Научная статья на тему 'Организационно-технологические аспек ты построения системы управления распределённой образовательной структурой на основе интер нет-технологий'

Организационно-технологические аспек ты построения системы управления распределённой образовательной структурой на основе интер нет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Алексей Владимирович, Манжула Владимир Гавриилович, Попов Алексей Эдуардович, Морозов Сергей Анатольевич

Приведены возможные подходы к построению обобщённых моделей распределённой образовательной системы на основе Интернет-технологий. Предложен минимальный перечень процессов, подлежащих рассмотрению в процессе создания системы, определены параметры, влияющие на выбор детализации карты процессов. Приведены данные по реализации указанных подходов на примере широко распространённой платформы дистанционного обучения Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяченко Алексей Владимирович, Манжула Владимир Гавриилович, Попов Алексей Эдуардович, Морозов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article possible approaches are led to construction of the generalised models of the distributed educational system, on the basis of Internet technologies. The list of the processes which are subject to consideration in the course of creation of system is offered minimum, the parameters influencing a choice of detailed elaboration of a card of processes are denned. Data on realization of the specified approaches on an example of a widespread platform of remote training Moodle is cited.

Текст научной работы на тему «Организационно-технологические аспек ты построения системы управления распределённой образовательной структурой на основе интер нет-технологий»

Системный анализ и управление

УДК 004.942

A.B. Дьяченко, В.Г. Манжула, A3. Попов, С.А. Морозов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЁННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Современное состояние обгцестватаково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом, должен реализовываться принцип "образование — через всю жизнь". Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в учебном центре, однако практически у всех есть средства современной связи, в том числе Интернет. Таким образом, актуально представляется задача создания распределённой образовательной системы (РОС) дополнительного профессионального образования (ДПО), базирующейся на интернет-технологиях [1].

С целью определения основных требований, условий функционирования системы, в ЮРГУ-ЭС был проведен эксперимент по обучению студентов заочной формы обучения, проживающих вне кампуса. В качестве программно-технологической платформы выбрана система поддержки обучения через Интернет (ЬМБ) МоосИе. В эксперименте приняли участие более двухсот студентов. В дальнейшем эксперимент был расширен на систему ДПО, и в течение 2007—2009 годов в системе ДПО ЮРГУЭС с использованием Интернета прошли обучение более 600 слушателей, в том числе по программам, согласованным с ИМЦА Рособрнадзора.

Проведенный эксперимент показал, что наличие программных и технических средств не гарантирует успешной реализации проекта, более важную роль играет наличие корректной и оптимально организованной системы управления всем проектом. Особую значимость приобретает устойчивость работы системы в условиях негативных внешних воздействий, таких, как сбои в ра-

боте каналов связи, и серверного оборудования, значительные изменения законодательства, корректировка целей и задач системы в процессе работы, изменение конъюнктуры рынка и т. д.

Многолетний опыт работы в области дистанционного образования показал, что одним из оптимальных решений является разделение функций системы, как минимум — образовательных и административных. При этом в подсистемахдол-жны быть не только независимые каналы обмена информацией с удалёнными объектами (субъектами) системы, но и несколько параллельных каналов, в том числе физически разделенных [2].

Реально, полного разнесения функций получить невозможно. Например, при работе административной системы возникает потребность в информации (как минимум, статистической), которая содержится только в образовательной части. Возникает вопрос оптимального выбора количества межсистемных " шлюзов ", режима их работы и оптимизации количества и содержания передаваемой информации. Количество "шлюзов" и содержание обмена сильно зависят от структуры обеих подсистем, потоков документов, данных, управляющих воздействий и т. п. Все указанное, в свою очередь, зависит от решаемых задач, целей системы и внешних условий. Таким образом появляется задача разработки распределённой образовательной системы, обеспечивающей бесперебойное функционирование при возникновении негативных внешних воздействий, как особой информационно-коммуникационной среды с элементами самоадаптации.

Анализ функционирования РОС целесообразно проводить на основе моделей разной степени приближения к идеализированной.

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 6'2009

При построении моделей могут быть использованы следующие процессы и подпроцессы обучающей и административной сред [3].

Обучающая среда

1. Организация доступа к среде: регистрация слушателя в обучающей среде; подтверждение аккаунта слушателя, назначение роли и прав доступа.

2. Обучение:

получение учебной информации (чтение учебников, пособий и т. д.); самоконтроль;

запрос информации (вопросы в off-line, интерактивное общение и т. п.);

выполнение деятелыюстных элементов (виртуальные практикумы, тренажеры, wiki и т. д.).

3. Контроль (аттестация): промежуточное тестирование; итоговое тестирование; письменная работа или открытый тест.

Административная среда

1. Маркетинговые исследования: изучениерынкатрудаиобразовательныхуслуг; разработка рекомендаций по номенклатуре,

содержанию и стоимости учебных программ.

2. Проектирование учебной программы: разработка учебного плана; разработкаучебно-методического обеспечения; разработка контрольно-измерительных материалов;

разработка программно-технических средств; размещение готовой программы в информационной среде.

