Научная статья на тему 'Организация рефлексивной деятельности подростков в воспитательной работе классного руководителя'

Организация рефлексивной деятельности подростков в воспитательной работе классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емакова О. В.

В данной статье рассмотрены актуальные задачи современной воспитательной системы школы: формирование у подрастающего поколения готовности и способности к самооценке, саморазвитию и самореализации. Проанализированы педагогические и психологические основы процессов самовоспитания. Выявлено, что решению поставленных воспитательных задач могут способствовать рефлексивные технологии. Подробно описан первый этап педагогического эксперимента по обучению младших подростков рефлексивной деятельности, способствующей формированию навыков самооценки, самопознания и самоконтроля. Выявлено, что проведенные диагностические методики, анкеты и мероприятия способствовали обучению детей приемам саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация рефлексивной деятельности подростков в воспитательной работе классного руководителя»

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

© Емакова О.В.*

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

В данной статье рассмотрены актуальные задачи современной воспитательной системы школы: формирование у подрастающего поколения готовности и способности к самооценке, саморазвитию и самореализации. Проанализированы педагогические и психологические основы процессов самовоспитания. Выявлено, что решению поставленных воспитательных задач могут способствовать рефлексивные технологии. Подробно описан первый этап педагогического эксперимента по обучению младших подростков рефлексивной деятельности, способствующей формированию навыков самооценки, самопознания и самоконтроля. Выявлено, что проведенные диагностические методики, анкеты и мероприятия способствовали обучению детей приемам саморазвития.

Ключевые слова: рефлексивная деятельность, самооценка, самовоспитание, саморазвитие, самопознание, самоконтроль, воспитание, классный руководитель.

Одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы определено как «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению». В определении содержания программы воспитательной самореализации школьников в числе ее задач указывается, что она должна быть направлена на формирование позитивной самооценки, самоуважения и конструктивных способов самореализации [1].

Все это свидетельствует о том, что в настоящее время на уровне государственной образовательной политики осознается в качестве приоритетной задача формирования у подрастающего поколения готовности и способности к самооценке, саморазвитию и конструктивной самореализации. Таким образом, перед педагогами современной школы стоит задача пробудить у школьника стремление к самосовершенствованию, вывести его личность в режим саморазвития и обеспечивать инструментарием этого процесса. Широкие возможности для этого предоставляет использование в воспитании методов и приемов, включающих в себя рефлексивную деятельность детей.

В психологии под рефлексией понимается процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [5, с. 540]. Психологи еди-

* Аспирант кафедры Общей педагогики.

нодушны в том, что рефлексивные умения являются одним из факторов, определяющих цели жизни и деятельности человека, его ценностные ориентации и выполняющих функцию саморегуляции и контроля развития. Способность анализировать, оценивать и прогнозировать свои поступки способствует более эффективному развитию личности. Человек, способный к рефлексии, лучше общается, более успешен в профессиональной деятельности и, в конечном итоге, более счастлив.

По мнению психологов, наиболее интенсивно процесс рефлексии происходит в юности. В подростковом возрасте далеко не каждый школьник способен к рефлексии. Подростковый возраст многие ученые называют «переходным». Дети 11-14 лет в процессе развития совершают переход от ребенка к самостоятельной личности. По мнению Л.С. Выготского, этот переход может быть совершен успешно только через собственный опыт растущего человека. Человек воспитывает себя сам, изменяя природные реакции через собственный опыт [3, с. 82]. Таким образом процесс воспитания переходит в самовоспитание - систематическую и сознательную деятельность человека, направленную на саморазвитие и формирование базовой культуры личности [5, с. 553].

Это фундаментальное положение педагогической психологии требует разработки специальных воспитательных технологий, актуальность которых значительно повысилась в последнее время. Научные основы педагогических технологий саморазвития и самовоспитания в нашей стране изложены в работах С.М. Ковалева, Ю.М. Орлова, Г.К. Селевко и др. Эти специалисты, как правило, предполагают наличие в составе названных выше технологий рефлексивных технологий. Однако, по нашему мнению, они недостаточно конкретизированы для практики работы классного руководителя, что нередко приводит к их неэффективному использованию в воспитательной системе школы.

