Научная статья на тему 'Инклюзивное образование: методы и формы работы на уроках физической культуры'

Инклюзивное образование: методы и формы работы на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATION EDUCATION / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DELAY -PSYCHICAL DEVELOPMENT / CORRECTION-DEVELOPING EDUCATING / LIMIT POSSIBILITIES OF HEALTH / ДЕНСАУЛЫГЫ БОЙЫНША МүМКіНДіГі ШЕКТЕУЛі / ТүЗЕТЕ-ДАМЫТА ОқЫТУ / ПСИХИКАЛЫқ ДАМУДАГЫ КЕДЕРГі / ИНТЕГРАЦИЯЛЫқ БіЛіМ БЕРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразбаев А.Б.

В данной статье представлены возможности использования коррекционно-развивающей технологии на уроках физической культуры при обучении учащихся с задержкой психического развития. Описанные формы и методы обучения направлены на формирование здорового образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование: методы и формы работы на уроках физической культуры»

с*

3

О

го

£ W О

нч

uQ

U U

ш ^

О ос

ш

о

S О

А.Б. Уразбаев,

учитель физической культуры сш №22, г. Костанай, специалист высшего уровня квалификации первой категории

Неггзгг свздер: инклюзив, ин-теграциялыц бшм беру, психи-калыц дамудагы кедерг1, тYзе-те-дамыта оцыту, денсаулыгы бойынша мYмкiндiгi шектеул1.

Ключевые слова: инклюзив, интеграционное образование, задержка психического развития, коррекционно-развивающее обучение, ограниченные возможности здоровья.

Keywords: инклюзив, integration education, delay -psychical development, correction-developing educating, limit possibilities of health.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ацдатпа

Бершген мацалада психикалыц дамуында ке-дергiлерi бар оцушыларды оцыту Ke3iHAe денешы-ныцтыру сабацтарында тузету-дамыту технологияла-рын цолдану мYмкiндiктерi ^сынылады. Суреттелген оцыту формалары мен эдiстерi денсаулыFында mym-кiндiгi шектеулi оцушылардын салауатты eмiр сал-тын цалыптастыруFа баFытталады.

Аннотация

В данной статье представлены возможности использования коррекционно-развивающей технологии на уроках физической культуры при обучении учащихся с задержкой психического развития. Описанные формы и методы обучения направлены на формирование здорового образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation

In this article possibilities of the use of correctiondevelopingtechnology are presented on the lessons of physical cultureat educating of students timelagged psychicaldevelopment. The described forms and methods ofeducating are sent to forming of healthy way of life studentwith limit possibilities of health.

Благодаря Государственной программе развития образования и науки РК на 2016 - 2019 годы приоритетным направлением стало инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — включающее образование. В переводе с английского «inclusion» — «включение», причем такое включение, которое гарантирует поддержку всем включенным субъектам, в каком бы виде она не потребовалась.

Основной задачей инклюзивного образования является установление здоровых межличностных отношений в обществе.

Инклюзивное образование включает в себя широкий круг людей, для которых оно должно существовать: это люди, у которых по разным причинам есть проблемы быть включенными в общее образование. Это могут быть национальные меньшинства, дети, проживающие в отдаленных сельских райо-

нах, ВИЧ-инфицированные и дети с ограниченными возможностями в развитии [1,с.35].

Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей - инвалидов является их обучение. На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: кор-рекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Однако, в большей или меньшей степени все эти формы имеют свои недостатки. Недавно появился еще один вид образования -инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под его систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.

Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию:

— каждый имеет право на образование;

— образование начинается с самого рождения и не заканчивается в зрелом возрасте;

— все дети могут учиться;

— каждый может испытывать трудности в обучении в отдельной области или в определенное время;

— каждый нуждается в помощи в процессе обучения;

— учитель, учебное заведение, семья и общество ответственное за содействие в обучении;

— дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.

Необходимо готовить детей жить в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность;

— учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.

Необходимо отметить, что в системе мер социальной защиты инвалидов наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры. У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств ребенка-инвалида; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции. Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе [2,с.71].

Для ребенка-инвалида важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале. Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие инвалида как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети -инвалиды учатся толерантному отношению друг к другу [2,с.75].

К сожалению, в учебных заведениях об-

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т

о

X

щего типа «особые» дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой или их относят к специальной группе, фактически не функционирующей в основной массе школ. Поэтому инклюзивные уроки физической культуры в этих условиях, на мой взгляд, приобретают особую актуальность и значимость.

Врачебная заповедь «Не навреди!» в данном случае становится заповедью и для меня как учителя работающего в классах инклюзивного обучения.

Люди должны научиться нормально, относиться к разнообразию человеческих культур, человеческих проявлений и человеческого здоровья. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в а школе.

