Научная статья на тему 'Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе'

Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1372
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "КРУПНЫЕ ДОЗЫ" ВОСПИТАНИЯ / ГОДОВОЙ КРУГ КЛЮЧЕВЫХ ДЕЛ / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / EDUCATIONAL WORK / DESIGN / SPIRITUAL AND MORAL COMPONENT OF THE CONTENT OF EDUCATION / VALUE-ORIENTED ACTIVITIES / "LARGE DOSES" OF EDUCATION / THE ANNUAL RANGE OF KEY CASES / A COMPREHENSIVE DIAGNOSIS OF THE RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Галина Анатольевна, Жирнова Алла Олеговна

Уховно-нравственное воспитание в настоящее время является стратегическим национальным приоритетом государственной образовательной политики. Статья посвящена решению проблемы содействия ценностному самоопределению и нравственному саморазвитию обучающихся в общеобразовательной школе. На основе анализа педагогических исследований и педагогического опыта авторы предлагают вариант организации воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с учетом возраста детей. Проектирование духовно-нравственного компонента осуществляется на основе базовых национальных ценностей, требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к личностным результатам и концепций воспитания Н.Е. Щурковой и В.А. Караковского, Н.Л. Новиковой, Л.И. Селивановой. В годовом круге ключевых дел специально выделяется духовно-нравственный компонент. В его структуру входят: цели, тематика классных часов, коллективные творческие дела класса и школы, социальные практики, текущая диагностика. Основной результат исследования это выявленный и научно-обоснованный комплекс условий успешного проектирования духовно-нравственного компонента: воспитательный потенциал школы направлен на организацию личностно-значимых для обучающихся, педагогически регулируемых «крупных доз» воспитания; содержание мероприятий воспитательной работы в течение учебного года насыщенно ценностно-ориентированной совместной деятельностью взрослых и детей; осуществляется социальное партнерство на всех этапах проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы. Предлагаемый диагностический комплекс позволяет оценить ресурсы школы, окружающей среды, социальных партнеров в реализации поставленных задач, оценить динамику духовно-нравственного развития детей. В статье представлены результаты внедрения проекта: положительная динамика включенности детей в ценностноориентированную деятельность, формирование позитивного отношения к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of the spiritual and moral component of educational work at secondary school

Spiritual and moral education is currently a strategic national priority of the state educational policy. The article is devoted to solving the problem of promoting value self-determination and moral self-development of students in general education schools. Based on the analysis of pedagogical research and pedagogical experience, the authors propose the option of organizing educational work on the spiritual and moral education of schoolchildren, taking into account the age of children. The design of the spiritual and moral component is carried out on the basis of basic national values, the requirements of the Federal state educational standard of general education for personal results and the concepts of education of N.Ye. Shchurkova and V.A. Karakovsky, N.L. Novikova, L.I. Selivanova. In the annual circle of key business, the spiritual and moral component is specially highlighted. Its structure includes: goals, classroom topics, collective creative affairs of the class and school, social practices, current diagnostics. The main result of the research is the identified and scientifically grounded set of conditions for the successful design of the spiritual and moral component: the educational potential of the school is aimed at organizing personality-relevant for students, pedagogically regulated “large doses” of education; the content of educational activities during the school year is rich in value-oriented joint activities of adults and children; social partnership is carried out at all stages of the design of the spiritual and moral component of educational work. The proposed diagnostic complex allows to evaluate the resources of the school, the environment, the social partners in the implementation of the tasks, to evaluate the dynamics of the spiritual and moral development of children. The article presents the results of the project implementation: positive dynamics of the involvement of children in value-oriented activities, the formation of a positive attitude towards it.

Текст научной работы на тему «Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 14PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лебедева Г.А., Жирнова А.О. Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Lebedeva G.A., Zhirnova A.O. (2019). Design of the spiritual and moral component of educational work at secondary school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 373 ГРНТИ 14.25.19

Лебедева Галина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Соликамский государственный педагогический институт (филиал), Соликамск, Россия Заведующий кафедрой «Социальных и гуманитарных дисциплин»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: lebedeva@solgpi.ru

Жирнова Алла Олеговна

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Соликамский государственный педагогический институт (филиал), Соликамск, Россия

Магистрант E-mail: Alla-krauze@yandex.ru

Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе

Аннотация. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время является стратегическим национальным приоритетом государственной образовательной политики.

Статья посвящена решению проблемы содействия ценностному самоопределению и нравственному саморазвитию обучающихся в общеобразовательной школе. На основе анализа педагогических исследований и педагогического опыта авторы предлагают вариант организации воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с учетом возраста детей. Проектирование духовно-нравственного компонента осуществляется на основе базовых национальных ценностей, требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к личностным результатам и концепций воспитания Н.Е. Щурковой и В.А. Караковского, Н.Л. Новиковой, Л.И. Селивановой. В годовом круге ключевых дел специально выделяется духовно-нравственный компонент. В его структуру входят: цели, тематика классных часов, коллективные творческие дела класса и школы, социальные практики, текущая диагностика.

Основной результат исследования - это выявленный и научно-обоснованный комплекс условий успешного проектирования духовно-нравственного компонента: воспитательный потенциал школы направлен на организацию личностно-значимых для обучающихся, педагогически регулируемых «крупных доз» воспитания; содержание мероприятий воспитательной работы в течение учебного года насыщенно ценностно-ориентированной

совместной деятельностью взрослых и детей; осуществляется социальное партнерство на всех этапах проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы.

Предлагаемый диагностический комплекс позволяет оценить ресурсы школы, окружающей среды, социальных партнеров в реализации поставленных задач, оценить динамику духовно-нравственного развития детей. В статье представлены результаты внедрения проекта: положительная динамика включенности детей в ценностно-ориентированную деятельность, формирование позитивного отношения к ней.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; воспитательная работа; проектирование; духовно-нравственный компонент содержания образования; ценностно-ориентированная деятельность; «крупные дозы» воспитания; годовой круг ключевых дел; комплексная диагностика результатов

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время является стратегическим национальным приоритетом государственной образовательной политики.

