Научная статья на тему 'Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в условиях школы'

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в условиях школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1308
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. Ю. Козенко

Данная статья носит проблемнорезультативный характер, она посвящена обоснованию актуальности проблемы коррекционноразвивающего обучения в условиях общеобразовательного обучения. В ней представлена авторская модель коррекционно-развивающего обучения, в основу которой положены взгляды на содержательно-логическое и технологическое построение действий, операций, процедур, связанных с достижением диагностического и проверяемого результата педагогических воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. Ю. Козенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION AND SUBSTANCE OF CORRECTIONAL-DEVELOPMENTAL EDUCATION UNDER SCHOOL CONDITIONS

The article has a problem-result character and is devoted to the grounding of the actuality of correctional-developmental education problem under general education conditions. It presents the author's correctional-developmental education model in the basis of which lie conceptions of informal-logical and technological construction of actions, operations, procedures connected with obtaining diagnostic and verifiable result of pedagogical effect.

Текст научной работы на тему «Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в условиях школы»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Е.Ю. Козенко

ORGANISATION AND SUBSTANCE OF CORRECTIONAL-DEVELOPMENTAL EDUCATION UNDER SCHOOL CONDITIONS

Kozenko E.J.

The article has a problem-result character and is devoted to the grounding of the actuality of correctional-developmental education problem under general education conditions. It presents the author's correctional-developmental education model in the basis of which lie conceptions of informal-logical and technological construction of actions, operations, procedures connected with obtaining diagnostic and verifiable result of pedagogical effect.

Данная статья носит проблемно-результативный характер, она посвящена обоснованию актуальности проблемыi коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательного обучения. В ней представлена авторская модель коррекционно-развивающего обучения, в основу которой положеныi взглядыI на содержательно-логическое и технологическое построение действий, операций, процедур, связанных с достижением диагностического и проверяемого результата педагогических воздействий.

УДК 37.037: 371.3.

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения (КРО) детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению. Понятие «кор-рекционно-развивающее образование» определятся как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезадаптации в развитии детей. Специальная программа коррекционно-развивающей работы в условиях реализации данного направления педагогической практики служит обязательным дополнением к нормативной общеобразовательной деятельности.

По данным Министерства образования РФ (1997 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза и составило 30% и более. Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и особенности их обучения стали одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем, которая многие годы является акту-

альной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках оптимальных условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. И тем не менее, опросы учителей, работающих в названных выше классах, показали, что они не удовлетворены своим трудом: не знают психологических особенностей детей, которых учат; существующая ныне диагностика отклонений в развитии обучающихся специалистами МПК (медико-психологическая комиссия) или школьного консилиума не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; специальные методики, новые технологии коррекцион-но-развивающего обучения недостаточно активно осваиваются школьной практикой. Многие школы сохраняют такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся в них (от 8 до 12 человек).

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной, традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов КРО, позволяющих обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: активизация познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся; нормализация учебной деятельности; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; социально-трудовая адаптация.

И в рамках коррекционной педагогики, коррекционно-развивающего образования идет активный научно-практический поиск ее принципов и правил, содержания, форм и методов. Система КРО широко внедряется во многих регионах России с 1994 года. Она основана на комплексных исследованиях, проведенных в Институте дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) в течение 30 лет, начиная с 1967 года. Анализ практики обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и «группы риска», теоретическое обоснование классификации детей с трудностями в обучении (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1987; Н.Н. Гурова, 1996; К С. Лебединская, 1982; Б.П. Пузанова, 2001), определение психолого-педагогических основ обучения детей указанной категории (В.И. Лубовский, 1981; Р.Д. Тригер, 1986; Г.М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1990; Н.А. Цыпина, 1992 и др.) позволили разработать в 1993 году Концепцию коррек-ционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении в условиях общеобразовательных учреждений. Концепция была рекомендована Министерством образования Российской Федерации для внедрения во всех регионах России, получила положительные рецензии многих ведущих специалистов на экспертных советах в рамках Федеральной программы «Российская школа», экспертных советах общего среднего образования Минобразования РФ. Она рассматривалась и была утверждена коллегией Минобразования РФ по представлению Московского департамента образования.

Коррекционно-развивающая программа призвана направлять учебную и воспитательную работу педагогов с детьми риска, обязывает наполнять эту работу соответствующим содержанием, ставить воспитательные, развивающие и учебные цели, учитывающие типические особенности этой группы детей, даже на уровне фронтальных форм работы. Одновременно может служить основой и для построения индивидуальных кор-рекционных программ, определяющих совместную работу учителей, воспитателей, родителей и школьных специалистов с детьми.

