Научная статья на тему 'Организация системы комплексного бюджетирования в агрохолдинговых организациях'

Организация системы комплексного бюджетирования в агрохолдинговых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ АГРАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / РЕГЛАМЕНТ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА / БЮДЖЕТНЫЙ КОМИТЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / INTEGRATED AGRICULTURAL ORGANIZATION / BUDGETING / FINANCIAL PLANNING / BUDGET PLANNING / BUDGETING PRINCIPLES / ELEMENTS OF BUDGETING / RULES OF THE BUDGET PROCESS / BUDGET COMMITTEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметгалиев И. Н., Мухаметгалиев М. Н.

Дальнейшее развитие системы бюджетирования в агрохолдинговых организациях представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными принципами действия, позволяющее разрабатывать сбалансированные и оптимальные планы развития сельхозпредприятия, увязанные на повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо обеспечить не только интересы собственников хозяйствующего субъекта, но и государства, а также других подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX BUDGETING ORGANISATION SYSTEM IN AGROHOLDING ORGANISATIONS

The further development of the budgeting system in agroholding organizations presents the aimed, consecutive, but also restricted by certain activities, which allow to elaborate balanced and optimal plans of agricultural enterprises development, connected with economic production agricultural products effectiveness increase. At the same time, it is necessary to secure not only the owners` interests, but also the interests of the state and also of other participants.

Текст научной работы на тему «Организация системы комплексного бюджетирования в агрохолдинговых организациях»

studied. It was established that during the last month of lactation there were essential changes in milk thermostability in cows of all breeds and 15 days before start it didn't meet the requirements.

УДК 336.121 : 631.145

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В АГРОХОЛДИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Мухаметгалиев И.Н., Мухаметгалиев М.Н.

Казанский государственный аграрный университет

Ключевые слова: интегрированные аграрные организации,

бюджетирование, финансовое планирование, бюджетное планирование, принципы бюджетирования, элементы бюджетирования, регламент бюджетного процесса, бюджетный комитет, бюджетный процесс.

Key words: integrated agricultural organization, budgeting, financial planning, budget planning, budgeting principles, elements of budgeting, rules of the budget process, budget committee, the budget process.

В настоящее время еще не сложилось единого, унифицированного подхода к определению сущности и функций бюджетирования как в отдельно взятых сельскохозяйственных организациях, так и в интегрированных аграрных (агрохолдинговых) организациях. Весь вопрос заключается в том, что бюджетирование может рассматриваться или как самостоятельное направление финансового планирования или как составная часть управленческого учета. Если рассматривать систему бюджетирования в виде алгоритма, то он включает последовательность определенных этапов и процедур, имеющих прямые и обратные связи. Они формируются в процессе подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

Проведенный анализ по некоторым сельскохозяйственным организациям, работающим под внешним управлением инвесторов, показал, что бюджетирование в сельскохозяйственных предприятиях обязательно начинается с составления бюджета производства и продаж, затем составляются бюджет затрат прямого труда, бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств. А на уровне управляющей компании составляются бюджеты управленческих и коммерческих расходов, куда включается заработная плата управленческих работников.

Практический опыт составления бюджетов на интегрированных аграрных (агрохолдинговых) организациях, позволяет выделить следующие основные принципы:

1. Обеспечение согласованности целей на разных уровнях управления и организации производства. Этот принцип требует, чтобы процесс бюджетирования начинался на уровне подразделений (“снизу вверх ), т.к. их руководители лучше владеют ситуацией на производстве и способны реализовать бюджетные величины. После согласования бюджетных планов с администрацией предприятия, обеспечивающих выполнение целей предприятия, меняется направление бюджетирования, координируется и реализуется по схеме “сверху вниз”.

2. Установление приоритета в развитии отраслей производства в процессе координации бюджетирования и перераспределение ресурсов в пользу наиболее выгодных направлений.

3. Постоянство целей, предусматривающее достижения установленных базовых величин принципиально не меняя их в течение планируемого года.

4. Соподчиненность, предполагающая, что каждое подразделение предприятия планирует и отвечает только за те экономические показатели, на которые оно оказывает влияние.

5.Ответственность за исполнение своей части бюджета на основе передачи каждому подразделению функции контроля и полномочий в осуществлении при необходимости координирующих мероприятий.

