Научная статья на тему 'Преподаватель года – 2012'

Преподаватель года – 2012 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподаватель года – 2012»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА - 2012

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Л. А. Михайлова, методист

Конкурс преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области «Преподаватель года - 2012» проходил в условиях перехода учреждений к реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Этот переход ставит каждого педагогического работника в ситуацию необходимости пересмотра содержания своей профессиональной деятельности, выстраивания системы целеполага-ния процесса взаимодействия с обучающимися в логике достижения образовательного результата, сформулированного в терминах компетенций, подбора адекватных методов организации учебных занятий и внеаудиторной, в т. ч. самостоятельной, работы учащихся и студентов, обеспечивающих достижение заданного результата.

Конкурс «Преподаватель года» активизирует инновационную деятельность педагогов, стимулирует поиск нетрадиционных способов решения педагогических задач, которые ставит перед работниками профессионального образования изменяющаяся внешняя среда.

В конкурсе приняли участие 55 преподавателей: 28 из учреждений среднего профессионального образования и 27 из учреждений начального профессионального образования. 27 % участников - мужчины, средний возраст участников -35 лет. Самая молодая участница Семибратова Татьяна Николаевна, преподаватель экономических дисциплин ГОУ НПО ПУ № 5, родилась 2 января 1988 года. Татьяна Николаевна активно участвует в переподготовке незанятого населения г. Белово. За предыдущий учебный год по муниципальной программе «Содействие субъектам малого предпринимательства» ею обучено 59 человек, из них зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя 50. Самая опытная участница конкурса Карпова Вера Александровна, преподаватель акушерства и

гинекологии Анжеро-Судженского филиала ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж», работает в учреждении 29 лет. По инициативе Веры Александровны в городе реализуется социально-значимый проект по сохранению репродуктивного здоровья подростков, формированию ответственного родительства и планирования молодой семьи.

Больше половины участников имеют родственников, которые работают или работали в образовании, каждый третий получил свое первое профессиональное образование в учреждении, в котором работает.

Участница Кузнецова Надежда Михайловна, преподаватель ГОУ НПО ПУ № 32, - почетный работник НПО. Савинова Наталья Владимировна, преподаватель ГОУ НПО ПУ № 22, Файруши-на Инна Владимировна, преподаватель ГОУ НПО ПЛ № 1, Исакова Оксана Владиславовна, преподаватель ГОУ НПО ПУ № 11, Митькин Дмитрий Викторович, преподаватель ГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум», награждены областными медалями.

Работают над кандидатской диссертацией Василенко Анна Анатольевна, преподаватель ГОУ СПО «Аграрный колледж» п. Школьный, и Миронова Евгения Владимировна, преподаватель ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум».

В финал конкурса вышли педагоги убедительнее других представившие свои образовательные проекты на публичной защите. Каждый из них - умелый организатор познавательной деятельности обучающихся, талантливый педагог, творческий человек.

Борисихина Ксения Валерьевна - преподаватель профессионального училища № 14 г. Ленинск-Кузнецкий. У нее два любимых дела: рисовать и учить детей. Она считает, что работает в художественной мастерской, которая готовит

профессионалов. В этом году у Ксении Валерьевны «двойной» юбилей - ей исполняется 25 лет и 10 лет с тех пор, как она впервые переступила порог «Профессионального училища № 14».

Пилипенко Юрий Алексеевич, преподаватель профессионального лицея № 79 п.г.т. Тяжинский. 2012 год в его жизни очень знаменателен. В этом году Юрию Алексеевичу исполняется 30 лет, 10-летний юбилей совместной жизни с супругой, 10 лет он работает в профессиональном лицее № 79. Все члены его семьи работают в лицее: отец, мама, жена. Юрий Алексеевич - отец троих детей.

Потапова Наталья Викторовна - преподаватель профессионального училища № 77 г. Кемерово. Наталья Викторовна увлекается спортом, является членом сборной команды училища по волейболу. Последние три года принимает участие в ежегодной спартакиаде преподавателей учреждений начального профессионального образования; занимала третье место по шахматам и плаванию. Среди своих коллег встретила мужа, который является представителем трудовой династии: в этом же училище длительное время работают его отец и мать.

Романова Екатерина Олеговна - преподаватель профессионального лицея № 49 г. Кемерово. Для Екатерины Олеговны профессия - источник полноценной жизни. Она активный участник конкурсов разного уровня и направлений. Удивительно, что Екатерина Олеговна работает в учреждении, где учились ее родители.

Савинова Наталья Владимировна - преподаватель профессионального училища № 22 г. Бе-лово. Преподавателем стала неожиданно для себя после опыта работы на производстве с техникой и сборкой машин и механизмов. Считает, что в мире открытого информационного пространства невозможно насильно насаждать патриотизм, влюбиться в свою страну можно только по собственному желанию.

Ткачук Мария Алексеевна - преподаватель Беловского педагогического колледжа. В семье Мария Алексеевна второй педагог. Ее мама 25 лет проработала учителем русского языка и литературы. Именно педагогика привела Марию Алексеевну на сцену. Она руководит студенческим клубом колледжа «Слон». Клуб - неоднократный победитель и лауреат городских и областных фестивалей студенческого творчества.

Никулин Антон Сергеевич - преподаватель Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства. Антон Сергеевич - романтик в душе. Мечтает водить студентов в походы, чтобы там, у костра, слушать тишину уснувшего ле-

са, смотреть на звезды и мечтать, петь под гитару и любить мир - такой прекрасный и неповторимый.

Овчинникова Ирина Алексеевна - преподаватель Мариинского лесотехнического техникума. Ее педагогическая философия - справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не «добренькой», помогать студенту реализовываться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех.

Смакотина Мария Семеновна - преподаватель Юргинского техникума агротехнологий и сервиса. Восемь ее выпускников, получив высшее и среднее профессиональное образование, пришли работать в техникум преподавателями и мастерами производственного обучения, в том числе финалист конкурса «Преподаватель года - 2011» Шаталин Евгений Николаевич.

Коврижникова Оксана Геннадьевна - преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума. Безупречное владение предметным полем, высокая требовательность и уважение к студентам, серьезное отношение к работе - вот главные слагаемые ее авторитета. Она создала студенческую агитбригаду, которая выступает в школах области.

Надеемся, что участники конкурса «Преподаватель года-2012» станут двигателем инновационных процессов в учреждениях профессионального образования.

Финалисты «Преподавателя года - 2012» рассказали о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться во время конкурса, успехах, впечатлениях

Потапова Наталья Викторовна,

преподаватель английского языка

ГОУ ПО «Профессиональное училище № 77», г. Кемерово

Победитель конкурса «Преподаватель года - 2012»

Об участии в конкурсе я задумывалась давно, но были сомнения в своих силах, возможностях, достаточном педагогическом опыте. Я понимала, что в этом конкурсе участвуют лучшие из лучших и соревноваться будет очень нелегко. Но желание попробовать свои силы не покидало меня. Победа во внутриучилищном конкурсе, осознание того,

что мой проект интересен и актуален, поддержка большинства моих коллег, признание важности моей деятельности моими обучающимися подтолкнули меня к осознанию того, что я смогу достойно представить свое учебное заведение в столь важном, серьезном и престижном конкурсе. Моими личными мотивами было доказать себе, что моя деятельность приносит свои плоды, что мой предмет важен в профессиональной подготовке будущих рабочих.