Педагогический эксперимент по использованию рефлексивных технологий в воспитательной деятельности классного руководителя был организован нами в 2011-2012 учебном году в пятых классах пос. Воротынца Нижегородской области: 5 а класс был экспериментальной группой, а параллельные 5 б и 5 в классы - контрольной группой. Целью эксперимента было определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность рефлексивных технологий в деятельности классного руководителя.

В его организации мы исходили из следующих предположений:

- специально организованные воспитательные технологии в работе классного руководителя могут способствовать активизации процесса рефлексии уже у младших подростков;

- в ходе применения этих технологий классному руководителю необходимо комплексно реализовать их потенциальные возможности в трех направлениях: в целях самопознания, самооценки и анализа своей и групповой деятельности и их саморегуляции.

По результатам поведенной в начале учебного года методики «Социометрия» все три класса находились примерно на одном уровне развития коллектива. В классах можно выделить несколько лидеров (от 1 до 3), высоким уровнем популярности обладает меньшее количество детей, чем низким. Изгои есть только в 5 в классе. Классы находятся на начальной стадии развития коллектива. Эмоциональный климат в целом доброжелательный, но при этом могут возникать мелкие ссоры и конфликты.

Первым этапом нашего эксперимента стало проведение диагностических методик по определению исходного уровня мотивации рефлексивных действий у учащихся пятых классов. Для этого было проведено анкетирование в классах экспериментальной и контрольной групп. Детям были предложены следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, нужно ли изучать свои способности, особенности

нервной системы и т.д.? Если считаешь, что нужно, то для чего?

2. В случае какой-либо неудачи ты пытаешься понять ее причины?

3. Кого чаще всего ты считаешь виновником своей неудачи?

а) одноклассников;

б) друзей;

в) учителей;

г) себя;

д) родителей;

е) других родственников;

ж) других людей (укажите).

4. Умеешь ли ты правильно оценивать себя, свои способности, поступки, результаты каких-либо действий?

5. Как ты думаешь, нужно ли тебе учиться анализировать и оценивать

свои качества и поступки?

Оказалось, что только половина пятиклассников (51-53 % опрошенных) заинтересованы в изучении своих способностей и особенностей своей нервной системы. Далее в экспериментальной группе я, как классный руководитель, провела небольшую с детьми небольшую беседу, объяснив, что значит изучить себя, как это можно сделать; зачем анализировать и оценивать свои поступки, как это влияет на жизнь человека. Очевидно, что младшие подростки еще не совсем разбираются в таких понятиях как нервная система, анализ, самооценка и т.п., поэтому не понимают для чего изучать свои способности и особенности. После нашей беседы учащимся 5а был вновь задан первый вопрос анкеты: «Нужно ли тебе изучать свои способности, особенности своей нервной системы?». В этом случае мотивацию на изучение своих способностей и рефлексивных действий показали все 100 % подростков.

Интересно отметить, что интуитивно многие подростки пытаются проводить рефлексивные действия, выясняя причины каких-то своих неудач. Более 60 % (от 61 до 68 %) пятиклассников ответили утвердительно на второй вопрос анкеты, т.е. они пытаются понять причины неудачи. Виновниками

своих неудач подростки чаще всего все-таки называют себя (от 43 до 72 % опрошенных), что по нашему мнению свидетельствует о стремлении к рефлексивным оценочным действиям. На втором месте «виновников» находятся одноклассники (от 22 до 31 %). На третьем месте - друзья, что говорит о том, что дружба у младших подростков носит ситуативный характер в отличие от старших школьников. Приятно отметить, что среди виновников своих неудач дети практически не называют учителей и родителей (от 0 до 1 % опрошенных). Видимо, это свидетельствует о достаточно высоком уровне их педагогической культуры.

На четвертый вопрос анкеты «Умеешь ли ты правильно оценивать себя, свои способности, поступки, результаты каких-либо действий?» были получены неожиданно высокие цифры: от 63 до 74 % подростков уверены в том, что они умеют правильно оценивать себя. Это связано, во-первых, с возрастными особенностями младших подростков. По мнению психологов, они еще плохо могут себя оценивать в этом возрасте. Во-вторых это связано с общей позитивной самооценкой учащихся экспериментальной и контрольных групп. Предварительно проведенная диагностика самооценки по методике Г.Н. Казанцевой показала, что абсолютное большинство детей (от 86 до 95 % опрошенных) имеют высокий и средний уровень самооценки.