6. Последовательность, которая предполагает, что бюджет формируется в соответствии с целями предприятия и его учетной политикой, действующими длительный период времени.

7. Соответствие финансовому (бухгалтерскому) учету, предусматривающее формирование бюджетных таблиц таким образом, чтобы прогнозные данные были идентичны сведениям, находящим отражение в бухгалтерских проводках, что позволит не только значительно облегчить процесс составления бюджета, но и достаточно оперативно осуществлять анализ его выполнения, не создавая при этом дополнительных информационных потоков.

8. Взаимосвязь различных технико-экономических показателей, присутствующих в бюджетах различных уровней, что обеспечивает согласованность и преемственность входных и выходных параметров развития предприятия, обеспечивающих принятие действенных управленческих решений, и позволяет моделировать последствия осуществления последних.

Таким образом, дальнейшее развитие системы бюджетирования, представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными принципами действия, позволяющее разрабатывать сбалансированные и оптимальные планы развития сельхозпредприятия, увязанные на повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо обеспечить не только интересы собственников

хозяйствующего субъекта, но и государства, а также других подразделений.

Применительно к интегрированным аграрным организациям основными элементами в структуре бюджетирования являются:

- выбор типа организационной структуры управления;

- технология бюджетирования, включающая формирование и консолидацию бюджетов;

- процесс бюджетирования - взаимодействие ответственных лиц по согласованию, правильному и своевременному выполнению бюджетов;

- формирование трансфертных цен на продукцию и услуги во внутрихолдинговом обороте;

- определение условий, форм и систем материального

стимулирования за результаты производственно-финансовой

деятельности;

анализ и контроль исполнения бюджетов по натуральным и стоимостным показателям.

Если внутрифирменное бюджетирование рассматривать как управленческую технологию, то оно должно охватывать все бизнес-процессы и ресурсы организации. В этой связи бюджетирование включает:

- подготовку методической базы и инструментария (цели и показатели; состав и формы бюджетов, их консолидация; связь с операционными и финансовыми бюджетами);

- нормативно-правовое обеспечение (законодательные акты и внутренние регламенты);

- организационное обеспечение (выделение центров финансовой ответственности и места возникновения затрат по категориям работников, регламенты бюджетирования, распределение функций и ответственности, организационно-распорядительная и управленческая документация. автоматизация процессов бюджетирования с использованием анализа и текущим мониторингом исполнения различных бюджетов).

- проведение план-факторного анализа для того, чтобы выявить причины отклонений факта от плана и произвести соответствующие корректировки по формам и системам заработной платы.

На организацию бюджетного процесса влияют технологические особенности сельскохозяйственного производства и отраслевая специализация. Поэтому при организации бюджетирования

рекомендуется разрабатывать Регламент бюджетного процесса, в котором регулируется порядок формирования, корректировки, контроля и анализа исполнения бюджетов дочерних сельскохозяйственных предприятий. Регламентом также определяются сроки и порядок предоставления информации и документов, необходимых для формирования бюджетов, сроки и порядок утверждения бюджета, сроки и порядок предоставления отчетов об исполнении бюджета, порядок взаимодействия подразделений

при формировании, контроле, корректировке и анализе выполнения бюджета и формы бюджета.

Если создается бюджетный комитет, то в его состав должны входить руководители сельхозорганизаций с наделением их соответствующими функциями и полномочиями по составлению бюджетов и их исполнению. В Положении о бюджетном комитете указываются состав, функции, периодичность заседаний бюджетного комитета.

Финансовый директор управляющей компании координирует процесс бюджетирования, а сводный бюджет утверждает ее руководитель. Финансовая служба извещает руководителей сельхозпредприятий о необходимости разработки и предоставлении ими бюджетов.

