Научная статья на тему 'Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов и медицинских изделий в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии'

Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов и медицинских изделий в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2087
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / DRUG AND MEDICAL DEVICES PERSONAL ACCOUNTING / MEDICAL INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусев С. Д., Гордина О. В., Бочанова Е. Н., Гусев Н. С., Поддубная Е. Л.

В статье описана технология ведения персонифицированного учета лекарственных препаратов и медицинских изделий, используемая в ФБГУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» (г. Красноярск). Технология подразумевает использование информационной системы «1С:Аптека медицинского учреждения» и медицинской информационной системы «Кордис».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гусев С. Д., Гордина О. В., Бочанова Е. Н., Гусев Н. С., Поддубная Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of drug and medicaldevices personal accounting in «Federal Center for Cardiovascular Surgery» (Krasnoyarsk)

The article describes the technology of drug and medical devices personal accounting which is used in «Federal Center for Cardiovascular Surgery» (Krasnoyarsk) by using information system «1C: Hospital pharmacy» and hospital information system «Cordis»

Текст научной работы на тему «Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов и медицинских изделий в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии»

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

С.Д. ГУСЕВ,

О.В. ГОРДИНА,

Е.Н. БОЧАНОВА,

Н.С. ГУСЕВ,

Е.Л. ПОДДУБНАЯ,

ФБГУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск, Россия

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ (г. КРАСНОЯРСК)

УДК 20.23.17

Гусев С.Д., Гордина О.В., Бочанова Е.Н., Гусев Н.С., Поддубная Е.Л. Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов и медицинских изделий в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии (г. Красноярск) (ФБГУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск, Россия; ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск, Россия)

Аннотация. В статье описана технология ведения персонифицированного учета лекарственных препаратов и медицинских изделий, используемая в ФБГУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» (г. Красноярск). Технология подразумевает использование информационной системы «1С:Аптека медицинского учреждения» и медицинской информационной системы «Кордис».

Ключевые слова: персонифицированный учет лекарственных средств, медицинская информационная система.

UDC 20.23.17

Gusev S.D., Gordina O.V., Bochanova E.N., Gusev N.S., Poddubnaya El. Technology of drug and medical devices personal accounting in «Federal Center for Cardiovascular Surgery» (Krasnoyarsk) (Federal Center Cardiovascular Surgery of Department of Health of Russia, Krasnoyarsk, Russia; Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia)

Annotation. The article describes the technology of drug and medical devices personal accounting which is used in «Federal Center for Cardiovascular Surgery» (Krasnoyarsk) by using information system «1C: Hospital pharmacy» and hospital information system «Cordis».

Keywords: drug and medical devices personal accounting, medical information system.

Ведение персонифицированного учета (ПУ) расходования ЛП и МИ регламентировано приказом Минздравсоцраз-вития РФ [10]. Представление данных об израсходованных на лечение пациента ЛП и МИ предусмотрено приказом ФФОМС [8]. Необходимость ведения персонифицированного учета медицинской помощи и лекарственного обеспечения также отмечена в Концепции создания единой государственной инфор-

© С.Д. Гусев, О.В. Гордина, Е.Н. Бочанова, Н.С. Гусев, Е.Л. Поддубная, 2014 г.

38

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 4, № 4

■■■■

гш

мационной системы в сфере здравоохранения [6]. Однако конкретные порядки и механизмы этого персонифицированного учета в действующих нормативных документах отсутствуют.

При разработке режима персонифицированного учета ЛП и МИ в медицинской информационной системе «Кордис» [28] нами были проанализированы нормативные документы [6, 8, 10 и др.] и литературные данные [15, 17,18, 19,21, 23 и др.], на основе которых были сформулированы основные цели проведения ПУ. Это:

1. Определение фактических затрат на каждый случай оказания медицинской помощи. Для абсолютного большинства медицинских организаций это — главная цель ПУ. Представление сведений о стоимости оказанной медицинской помощи медицинскими организациями, работающими в системе ОМС, в страховые медицинские организации регламентировано Правилами обязательного медицинского страхования [12]. Понятно, что получить эти сведения можно лишь при наличии в медицинской организации системы ПУ ЛП и МИ1.

