УДК 378
ОЧЕРКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ
Андреев А.А. д.п.н., профессор, Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, Москва. Россия. E-mail: andreev_a_a@mail.ru
Аннотация. В работе рассматриваются исторические аспекты, классификация, организационные схемы дистанционного обучения. Подробно анализируются технологические особенности дистанционного обучения через Интернет. Особое внимание уделяется открытым образовательным ресурсам и МООС (массовым открытым дистанционным курсам).
Ключевые слова. дистанционное обучение, технологические особенности ДО, открытые образовательные ресурсы, массовые открытые дистанционные курсы.
ESSAYS ON DISTANCE EDUCATION IN RUSSIA
Andreev A.A., D.of Arts., prof., Interbranch Institute of improvement of qualification and professional retraining, Moscow, Russia, E-mail: andreev_a_a@mail.ru
Abstract. Are discribed historical aspects, classification, organization of distance learning. Are analyzed technological peculiarities of distance learning via the Internet. Special attention is open educational resources and Moos (mass open distance courses).
Keywords. distance learning, technological peculiarities of DL, open educational resources, massive open distance learning courses
Сущность понятия «дистанционное обучение»
В настоящее время существует более десятка определений дистанционного обучения (ДО). От упрощенного, например, «ДО-обучение на расстоянии с использованием ИКТ», до определения, предложенного автором и учитывающего существенные особенности процесса ДО: «Дистанционное обучение в общем случае - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и между собой. Он некритичен в пространстве, времени и к конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся».
Различные научные школы и конкретные ученые защищают свои точки зрения на определение этой категории электронной педагогики.
Справедливости ради стоит заметить, что чем больше количество определений ДО, тем ближе мы приближаемся к истинному пониманию этого явления.
В последнее время большое распространение в официальных публикациях, печати, среди научно-педагогической общественности и административных работников получил термин e-Learning в латинской транскрипции, что, вообще говоря, странно, т.к. ему есть соответствующий русский эквивалент - «электронное обучение». Стоит обратить внимание на то, что это понятие более широкое, чем ДО, и частично его включающее.
Согласно Национальному стандарту ГОСТ Р 52653-2006 «ИКТ в образовании. Термины и определения» 01.07.2008 электронное обучение (e-Learning) определяется как обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Более корректно формулируется понятие в странах ЕС.
Дата и причины зарождения ДО
ДО в мировой образовательной практике имеет давнюю историю. Дистанционное обучение берет начало по крайней мере в 1728 г., когда в газете Boston была размещена реклама об обучении по почте, т.е. обучению по переписке исполнилось почти 300 лет.
Датой основания ДО в России можно считать 1995 г., когда была утверждена Концепции ДО РФ, хотя существуют и другие точки зрения по этому поводу. Например, дату начала эксперимента по ДО (в 1997 г. Приказ №1050 Минобразования) или дату первого экспериментального дистанционного обучения российских студентов в США.
Можно выделить несколько причин зарождения ДО в России: формирование контингента потенциальных потребителей ДО, обширная территория, успехи информатизации образования, стремление не отстать от зарубежного образования и др.
Традиционный контингент потребителей образовательных дистанционных услуг в период становления ДО включает в себя:
1. Лиц, проживающих в малоосвоенных регионах страны и за рубежом;
2. Лиц, совмещающих учебу с работой (спортсмены, вахтовики, моряки и т.п.);
3. Лиц, имеющие медицинские ограничения (инвалиды; раненые и т.д.)
4. Военнослужащих и участников пенитенциарной системы.
В последние годы список пополнился студентами, школьниками и, что говорит о «бебибуме» в России, мамами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком.
Второй причиной развития ДО является обширная территория России, а третьей -успехи информатизации, поскольку средства информационных и коммуникационных технологий являются материальной базой реального ДО. Можно, конечно, отметить экономию времени и средств от внедрения ДО и др.
Подход к классификации
Если количество образовательных организаций, реализующих ДО в России в 1992 г. составляло 6-8, то в настоящее время трудно найти образовательную организацию, где не использовалось бы ДО в той или иной степени.
Появляются организации, которые концентрируют сведения об образовательных организациях и предоставляют их потенциальным потребителям образовательных услуг, например, bakalovr-magister.ru, см. Рис.1.