На разных этапах конкурса я столкнулась с различными трудностями. Непросто было довести до ума и представить в достойном виде свой проект. Конечно, еще более сложно было донести его важность, раскрыть все возможности такого рода деятельности, как преподавание технического английского. В преодолении этих трудностей мне очень помогли курсы для участников конкурса. Я научилась преодолевать волнение, страх перед аудиторией. Я с удовольствием пользовалась возможностью посещения индивидуальных консультаций преподавателей из КРИРПО. Эти консультации не только направили меня на верные мысли в подготовке к финальным мероприятиям, но и помогли мне в эмоциональном плане. Организация курсов и всех финальных мероприятий проходила на очень высоком уровне, что также помогало мне не растеряться и давало возможность обратиться за помощью в нужную минуту. Огромное желание выйти в финал помогало мне собраться в нужную минуту, подобрать слова и аргументы. Большую помощь мне оказывала методическая служба училища, особенно Назимок Татьяна Викторовна. Я очень благодарна ей за неоценимую помощь. В нашем училище работает замечательный преподаватель информатики - Ожо-гина Ксения Владимировна. Она с удовольствием помогала мне при создании заданий для интерактивной доски. Коллеги не остались в стороне, помогали мне, чем могли, кто-то делом, кто-то словом, любая поддержка была очень важна для меня. Большую помощь мне оказал руководитель нашего учебного заведения - Рим-ша Валерий Александрович. Все, кто принял участие в подготовке к конкурсу, думаю, делали это от души.

В ходе конкурса я внесла много нового в свою профессиональную деятельность. Общаясь с замечательными, талантливыми педагогами, я почерпнула новые знания в области методики преподавания, педагогики, психологии общения. Обучение на курсах для финалистов внесло в мою педагогическую деятельность положительные изменения. Сейчас я смело и более активно использую все те инновационные технологии,

которые казались мне трудно реализуемыми на уроках. Сейчас я чувствую в себе больше уверенности как в педагоге. Совершенно новым, полезным и безумно интересным для меня стало проведение мастер-класса. В процессе подготовки к данному мероприятию я поняла, насколько важно педагогу уметь завлечь, заинтересовать любую аудиторию, суметь удержать внимание. Опыт проведения мастер-класса поможет мне в дальнейшем в моей педагогической деятельности.

За время участия в конкурсе я поняла, что мне есть к чему стремиться в профессиональном плане. В своей профессиональной деятельности я всегда была нацелена только на результат, который не всегда оказывался положительным. Но меня никогда это не пугало и не останавливало. Мое педагогическое кредо: «Пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом». Именно с ним я прошла все этапы конкурса. Если не получалось, я исправляла. Если было страшно, я дышала глубже и шла вперед. Если оступалась и падала, поднималась и продолжала путь. Сегодня я четко осознаю, что никогда не перестану заниматься педагогической деятельностью и не оставлю профессиональное образование.

Время конкурса «Преподаватель года - 2012» было для меня отдельно прожитой жизнью. Жизнью нелегкой, но в тоже время яркой, насыщенной, интересной и эмоциональной. Я многому научилась, стала сильнее и поняла, что человек способен на многое, если он этого захочет. Я познакомилась с огромным количеством замечательных, талантливых, интереснейших людей, у которых есть чему поучиться и с которыми я надеюсь поддерживать отношения в будущем. Участие в конкурсе повлияло на мое сознание и в чем-то, наверное, изменило его в лучшую сторону. Быть финалистом, а тем более победителем, очень ответственно. Сейчас мне нужно быть безукоризненной во всем, показывать пример не только в работе, но и проявлять себя исключительно с лучшей стороны как личность.

Участникам конкурса «Преподаватель - 2013» хотелось бы пожелать, в первую очередь, удачи! Но удача сопутствует тем людям, которые не бояться дерзать. Поэтому следующим моим пожеланием будет пожелание смелости! А смелым обычно является человек уверенный в себе. Поэтому желаю вам уверенности в своих силах! Уверенный в себе - это человек талантливый, а вы все, безусловно, талантливы, поскольку вы - участники конкурса «Преподаватель года»! Помните: вы - лучшие! И все у вас получится!

Ткачук Мария Алексеевна, преподаватель спецдисциплин

ГОУ СПО «Бело-вский педагогический колледж»

Победитель конкурса «Преподаватель года - 2012»

Решение участвовать в конкурсе приняла спонтанно, неожиданно, радостно, быстро, зажмурившись. Потому что уж если в начале этого пути и взглянуть на то, что предстоит, то миссия может показаться невыполнимой. Но, как говорил великий путешественник Тур Хейердал, чтобы обойти вокруг наш земной шар, достаточно для начала сделать первый шаг, и любой, даже очень длинный путь, станет на шаг короче. А потому была написана заявка на участие в конкурсе, и... началось. Эссе, тестирование, проект, виртуальная выставка, пресс-конференция, открытый урок, мастер-класс и кульминация действия - визитная карточка.

О конкурсе и о возможности именно моего в нем участия я узнала от директора нашего колледжа Галины Петровны Забелиной, заместителя директора по информатизации Анатолия Петровича Сенчилова и методиста Марины Анатольевны Гамаюновой.

Участие в областном конкурсе «Преподаватель года» для каждого педагога событие, безусловно, важное и волнительное. Прежде всего потому, что предстоит не просто пройти ряд конкурсных этапов, а защитить перед лицом общественности свое право нести гордое звание «педагог». При этом конкурсант представляет не только себя. В этом конкурсе он, своего рода, «лицо» образовательного учреждения, а значит, градус волнения и ответственности возрастает в разы.

Мотивом для участия в конкурсе стало желание доказать себе, что «я могу». Могу достойно представить себя в профессии, могу ориентироваться в сложившейся ситуации, находить общий язык с незнакомыми студентами. Каждый этап конкурса - как новая высота. Очень ценила каждую возможность поделиться своей точкой зрения и услышать коллег.

Психологи утверждают: то, что неизвестно, и то, что лишь предстоит пройти, кажется нам архисложным и абсолютно недостижимым. Однако стоит нам преодолеть этот рубеж, и все трудное станет простым и доступным. Так произошло и с

конкурсом. Вспоминаю свои ощущения. Всё, что было необходимо выполнить, казалось невыполнимым.

Как написать эссе? Много мыслей, много идей, но все что-то не то. Виртуальная выставка? Вот здесь вопросы мучили уже в большей степени технические: как выложить, а не «зависнет» ли, а точно ли ее опубликуют. Открытый урок. Честно говоря, долго не могла определиться с темой, а затем стали возникать вопросы иного характера: как пойдет материал в незнакомой группе, удастся ли использовать запланированные методы и средства обучения в полном объеме. И тут стоит сказать огромное спасибо коллективу Кемеровского педагогического колледжа за оказанную помощь в организации и проведении открытого урока.

Помощь в подготовке на различных этапах конкурса мне оказали преподаватели нашего колледжа: Прядухина Дина Викторовна, Алексеева Галина Анатольевна, Викторова Ксения Михайловна, Медведева Екатерина Викторовна.

Поддержку в вопросах организации поездки и выступления осуществила Г. П. Забелина - директор колледжа. Курировали мою работу зам. директора по информатизации А. П. Сенчилов и методист М. А. Гамаюнова.

Сфера образования в первую очередь должна реагировать на те инновации, которые приносит нам каждый новый день. А современный педагог - это не просто носитель новой информации, это прежде всего специалист, который должен уметь ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, активно изучать инновации в сфере образования, искать свои подходы в организации образовательного процесса. Этому способствует любой профессиональный конкурс, а особенно такой, как «Преподаватель года».