Это положение отражено в нормативных документах всех уровней. На федеральном уровне духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе регламентируется Законом №273-Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (утв. 17.12.2010 г.); Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2014 г.); Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. 29.05.2015 г.); Национальной доктриной образования в РФ (утв. 04.10.2000 г.). На региональном уровне представлено в Законе № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» от 12.03.2014 г. Документом муниципального уровня является Муниципальная программа «Развитие системы образования Соликамского городского округа» (утв. 14.11.2013 г.). Программа развития Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» до 2022 года (январь 2017 г.) и Программа воспитания и социализации обучающихся до 2023 года (сентябрь 2018 г.) определяют цель и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся на институциональном уровне. В этих документах определяются требования государства к организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в контексте культуры и традиций российского общества.

Такое пристальное внимание государства объясняется сложившейся ситуацией в детско-юношеской среде, которая характеризуется нравственной и мировоззренческой дезориентацией. Опросы, проведенные среди учащейся молодежи г. Соликамска, показывают, что у них на первом месте стоят ценности достатка, успешной карьеры, а на последнем месте стоят духовные потребности и религиозная вера. Дети стремятся иметь деньги, связи, власть, но не выбирают активную жизнь, связанную с полезной созидательной деятельностью для себя, для других и для общества. Такие же результаты демонстрируют социальные опросы, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения.

Образовательные организации, которым предписано духовно-нравственное воспитание, испытывают потребность в научно-методическом обеспечении этого процесса, что подтверждают исследования С.И. Абрамова [1], С.Ю. Дивногорцевой [2], Н.Л. Селивановой [3]. Опросы среди учителей города Соликамска также выявили затруднения педагогов в выборе содержания и форм духовно-нравственного воспитания во внеурочное время с учетом социальной ситуации развития детей.

Современные российские ученые философы, педагоги, психологи ведут теоретические поиски эффективной модели построения духовно-нравственного воспитания. Т.А. Швырева, изучая степень разработанности проблемы, приходит к выводу, что духовно-нравственное

https:// mir-nauki. com

воспитание является многоаспектным объектом исследования. Она выделяет следующие аспекты изучения этого вопроса: научно-теоретический, теоретико-методологический, законодательно-нормативный, историко-педагогический, содержательный, организационно-технологический, методический, профессионально-педагогический [4].

Лаборатория И.В. Метлика активно занимается разработкой теории и методологии духовно-нравственного воспитания в российской школе. И.В. Метлик разработал структуру духовно-нравственного компонента образования в общеобразовательной школе, включив в него воспитательную работу как отдельный элемент [5], но содержательно и технологически этот элемент не разработан.

Таким образом, существующая потребность общества и государства в духовно-нравственном воспитании обучающихся, наличие нормативной и теоретической базы для проектирования духовно-нравственного компонента содержания общего образования, с одной стороны, и недостаточная научная, содержательная и методическая разработанность духовно-нравственной составляющей воспитательной работы школы, с другой стороны, определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эффективного проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования стали научные подходы, определяющие сущность, содержательное и процессуальное наполнение проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы школы на всех его этапах: диагностическом, проектировочном, этапе реализации проекта и рефлексивно-аналитическом.

Аксиологический подход (Н.Е. Щуркова, И.В. Метлик) ориентирует на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе принятых в школьном сообществе ценностей и моральных норм с учетом традиций духовно-нравственной культуры российского общества, народов России. Школа создает условия для процесса накопления личностью духовного опыта через освоение мировоззренческого феномена Культура.

Личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя) заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы ученика в воспитательном процессе, во включении субъектного опыта ребенка в содержание воспитания, в актуализации уникального личностного опыта школьника, в знании ценности обоюдного опыта (конкретной личности и других людей), в построении воспитательного процесса на основе психофизиологических особенностей обучающихся. Оба компонента (личностный и деятельностный) этого подхода неразрывно связаны друг с другом, ибо личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов определяет личностное развитие ее как субъекта.

Синергетический подход (В.Е. Аршинов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) ориентирует на учет естественной самоорганизации в воспитательном процессе, что означает учет самостоятельности ученика, педагога, отдельных структурных подразделений и школы в целом, ориентацию на их собственные потребности, цели и интересы. Ведущим принципом существования систем открытого типа, к которым относится и человек, и группа, и школа, является саморазвитие, самоорганизация, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой. Следовательно, самоуправляемое развитие системы предстает в виде изменений, которые организованы ею относительно становления нового качества и ведут к росту динамичности, активности системы в целом и ее отдельных компонентов.

Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что имеется множество определений понятия «духовно-нравственное воспитание». Оно определяется через категории

деятельность, воздействие, взаимодействие, содействие, приобщение, процесс. Можно выделить следующие характеристики содержания этого понятия:

Духовно-нравственное воспитание - это:

1. целенаправленный, многофакторный педагогический процесс;

2. процесс внешнего воздействия педагога на воспитанника по каналам разума, эмоций, воли и действия;

3. процесс постепенного расширения ценностно-смысловой сферы личности посредством интериоризации предъявляемых и осваиваемых ценностей;

4. специальная педагогическая деятельность по формированию ценностного отношения воспитанника к себе, другим людям, к миру.

И.В. Метлик предложил структуру содержания духовно-нравственного компонента в общеобразовательной школе [5]. Воспитательная работа, в которую входит духовно-нравственный компонент содержания образования, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям.

Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы осуществляется на основе базовых национальных ценностей, представленных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6], требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [7] к личностным результатам обучающихся и определенной модели содержания воспитания. В данной работе мы будем опираться на основные положения концепций воспитания Н.Е. Щурковой [8] и В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой [9], которые отражают сущность реализации аксиологического, личностно-деятельностного и синергетического подходов к организации воспитательной работы в школе.

Исходная позиция в определении структуры и содержания опытно-экспериментальной работы: проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы школы -это превращение воспитательных возможностей образовательной организации и социальных партнеров в цикл значимых для обучающихся, педагогически регулируемых «крупных доз» воспитания, насыщенных ценностно-ориентированной деятельностью.

В статье представлен вариант проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы конкретной общеобразовательной школы - Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Соликамска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 1-9 классов в количестве 501 чел. Контрольная группа - Муниципальное автономное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №10» г. Соликамска, количество обучающихся с 1 по 9 класс - 310 чел.