Рис.1
Предварительную классификацию ДО можно привести по следующим параметрам:
1. Организационно-правовые
Государственные, Негосударственные, Муниципальные, Корпоративные.
2. Продвижение образовательных услуг
Внутренний рынок, Экспорт, Импорт.
3. Уровни реализации образовательных программ
■ Уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее , основное общее, среднее общее образование);
■ Уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации);
■ Дополнительное образование: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
4. Направления подготовки
■ Гуманитарное, Социально-экономическое, Медицинское
■ Техническое (инженерное), Сельскохозяйственное
■ Отдельную область образует неформальное образование, где ДО является ведущей моделью.
Следует отметить, что если на первом этапе ДО проводилось в основном по гуманитарным направлениям, то сейчас ДО широко используется для подготовки инженеров, медиков и работников сельского хозяйства. Это обусловлено тем, что совершенствование средств ИКТ позволило проводить дистанционные лабораторные работы.
Удаленные дистанционные практикумы успешно реализуются двумя путями: 1) обеспечение удаленного доступа обучающегося через Интернет к реальной лабораторной установке; 2. имитацией (моделирование) процесса выполнения практикума на компьютерной модели непосредственно на рабочем месте студента (виртуальные лаборатории).
Примеры дистанционных лабораторных практикумов, разработанных по этим принципам можно найти на сайтах МГТУ им Н.Э. Баумана (lud.bmstu.ru) Рис 2
_ И
Щ г
I и
Рис 2
Отдельную область образует неформальное образование, где ДО является ведущей моделью.
Организационные схемы (модели) ДО
Исследование проблем ДО позволяет выделить следующие типы организационных схем в России. Их часто не совсем правильно называют дистанционными
образовательными технологиями, которые применяются в образовательных организациях с той или иной степенью частоты во всех периодах развития ДО, это: корреспондентская, кейс, телевизионная, вахтовая, интернет, мобильные, телеприсутствия.
Поясним кратко существо перечисленных вариантов.
Корреспондентская технология характерна тем, что доставка учебных материалов и взаимодействие преподавателя и студента проводится с использованием традиционной почты. Технологий имеет 200-летнюю историю, и существует поныне (например, Европейская школа корреспондентского обучения в г.Белгороде).
При кейс-технологии обучающийся на расстоянии получает комплект учебных материалов: бумажные пособия, аудио и видеокассеты, всевозможные инструкции по организации самостоятельной работы и т.д.. Для доставки используются различные транспортные средства.
Телевизионная технология характеризуется тем, что весь спектр образовательной деятельности, который реализуется в центральной образовательной организации «клонируется» в многочисленные филиалы через спутниковые каналы связи. В России эту технологию монопольно использует Современная гуманитарная академия (www.muh.ru).
При вахтовой технологии бригада преподавателей с необходимым учебным обеспечением выезжает к группе студентов, концентрирующихся в одной географической точке. Технология телеприсутствия представлена ситуацией, когда дистанционный обучающийся как бы «присутствует» в очном учебном процессе посредством дистанционно-управляемого обучаемым мобильного технического устройства, которое снабжено видеокамерой и аудиоаппаратурой (rbot.ru) (Рис.3).
I Рис.3
Не трудно обратить внимание на то, что заочное обучение является антиподом вахтовой системы и вполне может быть объявлено вариантом ДО.
Особенности ДО через Интернет
Участие и изучение материалов конференций, посвященных электронному обучению, анализ доступной информации образовательных организаций ДО и литературы позволил выделить характерные черты российского интернет-обучения в числе которых выделяются применение 1. Виртуальной реальности; 2. Сервисов Интернета веб 2.0; 3. Открытых образовательных ресурсов; 4. Видеосервисов. 5.Игровых технологий.
Раскроем кратко содержание этих особенностей.
Виртуальная реальность
Понятие "виртуальная реальность" (ВР) обычно применяется к созданным компьютером "мирам", которые ощущаются и выглядят так, как будто существуют в действительности. Из публикаций по электронному обучению следует, применение ВР определяет «продвинутость» образовательной организации в eLeaming, хотя дидактические свойства и эффективность в полной мере еще не исследованы.
В России программную среду виртуального обучения, разработали в Проблемной лаборатории под руководством М.Н. Морозова (vacademia.com) (Рис.4).
