Научная статья на тему 'Организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в «Школе здоровья»'

Организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в «Школе здоровья» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальчевская И. В.

В школе № 97 ЗАО г. Москвы с 2000 года разработана и реализуется модель «Школа здоровья»; созданная школьная среда способствует физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, в том числе профилактике вредных привычек и дорожно-транспортного травматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальчевская И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From year 2000 in school №.97 there is developed and implemented model Health school; created school environment contributes to the physical and moral invigoration of children and teenagers including bad habits and traffic traumatism.

Текст научной работы на тему «Организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в «Школе здоровья»»

УДК 372.8:614 + 656.1

И.В. Мальчевская (ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 97г. Москва) ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

В «ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ»

I. Malchevskaya (Health school No. 97 Moscow) ORGANIZATION OF WORK ON PREVENTION OF CAR ACCIDENT INJURIES IN "HEALTH SCHOOL"

В школе № 97 ЗАО г. Москвы с 2000 года разработана и реализуется модель «Школа здоровья»; созданная школьная среда способствует физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, в том числе профилактике вредных привычек и дорожно-транспортного травматизма.

From year 2000 in school №.97 there is developed and implemented model "Health school"; created school environment contributes to the physical and moral invigoration of children and teenagers including bad habits and traffic traumatism.

И.В. Мальчевская

Состояние здоровья подрастающего поколения, уровень сформированное™ навыков здорового образа жизни — критерии, по которым оцениваются результативность работы каждой школы, условие, обеспечивающие эффективность УВП в целом.

Здоровье в системе образования рассматривается как цель, содержание и результат образовательного процесса. Поэтому формирование культуры здоровья является психолого-педагогической основой деятельности «Школы здоровья».

Вопросы сохранения здоровья учащихся являются основными в содержании работы школы № 97 ЗАО г. Москвы, это связывающее звено, системообразующий компонент всей деятельности с 2000 года.

Разработана и реализуется собственная модель «Школы здоровья».

Все компоненты обучения и воспитания в «Школе здоровья» интегрируются по вектору здоровьесберегающей среды развития детей.

Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья; обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни; воспитанию культуры здоровья.

Образовательный результат при этом нацелен на формирование у школьников следующих компетенций:

- культура здоровья и здорового образа жизни, здоровый жизненный стиль;

- навыки здорового образа жизни;

- ответственность за свое здоровье и здоровье близких, здоровье нации;

- способность совершать позитивный осознанный выбор по отношению к собственному здоровью;

- умение контролировать собственное поведение;

- умение организовать свою деятельность с наименьшими потерями здоровья;

- формирование у школьников стратегии поведения — быть ответственным за свое здоровье.

Расположение школы на пересечении крупной автомагистрали — Аминьевское шоссе и улицы Кременчугской, сложные маршруты движения учащихся требуют: серьезного изучения ПДД, усвоения этих правил; формирования твердых навыков безопасного движения, доведенных до автоматизма; гражданской активности в предупреждении возможных нарушений; использования в работе простых, но важных правил:

- на занятиях с детьми использовать реальную, известную учащимся дорожную обстановку микрорайона;

- в процессе обучения опираться не на выучивание правил, а на формирование понимания, уважения к ним, умения применять их в жизни.

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I

X CU н

I

0

1 т

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

И, главное, — родители учеников должны быть активными союзниками учителям в овладении детьми законов дорожного движения.

Основа деятельности — программа «Внимание! Дорога!», система мероприятий которой нацелена на профилактику дорожно-транспортного травматизма детей.

Цель программы: обучение школьников навыкам безопасного движения на улицах города.

Задачи программы:

♦ способствовать адаптации учащихся в условиях большого города;

♦ воспитывать правильную мотивацию безопасного движения на дорогах;

♦ обучение практическим навыкам безопасного движения на улицах города в практической деятельности, в ходе тренировок на местности.

Обучающая программа «Здоровье» реализуется на уроках здоровья.

Это целостная система, охватывающая все возрастные группы школьников.

В 1-4 классах уроки проводятся в группах по 12-15 человек (класс делится пополам), в рамках учебного расписания по всем темам программы, которые представлены в каждом классе, соизмеримо возрасту обучающегося, включая и темы безопасности на дорогах.

В 2007-2008 учебном году один раз в месяц проходят дополнительные уроки по ПДД с использованием учебно-методического комплекта автора Виноградовой.

В 5-9 классах изучение ведется модульно по отдельным темам, а также интегрированно с предметами образовательной области «Естествознание», в 111 классах — через проектную деятельность, классные часы.

Уроки здоровья способствуют развитию умения анализировать собственное отношение, привычки, поведение, стимулировать критическое мышление и ответственное принятие решений. Предпочтение отдается выработке стратегии здоровьесберегающего поведения.

Новой формой работы с 2006 года стала интеграция здоровьесбережения в дополнительное образование. Учитель Гончаренко Ирина Владимировна со своими воспитанниками — учениками 2-4 классов на занятиях кружка «Мой друг — компьютер» создает обучающие мультипликационные фильмы по безопасности жизнедеятельности, фильмы для организации обучения в помощь учителю.

