Научная статья на тему 'Организация психолого - педагогической практики аспирантов медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности'

Организация психолого - педагогической практики аспирантов медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессиональная компетентность преподавателя / психолого-педагогическая компе-тентность / психолого-педагогическая практика / professional competence of teacher / psychology competence / pedagogical practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетман Н. А., Педан Т. Н.

Анализируются роль педагогической практики как формы реализации компетентностного подхода в медицинском вузе. Предлагаются пути реализации данного подхода в соответствии с общими зада-чами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к уровню психолого-педагогической компетентности аспирантов медицинского вуза как условия повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетман Н. А., Педан Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PRACTICE POST GRADUATE OF THE MED-ICAL UNIVERSITY AS A CONDITION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE

Analyses role of pedagogical practice as forms of realization of competence approach are in medical institution of higher learning. The ways of realization of this approach are offered in accordance with the general tasks of modernization of Russian education. The changes of requirements are examined to the level of psychology-pedagogical competence of post graduate of medical institution of higher learning as terms of upgrading of education.

Текст научной работы на тему «Организация психолого - педагогической практики аспирантов медицинского вуза как условие развития их профессиональной компетентности»

Клиническая психология

УДК: 378.046.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Гетман Н. А., Педан Т.Н.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный медицинский университет»

Аннотация. Анализируются роль педагогической практики как формы реализации компетентностного подхода в медицинском вузе. Предлагаются пути реализации данного подхода в соответствии с общими задачами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к уровню психолого-педагогической компетентности аспирантов медицинского вуза как условия повышения качества образования.

Ключевые слова. Профессиональная компетентность преподавателя; психолого-педагогическая компетентность; психо лого-педагогическая практика.

Для осуществления современных задач обновления высшей медицинской школы, повышения качества образования и реализации стратегии «Образование 2020», осуществление Болонского соглашения является, пожалуй, стержневым моментом. В русле современной образовательной политики, после принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году, образование рассматривается как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.

Обучить будущих врачей успешному решению профессиональных задач и способствовать их личностному развитию возможно при использовании компетентностно-и личностно-ориентированных форм, методов, технологий обучения аспирантов медицинской школы.

Сформированность профессиональных компетенций аспирантов опосредовано влияет на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся [1,2]. Достижение этой цели требует реализации системы условий, одним из которых является организация и проведение психолого-педагогической практики.

Психолого-педагогическая практика в системе дополнительного профессионального образования является важнейшим компонентом профессиональной подготовки аспирантов вуза для осуществления эффективной педагогической деятельности. Для аспирантов Омского государственного медицинского университета практика будет проводится в рамках дополнительной образовательной программы послевузовского профессионального образования на базе кафедры педагогики и психологии. Её проведение включает две основные составляющие:

а) практическая деятельность аспирантов по организации и проведению учебных занятий;

б) проведение психолого-педагогического исследования по актуальной проблеме медицинской высшей школы.

Цель и задачи данной практики были сформулированы в соответствии с основ-

ными видами деятельности (психолого-педагогическая деятельность, организационно-педагогическая деятельность, научно-педагогическая деятельность) и профессиональными компетенциями.

В качестве основных профессиональных компетенций аспирантов медицинского вуза были выделены следующие:

1) психолого-педагогическая компетенция - способность и готовность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего врача;

2) организационно-педагогическая компетенция - способность и готовность проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе (проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, проведение мониторинга качества подготовки студентов);

3) научно-педагогическая компетенция - способность и готовность изучать актуальные педагогические проблемы, основываясь на принципах методологии психолого-педагогических исследований.

Основной целью практики является формирование у аспирантов профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения учебных занятий, а также для выполнения психолого-педагогического исследования в рамках выпускной квалификационной работы и в ходе осуществления профессиональной деятельности. Содержание педагогической практики включает следующие вопросы:

1. Разработка теоретических и практических учебных занятий по дисциплине. Проведение этих занятий.