Рис.4
Сервисы Интернета веб 2.0 в учебном процессе
Web 2.0 (Веб 2.0.) - сетевые сервисы (программные среды, движки, оболочки), которые используются для организации совместной простой и комфортной сетевой деятельности.
Основные сервисы Веб 2.0 в российском образовании
1.Блог (Blog) сервис (синонимы: программная среда, оболочка, движок) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению зарегистрированным пользователям и комментариям
2.Вики (WikiWiki) сервис для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению и редактированию зарегистрированным пользователям.
3. Делишес (Delicios) - сервис для хранения закладок на веб-страницы (с описаниями и возможностью поиска)
4. Ютьюб (YouTube) сервис для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи.
5. Фликр (Flicr) сервис для хранения, просмотра и обсуждения фото
6. Твиттер (Twitter) микроблог
7. Социальные сети (мой мир, вконтакте)
Согласно определению к сервисам веб2.0 можно, пожалуй, отнести и конструкторы сайтов, которые позволяют непрограммирующему пользователю, которыми являются большинство преподавателей, построить вебсайт для индивидуального использования, приложив минимум усилий. Для преподавателей такими конструкторами, которые оказываются полезными в учебном процессе даже при наличии программной сред в образовательной организации для интернет-обучения LMS. Можно назвать ряд ucoz.ru, googlesite.com, taba.ru и др..
Видно, что бесплатные сервисы веб2.0 могут являться серьезным дополнением LMS, расширяющими (или полностью заменяющими) их дидактические возможности.
Использование видеосервисов
Видеосервисы в общем случае представляют собой телекоммуникационную систему, обеспечивающую возможность интерактивного обмена текстовой и аудио/видео информацией между двумя и более распределенными в пространстве пользователями, подключенными к Интернету. На рынке российского образования предложений видеосервисов достаточно много, это: www.comdi.com,www.webinar.ru,www.websoft.ru, www.imind.com и др. Например, применение вебинаров стало таким же обычным, как и чтение очных лекций. На рис. 5 показан интерфейс вебинара, где преподаватель, комментируя свою презентацию голосом, одновременно может видеть и слышать студентов, а также общаться с ними по чату.
а Рис.5
На рис 6. показана трансляция выступления лектора на аудиторию, тогда как в вебинаре студенты находятся в разных местах.
Рис 6.
Широкое распространение для консультаций и контактов студент-преподаватель и студент-студент находит видеосервис skype.com. Кроме того, это приложение можно использовать для трансляции лекций, как это показано на Рис.6.
Таким образом, использование видеосервисов в учебном процессе позволили приблизить педагогическое общение к привычному очному, В настоящее время, например, вебинары становятся такой же привычной организационной формой проведения занятий, как и, например, очные лекции и семинары. Практика их проведения показывает, что дистанционные занятия в этом случае могут быть эффективнее, чем очные.
Мобильное обучение (mobile learning)
В соответствии с Национальным стандартом ГОСТ Р 52653-2006 «ИКТ в образовании. Термины и определения» 01.07.2008 это электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося
Пока в России мобильное обучение не находит широкого применения. Это подтверждают и данные исследования Агентства по данным агентства Ambient Insight http://www.ambientinsight.com.
Рис.7
Игровые технологии
Игрофикация (геймификация) означает применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг. Она получает все большее распространение в учебном процессе и требует серьезного исследования дидактической эффективности этого направления. Основные принципы геймификации могут успешно использоваться в учебном процессе. Например,
динамика — использование сценариев, требующих внимание пользователя и реакцию в реальном времени;
механика — использование сценарных элементов, характерных для геймплея, таких как виртуальные награды, статусы, очки, виртуальные товары;
эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлечённости;
социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр. Открытые образовательные ресурсы (ООР)
ООР - это открытый доступ к использованию и разработке как собственно образовательных ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения. Это, своего рода, новое прочтение коммунистического принципа «все во имя человека, все для
блага человека», и примером его успешной реализации может служить свободная энциклопедия wikipedia.org.
Направление ООР активно поддерживается ЮНЕСКО. Родоначальником ООР считается Массачусетский технологический институт (МТИ), который в 1999г. сообщил, что собирается бесплатно предлагать свои курсы всем желающим через сеть Интернета (http://ocw.mit.edu).