Оценка фактических затрат на лечение является основным элементом управления тарифной политикой: в случае, если по определенной нозологии постоянно имеет место значительное (более 20%) превышение или снижение фактических затрат по сравнению со стоимостью тарифа на оплату медицинской помощи либо стоимостью КСГ и эти затраты по результатам экспертизы признаны обоснованными, эти сведения должны быть переданы в ТФОМС для изменения стоимости тарифа. Анализ фактических затрат учреждения на оказание медицинских услуг также является частью механизма определе-

ния цен (тарифов) на платные медицинские услуги [11].

2. Анализ частоты применения ЛП и

МИ — сравнение фактической и указанной в медико-экономическом стандарте медицинской помощи частоты применения ЛП и МИ. Является элементом тарифной политики, а также способом оценки выполнения стандарта за счет контроля применения обязательных (с частотой назначения 1,0) и дополнительных (с частотой назначения менее 1,0) ЛП и МИ.

3. Отбор случаев лечения для проведения экспертизы качества медицинской помощи (качества и рациональности фармакотерапии) и оценки медицинских технологий. На основе информации о применении определенных ЛП, требующих контроля развития нежелательных побочных реакций, имеющих узкие показания, дорогостоящих и др.в сочетании с оценкой эффективности лечения по результатам анализа первичной медицинской документации, возможно применение различных методов фармакоэкономического анализа. Их результатом является выявление технологий лечения, обеспечивающих наибольшую эффективность на единицу затрат.

4. Получение базовой информации для анализа причин побочных действий (отсутствия эффекта), нежелательных реакций при применении ЛП (в том числе препаратов крови) и МИ.

5. Анализ затрат в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Как

правило, оплата медицинской помощи, оказанной в условиях ОРИТ, проводится без выделения отдельного тарифа. При этом в ОРИТ могут находиться пациенты различного профиля и различной степени тяжести, в том числе в результате возникших осложнений. ПУ позволяет рассчитать структуру затрат ОРИТ по

1 Сведения об отпущенных пациенту ЛП или МИ входят в стандарт передачи информации реестров счетов медицинских организаций, за медицинскую помощь и медицинские услуги, оказанные по программе ОМС в отделениях круглосуточного и дневного пребывания («Порядок информационного обмена в системе ОМС Красноярского края»).

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 39 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

профилям пролеченных больных. Эта информация используется для определения финансовых лимитов при планировании затрат.

6. Планирование закупок ЛП и МИ, в том числе в случае изменения структуры пролеченных больных. В большинстве случаев формирование плана закупок ЛП и МИ проводится на основании анализа отпущенных из аптеки в отделения товаров за предыдущий период. Наличие информации о наименовании, количестве и соответственно стоимости реально израсходованных ЛП и МИ по нозологиям дает возможность рационального и объективно обоснованного планирования их закупок.

7. Предоставление информации об использованных ЛП и МИ при оказании платных медицинских услуг. В соответствии с [2] «...исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию.об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению».

8. Формирование аналитической отчетности для клинического фармаколога, заведующих и старших медицинских сестер отделений. ПУ позволяет автоматизировать анализ рациональности расходования средств на приобретение ЛП, проведение которого регламентировано [5], проводить сравнительный анализ потребления ЛП как в рамках конкретных нозологий, так и между различными отделениями и медицинскими организациями, что позволяет оценить рациональность применения ЛП. Система ПУ ЛП и МИ является инструментом внедрения и контроля соблюдения утвержденных стандартов оказания медицинской помощи и протоколов ведения больных.

ПУ ЛП позволяет оценить текущие запасы на постах и в кабинете старшей медицинской

сестры, облегчая процесс формирования текущей потребности для выписывания требований-накладных в аптеку, является инструментом формирования текущей и итоговой отчетности, в том числе по различным источникам финансирования.

Как известно, существуют несколько уровней учета ЛП и МИ при оказании стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи. Это:

Бухгалтерский учет расходов на ЛП и МИ. Осуществляется в целом по медицинской организации (кроме отдельных категорий ЛП, для которых установлен особый порядок учета) [7].

Предметно-количественный учет, при

котором учитывается израсходованное количество ряда наименований ЛП на каждого пациента ежедневно, в соответствии с утвержденным перечнем [9,13]. Как и бухгалтерский учет, он не позволяет оценивать существующие запасы лекарственных препаратов в отделениях, анализировать затраты на ЛП, не предполагает проведения анализа эффективности их использования.