3. Реализация учебной программы: обеспечение функционирования информационно-технических средств реализации учебной программы;

контроль соблюдения условий обучения (оплата, право доступа куровню и т. д., наличие всех необходимых документов) , разрешение доступа к среде; формирование графика обучения; обеспечение ответов на запросы слушателей; контроль прохождения этапов обучения (в том числе, например, модулей учебной программы, промежуточной и итоговой аттестации).

4. Документооборот:

приём документов слушателя; регистрация слушателя в БД административной среды, формирование личного дела (карточки);

отражение в документации этапов прохождения учебной программы;

формирование статистической отчётности для вышестоящих организаций;

формирование планов работ, сбор отчётности об их выполнении.

5. Выдача документа об образовании: обеспечение бланками документов об образовании;

формирование аттестационных (экзаменационных) комиссий;

контроль проведения итоговой аттестации; заполнение бланка и выдача документа.

6. Управление ресурсами: приём оплаты за обучение; финансирование разработки учебной программы;

оплата функционирования информационно-технических средств (трафик, связь, аренда оборудования и т. д.);

обеспечение материально-технического снабжения;

кадровое обеспечение; бухгалтерское обеспечение; информационное обеспечение (литература, программы, компакт-диски идр.).

Следует отметить, что приведённый перечень процессов и подпроцессов не является исчерпывающим, в то же время он достаточен для иллюстрации рассматриваемых положений.

Модели могут представляться в виде структурных и функциональных схем, с детализацией, как правило, в нотациях ШЕБО и ШЕБЗ, однако могут быть использованы специфические объекты и функции, введенные дополнительно.

Примерами таких моделей могут служить процессы обучения с точки зрения преподавателя и с точки зрения студента.

Можно выделить несколько видов структуры обобщенной модели РОС.

Первый предельный случай — использование двух полностью независимых подсистем — обучающей и административной.

Обучающая подсистема полностью автоматизирована и не требует управляющих воздействий в процессе обучения. Такой подход возможен, например, в режиме экстерната, самообразования и т. п. Фактически в этом случае организация процесса обучения возложена на программно-технические средства и самого пользователя, который просто следует по заранее установлен-

í

ной траектории обучения. Важное замечание: при таком подходе не может быть выдан документ об образовании государственного образца, так как для этого необходимы действия обучаемого не только в среде обучения, но и в среде управления — итоговая аттестация, официальное оформление документов и т. п.

Другой предельный случай — максимальная интеграция административных и обучающих сред. Контроль процесса осуществляется путем формирования отчётности на каждом этапе, отсутствие отчёта влечет запрет перехода к следующему этапу. Недостатоктакого подхода — крайне высокая заорганизованность процессов обучения, высокая чувствительность к изменениям законодательства, кратковременным сбоям в системе (из-за наличия жесткого графика сбой практически недопустим), невозможность быстрого реагирования на изменение конъюнктуры. Де-факто эта модель чисто теоретическая, так как функционировать в реальных условиях не может.

Таким образом, наиболее эффективны системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающие несколько технологий управления и обучения, включённых в распределенную и диверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволяет снизить влияние ряда факторов, отрицательно влияющих на результативность распределенной образовательной системы. В частности, наличие заранее созданных альтернативных траекторий обучения позволяет оперативно реагировать на изменения законодательства, конъюнктуры и т. п. Опыт показал, что наиболее устойчивы структуры, имеющие не менее трех параллельных каналов обмена информацией между субъектами и объектами образовательного процесса. Кажущаяся избыточность не играет заметной роли, так как в каждый момент функционирует ограниченный набор узлов и связей модели.

В настоящее время предстоит решить задачу оптимизации структуры РОС с точки зрения её экономической эффективности при условии сохранения качества обучения, а также реализовать функции самонастраивания системы при изменении внешних факторов.

Решить указанные задачи можно путём разработки детализированных сетевых моделей РОС, учитывающих внешние воздействия непосредственно на процессы управления и обуче-

Системный анализ и управление

ния, построение на основе этих моделей обобщенных функциональных схем РОС, определение максимально достоверных критериев структурной оптимизации и наборов правил взаимодействия узлов сети РОС, обеспечивающих полную или частичную самоадаптацию всей системы.

Необходимо отметить, что важнейшим фактором является система поддержки обучения через Интернет. Как указывалось выше, в качестве платформы для построения РОС выбрана LMS Moodle и это не случайно: Moodle очень удобнадля решения задачи организации дистанционного обучения. Среди ее достоинств крос-сплатформенность, русифицированный дружественный интерфейс, обширная справочная система, богатый набор форм и методов подачи материала. Moodle ориентирована на эффективные коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, реализует среду обучения, в которой студенты могут взаимодействовать с учебными материалами, с преподавателями и друг с другом [4].

В Moodle не предусмотрена полноценная работа с академическими группами так, как их понимают в отечественных учебных заведениях, не предусмотрены также учебный план, расписание , сводные ведомости отметок по различным дисциплинам (курсам) и другие неотъемлемые атрибуты учебного процесса. Поэтому организации, начинающие внедрение Moodle, сталкиваются с вышеописанными проблемами.