В ответ на итоговый вопрос большинство детей (от 67 до 85 %) считают необходимым учиться оценивать и анализировать свои поступки и качества. Почему получилась такая разница в ответах на первый и пятый вопросы, которые, по сути, являются перекрестными. Мы считаем, что во многом это результат уже самого анкетирования, вопросы которого побуждали детей к осознанию важности самооценки и самоанализа.

Следующим этапом организации рефлексивной деятельности в экспериментальном классе стало использование технологии коллективных творческих дел (КТД). Данная воспитательная технология дает широкие возможности для мотивации и приобщения младших подростков к рефлексии. Структура каждого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества: предварительная работа коллектива, коллективное планирование, подготовка КТД, проведение КДТ, коллективное подведение итогов, стадия ближайшего последействия [4, с. 34]. С точки зрения мотивации к рефлексивным действиям нам наиболее интересен пятый этап коллективно творческого дела - подведение итогов. Этот этап проходит на общем сборе, где обсуждаются вопросы «Что у нас было хорошо и почему?», «Что не удалось осуществить и почему?», «Что предлагаем на будущее?». Вопросы в данном случае являются исходными действиями педагога, а мнения и предложения -действиями самих воспитанников. При этом педагог старается сравнить мнения, задать уточняющие вопросы, развить предложения. Важно, чтобы каждый воспитанник активно участвовал в коллективной рефлексии: в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее. Активность детей на этапе

подведения итогов зависит от степени развития мотивации к рефлексивному действию, другими словами, когда они понимают, зачем им это нужно.

В 5 а классе в периоде с декабря по март были проведены три коллективных творческих дела: «Добрый Огонек», посвященный новому году, «Мистер 5 а класса» и «Мисс 5 а класса», приуроченные к 23 февраля и 8 марта соответственно. Нашей задачей было выяснить, возрастет ли у младших подростков мотивация к рефлексии к последнему КТД и понаблюдать, как это проявится. Для этого на этапе рефлексии после каждого КТД проводилась анкета, состоящая из предложенных И.П. Ивановым вопросов, указанных выше [4, с. 35]. Проведенный опрос после первого коллективного творческого дела «Добрый Огонек» показал, что только около 22 % опрошенных дали развернутый ответ, содержащий элементы анализа, столько же респондентов не ответили на вопрос вовсе, а большинство (56 %) участников опроса дали односложный ответ. Это говорит, во-первых, о неготовности младших подростков анализировать групповую деятельность, а во-вторых, об отсутствии мотивации к рефлексивному действию. Многие пятиклассники отнеслись к данной анкете несерьезно, не понимая ее цель и пользу. После этого с детьми была проведена беседа по результатам опроса, мы обсудили развернуто высказанные мнения. При этом обсуждении я старалась убедить детей в том, что необходимо высказывать свое мнение. Если ты высказываешься, значит, тебя услышат, у тебя есть мнение - его обсудят и учтут.

Подведение итогов второго коллективного творческого дела «Мистер 5 а класса» проходило в аналогичной форме: анкета и последующее обсуждение. В данном случае развернутые ответы на предложенные вопросы дали около 50 % процентов респондентов, 38 % - ответили односложно, а 12 % -не дали ответов. Мы видим, насколько возросло желание подростков анализировать и планировать деятельность класса и свою собственную. Устное обсуждение прошедшего КТД проходило значительно живее и эмоциональнее со стороны детей, чем в предыдущий раз.

Коллективное творческое дело, посвященное празднику 8 марта «Мисс 5 а класса» на этапе рефлексии получило еще более высокие результаты: 56 % опрошенных дали развернутые ответы, содержащие анализ деятельности, а 44 % ответили односложно. Респондентов, не давших ответы на вопросы анкеты, не оказалось. Важно отметить, что в данном случае дети сами вспомнили про этап обсуждения, то есть рефлексия стала для них привычным этапом завершения групповой деятельности, перешла в некую потребность.

