Научная статья на тему 'Online-университет на базе LMS Moodle'

Online-университет на базе LMS Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ONLINE-УНИВЕРСИТЕТ / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / LMS MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдаткин Василий Иванович, Лобачев Сергей Львович

В работе представлено технологическое решение проблемы построения online-университета, обеспечивающее полный цикл обучения в объеме программы вуза. Проект реализован на базе свободно распространяемой платформы Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of ondline university on lms moodle platform

The technological solution of on-line university, providing the complete cycle of training within the program of higher school is offered. The project is accomplished on the basis of public-domain platform Moodle.

Текст научной работы на тему «Online-университет на базе LMS Moodle»

Online-университет на базе LMS MOODLE

B.И. СОЛДАТКИН, ректор

C.Л. ЛОБАЧЕВ, проректор Всемирный технологический университет

В работе представлено технологическое решение проблемы построения опИпе-уни-верситета, обеспечивающее полный цикл обучения в объеме программы вуза. Проект реализован на базе свободно распространяемой платформы ШооМе. Ключевые слова: опИпе-университет, обучающая среда, ШооМе.

Работы по созданию и внедрению в вузах различных систем дистанционного обучения ведутся в РФ уже более 15 лет [1, 2], а вопросы эффективного использования e-Learning в учебном процессе регулярно обсуждаются на крупнейших конференциях, таких как «Телематика», «ONLINE EDUCA», «MOSCOWEducation Online », и целом ряде других. Анализ накопленного опыта позволил приступить к реализации следующего уровня использования Интернета в вузах - к созданию online-университета, под которым понимается учебное заведение высшего образования, организующее работу исключительно через глобальную сеть. В таком вузе Интернет является реальным инструментом в решении всех важных вопросов его жизнедеятельности [3]. При этом нужно подчеркнуть, что разнообразные технологии дистанционного обучения, внедряемые сегодня многими вузами, являются только частью инфраструктуры online-универси-тета. Учитывая, что Министерством образования и науки РФ взята линия на поддержку инновационных учебных заведений и проектов, представленное в данной статье решение может быть интересно широкому кругу специалистов вузов РФ независимо от их профиля.

Последние несколько лет в вузах РФ широкое распространение получила Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [4]. Между тем в ней отсутствует ряд функциональных компонентов, не позволяющихиспользовать дан-

ную среду в организации учебного процесса в объеме всей программы обучения в вузе [5, 6]. Нами предлагается реализация online-университета на базе LMS Moodle, обеспечивающая полный цикл обучения студента в объеме учебного плана по конкретной специальности, включая допуск к государственной аттестации. Проект выполнен во Всемирном технологическом университете в рамках развития Российского портала открытого образования (РПОО). В процессе разработки значительное внимание уделено организации интерфейса пользователей с целью обеспечения их возможностями работы в привычной для высшей школы среде и терминологии [7, 8].

Работы по построению электронных университетов в РФ пока находятся на начальном этапе, именно поэтому представленная ниже модель может быть основой для последующих разработок в различных вузах РФ.

Создание информационной инфраструктуры online-университета как единого целого - весьма трудоемкая и длительная задача. Именно поэтому в ВТУ было принято решение о ее построении путем интеграции ряда информационных систем. В результате выполнения проекта основными компонентами информационной среды стали следующие информационные системы:

• корпоративный информационно-справочный портал ВТУ (www.wtu.ru);

• центральная приемная комиссия ON-LINE (http://www.wtu.ru/pk);

• инструментальная среда обучения ВТУ - система дистанционного обучения

Российского портала открытого образования (www.openet.open-edu.ru);

• распределенная корпоративная БД по учету студентов, на основе среды 1С связанная с 1С бухгалтерией.

Общее представление о составе рассматриваемой инфраструктуры опП^-вуза и взаимосвязях внутри нее дает схема, представленная на рис. 1.

межуточный и итоговый контроль знаний по каждой дисциплине учебного плана.