Персонифицированный учет — это детализированный учет расхода ЛП и МИ на каждого пациента. В первом приближении его можно рассматривать как расширенный вариант предметно-количественного учета. Однако результативность ПУ, выражающаяся в возможности проведения различного вида анализов, в том числе анализа эффективности использования ЛП в лечебно-диагностическом процессе, зависит от того, какими характеристиками описываются учитываемые ЛП и насколько точно ведется ПУ. Оба эти вопроса являются предметом обсуждения в настоящей статье.

Опыт медицинских организаций, ведущих «ручной» ПУ ЛП и МИ, показывает, что это весьма сложная и трудоемкая процедура, требующая больших дополнительных временных затрат со стороны медицинского персонала и дающая в результате далеко не пол-

40

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 4, № 4

■■■■

гш

ные и объективные данные. Также трудоемок и не точен анализ этих данных.

Наиболее перспективным является внедрение автоматизированного персонифицированного учета израсходованных ЛП и МИ на основе действующей медицинской информационной системы (МИС) [15, 18,21,23].

Группы учета ЛП и МИ

При организации системы ПУ необходимо определиться со степенью детализации накапливаемой информации. На первый взгляд для оценки рациональности использования и стоимости лечения должны быть учтены все израсходованные ЛП и МИ. Однако на практике это либо весьма трудоемко, либо просто не нужно.

Приступая к разработке режима ПУ в МИС «Кордис», мы разделили все учитываемые ЛП и МИ на две группы:

А. ЛП и МИ «прямого» учета, когда при оказании медицинской помощи учитывается каждая единица израсходованного ЛП и (или) МИ:

• ЛП, использованные в ходе плановой и экстренной лекарственной терапии;

• донорская кровь и ее компоненты, препараты из донорской крови, кровезамещающие растворы;

• имплантируемые МИ (стенты, протезы, кардиостимуляторы и пр.);

• интродьюсеры, катетеры, проводники однократного использования;

• дорогостоящие МИ, используемые в трансфузионно-инфузионной терапии (оксигенаторы, устройства и приспособления однократного применения, в том числе для соединения полимерных магистралей).

Б. «Косвенно» учитываемые ЛП и МИ:

• шприцы и системы переливания крови;

• ЛП, используемые в качестве растворителей, а также для проведения простых медицинских манипуляций;

• шовный материал;

• дезинфекционные средства;

• стерильные и нестерильные медицинские изделия однократного использования (салфетки, перчатки, халаты, простыни, подгузники и пр.).

К группе изделий «прямого» учета мы отнесли ЛП и МИ, определяющие суть лечебно-диагностического процесса, его эффективность и результативность и формирующие основную долю затрат на лечение пациентов. Сюда же относятся все ЛП и МИ, подлежащие предметно-количественному учету. В группу изделий «косвенного» учета вошли ЛП и МИ, используемые в лечебно-диагностическом процессе безотносительно к конкретным нозологическим формам и «прямой» учет которых затруднителен или нецелесообразен; доля затрат на эту группу не является весомой, но должна быть учтена при планировании. Принадлежность МП и МИ к группам «прямого» и «косвенного» целесообразно определить индивидуально для каждой медицинской организации и утвердить приказом главного врача.

Номенклаторы

При оприходовании поступающих ЛП и МИ в аптечных информационных системах имеются определенные сложности. Во-первых, фирмы-поставщики в описании поставляемых товаров с одинаковыми потребительскими свойствами и характеристиками, как правило, используют различные названия-формулировки. Так, например, в одной товарной накладной может значиться «Папаверин г/х, раствор для инъекций 2% — 2 мл, ампулы № 10», а в товарной накладной другого поставщика — «Папаверина гидрохлорид, р-р д/ин., 2%, амп., 2 мл, №10, Армавирская биологическая фабрика». При этом для медицинской сестры отделения оба товара соответствуют «Sol. Papaverinihydrochloridi 2% — 2,0 №10», а для бухгалтерии — различным единицам учета в строгом соответствии с наименованием из товарной накладной, причем и зачастую по различной цене.

Во-вторых, как это ясно видно из приведенного примера, в товарной накладной и,

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■ ■ ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

.Наименование ичарачтеристчка " Д ЛП па дришаднпму документу ^

Рис. J. Структура номенклатора лекарственных препаратов

как следствие, в аптечной информационной системе наименование поступающего ЛП или МИ представлено одной текстовой строкой, в которой характеристики товара могут быть описаны самым произвольным образом. Для бухгалтерского учета такой способ описания товарно-материальных ценностей не представляет проблемы. Однако для задач персонифицированного учета и последующего анализа он неприменим, в частности, в силу того, что расход осуществляется не в тех же единицах учета и хранения, а в иных, соответствующих одной таблетке, ампуле и др. Кроме того, при выполнении врачебного назначения расходуется не просто таблетка или ампула, а строго определенное количество лекарственного средства (фармакологического препарата, действующего вещества), относящегося к конкретной группе медикаментов. Этой

информации в аптечных и бухгалтерских информационных системах, естественно, нет.