Для построения целенаправленной воспитательной политики школы в сфере духовно-нравственного воспитания необходимо знать ее воспитательный потенциал. С.Д. Поляков предлагает модель воспитательного потенциала школы, состоящую из следующих компонентов (факторов): обучающиеся, педагоги, администрация, материальные условия, социальная среда [10, с. 16].

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента в контрольной и экспериментальной группах были проведены педагогические диагностики: изучение уровня сформированности нравственных понятий (Г.И. Веденеева) [11]; изучение ценностных отношений к людям, к жизни, к самим себе (методика «Пословицы», С.М. Петрова) [12];

https:// mir-nauki. com

изучение уровня нравственных ориентаций обучающихся (методика «Размышляем о жизненном опыте», Н.Е. Щуркова) [8].

Анализ воспитательного потенциала школы показал, что в образовательной организации существуют предпосылки для проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы: наличие среди школьников незначительного количества лидеров, выражающих интерес к организации внеучебной деятельности; положительное отношение педагогов к духовно-нравственному воспитанию обучающихся; управленческая грамотность администрации в сфере организации воспитания; наличие помещений, свободных и доступных во внеучебное время для организации воспитательной работы и множительно-оформительских средств, информационных ресурсов; готовность общественных объединений и организаций к сотрудничеству со школой в проведении духовно-ориентированных мероприятий.

Изучение эффективности воспитательной работы с помощью педагогической диагностики позволяет констатировать наличие проблем: несформированность у большинства учащихся нравственных понятий, ценностных ориентаций; отсутствие мотивации к участию во внеурочной деятельности; низкий культурно-образовательный уровень семей и агрессивная социальная среда, что препятствует вовлечению детей в позитивную совместную деятельность взрослых и детей в школе.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами был разработан комплекс мероприятий, который входит в структуру духовно-нравственного компонента содержания образования МАОУ «СОШ №2» г. Соликамска и реализуется в образовательной организации в течение 2 лет с 2017 по 2019 гг.

Воспитательная работа успешна, если она позволяет интегрировать и гармонизировать все компоненты образовательного процесса для решения поставленных задач. По мнению В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой, Л.И. Новиковой [13], воспитательный комплекс -воспитание «крупными дозами» обеспечивает эффект объединения людей по интересам, деятельности и ориентирам. В разных системах воспитательные комплексы разные: клубы, воспитательные центры, ключевые дела, тематические блоки и т. д.

Сознательно подготовленные и осуществленные большинством яркие школьные события содержат в себе ценности, нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства. В.А. Караковский [9, с. 169] утверждает, что «крупные дозы» воспитания позволяют формировать у обучающихся чувство коллектива. Они превращают повседневную школьную жизнь в события, которые оставляют яркие впечатления у обучающихся на всю жизнь. По его мнению, «крупные дозы» обладают эффектом «заражения» и «заряжения» позитивной направленности, что является стимулом активности обучающихся. Участие в ключевых делах создает условия для перевода общезначимых ценностей в личные ценности. «Крупные дозы» воспитания позволяют включить в самоуправленческую деятельность всех школьников и создают возможности для взаимодействия всех педагогов, родителей, представителей общественности. Они являются важнейшим фактором формирования специфического школьного уклада жизни.

Методика коллективного творческого дела (КТД), которая используется при организации «крупных доз» воспитания, объединяет усилия «неумелого ребенка» и «умеющего взрослого», т. е. предполагает совместно-разделенную деятельность. Игровая инструментовка всех дел (встречи с историческими и литературными героями, ролевые игры, исторические балы, тренинги, пресс-клубы и т. д.) усиливают интерес, восприятие детьми различных видов деятельности. Главный признак этой методики - коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых, оптимизирует внутриклассные и внутришкольные отношения, способствует формированию метапредметных образовательных результатов (познавательных,

регулятивных, коммуникативных). Личностно-ориентированный и творческий характер деятельности всех участников помогает в их развитии и самоактуализации.

Воспитательная работа в школе организована «крупными дозами», которые мы назвали Парками. Пять Парков составляют годовой цикл ключевых дел (см. рис. 1).

Парк - это комплекс воспитательных мероприятий, объединенных общей целью, организационными формами, обеспечивающий свободное участие детей в различных видах конструктивной деятельности.

Парк больших возможностей (сентябрь-октябрь)

Нескучный сад (апрель -май)

Зимний сад (ноябрь ■ январь)

1

ЭТНОпарк (март -апрель)

^W

Рисунок 1. Годовой цикл ключевых дел (составлено автором)

В каждом Парке был выделен духовно-нравственный компонент в соответствии с уровнями общего образования (начальное, основное, общее).

Парк включает в себя целевую направленность, тематику классных часов, КТД класса, социальные практики и общешкольные КТД.

Начало учебного года открывает «Парк больших возможностей». В рамках Парка проводятся мероприятия, позволяющие обучающимся самоопределиться в выборе курсов внеурочной деятельности, занятий дополнительного образования, детских общественных организаций. Центральным событием Парка является Презентация внеурочной деятельности школы и дополнительного образования, с одноименным названием «Парк больших возможностей». Мероприятие проходит в форме ярмарки, на которой ученики могут познакомиться с деятельностью кружков, секций, клубов, детских объединений и т. д. К участию в Презентации, помимо учителей школы, приглашаются специалисты учреждений дополнительного образования города.

Центральным событием года является «Этнопарк» (см. таблица 2).

Школьное коллективное творческое дело - праздник «Вербница», который проходит в 2 этапа [14].

Задачи первого подготовительного этапа: формирование у детей представления о таких ценностях как добро, милосердие, сопереживание; раскрытие духовного смысла праздника Вербница и его преемственности с Пасхой, выявление потенциальных способностей детей в различных видах художественно-творческой деятельности, характерных для данной традиции. Для решения этих задач организовываются тематические классные часы, встречи - диалоги с

Годовой цикл ключевых дел

Парк Доблести и Чести (февраль)

представителями русской православной церкви, конкурс стихов «Вдохновение», конкурс шумовых оркестров и русских народных танцев, конкурс пасхальных открыток.

