Научная статья на тему 'Организация дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий'

Организация дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
993
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ДОСКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / VIRTUAL BOARD / VISUALIZATION OF THE LEARNING PROCESS / ONLINE TESTING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горовенко Любовь Алексеевна, Алексанян Георгий Ашотович

Рассматривается способ организации дистанционного обучения посредством применения Интернет-технологии «виртуальная доска». Приводится сравнительный анализ наиболее популярных сервисов для поддержки визуализации дистанционного обучения. Описана модель организации дистанционных занятий с использованием Интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of distance learning with the use of Internet technology

The method of organization of distance learning through the use of Virtual Board Internet technology is considered. A comparative analysis of the most popular services to support visualization of distance learning is presented. The model of distance learning organization by using Internet technologies is described.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий»

УДК 004.588 ББК 32.972.13 Г 70

Горовенко Любовь Алексеевна

Кандидат технических наук, зав. кафедрой общенаучных дисциплин Армавирского механико-технологического института (филиала) Кубанского государственного технологического университета, Армавир, e-mail: lgorovenko@mail.ru Алексанян Георгий Ашотович

Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры общенаучных дисциплин Армавирского механико-технологического института (филиала) Кубанского государственного технологического университета, Армавир, e-mail: arm-jork@yandex.ru

Организация дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматривается способ организации дистанционного обучения посредством применения Интернет-технологии «виртуальная доска». Приводится сравнительный анализ наиболее популярных сервисов для поддержки визуализации дистанционного обучения. Описана модель организации дистанционных занятий с использованием Интернет-технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, виртуальная доска, визуализация процесса обучения, онлайн-тестирование

Gorovenko Lyubov Alekseevna

Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of General Scientific Disciplines, Armavir Institute of Mechanics and Technology, Branch of Kuban State University of Technology, Armavir, e-mail: lgorovenko@mail.ru Aleksanyan Georgiy Ashotovich

Candidate of Pedagogy, Teacherof the Department of General Scientific Disciplines, Armavir Institute of Mechanics and Technology, Branch of Kuban State University of Technology, Armavir, e-mail: arm-jork@mail.ru

Organization of distance learning with the use of Internet technology

Abstract. The method of organization of distance learning through the use of Virtual Board Internet technology is considered. A comparative analysis of the most popular services to support visualization of distance learning is presented. The model of distance learning organization by using Internet technologies is described.

Keywords: distance learning, virtual board, visualization of the learning process, online testing.

Дистанционное обучение - это вид образовательного процесса, при котором обучающий и обучаемый находятся на расстоянии, а процесс обучения происходит при помощи сети Интернет или иных видов связи [1, 2]. Данный вид образования позволяет каждому обучаемому, независимо от места проживания и учебы, получить возможность обучения с теми преподавателями и репетиторами, которые ему подходят.

Дистанционное обучение имеет ряд несомненных преимуществ [2]:

1. Использование в процессе обучения информационных технологий. Так как весь образовательный процесс проходит с использованием компьютера и иных технологий, то это позволяет использовать в процессе обучения новейшие достижения информационных и телекоммуникационных технологий.

2. Индивидуальный подход. Скорость и темп обучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

3. Доступность образования. Независимость от географического и временного положения обучаемого и обучающего дистанционное обучение позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях. Зачастую в небольших населенных пунктах нет возможности для занятий с репетиторами, а также отсутствует доступ к прочим образовательным ресурсам.

4. Высокая эффективность. Во время занятий можно использовать презентации, тесты, видео, чат, показ экрана, возможность многократно пересматривать урок, что затруднительно при очном обучении.

5. Свобода и гибкость. Для занятий нужно только устройство с доступом в Интернет,

при этом занятия могут проходить в желаемое время и в любом удобном месте.

6. Экономия денег. Можно выбрать любого репетитора или образовательное учреждение, исходя из своих материальных возможностей, а не быть ограниченным исключительно территориальными представителями.

Однако дистанционное обучение обладает рядом недостатков [2]:

1. Отсутствие очного общения между обучающимися и обучающим. Следовательно, для такого вида обучения нужна жесткая самодисциплина и мотивация.

2. Необходимость доступа к сети Интернет. Для дистанционного обучения подойдет любое устройство с выходом в Интернет (наиболее эффективными являются устройства с большими экранами), но при отсутствии подключения к сети Интернет - занятие провести не получится.

3. Отсутствие постоянного контроля над обучающимися.

4. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много, следовательно, все материалы придется готовить непосредственно преподавателю.