Конкурс заставил более тщательно и обдуманно подходить к организации образовательного процесса, изо дня в день, из урока в урок искать то новое и эффективное в выборе методов, средств обучения, что поможет сделать нашего выпускника конкурентоспособным и действительно профессионально успешным.

Как я оцениваю роль конкурса в своей жизни? Одним словом - «положительно». А вот что скрывает это слово. Повышение педагогического мастерства? Думаю, да. Ведь на конкурсе мы не только демонстрировали профессиональные умения и навыки, но и имели уникальную возможность познакомиться с опытом работы педагогов всего Кузбасса. После окончания конкурса, когда прощались с участниками и организаторами, в душе было стойкое ощущение выпускного вечера в школе, только в руках не аттестат об

образовании, а диплом финалиста областного конкурса «Преподаватель года - 2012». Думаю, это не случайно. Конкурс действительно был для нас настоящей школой - школой профессионального мастерства.

В целом хочется отметить высокий уровень организации конкурса. Очень помогли консультации по прохождению каждого из этапов. Единственное, что хотелось бы предложить: сделать результаты конкурса несколько более прозрачными (по завершении конкурса сообщить участникам баллы, полученные на том или ином этапе, замечания, рекомендации).

Хочу пожелать участникам конкурса «Преподаватель года - 2013»: если вы приняли решение участвовать в конкурсе «Преподаватель года» сегодня, то начинайте подготовку к нему уже... вчера. Работа вам предстоит, безусловно, сложная, большая, но, как показывает практика, выполнимая и очень интересная. А потому запаситесь творческими идеями, терпением, силой духа и воли - и. в путь. Ведь мы уже знаем, что любой путь станет короче, если сделать на нем первый шаг.

Савинова Наталья Владимировна,

преподаватель спецдисциплин

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 22», г. Белово

Работая с учащимися, я всегда ставлю перед собой вопрос: как, с помощью каких средств и методик добиться заданного результата. Поиск наиболее эффективных приемов и методов, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций учащихся в реализации новых федеральных государственных стандартов, послужил толчком к разработке конкурсного педагогического проекта. На первом этапе конкурса, который проходил в нашем училище, мой проект «Формирование готовности к службе в армии учащихся по профессии «автомеханик» через работу клуба «Военный автомобилист» признали лучшим. Мою инициативу поддержал коллектив и администрация училища.

В полуфинал конкурса я вышла с надеждой, что мое участие и победа поддержат и презентуют наше образовательное учреждение на уровне региона. А я, став победителем, смогу оборудовать свой кабинет необходимой оргтехникой.

Так как от материальной базы и современного оснащения во многом зависит эффективность подготовки квалифицированных рабочих.

Это не первый мой опыт в конкурсном движении. Я участвовала в конкурсах «Преподаватель года» и «Развитие XXI век» в 2009, 2010 годах. Моя работа в конкурсах была отмечена дипломом участника, но главной наградой считаю приобретенный опыт и стимул к личному и профессиональному росту. Проекты, с которыми я принимала участие в областных конкурсах, стали новой ступенью в профессиональной жизни и шагом на пути к финалу «Преподаватель года -2012».

Основные трудности начались на заключительном этапе конкурса.

Для меня и нашего училища это первый опыт участия в финале конкурса такого высокого уровня. Мы шли путем проб и ошибок.

Большой проблемой явилась колоссальная загруженность основной (не конкурсной) работой. А этапы конкурса требуют от участников нового подхода, нового набора навыков и компетенций.

Определенные сложности возникли при подготовке стенда «Вертуальная выставка» (на данный момент программиста в училище нет). Пришлось осваивать программу Конструктор е-РиЬ^ для создания и ведения сайтов и электронных ресурсов. В ходе проведения открытого урока и мастер-класса мною были подготовлены учебные видеофильмы с помощью программ видеоредакторов. В этой работе мне помогли знания, полученные на курсах, проводимых ГОУ КРИРПО в апреле 2011 года, «Создание электронных образовательных ресурсов учебного назначения». А учебное пособие С. А. Дочкина и В. Е. Быцановой «Использование мультимедиа при создании электронных учебных изданий» оказалось очень полезными, так как описывает работу по созданию ЭОР шаг за шагом.

Наверное, одной из самых больших трудностей стала «Визитная карточка». Профессии, по которым я веду подготовку, не являются творческими в плане сценического искусства. Было принято решение выйти на сцену с учащимися под финальную песню «Гимн молодежи России». Насколько «эффектно» это получилось судить зрителям. Самим ребятам очень понравилось. Все ощущали причастность к одному общему делу, и это было здорово!

Справиться с волнением, внутренне собраться на всех этапах конкурса помогала доброжелательная атмосфера, которую обеспечивали организаторы конкурса.

Мне выпало проводить открытый урок в группе учащихся по профессии «автомеханик» в профессиональном училище № 77. Это тоже было испытанием: как играть в футбол на чужом поле. Меня встретили очень хорошо. Поддержка и взаимопонимание, помощь в некоторых организационных моментах урока со стороны администрации и самих ребят была искренней и помогла адаптироваться в новой ситуации. Мне кажется, что учащиеся переживали за успех урока больше, чем я сама.

В процессе подготовки конкурсных материалов мною был изучен опыт известных педагогов, современные педагогические технологии, инновационные подходы в образовании, особенности компетентностного подхода в реализации новых ФГОС.

Я поняла необходимость пересмотра содержания своей профессиональной деятельности, подбора адекватных методов организации учебных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы учащихся, обеспечивающих достижение заданного результата.

В моей профессиональной деятельности в ходе конкурса произошло много изменений, связанных в первую очередь с реализацией конкурсного проекта «Формирование готовности к службе в армии учащихся по профессии «автомеханик» через работу клуба «Военный автомобилист».

Это проект о подготовке будущих защитников Отечества. Наши воспитанники - это юноши призывного возраста. Одной из важнейших ключевых компетенций учащихся является готовность исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. Цель проекта привить будущему водителю-автомеханику чувство патриотизма, готовность встать на защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

За время конкурса проект стал более сложным.

На сегодняшний день

• Разработаны положение, устав и план работы клуба «Военный автомобилист».

• Ведется подбор дидактических материалов.

• Создана и пополняется видеотека «Автомобили в погонах».

• Организована поисковая работа.

• Созданы творческие группы по направлениям деятельности клуба.

• Заключено соглашение о проведении совместных мероприятий по патриотическому воспитанию в рамках клуба с военным комиссариатом города Белово, Центром по делам молодежи, стадионом «Шахтер».

• Создан сайт клуба «Военный автомобилист».

2012 год является Годом российской истории. В направлении работы клуба «Дороги опаленные войной» ведется поисково-исследовательская работа, связанная с сохранением исторической памяти о подвиге военных водителей. Это направление формирует личность гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.

В ходе работы над проектом участниками клуба была проведена поисковая работа. Собран материал о нашем земляке, ветеране ВОВ Анатолии Ивановиче Васильевом, водителе в военное и мирное время. После войны он работал водителем автобуса Беловского ГПАТП. И даже улица, на которой живет ветеран в нашем поселке, носит «цеховое» название «Автомобильная». В архиве у автомобилиста-ветерана хранятся боевые награды, многочисленные грамоты, благодарности, медали. Одних наградных часов трое.

Роль бывших фронтовиков, их общение с подростками не заменят никакие документальные фильмы. В нашем поселке осталось 20 ветеранов ВОВ. В связи с этим в работе клуба появилось еще одно направление «Волонтерское работа» - помощь ветеранам.

