Научная статья на тему 'Особенности оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте'

Особенности оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1027
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте»

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В.А. Щукин, Н.Л. Сафонова, институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе большинства стран мира. Это объясняется его универсальностью: способностью функционировать практически во всех климатических зонах, в любое время года и вне зависимости от погодных условий (кроме особо неблагоприятных явлений, вызывающих нарушения или ограничения железнодорожного сообщения из-за снежных заносов, размыва железнодорожного полотна, деформации рельс вследствие сильной жары и т.п.). Благодаря своей универсальности, несмотря на относительно бурное развитие автомобильного, авиационного и трубопроводного транспорта, железнодорожный транспорт на протяжении вот уже более 175 лет остается основным средством перемещения грузов и массовых перевозок населения и считается самым надежным.

В России с ее обширной и протяженной территорией и природными особенностями железнодорожные перевозки составляют основу транспортной системы. На их долю приходится более 80 % грузооборота всех видов транспорта и свыше 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования в дальнем и пригородном сообщениях. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, суммарная длина российских железных дорог - 121 тыс. км, в том числе дорог общего пользования - более 85,6 тыс. км. По общей протяженности железных дорог Россия занимает 3-е место в мире, после США и Китая.

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций. Но, несмотря на это он считается самым безопасным видом современного транспорта. Согласно информации МЧС РФ, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Между тем, целая череда катастроф с большим количеством пострадавших и жертв, которые произошли за последние годы на железных дорогах в разных странах мира, не позволяют оставлять тему железнодорожной аварийности без внимания и повышают актуальность исследования связанных с ней проблем.

Так, например, 26 мая 2011 на железнодорожном переезде участка Якшанга — Шарья столкнулись грузовой состав и легковая автомашина. Опрокинулись 12 цистерн с горючим, из которых шесть загорелись, произошёл разлив метанола из горящих цистерн. Погибли два человека. 30 января 2012 на Забайкальской железной дороги произошёл сход с рельсов 17 цистерн с нефтью в составе поезда, из них 13 загорелись. В результате инцидента разлилось и сгорело в общей сложности 850 тонн нефти. 29 декабря 2013 произошел взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде, осуществлённый террористом-смертником. В результате теракта погибло 18 человек, 45 ранено. 17 мая 2014 года на перегоне Бекасово - Нара в Подмосковье 5 вагонов-платформ грузового поезда столкнулись со встречным пассажирским поездом Москва-Кишинев. В результате столкновения с рельсов сошли 2 вагона пассажирского поезда, вагон был «вспорот» контейнером с вагона грузового поезда. Погибли шесть и пострадали 45 человек. 15 июля 2014 в Московском метрополитене, из-за неисправности стрелочного перевода на перегоне между станциями сошел с рельсов электропоезд; погибло 24, пострадало 217 человек.

Главные причины чрезвычайных происшествий на железнодорожном транспорте:

- естественный физический износ технических средств,

- нарушение правил эксплуатации,

- усложнение технологий,

- терроризм,

- несоблюдение населением правил личной безопасности,

- различные причины природного характера.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15 -20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет

порядка 950 °С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива.

Аварии с железнодорожным пассажирским транспортом, приведшие к пожару, требуют применения для ликвидации их последствий специальных пожарных поездов. По своему потенциалу и тактическим возможностям пожарный поезд можно приравнять к четырем пожарным частям или 50 пожарным автомобилям. На сегодняшний день в Российской Федерации на вооружении состоит 303 пожарных поезда из них 20% с повышенными тактическими возможностями, а именно есть возможность параллельно с тушением пожаров осуществлять ликвидацию разлива опасных грузов (химических веществ)

Таким образом, несмотря на то, что железнодорожный транспорт является самым надежным и безопасным из всех видов современного транспорта, в последние годы наметилась тенденция к увеличению риска железнодорожных аварий и ЧС. Как показал проведенный анализ, одной из основных причин аварий выступает «человеческий фактор», существенный вклад вносят также некоторые другие факторы, прежде всего - сильная степень износа транспортной инфраструктуры, неисправности и износ подвижного состава, а также воздействие различных неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений. Данная ситуация требует принятия действенных мер по уменьшению риска железнодорожной аварийности, необходимость модернизации транспортной инфраструктуры и обновления подвижного состава, усиления контроля над качеством поставляемых деталей и соблюдением правил безопасности и производственной дисциплины.

Список использованной литературы

1. Петрова Е.Г. Оценка рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте// Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Круглый стол. 17 сентября 2015 г. Доклады и выступления. - М.: ФКУ Центр «Антистихия» МЧС России, 2015.397 с. - С. 292-299.

2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] МрБ: //ш.\1к1реё1а. ощ/\у1к1 (Дата обращения: 06.12.2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.