Современные проблемы совершенствования системы образования КРО требует внедрения в учебный процесс дифференцированной помощи в усвоении учебной программы, в том числе и в области физической культуры, которая предстает в образовательных учреждениях не только инвариантным компонентом, но и организующим основанием для всех форм физкультурной деятельности. Отсюда вытекает необходимость внедрения в практику работы по физической культуре общеобразовательных школ комплекса мер, направленных на своевременное предоставление каждому ребенку адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Нами установлено, что наиболее успешно двигательная деятельность детей классов КРО развивается там, где практическая работа учителя физической культуры строится на всестороннем физическом развитии и осмыслении движений при выполнении физических упражнений.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что выполнение наиболее естественных движений в различных учебных ситуациях, особенно на открытом воздухе, позволяет детям увеличить двигательную активность и осмыслить движения при выполнении физических упражнений, что дает возможность повысить уровень физического развития, физической подготовленности и, в конечном итоге, укрепить здоровье.

Целью нашего исследования явилось совершенствование учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры, раздела легкой атлетики учащихся классов кор-рекционно-развивающего обучения путем подбора рациональных средств и методов учебных заданий (беговых, а также скорост-но-силовых), направленных на повышение физического развития, физической подготовленности и увеличения двигательной активности детей четвертого класса. Задачами выступали: изучение состояния проблемы и конструирование модели коррекционно-развивающего обучения; диагностирование физической подготовленности учащихся четвертых классов коррекционно-разви-вающего обучения до начала и по окончании

педагогического эксперимента; разработка педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения; определение рационального соотношения упражнений ско-ростно-силового характера и упражнений на выносливость в уроке по физической культуре с детьми классов КРО и их влияние на общую физическую подготовленность занимающихся; выявление степени влияния легкоатлетических упражнений бегового и ско-ростно-силового характера на уровень физического состояния испытуемых; экспериментальная проверка эффективности предложенной методики в коррекции нарушений физического развития и двигательной сферы у младших школьников с ЗПР.

Разработанная конструкция модели КРО обеспечивала концептуальный подход, заключающийся в содержательно-логическом и технологическом построении действий, операций и процедур, направленных на достижение диагностируемого и проверяемого результата (рис. 1). На констатирующем этапе были укомплектованы две группы, экспериментальная и контрольная. Педагогический эксперимент проводился в течение одного года и подразделялся на два этапа. Задачей первого этапа эксперимента являлось определение индивидуальной физической кондиции по президентским тестам и по тестам специальной программы, а так же составлению специальных комплексов упражнений бегового характера и внедрению их в учебный процесс экспериментального класса. Задачей второго этапа эксперимента являлось определение влияния предложенной нами методики на физическую подготовленность испытуемых. На констатирующем этапе исследования был выявлен индивидуальный уровень физической кондиции у девочек, который определялся следующей вариацией: опасная зона - 40%, неудовлетворительная - 40%, удовлетворительная -20%. В группе мальчиков: опасная зона -50%, неудовлетворительная - 35%, удовлетворительная -15%. В заключение проведенного эксперимента были получены результаты, свидетельствующие об улучшении общей физической подготовленности по тестам «Президентских состязаний». У де-

вочек показатели из опасной зоны полностью поднялись в удовлетворительную, из неудовлетворительной и удовлетворительной на уровень хорошей оценки. У мальчиков оценка уровня индивидуальной физической кондиции из опасной зоны и неудовлетворительной перешла на уровень хорошей

оценки, из удовлетворительной повысилась на уровень отличной оценки. В коррекцион-ных классах по окончанию педагогического эксперимента увеличилось количество хороших и отличных оценок и по тестам специальной программы (КРО).

Уровень здоровья, характеризуемый всеми диагностируемыми критериями

Рис. 1. Модель коррекционно-развивающего обучения средствами легкой атлетики.

В итоге разработанная нами экспериментальная система уроков по физической культуре, основанная на равномерном, повторном, переменном и кроссовом беге, оказалась эффективной в организации и содержании коррекционно-развивающего обучения в условиях школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1987. - 206 с.

2. Гурова Н.Н. О коррекционно-развивающем образовании детей с трудностями в обучении //Дефектология. - 1996.-№5.- С.80.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.

4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанова, В. И. Селевестров, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова / Под ред. Б.П. Пузанова.- 3-е изд., доп.- Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.

Об авторе

Козенко Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета, соискатель на ученую степень кандидата педагогических наук. Сфера научной деятельности - исследование в области коррекционно-развивающего обучения в сфере физической культуры с детьми младшего школьного возраста. Опубликовано 7 статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.