В феврале в рамках работы клуба прошли внеклассные мероприятия «Автомобили в погонах», посвященные 100-летию автомобильных войск России. Нами собрана видеотека об истории военных автомобилей - это часть российской истории, которую надо знать.

Сегодня мир переживает стадию перехода от эры «высококвалифицированного работника» к эре «мудрости».

И для меня, как для каждого человека, максимально раскрыть свою эффективность — это необходимость, это путь к процветанию и развитию, это возможность достичь успеха, создать что-то новое, стать одним из лучших. Выживание, процветание, инновации, эффективность и лидерство в новой реальности требуют нового подхода, нового набора навыков и инструментов.

За время участия в конкурсе я поняла, что именно раскрытие человеческого потенциала педагогов дает толчок как самим конкурсантам, так и образовательным учреждениям, для выхода на новый уровень развития. А от уровня профессионализма преподавателя напрямую зависит результат обучения - успешность учеников. Участие в конкурсе - это новый опыт, который позволяет выйти за рамки привычной жизни. На различных этапах конкурса у меня были свои

взлеты и падения. Пришлось пройти через сомнения, но это того стоило. Это возможность заявить о себе, представить свой опыт коллегам, найти друзей и единомышленников.

Хочу пожелать участникам конкурса «Преподаватель - 2013» быть смелыми, верить в свои идеи, работать над собой в профессиональном и личном плане, найти единомышленников. Помните, что самые большие достижения и победы - не личные достижения, а достижения сильной, сплоченной, творческой команды, все члены которой доверяют друг другу, имеют общее видение и служат одному делу.

Коврижникова Оксана Геннадьевна, преподаватель дисциплин гуманитарного цикла

ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум»

Позади последний этап конкурса, страхи, переживания, бессонные ночи. Казалось бы, пора вздохнуть свободно! Но отчего тогда так пусто на душе? А как здорово все начиналось...

На методическом совете техникума «дружно» все решили, что в этом году техникум на конкурсе буду представлять я, Коврижникова Оксана Геннадьевна. «Каков будет ваш положительный ответ?», - в три голоса спросили директор, заместитель по учебной работе и методист. Сопротивлялась долго, приводила массу аргументов в свою защиту: двое детей, помогать некому, работы много и т. п., но самое главное сидело внутри: я не смогу, я не настолько сильна, умна, компетентна, как того требует конкурс. Огромное спасибо моим коллегам за то, что убедили меня принять участие в конкурсе, поверили, искренне переживали и помогали всем коллективом во главе с Иваном Павловичем и Максимом Леонидовичем (директор и заместитель директора по учебной работе) на каждом этапе конкурса.

Был и личный мотив участия: я должна быть успешна! Мои дети должны это видеть и ощущать! Они должны гордиться мной, ведь на их долю после смерти отца выпали нелегкие испытания. Нас должно объединять с ними не только родственные отношения, общее горе, но и способность радоваться успехам друг друга, желание жить, несмотря ни на что.

И вот уже я на курсах КРИРПО. Новые незнакомые люди. Конкуренты! Бесспорно, сильные, опытные, умные. Но по другую сторону - преподаватели, которые от занятия к занятию убеждали нас в том, что мы лучшие, мы можем многое, и они готовы нам помочь! А какой колоссальный багаж знаний, методических приемов они нам передали! И если на первом этапе занятий ты абсолютно не понимал, зачем ты здесь, что от тебя хотят, ругал про себя всех тех, кто отправил тебя на этот конкурс, то на последних занятиях мозаика в голове сложилась в четкую картинку. Стало понятно, что такое проект, что это не так страшно и нереально, как казалось. Практические занятия в группах помогли осознать, что ты сам много знаешь, умеешь, можешь поделиться опытом.

Курсы закончились. Началась работа над проектом. Для меня это было самое сложное: придумать то, чего еще никто до тебя не делал! И вновь помогли коллеги. Мешкова Ирина Владимировна, методист, помогала и поддерживала во всех начинаниях, смелых и порой нереальных идеях, направляла, советовала. Заместитель директора по учебной работе Ельденев Максим Леонидович корректировал учебное расписание, шел навстречу всем моим просьбам, рецензировал все варианты проекта, безжалостно и властно возвращал черновик со словами: «Это не то. Переделайте к завтрашнему дню!» Но именно эта непреклонность в конечном итоге привела к желаемому результату.

За время участия в конкурсе произошли изменения и в моей профессиональной деятельности. Зачастую преподаватели, работающие не один год, даже не задумываются о том, какой огромный опыт накоплен ими за время педагогической деятельности. Я не была исключением: работала, выполняла свои обязанности и не оглядывалась назад. Но за время конкурса, мобилизовав все силы, систематизировала весь свой материал, методически обосновала наработки, иными словами, привела все в порядок. После курсов КРИРПО стала внедрять в свою деятельность новые нестандартные методы и приемы, взглянула на обучающихся другими глазами. Появилось желание делать что-то новое, интересное. Стала замечать, что в глазах студентов все чаще и чаще загораются искорки, появляется желание работать на уроке, узнавать больше и больше!

Во многом помогли лекции Губановой М. И. в построении нестандартных уроков, в использовании новых методов и приемов на стандартных занятиях.

Свою педагогическую деятельность я всегда строила с опорой на гуманитарные основы педагогического процесса. Конкурс помог мне еще раз убедиться в правильности выбранной мною концепции, построить урок и мастер-класс именно в этом ключе, с опорой на эту концепцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом конкурс сыграл большую роль в моей жизни. Я осознала, что могу творить, создавать что-то новое и интересное, могу изменить себя, если это нужно. Благодаря конкурсу я поняла, как важен для меня коллектив, в котором я работаю, как ценит меня администрация, как любят меня студенты, как безумно гордятся мною мои родители и как дороги для меня мои сын и дочь! Конкурс помог мне осознать себя в профессии, стать на ступеньку выше, понять, что самосовершенствоваться нужно всегда, что развитие себя как личности и профессионала нужно не только и не столько тебе самому, сколько тем, с кем ты работаешь и кого обучаешь.

Пройдя все этапы конкурса, хотелось бы отметить хорошую организацию, помощь, содействие и поддержку со стороны преподавателей КРИРПО.

Уважаемые участники конкурса «Преподаватель года - 2013»!

Страшно сделать лишь первый шаг, но когда он сделан, пути назад нет и не должно быть. Верьте в себя! Дерзайте! Творите! Удивляйтесь сами и удивляйте других! Не бойтесь быть нестандартными! У вас все получится. Удачи и успехов вам в ваших начинаниях!

Никулин Антон Сергеевич, преподаватель спецдисциплин

ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово

Решение об участии в конкурсе пришло не сразу. Мне, как и другим преподавателям, предложили подумать над проектом моей образовательной деятельности. Возможно, это и заставило задуматься над построением системы преподавания. В назначенный срок я и другие желающие участвовать в конкурсе, представили свои разработки. Выбор пал на меня, чему я был рад и уже сознательно и целенаправленно стал готовиться к участию в конкурсе. Личным мотивом было попробовать свои силы, узнать новое, оценить

свои возможности на фоне других. А поскольку я - человек увлекающийся, со спортивным азартом, так как с детства занимался спортом, сразу включился в атмосферу соперничества. Мне предстояло многое сделать, чтобы одержать победу, однако трудностей я не боялся, знал, что предстоят и затраты времени, и определенные усилия при подготовке участия на разных этапах конкурса.

Если говорить о трудностях, то они, конечно же, были, ведь у меня нет педагогического образования и все, что я знаю по методике преподавания, по разработке и созданию программно-методического обеспечения образовательного процесса, можно отнести к заслугам коллег, у которых учился, и методической службы техникума.