Инклюзия помогает претворять в жизнь со подобные устремления не только детям с осо-^ бенностями в развитии, но и детям, которые,

2 так или иначе, отличаются от большинства. л

У Это дети, которые говорят на другом языке, которые принадлежат иным культурам, отли-

^ чающимся друг от друга стилем жизни, дети,

щ имеющие разные интересы и способности

щ к обучению. Для таких детей необходимы

О различные модификации и варианты в спо-

3 собах подачи информации преподавателями § [3,с.64].

Д Дети с ограниченными возможностями, в

к основном общаясь в кругу семьи, не готовы к взрослой жизни. И общеобразовательная

организация - это единственная возможность для детей обучаться в режиме инклюзии, общаться с другими детьми и узнавать мир. Инклюзия заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались вместе с обычными детьми по государственной программе, получая такие же знания, как и другие дети. Единственное, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей [4,с.186] .

В связи с повышенной утомляемостью учащихся с задержкой психического развития на общеобразовательных уроках особое значение имеет вопрос об использовании уроков физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток во время уроков в классе, а также физкультурных мероприятий на больших переменах с целью повышения умственной и физической работоспособности аномальных детей [1,с.55].

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции недостатков и совершенствования моторики детей. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет производить подбор наиболее целесообразных сочетаний упражнений для каждого отдельного случая.

На основании всего изложенного можно отметить ряд специфических особенностей в вопросе физического воспитания детей с задержкой психического развития.

1. Физическое воспитание учеников направлено, прежде всего, на коррекцию недостатков их развития.

2. Для успешного осуществления коррек-ционно-развивающих задач в процессе физического воспитания нужно учитывать имеющиеся у детей отклонения в физическом и психическом развитии.

3. Третья особенность заключается в применении специально подобранных средств и методических приемов, которые в наибольшей мере содействуют коррекции недостатков и в то же время благоприятно влияют на общее физическое развитие.

В процессе физического воспитания в

классах, где обучаются дети с задержкой психического развития, стараюсь учитывать потенциальные возможности двигательного развития учащихся, опираюсь на современные тенденции в методике обучения детей с диагнозом задержка психического развития. Но очень малое число авторов отмечает, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекци-онно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Последнее актуально, так как дети с неглубокими аномалиями различного характера обучаются в общеобразовательных школах в классах коррекции (их сейчас насчитывается в каждой общеобразовательной школе от 10 до 20% от общего количества обучающихся) [4, с. 212].

Большинство учеников классов инклюзива имеют те или иные недостатки физического развития, такие, как отставание в росте, весе, окружности грудной клетки, нарушениях телосложения. В литературе описаны специфические нарушения у детей с задержкой психического развития. Двигательные нарушения мешают коррекции и компенсации основного дефекта. Из-за недостаточной оснащенности многих школ города инвентарем не проводятся уроки лыжной и конькобежной подготовки, но спортивные игры в какой-то мере могут компенсировать потребность этих детей в двигательной активности, поэтому мною разработано учебно-методическое пособие «Игровые виды спорта», которое я успешно использую и на уроках с детьми с диагнозом задержка психического развития. Клинические наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с задержкой психического развития нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки к жизни [4, с. 215].

Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диа-

лог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества. Для детей с диагнозом задержка психического развития главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала. Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна предлагаемая Е.П.Ильиным система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия: в течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

При постановке задач урока:

1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.

2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.

При пояснении упражнений:

1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса. Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий.

2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.

3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.

2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем по-

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

рождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.

3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.

4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.

5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.

6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.

7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).

Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. к Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при $ наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и разви-2 тие внимания. Следовательно, деятельность о должна быть такой, чтобы побуждать уча-Е^ щихся к проявлению и развитию волевых ка-9 честв [2, с.77].

щ На своих уроках в классах КРО и ЗПР я ^ учитываю диагноз детей, соответственно § планирую урок, распределяя нагрузку на де-& тей, выбирая формы и методы обучения. К р§ таким детям осуществляется свой индивиду-

о

д альный подход, учитывая их умения, навы-§ ки, состояние здоровья и даже настроение. Дети посещают все уроки и выполняют весь

государственный стандарт. Единственное, снижена нагрузка на ряд упражнений, либо время, отведенное на тот или иной вид занятия. Инклюзивное образование становится необходимым для современного образования не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве. Связано это со многими факторами. Прежде всего, это рост числа детей с отклонениями в развитии, это определяет необходимость индивидуального подхода в обучении. И основными принципами являются следующее:

• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• каждый человек способен чувствовать и думать;

• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

• все люди нуждаются друг в друге;

• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кулагина, Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ Е.В. Кулагина. 2000. - 35 с.

2. Кулагина, Е.В. Опыт корекционных и интеграционных школ [Текст]/ Е. В. Кулагина // Социологические исследования 2009, №2. - С. 71-78.

3. Дробинская, А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей [Текст] М. Школьная пресса. 2006.- 64с.

4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. М. : Советский спорт, 2002. - 212 с.

5. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] : учеб. пособие для студ. / И. Ю. Левченко, О. Г. При-ходько. М. : Академия, 2001. - 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.