Научная статья на тему 'Организация самоподготовки студентов к вариативной профессиональной деятельности в классе фортепиано'

Организация самоподготовки студентов к вариативной профессиональной деятельности в классе фортепиано Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА / ПОДГОТОВКА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА / НАПРАВЛЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА / MUSICIAN-PEDAGOGUE''S PROFESSIONAL ACTIVITY / TRAINING IN PIANO CLASS / STUDENTS'' SELF-STUDY / MUSICIAN-PEDAGOGUE''S PROFESSIONAL SELF-STUDY / SELF-STUDY AREAS / MENTAL ACTIVITY / MUSICIAN-PEDAGOGUE''S PROFESSIONAL MINDSET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корина Вероника Станиславовна

В статье рассматривается проблема повышения качества профессиональной подготовки музыкантов-педагогов. Решение данной проблемы демонстрируется на примере методического моделирования и организации процесса самостоятельной работы студентов бакалавров музыкально-педагогических профилей подготовки в классе фортепиано. Автор обосновывает актуальность пересмотра традиционных подходов к организации самостоятельной работы студентов, уделяет внимание вопросу развития у них умственных способностей, памяти и мышления, формулирует содержание понятия «профессиональная самоподготовка музыканта-педагога в классе фортепиано», выявляет ключевые направления самоподготовки, демонстрирует пример организации самоподготовки и определения ее направленности и содержания в рамках изучения студентами различных музыкально-теоретических дисциплин и практических курсов. В результате анализа содержания основных профильных дисциплин в обучении музыканта-педагога выделены ключевые элементы, составляющие основу профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF STUDENTS'' SELF-STUDY IN PIANO CLASS FOR VARIABLE PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article addresses the issues concerning the improvement of musician-pedagogues' professional training at higher educational institution. The article presents the example of modeling and organizing the self-study in the piano class. The author substantiates the necessity to revise the traditional approaches to self-study organizing, emphasizes the importance of forming mental abilities, memory and thinking, reveals the content of the concept "musician-pedagogue's professional self-study in piano class", identifies the key areas of students' self-study according to theoretical disciplines and courses of the curriculum. As a result the key elements of professional training of a musician-pedagogue in piano class are determined.

Текст научной работы на тему «Организация самоподготовки студентов к вариативной профессиональной деятельности в классе фортепиано»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВАРИАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

КОРИНА Вероника Станиславовна - канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования. E-mail: nika-korina@rambler.ru Московский государственный институт культуры, Россия Адрес: 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7

Аннотация: В статье рассматривается проблема повышения качества профессиональной подготовки музыкантов-педагогов. Решение данной проблемы демонстрируется на примере методического моделирования и организации процесса самостоятельной работы студентов - бакалавров музыкально-педагогических профилей подготовки в классе фортепиано. Автор обосновывает актуальность пересмотра традиционных подходов к организации самостоятельной работы студентов, уделяет внимание вопросу развития у них умственных способностей, памяти и мышления, формулирует содержание понятия «профессиональная самоподготовка музыканта-педагога в классе фортепиано», выявляет ключевые направления самоподготовки, демонстрирует пример организации самоподготовки и определения ее направленности и содержания в рамках изучения студентами различных музыкально-теоретических дисциплин и практических курсов. В результате анализа содержания основных профильных дисциплин в обучении музыканта-педагога выделены ключевые элементы, составляющие основу профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональная деятельность музыканта-педагога, подготовка в классе фортепиано, самостоятельная работа студентов, профессиональная самоподготовка музыканта-педагога, направления самоподготовки, умственная деятельность, профессиональное мышление музыканта-педагога

Для цитирования: Корина В.С. Организация самоподготовки студентов к вариативной профессиональной деятельности в классе фортепиано // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 133-140.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

j

Профессиональная деятельность музыканта-педагога в условиях рынка образовательных и культурно-досуговых услуг характеризуется в первую очередь вариативностью. Согласно компетентностной модели бакалавра, обучающегося по музыкально-педагогическому профилю, выпускник вуза должен быть готов осуществлять профессиональную деятельность в учреждениях общего, дополнительного и среднего специального образования, в социально-культурных и досуговых организациях.