Другая трудность была связана с тем, что от прямых моих обязанностей - обязанностей преподавателя (педагогическая нагрузка - две ставки) - меня никто не освобождал. Никто не освобождал меня и от подготовки отделения «Геодезия. Землеустройство. Городской кадастр» к прохождению процедуры аккредитации, ведь я являюсь председателем цикловой методической комиссии. Поэтому выполнение заданий конкурса проводилось в основном в выходные дни и при активной поддержке и помощи коллег и методической службы. Особое внимание и помощь была оказана мне со стороны директора техникума Нифонтова Сергея Николаевича, которому я бесконечно благодарен, как и всем моим коллегам.

Конкурс профессионального мастерства завершен, можно подвести итог всему сделанному. Я, говорю это вполне искренне, рад, что принял участие. Дело в том, что мне очень многое дал этот конкурс, я даже в шутку говорю, что получил второе высшее образование - педагогическое. Во-первых, я перенял опыт работы других участников, познакомился с их методикой преподавания; во-вторых, научился прогнозировать, выявлять условия, при которых становится возможным достижение прогнозируемых результатов, научился анализировать эффективность и качество образовательной деятельности, в-третьих, определил направления работы по совершенствованию профессионального мастерства.

Что касается изменения концепции профессиональной и личной жизни, то пока не могу сказать ничего определенного. Необходимо время для полного осмысления всего, что вынес от участия в конкурсе. Одно могу сказать уверенно: мастером своего дела должен стать, не имею права не стать! Потому что мне поверили мои

коллеги, товарищи, студенты, мои родные и близкие, они переживали за меня, поддерживали и желали мне победы. Я обязательно должен оправдать их надежды.

В положении о конкурсе все предельно продумано и оправданно, однако поправку в распределение времени на подготовку заданий мне хотелось бы внести. Имею в виду следующее: если на подготовку образовательного проекта отводилось около двух месяцев, то на подготовку открытого урока, мастер-класса, визитной карточки, виртуального стенда и пресс-конференции был дан всего один месяц, что создавало довольно напряженную обстановку (мои уроки ведь никто не отменял). Поэтому хотелось бы, чтобы на завершающем этапе время было увеличено.

Новым участникам хочу пожелать смелости и решительности. Знаю, что есть замечательные преподаватели и мастера производственного обучения, но многие из них просто боятся не справиться, не оправдать доверие. И здесь важна поддержка коллег, чтобы человек чувствовал, что это не только его желание показать свое мастерство, это честь и определенная заслуга коллектива, в котором работает талантливый педагог - Мастер.

Овчинникова Ирина Алексеевна,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин

ГОУ СПО «Мари-инский лесотехнический техникум»

Суть изменений в подготовке специалистов XXI века, наряду с ориентацией обучения на практику, видится в междисциплинарном взаимодействии, необходимости качественно новых путей интеграции дисциплин. Введение ФГОС СПО, разработка рабочих программ в соответствии со стандартом, необходимость внедрения в учебный процесс новых методических и содержательных подходов к изучению дисциплины «Инженерная графика» на основе систем междисциплинарных задач натолкнули меня на разработку образовательного проекта «Создание системы междисциплинарных связей дисциплины «Инженерная графика» с дисциплинами и модулями профессионального цикла ФГОС СПО». В конкурсе проектов в ГОУ СПО «Мари-инский лесотехнический техникум» его признали

лучшим. В связи с высокой оценкой моего проекта на заседании методического совета мне было предложено принять участие в областном конкурсе «Преподаватель года - 2012».

Приступая к участию во втором этапе областного конкурса, я хотела поделиться с коллегами из других образовательных учреждений своими мыслями, идеями, планами, личным опытом и познакомиться с деятельностью преподавателей из учебных заведений области. Понимаю, что педагог тогда востребован, когда он в постоянном поиске. Сомнения, конечно, были. Они касались творческой стороны деятельности: вдруг не смогу доступно представить свой педагогический опыт, не сумею раскрыть свой потенциал. С другой стороны был хороший стимул: участие в конкурсе является ступенью в повышении профессионального мастерства. Конкурсы нужны преподавателю, потому что они способствуют самореализации, профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию, создают условия для повышения квалификации педагога, престижа профессии.

Кроме того, участие в конкурсе - это представление не столько себя, а сколько своего учебного заведения, уровня учебно-методической работы всего педагогического коллектива. Выступать от единственного учебного заведения, готовящего специалистов деревообрабатывающей отрасли для Кемеровской области, - это огромная ответственность, и если решаешься на такой серьезный поступок, то преставление это должно быть интересным, необычным, эксклюзивным. Нельзя подвести коллектив, в котором я состоялась как педагог. И я решила попробовать свои силы.

Эссе написала на едином дыхании, потому что отразила истинный ход событий в моей профессиональной деятельности. На начальном этапе моей трудовой деятельности не было возвышенных мотивов, просто надо было зарабатывать деньги на жизнь. Спустя некоторое время стал появляться интерес к творческому составлению планов занятий, появилось понимание в выделении наиболее интересных аспектов при изложении учебного материала, к нестандартному ведению занятий. А дальше - формирование системы взглядов на обучение и воспитание подростков, педагогического кредо ... Правильно представить свои мысли с литературной точки зрения мне помог методист техникума, преподаватель литературы Ефременко Е. В.

Образовательный проект для представления на областной конкурс требовал серьезной доработки. Правильно ли выбрано направление про-

ектной деятельности? Какой должна быть структура проекта? Какие разделы он должен содержать? Ответы на эти вопросы - направление моей деятельности на данном этапе. Научное руководство дальнейшей работой над проектом осуществляла Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель технологических дисциплин, кандидат педагогических наук. Она оказывала методическую помощь и психологическую поддержку на всех этапах участия в конкурсе. Результатом оценки жюри конкурса моих эссе и образовательного проекта стал выход в полуфинал.

Успешная защита образовательного проекта и прохождение электронного тестирования обеспечили мне выход в финал областного конкурса. Не скрою, что выход в финал стал для меня большой неожиданностью.

Значимой помощью в подготовке к финалу стали курсы по методическому и психологическому сопровождению конкурса «Преподаватель года - 2012» в КРИРПО. Я благодарна преподавателям, которые помогли сконцентрировать, систематизировать и организовать работу при подготовке к конкурсу.

Самые большие трудности при подготовке вызвала разработка мастер-класса. Я не имела ни малейшего представления о структуре мастер-класса, никогда не присутствовала на подобных мероприятиях. Необходимо было определить какую методику или технологию по отработке практических навыков с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом я могу продемонстрировать. Был изучен большой объем информации из сети Интернет, методические разработки коллег. В результате было выбрано направление, реализуемое мной при изучении раздела «Чертежи и схемы по специальности» в рамках внеаудиторной самостоятельной работы - сохранение объектов культурного наследия города Мариинска. Методика была применена для разработки проектного продукта - схемы Притомской набережной с расположенными на ней достопримечательностями. По активному участию зрителей в зале можно сделать вывод - моя работа понравилась. Шло активное обсуждение, где прикрепить фотокарточку с изображением слона, а где памятник бабушке и т. д. Итог занятия - обе команды создали проектный продукт.

При планировании открытого занятия по дисциплине «Инженерная графика» учтены требования к результатам обучения ФГОС, предусмотрена реализация практико-ориентированного обучения, междисциплинарная интеграция. Занятие проводилось на базе профессионального училища в группе, обучающейся профессии

«мастер столярно-плотничных и паркетных работ». Большие трудности вызвало то, что обучающиеся не изучали дисциплину «Инженерная графика». Это необходимо было учесть при разработке занятия. Содержание занятия способствовало формированию умений выполнения эскизов деталей, коммуникативных способностей, умения принимать чужое мнение, развитию профессионального теоретического и практического мышления, творческих и профессиональных способностей, умения составлять план и пользоваться им.