В агрохолдингах, в состав которых могут входить разнородные по производственному потенциалу и организационно-правовой форме предприятия, формирование бюджетов происходит «снизу-вверх» и обратно «сверху-вниз». Таким образом, бюджетирование осуществляется методом встречного планирования: проекты бюджетов разрабатываются на местах с последующей корректировкой вначале экономической службой сельхозорганизации, а затем управляющей компанией. Система бюджетного планирования включает процесс формирования бюджетов, структуру бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. К преимуществам организации бюджетного планирования относятся:

а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений, в которых более точно отражаются показатели размеров и структуры затрат, чем по действующей системе бухгалтерского учета, что важно для налогового планирования;

б) в рамках утвержденных месячных бюджетов структурным

подразделениям может предоставляться самостоятельность в

расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что способствует повышению материальной заинтересованности работников в выполнении и перевыполнении плановых заданий;

в) бюджетное планирование позволяет осуществлять режим строгой экономии материальных и финансовых ресурсов, что особенно важно для убыточных предприятий.

Основу бюджетирования составляют бюджеты разных типов и уровней (операционные и финансовые, сводные и функциональные), с помощью которых количественные параметры формализуются в стоимостные показатели.

В современных условиях управление затратами должно базироваться на основных положениях, разработанных в бизнес-плане. В нем отражаются те виды деятельности, которые планируются в

краткосрочной перспективе. При этом должно учитываться влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать (экономические факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит; политические, природные, научно-технические факторы).

Составной частью бизнес-плана является разделы, содержащие информацию об организационной структуре предприятия, об организации управления; о численности и формировании кадров, о мотивации трудовой деятельности, об организации и оплате труда.

Роль бюджетирования в управлении производством заключается в обеспечении информацией о движении денежных средств по направлениям расходования и системе показателей для принятия управленческих решений. Чтобы система управления затратами функционировала через механизм бюджетирования, необходимо создать сквозную систему бюджетов. В самостоятельных сельскохозяйственных организациях необходимо в первую очередь разрабатывать бюджеты по отраслям, а затем формировать бюджеты по бригадам, участкам и на их основе формировать сводный бюджет предприятия в целом.

В агрохолдингах во главе с управляющей организацией вначале необходимо разработать генеральный бюджет для организации в целом, далее формировать бюджеты затрат (по отраслям) и структурным единицам. В этом случае важным и ответственным этапом является разработка годового бюджета с поквартальной и помесячной разбивкой средств на оплату труда.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Попова Л.В. Бюджетирование на микро- и макроуровне /Л.В. Попова и др. - М.: Дело и Сервис. - 2009. - 287 с; 2. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России / К.В. Щиборщ. - М.: Дело и Сервис, 2005. - 541 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В АГРОХОЛДИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Мухаметгалиев И.Н., Мухаметгалиев М.Н.

Резюме

Дальнейшее развитие системы бюджетирования в агрохолдинговых организациях представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными принципами действия, позволяющее разрабатывать сбалансированные и оптимальные планы развития сельхозпредприятия, увязанные на повышение экономической

эффективности производства сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо обеспечить не только интересы собственников

хозяйствующего субъекта, но и государства, а также других подразделений.

COMPLEX BUDGETING ORGANISATION SYSTEM IN AGROHOLDING

ORGANISATIONS

Mukhametgaliyev I.N., Mukhametgaliyev M.N Summary

The further development of the budgeting system in agroholding organizations presents the aimed, consecutive , but also restricted by certain activities, which allow to elaborate balanced and optimal plans of agricultural enterprises development, connected with economic production agricultural products effectiveness increase. At the same time, it is necessary to secure not only the owners' interests, but also the interests of the state and also of other participants.

УДК 525+577.4 (471.41)

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Нуруллин А.А.

Филиал ГОУ ВПО «Камская государственная инженерноэкономическая академия» в г. Чистополе

Ключевые слова: почва пашни, гумус, фосфор, калий,

мониторинг.

Key words: arable land, humus, phosphorus, potassium, monitoring.

Запас биомассы биоценозов, её структура и динамика неодинаковы в разных природных зонах. В абсолютном большинстве наземных биоценозов зеленые растения (автотрофы) имеют наибольшую биомассу и годичный прирост (первичную продукцию), превышающую биомассу беспозвоночных животных и микроорганизмов в несколько десятков или сотен раз, а позвоночных животных в несколько тысяч раз. Поэтому надземный и корневой опад и продукты метаболизма высших растений дают основной материал, из которого формируется органическое вещество почв. Однако специфический химический состав животных и микроорганизмов, высокое содержание в них белков определяют заметную их роль в обогащении органического вещества почв азотсодержащими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.