Научная статья на тему 'Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте с разливом нефтепродуктов'

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте с разливом нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1363
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте с разливом нефтепродуктов»

ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ С РАЗЛИВОМ

НЕФТЕПРОДУКТОВ

В.Е. Валуйский, старший преподаватель А.И. Бобров, заместитель начальника кафедры, к.т.н., доцент

С.А. Чепрасов, начальник кабинета Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

При ликвидации последствий схода и столкновений подвижного состава, содержащего опасные грузы различных классов, необходимо руководствоваться нормативными документами о порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, а также местными инструкциями железных дорог и отделений дорог.

Мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами нужно проводить исходя из создавшейся обстановки с учетом свойств грузов, взрыво- и пожарной опасности, опасности для людей и животных, а также с соблюдением мер, которые предусматривают Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и Правила перевозок грузов. Эти мероприятия должны обеспечивать предотвращение угрозы людям, защиту окружающей среды, возможную сохранность грузов, подвижного состава, сооружений, открытие движения поездов и маневровых передвижений в возможно более короткий срок.

При аварийных ситуациях с разливом нефтепродуктов решаются следующие основные задачи:

- локализация разлива;

- сбор нефтепродуктов и утилизация нефтесодержащих отходов;

- освобождение железнодорожных путей от подвижного состава;

- восстановление разрушенного пути и контактной сети;

- возобновление прерванного движения поездов и маневровой работы;

- рекультивация загрязненной территории.

Непосредственно после выявления аварийного разлива должны быть проведены подготовительные работы, в состав которых входят:

- уточнение места и масштабов аварии;

- уточнение задач по локализации разлива, уменьшению утечки из поврежденных цистерн и сбору нефтепродуктов;

- доставка сил и средств ликвидации ЧС к месту ведения работ;

- устройство временных подъездных дорог;

- размещение и расстановка технических средств в районе аварии;

- обеспечение безопасности соседних сооружений и объектов.

При аварийных ситуациях с цистернами, в которых находятся нефтепродукты, должен соблюдаться следующий порядок действий: руководители восстановительных, пожарных поездов и пожарных подразделений по прибытии на место работ обязаны получить информацию от старшего бригады сопровождения о состоянии цистерн, принятых мерах по устранению опасности, возможных способах выполнения восстановительных работ или тушения пожара, а также о мерах безопасности, которые должны соблюдаться при выполнении этих работ; старший бригады сопровождения устанавливает границу проведения аварийно-восстановительных работ в зависимости от степени повреждения цистерн, определяет силу и направление ветра, и другие факторы. Внутри границ опасной зоны восстановительные работы могут производиться с разрешения и под наблюдением старшего бригады лишь после устранения течи и полного испарения или нейтрализации продукта.

К технологическим операциям по механическому сбору относятся:

- откачка;

- выемка загрязненного грунта;

- ручной сбор;

- сбор с использованием сорбентов.

Ликвидация последствий сходов груженых четырех- и восьмиосных цистерн с опрокидыванием и возгоранием разлитых нефтепродуктов представляет особую сложность и опасность для организации и ведения аварийно-восстановительных работ. Опасность в том, что при загорании нефтепродуктов огонь быстро распространяется по поверхности разлитых нефтепродуктов, происходит интенсивный нагрев находящихся в очаге пожара цистерн с грузом, в которых создается высокое давление от испаряющихся нефтепродуктов, что приводит к срыву крышек люков заливочных горловин, выбросу нефтепродуктов, их воспламенению и взрыву цистерн. Поэтому все люди, участвующие в АСДНР, и технические средства должны находиться на безопасном расстоянии от зоны пожара.

Восстановительные работы в этих условиях должны вестись лишь в недосягаемой для огня зоне, то есть периферии места схода, с особой осторожностью и готовностью своевременно отойти на безопасное расстояние при возникновении угрозы поражения огнем. В это время на месте схода должны работать пожарные подразделения для локализации и тушения пожара.

Руководители работ должны внимательно следить за состоянием неповрежденных цистерн, подверженных нагреву. С целью предупреждения возможного взрыва, характерным признаком которого может служить интенсивный выход паров нефтепродуктов через неплотности между крышкой и заправочной горловиной всей цистерны, находящейся в зоне пожара, необходимо охлаждать водными струями.

После локализации разлива и ликвидации пожара необходимо приступить к освобождению железнодорожных путей от подвижного состава. При этом все

действия по растаскиванию цистерн должны осуществляться только по согласованию с руководителями пожарных работ. Работу по постановке на рельсы или уборки сошедшего с рельсов подвижного состава можно выполнить с помощью накаточных башмаков, домкратов, тяговых средств, грузоподъемного крана, причем как при автономном их использовании, так и в различных сочетаниях этих средств.

Перед принятием решения о выборе механизмов и способа постановки на рельсы сошедшего подвижного состава следует внимательно осмотреть путь, ходовые части подвижного состава, обратив при этом внимание на характер схода (в каком положении - вертикальном или наклонном находится подвижной состав), а также на состояние груза. При этом в каждом отдельном случае необходимо убедиться в обеспечении безопасности производимых работ. Непременным условием является предварительное освобождение сошедшего подвижного состава от сцепленных с ним или телескопически соединенных вагонов.

При выполнении восстановительных работ необходимо постоянно иметь в виду некоторые особенности, характерные для работы в условиях разлива нефтепродуктов. Эти особенности представляют серьезную опасность, поэтому не учитывать их в процессе работы не допустимо.

Правильная расстановка имеющихся на месте схода подвижного состава восстановительных средств, умелая организация их работы, рациональное использование локомотивов позволяют быстрее завершить восстановительные работы и открыть движение.

В ходе работ по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН) будут образовываться жидкие и твердые отходы.

Работы по ликвидации аварий должны быть организованы таким образом, чтобы количество отходов было сведено до минимума. Все отходы должны быть складированы, обработаны (переработаны) и утилизированы.

Список использованной литературы

1. Горшков А.В. Защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей военного характера: Учеб. Пособие / А.В. Горшков, Д.Л. Мальцев, С.М. Корнеев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 280 с.

2. Метод. рекомендации по организации реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов при аварии на железнодорожном транспорте - М.: ВНИИ ГОЧС, 2005. - 47 с.

3. Буланенков С.А. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / С.А. Буланенков, С.И. Воронов, П.П. Губченко // - Калуга: ГУП «Облиздат», 2006. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.