Я старалась сделать так, чтобы обучающимся на занятии было понятно и интересно.

В подготовке к открытому занятию мне оказали помощь коллеги - Подберезина Зоя Ивановна, Пухоленко Людмила Викторовна, Мекинас Анатолий Васильевич.

Конкурс «Преподаватель года — 2012» для меня был очень трудным и интересным. Участие в нем требовало от меня серьезных интеллектуальных, эмоциональных сил. Это было очень непросто, но помогла всесторонняя поддержка коллектива техникума, директора Кожемяко Н. Н. Меня поддерживали друзья и коллеги. Конкурсное испытание такого уровня - это уже коллективная работа. Нужно не только выразить свою точку зрения, но и критически осмыслить все, а это могут сделать только люди, которые видят тебя со стороны. Самому свои идеи кажутся идеальными и оригинальными, а когда выслушаешь мнения других, делаешь соответствующие корректировки. Поэтому помощь коллег была большой и достаточно значимой.

На сегодняшний день образовательный проект активно реализуется в учебном процессе. Разработан комплекс практических заданий на основе междисциплинарных связей, компьютеризация дисциплины осуществляется за счет внедрения в учебный процесс прикладной системы Компас. Внедрение проекта способствует повышению качества обучения по дисциплинам «Информатика», «Гидротермическая обработка и консервирование древесины», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», профессиональным модулям на основе внедрения междисциплинарных задач и системообразующей роли дисциплины «Инженерная графика», компьютеризации дисциплины «Инженерная графика» на основе междисциплинарного задачного подхода, развитию творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Участникам конкурса «Преподаватель года -2013» я желаю уверенности в своих силах, терпения, выдержки, достойных соперников.

Смакотина Мария Семеновна, преподаватель спецдисциплин

ГОУ СПО «Юргин-ский техникум агро-технологий и сервиса»

Решение об участии в конкурсе «Преподаватель года -2012» было принято после единогласного выдвижения моей кандидатуры членами методической комиссии и настоятельной рекомендации руководства нашего техникума. У меня не было особых личных мотивов для участия в конкурсе. Потому что себе и коллегам уже неоднократно доказала достаточно высокую компетентность, получив в 2000 году высшую квалификационную категорию и дважды подтвердив ее. В конкурсе я представляла не только себя, свой опыт и систему работы, но и образовательное учреждение в целом. ЮТАиС постоянно участвует в конкурсе «Преподаватель года». Преподаватели нашего техникума, участвующие в конкурсе, показывают стабильно высокие результаты (2010 год - победитель конкурса, 2011, 2012 годы - финалисты конкурса). Это подтверждает высокий уровень квалификации ППР ЮТАиС и формирует позитивный имидж преподавателя в системе начального и среднего профессионального образования в Юрге и Юргинском районе.

Наибольшие трудности я испытывала на втором этапе конкурса, когда писала проект, при определении его цели, актуальности и разработке этапов реализации. Возможно, это связано с тем, что я не смогла в сентябре присутствовать на курсах повышения квалификации, которые проводились на базе КРИРПО для участников конкурса. Основную помощь в разработке и оформлении проекта мне оказывали заместитель директора по УВР Белова Л. Н. и преподаватель по информатике Литош В. А. Кроме того, мы обращались за консультацией в КРИРПО к Ильченко Л. И. и Мало-россияновой О. И. Благодаря их помощи я смогла достойно представить и защитить свой проект в полуфинале и выйти в финал.

Затем была создана инициативная группа, в состав которой вошли мои коллеги-друзья и единомышленники. Они оказывали мне не только профессиональную, но и психологическую помощь. Многие из моих коллег, которых я знаю уже не один год, открылись для меня с новой, неожиданной стороны, раскрылись их таланты, о которых я не знала. Я почувствовала, что подавляю-

щее большинство коллектива очень переживает за успешное завершение конкурса. Я ощутила колоссальную поддержку со стороны студентов нашего техникума и еще раз убедилась в том, что у нас много талантливых и перспективных ребят. Для меня это было очень важно. Ведь наш техникум является ресурсным центром и базовым учебным заведением. Представляя свое ОУ на региональном конкурсе, я испытывала большую ответственность и эмоциональное напряжение.

И конечно же, на каждом этапе конкурса присутствовали помощь, содействие, внимание и поддержка со стороны директора ГАОУ СПО «ЮТАиС» Сьянова В. И. Я очень благодарна всем студентам, коллегам и руководству техникума за то, что они были со мной рядом и разделили все огорчения и радости.

Особую благодарность хочется сказать коллективу Кемеровского аграрного техникума, где мне посчастливилось давать открытый урок. Там работают добрые, замечательные люди - заведующая методическим кабинетом Любовь Борисовна Красноперова, заведующая отделением Елена Александровна Лубган, заместитель директора по УР Алла Ивановна Буряк, директор Ольга Михайловна Ячменева. Они создали очень благоприятную атмосферу, обеспечили всем необходимым для проведения урока, провели большую подготовительную работу со студентами. Большое спасибо, коллеги, за помощь, поддержку и плодотворное сотрудничество.

Я считаю, что в нашей профессии нельзя останавливаться на достигнутом уровне. И во время конкурса убедилась в этом еще раз. При разработке мастер-класса, открытого урока, оформления виртуальной выставки появилось много новых идей, которые еще предстоит реализовать уже вне конкурса.

Этот конкурс подарил мне бесценный опыт общения с коллегами из других образовательных учреждений как в профессиональном, так и в личностном плане. Я получила возможность представить свой профессиональный опыт педагогической общественности региона, приобрести новые интересные знакомства, обменяться педагогическими находками. В профессиональной деятельности я следую принципу Яна Коменского, который говорил, что учить нужно ЛЕГКО, ПРИЯТНО И ОСНОВАТЕЛЬНО. Этому правилу буду следовать и далее в своей профессиональной деятельности.

В процессе конкурса мною была проведена оценка системы работы, анализ содержательных технологических методик, приемов и подходов к передаче знаний, использования информационных технологий, без которых сегодня сложно представить образовательный процесс.

Мне представилась возможность реальной оценки уровня своих методических разработок.

Я убеждена, что конкурс «Преподаватель года» нужно проводить и дальше. Но его также требуется усовершенствовать и переводить на интерактивную основу. Считаю, что итоги каждого этапа конкурса должны быть известны в день завершения и доступны всем интересующимся, т. е. должны быть выложены на сайте КРИРПО. Неплохо знать не только общий балл, но и какую оценку поставил конкретно каждый из членов жюри, для того, чтобы можно было проконсультироваться и уточнить спорные моменты. Если в «Положении» о конкурсе оговариваются критерии и максимальное количество баллов, то хотелось бы их знать. Это необходимо для того, чтобы сделать «работу над ошибками» после конкурса.

Мне думается, что нужно в каждой номинации определять победителя, допустим: «Лучший мастер-класс», «Лучший открытый урок» и т. п. Ведь один человек не может блистать во всем, что-то получается лучше, что-то хуже. Предлагаю не экономить на чувствах и щедро награждать номи-нантов. И не обязательно дорогими призами, хотя бы отметить дипломом или памятной лентой. Можно выделить номинации «Молодой преподаватель» и «Преподаватель, верный профессии». Поэтому предлагаю выделить номинации не по принципу «НПО и СПО», а проводить общий конкурс, определяя победителей по номинациям «Преподаватель года общеобразовательных и общих гуманитарных дисциплин» и «Преподаватель года общепрофессиональных и спецдисциплин».