Для устранения указанных проблем предлагается система "Электронный деканат" (Free Dean's Office), которая разрабатывается сообществом российских программистов как открытый проект под лицензией GNU GPL. В разработке принимает участие официальный партнер Moodle в России компания "Открытые технологии" (http://www.opentechnology.ai/) при участии таких вузов, как ЮРГУЭС, Сибирская автодорожная академия и др., а также ЦО "Технологии обучения". Первоочередной задачей проекта "Электронный деканат" (далее ЭД) является адаптация СДО Moodle к особенностям организации учебного процесса в отечественных учебных заведениях, а в перспективе — разработка гибкой системы автоматизации бизнес-процессов в вузах. Система разрабатывается как модуль СДО

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 6'2009

а)

Вопросы к ППО

ГОС РПД

' лг

Итоговая Результат оценка самоконтроля

Бланк ведомости

Технологическое обеспечение

Инструкции

Консультации 0тветь| на вопрось|

Формирование отчетов

АО

Информационно-техническое обеспечение

б)

Консультации ППС

Методические указания Инструкции Знания

с предыдущих этапов

Ответы на вопросы

Получение информации

АО

Учебные пособия, учебники

Усвоение информации

АО

Учебно-методические пособия

Самоконтроль

АО

Контрольные вопросы, тесты

Результаты самоконтроля

Вопросы к ППС

Итоговый контроль

Итоговая оценка

Знания, компетенции

Контрольно-измерительные материалы

Процесс обучения: а — преподаватель; б — студент

4

Системный анализ и управление^

Moodle и сама имеет развитую модульную архитектуру, позволяющую адаптировать её под потребности каждой организации без модификации кода базовой системы.

Подробную информацию о разработке можно найти в Интернете по адресам: http:// sourceforge.net/projects/freedeansoffice/ и http:// www.infoco.m/course/view.php?id=19.

Решить задачи разработки и развития ЭД невозможно без диалога между разработчиками и представителями вузов — педагогами, администрацией, бухгалтерией и др. Большое внимание уделяется мониторингу мнений будущих пользователей о том, что и как они хотят делать в ЭД, их пожеланиям к интерфейсу ЭД. Для этого на сайте http://infoco.rn/ открыт соответствующий раздел, в котором обсуждаются структура и возможности ЭД, модель бизнес-процессов, протекающих в учебных заведениях, и её реализация в ЭД. Там же открыто несколько wiki-пространств, в которых редактируются форматы типовых бланков отчётной документации для средней и высшей школы.

Исходный код ЭД доступен в разделе проекта http://www.sourceforge.net/. Там же находятся формы для оповещения разработчиков об ошибке, отправки пожеланий или фрагментов кода.

Важно, что связка Moodle + ЭД полезна не только учебным заведениям, реализующим программы заочной формы обучения, но и для автоматизации управления учебным процессам дневной и вечерней форм. Прежде всего это вузы, но не только: модульная архитектура и открытость исходного кода дают возможность адаптации под нужды любых организаций, например при построении корпоративных систем повышения квалификации. Важное преимущество ЭД заключается в том, что он разрабатывается российским сообществом программистов. Это даёт быструю обратную связь и возможность заказать разработку нужных заказчику возможностей системы. Система динамично развивается благодаря новым клиентам, каждый из которых, заказывая разработку недостающих ему возможностей, вносит вклад в расширение функций и возможностей системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьяченко A.B. Преимущества СПО для образовательных организаций // Информационные технологии в науке и образовании: Матер. Меж-дунар. науч.-практ. интернет-конференции. Октябрь 2009 — март 2009; Применение MOODLE в сетевом обучении: 111 Всерос. семинар. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2009. С. 62, 63.

2. Дьяченко A.B. Универсальная схема данных для системы автоматизации управления учебным процессом для проекта FREE DEANS OFFICE (электронный деканат) // Информационные технологии в науке и образовании: Матер. Междунар.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

науч-практ. интернет-конференции. Октябрь 2009 — март 2009; Применение MOODLE в сетевом обучении: 111 Всерос. семинар. Шахты. Изд-во ЮРГУЭС. 2009. С. 63, 64.

3. Попов А.Э., Дьяченко A.B., Мяэтос В.К. Модели построения распределенных систем непрерывного образования на основе интернет-технологий // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 61—68.

4. Горбунова Е.И., Кревский И.Г., Лшвиненко М.В. Организация дистанционного обучения в вузе: теория и практика. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2007. 324 с.

УДК 519.866

П.Н. Победаш

АНАЛИЗ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО ПОДХОДА

При многокритериальной оценке привлека- го) анализа в большинстве случаев лицам, при-телыюсти инвестиционного проекта (ИП) на нимающим решение (ЛПР), достаточно клас-этапе предынвестиционного (предварительно- сифицировать его как заведомо неприемлемый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.