Научная статья на тему 'Организация информационного обеспечения для эффективного управления затратами'

Организация информационного обеспечения для эффективного управления затратами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗА- ТРАТАМИ / SUPPLY WITH INFORMATION OF MANAGEMENT OF EXPENSES / PRINCIPLES OF THE ECONOMIC AND REGISTRA- TION INFORMATION / A CONTROL SYSTEM OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конкина В. С.

В статье рассматривается информационное обес- печение необходимое для эффективного управле- ния затратами. В современных условиях управленческие решения в области затрат должны приниматься на основе единой, достоверной и97оперативной информации, то есть необходимо от- ладить систему управленческого учета. В связи с этим определены требования информационному обеспечению управленческого учета, призванного собирать, накапливать и обрабатывать информа- цию о затратах. В статье приведена схема струк- туры информационного обеспечения управления затрат на сельскохозяйственных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE SUPPLY WITH INFORMATION FOR EFFICIENT CONTROL EXPENSES

In article the supply with information necessary for effek-tivnogo managements of expenses is consid- ered. In modern conditions administrative decisions in about-lasti expenses should be accepted on the basis of uniform, authentic and operative informatsii, that is it is necessary to debug system of the administrative account. In this connection opre-deleny requirements to a supply with information of the administrative ac- count, called to collect, accumulate and process the information on expenses. In article the scheme of structure of a supply with information of management of expenses at the agricultural enterprises is resulted.

Текст научной работы на тему «Организация информационного обеспечения для эффективного управления затратами»

ществующие методические подходы к оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, мы пришли к выводу о том, что каждая методика заслуживает должного внимания, но при этом мы полагаем, что сопоставимость методических подходов должна прослеживаться. Каждый подход, в той или иной степени должен давать объективную оценку деятельности хозяйствующих субъектов.

Библиографический список

1. остановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. №446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рын-

ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы».

2. Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 года №52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

3. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

© Карпунина Е. В., 2010

УДК 631.16

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

В. С. Конкина, к.э.н., доцент, Рязанский ГАТУ

Деятельность любого сельскохозяйственного предприятия базируется на взаимодействии информационного, материального и финансового потоков. Однако, в современных условиях информации отводится главенствующая роль. Поскольку оптимальные управленческие решения можно принимать только на системе экономической и учетной информации, которая опирается на следующих принципах:

1. единство информации, поступающей из различных источников — плановых и фактических;

2. объективность отражения хозяйственных операций;

3. оперативность информации, которая изменяется под влиянием объективных и субъективных

факторов.

В сельском хозяйстве основным, а может быть и единственным, фактором повышения собственной доходности является снижение затрат. Однако, для этого следует наладить эффективную систему учета, планирования, анализа и контроля затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, управленческий учет невозможен без рационально и эффективно организованной системы сбора, систематизации и интеграции информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на:

- получение информации, касающейся наличия «узких» мест в производственном процессе;

Вестник РГАТУ

- калькуляцию себестоимости сельскохозяйственной продукции;

- анализ данных с целью определения наиболее эффективных направлений деятельности.

Существуют определенные требования, предъявляемые к информационному обеспечению управления сельскохозяйственного предприятия [1, 2, 3]:

1. Достоверность, точность и объективность поступающей информации определяются надежностью ее источников, объективностью, правильностью передачи, однократностью регистрации. Если информация проходит три-четыре передаточных звена, ее правдивость снижается на 8-10 % из-за того, что сведения стареют и искажаются. Информация достоверна, если не превышен допустимый уровень искажений и возможно эффективное функционирование системы управления на ее основе.

2. Полнота и новизна информации означает, что ее объем и содержание должны быть достаточными для принятия оптимальных решений. Следует учитывать, что дефицит сведений приводит к принятию неправильных решений, а излишняя информация усложняет выработку решений и делает процесс управления дорогостоящим.

3. Избыточность — это повторяемость, дублирование информации. Существует полезная и бесполезная избыточность: полезная используется для повышения надежности, достоверности передачи и хранения информации в технических системах, а бесполезная создает дополнительную нагрузку на человека, замедляет процесс принятия решения, снижает мобильность действий.

4. Своевременность и оперативность связаны

с явлением старения информации и потерей ее ценности. Запаздывание в поступлении информации приводит к ухудшению функционирования управляемой системы (техники, организации производства и др.).

5. Однозначность и доступность информации состоит в том, что она поступает и накапливается в таком виде, чтобы ее можно было быстро и легко воспринимать и использовать в управлении. Язык сообщений должен быть понятным адресату.