При подготовке и представлении «Визитной карточки» нужно установить и соблюдать более четкий регламент. В Положении о конкурсе было заявлено: «Визитная карточка - творческая самопрезентация конкурсанта, в которой он раскрывает себя как педагог-профессионал, освещая значимые моменты личностно-професси-онального развития.....возможно участие коллег, обучающихся, социальных партнеров». Я считаю, что в визитке должны быть задействованы только работники и студенты представляемого ОУ. Допустимо оговорить максимальное количество привлеченных студентов. И еще наш коллектив предлагает, чтобы вместо студенческого жюри «Визитную карточку» оценивали все зрители, находящиеся в зале. Это должен быть «Приз зрительских симпатий».

Своим коллегам, будущим участникам конкурса «Преподаватель года» я желаю веры в свои силы и победы, прежде всего над собой. У каждого человека своя вершина. В. О. Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим препо-

давателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

Борисихина Ксения Валерьевна,

преподаватель спецдисциплин

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 14», г. Ленинск-Кузнецкий

Подходит к концу учебный год. Он не похож на предыдущие. В начале учебного года на первом педсовете было решено - я участвую в областном конкурсе «Преподаватель года - 2012». Конечно, очень приятно и почётно, но в то же время очень волнующе и ответственно. Сомнения одолевали меня только несколько секунд, и я дала своё согласие на участие в конкурсе. Тогда у меня промелькнула мысль о том, что, если мне предложили представлять на конкурсе родное училище, мой труд замечен, получил одобрение коллег, и я должна оправдать оказанное мне доверие. Тем более с 2008 года у меня уже накопился определенный опыт участия в подобных мероприятиях и мне хотелось попробовать себя на более высоком уровне, ведь конкурс - это кураж, адреналин, движение! Он позволяет в повседневных заботах посмотреть на возникшие проблемы с другой стороны, найти нестандартные пути их решений и, одновременно, не даёт расслабиться, разрушает рутину повседневности. Кроме того, в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты участие в конкурсе - это возможность получения средств для ресурсного оснащения учебных аудиторий по современным требованиям.

Волнение, учащенное биение сердца, бесконечный поток мыслей в голове, быстрый бег времени в работе. Я прошла все этапы и испытания конкурса. Все мероприятия на конкурсе были открытыми, т. к. его главными принципами являются публичность и внешняя оценка. Коллеги, обучающиеся, представители СМИ, да и вообще любые представители общественности могут посмотреть и оценить. В этом-то для меня и заключалась самая главная трудность участия в конкурсе. Провести урок на своем рабочем месте - это одно, а вот урок с незнакомыми ребятами в присутствии гостей - это уже совсем другое. Одно дело рассказать об опыте своей работы коллегам, другое дело посторонним людям, не знающим специфики профиля профессии «исполнитель художественно-

оформительских работ». Для меня было некомфортным положение внешнего оценивания в первом конкурсном испытании - пресс-конференция. С первых секунд своего выступления я чувствовала, как дрожит мой голос от волнения, но я смогла совладать с собой, а приобретенный опыт мне помог в дальнейших конкурсных этапах.

Безусловно, участие в конкурсе - это напряжение всех сил, но я никогда не оставалась одна со своими сомнениями и трудностями. Неоценимую поддержку мне оказала администрация и преподаватели моего училища. Полезные советы и конструктивная критика, методическая помощь и просто психологическая поддержка всегда присутствовали при подготовке к каждому этапу, а добрая улыбка и легкое пожатие руки очень помогали в процессе конкурсных испытаний. Не могу не поблагодарить коллег Губернаторского профессионального училища народных промыслов, которые радушного приняли меня на базе своего учебного заведения и помогли в организации урока. Мне было легко работать с ними.

Приятно, что ребята, которые помогали подготовить визитную карточку, ответственно относились к репетициям, давали советы, как вести себя на сцене, предлагали идеи для сценария, подбадривали и оказывали поддержку. Репетиции с ними - это возможность почувствовать себя беззаботной студенткой и вспомнить юношеские годы, это часы веселого общения, заряд положительной энергии. Чему-то я научилась и у них за это время.

Конкурс «Преподаватель года - 2012» - ещё один творческий этап в моей профессиональной деятельности, возможность переосмыслить и пересмотреть свой опыт работы. Это один из лучших способов повышения квалификации, который нельзя сравнить ни с какими курсами. Во время конкурса я приобрела уверенность в себе, научилась демонстрировать свои возможности, быстро принимать решение в различных ситуациях, на высоком уровне проектировать свою профессиональную деятельность. А самое главное - в ходе конкурса возникли новые идеи, которые я планирую реализовать в своей дальнейшей работе.

Изменилась ли моя концепция профессиональной и личной жизни за время участия в конкурсе? Кардинально - нет. Для меня находиться в постоянном движении, двигаться всё время вперед - это и есть сама жизнь. Я люблю динамику не только в профессии, но и в жизни вообще. Спокойствие и застой не мой образ жизни. Участие в конкурсе - это личностный рост, подъем на одну ступеньку вверх. Преодоление в жизни всё новых и новых «ступеней-преград» для меня - толчок к новым стремлениям вперед. Теперь я твердо знаю, что нельзя стоять на месте и бездейство-

вать. Нужно не бояться ставить для себя все более высокую планку, предела совершенству нет.

Но вот все плоды творческих терзаний представлены и получили оценку на конкурсе. Конкурс прошел. Вместе с тем он внес в мою жизнь много интересных педагогических находок. Меня постоянно преследует желание что-то создавать, делать и творить. Конкурс - это борьба, борьба не только с соперниками, но и с самим собой. Из любых состязаний можно выйти победителем, даже не заняв призового места. Намного важнее те ценности, которые нельзя взять в руки, но можно почувствовать и оставить в своей памяти навсегда: людская доброта и поддержка коллег, задор соперников, всплеск эмоций и впечатления, борьба с самим собой и открытие внутри себя новых ценностей и истин. Наверное, каждый финалист из конкурса вынес что-то своё, личное и долго ещё анализировал и переосмысливал участие в пресс-конференции, проведение урока и мастер-класса. Я это делала неоднократно. Конкурс сыграл неоценимую роль в моей жизни - я победитель! Я одержала победу над собой!

В качестве предложения по изменению Положения о конкурсе я бы внесла ещё один пункт -анализ конкурсных испытаний, которые прошли участники. Конечно, хочется отметить тот факт, что в этом году конкурс стал более открытым и любой желающий может просмотреть видеоматериалы на сайте КРИРПО. А мне как участнику не хватает анализа со стороны. В каких моментах я делала ошибки, были ли они. В каких вопросах мне необходимо поработать над собой. Что нужно усовершенствовать.

«Преподаватель года» - это испытание, которое должен пройти каждый педагог. Будущим участникам конкурса «Преподаватель года -2013» хочется пожелать не бояться показать свой опыт и особенности работы, ведь конкурсное движение - это база профессионального роста и педагогического мастерства.

Романова Екатерина Олеговна, преподаватель спецдисциплин

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 49», г. Кемерово

Участие в таком конкурсе - это большая ответственность. Ведь в целом оценивается не только участник конкурса, но и образовательное учреждение. Ты

понимаешь, что являешься лицом образовательного учреждения и его подвести никак нельзя.