Таблица 1

Духовно-нравственный компонент ключевого дела «Парк больших возможностей»

Целевая направленность

Классные часы

КТД класса

Социальные практики

Общешкольные КТД

Начальное общее образование (1-4 классы)

Выявить у обучающихся предпосылки к саморазвитию личности

«Хочу, могу и надо»; «Труд - забота, труд - работа»; «Знакомься: это

ты»; «Дороги к моей

Мечте»; «Материальное и духовное в жизни человека»; «Человек -решатель проблем»; «Узнаю самого себя»; интерактивная игра «Чемодан» (мои достоинства и недостатки, как обратить недостатки в достоинства).

«Планируем жизнь своего класса»

«Мой вклад в общее дело» (благоустройство классной комнаты, кабинета)

«Парк больших возможностей»

(составление индивидуального образовательного плана на основе самопознания своих возможностей, презентации сфер

занятости во внеурочное время)

Основное общее образование (5-9 классы)

Воспитание потребности в саморазвитии и саморегуляции

«Зеркало моего «Я»; «Учимся управлять общением»;

«Задатки, способности, интересы»; «Зеркало как отношение других людей к человеку»; «Мои цели и мечты»; «Ответственность человека перед самим собой».

«Прожекты и

проекты» (презентация проектов жизнедеятельности классного коллектива)

«Профессии Добра» (профессиональные пробы); акция -

концерт для ветеранов труда Завода «Урал»

«Парк больших возможностей»

(составление индивидуального образовательного плана на основе самопознания своих возможностей, презентации сфер

занятости во внеурочное время)

Среднее общее образование (10-11 классы)

Развитие способностей к самооценке и планированию собственной активности, рефлексии во

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всех видах деятельности

«Назначение человека в жизни»; «Как определить стратегию своей

жизни»; «Кто хозяин моей судьбы?»;

«Человек как философ: способность давать отчет в собственной жизни».

«Образ Человека и образ жизни»

«Создаем красоту в школе» (благоустройство рекреаций)

«Парк больших возможностей»

(составление индивидуального образовательного плана на основе самопознания своих возможностей, презентации сфер

занятости во внеурочное время)

Составлено автором

14PDMN419

Второй этап - проведение непосредственно самого праздника «Вербница». Его наполнение разнообразно: мастер-классы по изготовлению куклы Вербницы, поделок из глины, пасхальных картинок 3D; квест-игра о традициях празднования Пасхи; народные забавы «Куча мала»; театрализованные и кукольные представления, повествующие о святости и духовности русского народа. В завершении все вместе, дети, родители, учителя, в школьной столовой стряпают пироги и затем ведут неспешный разговор за чашкой чая, делятся впечатлениями о празднике.

На мастер-классах дети не только лепят, рисуют, вяжут, но и включаются в диалог, отвечая на вопросы: «Кому вы расскажите о празднике?», «Зачем вы готовите эти игрушки, картинки?» «Кому вы хотите подарить свои поделки? Почему?» и др. Эти беседы побуждают детей совершать бескорыстные добрые поступки. Участвуя в квест-игре, школьники выполняют задания и проверяют свои знания о праздниках Вербница и Пасха. На спектаклях зрители вместе с героями сказок рассуждают о добре, силе духа и нравственном выборе. Погружение в атмосферу народных забав дает возможность подросткам сделать для себя открытие новых игр, веселых соревнований, конкурсов.

Таблица 2

Духовно-нравственный компонент ключевого дела «Этнопарк»

Целевая направленность Классные часы КТД класса Социальные практики Общешкольные КТД

Начальное общее образование (1-4 классы)

Развитие способности познания культуры и традиций своего народа «Культура места проживания: обычаи и традиции»; «Добро - благо для другого»; «Забота о духовной культуре»; «Мода от народа». «Вдохновение» (подготовка выступлений на конкурс чтецов, конкурс шумовых оркестров, конкурс пасхальных открыток) Вербный базар (изготовление и приобретение подарков для членов семьи) Праздник «Вербница»

Основное общее образование (5-9 классы)

Обогащение опытом улучшения социальной и персональной жизни посредством изучения культуры и традиций своего народа «Духовность как вочеловечивание мира» «Национальные особенности жизни людей»; «Обида. Как простить обиду?»; «Народные праздники»; «Зачем современному человеку народная культура». «Вдохновение» (подготовка выступлений на конкурс чтецов, конкурс шумовых оркестров) Вербный базар Праздник «Вербница»

Среднее общее образование (10-11 классы)

Развитие опыта анализа социально-культурных явлений и совершение на этой основе активных социальных действий «Духовная культура общества и «Я»; «В поисках смысла жизни»; «Что может отдельный человек»; «Духовные интересы современного человека»; «Религиозная культура как основа духовной культуры». «Вдохновение» (театрализация литературных произведений) Акция «Вербный букет» Праздник «Вербница»

Составлено автором

https:// mir-nauki. com

Целевая направленность и содержательная тематика всех мероприятий выстраивается в логике: познание себя, своих возможностей, овладение способами и практическими умениями в различных видах деятельности и общения на основе общепринятых норм и ценностей, осмысление себя как части культуры и истории родины, приобретение опыта активного социального действия.

Каждый блок предполагает взаимозависимость и взаимодополняемость участников, их готовность помогать друг другу, брать ответственность за себя и за другого. В процессе коллективной деятельности вырабатываются коллективные ценности, которые определяют развитие коллектива и каждой личности в отдельности.

Вовлекая ребенка в разнообразные виды деятельности, образовательная организация вооружает его умениями, навыками, знаниями, отношениями, необходимыми ему для жизни в обществе. Однако разностороннее развитие не исчерпывает самой трудной цели воспитания -воспитание личности, способной осознавать суть своей жизни и свое место в ней, другими словами, способной к постоянной духовной деятельности.

Н.Е. Щуркова рассматривает духовную деятельность как синоним ценностно-ориентированной деятельности, которая направлена «на осмысление социального значения явлений мира и установление личностного смысла по отношению к этим ценностным объектам» [8, с. 104]. Присвоение ценностей происходит через проживание взаимодействия с миром, поиск человеком смысла жизни.

Н.Е. Щуркова считает, что ценности, в отличии от знаний и умений не передаются от педагога к воспитаннику. Они формируются у ребенка в процессе переживания собственного опыта, деятельности и поведения. Н.Е. Щуркова выделяет пять методических аспектов, обеспечивающих организацию ценностно-ориентированной деятельности, направленной на осмысление социального значения явлений окружающего мира и установления личностного смысла по отношению к этим ценностным объектам [15].

