Научная статья на тему 'Организация психолого-педагогической практики преподавателей медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности'

Организация психолого-педагогической практики преподавателей медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетман Наталья Александровна, Педан Татьяна Николаевна

Анализируются роль педагогической практики как формы реализации компетентностного подхода в медицинском вузе. Предлагаются пути реализации данного подхода в соответствии с общими задачами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к уровню психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза как условия повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетман Наталья Александровна, Педан Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Psychological and Pedagogical Practice for Teachers of the Medical University as a Condition of Their Professional Competence Development

The role of pedagogical practice as a form of implementation of competence approach in medical institution of higher learning is studied. The ways of implementation of this approach are offered in accordance with the general tasks of modernization of Russian education. The changes of requirements to the level of psychological and pedagogical competence of a teacher of medical university in terms of upgrading education are examined.

Текст научной работы на тему «Организация психолого-педагогической практики преподавателей медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности»

УДК 378.124

ББК Ч 448.042 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08

Гетман Наталья Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Омская государственная медицинская академия; 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12, к. 358; e-mail: gettmann_natali@mail.ru.

Педан Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Омская государственная медицинская академия; 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12, к. 358; e-mail: gettmann_natali@mail.ru.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная компетентность преподавателя; психолого-

педагогическая компетентность; психолого-педагогическая практика.

АННОТАЦИЯ. Анализируются роль педагогической практики как формы реализации компетент-ностного подхода в медицинском вузе. Предлагаются пути реализации данного подхода в соответствии с общими задачами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к уровню психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза как условия повышения качества образования.

Getman Natalia Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, the Chair of Pedagogy and Psychology, Omsk State Medical Academy (Omsk).

Pedan Tatiana Nikolayevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Pedagogy and Psychology, Omsk State Medical Academy.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE FOR TEACHERS OF THE MEDICAL UNIVERSITY AS A CONDITION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT

KEY WORDS: professional competence of a teacher; psychological and pedagogical competence; pedagogical practice.

ABSTRACT. The role of pedagogical practice as a form of implementation of competence approach in medical institution of higher learning is studied. The ways of implementation of this approach are offered in accordance with the general tasks of modernization of Russian education. The changes of requirements to the level of psychological and pedagogical competence of a teacher of medical university in terms of upgrading education are examined.

В настоящее время основой для реализации стратегических задач обновления высшей медицинской школы, повышения качества образования и внедрения стратегии «Образование-2020» является реализация Болонской декларации. В русле современной образовательной политики, после принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 г., образование рассматривается как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности.

Обучить будущих врачей успешному решению профессиональных задач и способствовать их личностному развитию возможно при использовании компетентност-но и личностно ориентированных форм, методов, технологий обучения преподавателей медицинской школы.

Сформированное^ профессиональных компетенций преподавателя опосредованно влияет на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся (1; 2). Достижение этой цели требует реализации системы условий, одним из которых является организация и проведение пси-холого-педагогической практики.

Психолого-педагогическая практика

в системе дополнительного профессионального образования является важнейшим компонентом профессиональной подготовки преподавателей вуза для осуществления эффективной педагогической деятельности. Для преподавателей Омской государственной медицинской академии эта практика проводится в рамках дополнительной образовательной программы послевузовского профессионального образования «Преподаватель высшей школы» на базе кафедры педагогики и психологии. Ее проведение включает две основные составляющие:

а) практическая деятельность слушателей по организации и проведению учебных занятий;

© Гетман Н. А., Педан Т. Н., 2013

б) проведение психолого-педагогиче-ского исследования по актуальной проблеме медицинской высшей школы.

Цель и задачи данной практики были сформулированы в соответствии с основными видами деятельности (психологопедагогическая деятельность, организационно-педагогическая деятельность, научнопедагогическая деятельность) и профессиональными компетенциями.

В качестве основных профессиональных компетенций преподавателей медицинского вуза были выделены следующие:

1) психолого-педагогическая компетенция - способность и готовность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего врача;

2) организационно-педагогическая компетенция - способность и готовность проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе (проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, проведение мониторинга качества подготовки студентов);

3) научно-педагогическая компетенция - способность и готовность изучать актуальные педагогические проблемы с опорой на принципы методологии психологопедагогических исследований.

