Научная статья на тему 'Организация научного туризма с целью активизации познавательной деятельности студентов-будущих педагогов'

Организация научного туризма с целью активизации познавательной деятельности студентов-будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ / SCHOOLS / НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ / SCIENTIFIC TOURISM / COPYRIGHTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиалко Алла Ивановна, Труфанова Юлия Геннадьевна

Одним из важнейших дидактических принципов обучения является активность самого обучаемого. Научный туризм имеет огромный потенциал для ознакомления студентов с передовым педагогическим опытом авторских школ, инновационными педагогическими технологиями и системами образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиалко Алла Ивановна, Труфанова Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF SCIENTIFICTOURISM IN ORDER TOEN-HANCE THE COGNITIVEACTIVITY OF STUDENTS-FUTURE OF TEACHERS

One of the most important didactic principles of teaching is the activity of the learner. Scientific tourism has a huge potential to familiarize students with the best teaching experience of the author schools, innovative teaching technology and educational systems.

Текст научной работы на тему «Организация научного туризма с целью активизации познавательной деятельности студентов-будущих педагогов»

Фиалко Алла Ивановна Труфанова Юлия Геннадьевна

(Кубанский государственный университету. Краснодар)

alla.fialko@mail.ru, yulenka1904@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ТУРИЗМА С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация:Одним из важнейших дидактических принципов обучения является активность самого обучаемого. Научный туризм имеет огромный потенциал для ознакомления студентов с передовым педагогическим опытом авторских школ, инновационными педагогическими технологиями и системами образования.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности студентов, педагогические технологии, авторские школы, научный туризм.

Fialko Alla Ivanovna TrufanovaYuliyaGennadyevna

Kuban state University, Krasnodar

THE ORGANIZATION OF SCIENTIFICTOURISM IN ORDER TOEN-HANCE THE COGNITIVEACTIVITY OF STUDENTS-FUTURE OF

TEACHERS

Abstract: One of the most important didactic principles of teaching is the activity of the learner. Scientific tourism has a huge potential to familiarize students with the best teaching experience of the author schools, innovative teaching technology and educational systems.

Keywords: activation of cognitive activity of students, educational technology, copyrights, schools, scientific tourism

Научный туризм как самостоятельное явление возник в конце ХХ века и представляет собой такой тип туризма, целью которого является участие в тех или иных научных программах, как правило, без извлечения туристом материальной выгоды. Это может быть, к примеру, наблюдение за миграциями и изменениями популяции животных, участие в археологических раскопках и т.д. [1].

Однако следует отметить, что научный туризм занимает немаловажное место и в учебном процессе педагогического ву-за.Особенно актуально это в современной обстановке в рамках развития единого образовательного пространства Крыма и Куба-ни.Огромный потенциал заложен в возможности привлечения студентов к изучению и посещению мест боевой славы, исследова-

нию и наблюдению за экологической обстановкой в различных регионах, ознакомление с передовым педагогическим опытом авторских школ при их посещении, инновационными педагогическими технологиями и системами образования и многое другое.

Педагогические технологии наглядно изучаются при посещении реальных учебных заведений, ознакомлении с живым учебным процессом, его субъектами и их взаимодействием. Студенты могут воочию убедиться насколько эффективна та или иная технология, система обучения, какие результаты достигаются с их помощью, какими компетенциями овладевают учащиеся при их применении [2,3].

Одним из важнейших дидактических принципов обучения является активность самого обучаемого. Активность в учении - это не просто деятельное состояние человека, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого человека с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей [4, 5].

Заслуживает внимания педагогический опыт преподавателей Кубанского государственного университета факультета педагогики, психологии и коммуникативистики по организации научного туризма, связанного с научно-исследовательской деятельностью студентов^, 8, 9].

Так, были организованы поездки для ознакомления с деятельностью авторской школы педагога-новатора, академика Российской академии образования Михаила Петровича Щетинина, расположенной в поселке Текос Краснодарского края.

Школа представляет собой учебное заведение интернатского типа. Ученики проживают на территории школы, время от времени по возможности выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися. Занятия в школе проводятся круглый год. Определенный контингент членов школы проживает там постоянно, в специально построенных корпусах.