В общеобразовательной школе музыкант-педагог, помимо выполнения основной работы учителя музыки, призван организовывать работу факультативов, музыкальных кружков (вокала, хора, ансамблей, оркестров), внешкольных музыкально-просветительских и досуговых проектов. В учреждениях дополнительного образования (детских школах искусств, детских музыкальных школах, центрах досуга детей и юношества) музыкант-педагог должен быть готов вести инструментальный, вокальный, хоровой классы,

предметы по сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе, осуществлять общеэстетическое воспитание детей в рамках дополнительных факультативов, в своей дидактической и методической основе опирающихся на синтез искусств. Кроме перечисленных видов педагогической деятельности выпускникам становятся доступны концертмейстерская работа в различных музыкальных коллективах как профессиональной, так и любительской направленности, а также участие в них в качестве основного исполнителя. Среднее звено музыкального образования, представленное колледжами и училищами музыкального и музыкально-педагогического профиля, также является потенциальной сферой для профессиональной самореализации музыканта-педагога. Таким образом, профессиональная востребованность выпускников музыкально-педагогических профилей подготовки уровня бакалавриата достаточно высока, а сфера деятельности - широка, многогранна, многопрофильна.

Если иметь в виду практически неограниченный ареал профессиональной педагогической деятельности в сфере музыкального искусства, становится понятным, что накапливать профессиональный потенциал, формировать методический и технологический инструментарий музыканту-педагогу целесообразно еще на этапе вузовского обучения, в первую очередь - в рамках самостоятельной работы, самообразования и саморазвития. По результатам анализа учебных планов ряда вузов объём учебных часов, отведенных на самостоятельную работу студентов, составляет до 50% зачётных единиц от общего объёма программы бакалавриата по рассматриваемому профилю. В связи с этим проблема организации самостоятельной работы студентов, занимающей в программах вузовской подготовки значительную долю часов, получает отражение в современных научно-практических ис-

следованиях, обосновывающих необходимость кардинального пересмотра принципов, форм и средств организации и проведения самостоятельной работы студентов, методов педагогического взаимодействия и формата самостоятельной деятельности обучающихся.

Выявляя актуальные проблемы, препятствующие полноценной реализации профессионально- и личностно-значимо-го потенциала самостоятельной работы в рамках вузовской подготовки, исследователи отмечают, что в большинстве случаев реализации рабочих программ теоретико-методических дисциплин и практических курсов самостоятельная работа как вид деятельности студентов «выполняет вспомогательную, второстепенную функцию закрепления, доучивания, повторения, уточнения ранее освоенного материала, т.е. её статус значительно ниже статуса аудиторных занятий. Она является преимущественно репродуктивной, слабо ориентированной на исследовательскую, творческую деятельность. Консультации преподавателя по самостоятельной работе выполняют функцию поддержки, но не координации. Студенты осознают ценность и значимость познания, но потребность в регулярной самостоятельной деятельности, в самообразовании и самоактуализации у студентов не сформировалась. Существующее методическое обеспечение самостоятельной работы, как правило, не в полной мере способствует самостоятельному формированию студентом собственного образовательного маршрута в пространстве вуза» [1, с. 84].

В результате включенного педагогического наблюдения, ряда социологических опросов различных типов, а также экспериментальной деятельности было установлено, что самоподготовка к будущей вариативной профессиональной музыкально-педагогической деятельности должна осуществляться параллельно по трём основным направлениям, составляющим

триединую основу профессии музыканта-педагога: исполнительское, учебно-методическое, научно-исследовательское.

Самоподготовка студента в области исполнительской деятельности предполагает совершенствование инструментально-игровых и вокальных умений и навыков и связанных с ними способностей. Весь исполнительский репертуар в классе фортепиано можно классифицировать: по степени сложности; жанрово-тематиче-скому принципу; функционально-целевой направленности; профессионально-педагогической специализации. Накопление репертуарного багажа возможно исключительно в форме регулярной, системной самостоятельной работы, которую целесообразно осуществлять, используя комплекс методов, в том числе: эскизное ознакомление, чтение с листа, транспонирование, подбор мелодии и аккомпанемента, импровизацию, пение под свой аккомпанемент, анализ музыкального произведения, аннотирование. Следует при этом учитывать, что интеллектуальное развитие студентов предполагает не только увеличение объёма знаний, так как «итогом образования должна быть не кладовая усвоенных знаний и даже не сформированные в результате этого компетенции, а накопленный опыт познания, ведь суть и ценность образования состоит именно в том, что оно формирует способность понимания как таковую. Образование делает человека способным понимать (постигать) что-либо или кого-либо» [2, с. 133].