С целью обеспечения возможности гибкой работы с приходуемыми в аптеке нашего Центра ЛП при их дальнейшем использовании и последующем анализе каждая строка товарной накладной, содержащая наименование товара, его цену, количество приходуемых единиц и сумму, дополняется расширенным описанием приходуемого ЛП с помощью номенклатора. Он имеет следующую структуру (рис. 1):

• торговое наименование ЛП на русском языке;

• международное непатентованное наименование (МНН);

• наименование ЛП на латинском языке;

• группа по ATX-классификации (анатомическая, терапевтическая, фармакологическая);

42

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 4, № 4

■■■■

гш

• лекарственная форма;

• форма выпуска;

• номер серии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• срок годности;

• количество действующего вещества;

• единица измерения действующего вещества;

• установленная суточная доза (DDD);

• принадлежность к ЖНВЛП;

• группа бухгалтерского учета;

• вид учета (по сериям, суммовой учет);

• принадлежность к перечню препаратов, подлежащих ПКУ;

• единицы учета (измерения) в аптеке, в отделении, в бухгалтерии;

• минимальная единица отпуска из аптеки;

• коэффициенты пересчета (единица использования ^ первичная упаковка ^ вторичная упаковка);

• признак принадлежности к «косвенному» учету.

Каждому приходуемому товару (строке товарной накладной, соответствующей определенной серии ЛП) присваивается уникальный идентификационный номер, который в виде числа и штрих-кода печатается на этикетках, наклеиваемых на вторичную упаковку ЛП. В дальнейшем этот штрих-код используется для организации и контроля перемещения ЛП и их однозначной идентификации.

Для описания приходуемых МИ также используется номенклатор, имеющий, однако, иную структуру (рис. 2).

Прежде всего каждое приходуемое МИ соотносится с той или иной категорией изделий, в которую, по ГОСТ ISO 15225-2011 [26], входят различные изделия, имеющие общую область применения, например,

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 43 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

имплантируемые изделия, изделия одноразового применения и пр.

На втором уровне номенклатора находится видовая группа изделий, которая по [26] включает изделия, имеющие одну и ту же или близкую область применения (например, «Протезы клапана сердца», «Сосудистые протезы», «Стенты», «Шовный материал»). На следующем уровне в группах выделяются подгруппы, формируемые на основе отличительных характеристик товаров, однозначно определяющих их применение. Различные подгруппы одной и той же группы не могут быть взаимозаменяемыми (например, «Стерильные» — «Нестерильные»).

Далее с каждым МИ сопоставляется унифицированное наименование изделия без указания торговой марки и/или товарного знака и/или производителя, например: «Канюля венозная», «Костный воск». В некоторых случаях унифицированное наименование может быть эквивалентно торговой марке. Так, например, названием «вакутейнер» может быть обозначена любая вакуумная система для забора крови, а не только продукция «Becton, Dickinson and Company», которой принадлежит торговая марка «Vacutainer®».

Следующий уровень описания соответствует типу изделия по ГОСТ ISO 15225-2011 [26] и включает в себя наименование изделия, указанное в информации изготовителя с указанием торговой марки (товарного знака, производителя). Тип изделия должен относиться к определенной подгруппе товаров (видовой группе изделия) в соответствии с основным назначением изделия, определенным изготовителем и, следовательно, не может входить более чем в одну подгруппу товаров.

В случае, если медицинское изделие имеет модельный ряд, далее указывается модель изделия, содержащая наименование (фабричную марку, номер изделия по каталогу производителя, размер и пр.), применяемое производителем для идентификации изделия.Изделия каждой модели имеют технические харак-

теристики, используемые либо как справочная информация, либо для формирования конкурсной документации на приобретение изделий данного типа и модели.

На следующем уровне указываются номер серии и срок годности изделий данной серии. И, наконец, серии изделий (или конкретному МИ, если оно имеет индивидуальный регистрационный номер) присваивается уникальный идентификационный номер,который распечатывается на этикетке в виде штрих-кода.