2. Разработка необходимой учебно-методической документации к проводимым учебным занятиям.

3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия со студентами.

4. Разработка программы развития самостоятельной и исследовательской деятельности студентов и ее реализация.

5.Разработка программы оценки качества подготовки студентов и ее реализация.

6. Реализация экспериментальной части психолого-педагогического исследования в рамках выполнения выпускной квалификационной работы.

Выбор содержания программы педагогической практики определялся, исходя из стратегии современной образовательной концепции, основанной на компетентност-ном подходе, основных видов профессиональной деятельности и компетенций будущих преподавателей медицинского вуза, цели и задач данной практики, а также результатов эмпирических исследований.

Перспективным направлением в данной области исследований является создание программы формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей высшей медицинской школы, подготовка учебных и учебно-методических пособий, позволяющих обеспечить образовательный процесс реализации программы «Преподаватель высшей школы».

Литература

1. Заир-бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Под ред. Г. А. Бордовского. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

2. Гетман Н. А. Условия развития психолого-педагогической компе-тентности преподавателя медицинского вуза // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. -113.

3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

4. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / Артюхина А. И., Гетман Н. А., Го-лубчикова М. Г., Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б., Рыбакова Н. Н. - Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. - 198 с.

5. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза: Метод. рекомендации для препо-давателей мед. вузов / Под ред. Важеевской Н. Е. - М. : Издательство Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, 2012. - 172 с.

6. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (Квалификация (степень) «специалист») от 08.11.2010 г. № 1118

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PRACTICE POST GRADUATE OF THE MEDICAL UNIVERSITY AS A CONDITION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE Getman N.A., Pedan T.N.

Abstract. Analyses role of pedagogical practice as forms of realization of competence approach are in medical institution of higher learning. The ways of realization of this approach are offered in accordance with the general tasks of modernization of Russian education. The changes of requirements are examined to the level of psychology-pedagogical competence of post graduate of medical institution of higher learning as terms of upgrading of education.

Keywords: professional competence of teacher; psychology competence; pedagogical practice.

УДК: 376

СЕЛФИ: ХРОНИКА САМОУТРАТЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Нелюбин Н.И.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье осуществляется критический анализ феномена «селфи», который рассматривается автором как один из симптомов трансформации идеи человека. Анализируется повествовательная составляющая «селфи», вскрываются симулятивные тенденции в презентировании человеком жизненных отношений посредством «селфи-повествования». С точки зрения автора, массовое распространение этого явления олицетворяет собой утрату современным человеком аутентичности и закрепляет практику культивирования ложной самотождественности.

Ключевые слова. «Селфи», идентичность, самоутрата, автор, повествование, образ, человек.

«Альтернатива «личность или лицо» все еще ждет своего часа, чтобы нарушить приятную инерцию нашего полуличностного существования».

А.М. Пятигорский

Я не случайно начинаю статью именно с этого эпиграфа. Он, как мне кажется, наиболее точно отражает состояние современного человека, внутри которого по-прежнему продолжается борьба между подлинным и мнимым, видимо и составляющая сердцевину вечно длящейся драмы человеческого бытия. На авансцену этой драмы выходит как будто бы комическая и легкомысленная фигура явления, которое получило имя «селфи». Попробуем разобраться так ли это на поверку, и какие серьезные тенденции могут скрываться за внешней несерьезностью данного явления.

Масштаб этого, милого и безобидного на первый взгляд, увлечения не может не впечатлять, и оно будет только прогрессировать, хотя бы в силу того, что уже вложены огромные деньги на разработку и производство технических средств, программного обеспечения и виртуальных приложений предназначенных для его обслуживания. Пока я писал первые строки статьи, несколько моих знакомых в социальной сети обновили фотографии профиля, причем сделав это в стиле «селфи». Зачем человек с навязчивой частотой делает автопортреты, явно или подспудно стремится выставить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.