В таком ракурсе большое значение приобретает овладение приемами умственной деятельности. Анализ и синтез дают возможность музыканту проникнуть в сущность произведения, глубоко понять его содержание, точнее оценить все средства музыкальной выразительности. Анализ и синтез как приемы умственной деятельности в процессе музыкального обучения способствуют формированию мышления,

приучают к критическому построению выводов.

Способность к обобщениям является показателем более высокого уровня умственного развития студентов и основывается на принципе системности знаний. Практика показывает, что даже при наличии хороших знаний по теоретическим дисциплинам студенты часто не в состоянии эти знания систематизировать, сделать обобщение, в результате чего не могут применить их в нужный момент.

Большое значение в музыкальном обучении имеет сравнение. Прием сравнения активизирует имеющуюся систему ассоциаций и создает новые, вовлекает разнообразные связи в процесс познания какого-либо явления, тем самым способствуя более глубокому и полному его осмыслению. Сравнение как мыслительная операция несёт в себе противоречие, основывающееся на различии уровня имеющихся знаний и тех, что необходимы для решения поставленной задачи. Это противоречие существенно способствует формированию мышления. Музыкант-педагог должен обладать опытом сравнительного знания о стилях композиторов, строении и структуре музыкальных произведений, особенностях гармонии и фактуры и т.д. Вот как формулирует этот принцип великий педагог-пианист Г.Г. Нейгауз: «Достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически ... А это значит: развивать его слуховые данные, широко знакомить его с музыкальной литературой, заставлять его подолгу вживаться в одного автора; с детства научить его разбираться в форме, тематическом материале, гармонической структуре исполняемого произведения... развивать его фантазию удачными метафорами, аналогиями с явлениями природы и жизни... всемерно развивать в нем любовь к другим искусствам, а главное -

дать ему почувствовать ... этическое достоинство художника, его обязанности, его ответственности и права» [3, с. 33-34]. Особого внимания заслуживают вопросы стиля композитора, чьи произведения изучаются. Знания о стиле являются ведущими в процессе овладения музыкальными сочинениями, и постоянное накопление, углубление и оперирование ими эффективно содействует формированию музыкального мышления.

Немаловажное значение в педагогическом процессе имеет изучение музыкальных жанров. Понятие жанра входит в общую иерархию понятий, которыми оперирует музыкальное произведение. «Музыкальные жанры - это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившихся в связи с различными типами содержания музыки, в связи с определёнными жизненными назначениями, с различными социальными функциями и различными условиями её исполнения и восприятия» [4, с. 22]. Без осмысления логики развития музыкального произведения, его структуры невозможно добиться целостности в исполнении. Понятие «архитектоническое мышление» подразумевает умение охватить произведение в целом, осознать каждый его элемент как логически подчиненный целому. Поэтому знания о музыкальной форме обязательны.

Многие выдающиеся педагоги-музыканты прошлого и настоящего придавали большое значение анализу средств музыкальной выразительности и акцентировали внимание на гармонии. Являясь логическим началом в музыке, гармония помогает понять строение музыкального произведения, выявить логику его развития. В.А. Цуккерман пишет: «Гармоническое развитие в большей степени, чем всякое другое, способно отражать процессы, относящиеся к области мышления» [5, с. 241]. Произведя подробный анализ произведения, студенты лучше осознают

содержание, структуру сочинения, имеют возможность пополнять и расширять свои знания по гармонии, сравнивать особенности гармонического языка различных композиторов, тем самым развивая свои интеллектуальные возможности. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что понятие «гармонический язык произведения» является существенным компонентом музыкального мышления.