Идентификация ЛП и МИ

Для задач персонифицированного учета зачастую требуется знать стоимость конкретных ЛП и МИ, израсходованных на лечение конкретного пациента в ситуации, когда одни и те же ЛП или МИ могут быть приобретены по различным ценам. То есть на этапе расходования ЛП или МИ должны быть идентифицированы. Причем идентификация должна быть выполнена не только на уровне вида товара, но и на уровне серии или в отдельных случаях на уровне конкретной его единицы.

Идентификация ЛП и МИ становится необходимой в случае возникновения «нестандартных» ситуаций, например, развития побочных эффектов при использовании ЛП и МИ, или обнаружения их неэффективности, или выхода из строя имплантированного МИ. Учитывая возможность получения и использования некачественных ЛП, их идентификация среди других аналогичных ЛП с целью исключения из оборота является просто необходимой. Эта же проблема возникает при получении информации от контролирующих организаций о необходимости изъятия из оборота конкретной серии ЛП и МИ.

Проблема фальсификации ЛП в последнее время обсуждается достаточно часто. В ходе встречи с членами Совета палаты Совета Федерации в сентябре 2013 года [31] Председатель Правительства Д.А. Медведев отметил, что фальсифицированные препараты составляют одну сотую часть от общего коли-

44

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

РЧНН

гол 4, № 4

Рис. 3. Результаты проверки штрих-кода ЛП на сайте GS1

чества ЛП. В пояснительной записке к законопроекту № 392886-6 о значительном ужесточении санкций за подделку лекарственных средств [20] говорится, что проблема некачественных медикаментов в России стоит достаточно остро. «За первое полугодие 2013 года из обращения были изъяты 191 серия 122 торговых наименований недоброкачественных лекарственных препаратов, 10 серий 10 торговых наименований фальсифицированных лекарственных препаратов, а также 2 торговых наименования и 50 серий фальсифицированных фармацевтических субстанций и произведенных из них препаратов». С целью получения оперативной информации о местонахождении фальсификата и о пациентах, возможно, его уже получивших, система ПУ должна хранить сведения о движении каждого конкретного ЛП в медицинской организации.

К сожалению, для решения задач персонифицированного учета и тем более идентификации ЛП невозможно использовать штрихкод, нанесенный на его вторичную упаковку. В соответствии с отраслевым стандартом [27] этот штрих-код включает в себя, в частности, регистрационный номер предприятия и код

продукции внутри предприятия. Для задач персонифицированного учета интерес представляют прежде всего цифры, соответствующие коду продукции внутри предприятия. Однако, по сути, воспользоваться ими весьма проблематично. Согласно выше упомянутому отраслевому стандарту, «код товара предприятие выбирает самостоятельно, выделяя при этом классификационные признаки товара по своему усмотрению». Иными словами, код 333, присвоенный аспирину на предприятии А, только случайно может соответствовать коду аспирина, произведенному на предприятии Б.

Казалось бы, проблему может разрешить сочетанное использование номера предприятия и кода продукции. Однако возможность обратиться к базе данных производителя с целью получения о продукте дополнительной информации отсутствует, а запрос к централизованному ресурсу — базе данных добровольной некоммерческой неправительственной организации «ЮНИСКАН / ГС 1 РУС», действующей на территории Российской Федерации (http://www.gs1ru.org), дает лишь контактные данные производителя (рис. 3) и никак не указывает на форму выпуска ЛП, его серию

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 45 ■

гш

Медицинские информационные системы

1 и информационные

технологии

Рис. 4. Пример использования штрих-кода на этикетке МИ

и срок годности. А именно эти параметры ЛП важны не только для реализации персонифицированного учета, но и для контроля качества товара и допустимых сроков его применения. Более того, один и тот же штрих-код может соответствовать различным формам ЛП, выпускаемым на одном и том же предприятии. Так, например, по базе данных ГРЛС код ЛП 4602233001999 одновременно соответствует двум лекарственным формам: таблеткам, покрытым пленочной оболочкой, с дозой 4 и 8 мг действующего вещества.

Использование штрих-кода при персонифицированном учете МИ имеет свои проблемы. Применения штрих-кода при маркировании МИ российскими производителями не требуется [3, 24]. «Маркировка и упаковка относятся к исключительной компетенции и ответственности производителя товара», — разъясняет Минздрав РФ [14]. В силу этого отечественные МИ штрих-кода не имеют.