С первых шагов ребенка на улице необходимо тренировать у него особую, «транспортную» привычку: обращать внимание при переходе улицы на любые предметы, мешающие обзору, уметь быстро переключаться с бытового навыка на транспортный. Однако в нашей стране даже у взрослых, так же, как и у детей, не сформирована ситуационная культура транспортного поведения. Поэтому образуется порочный круг: «неграмотный» взрослый передает свой опыт ребенку, способствует на личном примере закреплению у

него опасных навыков.

При работе с родителями педагог, помимо формирования у них самих навыков ситуационной транспортной культуры, обращает их постоянное внимание на необходимость самоконтроля в присутствии ребенка.

Анализ ДТП показывает, что дети, из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть, часто подвергаются риску, но при этом уверены в своей безопасности. Несчастные случаи с детьми возникают в типичных ситуациях-«ловушках»: особенность «закрытого обзора», из-за сформировавшейся в раннем детстве привычки выбегать, не приостановившись и не выглянув из-за стоящих машин и других предметов, на проезжую часть.

Дети живут в своем мире, заняты своими проблемами и поэтому часто не видят окружающую их обстановку.

Мы, взрослые, должны воспитать в ребенке умение быть внимательным, сформировать позицию — быть активным в предупреждении возможных нарушений.

Обучение поведению на дорогах не ограничивается изучением правил. Необходимо научить ученика, своего ребенка, прежде всего, предвидеть опасность.

Ученикам требуется постоянный тренинг, необходимо развивать такие качества, как скорость, внимание, наблюдательность, те качества, которые работают на выработку навыков, необходимых для безопасного поведения на дорогах, что формируется на экскурсиях «Опасности наших улиц», уроках физической культуры.

Работа проводиться через разнообразные виды деятельности:

- учебную (уроки здоровья, классные часы);

- спортивную (соревнования);

- нравственную (беседы, встречи);

- художественно-эстетическую (конкурсы, спектакли, выставки);

- познавательную — проектная деятельность, легоконструирование;

- работу с родителями (совместные дела, собрания, беседы).

Педагоги школы определяют формы и методы работы с учениками соизмеримо с их возрастными и психологическими особенностями.

Для всех возрастных категорий:

- теоретические и практические занятия в рамках курса ОБЖ;

- экскурсии, учебные прогулки по маршрутам микрорайона;

- конкурсы лозунгов, рисунков, плакатов;

- инструктаж и беседы перед каникулами;

- домашняя самостоятельная работа среди 1-4 классов «безопасный маршрут», целью выполнения которой является вовлечение учащихся, совместно с родителями, в процесс активного изучения дорожной обстановки и организации безопасного движения ученика до школы, мест микрорайона, наиболее посещаемых.

Для учителей начальной школы главным направлением является создание методики проведения уроков по ПДД (основным темам правил), соизмеримо с методами работы в начальной школе.

Для 5-8 классов формы работы иные:

- обучающие игры;

- участие в соревнованиях;

- КВН, в том числе и спортивные;

- театральное творчество;

- начало работы по принципу «Дети для детей»;

- интегрированные уроки.

В старших классах работа не должна заканчиваться. Ученики 9-11 классов становятся инструкторами. Они проводят подготовку обучающих игр:

- тренировки по всем направлениям;

- подготовка пособий, наглядной агитации;

- подготовка команды;

В результате такой деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- старшеклассники чувствуют свою значимость в школьной жизни и находят поддержку со стороны учителей, младших школьников;

- ребята приобретают опыт научного подхода к деятельности, умение аргументировать, задавать вопросы и отвечать на них, выдвигать задачи и выполнять их.

Преподавать ПДД нельзя, не изучая психофизические возрастные особенности поведения детей школьного возраста на дороге, анализа причин возникновения дорожно-транспортных происшествий. Эти знания донести до каждого ученика

одному человеку просто невозможно.

В этой работе может оказать помощь только профессионал — работник ГИБДД, обладающий нужными знаниями, умением анализировать ситуации, возникшие на дороге.

Важная роль в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма отводится сотрудникам МЧС России, обладающим специфическими знаниями, которые позволяют быстро и эффективно реагировать в опасной ситуации, доводить навык безопасного поведения до автоматизма.

На наш взгляд, миссия сотрудника, владеющего современными технологиями безопасности, состоит в консультировании, обучении учителей школы, которые в свою очередь, имея багаж различных педагогических методик, донесут эти знания детям.

Главным этапом такого сотрудничества является:

- вскрытие причин ДТП, в которые попадают

дети;

- определение степени риска каждого ребенка из-за местонахождения школы, места жительства, расположения детских игровых площадок.

В итоге всех проводимых мероприятий среди учеников различных возрастов должны быть сформированы умения прогнозировать развитие ситуации на дороге, развить навык наблюдения за дорожной обстановкой.

Главное — у ребенка должна быть сформирована привычка — всегда выполнять ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.