Первый аспект - обнаружение ценности за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями; второй - предъявление социокультурной ценности детям таким образом, чтобы она была воспринята ими в своем глубоком значении; третий аспект -находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении, для этого учитель должен расширять кругозор обучающихся, создавать богатый набор социальных явлений, предъявляя им исторические события, художественные образы, социальные зарисовки, доступно говорить с детьми о жизни, необходимо, чтобы каждое воспитательное дело носило философский характер, ставя ученика в ситуацию нравственного выбора, выбора лучшего себя для научения школьника искусству поиска смысла жизни; четвертый аспект - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к Истине, Добру и Красоте - переход от «знаю» к «умею». организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека; пятый - постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия [15].

Н.Е Щуркова называет три взаимосвязанных процесса, благодаря успешному протеканию которых происходит индивидуальное восхождение ребенка к Культуре: освоение как накопление знаний о человеке и окружающем его мире; усвоение как овладение ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе; присвоение как интериоризация ценностей человеческой культуры.

Главным условием эффективного проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы является насыщение всего комплекса мероприятий годового круга дел ценностно-ориентированной деятельностью.

В названиях мероприятий отражены ценности (духовные, материальные, социальные), для усвоения которых осуществляется взаимодействие с объектами окружающего мира (в широком смысле слова) и формируется отношение к ним. Объект (люди, предметы, обстоятельства, природа и т. д.), включенный во взаимодействие, субъективируется, наполняется социальным смыслом, а для ребенка - личностным смыслом. Субъективированный объект входит в состав духовного мира личности, корректирует его поведение и деятельность. Например: классный час «Труд - забота, труд - работа» нацелен на усвоение ценности созидательного, творческого труда как средства к жизни и средства обеспечения достойного досуга, воспитание уважения к людям, достигшим успеха трудом, понимания смысла добротворчества и благотворительности. Ценностно-ориентированная деятельность является содержанием всех мероприятий - от индивидуальной беседы до общешкольных коллективных творческих дел.

Специфическим контекстом проектирования, в том числе и педагогического, является формирование отношений социального партнерства.

В процессе духовно-нравственного воспитания активно используется потенциал социокультурной среды города, привлекаются социальные партнеры.

Социальное партнерство, кроме систематического, организованного и управляемого характера взаимодействий, предполагает определенную общность целей, взаимную заинтересованность в участии партнеров, согласование интересов и деятельности, фиксированное, договорное закрепление взаимных отношений, взаимную ответственность и обязательность выполнения договоренностей [16].

Социальными партнерами и сферами их взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся являются:

1. Образовательные организации («горизонтальные» связи): обобщение и распространение передового педагогического опыта по вопросам духовно-нравственного воспитания, сетевое взаимодействие в организации дополнительного образования художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической и физкультурно-спортивной направленности.

2. Образовательные организации («вертикальные» связи): взаимодействие с Соликамским государственным педагогическим институтом в вопросах повышения квалификации педагогов в преподавании курсов духовно-нравственной направленности (Основы религиозной культуры и светской этики, Основы духовно-нравственной культуры народов России), и формирования педагогической культуры родителей по духовно-нравственному воспитанию детей; использование потенциала студентов - волонтеров в организации ключевых дел и летних досуговых площадок духовно-нравственной направленности [17].

3. Учреждения культуры, спорта: сетевое взаимодействие в разработке и реализации совместной духовно-нравственной внеурочной деятельности, организации привлекательных для обучающихся и их родителей совместных дел, мероприятий, акций, направленных на духовно-нравственное воспитание.

4. Ведомственные учреждения: взаимодействие по вопросам профилактики и коррекции противоправного поведения и безопасного образа жизни через организацию совместных социальных практик.

5. Учреждения и организации здравоохранения: взаимодействие по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний, противодействию употреблению психоактивных веществ через проведение коллективных творческих дел в классах.

Во всех ключевых делах педагоги школы используют воспитательные возможности инфраструктуры города:

• Ведущие объекты города (Воскресенская площадь, площадь им. Н. Ладкина, площадь им. В. Ленина, городской парк).

• Музеи (Соликамский краеведческий музей, Музей истории Соли, Минералогический музей, мемориальный ботанический сад им. Г. Демидова, музей - квартира Потапова, музей АО «Соликамскбумпром», музей ПАО «Уралкалий», музей завода «Урал»).

• Ведущие историко-культурные объекты (Центральный архитектурный ансамбль г. Соликамска).

• Городские театры (Театр - студия «Перемена»).

• Городские культурные центры (Дворец культуры завода «Урал», Дворец культуры «Прикамье», Дворец культуры «Бумажник»).

• Спортивные комплексы (Физкультурно-оздоровительный центр, спортивный комплекс «Калиец», Спортивная детско-юношеская школа «Старт», Детско-юношеская школа олимпийского резерва, бассейн «Дельфин», стадион «Бумажник», открытый каток).

• Библиотеки (Библиотека семейного чтения, Детская библиотека, Городская библиотека).

• Центры развлечений (кинотеатр «Русь», развлекательный центр «Чайка», развлекательный центр «Пингвин»).

• Православные храмы (Богоявленская церковь, Преображенская церковь, Храм Рождества Пресвятой Богородицы).

• Площадки ведомственных учреждений (ГИБДД, УВД, пожарная часть).

• Центры развития детского творчества (Центр развития творчества детей и юношества «Звездный», дом детского творчества «Речник», Муниципальное автономное образовательной учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр», Муниципальное автономное образовательной учреждение дополнительного образования детский оздоровительный центр «Лесная сказка», Муниципальное автономное учреждение культуры Центр туризма и молодежи «Соликамский горизонт», Муниципальное автономное образовательной учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Рост»).

В настоящее время с большинством перечисленных организаций и учреждений заключены договоры о сотрудничестве, но чаще всего партнерство не оформляется договорными отношениями.

Для достижения педагогического результата проектной деятельности мы использовали синергийный эффект - объединение энергии и усилий всех участников проекта. Связи кооперации и сотрудничества с социальными партнерами на всех этапах проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы являются значимым фактором эффективности проектной деятельности. Возникновение и укрепление новых социальных связей также свидетельствует о социальной значимости проекта и его результатов.