МИ иностранного производства, как правило, имеют этикетки со штрих-кодом либо в формате HIBC, разработанном и поддерживаемом Координационным советом производителей медицинских изделий (Health Industry Business Communications Council, HIBCC) [30], либо в формате GS1 [29], либо в обоих форматах (рис. 4). В обоих случаях штрих-код содержит код предприятия-изготовителя и номер изделия по его каталогу, а в ряде случаев — уникальный номер конкретного изделия. Получить полную информацию о МИ можно лишь при обращении к каталогу (базе данных) изготовителя.

Важным элементом ПУ является персонифицированный учет препаратов крови. В соответствии с ГОСТ Р 52938-2008 [25] на каждый контейнер с донорской кровью и ее компонентами наносится этикетка с уникальным штрих-кодом, обеспечивающим однозначную идентификацию любого контейнера

46

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 4, № 4

■■■■

гш

с консервированной кровью или ее компонентами, изготовленного в Российской Федерации. Проблему идентификации контейнеров с донорской кровью и ее компонентами мы решили следующим образом.

При получении компонентов донорской крови в Краевом центре крови сотруднику ФЦССХ записывают на флэш-карту файл формата DBF с данными о переданных транс-фузионных средах, хранящихся в базе данных АИС «Центр крови». В нем по каждому пакету в соответствии с [1] перечислены: наименование компонента, группа крови, резуспринадлежность, фенотип, количество, уникальный идентификационный номер пакета (соответствующий штрих-коду на его этикетке по ГОСТ Р 52938-2008), номер донора, даты заготовки, окончания срока годности и получения пакета и его стоимость. Информация из файла импортируется в МИС «Кордис», и тем самым каждый полученный контейнер имеет детальное описание. Более подробно система учета препаратов крови описана нами ранее [16, 22].

Организация персонифицированного учета ЛП и МИ в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии (г.Красноярск)

В Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии (г. Красноярск) персонифицированный учет ЛП и МИ реализован на базе информационной системы «1С:Аптека медицинского учреждения» и разработанной специалистами Центра МИС «Кордис» [28].

При получении аптекой ЛП и МИ они регистрируются в системе «1С:Аптека медицинского учреждения». При получении впервые приходуемого ЛП или МИ провизор выбирает все характеризующие его параметры из соответствующих справочников, что позволяет уже на начальном этапе оборота ЛП и МИ унифицировать ключевые признаки, на основе которых в дальнейшем можно проводить анализ.При

повторном оприходовании ЛП и МИ используются ранее созданные характеристики.

Одновременно каждому товару присваивается уникальный идентификационный номер и печатается этикетка с внутренним штрих-кодом Центра. Он является ссылкой на строку в базе данных МИС «Кордис», в которой содержится не только наименование, но и потребительские свойства (дозировка ЛП, размер МИ, количество в упаковке, дата прихода, серия, срок годности, каталожный номер), а также стоимость товара в рамках данной конкретной партии. Необходимо подчеркнуть, что уникальный идентификационный номер присваивается наименованию товара, перечисленному в одной строке товарной накладной (партии товара) либо в случае, если товар имеет уникальный регистрационный номер — каждому экземпляру товара.

Старшие медицинские сестры отделений формируют требования в той же системе «1С:Аптека медицинского учреждения». При этом они видят фактическое наличие товара на складе аптеки, что позволяет при необходимости обсудить с лечащим врачом возможность замены отсутствующего препарата еще до выписывания требования в аптеку и существенно экономит рабочее время. При оформлении требований старшая медицинская сестра выбирает ЛП на русском языке в необходимой дозировке и указывает его количество. При этом в печатном варианте требование в соответствии с [4] автоматически формируется на латинском языке, что позволяет избежать ошибок при заполнении.

В момент получения из аптеки ЛП и МИ данные из системы «1С:Аптека медицинского учреждения» выгружаются в МИС «Кордис» и поступают на «электронный склад» старшей медсестры отделения. В дальнейшем ЛП и МИ в необходимом для текущей работы количестве передаются на посты. После этого постовая медсестра может расходовать доступные ей ЛП и МИ на пациента в соответствии с назначением лечащего врача.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 47 ■

Рис. 5. Оприходование МИ в ОАиР Красноярского кардиоцентра производится

по штрих-коду

Отнесение израсходованных ЛП и МИ на конкретного пациента реализовано двумя способами: считыванием штрих-кода с упаковки или вручную с помощью специально разработанного интерфейса в МИС «Кор-дис». Выбор конкретного способа списания зависит от условий работы отделения (операционная, реанимация, плановое отделение) и особенностей товара. Для считывания штрихкода отделения оборудованы сканерами.