Основной целью практики является формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения учебных занятий, а также для выполнения психологопедагогического исследования в рамках выпускной квалификационной работы и в ходе осуществления профессиональной деятельности.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи психолого-педагогиче-ской практики:

- формирование у слушателей умений и навыков организации и проведения различных видов учебных занятий (лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, консультаций);

- развитие у слушателей умений и навыков руководства самостоятельной учебной и исследовательской работой студентов;

- формирование у слушателей умений и навыков организации и проведения воспитательных мероприятий со студентами;

- развитие у слушателей умений и навыков проведения мониторинга качества подготовки студентов;

- развитие исследовательских умений и навыков в рамках выполнения выпускной квалификационной работы.

Перечислим основные требования к уровню освоения содержания практики:

1) знать, уметь выбрать и применить компетентностно ориентированные образовательные технологии, направленные на формирование профессиональных компетенций обучающихся, а также профессионально важных и значимых качеств и способностей обучающихся как субъектов учебно-профессиональной деятельности;

2) знать, уметь определить и применить технологии проектирования и реализации в образовательном процессе целей, содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов на основе компетент-ностного подхода;

3) знать и применять технологии проектирования учебной программы и учебнометодического комплекса дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО;

4) знать и применить технологию организации самостоятельной и научно-исследовательской деятельности обучающихся;

5) знать, уметь определить и применить технологию мониторинга качества подготовки студентов;

6) знать, уметь определить и применить методику проведения актуальных пси-холого-педагогических исследований и методы анализа полученных результатов.

С 2010 г. на кафедре реализуется программа психолого-педагогической практики для преподавателей ОмГМА.

Содержание педагогической практики включает следующие пукнты:

1. Разработка теоретических и практических учебных занятий по дисциплине. Проведение этих занятий.

2. Разработка необходимой учебнометодической документации к проводимым учебным занятиям.

3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия со студентами.

4. Разработка программы развития самостоятельной и исследовательской деятельности студентов и ее реализация.

5. Разработка программы оценки качества подготовки студентов и ее реализация.

6. Реализация экспериментальной части психолого-педагогического исследования в рамках выполнения выпускной квалификационной работы.

Выбор содержания программы педагогической практики определялся в соответствии со стратегией современной образовательной концепции, основанной на компе-тентностном подходе, а также в соответствии с основными видами профессиональной деятельности и компетенций преподавателей медицинского вуза, целями и задачами данной практики, результатами эмпирических исследований.

В качестве примера можно привести исследование по диагностике уровня развития психолого-педагогической компетентности преподавателей ОмГМА и выявлению их основных затруднений в процессе формирования профессионально важных качеств и способностей обучающихся.

В качестве критерия психолого-педа-гогической компетентности преподавателей ОмГМА выступала способность и готовность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего врача. Данный критерий определялся по следующим показателям:

- знание основных профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

- знание средств, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала (кейс-технология, веб-квест, проектное обучение и др.);

- знание средств диагностирования уровня развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

- умение проектировать (определять цели, содержание и способы) процесс развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

- владение средствами и приемами развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача (например, такого, как «способность и готовность принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции» - ОК-7 «Лечебное дело» ФГОС -и т. д.; см.: 6).

В соответствии с данными показателями нами была разработана диагностическая методика (анкета), позволяющая определить уровень развития психолого-педагогической компетентности преподавателей. В анкету были включены следующие вопросы:

• Перечислите основные профессионально важные и значимые качества личности будущего врача.

• Какое значение имеют данные качества для эффективной и успешной профессиональной деятельности? Почему?

• Как Вы определяете уровень сфор-мированности профессионально важных качеств личности будущего врача?

• Какие диагностические методики Вы используете для определения уровня развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача? Перечислите.

• Какие педагогические технологии, ориентированные на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала, Вы знаете?

• Какие из данных технологий (или их элементы) Вы используете в своей педагогической деятельности? Перечислите.