Интересно, что движение ООР в России началось практически одновременно с МТИ. Для бесплатного использования были выложены образовательные ресурсы в национальном открытом институте «Интуит» www.intuit.ru (ректор А.Шкред). (Рис.8)
Рис 8.
В целом, российские Открытые Образовательные Ресурсы представлены в сети Интернет несколькими порталами, (см., например, [19] ), среди них:
-Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно"http://window.edu.ru);
-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru) и др.
Лекции ведущих российских преподавателей можно, например, посмотреть на сайте www.lektorium.tv и сравнить, к примеру, с методическим и содержательным уровнем лекторов университета Беркли.
Знаковым в сфере ООР является создание в России Открытого виртуального университета diductio.ru, где каждый может учиться и делиться знаниями (рис.9).
Основные принципы функционирования университета отражают высокие нравственные устои его создателей и участников:
• Материалы проекта и система рубрикации формируется сообществом.
• Авторы проекта не цензурируют материалы, это делает само сообщество, мы лишь создаём информационную среду.
• На проект могут быть загружены любые материалы обучающего характера, соответствующие тематике сайта и не нарушающие текущее законодательство России.
• Университет не занимаемся аттестацией, разработкой учебных планов и методик, а предоставляет среду, которую они могут использовать для своих целей и общего блага.
«» с _ сАскхЬоги
1
амисно
[)М|х:Но — открытый университет ог*»>.(
А м® проест длвдепемо е. (1де«т оиес»«'
17 !С«Ч ич»«*. МММ < И» «<«»•»» ,/ « •шц»,» да ри
1 Эв"7и<*сг-м«»се .«-.ю £»••>_»■«• | Гсидоа* ¿гди'ос«« -200'»сяччакм»
^^ <>«М)1И1|ПЯ. 90 ГО»«»««). 1*4 •«•[(<« СЛшвмИИИЯ»! Пэ»««о«.
Лекции
Рис.9
Дальнейшим развитием рассматриваемого направления является создание электронных университетов, объединяющих ресурсы нескольких образовательных организаций. Примером может служить uniweb.ru и universarium.org
МООС
Решение задачи бесплатного и массового доступа к качественным учебным курсам, независимо места проживания и статуса обучающегося привело к появлению массовых открытых дистанционных курсов МООС, которые реализуется в среде Интернет. Широкое распространение и признание МООС в мире показало, что методика
преподавания требует изучения на предмет внедрения его элементов в очный и дистанционный учебный процесс в российских вузах
Сам термин «массовый открытый дистанционный курс» (Massive Open Online Course - MOOC) предложили два исследователя Брайан Александр и Дэйв Кормье в результате работы над курсом «Сonnectivism & Connective knowledge», который в 2008 году проводили Джордж Сименс и Стивен Доунс. Общее название курсов этого типа образуется из четырех отдельных терминов:
- massive (массовый): для проведения этого курса, как правило, требуется большое количество участников;
- open (открытый): курс является бесплатным и любой человек в любой момент может присоединиться к нему. Как правило, в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные сервисы web 2.0;
- online (дистанционный, тип онлайн) означает, что материалы курса и результаты совместной работы находятся в сети Интернет в открытом для участников доступе;
- course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться.
МООС чаще всего делятся на два типа xMOOC и cMOOC
хMOOC - открытые курсы больших международных университетов. (цель задает автор курса). Они основаны на институциональной модели учебного процесса, курс разрабатывается преподавателями, представляется четкий график учебного процесса, в курсе содержатся конкретные задания, предусмотрена аттестация участников.
Записаться на эти курсы может любой человек независимо от места нахождения, навыков работы в сети, социального статуса и возраста. О развитии этого проекта в странах Евросоюза можно посмотреть, например, [20].
Такие курсы предлагают проекты «Coursera» (https://www.coursera.org), «Udacity» (http://www.udacity.com), «EDx» (https://www.edx.org).
Типовой курс сМООС основанный на теории коннективизма состоит из недельных учебных модулей. Ведет курс группа преподавателей. На неделе проводится установочный вебинар и выступает приглашенный эксперт. В еженедельной рассылке ведущего преподавателя дается список источников и задания. Цели и степень участия слушатель выбирает сам и создает для себя персональную учебную среду.
Анализ проектов, которые часто называют электронными университетами, типа Coursera, Udasity, EdX, Khan Academy позволил сделать обобщения, которые будут изложены в форме заметок и могут быть учтены преподавателями.