Медицинская сестра выбирает товар, сверяет дозировку, размер и списывает количество, которое было израсходовано на пациента. Учет расходования ЛП и МИ, используемых при проведении оперативного вмешательства, происходит непосредственно в операционной, оборудованной сканерами штрих-кода. Работа организована таким образом, что персонифицированный учет не отвлекает персонал от выполнения основных обязанно-

48

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 4, № 4

■■■■

гш

стей и позволяет учитывать использованные ЛП и МИ в полном объеме.

Данная система абсолютно подходит для учета ЛП и МИ, которые назначаются в индивидуальном порядке, подлежат предметно-количественному учету и т.д., но сложна для применения при использовании дезинфицирующих средств, кожных антисептиков, перчаток и других МИ, количество которых не может быть строго нормировано. Для разрешения этой проблемы был реализован вариант списания «расход дня». По данному принципу списываются те товары, расход которых в среднем на всех пациентов одного отделения отличается незначительно и стоимость которых не является определяющей, но пренебречь ею нельзя. Таким образом, упрощается труд медицинского персонала, так как исчезает необходимость сложного расчета, сколько именно, например, кожного антисептика было израсходовано в этот день на конкретного больного, сколько раз врач, медсестра, санитарка меняли перчатки, работая с пациентом. Для реализации способа списания «расход дня» каждому товару, который может быть списан подобным образом, присваивается соответствующий признак. Старшая медсестра оценивает, сколько соответствующих ЛП и МИ было израсходовано за смену, списывает их, и все это количество пропорционально распределяется на всех пациентов, находившихся в этот день в отделении.

Безусловно, наличие в медицинской организации системы ПУ не отменяет ведения журналов учета наркотических средств, психотропных веществ и т.д., наличие которых в отделении строго регламентировано и должно осуществляться вручную на бумажном носителе.

На сегодняшний день большинство медицинских организаций финансируется из различных источников, соответственно производится раздельный учет ЛП и МИ по различным источникам финансирования. МИС «Кордис» позволяет отследить источник финансирова-

ния, по которому было приобретено конкретное ЛП или МИ, и проверить возможность его расходования на конкретного пациента в соответствии с условиями оказания ему медицинской помощи. Все это позволяет предотвратить нецелевое расходование денежных средств и облегчает формирование отчетности в разрезе источников финансирования.

Заключение

Ведение персонифицированного учета израсходованных ЛП и МИ в МИС на основе принципа однократного ввода и многократного использования информации позволяет значительно сократить расход рабочего времени медицинского персонала на заполнение необходимой учетно-отчетной документации, существенно сократить ее количество.

Учет израсходованных ЛП и МИ в режиме реального времени позволяет в любой момент получать, анализировать информацию о движении товара в рамках медицинской организации, оценивать реальные затраты на ЛП и МИ, использованные для оказания медицинской помощи конкретному пациенту, по виду оказываемой помощи, эффективно планировать закупку ЛП и МИ.

Накапливаемая информация позволяет проводить клинико-экономический анализ, оценивать рациональность использования ЛП и МИ, а также расходования денежных средств на их приобретение (ABC/VEN-ана-лиз, ATC/DDD-анализ), своевременно корректировать протоколы ведения пациентов.

Персонифицированный учет ЛП и МИ является важным элементом учета и планирования расходов медицинских организаций и отрасли в целом на оказание медицинской помощи. Для решения этой задачи наличие уникального идентификатора ЛП и МИ является необходимым условием. Необходим единый отраслевой федеральный информационный ресурс, позволяющий получать информацию о ЛП и МИ по их уникальному идентификатору (штрих-коду).

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 49 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Для персонифицированного учета МИ необходимо иметь их детальное описание. С этой целью представляется целесообразным расширение Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицин-

ских изделий Росздравнадзора, в части увеличения характеристик МИ. Как вариант можно рассматривать нанесение на потребительскую (вторичную) упаковку ЛП и МИ штрихкода с большим количеством информации (например, PDF 417, DataMatrix или др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила ведения единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №667.

2. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006.

3. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Глава II. Раздел 18. Часть 5. Требования к потребительской маркировке изделий медицинского назначения и медицинской техники и информированию пользователя: Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299.

4. О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. № 110.