Для эффективного исполнения всех функций управления (общих, специфических, прикладных) следует использовать современные информационные технологии

Таким образом, под информационным обеспечением управления сельскохозяйственного предприятия следует понимать сбор, обработку и передачи плановой, нормативной, прогнозной, учетной информации за определенный период времени, используемой для осуществления стратегического, тактического и оперативного управления.

Следовательно, учетно-аналитическое обеспечение управления затратами включает в себя информацию формируемую различными видами учета (стратегическим, финансовым и управленческим), характеризующую эффективность этого процесса в сельскохозяйственной организации. Схематично структура информационного обеспечения управления затратами на сельскохозяйственных предприятиях представлена на рис. 1.

Управленческий учет затрат, по нашему мнению, не является обособленным от взаимосвязанной системы управленческих, финансовых и стратегических функций учетных службы. Он яв-

ляется органично встроенной в систему информационного обеспечения управления затратами подсистемой, адаптированной к специфике процесса принятия управленческих решений в области финансового менеджмента.

Библиографический список

1. Дубровин, И. А. Организация и планирование производства на предприятиях / И. А. Дубровин. -М.: КолосС, 2008- 359 с. : ил.

УДК 338.43.02

2. Королев, Ю. Б. Управление в АПК: учеб. для вузов / Ю.Б. Королев, В.З. Мазлоев, А.В. Мефед ; под ред. Ю.Б. Королева [и др.]. - М.: Колос, 2006. - 376 с.

3. Терновых, К. С. Планирование на предприятии АПК: учеб. Пособие для вузов / К.С. Терновых, А. С. Алексеенко, А.С. Анненко ; под ред. К.С. Терновых [и др.]. - М.: КолосС, 2007. - 333 с. : ил.

© Конкина В. С., 2010

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

С. С. Котанс, аспирант, Рязанский ГАТУ

Продовольственная проблема — предмет особого внимания каждого суверенного государства, стремящегося сохранить независимость и устойчивость развития, обеспечить благополучие собственных граждан.[2]

В условиях глобализации для России эта проблема имеет особое значение. В развитых странах разработаны эффективные стратегии обеспечения продовольственной безопасности. В их основе — государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства. Существуют объективные причины, из-за которых правительства многих стран вынуждены вторгаться в деятельность аграрной сферы, оказывать ей существенную помощь, регулировать экономические отношения.[2]

Мы считаем, что необходимо рассматривать госсектор в АПК как инструмент проведения экономической политики государства для решения актуальных макроэкономических проблем и выработки действенного механизма господдержки аграрной сферы.

Говоря о нашей стране, стоит отметить, что государство начало инвестировать значительные средства в сельское хозяйство только в конце 60-х годов, что соответственно позволило расширить площади мелиорируемых земель, укрепить материально-технические базы, изменить характер труда и уклад жизни сельского населения.

Однако, государственная аграрная политика 90-х годов превратила сельское хозяйство в неплатежеспособную сферу экономики и остановила воспроизводственный процесс. Это объясняется тем, что проблемы сельского хозяйства Советского Союза были не в колхозах и совхозах, а за их пределами. И поэтому вместо того, чтобы очистить сельхозпредприятия от того, что деформировало их рациональную природу, проблему перевели в

политическую плоскость — смену форм собственности. В итоге, не создав рыночных условий, разрушили старую систему экономических отношений.[2]

Таким образом, была сделана попытка заменить колхозы и совхозы миллионами фермерских хозяйств, по примеру Западных стран, которая не увенчалась успехом.

В последние годы ситуация в сельском хозяйстве страны стала меняться в лучшую сторону, что обеспечило даже рост продукции отрасли (в 2008г. Собран самый высокий урожай зерновых — 108,2 млн. т. в чистом весе). В первую очередь это связано с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Разразившейся финансовый кризис, закономерно перекинувшейся из сферы денежных отношений в сектор реальной экономики, по сути, один из путей развития экономики. Кредитная экспансия, ставшая основной причиной нынешнего мирового финансового кризиса, оказала влияние на динамику экономического развития, то есть сначала простимулировала производство, спровоцировав ускорение предложения, что позволило экономике развиваться быстрыми темпами. Затем в силу нарастания экономических диспропорций из-за несбалансированности экономики, наступил кризис сбыта и сворачивание производства.

В России финансовый кризис усугубился структурным в силу того, что экономика страны осталась сырьевой, большую часть доходов приносили отрасли топливно — энергетического комплекса, основной экспортный товар — сырьевые ресурсы. На фоне неразвитости внутреннего рынка усиливалась зависимость страны от состояния мировой экономики.[3]

Политика правительства, проводимая для пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.