Каждый блок завершается диагностикой. Для этого используются «критерий факта» и «критерий отношения» (С.Д. Поляков) [10]. Показателем «критерия факта» является фиксация меры включенности учащихся в конкретные дела в позициях: «не участвовал», «пассивный участник», «активный участник», «организатор». «Критерий отношения» измеряется по показателю «отношения» обучающихся к ценностно-ориентированной деятельности с помощью семибалльной шкалы (для младших школьников - шкала в виде графических символов).

Можно отметить, что от блока к блоку изменялись ролевые позиции воспитанников (росло число активных участников и организаторов) и наблюдался рост среднего балла оценки обучающимися проводимых мероприятий (см. табл. 3 и 4).

Таблица 3

Динамика результатов текущей диагностики «Изменение ролевой позиции обучающихся в различных видах ценностно-ориентированной деятельности»

КТД 1-4 класс 5-9 классы

Всего уч-ся Не участвовал Пассивный участник Активный участник Организатор Всего уч-ся Не участвовал Пассивный участник Активный участник Организатор

Парк больших возможностей (100 %) (9,6 %) (78 %) (10,8 %) (1,6 %) (100 %) (18,4 %) (73,6 %) (5,2 %) (2,8 %)

Зимний сад (100 %) (8,3 %) (59 %) (29,5 %) (3,2 %) (100 %) (16,4 %) (67,2 %) (10 %) (6,4 %)

Парк Доблести и Чести (100 %) (9,2 %) (45 %) (43,8 %) (2 %) (100 %) (17,6 %) (49,6 %) (28,4 %) (4,4 %)

Этнопарк (100 %) (7,6 %) (38,6 %) (47 %) (6,8 %) (100 %) (15,2 %) (46,4 %) (28,8 %) (9,6 %)

Нескучный сад (100 %) (6,5 %) (32,7 %) (50,1 %) (10,7 %) (100 %) (12,8 %) (36,4 %) (40,4 %) (10,4 %)

Составлено автором

Таблица 4

Динамика результатов текущей диагностики по критерию отношения обучающихся к ценностно-ориентированной деятельности

КТД 1-4 классы 5-9 классы

«Парк больших возможностей» -0,1 балла -0,3 бала

«Зимний сад» 0,4 балла 0,2 балла

«Парк Доблести и Чести» 0,6 балла 0,3 баллов

«Этнопарк» 1,7 балла 1,6 балла

«Нескучный сад» 2,4 балла 2,2 балла

Составлено автором

В педагогическом отношении для школы важна субъективная новизна результата проектной деятельности, поскольку обеспечивает развитие образовательной организации.

Собственно воспитательный (человеческий) результат проектной деятельности по результатам текущей диагностики дает положительную динамику включенности детей в ценностно-ориентированную деятельность и формирования позитивного отношения к ней.

Сравнительная диагностика результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы проводилась по критериям и показателям, представленным в таблице 5.

Таблица 5

Критерии и показатели диагностики результатов исследования

Критерии Показатели Методики для диагностики

Информационно-познавательный Знание воспитанниками нравственных понятий, сформированность представлений о ценностях, их личностной значимости. Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий (Г.И. Веденеева) [11]

Ценностно-мотивационный Оценка воспитанниками смысла (мотива) своего участия в различных видах деятельности, адекватная оценка целей и способов поведения с точки зрения собственных и общезначимых ценностей, общепринятых норм морали (проявляется в суждениях, эмоциональных реакциях). Методика «Пословицы» (С.М. Петровоа) [12]

Регулятивно-поведенческий Следование нормам морали и ценностям, что проявляется в конкретных действиях и поступках воспитанников. Педагогическое наблюдение, методика «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова) [8]

Составлено автором

Показатели информационно-познавательного критерия по методике диагностики уровня сформированности нравственных понятий (Г.И. Веденеева) [11], измеряемые на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о более разностороннем освоении обучающимися содержания нравственных понятий, ценностей, так как в пояснениях присутствуют элементы теоретического, практического, эмоционального объяснения с примерами из личной жизни, литературы, кино. Наглядно результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты сравнительной диагностики уровня сформированности нравственных понятий, ценностей в контрольной и экспериментальной группах

1-4 классы 5-9 классы

Констатирующий этап Итоговый этап Констатирующий этап Итоговый этап

Уровень Эксперимента льная группа Контрольная группа Эксперимента льная группа Контрольная группа Эксперимента льная группа Контрольная группа Эксперимента льная группа Контрольная группа

Высокий уровень 4 % 6 % 10 % 7 % 12 % 10,6 % 19 % 13 %

Средний уровень 42 % 44 % 57 % 45 % 54 % 54,1 % 65 % 54,7 %

Низкий уровень 54 % 50 % 33 % 48 % 34 % 35,3 % 16 % 32,3 %

Составлено автором

По показателям ценностно-мотивационного критерия мы также видим наличие положительных эффектов, что отражено в таблицах 7 и 8. Наблюдается динамика в принятии школьниками желательных гуманистических ценностей. Обучающиеся выбирают суждения,

указывающие на духовное отношение к жизни, на значимость дружбы, учения и труда. Увеличилось количество выборов, свидетельствующих о самоопределении воспитанников в жизни и их стремлении к достижениям.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика результатов диагностики принятия ценностей обучающимися экспериментальной и контрольной групп в начальной школе

Экспериментальная группа (1-4 классы МАОУ «СОШ №2», всего 251 чел.) Контрольная группа (1-4 классы МАОУ «ООШ №10», всего 140 чел.)