5. О совершенствовании деятельности врачей-клинических фармакологов: Приказ Минздрава РФ от 22 октября 2003 г. № 494.

6. Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Минздрава РФ от 28 апреля 2011 г. №364.

7. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н.

8. Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования: Приказ ФФОМС от 07 апреля 2011 г. №79.

9. Об утверждении Порядка включения лекарственных средств для медицинского применения в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету: Приказ Минздрава РФ от 20 января 2014 г. № 30н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 января 2011 г. № 29н.

11. Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 29 декабря 2012 г. № 1631н.

12. Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 г. № 158н.

13. Об утверждении Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и Пра-

50

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 4, № 4

■■■■

гш

вил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения: Приказ Минздрава РФ от 17 июня 2013 г. №378н.

14. О маркировке изделий медицинского назначения: Письмо Минздрава РФ от 24 февраля 2004 г. № 293-22/34.

15. БогдановаЛ.А. , Герец А.Г., Солодовников В.В., Шекалова О.Н. Персонифицированный учет медикаментов в ГУЗ «Приморская краевая клиническая больница №1» на основе применения системы ДОКА+//Врач и информационные технологии. — 2009. — №5. — С. 22-30.

16. Гусев С.Д ., Маковский А.А., Гусев Н.С., Иванова Е.Л., Поддубный А.Н. Информационные технологии в клинической трансфузиологии. Подсистема «Учет крови» МИС «Кордис»//Врач и информационные технологии. — 2012. — №3. — С. 48-57.

17. Коваленко Н.В., Шульман Е.И. Контроль доз препаратов при назначении Усть-Таркской ЦРБ фармакотерапии в клинической информационной системе Дока//Клиническая фармакология и фармакоэкономика. — 2011. — Т. 4. — № 4. — С. 15-19.

18. Кунгуров Н.В., Зильберберг Н.В. Опыт разработки и внедрения персонифицированной системы учета медицинских услуг в целях эффективного управления ресурсным обеспечением кожно-венерологических учреждений//Практическая медицина. — 2009. — №37. — С. 32-35.

19. Лебедев Г.С. Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов в системе ОМС территории//Менеджер здравоохранения. — 2004. — №5. — С. 37-44.

20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок: законопроект №392886-6. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Sprav-kaNew%29?OpenAgent&RN=392886-6&02 (Дата обращения: 01.07.2014).

21. Агаджанян В.В., Устьянцева И.М., Крылова А.В., Солнышко СВ. Персонифицированное обеспечение лекарственными средствами в многопрофильной больнице//Медицина в Кузбассе. — 2011. — № 1. — С. 55-58.

22. Маковский А.А., Гусев С.Д., Павлушкин А.А., Бархатова Л.И., Дорошенко И.Я., Поддубная Е.Л. Система автоматизации клинической трансфузиологии. Обеспечение безопасности переливания компонентов донорской крови//Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. — 2013. — Т. 8. — № 3. — С. 56-59.

23. Хайновская И.Я. идр. Персонифицированный учет потребления лекарственных средств в медицинских учреждениях как инструмент контроля за целевым использованием средств обязательного медицинского страхования//Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2005. — № 12. — С. 21-24.

24. ГОСТ Р ИСО 15223-2002 Медицинские изделия. Символы, применяемые при маркировании на медицинских изделиях, этикетках и в сопроводительной документации.

25. ГОСТ Р 52938-2008 Кровь донорская и ее компоненты. Контейнеры с консервированной кровью или ее компонентами. Маркировка.

26. ГОСТ ISO 15225-2011 Номенклатура. Номенклатура данных по медицинским изделиям для информационного обмена.

27. ОСТ ГИСЛС № 91500.05.0002-2001 Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения.

28. Медицинская информационная система «Кордис»: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2013619636. (Дата регистрации — 11 октября 2013 г.).

29. GS1 GeneralSpecifications. Version 14, Jan-2014 URL:http://www.gs1 us.org/DesktopModules/ /Bring2mind/DMX/Download.aspx?Command=Core_Download&EntryId=618&PortalId=0&TabId=785 (Дата обращения: 01.07.2014).

30. The health industry supplier labeling standard: for patient safety and unique device identification (HIBC / SLS / UDI) ANSI/HIBC 2.4 — 2013. URL:http://www.hibcc.org/publication/view/supplier-label-ing-standard/ (Дата обращения: 01.07.2014).

31. URL: http://government.ru/news/5990 (Дата обращения: 01.07.2014).

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 51 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.