• Какие трудности Вы испытываете при использовании данных технологий?

• Что Вы понимаете под процессом проектирования развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?

• Какие составляющие включает данный процесс?

• Какие трудности Вы испытываете при проектировании процесса развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?

• Что, на Ваш взгляд, включает в себя технология развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?

• Какие трудности Вы испытываете при определении и реализации данной технологии?

Для диагностики психолого-педагоги-ческой компетентности, т. е. умений развивать профессионально важные качества личности будущего врача, преподавателям было предложено следующее задание: «Опишите известные Вам средства, приемы, методы развития профессионально важных качеств будущего врача на примере учебного занятия по Вашей дисциплине на основе ФГОС ВПО по медицинским специальностям». Данные предлагалось заносить в таблицу с колонками «Этап технологии», «Задача этапа», «Действия преподавателя (методы, формы)», «Действия студентов», «Результат».

Результаты проведенного исследования, в котором принимало участие 27 преподавателей ОмГМА, позволили сделать вывод о том, что часть преподавателей (25,6%) имеет уровень психолого-педаго-гической компетентности ниже среднего, у 59,6% преподавателей средний уровень данной компетентности и лишь 14,8% преподавателей имеют высокий уровень пси-холого-педагогической компетентности.

Преподаватели с психолого-педагоги-ческой компетентностью ниже среднего уровня демонстрировали следующие показатели:

- знание основных профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

- поверхностное представление о педагогических технологиях, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала;

- знание некоторых методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

- недостаточное умение проектировать процесс развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

- невладение технологией развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача.

Для преподавателей со средним уровнем психолого-педагогической компетентности были характерны:

- достаточно глубокие представления о профессионально важных и значимых качествах личности будущего врача, а также педагогических технологиях, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала;

- знание основных методов диагностики уровня развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача и использование их в образовательном процессе;

- умение проектировать процесс развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

- невладение технологией развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача.

Преподаватели с высоким уровнем пси-холого-педагогической компетентности,

помимо глубоких представлений о профессионально важных и значимых качествах личности будущего врача и знания лично-стно ориентированных технологий, продемонстрировали высокий уровень проектирования и технологии реализации процесса развития профессионально важных качеств личности студентов.

В качестве основных затруднений в сфере развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача были выделены следующие:

- трудность в определении методов и методик диагностики уровня развития

профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;

- трудность в определении личностно ориентированной технологии и способов ее реализации на практических занятиях в медицинском вузе;

- затруднения в сфере проектирования процесса развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача, а именно в выборе и реализации способов (форм и методов обучения и воспитания);

- затруднения в реализации технологии развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача, а именно в определении этапов, целей, содержания и способов развития конкретных профессионально важных и значимых качеств личности студентов в нестандартных педагогических ситуациях.

Полученный эмпирический материал позволил классифицировать основные трудности преподавателей в сфере психоло-го-педагогической компетентности и выстроить практические занятия по таким дисциплинам, как «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы», «Технология проектирования процесса обучения», «Комепетентностно ориентированные образовательные технологии в высшей медицинской школе» и другие с опорой на анализ и отработку способов преодоления выявленных затруднений.

Перспективным направлением в данной области исследований является создание программы формирования профессиональных компетенций преподавателей высшей медицинской школы, подготовка учебных и учебно-методических пособий, позволяющих обеспечить образовательный процесс реализации программы «Преподаватель высшей школы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Заир-бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / под ред. Г. А. Бордовского. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

2. Гетман Н. А. Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза / / Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 113.

3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 нояб. 2004 г. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / Артюхина А. И., Гетман Н. А., Голубчикова М. Г., Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б., Рыбакова Н. Н. Омск: ООО «Полиграфический центр “КАН”», 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза : метод. рекомендации для преподавателей мед. вузов / под ред. Н. Е. Важеевской. М. : Изд-во Первого Моск. гос. мед. уни-та им. И. М. Сеченова, 2012.

6. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» (Квалификация (степень) «специалист») : от 08.11.2010 г. : № 1118.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Н. Аплетаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.