Экспериментальный этап Контрольный этап Экспериментальный этап Контрольный этап

I уровень(10-8 выборов желательных 16,7 % 25,1 % 15,7 % 16,4 %

ценностей)

II уровень (5-7 выборов желательных 41,8 % 47,4 % 44,2 % 46,4 %

ценностей)

III уровень (4 и

меньше выборов желательных 41,5 % 27,5 % 40,1 % 37,1 %

ценностей)

Составлено автором

Таблица 8

Динамика результатов диагностики принятия ценностей обучающимися экспериментальной и контрольной групп в основной школе

Экспериментальная группа (5-9 классы МАОУ «СОШ №2», всего 250 чел.) Контрольная группа (5-9 классы МАОУ «ООШ №10», всего 170)

Экспериментальный этап Контрольный этап Экспериментальный этап Контрольный этап

I уровень(30-20 выборов желательных 19,2 % 26,4 % 18,3 % 20 %

ценностей)

II уровень (19-14 выборов желательных 47,6 % 54,4 % 46,4 % 47,7 %

ценностей)

III уровень (13 и

меньше выборов желательных 33,2 % 19,2 % 35,2 % 32,3 %

ценностей)

Составлено автором

При сравнении показателей регулятивно-поведенческого критерия на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы в экспериментальной и контрольной группах мы обнаруживаем позитивные изменения, представленные в таблице 9. Результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике в выборе обучающимися нравственных ориентаций в моделируемых жизненных ситуациях. Школьники делают нравственный выбор в ситуациях, где требуется помощь другому человеку, в выборе профессии ориентируются на личный интерес, а не на работы, демонстрируют ответственное отношение к труду, своему и других людей.

Таблица 9

Динамика результатов диагностики нравственной ориентации в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и итоговом этапах

Экспериментальная группа Контрольная группа

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

1-4 кл. 5-9 кл. 1-4 кл. 5-9 кл. 1-4 кл. 5-9 кл. 1-4 кл. 5-9 кл.

Нравственная ориентация 44 % 37 % 71 % 68 % 41 % 36 % 43 % 37 %

Безнравственная ориентация 34 % 51 % 19 % 27 % 35 % 49 % 34 % 47 %

Несформированность нравственных ориентаций 22 % 11 % 10 % 5 % 24 % 15 % 23 % 16 %

Составлено автором

Качественный анализ диагностических процедур, а также отзывы родителей, детей помогают сделать заключение о полученных педагогических эффектах: дети показывают значимость деятельности на благо других людей, проявляют способность к сопереживанию, оценивают поступки свои и других на основе общепринятых норм, следуют культурным образцам во время коллективных дел, проявляют заботу о сохранности памятников культуры.

Для оценки эффективности проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы МАОУ «СОШ №2» г. Соликамска в конце 2018-2019 учебного года был проведен анализ воспитательного потенциала школы (по модели С.Д. Полякова [10]).

Анализ основных факторов, определяющих результативность воспитательной работы, показал ряд изменений.

По фактору «Обучающиеся» наблюдается изменение числа обучающихся, которые могут объединяться в группы на основе позитивных интересов: интерес к спорту проявляют 33 % школьников. Был организован школьный спортивный клуб, повысились результаты выступлений обучающихся школы на городских спортивных соревнованиях. Художественно-творческие интересы проявляются у 29 % обучающихся (рост показателя на 8 %); интеллектуальные интересы демонстрируют 21 % учеников. Появились ученические объединения «Олимпийская сборная», «Клуб научных исследователей», интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?». Органы ученического самоуправления объединяют 19 % обучающихся. «Недеятельные» основания для объединения проявляются у 19 % опрошенных (снижение на 11 %), без ответа оставили вопрос 9 % обучающихся.

Произошли изменения по фактору «Педагоги». Расширился спектр культурных интересов. Учителя и ученики совместно занимаются моделированием и конструированием, туризмом, информационными технологиями, танцами. Увеличилось число групп педагогов с близкими интересами до 5 (что составляет 65 % от общего числа педагогов). Учителя, педагоги дополнительного образования принимают активное участие в всех КТД.

Позиция администрации школы к воспитанию существенно не изменилась: воспитание является приоритетным направлением в развитии школы. Изменения наблюдаются в организации анализа воспитательных мероприятий. Обсуждение результатов проводится на уровне всего педагогического коллектива, совместно выявляются положительные и отрицательные моменты, вносятся коррективы в содержание и методику духовно-нравственного воспитания.

Анализ материальных условий школы показал, что использование имеющихся ресурсов для решения воспитательных задач стало более эффективным. В актовом зале, помимо

https:// mir-nauki. com

общешкольных ключевых дел, проводятся занятия танцевальной и театральной студии, тематические классные часы, кинопоказы. Школьный двор стал местом проведения массовых мероприятий: новогодний праздник «Мультиелка», праздник «Вербница», День здоровья. Компьютерный класс активно используется не только для учебных занятий, но и для поиска обучающимися и педагогами информации в рамках подготовки к ключевому делу.

В целях повышения мотивации и компетентности родителей в вопросах воспитания были организованы мероприятия по родительскому образованию: Форум «Школа будущего», круглый стол для родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, интерактивный семинар «Игра - дело серьезное», философский клуб «Высокий слог», тематические родительские собрания. Проводилась работа по привлечению родителей к организации школьных акций, дел, праздников (интерактивный праздник - бал, акции -«Вербный букет», «Вербный базар», школьный субботник и др.).

Было выявлено, что при несущественном изменении социального благополучия семей, уровня образования родителей и их распределения по профессиональным группам, наблюдается рост числа родителей с неравнодушным отношением к делам, организуемым школой. Об этом свидетельствует активное участие более 50 % родителей в школьных мероприятиях и изменение их роли в ключевых делах.

Школа расширила горизонтальные и вертикальные связи в области социального партнерства, обновила каналы коммуникации и формы их взаимодействия со школой в проектировании духовно-нравственного компонента воспитательной работы в школе.

В качестве экспертов, лекторов, гостей - участников приглашались представители Управления культуры администрации г. Соликамска, Спортивного комитета, инспекторы отдела по делам несовершеннолетних, сотрудники медицинских учреждений, представители Русской Православной церкви и др. В рамках «Парка Доблести и чести» школа сотрудничала с городским военкоматом для организации Конкурса строя и песни и посвящения в кадеты.

Проект получил поддержку управления образования администрации города Соликамска: опыт проектной деятельности в этом направлении был представлен на научно-педагогическом экспертном совете. Для изучения содержания и методики проведения отдельных КТД на семинары приглашались заместители директоров по воспитательной работе и дополнительному образованию, классные руководители, педагоги-организаторы общеобразовательных школ города.

Таким образом, выполненное исследование дает основание заключить, что духовно-нравственное воспитание реализуется на основе всего содержания общего образования, но условно выделяется духовно-нравственный компонент, который целенаправленно ориентирован на содействие ценностному самоопределению и нравственному саморазвитию растущей личности. Он выполняет важнейшую социально-педагогическую функцию: усвоение ребенком общественно приемлемого образа жизни, достижение им социальной и духовной зрелости. Духовно-нравственный компонент реализуется в педагогически организованном процессе.