Несмотря на перечисленные недостатки, дистанционное обучение является очень эффективным образовательным инструментом [3].

Для организации дистанционного обучения нужны:

1. Компьютер или иное устройство с доступом в Интернет.

2. Виртуальная доска.

3. Приложение, обеспечивающее удаленную связь с обучаемым.

Виртуальная доска - Интернет площадка для реализации учебного процесса, представляющая собой Интернет-сайт с инструментами для образовательного процесса. Рассмотрим самые популярные виртуальные доски и их возможности.

RealtimeBoard - это бесконечная виртуальная доска, на которой можно размещать картинки, видео, документы, а также делать заметки - рисовать, писать, «клеить» стикеры, сохраняя результаты в реальном времени (рис. 1). Кроме того, имеется возможность организации совместной работы с коллегами. Обучение становится наглядным, позволяя работать у доски из любой точки мира. Сервис интегрирован с Google-документами, это значит, что готовые доски останутся в аккаунте Google. В бесплатной версии есть возможность работы с тремя досками, платная версия предоставляет доступ к неограниченному числу досок. Стоимость платной подписки 10 долларов в месяц.

Для доступа к работе с доской необходимо зарегистрироваться в системе, при этом все материалы и надписи остаются на досках до тех пор, пока не будут удалены пользователем.

Георгий Алскслмнч *, [J* fc^ Q

И

т о о

/ &

<3

я

Рис. 1. Виртуальная доска ЯеаШшеВоаМ

ГОгоо - это виртуальная доска, предназначенная как для индивидуальной работы, так и для онлайн-работы с группой. Панель редактирования содержит набор инструментов для рисования (Рисование от руки, Линия, Полилиния, Линия Безье, Эллипс, Прямоугольник,

Текст, Формы), есть возможность загружать изображения из своего ПК, имеется встроенный редактор формул (рис. 2).

ФГОГОО * fc ✓ / Р О <£ Ц ГРЧУМЙЛЛСКММ* R1

H ЕЭ а и о к

1 Sharing S rix! Ifie bcütd link to 1гм1» raltirrv

| ruimifi'idiM t«n1xu»<l SShurtlUjA» |

Pernwsilam tar p»ning nun: | Canedrt [ - Георгий Ллвилмнн \ # £ Gnnrda

Рис. 2. Виртуальная доска IDroo

Одновременно можно работать на нескольких виртуальных досках с разными пользователями. Можно сохранять результаты работы в файл и снова открывать для продолжения работы. В бесплатной версии программы есть возможность работы с пятью досками, и имеется ограничение по суммарной загрузке файлов до 50 мб, а также нет возможности добавлять файлы. В стандартный тариф за 9 евро в месяц появляется возможность работы с 50 досками, при этом размер хранилища увеличивается до 1 гб; в премиум версии количество досок неограниченно, а размер хранилища 50 гб, стоимость премиум подписки 25 евро в месяц. Так же, как и в RealtimeBoard, для доступа к сервису необходима регистрация, и вся информация на всех досках сохраняется до удаления в пределах, предоставленных тарифом хранилища.

Браузерная доска Twiddla сделана очень качественно и пригодится даже в школе, поскольку по набору инструментов не уступает образовательным аналогам. Регистрация не нужна: ссылка на рабочее пространство генерируется сайтом, и нужно просто поделиться ею с учениками (рис. 3). Из явных преимуществ Twiddla - совместный просмотр документов разных типов и веб-сайтов, а также их обсуждение с пометками, текстовыми и аудио-комментариями. Для начала работы с бесплатной версией нет необходимости регистрироваться. Тарифный план с расширенными функциями доступен на 30 дней пробно. Для приглашения участников совместной работы с сервисом необходимо, нажав "Invite", послать по электронной почте приглашения. Можно разместить ссылку на страничках сайта, блога. Созданный в сервисе документ можно сохранять в виде графического файла.

jS^SM/f 1WIPDI*-7 D Иитнрлкгткл* д Là 03 Щ 1 £ ЭЬалш Прскмщрктъ Бы t / >рдгь Риса«л1Н £ m L III tin г • Формы © âJ *

Сети». Lj j Удавить не нередкий ÏUHH p.iii к-шкагь

11

'-À 1 iCKWfc T И.10&ражсн«я Документы Математические формулы «

Рис. 3. Виртуальная доска Twiddla

Для проверки знаний можно использовать онлайн сервисы для тестирования.

Онлайн-тестирование - это быстрый и удобный способ проверки знаний у обучаемых с целью оперативного выявления качества усвоения пройденного материала и того, на какие разделы стоит обратить внимание при организации последующего обучения.

