Научная статья на тему 'Разработка и апробация модели обеспечения безопасности детей на дорогах в рамках эксперимента "ученик, автомобиль и дорога"'

Разработка и апробация модели обеспечения безопасности детей на дорогах в рамках эксперимента "ученик, автомобиль и дорога" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марченко М. О., Раичев В. А.

В статье представлен проект школы №1065, выполненный в рамках эксперимента «Региональная модель обеспечения безопасности детей на дорогах», в ходе которого разработана и апробируется модель обеспечения безопасности детей на дорогах в микрорайоне как составляющей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project of school №1065 executed within the limits of experiment «Regional model of safety of children on roads» is presented in the article. The model of safety of children on roads to microdistrict as is approved by a region component.

Текст научной работы на тему «Разработка и апробация модели обеспечения безопасности детей на дорогах в рамках эксперимента "ученик, автомобиль и дорога"»

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА "УЧЕНИК, АВТОМОБИЛЬ И ДОРОГА"

МАРЧЕНКО М.О., РАИЧЕВ В.А.

В статье представлен проект школы №1065, выполненный в рамках эксперимента «Региональная модель обеспечения безопасности детей на дорогах», в ходе которого разработана и апробируется модель обеспечения безопасности детей на дорогах в микрорайоне как составляющей региона.

The project of school №1065 executed within the limits of experiment «Regional model of safety of children on roads» is presented in the article. The model of safety of children on roads to microdistrict as is approved by a region component.

Сегодня детский травматизм на дорогах уже не назовёшь социальным феноменом. Российское законодательство всерьёз обеспокоено проблемой детской безопасности на дорогах. В правила дорожного движения РФ был добавлен пункт 22.9, вступивший в действие с 1 января 2007 года и регламентирующий перевозку детей в транспортных средствах.

В Санкт-Петербурге под эгидой Совета Федерации прошел Второй Международный конгресс "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни".

Участники второго Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни", представляющие международные организации, органы государственной власти, общественные объединения, хозяйствующие субъекты транспортной системы государств СНГ одобрили итоговую Декларацию. В ней подчеркнуто, что человеческая жизнь является высшей ценностью.

Признано, что, несмотря на принимаемые усилия, масштабы аварийности, дорожного травматизма и смертности снижаются недопустимо медленно. Они отметили, что последствия аварий по-прежнему приводят к экономическим и социальным потерям, а моральный и физический ущерб от них трудно переоценить.

По мнению участников Конгресса, комплекс мероприятий по повышению безопасности дорожного движения должен стать составной частью стратегии социально-экономического развития и одним из основных направлений государственной политики стран Содружества.

Причины сложившейся ситуации на дорогах во многом объясняются низкой культурой, недисциплинированностью водителей и пешеходов и отсутствием действенных мер по пропаганде и популяризации уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу.

Конгресс рекомендовал Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ ускорить разработку проектов модельных законов "О безопасности дорожного движения", Глоссария модельного законодательства в области безопасности дорожного движения; выработать в соответствии с нормами международного права и на основе мониторинга законодательства стран Содружества Рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере развития автомобильных дорог. «Дети - в центре внимания».

Работа конгресса началась с приветствия Президента России Дмитрия Медведева. В частности, в обращении главы государства было сказано, что «...В повестке форума - актуальные вопросы... От их эффективного решения во многом зависит порядок на дорогах, а значит - жизнь и здоровье миллионов людей. Сегодня транспортная инфраструктура во всем мире активно модернизируется и расширяется. И очень важно сделать её удобной, максимально защитить как водителей, так и пешеходов, прежде всего - детей и подростков...».

Также в адрес участников и гостей второго Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» прозвучало приветствие Председателя Правительства Владими-

ра Путина: « Сегодня острота этой проблемы, за которой - жизни и здоровье десятков тысяч людей, растет практически во всем мире. И решать ее необходимо комплексно и оперативно, используя возможности и государства, и институтов гражданского общества. Очевидно, что наряду с неотложными мерами по развитию транспортной инфраструктуры, строительством и ремонтом дорог, следует совершенствовать законодательство, изучать зарубежный опыт. Искать новые, эффективные подходы к организации движения, к укреплению системы оказания медицинской помощи при ДТП, к реализации широких просветительских и образовательных программ...».

«Статистика неумолима». Благодаря введению более жестких санкций за нарушения правил дорожного движения в России удалось за семь месяцев снизить смертность на дорогах на 11,5 и аварийность - на 9 процентов.

