Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы обучающихся в учреждении НПО'

Организация научно-исследовательской работы обучающихся в учреждении НПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы обучающихся в учреждении НПО»

ференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех - они должны быть уверены в предстоящей победе.

Эффективность деятельности научного общества обучающихся должна зависеть от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью и насколько целесообразно планирование научного общества.

Именно поэтому особое место в планах ГОУ НПО ПУ № 12 отводится развитию направления по научно-исследовательской работе, а именно созданию предметных научных обществ учащихся (ПНОУ).

По планам ПНОУ его работа будет включать три основных направления:

1) познавательно-коммуникативное;

2) научно-исследовательское;

3) творческое.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы в образовательном учреждении - одна из главных задач, стоящих в настоящий момент перед педагогами образовательных учреждений. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ НПО

А. А. Гончарова, методист высшей квалификационной категории ГОУ НПО «Профессиональное училище № 40», г. Прокопьевск

Один из способов познания человеком окружающего мира - научный подход. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской, и даже творческой. Самостоятельная работа обучающихся является одной из форм организации образовательного процесса (в студенческих обществах, кружках, семинарах, участие в научно-практических конференциях). Поэтому организация научно-исследовательской деятельности в учреждении НПО способствует не только расширению и углублению знаний по дисциплинам, но и развитию интеллекта, научного мировоззрения обучающихся, инженерно-изобретательских способностей, формированию коммуникативных навыков, самовоспитанию, самоутверждению и самореализации. Проблема организации научно-исследовательской деятельности в том, что, как правило, приходят в училище ребята с низкими базовыми знаниями по ООД, со слабой мотивацией к обучению. Причинами этого являются отсутствие педагогического внимания или его недостаток,

семейные проблемы, физиологические и психологические факторы.

Методическим советом нашего училища было принято решение, что основным принципом организации научно-исследовательской деятельности является принцип гуманности. Естественно, научно-исследовательская или творческая работа не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными обучающимися. Начали мы работу в этом направлении с выявления у обучающихся желания, интереса, способностей к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседованиях, психолого-педагогическую диагностику.

На диагностическом этапе проведено исследование релевантных (важных, существенных) условий образовательной среды обучающегося. Релевантные условия создаются в образовательной среде и интенсивно используются педагогом для организации исследовательской деятельности обучающегося. Прежде чем приступить к выполнению творческой работы, нужно изучить уровень интеллектуального развития, объем знаний, умений, навыков обучающегося. В ходе диагностических мероприятий были выявлены обучающиеся, проявляющие интерес к истории, имеющие способности литературного

письма, поэтический дар, артистические данные, логическое мышление.

Перед научными руководителями стояла задача постановки проблемы и определения области применения уже имеющихся знаний, компетенций, а также способностей обучающихся. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Так, например, 2012 год был объявлен Годом российской истории, 2013 год - юбилейный для Кузбасса. Обучающиеся первого и второго курса посвятили свои исследования неизвестной финской войне и войне в Афганистане. Предпосылкой к исследованию причин афганской войны и её последствий для советских воинов-интернационалистов послужила встреча обучающихся с ветеранами войн XX века, а также образ воина-интернационалиста в лице директора училища В. В. Берес-нева - ветерана войны в Афганистане.

Курируя научно-исследовательскую работу обучающихся, педагоги используют индивидуальную работу или работу в малых группах. Так, под руководством преподавателя спецдисциплин А. В. Вебера группа обучающихся сконструировала и изготовила действующие модели экскаватора и автомобиля.

Групповым методом ведется и работа творческой лаборатории художников. При приёме абитуриентов на обучение по профессии «исполнитель художественно-оформительских работ» стандартом не предусмотрен творческий конкурс. Порой первокурсники в начале обучения владеют только начальными навыками рисунка и живописи. Опытные преподаватели и мастера производственного обучения не только формируют навыки владения техниками изобразительного искусства, но и развивают индивидуальные стили каждого. Ребята из творческой ла-

НI ^^ Шш

Действующая модель бетоносмесителя

Преподаватель спецдисциплин А. В. Вебер со студентом

боратории - постоянные участники, победители и призёры конкурсов, выставок, вернисажей разного уровня. Работая над творческими заданиями, ребята занимаются поиском дополнительной информации, получают дополнительные знания по литературе, географии, истории, этнографии. Вместе с педагогами они заняты поиском новых форм для создания образов, апробируют современные материалы и технологии. Так, выполняя работу по теме «Жалюзи», ребята параллельно изучают назначение объекта, роль освещения в жизнедеятельности человека, материалы, из которых они изготавливаются в промышленных масштабах, экологический и экономический эффект и приходят к выводу, что самыми безопасными для человека являются деревянные и металлические изделия.