Все разработанные технологии и реализующие их средства являются результатом переосмысления и переноса традиционных технологий обучения в технологическую среду Интернет, с учетом опыта организации дистанционного обучения и модели непрерывного образования [1—3].

Взаимосвязь основных информационных систем

Абитуриенты | | Партнеры

1Г.

СДО ВТУ

БД

СТУДЕНТЫ «1С УПО»

Н

Студенты

Рис. 1.

Наполнение этих систем потребовало разработки адекватной технологии и структурированного контента. Имеются в виду:

• технологии приема и оформления абитуриентов через Интернет, интегрированные в общий документооборот оформления и сопровождения студентов в ВТУ;

• специальные аттестационные базисные учебные планы, ориентированные на сетевую технологию обучения;

• комплект учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы с помощью Интернета;

• особые базовые учебные комплексы, содержащие хрестоматию по дисциплине и комплект тестов, обеспечивающий про-

Корпоративный информационно-справочный портал для online-университета является его визитной карточкой и содержит исчерпывающую информацию о предлагаемых вузом программах обучения, составе ППС, новациях и массу общей информации о вузе, традиционно размещаемой большинством вузов на своих сайтах. Отличительной особенностью именно online-университета является объем такой информации: он существенно превышает объем информации, размещаемый традиционными вузами.

Приемная комиссия On-line. Технологические и организационно-правовые условия, в которых сейчас проходит приемная

кампания в российских вузах, обеспечивают абитуриентам возможность выбора любого вуза вне зависимости от места его расположения. Вместе с тем приемные комиссии вузов, традиционно локализованные территориально в вузах и их филиалах, уже не могут обеспечить всем абитуриентам реализацию тех возможностей, которые им предоставляют Интернет, ЕГЭ и новые правила приема в вузы.

Решением проблемы мобильности абитуриентов является реализация приемной комиссии, работающей в режиме on-line. Речь идет не о банальном информационном сайте с форумом приемной комиссии, а о создании информационной системы, обеспечивающей возможность регистрации и тестирования абитуриентов (или анализа их баллов по ЕГЭ), с последующим отслеживанием всех этапов оформления документов вплоть до момента выхода приказа о зачислении.

Приемная комиссия On-line реализует единую технологию, через которую осуществляется прием на все уровни, направления и формы образования. Программа позволяет вести прием документов в различных территориально удаленных точках: приемная комиссия on-line является центральным узлом всей сети и обеспечивает единую процедуру проведения вступительных испытаний, соответствующую порядку приема в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования на 2009/ 2010 учебный год (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2008 г., № 396).

Информационная система «Центральная приемная комиссия On-line» (ЦПК Online), позволяющая решить все сформулированные выше задачи, приступила к работе в ВТУ с начала 2009 г. [9]. Учитывая, что корпоративный информационно-справочный портал ВТУ реализован на платформе BITRIX, наша система также была построена с максимальным использованием ее программного инструментария.

Основными функциональными компо-

нентами данной системы являются следующие:

• регистрация абитуриентов и их сегментация по целому ряду параметров;

• процедура назначения абитуриенту различного вида вступительных испытаний и учет их прохождения абитуриентом;

• администрирование системы и сопровождения процесса оформления документов.

В соответствии с новыми правилами приема вуз должен обеспечивать прием абитуриентов по следующим основным типам вступительных испытаний:

• на основе ЕГЭ (для лиц со средним общим и средним профессиональным образованием);

• на основе вступительных испытаний по заданным Минобрнауки России дисциплинам и нормам (например, для иностранцев, поступающих на первый курс);

• по своему усмотрению (для лиц, имеющих высшее и незаконченное высшее образование);

• без вступительных испытаний (для особых случаев).

По результатам вступительных испытаний выпускается типовой экзаменационный лист абитуриента, а после выхода приказа о зачислении данные абитуриента переносятся в корпоративную БД студентов вуза и инструментальную информационную систему обучения.