Представим распространенные сервисы создания онлайн-тестов.

Google-формы позволяют создавать онлайн-опросы и тесты, а также отправлять их другим пользователям (рис. 4). Для создания теста необходимо написать вопрос, выбрать тип ответа (выбор из нескольких вариантов, написание собственного), предложить варианты ответов, скопировать ссылку обучаемому и ждать результаты в таблицах Google или прямо в форме. Готовый тест можно отправить электронной почтой либо внедрить на свой сайт с помощью специального кода. Для более эффективной работы можно добавить бесплатный плагин Flubaroo, который автоматически проверяет ответы респондентов и ставит оценки по заданным критериям.

Новая форма

Рис. 4. Google-формы

Мастер-Тест - онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов / вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования (рис. 5). Есть возможность добавлять в тесты изображения, музыку и видео, а также указывать источники информации для работы с темами, на вопросы к которым слушатель ответил хуже всего. При желании готовый тест можно встроить у себя на сайте или пригласить участников вебинара пройти тестирование на сервисе, разместив в общем чате ссылку.

На сервисе можно создавать как онлайн-тесты, так и скачать и проходить тест без подключения к Интернету.

Рис. 5. Мастер-Тест

Портал «Твой тест» - это автоматизированная система опНпе-тестирования знаний (рис. 6).

Создай свой тест

ашрйшт !М

>IUUCfKUtCT.

V, WYi^iUtlliprOll-ll Л1

Bhc,'J|m.'hiii; 1С "mm ключ" fü

" 1С:Прслп|ЛИТ11Г У.

JUdilproli-it л

йш

ln.IL,,

Jt

Добро пожаловать на сайт создания и проведения online тестирования/

Зожствуйте, А/ялсиням Георгий Аиктиич

[ Кг> ««пни рМупчяго«

I"

rpttmj нош |Ч» К" '...

I TNjriW

nsmnn

Рис. 6. Твой тест

Система «Твой тест» позволяет:

- Создавать произвольное количество тестов с произвольным количеством вопросов;

- Создавать пользователей (тестируемых);

- Назначать пользователям произвольные тесты из ранее созданных;

- Повторно назначать уже пройденные тесты и сравнивать результаты;

- Задавать свой алгоритм анализа результатов тестирования знаний;

- Просматривать результаты тестирования по каждому пользователю.

Созданные тесты находятся на сайте, поэтому можно самостоятельно создать группу и добавить в нее всех тестируемых либо отправить им код и ссылку, по которой они найдут нужный материал.

Рассмотрим организацию занятия с использованием Интернет-сервисов.

Выделим алгоритм проведения дистанционных занятий [3]:

- Анализ текущих результатов обучения;

- Постановка целей занятий, определение плана обучения;

- Обязательная проверка результатов обучения.

Перед началом занятий необходимо провести входной тест для анализа текущих знаний обучаемого. Тесты можно создать в сервисе Google-формы (процедура создания теста описана выше). На основе результатов тестирования составляется план обучения.

Далее для обучаемого создается персонализированная виртуальная доска. Все перечисленные выше сервисы работают по схожему принципу. В нашем примере будем рассматривать реализацию занятия с использованием сервиса RealtimeBoard. После регистрации на сайте появляется возможность добавления интерактивных досок (рис. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Search ** ^

Personal Owned by anyone - Alphabetical^ -

+ Burred

I New board Owner

All bojrdv

Рис. 7. Создание интерактивной доски

Создав доску, сервис автоматически сгенерирует адрес, который можно отдать обучаемому. После перехода на доску и регистрации в ней обучаемый получает весь инструментарий сервиса и возможность групповой работы с обучающим. Для связи можно воспользоваться средствами сервиса или приложением Skype. После подключения к доске участников процесса обучения начинается непосредственно занятие. Доска позволяет создавать и вставлять

из других источников интерактивные обучающие материалы и ресурсы, а также взаимодействовать с доской всем участникам занятия. Для работы с доской можно установить соответствующее приложение на свой компьютер или же использовать браузерную версию доски. Наиболее эффективное взаимодействие с доской можно организовать с помощью графического планшета. Таким образом, само занятие практически ничем не отличается от традиционного, так как обучаемый видит все то, что пишется на доске, видит лицо преподавателя (если подключена камера), но при этом помимо обычных надписей обучающий может использовать множество дополнительных материалов, предоставляемых как виртуальной доской, так и подготовленных заранее. На рисунке 8 приведен пример проведения дистанционного занятия с использованием виртуальной доски и добавлением интерактивного апплета.