В конце учебного года во всех пятых классах была проведена анкета, содержащая вопросы о том, какие мероприятия проводились в классе, что запомнилось и было ли организовано обсуждение группового дела в классе после его проведения. Опрос показал, что во всех пятых классах проводились групповые дела, которые запомнились и понравились школьникам конкурсами, играми, подарками, выступлениями. Однако, на вопрос: «Было ли

организованно обсуждение результатов группового дела?» 100 % учащихся дали положительный ответ лишь в экспериментальном классе. В классах контрольной группы только около 40 % учащихся (от 34 до 41 %) ответили на данный вопрос утвердительно. Данные результаты дают основания предположить, что этап рефлексии в КТД, проводимых в 5б и 5в классах, проходил не всегда или не был правильно организован, в результате чего только часть детей участвовала в групповом обсуждении его результатов.

Еще одним шагом к обучению подростков рефлексивным действиям стало проведение диагностической методики «Репка», разработанной преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. Герцена [2, с. 68]. Учащимся экспериментальной и контрольной групп было предложено выбрать из заданных личностных качеств и умений те, которые изменились у них в лучшую сторону за учебный год и те, которые стали хуже. Также пятиклассники определяли, над каким качествами собираются работать в ближайшее время. Большинство подростков экспериментального класса серьезно отнеслись к этому заданию, потратив большое количество времени на анализ произошедших в них личностных изменений. Было очевидно, что отвечать на вопросы рефлексивного характера стало для них намного интереснее, чем в начале учебного года. Выявили в себе развитие как положительных, так и отрицательных качеств 73 % опрошенных, остальные 27 % посчитали, что улучшили все перечисленные показатели. Большинство пятиклассников (87 %) планируют развивать в себе какие-либо умения и качества.

В классах контрольной группы развитие в себе положительных и отрицательных качеств отметили приблизительно 30 % учащихся (от 32 до 37 %), а улучшение по всем перечисленным параметрам было выявлено половиной подростков (от 42 до 50 %). Обратим внимание на разницу в ответах на этот вопрос у учащихся контрольных и экспериментальных групп. Очевидно, что учащиеся экспериментального класса более самокритичны в оценке своих успехов. По нашему мнению, это свидетельствует о лучшем развитии у них умений самоанализа и самооценки. При этом важно отметить, что около 20 % учащихся классов контрольной группы не смогли определить динамику развития своих личностных качеств. Развитие качеств и умений планирует 72 % пятиклассников контрольной группы. Учащимся контрольной группы ответить на вопросы предложенной анкеты было заметно сложнее. Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что умения самооценки и самоанализа у учащихся контрольной группы (5 б и 5 в классы) сформированы несколько хуже, а мотивация к самосовершенствованию выражена слабее.

Проведенная работа в течение учебного года позволила сформулировать ряд выводов:

1. С помощью целенаправленного применения рефлексивных воспитательных технологий классный руководитель может стимулировать процесс рефлексии уже у младших подростков.

2. В ходе применения этих технологий необходимо использовать их потенциальные возможности в трех направлениях: в целях самопознания, самооценки своей и групповой деятельности и их саморегуляции.

3. Эффективность рефлексивных воспитательных технологий будет выше, если подростки систематически обучаются умениям самоанализа и самооценки своих личностных качеств и совместной групповой деятельности.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила отобрать некоторые диагностические методики, эффективные для решения задач стимулирования процесса рефлексии у младших подростков и оценить возможности технологии КТД в формировании у детей навыков анализа и оценки совместной групповой деятельности.

Список литературы:

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Статьи 8; 13; 18.2.3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.ru/ Ф-топ/то/Оа1а/а_10/т1897/Ь1т1.

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Сфера, 2001.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.

4. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань, 1994.

5. Шапарь В.Б. и др. Новейший психологический словарь. - 2-е изд. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

© Туралиев Б.С.*

Институт физической культуры и спорта Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского,

г. Саратов

В статье раскрываются проблемы духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях школы для специальной подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Особое внимание уделяется возрождению и активному исполь-

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.