Рассмотрим подробнее педагогическую специфику хМООС как наиболее распространенную. Потенциальный студент выбирает в Интернете и записывается на интересующий его курс. Деятельность студента включает в себя работу на лекциях, выполнение заданий, тестирование, работу в форумах по обсуждению заданий и проблем. Студент может пройти итоговую аттестацию для получения сертификата.
1.Теоретический материал в курсах представляется лекциями, которые разбиваются на части длительностью их 2-10 мин. Причем каждая часть лекции завершается тестом, викториной или контрольным и вопросами на понимание. Лекции чаще всего представляются в записи. Вебинары, представляющие собой дистанционные интерактивные лекции, которые распространены в России, не используются.
Практикуется подача теоретического материала и формул с помощью графического планшета «хановским» методом, когда преподаватель доносит учебную информацию голосом, одновременно делая пояснительные графики, схемы и рисунки. Это можно трактовать, как возврат на новом электронном уровне к меловому периоду обучения с помощью доски и мела и голоса преподавателя. В этом случае проявляет себя философский принцип развития по спирали.
Дополнительный теоретический материал к лекциям дается в ссылках на интернет-источники. Мультимедийное представление учебных материалов, по крайней мере, автору не встречалось.
2. Практикумы представлены в виде практические заданий и дистанционных виртуальных лабораторий.
3. Основные усилия авторов и разработчиков курсов направлены на автоматизацию проверки результатов выполнения различного типа заданий. Например, помимо заданий с вариантами ответов, и вопросов с краткими свободными ответами, как на видеолекциях, проверяются задания по математике, с алгебраическими выражениями, а также с выводом формул и доказательствами. Кроме того, проверяется правильность моделей, будь то финансовые модели из курса по бизнесу , а также также проверяются довольно сложные задания по программированию.
4. Для контроля деятельности студентов используется самостоятельное и перекрестное (взаимное) оценивание студентами работ друг друга. Только итоговое контрольное мероприятие принимает очно преподаватель в случае, когда необходимо
выдать сертификат. Итоговая аттестация проводтся очно в специально организованных местах.
5. Для гуманитарных дисциплин организуются онлайн дискуссии в форумах с установлением рейтинга активности, как один из вариантов заданий по курсам гуманитарного направления.
Например, такой инструмент как форум получил широкое распространение, например, в Udacity и стимулирует активную позицию студента, участие в студенческом, академическом сообществе, в частности, через рейтинг активности, называемый кармой (karma). Приветствуется публикация вопросов и помощь-консультация на форумах. Форум рассматривается как:
• место, где люди могут задавать вопросы и помогать друг другу;
• место, где люди могут выразить свои чувства по отношению к курсу и получить поддержку и поощрение;
• место, где может быть дополнительная информация, касающаяся курса;
• место, где студенты могут связаться с другими студентами для формирования учебных групп, организации реальных встреч для общения и совместного обучения.
В случае отсутствия помощи от студентов обещается помощь менеджеров курса.
Студенты сотрудничают различными способами. Во-первых, существует форум вопросов и ответов, где одни студенты могут задать вопрос, а другие на них ответят.Правила сотрудничества подробно расписаны на сайтах. Например, Udacity призывает студентов создавать сообщества для общения как онлайн, так и лично, чтобы помогать друг другу учиться. Ключевым является использование сотрудничества как способ повышения качества обучения, а не как способ поделиться ответами, не понимая их.
Поощряется совместный просмотр лекций, а также обсуждение и совместная работа над ответом на лекции в викторинах. Для выполнения заданий можно обсудить вопросы с другими студентами в онлайн-форумах и лицом к лицу в исследовательских группах.
Важно отметить, что в процессе обучения по МООС во всех зарубежных проектах проводится большая научно-исследовательская работа по анализу учебного процесса. Это позволяет оценивать качество и эффективность тех или иных новаций.
Российские протоMOOC «Интуит» (А.В. Шкред) и Businesslearning (Альянс-Медиа и МИМ ЛИНК), характеризуются доступом в теоретическим материалам в текстово-графической форме, тестам и отсутствием общения между студентами. Консультации с преподавателем минимизированы. Таким образом:
1. Лекции, имеющие 500 летнию историю не ушли со сцены, а в модифицированном виде стали основой представления теретической части курса МООС. Структурной особенностью их является офлайн, дискретизация и контроль
2. Промежуточный контроль четко спланирован во времени, и требуется его четкое выполнение. Процесс проверки заданий автоматизирован, кроме того возлагается на само или взаимооценку студентов.