Обучение в школе основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод «погружений», в котором изучение различных предметов разделено по дням. «Погружения» происходят периодически, примерно раз в несколько месяцев. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При этом расписание занятий, как и режим дня, может меняться практически ежедневно, поскольку большую долю в жизни учащихся занимает физическая работа.

Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также различные учения эзотерического толка [10].

Среди особенностей в методике преподавания можно выделить следующие:

- учащиеся занимаются в разновозрастных группах, при достижении определенного уровня ученик переходит на следующую ступень;

- учащиеся, успевающие по предметам лучше других, помогают осваивать материал своим товарищам, выступают в роли учителей.

В школе плотный и достаточно жесткий режим. Большое внимание уделяется закаливанию и воспитанию патриотического духа «по М.П. Щетинину». В школе чтут традиции народов Кубани.

При посещении школы студенты-будущие педагоги познакомились с системой обучения, посетили занятия, направленные на развитие художественного вкуса и танцевального мастерства. Школьники продемонстрировали высокий уровень коммуникабельности, интеллектуального развития и неординарности мышления.

Студенты смогли оценить дизайнерские решения учащихся, воплощенные в оформлении жилых и учебных помещений, прилегающей школьной территории. Ученики поделились своими достижениями в области разработки различных проектов.

Учащиеся занимаются разработкой и социальных проектов, являющихся одной из разновидностей метода проектов, наследующих его основные особенности и прежде всего - ориентацию на достижение практического результата - «продукта проекта», который подлежит оценке.

Участие в исследовательской туристической экскурсии никого не оставило равнодушным. Студенты пытались сопоставить свои впечатления и познания в педагогических технологиях, знания теории с практикой.

В связи с интересом многих педагогических работников и студентов педагогических вузов к авторским методикам обучения и воспитания, в школе М.П. Щетинина организована экскурсионная служба, помогающая ознакомиться с необычными способами и условиями обучения школьников. В качестве экскурсоводов выступают сами школьники[10].

Таким образом, организованные туристические поездки, проводимые с целью ознакомления студентов с педагогическим опытом новаторов, являются неотъемлемой частью учебного про-

цесса педагогического вуза, помогают осуществить связь теории с практикой и активизировать познавательную деятельность студентов.

Библиографический список

1. Мельникова Н.Э. Новые педагогические технологии в образовательном процессе. URL: http://www.profobrazovanie.ora/t3134-topic.

2. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения //Вестник Адыгейского государственного университета-Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87-94.

3. Научный туризм. URL: http://sokolov33.ru/index.php/vid-tirizm/60-nauchnyj-turizm

4. Фиалко А.И., Труфанова Ю.Г. Научный туризм в учебном процессе педагогического вуза // Инновационные подходы в туристско-краеведческой деятельности системы детско-юношеского и молодежного туризма: проблемы и перспективы развития (Вторые Бочаровские чтения): сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Самойленко А.А., г. Краснодар, 18 декабря 2014 г., Кубанский социально-экономический институт, г. Краснодар, 2014, с. 104-110.

5. Фиалко А.И., Сенан Д.А. Педагогическое сопровождение активизации познавательной деятельности обучающихся. Наука и образование в XXI веке»: Сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. Конференции. Ч. III. М.: АР-Консалт, 2014. С. 25-26.

6. Фиалко А.И., Сенан Д.А. Система активизации познавательной деятельности обучающихся. Фестиваль Недели науки Юга России. Материалы Региональнойстуденческой конференции: в 3 т. Южный федеральный университет. -Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. Т 2. С.290-293.

7. Гребенникова В.М., Игнатович С.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога// Фундаментальные исследования. 2013. №11-3. С. 529-534.

8. 8.Гребенникова В.М. Преемственность как принцип общественной экспе-ритизы качества профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета-Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №2. С.66-69.

9. Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Романова Е.Ю. Качество дополнительного специального образования специалистов помогающих профессий и математические методы его оценки // Современные проблемы науки и образования. -2015. -№6.- С 354.

10. 10.Школа Щетинина. URL: http://www.hnh.ru/travel/school shchetinina

© Фиалко А.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.