Уже два года в стране действует Федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Сергей Миронов добавил к изречению древнегреческого философа Аристотеля одно слово - «безопасный». Получилось - «Жизнь требует безопасного движения». Проведенный анализ позволил выделить следующие основные причины неблагополучия на дорогах. Это несоответствие темпов развития дорожно-транспортной системы, темпов автомобилизации страны и низкий уровень правосознания людей, а также подготовка будущих водителей. И здесь, благодаря тесной работе с государственными институтами и гражданским обществом, удалось выделить приоритетные направления, одним из которых является детская безопасность, безопасность пешеходов.

С основами безопасности поведения на дороге ребенок знакомится дома, а значит, общается с родителями, дедушками, бабушками, братьями и сестрами, вот почему на базе нашей школы создан семейный клуб «АвтоКУЗЯ», в работе которого уделяется большое внимание профилактике травматизма.

В Англии, как известно из рассказа координатора программы «Оксфордское качество» Алекса Мэкки, посетившего школу 5 февраля, созданы специальные клубы, в которых родители вместе со своими детьми регулярно отрабатывают правила безопасного поведения на дороге. Кроме того, решением Британского парламента даже принят «Дорожный кодекс», обязательный для всех пешеходов и водителей. Есть в нем раздел «Переход через улицу», включающий шесть правил. Детей начинают учить правилам дорожного движения с того момента, как они начинают ходить самостоятельно.

В ходе разработки проекта поддерживается работа клуба «Авто КУЗЯ" для детей разного возраста и их родителей. Результатами работы клуба стали: внедрение игровых технологий в учебные занятия первого класса (настольная игра «Я пешеход»); построение макета регулируемого перекрестка с использованием конструктора «Лего-робот»; проведение «Дня здоровья», посвященного правилам дорожного движения; проведение городского конкурса плакатов; организация работы театральной студии с постановкой «Советы мудрого ворона», разработка сказки, направленной на профилактику ПДД, проведение викторин среди учащихся седьмого класса по правилам дорожного движения.

Построенная в ходе проекта модель обеспечения безопасности предусматривает такие формы взаимодействия как организация и проведения смотров уголков безопасности начальной школы, а также участие в бизнес акциях и волонтерском движении.

16 января в цирке на Ленинских горах прошла совместная благотворительная акция Производственной Единицы «Москва» (ТНК-ВР) и Бизнес-Партнеров для детей-сирот из детских домов Москвы и Подмосковья. Дети имели возможность посмотреть Новогоднюю елку, поучаствовать в викторинах и конкурсах, среди которых - викторина по правилам дорожного движения, организованная ГИБДД г. Москвы. На помощь сотрудникам ГИБДД пришли наши учащиеся-члены клуба ЮИД, которые помогали организовать викторины и конкурсы.

Проект также предусматривает проведение интегрированных уроков по предметам и правилам безопасности движения.

В условиях большой учебной нагрузки на детей любой руководитель задумывается над интеграцией нескольких предметов. В последнее время в нашей стране огромное внимание уделяется изучению правил дорожного движения. Мы часто задумываемся над тем, с каким предметом можно совместить изучение ПДД. С ОБЖ, физической культурой, с материальной и информационной технологией. Елена Александровна Коваленко - учитель математики ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 1065 - предложила совместить изучение ПДД с математикой. Она провела логическую параллель между «ловушками», с которыми сталкиваются дети в решении уравнений по математике и «ловушками» в жизни. Решая уравнения, дети узнавали, в какие типичные ситуации - «ловушки» попадает ребёнок, переходя улицу:

- «Закрытый обзор»: дети и водители на ранних стадиях не видят друг друга.

- «Отвлечение внимания»: ребенок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к цели на другой стороне улицы.

- «Пустынная улица»: ребёнок убеждён, что машин нет, и выбегает на проезжую часть, не осмотрев её.

- «Середина проезжей части»: дети не замечают опасность, обычно машину, которую проезжает у них за спиной.

- «Родители с детьми»: дети вырывают руку, они менее осторожны в присутствии взрослых.

В действительности число «ловушек» больше, однако, основываясь на приведённых выше,

можно сформулировать основные навыки, которыми должен обладать ребёнок как при решении уравнений, так и на дороге:

- навык наблюдения,

- навык «сопротивления» волнению или спешке,

- навык «переключения на улицу» замедлять движение, останавливаться при входе в опасную зону,

- навык переключения на самоконтроль. Необходимо следить за собой, участвовать в оценке движения не только глазами, но и мыслями.

В ходе проекта осуществляется работа над мультимедийными проектами и мультфильмами, где учащиеся пытаются в игровой форме объяснить назначение знаков дорожного движения на примере своей школы. В повседневной жизни учащимся достаточно тяжело запомнить знаки дорожного движения и правила, которыми регулируется дорожное движение в связи с большим объемом информации.

Подобные разработки направлены на активизацию образной памяти учащихся привлечение внимания учащихся к правилам дорожного движения, что, в свою очередь, позволяет считать данный программный продукт активной формой обучения. Возможные сферы применения: в воспитательном процессе, на классном часе для информирования учащихся о назначении дорожных знаков.