Остановимся на основных задачах, связанных с формированием вариативного профессионального мышления и мастерства будущего музыканта-педагога в классе фортепиано, проследим интегрированную связь различных областей научно-теоретического знания с практической музыкальной деятельностью и их влияние на интеллектуализацию учебно-познавательного процесса, осуществляемого студентами самостоятельно, определим соответствующие приемы и методы, помогающие в решении поставленных задач, выявим специфику педагогического сопровождения в достижении данных целей и решении текущих задач. Обратимся, в частности, к проблеме интеграции теоретических и исполнительских дисциплин в контексте организации самоподготовки студента к вариативной профессиональной деятельности.

Главная задача музыкально-теоретических дисциплин - дать фундаментальные знания в области музыкального искусства, научить понимать основные закономерности истории и теории музыки в их взаимосвязи, уметь применять эти знания на практике. К музыкально-теоретическим дисциплинам относятся: история зарубежной музыки, гармония, сольфеджио, полифония, анализ музыкальных произведений. Профессиональные качества, приобретаемые в результате изучения истории музыки, включают знания, умения и навыки, необходимые для проведения уроков музыки и для организации внеклассной и внеаудиторной деятельности.

В рамках курса «Гармония» у будущих педагогов-музыкантов предполагается формирование знаний, необходимых для формирования полного представления о гармоническом языке классической, романтической и современной эпохи; осознание значимости гармонии во взаимосвязи с другими элементами выразительности в музыке; целенаправленное развитие музыкальных способностей (гармонического слуха, интонационно-слуховых навыков и др.); развитие восприятия двух- и многоголосных созвучий, т.е. гармонии произведений. В последних программах по гармонии имеются значительные отступления от традиционных курсов, разработанных коллективом профессоров Московской консерватории. Новые программы, учебники и пособия, например учебный курс «Гармония» П.А. Черватюка, требуют более активного, творческого подхода к изучению предмета, освоения дополнительных разделов дисциплины, выявления её связей с другими областями музыкального искусства. Это вполне логично, так как курс «Сольфеджио» как учебная дисциплина преследует не только чисто технические цели развития музыкального слуха и воспитания слуховых навыков. В процессе его освоения решается задача формирования целостной, гармонически развитой личности, так как большое место в данном процессе занимает развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, формирование понимания художественных произведений, музыкального чувства, различных типов профессионального музыкального мышления. Усваивая музыкальные лады, аккорды, осваивая различные средства выразительности, будущий музыкант-педагог на практике овладевает музыкальной речью как формой сознания и общения с учащимися-слушателями и учащимися-исполнителями.

Курс «Полифония» связан с сольфеджио, продолжает курс гармонии и служит базой для глубокого анализа музыкаль-

ных произведений. В процессе освоения дисциплины студент приобретает целостный комплекс профессионально-ориентированных компетенций теоретической и практической направленности. В соответствии с компетентностной моделью, прописанной в ФГОС, выпускник вуза, освоивший на должном уровне содержание дисциплины «Полифония», должен знать историю эволюции многоголосной музыки в европейской традиции, историю становления и развития музыкального искусства, основы полифонии, закономерности, нормы и средства полифонии строгого и свободного стиля. Подобные знания приобретаются в процессе освоения музыкально-художественного материала на теоретическом, методическом и практическом уровнях (композиторские школы). Кроме того, учитывая необходимость приобретения педагогических компетенций, в процессе изучения полифонии, обучения анализу музыкальных произведений и сочинению, будущие музыканты-педагоги осваивают принципы, методы, приемы развития общих, эстетических, музыкальных, творческих способностей, а также исполнительского аппарата, изучают репертуарные концертно-исполнительские, культурно-досуговые, организационные возможности инструментов в контексте теоретических и практических вопросов композиции и сочинения. Глубокие системные знания в области гуманитарных и социальных наук помогают студентам при решении учебно-профессиональных задач в процессе сочинения, анализа музыкальных произведений, выполнения полифонических заданий. Дисциплина «Полифония» обеспечивает реализацию возможностей использования отечественного и зарубежного музыкального наследия в образовательной, воспитательной, досуговой, просветительской деятельности, осуществляемой музыкантом-педагогом в образовательных учреждениях общего и дополнительного образо-

вания, а также в социально-культурных организациях.