Основой системы ЦПК On-line является технологическая карта оформления абитуриентов, реализованная в виде таблицы (рис. 2). Для полного оформления документов и зачисления в вуз абитуриент должен пройти все этапы с соответствующими пометками и датами в каждом столбце представленной таблицы. Абитуриент попадает в данную таблицу сразу после его регистрации в системе, а далее отслеживание всех этапов оформления документов ведет сотрудник приемной комиссии, являющийся администратором данной системы.

Первоначальная настройка системы ЦПК On-line реализуется путем формиро-

«мгацивнщммшмушмещн

Данные абитуриента Ход тестирования

тЕ^^^Я^^^^Ш^^Я^ВШ^^В^Ж , Оформление документов

удаленными ^I представителями ПК

ЗКЙк;

Оформление документов в

ДШ ЦПК

В^^^Л Прием документов

■■Й^Н учебным управлением

Механизм

Технология оформления абитуриентов информационного

оповещения

Рис. 2.

вания и последующей актуализации следующих основных справочников:

• уровни образования;

• формы обучения;

• специальности/направления;

• специализации;

• места оформления (представители ПК);

• виды вступительных испытаний;

• возможные места обучения (основные корпуса, филиалы или Интернет) и т.д.

Система ЦПК On-line оснащена подсистемой статистики, которая обеспечивает автоматическое формирование полного набора показателей, отражающих как обобщенную картину хода набора абитуриентов по вузу в целом, так и данные, касающиеся конкретных территориально удаленных ее представительств.

Инструментальная среда обучения -система дистанционного обучения Российского портала открытого образования. Основой организации учебного процесса в любом вузе является учебный (аттестационный) план подготовки. Система дистанционного обучения (СДО) в РПОО обеспе-

чивает решение задачи обучения студентов в среде Интернет на платформе Мооёк 1.9 в объеме всего учебного плана, с формированием учебной карточки студента, проставлением в ней отметок о результатах итогового контроля знаний по каждой дисциплине и выпуском типовой экзаменационной или зачетной ведомости.

Основными функциональными компонентами СДО РПОО являются:

• деканат;

• конструктор курсов;

• электронная библиотека курса;

• подсистема обучения.

«Деканат » полностью реализует функции по формированию учебных планов, ре-гистрацииобучающихся и прикреплению их к своим учебным планам, ведению личной учетной карточки, открытию дисциплин для изучения, контролю за успеваемостью с выводом всех бланков отчетности и т.д.

«Конструктор курсов » решает задачу, не предусмотренную стандартной конфигурацией Мооёк, а именно, формулирование вопросов, участвующих во всех видах тестирования, с их обязательной привяз-

■I

кой к конкретному фрагменту учебной хрестоматии. В зависимости от настройки тестирования студенту предоставляется возможность не только получить список недостаточно изученных им вопросов, но и (здесь же) перейти по ссылке именно на тот фрагмент, в котором описывается затронутая в вопросе тема.

«Электронная библиотека курса » представляет собой совокупность сетевых полнотекстовых учебно-методических и информационных ресурсов, контекстно подобранных по каждому изучаемому учебному курсу и доступных для изучения. В пределах отдельного курса студент получает доступ к учебной программе дисциплины и методическим рекомендациям по организации самостоятельного изучения с использованием учебной хрестоматии и дополнительных полнотекстовых источников.

«Подсистема обучения » предоставляет студенту возможности полностью видеть на экране свой учебный план и оперативное состояние на данный момент по уже изученным, открытым для изучения и пока недоступным для изучения курсам; изучать базовую «учебную хрестоматию» по отдельному курсу, структурированную по модулям (по трудоемкости равным одной зачетной единице или кредиту); проходить различные формы тестирования; участвовать в форумах и чатах и т.д.

К основным категориям пользователей данной СДО относятся: администратор системы; администратор учебного процесса (куратор-методист); тьютор; преподаватель; обучающийся (студент или слушатель). Регистрация обучающихся проводится администраторами учебного процесса в рамках их полномочий через модуль «Деканат». Системаобеспечивает возможность сегментации аудитории обучающихся между кураторами-методистами по конкретным признакам. К таким признакам относятся, например, специальности/ направления, уровни образования, формы обучения и т.д. Система поиска и выборки студентов и отчетов об их работе позволяет прово-

дить отбор по более чем 30 параметрам, а также выполнять такие групповые операции, как перевод на другой учебный план, распечатка отчетов и т.д., а также осуществлять сбор и представление статистической информации.