Воспитательная работа в школе как комплекс мероприятий, объединенных решением конкретных задач, в отличие от других элементов содержания образования требует особого времени, предполагает свободу обучающихся в выборе различных форм деятельности в целях приложения своих интересов и склонностей, предусматривает взаимодействие различных форм, видов, методов организации, их скоординированность, преемственность. Содержание воспитательной работы должно помочь ребенку понять цель и смысл жизни, найти себя в ней.

Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы общеобразовательной школы определяет ценностно-смысловое единство участников

воспитательного процесса, упорядочивает деятельность образовательного учреждения относительно целей духовно-нравственного воспитания, обеспечивает активное участие педагогов и воспитанников в различных видах ценностно-ориентированной деятельности, отражает специфический способ организации воспитательной работы на уровне конкретной образовательной организации общего образования.

Установлено, что проектирование духовно-нравственного компонента должно осуществляться с учетом закономерностей развития личности воспитанника, его потребностей, содействовать способности ребенка стать субъектом собственной жизни на основе расширения представлений о нормах и ценностях жизни, формирования способности к саморегуляции, приобщения к участию в общественной жизни, развитию способности корректировать собственную жизнедеятельность и делать самостоятельный нравственный выбор.

Диагностический комплекс для оценки эффективности проектирования духовно-нравственного компонента состоит из двух частей: первая - анализ воспитательного потенциала школы на основе анализа документов, педагогического наблюдения, анкетирования по факторам: «обучающиеся», «педагоги», «администрация», «материальные условия», «социальная среда»; вторая - методики для оценки динамики в представлениях детей о моральных понятиях и ценностях, в освоении и принятии ценностных ориентаций, в выборе нравственных позиций (моделируемые и реальные жизненные ситуации). Такой подход дает возможность оценить ресурсы школы и окружающей среды для внесения изменений в воспитательную работу школы и корректировать коллективные и индивидуальные взаимодействия, воздействия в процессе духовно-нравственного воспитания.

Основной результат исследования - это выявленный и научно обоснованный комплекс условий, обеспечивающий успешность проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы школы: воспитательный потенциал школы направлен на организацию личностно-значимых для обучающихся, педагогически регулируемых «крупных доз» воспитания; содержание мероприятий воспитательной работы в течение учебного года насыщено ценностно-ориентированной совместной деятельностью взрослых и детей; осуществляется социальное партнерство на всех этапах проектирования духовно-нравственного компонента воспитательной работы.

Дальнейшего изучения требуют вопросы повышения компетентности педагогов в организации духовно-нравственного воспитания обучающихся во внеучебное время; остаются не решенными проблемы эффективного взаимодействия с родителями в ценностно-ориентированной деятельности, хотелось бы отработать механизмы светско-церковного партнерства в условиях поликонфессионального общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов С.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / Педагогика. М.: 2009. №8. С. 27-37.

2. Дивногорцева С.Ю. Основы православной педагогической культуры: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 244 с.

3. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. Тверь. ООО «ИПФ Виарт», 2010. 168 с.

4. Швырева Т.А. Духовно-нравственная основа предметов художественно-эстетического цикла в системе современного российского образования. [Электронный ресурс]. URL: https://izvuz_gn.pnzgu.ru.

https:// mir-nauki. com

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / под. ред. д.п.н. И В. Метлика. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с. - (Стандарты второго поколения).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e 5cbd2eec34b4445cf314/.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под. ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. 208 с.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под. ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.

Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 176 с.

Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. 252 с.

Степанов Е.Н. Методические рекомендации: Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. С. 19-22.

Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.

Лебедева Г.А., Жирнова А.О. Православные праздники в школе как элемент духовно-нравственного воспитания детей и подростков // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: материалы Международной научно-практической конференции. Оренбург: ООО «Агентство Международных исследования», 2017. С. 98-102.

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

Метлик И.В., Потаповская О.М. Моделирование социального партнерства в духовно-нравственном образовании школьников // Социальная педагогика в России, 2017, №2, С. 18-29.

Ляшенко М.И. Модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства // Историческая и социально-образовательная мысль, 2017. №6. С. 191-202.

Lebedeva Galina Anatolievna

Solikamsk state pedagogical institute Branch of Perm state national research university, Solikamsk, Russia

E-mail: lebedeva@solgpi.ru

Zhirnova Alla Olegovna

Solikamsk state pedagogical institute Branch of Perm state national research university, Solikamsk, Russia

E-mail: Alla-krauze@yandex.ru

Design of the spiritual and moral component of educational work at secondary school

Abstract. Spiritual and moral education is currently a strategic national priority of the state educational policy.

The article is devoted to solving the problem of promoting value self-determination and moral self-development of students in general education schools. Based on the analysis of pedagogical research and pedagogical experience, the authors propose the option of organizing educational work on the spiritual and moral education of schoolchildren, taking into account the age of children. The design of the spiritual and moral component is carried out on the basis of basic national values, the requirements of the Federal state educational standard of general education for personal results and the concepts of education of N.Ye. Shchurkova and V.A. Karakovsky, N.L. Novikova, L.I. Selivanova. In the annual circle of key business, the spiritual and moral component is specially highlighted. Its structure includes: goals, classroom topics, collective creative affairs of the class and school, social practices, current diagnostics.

The main result of the research is the identified and scientifically grounded set of conditions for the successful design of the spiritual and moral component: the educational potential of the school is aimed at organizing personality-relevant for students, pedagogically regulated "large doses" of education; the content of educational activities during the school year is rich in value-oriented joint activities of adults and children; social partnership is carried out at all stages of the design of the spiritual and moral component of educational work.

The proposed diagnostic complex allows to evaluate the resources of the school, the environment, the social partners in the implementation of the tasks, to evaluate the dynamics of the spiritual and moral development of children. The article presents the results of the project implementation: positive dynamics of the involvement of children in value-oriented activities, the formation of a positive attitude towards it.

Keywords: spiritual and moral education; educational work; design; spiritual and moral component of the content of education; value-oriented activities; "large doses" of education; the annual range of key cases; a comprehensive diagnosis of the results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.