Важное место в музыкальной подготовке занимает курс «Анализ музыкальных произведений», способствующий целостному восприятию и осмыслению музыки. Он является универсальным, так как с помощью этого курса студенты учатся определять структуру музыкального произведения. Знания в области анализа музыкальных произведений помогают создать музыкальный образ и определить сущность исполняемого произведения как явления конкретного исторического этапа в развитии музыкальной культуры. Курс анализа музыкальных произведений тесно связан с современными исследованиями в области музыкознания, музыкальной психологии, эстетики. Изучая его, студент получает знания, связанные с технологией анализа, что помогает при осмыслении любого музыкального произведения, служит основой формирования универсального профессионального мастерства, фундаментом для проявления вариативного профессионального мышления.

Овладение умениями и навыками в области сольного пения в рамках инструментальной подготовки и самоподготовки предполагает освоение студентами приемов воздействия на голосовой аппарат, знаний об особенностях физиологии голосового аппарата, изучение методики преподавания постановки голоса, компетентность в сфере вокально-педагогической литературы, певческого репертуара для различных категорий учащихся и исполнителей, различных структурно-организационных форм музыкального обучения и воспитания. Занимаясь пением, в частности, под свой фортепианный аккомпанемент, будущие музыканты-педагоги осваивают профессиональные умения и навыки правильного певческого дыхания и звукообразования, осмысления поэтического текста, самостоятельной работы над вокальным и хоровым репертуаром, выразительного

исполнения, координации певческого и инструментального исполнительского аппаратов и др.

Формирование универсального профессионального мастерства, позволяющего студенту в будущем реализовывать вариативные профессиональные стратегии, связано также с его приобщением к искусству композиции и импровизации, что пробуждает живую фантазию, активизирует профессиональное мышление и оказывает благотворное влияние на культуру личности в целом.

Освоение же концертмейстерского мастерства по своей сути и содержанию является интегрированным видом учебной деятельности, поскольку связывает воедино умения и навыки как практических курсов, так и теоретических музыкальных дисциплин. Базой для приобретения умений и навыков в этой области служат произведения вокального, хорового и инструментального репертуара, где используется музыкальный материал, изучаемый на других дисциплинах предметного цикла. Дальнейшее развитие основных умений происходит в процессе освоения таких видов деятельности, как подбор по слуху, игра в ансамбле, пение под свой аккомпанемент, чтение с листа, эскизное освоение музыкального текста, работа с различными видами партитур, транспонирование, аннотирование музыкальных произведений и др., также являющихся интегрированными.

Чтение с листа является наиболее значимой, широко распространенной в практике и легко осваиваемой формой профессиональной подготовки музыканта-педагога. Однако лёгкость работы происходит только при условии осуществления системной исполнительской тренировки. Ярко выраженный интегрированный характер позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность музыканта. Чтение с листа формирует такие умения, как образно-текстовое представление о музыкальном произведении, навыки охва-

та и упрощения фактуры, ориентации в незнакомом нотном тексте. Также во время этой деятельности может быть проведён мониторинг и самоконтроль результатов усвоения знаний, полученных на предметах теоретической подготовки и в ходе самоподготовки студента.

Эскизный разбор музыкального сочинения позволяет ознакомиться с большим количеством произведений за инструментом, раздвинуть рамки музыкально-пианистического опыта, расширить художественный, исполнительский, педагогический, методический горизонты студента. Это даёт основания рассматривать эскизное изучение репертуара как форму развивающего обучения и ключевой компонент самоподготовки. В целом эскизная работа формирует исполнительское мастерство студента, способствует его профессиональному росту, становлению профессионального мышления, обеспечивает будущего музыканта-педагога методическим и практическим опытом для реализации вариативной профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

То же самое можно сказать об освоении такого компонента профессиональной деятельности музыканта-педагога, как подбор и исполнение аккомпанемента. Данный вид деятельности развивает основополагающие музыкальные способности (слух, чувство ритма и др.), профессиональное мышление, закрепляет знания, полученные на других занятиях. Большую трудность представляют оркестровые и оперные переложения. Их преодоление формирует высокий уровень исполнительского, методического и педагогического мастерства, расширяет кругозор студентов, развивает волевые и творческие качества.