Легче всего учить собственным примером. Работы обучающихся преподавателя спецдисциплин Ю. С. Мазуровой оцениваются как лучшие в творческих конкурсах, фестивалях, выставках не случайно. Талант Юлии Сергеевны, трудолюбие, поиск новых идей и сюжетов, технологий исполнения - хороший пример для обучающихся. В результате творческого сотрудничества появилось много интересных художественных проектов. Работы педагога-художника выставлены на городском вернисаже. Четыре работы Юлии Сергеевны увидели прокопчане на юбилейной выставке в честь 70-летия Кузбасса и 25-летия Городского клуба художников.

Об ученическом научном сообществе нам говорить ещё рано, в этом направлении мы только делаем первые шаги. Поэтому знакомство обучающихся с основными приемами научно-исследовательской деятельности и формирование начальных навыков проведения научного иссле-

дования начали с организации центра учебных проектов ГИМиТИ («Генератор интересных мыслей и творческих идей»). ЦУП ГИМиТИ ещё молод и только готовится к крупным проектам.

В рамках пиар-акции проводились творческий конкурс эмблемы центра, выпуск рекламных проспектов. Одним из мероприятий недели физики стало шоу «Необычное в обычном». С целью привлечения внимания и вовлечения в ЦУП новых обучающихся участники ГИМиТИ готовили демонстрации опытов и экспериментов с привычными вещами и простым объяснением явлений.

Образовательные продукты членов центра планируется использовать в качестве наглядных и дополнительных средств обучения. Предполагается повышение активности участия обучающихся в научно-практических конференциях, выставках, фестивалях и творческих конкурсах.

«Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники» (Антуан де Сент-Экзюпери). Каждый член клуба - не пустыня, а своего рода родник. Каждый желающий в общем деле может найти применение своим знаниям, способностям, умениям, тем самым формируется значимость его личности, развиваются и углу-

бляются знания, навыки исследовательской и творческой деятельности. Работая над общим проектом или задачей, ребята могут действовать индивидуально или в группах. В результате участия в работе ЦУП обучающиеся овладеют знаниями о методах и основных этапах проведения научных исследований, научатся самостоятельно писать рефераты, ставить задачи исследования, проводить эксперименты и опыты, работать с оборудованием, оформлять научно-исследовательскую работу, выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссиях.

От преподавателя требуется большая самоотдача при сотрудничестве с ребятами, постоянный профессиональный рост. Он должен стремиться к тому, чтобы процесс обучения развивался непроизвольно, носил неформальный характер. В формуле сотрудничества должен быть заложен принцип равноправия. Конечными критериями оценки творческой деятельности должны быть не только знания, умения, но и собственные идеи, позволяющие обучающемуся продолжить свою деятельность на более высоком уровне, а затем и в своей профессиональной сфере.

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО

И. А. Черных, заместитель директора по научно-исследовательской работе ГОУ СПО «Аграрный колледж», пос. Школьный

Исследовательская работа студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования является актуальной проблемой и важнейшей формой учебного процесса и внеаудиторной деятельности. В исследовательской деятельности студент направляет свои усилия на развитие таких важных качеств, как творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения и т. д. Это помогает воспитать людей интеллигентных и образованных, воспитанных и преданных своему делу.

Организаторами и руководителями такой деятельности внутри образовательного учреждения СПО становятся педагогические работники с высоким творческим потенциалом, способные зажечь юные сердца, поддержать начинания студентов, раскрыть их таланты и дать им возможность самореализоваться. В ГОУ СПО «Аграрный колледж» творческий коллектив педагогов заинтересован в подготовке грамотных, мобильных выпускников, способных реализовать себя на рынке труда Кузбасса. Опираясь на опыт работы ряда ОУ СПО и ВПО, в нашем колледже с 2007 г. создано добровольное творческое объединение студентов - студенческое научное общество (СНО), которое позволяет студентам осваивать методологию и методики исследовательской деятельности и совершенствовать свои знания в профессиональной области, в научной сфере, в области изучаемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.