Q Георгий Алексзнян ^ ic-n I W Q

k

я т

D □

/

&

[=1 О

JV?14 — 211. О правильной пирамиде PABCD на рёбрах AD и PD шиты точки M и причём, AM 1 В M = I j », DK : PK = 4:3.

I (а) Докажите, что прямая BP параллельна плоскости M CK.

|(6) Найдите площадь сечения пирамиды плоскостью MC К, если известно, что все рёбра пирамиды равны 4.

Решение :

a Kftticriifio гнцк.нгчку. чтобы Открыть шаги petu

->

1)1Ь

™ {,.) а МАГ

- AN = 1 ,ЛЕ

'f i -

мс ^аС' + влг-з з

АР i = 4

(Lhr l<4>[K>J>l«> M 1!фнГ!>рГ1 1Г1 II^MMOVIO, lliWIHI AMBC).

'1 ) В H.I-M KIK гм APD |фОйЩ)Вм fL"Fj|.4P. К F П AD - F. ivn .ui HO nopHE, iip>iH>|>iLhi>ii'i.ii.ni4\ ч | ik.'>

I Обноэить]

^16 + 9 5 3 "3

• I i« ¿ADP

AF PK

3

DF DK

3) В ДANE : ¿NAE = 1Я1' - «1° = 121.'

I и > тюрпые киенлуюи).

4)ВДА IEN ■. ME щ = lTNÉ =

_ ИЯ' + МЕ'-КЕ' ~ 2MN ME

5) AMEN н A СЕК имеют общкп ¿E

Зыскк = S[ £k - Sm y= ' ' Sue,

AF - - .-ID - :

IinZKEF : 7— = ——

NE Kl: "

ic«iiun). NE S + AN' - 2AE AN ■ ™.И|Г _ yj j + 1 + ^ = ™

Л7

bZÊAÎA' =a. Пот

г NE1 = MX1 + ME1 - 2W.V ■ ME ■<■<

(, 25 37> Iii I Г Г 3i/" „ I ,,

- (1+ 9 - 9 J : 3 * "Ю- ™nn = V 100 = Kl"" " u£v = 2

Sucs _ ME SE _ [■

Svi Such = S\tn

CE KE -1 ■ LCi

SivTÎ

= TT => -S"! h' = ~Z SuEX'

З-Зу/ГГ _ yTI

Рис. 8. Проведение занятия на виртуальной доске

В конце прохождения каждой темы необходимо проводить контрольные срезы с помощью одного их перечисленных выше методов опНпе-тестирования, чтобы выяснить, насколько эффективно проходит обучение.

В заключение стоит отметить, что, несмотря на все очевидные преимущества дистанционного обучения, заменить полноценный образовательный процесс на данном этапе оно полностью не сможет, а лишь является дополнением и расширением очного образования.

Примечания:

1. Шопин А.В., Бучацкий П.Ю. Электронная информационно-образовательная среда Адыгейского государственного университета // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Естественно-математические и технические науки. 2015. Вып. 1 (154). С. 147-150. URL: http://vestnik.adygnet.ru

2. Алексанян Г.А., Сидорова Е.Д. Дистанционное обучение как фактор расширения информационно-образовательной среды // Конференциум АСОУ: сб. науч. трудов и материалов науч.-практ. конф. 2017. № 1. С. 258-262.

3. Газизова Э.Ю., Иващенко Е.В., Горовенко Л.А. Анализ средств технической поддержки процесса обучения математике в школе // Прикладные вопросы точных наук: материалы Первой междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, преподавателей. Армавир: Типография имени Г. Скори-ны, 2017. С. 278-282.

References:

1. Shopin A.V., Buchatsky P.Yu. Electronic information and education environment of the Adyghe State University // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Natural-Mathematical and Technical Sciences. 2015. Iss. 1 (154). P. 147-150. URL: http://vestnik.adygnet.ru

2. Aleksanyan G.A., Sidorova E.D. Distance learning as a factor of expansion of information and educational environment // ASOU conference: collection of scientific works and materials of scient. and pract. conf. 2017. No. 1. P. 258-262.

3. Gazizova E.Yu., Ivashchenko E.V., Gorovenko L.A. Analysis of supporttools for the process of learning mathematics at school // Questions of applied physical sciences: materials of the First international scient. and pract. conf. of students, post-graduates and teachers. Armavir: Printing House of G. Skorina, 2017. P. 278282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.