3. Большое внимание уделяется общению и взаимопомощи студентов посредством форумов и социальных сетей.
Общие выводы
1. Дистанционное обучение (ДО) является наиболее адекватным процессом реализации принципа непрерывного образования.
2. Среди известных образовательных технологий перспективной является интернет-технологии
3. Тенденции развития российского электронного обучения совпадают с мировыми: виртуальная реальность, открытые образовательные ресурсы, мобильное обучение, сервисы веб2.0, игровые технологии.
4. Настоятельно требуется создание истории российского ДО, а также пропаганда ДО среди широких слоев населения. В противном случае у широкой общественности формируется неправильное представление о ДО, как, например, это показано в клипе http://www.youtube.com/watch?v=SOvaRzQSJYY
Список литературы
1. Андреев А. А. Обучение через Интернет: состояние и проблемы// Высшее образование в России, №12, 2009/ [Электронный ресурс]. URL: www.vovr.ru/arhiv2009.html [06.03.13]
2. Андреев А.А. Электронная педагогика. Вебинар. [Электронный ресурс]. videodo.rusoil.net/p83928350/ [06.03.13]
3. Андреев А.А. Преподаватель в современной информационно-образовательной среде. [Электронный ресурс]. Вебинар. videodo.rusoil.net/p95099467/ [06.03.13]
4. Андреев А.А. Введение в интернет-образование. -М.: ЛОГОС, 2003
5. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. 2002 [Электронный ресурс]. URL: window.edu.ru [06.03.13]
6. Лебедева М.Б., Агапонов С.В., Горюнова М.А. и др. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. - СПб:БХВ-Петербург, 2010.-336 с.
7. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - М.: Агенство «Издательский сервис», 2010.-328с.
8. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. [Электронный ресурс]. URL: iatp.projectharmony.ru/publications/Internet-2004.pdf [06.03.13]
9. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель высшего учебного заведения: технология и организация деятельности. /Под редакцией С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2010. -389 с.
10. «Введение в дистанционное обучение» Видеоролик НТВ 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: narod.ru/disk/.../Rolik_DO_NTV.flv.html [06.03.13]
11. Калмыков А.А., Орчаков О.А., Попов В.В Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. Учебное пособие / МГТУ МИРЭА - М., 2005. - 196 с. . [Электронный ресурс]. URL: dl.dropbox.com/u/32782322/trud/do.pdf [06.03.13]
12. Калмыков А.А. Презентация знания (методы визуализации). [Электронный ресурс]. URL: dl.dropbox.com/u/32782322/trud/prezepi.pdf [06.03.13]
13. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные дистанционные курсы: история, типология, перспективы. // Высшее образование в России №3, 2013.
14. Норвинг Учебная аудитория на 100 000 студентов [Электронный ресурс]. URL: www.ted.com/talks/peter_norvig_the_100_000_student_classroom.html
15. Дафна Коллер. Чему нас учит онлайн-образование [Электронный ресурс]. URL:
16. www.ted.com/talks/daphne_koller_what_we_re_learning_from_online_education.html
17. Тимкин С.Л. Блог. Материалы по МООС [Электронный ресурс]. URL: http://timkin-blog.blogspot.ru
18. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Дискретная лекция - шаг в будущее // XV международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» : сб. трудов участников конференции. - М. : «БИТ про», 2005. - Ч. 4. - 0,1 п.л. - С. 41 - 42.
19. Кухаренко В.Н. Массовый открытый дистанционный курс [Электронный ресурс]. URL:www.e-learning.by/Article/Massovyj -otkrytyj -distancionnyj -urs/ELearning.html
20. Колосов Д.Э. Хранилища и каталоги государственных электронных образовательных ресурсов // Управление образованием: теория и практика. 2011. № 1 (1). С. 166-177. [Электронный ресурс URL: www.iuorao.ru ].
21. Колосов Д.Э. Проект Евросоюза в области информатизации образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4 (12). С. 127-132. [Электронный ресурс URL: www.iuorao.ru ].