Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов на кафедре биохимии'

Организация самостоятельной работы студентов на кафедре биохимии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терёхина Н. А., Поносов В. Л., Боровик Г. А., Созинова Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов на кафедре биохимии»

Терёхина Н.А., Поносов В.Л., Боровик Г. А., Созинова Г.М.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ БИОХИМИИ

ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия Росздрава им. акад. Е.А. Вагнера», г. Пермь

Основная цель самостоятельной работы студентов (СРС) - стимулирование эффективной познавательной деятельности. Самостоятельная работа способствует освоению изучаемой на кафедре дисциплины, умению работать с учебной и научной литературой, приобретению практических навыков. СРС является планируемым видом педагогической деятельности. Важная задача каждого преподавателя - организация, стимулирование и контроль СРС. Решению этой задачи во многом способствует методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Известны два аспекта методического обеспечения СРС - методическое обеспечение аудиторной работы и методическое обеспечение внеаудиторной деятельности.

Методическое обеспечение аудиторной СРС на нашей кафедре включает знакомство с планом практических занятий и лекций по биохимии, с инструкциями по правилам техники безопасности и противопожарной безопасности, порядком работы на лабораторном оборудовании, обеспечение студентов учебными пособиями, предоставление им большого перечня ситуационных задач и тестовых заданий для работы на занятиях. На лекциях и занятиях демонстрируются таблицы, схемы, слайды.

Внеаудиторная работа студентов обеспечивается учебным пособием по всему курсу, разработанным коллективом кафедры и содержащим перечень основных вопросов для самостоятельной подготовки. Данное пособие рекомендовано учебно -методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. Кроме того, студенты обеспечиваются учебными пособиями по отдельным темам биохимии: «Коферменты и кофакторы», «Свободнорадикальное окисление и антиоксидантная система», сборником тестов по биологической химии, сборником ситуационных задач по биохимии,

«Биохимия полости рта» для студентов стоматологического факультета, «Биологическая химия» для студентов высшего сестринского образования.

В начале учебного года студентам предоставляется список основной и дополнительной литературы по биохимии, перечень тем рефератов, тем для проведения стендовой сессии, план работы СНО, перечень практических навыков и умений, приобретаемых студентами на кафедре.

На кафедре работает методический кабинет, оснащенный необходимыми наглядными пособиями. Студенты имеют возможность получать ежедневные консультации преподавателей. Таким образом, организация эффективной познавательной деятельности студентов на кафедре возможна только при наличии системного учебно-методического комплекса для самостоятельной работы. Развитие СРС, увеличение объема и отводимого на эту работу времени, усиление методического обеспечения - путь совершенствования высшего медицинского образования.

Для выступления на заседании СНО студенты получают списки литературных источников от преподавателя и затем самостоятельно проводят поиск литературы.

В процессе творческого взаимодействия студента с преподавателем реализуется индивидуальный подход к обучению наиболее способных студентов.

На кафедре имеется журнал самостоятельной работы студентов, в котором фиксируются виды самостоятельной работы: написание реферата, стендовая сессия, выступление на СНО, подготовка презентации, экспериментальная работа.

Для итоговой оценки работы студентов на кафедре разработана рейтинговая карта. Рейтинговая карта информирует экзаменатора о среднегодовой успеваемости студента и посещаемости лекций, участии его в СНО и стендовой сессии, оценивает самостоятельную работу студента и тестовый зачет.

С 1996 года для студентов стоматологического факультета введен новый курс «Биохимия полости рта».

Курс включает 12 часов лекций. В лекционный курс включены следующие темы: «Биохимия соединительной ткани, периодонта, пульпы», «Водноминеральный обмен», «Биохимия костной ткани, эмали и дентина», «Химический состав и функции слюны», «Ферменты слюны», «Роль углеводов и зубного налета в развитии кариеса». Вопросы курса прошли согласования с клиническими кафедрами и включены в экзаменационные вопросы по общей биохимии. Преподавание биохимии полости рта имело определенные трудности, так как не было учебника и учебного пособия для лабораторных занятий. Возникла необходимость методического сопровождения преподавания этого курса.

В 2006 году сотрудниками кафедры написано учебное пособие «Биохимия полости рта», которое

утверждено УМО. В пособии каждое занятие начинается с описания теоретического материала, который должен быть усвоен студентом, затем следуют вопросы для самостоятельной работы, по которым студенты готовятся дома, предлагаются темы реферативных сообщений.

В разделе пособия «Аудиторная работа» представлены ситуационные задачи и описаны лабораторные работы, выполняемые студентами на занятиях.

Самостоятельно решая ситуационные задачи на лабораторном занятии, студенты закрепляют знания, используя теоретический материал данного занятия.

В соответствии с указаниями методического пособия студенты выполняют лабораторные работы: определяют буферную емкость слюны по кислоте и щелочи, активность амилазы слюны, содержание кальция и фосфора в минерализате зубов.

Интересна для дальнейшего практического применения лабораторная работа: «Влияние сахарозы на рН слюны», так как с помощью этой методики можно исследовать влияние различных продуктов и напитков на изменение рН слюны и скорость развития кариесогенной ситуации в полости рта.

Тесты в методическом пособии приведены с ответами, что дает возможность студентам проконтролировать собственные знания.

Используя пособие, студенты готовят стенды и таблицы, участвуют в стендовой сессии по следующим темам: «Ремоделирование костной ткани»,

«Неколлагеновые белки костной ткани», «Ферменты слюны», «Физико-химические показатели слюны».

Наличие учебного пособия оказалось полезным не только для студентов, но и для преподавателей. В течение двух лет занятия по биохимии проводятся по данному пособию. На кафедральном заседании подвели итоги использования пособия. Анализ успеваемости студентов второго курса

стоматологического факультета показал, что в 2006 году повысился средний балл и показатель качества. Мы связываем это с использованием нового учебного пособия « Биохимия полости рта».

Самостоятельное изучение студентами отдельных разделов курса биологической химии требует целенаправленного методического обеспечения, которое должно помочь обучающимся не только овладеть определенной суммой знаний, но и проявить творческие способности.

Учитывая, что на кафедру приходят студенты 1 курса ВСО, которые находятся на этапе адаптации к ВУЗу, считаем целесообразным планировать самостоятельную работу во время как домашней подготовки к текущим занятиям, так и в выполнении контрольной работы дома.

Курс биохимии составляет всего 90 часов очнозаочного обучения, это в 2 раза меньше, чем на других факультетах. Из них 54 часа отводится на самостоятельную работу, выполнение в домашних

условиях контрольных работ по определенным разделам курса биохимии.

Для улучшения обучения по заочной форме были написаны планы самостоятельных работ, лекций, практических занятий. В помощь студентам издано методическое пособие, в которое включены разделы отдельных тем курса, тесты, ситуационные задачи. Методическое пособие необходимый «помощник» работы студентов.

Конечно, особый интерес представляет самостоятельная работа студентов с использование учебных компьютерных программ. Такая форма обучения позволит быстро определить исходный уровень знаний, с которым студенты пришли на занятие, т.е. результат их внеаудиторной самостоятельной работы. Программы могут быть использованы и для самоконтроля знаний студентов во внеаудиторное время. В перспективе компьютерное обучение может стать одной из основных форм СРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.