Научная статья на тему 'Проектное обучение как средство формирования профессиональных компетенций у студентов будущих педагогов'

Проектное обучение как средство формирования профессиональных компетенций у студентов будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / PROJECT TEACHING METHOD / INSTRUCTIONAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиалко Алла Ивановна

Статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов. Реализация компетентностного подхода в образовании предполагает подготовку обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Приобретение разностороннего опыта деятельности в процессе проектирования педагогического процесса является одним из важнейших средств в формировании профессиональных компетенций при обучении студентов будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиалко Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED LEARNING AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS FUTURE TEACHERS

The article is devoted to peculiarities of formation of professional competence of future teachers. Implementation of the competence approach in education involves training the student to effective and productive activities in various socially important situations. The acquisition of resection-experience activities in the design process of the pedagogical process is one of the most important tools in the formation of professional competence in teaching of future teachers.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение как средство формирования профессиональных компетенций у студентов будущих педагогов»

Фиалко Алла Ивановна

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

alla.fialko@mail.ru

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов. Реализация компетентностного подхода в образовании предполагает подготовку обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Приобретение разностороннего опыта деятельности в процессе проектирования педагогического процесса является одним из важнейших средств в формировании профессиональных компетенций при обучении студентов будущих педагогов.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, педагогическое проектирование, проектный метод обучения

Fialko Alla I.

(Kuban State University, Krasnodar, Russia)

PROJECT-BASED LEARNING AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS FUTURE

TEACHERS

Abstract: the article is devoted to peculiarities of formation of professional competence of future teachers. Implementation of the competence approach in education involves training the student to effective and productive activities in various socially important situations. The acquisition of resection-experience activities in the design process of the pedagogical process is one of the most important tools in the formation of professional competence in teaching of future teachers.

Keywords: competence approach, professional competences, instructional de-Micrasoft*

sign, project teaching method TranslatorX

В современном мире поток информации растет чрезвычайно быстро. Происходит замена техники все более новой и совершенной, исчезают старые и появляются новые профессии. Человеку приходится постоянно учиться на протяжении всей своей жизни и профессиональной карьеры. Однако, всегда ли готов даже только что окончивший вуз выпускник, с его новым современным образованием, влиться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять? Часто наблюдаются отрицательные результаты. Причем эти трудности наблюдаются как на Кубани, так и в Крыму, где происходит внедрение компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход предполагает формирование и развитие у обучающихся универсальных и специальных квалификационных качеств личности, необходимых выпускнику в его дальнейшей профессиональной деятельности. Следовательно, будущий педагог должен уметь проектировать свою работу, определять основные теоретические положения, ставить цели и задачи, разрабатывать средства их достижения и уметь оценивать результаты [1,2].

Одним из средств, позволяющим внедрить на практике компетентностный подход является обучение студентов педагогическому проектированию учебного процесса. Метод проектов обладает широкими возможностями для реализации задач компетент-ностного подхода. Так в ходе применения проектного обучения студентами кафедры технологии и предпринимательства Кубанского государственного университета были разработаны различные программы обучения, проекты социальной, экологической направленности, которые нашли практическое применение в различных образовательных учреждениях.

Программа «Очумелые ручки», разработанная на основе авторской программы Британ И.В., направлена на развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности, представляет единый интегрированный курс, основанный на народных традициях, связи искусства с повседневной жизнью [3, с. 239].

Особенность программы заключается в том, что изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства осуществляется на основе осмысления школьником различных видов деятельности человека на земле. Человек при этом рассматривается как мастер, который создает как духовный, так и материальный мир вокруг себя. Основными разделами программы являются следующие: «Мастер Шишка», «Мастер Клубок», «Мастерица Бумага», «Мастер Пластилин», «Мастерица Ткань», «Мастер Пластик».

Программа включает в себя сквозные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах изобразительного искусства, свойствах материалов и направлена на формирование определенных компетенций учащихся.

В основу работы по программе положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, получение школьником опыта самостоятельного обще-

ственного действия, позволяющими ему стать настоящим гражданином и патриотом своего Отечества.

Усвоение содержания разделов основано на продуктивной деятельности учащихся по принципу «от деятельности под контролем учители к самостоятельному выполнению проекта», то есть проект является заключительным этапом, проявляющим уровень сформированности компетенций учащихся.

Реализация программы основана на применении интерактивных приемов обучения, посещении музеев, выставок, встречах с мастерами-профессионалами, ознакомлении со специальной литературой и электронными источниками информации [4].

Занятия по программе «Оч.умелые ручки» помогают учащемуся открыть в себе творческие способности, сформировать навыки самостоятельной исследовательской работы, способствуют развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции.

В ходе конкурса «Ярмарка идей», проводимого ежегодно в Кубанском государственном университете выявляются наилучшие проекты, разработанные студентами. В 2014 году финалистом конкурса стал проект «Экологизация образования молодежи на основе мониторинга окружающей среды».

Широкие возможности в области экологического образования и воспитания имеют и такие формы работы, как экологические интеллектуальные турниры, проводимые с участием школьников и студентов. Данный проект нашел свое признание в широких кругах школьной практики и осуществляется уже много лет [4].

В рамках изучения современных технологий воспитательной работы и привлечения студентов к активному их применению на практике заслуживает внимание привлечение студентов к проектированию и осуществлению ими воспитательных мероприятий со студентами младших курсов, учащимися школ. Так, в ходе учебного процесса студентами были разработаны мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание, формирование патриотических качеств личности, гражданской ответственности и многие другие [5,6].

Таким образом, технология педагогического проектирования помогает студенту влиться в профессиональную деятельность, научиться решать задачи, поставленные перед ним школьной практикой, т.е. сформировать профессиональные компетенции. Развитие высокой культуры педагогического проектирования позволяет учителю использовать инновационные технологии, приме-

нять широкий спектр педагогических средств при обучении школьников [7].

Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение насущных проблем, позволяет не только добиться позитивных изменений в образовательном процессе при подготовке будущих учителей, но и влиять на преобразование в сфере развития и воспитания их личности, что является чрезвычайно актуальным в современном мире.

Библиографический список

1. 1.Гребенникова В.М., Гребенников О.В. Компетентностный подход в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. -2013. №6 (22).-С 75-78.

2. 2.Преемственность как принцип общественной эксперитизы качества профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета-Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №2. С.66-69.

3. Британ И.В., Фиалко А.И. Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности // Профориентация и инновационное образование глазами студенческой молодежи: Сб. студенческих статей II Ежегодной конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета "Университетская наука - региону». Ставрополь, 2014. С. 239-243.

4. Фиалко А.И., Суятин Б.Д. Интеллектуальные турниры как средство формирования экологической культуры молодежи // Наука и образование в XXI веке»: Сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. Конференции. Ч. III. М.: АР-Консалт, 2014. С. 26-27.

5. Петьков В.А., Реутова Л.П.Концептуальные основы развития универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 2 (136). С. 52-58.

6. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения //Вестник Адыгейского госуда-рственного университета.-Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87-94.

7. Фиалко А.И., Сенан Д.А. Педагогическое сопровождение активизации познавательной деятельности обучающихся // Наука и образование в XXI веке: Сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. Конференции. Ч. III. М.: АР-Консалт, 2014. С. 25-26.

© Фиалко А.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.