Так сложилось, что ежегодно в нашем образовательном учреждении проводили открытые уроки финалисты прошлых лет. Сначала я относилась к этому спокойно, но со временем решила прийти и посмотреть на смелых, достойных преподавателей. И я подумала: а чем я хуже? Но окончательно я решила участвовать в конкурсе после посещения финального гала-концерта. Мне так понравилась атмосфера этого праздника, обстановка, что я решила, я обязательно буду стоять на этой сцене.

Внимательно прочитав положение о конкурсе, я испугалась: неужели я все это смогу сделать, но, успокоившись, я четко поставила цели и постепенно стала переходить от этапа к этапу. На втором этапе самое сложным было выбрать структуру эссе и разработать концепцию проекта. Со мной, я надеюсь, согласятся все участники, было уже написано столько эссе и разработано столько проектов, что казалось тебе это не под силу. Помогли курсы и советы методистов. В третьем туре было главным подготовить публичное выступление. Ведь аудитория и жюри были высококвалифицированными специалистами. На этом этаме с нами отлично поработал психолог. Уже в финале казалось, что страха и сомнений не осталось, ведь столько уже пройдено, но трудности возникли и здесь. Первая - пресс-конференция. Преподаватель - это публичный человек, он общается с учащимися, родителями, коллегами и, как правило, всегда сам задает вопросы, а здесь задают вопросы тебе - самые неожиданные. При проведении мастер-класса возникла проблема, как можно показать за 20 минут не только элемент педагогической технологии, но и научить аудиторию чему-то. И здесь опять на помощь пришли курсы и коллеги по работе.

В ходе конкурса я приобрела опыт публичных выступлений; положительные эмоции от общения с коллегами, участниками конкурса, преподавателями ГОУ «КРИРПО»; возможность внедрения в учебно-воспитательный процесс новых форм и методов работы, с которыми нас познакомили преподаватели института и коллеги.

Участие в любом конкурсе - это преодоление себя. У каждого человека, а особенно у педагогов, есть сомнения: а правильно ли я поступаю, а тому ли я учу, как я учу, а главное - какой я педагог? И этот конкурс многому меня научил, он показал, где есть недостатки и как их исправить, как надо владеть собой, он показал мне многогранность работы педагога и указал путь, по которому мне нужно идти. По окончании конкурса приняла решение получить педагогическое об-

разование и свою профессиональную деятельность связать с образованием

Уважаемые участники конкурса «Преподаватель года - 2013», вы выбрали не простой год для себя, но наша жизнь и интересна своей изменчивостью. Не каждый педагог отважится на этот шаг и решит принять участие в таком конкурсе. Но вы на правильном пути! Всегда верьте в то, что вы сами можете добиться того, чего искренне желаете.

Пилипенко Юрий Алексеевич, преподаватель спецдисциплин

ГОУ НПО «Профессиональный лицей» № 79, п.г.т. Тя-жинский

Профессия преподавателя тем и хороша, что мы в постоянном потоке обновляющейся жизни, в постоянном поиске нового образа себя и своей деятельности для новых своих учеников. Мы всегда ищем новую информацию, новые методы, формы, технологии преподавания. А любой конкурс - это поиск нового, интересного, это новые возможности освоения неизведанного.

Но чтобы решиться принять участие в конкурсе, нужен какой-то импульс. И таким толчком для меня послужил разговор с заместителем директора по учебно-производственной работе Боярским А. В., финалистом 2009 года, который посоветовал мне принять участие в областном конкурсе, попробовать свои силы в презентации своего педагогического опыта.

Я познакомился с положением и стал размышлять. Как решиться на такой шаг? У меня было много сомнений: «Смогу ли я? Хватит ли сил справиться с волнением? Как я буду чувствовать себя при сравнении моего педагогического опыта с опытом коллег?».

Возникали и другие мысли. Возможно, меня ёщё больше будут уважать мои коллеги. Быть может, они увидят меня с другой стороны. И я смогу раскрыть все то, что еще скрыто во мне. Решение было принято: «Я буду участвовать!»

Решение об участии в профессиональном конкурсе - это первая ступенька к преодолению сомнений и неуверенности в себе.

Итак, я вошел в поток - и конкурс захватил меня атмосферой позитивной соревновательности, заинтересованности в профессиональном росте.

Конкурс «Преподаватель года - 2012» проводился в несколько этапов, на каждом из которых

участники демонстрировали свое профессиональное мастерство: в написании эссе; в создании и публичном представлении творческого проекта; в проведении открытого урока на базе другого учебного заведения с незнакомой ученической аудиторией; в самоанализе проведенного открытого урока; в проведении мастер-класса, в выступлении на финале с визитной карточкой.

И на первом этапе я столкнулся с трудностями. Как побороть волнение и страх, чувство неуверенности в себе? Как убедить незнакомых тебе людей в правильности и необходимости своих суждений и своей деятельности?

В решении этих и многих других вопросов мне помогли курсы для участников конкурса, организованные в ГОУ «КРИРПО». Сотрудники института развития профессионального образования создавали все условия для подготовки нас к успешному прохождению всех этапов конкурса.

Невозможно пройти столь трудные испытания, если рядом нет хорошей команды помощников. В этом смысле мне повезло. Откликнулось много педагогов, готовых оказать мне помощь.

Директор О. А. Белинский и администрация нашего профессионального лицея обеспечивала меня всем необходимым в период участия в конкурсе. На всех этапах конкурса Клагиш Н. В., заместитель директора по УМР, и Павлова Л. Н., методист, оказывали мне методическую помощь. А также мне помогали мои коллеги: Немкин В. Л., Жогина Г. А., Молодик Т. А., Малинина А. А, Селезнева И. А., Цыков Д. В., Пасько К. А. Благодарен всем за оказанную поддержку и помощь.

Участие в конкурсе - это вторая ступенька к обретению уверенности в себе через осоз-

нание удовольствия сотрудничества с давно знакомыми или незнакомыми людьми.

В жизни каждого человека есть ситуации, в которых необходима поддержка родных и близких людей. И для меня самым трудным было найти время для своей семьи, не оставить без внимания никого. И эта возможность еще раз убедиться в том, что семья и дом - это главные приоритеты в моей жизни.

Конкурсные испытания - это третья ступенька к осознанию ценности семейного очага.

И вот финальный конкурсный день позади. Но результаты неизвестны.

Как было трудно прожить в ожидании это время. Опять напряжение. Ах, если бы можно было объявлять победителей в день окончания конкурса. Предлагаю подводить итоги и знакомить финалистов с результатами на финальном концерте.

Считаю, что конкурс педагогического мастерства способствует пропаганде педагогических идей и достижений, расширяет пространство активного педагогического общения. А также играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

А будущим участникам хотелось бы пожелать: будьте смелее, не бойтесь презентовать свой педагогический опыт, сотрудничайте с коллегами, единомышленниками. И тогда у вас все обязательно получится. Я желаю вам удачи, творческих успехов, новых открытий в себе и в других!

ФАСИЛИТАТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ

О. И. Друговская, преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО «Профессиональное училище № 55», г. Юрга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у обучающихся потребность в постоянном совершенствовании и изменении, заинтересованность в знаниях,

которые позволят обрести позитивное эмоционально-нравственное отношение к жизни.

Важнейшее место в образовательном процессе занимает познавательная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая развивается и проявляется при участии в конкурсах, ученических конференциях, олимпиадах, творческих выставках и фестивалях. Такого рода деятельность расширяет кругозор, предполагает получение новых знаний, дает возможность обучающимся выделиться среди других и реализовать свой творческий потенциал. Стано-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.