Таким образом, самоподготовка студента должна включать в свою структуру содержание и все виды и формы музыкально-исполнительской, научно-исследовательской, проектно-педагогической деятельности, с которыми на практике, в

реальных трудовых условиях сталкиваются все музыканты-педагоги независимо от структурно-организационной формы деятельности, то есть от учреждения и контингента учащихся, с которыми они работают.

Исходя из этого, мы можем обозначить основное содержание профессиональной самоподготовки в вузе музыканта-педагога в классе фортепиано. Она предполагает интеграцию теоретических дисциплин, практических видов исполнительской, методической и организационно-проектной, педагогической деятельности, лежащих в основе профессиональной работы музыканта-педагога в современных сферах образования и культуры. Характеризуя содержательную сторону такой подготовки, можно выделить два основополагающих параметра. Первый - это факторы, основанные на системе требований, предъявляемых к студенту-музыканту в вузе в зависимости от направления и профиля подготовки. Они включают в себя научно-теоретическую подготовку, знание базисных исторических этапов развития предметов, новейших открытий и методических исследований, психолого-педагогическую подготовку, самообразование и самовоспитание. Второй параметр связан с теоретико-методическими основами будущей профессии. Это знание основ музыкально-теоретических дисциплин, владение исполнительскими умениями и навыками, умение творчески трансформировать полученные знания, владение некоторыми формами анализа музыкального материала, развитый музыкальный слух, общие и специальные профессионально значимые способности.

Систематическая, регулярная, плановая самоподготовка студента в области фортепианного исполнительства с присутствием всех перечисленных выше информационных и деятельностных компонентов обеспечивает предвидение результатов своей деятельности, высокий уровень сформиро-

ванности профессионального музыкального мышления, профессиональной культуры, профессиональной эрудиции и, как результат, высокую конкурентоспособность музыканта-педагога на рынке труда в сфере образования, культуры, искусства, социально-культурной деятельности.

Литература

1. Петухова Т.П., Белоновская И.Д, Глотова М.И, Пашкевич М.С. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавате-

лей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 80-85.

2. Лобанова Н.И. Понимание как проблема образования // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 129-134.

3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1961. 319 с.

4. Мазель Л.А. Анализ музыкальной формы. М.: Музыка, 1986. 528 с.

5. Цуккерман В.С. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. 208 с.

Статья поступила в редакцию 25.01.17.

THE ORGANIZATION OF STUDENTS' SELF-STUDY IN PIANO CLASS FOR VARIABLE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Veronika S. KORINA - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof. the Department of music education, e-mail: nika-korina@rambler.ru Moscow State Institute of Culture, Russia Address: 7, Bibliotechnaya, Khimki, 141406, Moscow Region

Abstract. The article addresses the issues concerning the improvement of musician-pedagogues' professional training at higher educational institution. The article presents the example of modeling and organizing the self-study in the piano class. The author substantiates the necessity to revise the traditional approaches to self-study organizing, emphasizes the importance of forming mental abilities, memory and thinking, reveals the content of the concept "musician-pedagogue's professional self-study in piano class", identifies the key areas of students' self-study according to theoretical disciplines and courses of the curriculum. As a result the key elements of professional training of a musician-pedagogue in piano class are determined.

Keywords: musician-pedagogue's professional activity, training in piano class, students' self-study, musician-pedagogue's professional self-study, self-study areas, mental activity, musician-pedagogue's professional mindset

Cite as: Korina, V.S. (2017). [The Organization of Students' Self-Study in Piano Class for Variable Professional Activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (210), pp. 133-140. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Petukhova, T.P., Belonovskaya, I.D., Glotova, V.I., Pashkevich, M.S. (2012). [Self-Training in the Eyes of Students and Teachers: Monitoring Results]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 80-85.

2. Lobanova, N.I. (2015). [The Comprehension as a Problem ofEducation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8-9, pp. 129-134. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Neuhaus, H.G. (1961). Ob iskusstve fortepiannoy igry [The Art of Piano Playing]. Moscow: Musyka Publ., 319 p.

4. Mazel, L.A. (1986). Analiz muzykal'noi formy [Analysis of Musical Form]. Moscow: Musyka Publ., 528 p.

5. Zuckerman, V.S. (1972). Muzyka I slushatel' [Music and the Listener]. Moscow: Musyka Publ., 208 p.

The paper was submitted 25.01.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.