов [2]:

1) когнитивный компонент, т. е. осознание объекта социальной установки;

2) аффективный компонент, т. е. эмоциональная оценка объекта, выявление чувств симпатии или антипатии к нему;

3) поведенческий (конативный) компонент, т. е. последовательное поведение по отношению к объекту.

Исходя из определения толерантной культуры и заявленной триады компонентов, разбив аффективный компонент для удобства интерпретации на два равнозначных, можно выделить компоненты, критерии и показатели технологии воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста (табл. 1).

Мотивационно-ценностный компонент толерантной культуры связан с глубоким усвоением, например, ненасилия как общечеловеческой ценности либо иной философско-этической или религиозной концепции, где провозглашаются смыслы добра, ненасилия, веротерпимости, смиренности и т. д. Соответственно, определяющей мотивацией будут являться мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения, уступчивости, снисхождения [1].

Когнитивный компонент толерантной культуры выражается в умении понять происходящее, мотивацию, миропостроение противоположной стороны, включающее в себя рефлексивное сознание и мышление. Понимание способствует переструктурированию личностных смыслов и составляет важный момент личностного роста и развития ребенка. Понять что-либо - это значит соотнести предмет познания со своими знаниями и представлениями, со своим жизненным опытом, причем соотнести так, чтобы включить этот предмет в систему причинно-следственных связей, на основании которых возможно его объяснение и предсказание, его интерпретация и оценка, как полагает Ю. Н. Кулюткин.

Таблица 1

Структурные компоненты воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Компоненты Критерии Показатели

Мотивационно-ценностный • Усвоение ценностной ориентации; • распространение ценностной ориентации на деятельность; • принятие Степень принятия толерантной культуры как ценности

Когнитивный (познавательный) • Знание о способах реагирования; • понимание • Представление о проявлениях толерантной культуры в поведении; • представления о реагировании в ситуациях критики и конфликта; • знания о способах проявления сочувствия, поддержки; • знания о способах вступления в контакт и отказа от него; • умение просить и принимать помощь

Эмоционально-волевой • Оценка; • восприятие • Проявление терпимого отношения к другим, самообладания, выдержки, восприятие и оценка действий своих и других людей с точки зрения толерантной культуры; • уровень тревожности

Конативный (поведенческий) • Применение; • реагирование Проявление толерантной культуры: сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике, конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтные ситуации

Вслед за Д. А. Леонтьевым мы считаем, что понимание существенно отличается от познания как некоторого прироста знаний без изменения природы понимания. Понимание - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, лежащих в основании принятия и, соответственно, терпимости. Понимание без личностной вовлеченности может подтолкнуть понимающего к отстраненности.

Личность, согласно гуманистически ориентированной психологии, является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и к доверию им. А это, в свою очередь, согласно экзистенционально-гуманистическим взглядам С. Л. Братченко, связано с основополагающим доверием к человеческой природе, чувством глубинной сущностной общности между людьми [1].

Эмоционально-волевой компонент толерантной культуры состоит в умении преодолевать раздражительность, невыдержанность, проявлять выдержку, самообладание, самоконтроль и саморегуляцию, а при работе над собой выражается в эмпатии, любви, уважении, интересе.

Выдержка и самообладание могут сочетаться с самоконтролем. В сочетании с самоконтролем, выступающим атрибутом самосознания, регулируются все сферы психической жизни человека. Это идеальный вариант, обладают им немногие, и зависит он, на наш взгляд, от степени волевой тренированности личности и возрастных возможностей старших дошкольников. Терпение как психологический механизм дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам [1].

Конативный компонент толерантной культуры выливается в ассертивное поведение. Ассертивность имеет три основных значения: уверенность в себе и готовность принимать ответственность за свои действия; конструктивный подход к решению проблем; желание не ущемлять чужих интересов. Следовательно, под ассертивным поведением понимается принцип «живи сам и давай жить другим». Ас-сертивность зависит от умения выйти за пределы своего «я», его социальной и личностной адаптации, уровня развития терпимого отношения, личностной зрелости, умения «держать паузу», стремления найти в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты. Характеристиками ассертивного поведения могут быть: диалог, поддержка, убежде-

ние, разъяснение, согласование, сотрудничество, помощь, объяснение, предупреждение. Ас-сертивные формы поведения - убеждать, разъяснять, согласовывать, утверждать, объяснять, предупреждать и т. д.

Поведенческий компонент толерантной культуры составляет наиболее видимую часть «айсберга толерантной культуры» и традиционно привлекает особое внимание -как при диагностике, так и при воспитании. К данному компоненту относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых выделим:

• способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисса и консенсуса);

• толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях (при различиях в точках зрения, столкновении мнений или оценок).

Последнее заслуживает особого внимания (и не только в поведенческой плоскости, а во всех измерениях) - можно сказать, что именно такие пограничные ситуации значимых встреч с другими - лакмусовая бумага для толерантной культуры [3].

Если когнитивный компонент предполагает реальное изменение восприятия, понимания, мышления, интерпретации в направлении к толерантной культуре, то поведенческий компонент - это наиболее простое и поверхностное «измерение» толерантной культуры (часто, по существу, декларативное), которое может свидетельствовать о знакомстве человека с идеями толерантности и способности более-менее внятно рассказать об этом, но еще ничего не говорит о реальном его отношении к этому.

Итак, подлинная толерантная культура, способствующая полноценному диалогу, бесконфликтности, умению строить взаимоотношения, возможна только в том случае, когда в психологическом сопровождении на пути взросления человека присутствуют принятие, понимание, прощение, возможно совместное проживание ситуации, неподдельная включенность в общение, проявление личностью аутентичности, естественности, автономности и самодостаточности, способность оказывать содействие личностному развитию близких, их внутреннему росту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. М.: Академический проект, 2004. 176 с.

2. Толерантность в общественном сознании России. М., 1996. 126 с.

3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.