Когда знакомишься со статистикой детского дорожно-транспортного травматизма, поражают огромные цифры судеб детей, чьи жизни оборвались из-за несоблюдения правил участников движения на дороге. Цифры, за которыми стоят слезы матерей, потеря здоровья наших юных граждан, искалеченные после ДТП детские судьбы, а зачастую гибель маленьких участников движения, страшны: в более чем 25 тысячах дорожных трагедий стали инвалидами или получили тяжелые травмы более 26 тысяч ребят, а для 1341 ребенка переход дороги оказался самым последним впечатлением в их такой недолгой жизни!

В связи с перечисленными проблемами были выделены основные задачи проекта.

1. Привлечение внимания общественности, структур органов управления, власти, ГИБДД к проблеме выполнения правовых основ соблюдения норм и правил по безопасности учащихся при движении к учебным заведениям.

2. Социологические исследования по проблеме знаний правил безопасности на дорогах, отношений водитель-пешеход, выявление опасных, с точки зрения ПДД, маршрутов в школу, обращения к водителям, к родителям, социологические исследования по безопасности пути в школу, и состояния аварийности на территории Юго-Западного округа в 2008 году

3. Проведение акций «Безопасный переход», «Тротуар для пешеходов», «Свободный тротуар», «Обращение к водителю».

4. Благотворительная деятельность по профилактике правонарушений ПДД в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии, посредством транслирования мультимедийных проектов, выполненных учащимися школы для детей, пострадавших в ДТП.

5. Социальное партнерство школы с ГИБДД в плане пропагандирования движения ЮИД по московскому телеканалу "Доверие".

6. Сотрудничество с ГОУ СПО Политехническим колледжем № 31 (бывший автомобильный колледж при АМО ЗиЛ), заключающееся в следующем:

- коррекция действующих учебных планов, типовых и рабочих программ, разработка методических рекомендаций по специальным дисциплинам в соответствии с требованиями эксперимента; совместное написание учебных пособий преподавателями ГОУ СПО ПК №31;

- разработка и исполнение наглядных пособий совместно с преподавателями школы;

- помощь в тематическом оформлении аудиторий, учебных кабинетов, мастерских;

- научные консультации и разработка критериев отбора абитуриентов для МГИУ;

- организация и прием экзаменов по технологии у выпускников технологических классов.

7. Участие в общеокружном проекте «Инструктор безопасности», цель которого - содействие формированию чувства ответственности у детей и подростков за свою жизнь, овладение общеучебными и жизненными навыками безопасности в ходе образовательного процесса и проектно-деловой практики. Курс взят на привлечение ученического и родительского актива к решению проблем безопасности. Необходимость привлечения родителей к воспитательному процессу обусловлена тем, что зачастую дети повторяют, а порой просто копируют поступки своих родителей, нарушая правила дорожного движения. Суть проекта заключается подготовка инструкторов безопасности (ассистентов учителей ОБЖ) в классах и школе из числа ученического актива, а из педагогического и родительского актива - экспертов. Это если не вдаваться в подробности, а если рассмотреть суть проекта чуть шире, то инструктор безопасности - это сознательный гражданин, который дорожит не только своей жизнью, но и жизнью окружающих его людей.

Большое значение имеет система образовательных тренингов, игр, соревнований и конкурсов проводимых инструкторами безопасности с участием родителей, студентов, сотрудников ГИБДД и МЧС. Практикой доказано, что активные формы обучения оказывают гораздо большее влияние на учебно-воспитательный процесс, чем традиционные формы обучения. Именно поэтому необходимо применять игровые методы в изучении правил дорожного движения. Во время игры у ребенка преобладают следующие виды памяти: двигательная, образная, словесно-логическая, в то время, как при традиционных формах обучения только словесно-логическая.

В средней и старшей школе учебный процесс также не обходится без игровых методов. Стоит отметить, что дух соревнования только украсит игру и позволит обратить внимание школьников на реализацию поставленной цели.

В ходе реализации проекта создаются ученические, студенческо-ученические, детско-взрослые проектные группы и объединения по линии автодорожной безопасности. Здесь стоит

отметить, что проектные группы изначально будут отличаться по уровню знаний и мастерства. Задача экспертов - правильно сформировать группы для достижения поставленной цели.

В заключение стоит отметить положительные моменты в осуществлении данного проекта: для школы - реальный шаг вперед в обеспечении безопасности детей на дорогах, выполнение постановления правительства Москвы, повышение качества обучения и т.д., для родителей - реальные теоретические и практические навыки поведения детей на дороге, для детей - возможность изучения предмета в игровой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.