Наличие двух категорий преподавателей объясняется следующим образом. Тьютор - это преподаватель вуза, ведущий занятия в среде СДО, а преподаватель - это сотрудник вуза, ведущий занятия в традиционной форме, но имеющий возможность знакомиться с составом УМО в системе и контролировать прохождение его студентами тренировочного, контрольного и итогового тестирования по конкретным дисциплинам. Тьюторы и преподаватели в рамках ведения отдельной дисциплины объединяются в виртуальные (распределенные) кафедры.

У студента в системе есть такие возможности, как знакомиться с программой курса и методическими рекомендациями по его изучению, вопросами для самоподготовки и т.д.; консультироваться у преподавателя-тьютора в форуме; отправлять преподавателю рефераты, контрольные, курсовые и выпускные работы, а также различные отчеты; изучать дополнительную литературу, рекомендованную в программе курса, используя электронную библиотеку.

При входе с систему студент попадает на свой учебный план, который одновременно является учебной карточкой, где отражаются все сданные им зачеты и экзамены (рис. 3). Дисциплины могут находиться в одном из следующих состояний:

• оплаченные и доступные для изучения - выделяются в личном плане синим шрифтом и зеленым значком

• студент приступил к их изучению -выделяются в личном плане значком .у;

• изучение завершено - выделяются зеленым полем; выставляется оценка и дата сдачи зачета или экзамена;

• недоступны для изучения - отмечены красным значком ы .

Рис. 3

В процессе обучения по отдельным дисциплинам учебного плана студенты работают с базовым учебником (хрестоматией) и проходят три ступени контроля знаний:

• тренировочное тестирование(тре-нинг; самоконтроль с указанием разделов, по которым были даны неверные ответы);

• контрольное тестирование по разделу (модулю) курса, обеспечивающее переход к изучению следующего раздела (только при получении положительной оценки);

• итоговое тестирование (зачет или экзамен), по результатам которого формируется типовая зачетно-экзаменационная (или аттестационная) ведомость.

Завершается обучение по каждой дисциплине выпуском типовой зачетно-экзаменационной (аттестационной) ведомости. Кроме того, по каждому студенту есть возможность получить полную информацию: протоколы по всем его тестированиям, включая заданные вопросы, ответы студента и потраченное им время.

Схема, представленная на рис. 4, поясняет взаимосвязь перечисленных выше уровней контроля знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая, что доступ к сети Интернет у нас не всегда и не везде хороший, в составе ПО СДО разработана компонента (плагин Moodle), получившая название «Генератор локальных версий» и обеспечивающая создание локальных копий СДО и индивидуальных копий системы для студентов (на CD-, DVD- и Flash-носителях).

«Генератор » предоставляет полный доступ к учебному материалу по отдельно взятому учебному плану в режиме off-line (не требуется сеть Интернет). Весь контент учебного курса защищен от копирования. «Генератор» поставляется на CD-диске и может запускаться непосредственно с него, не требуя установки на жесткий диск компьютера. На CD-диске поставляется необходимое для работы свободно распространяемое программное обеспечение (Microsoft Framework, Acrobat Reader, Microsoft

Работа с базовым учебником (хрестоматией) в процессе изучения отдельных дисциплин

Работа с разделом (модулем)

контроль

I

Контроль по модулю

Список ошибок

Переход к очередному модулю

Контроль по всем модулям пройден ?

Выпуск ведомости

Итоговое тестирование

Само-

Internet Explorer). «Генератор» конвертирует курсы Moodle в формат базы данных Microsoft SQL Server CE, распространяемой бесплатно. При этом нет необходимости запускать на компьютере пользователя сам сервер базы данных, поскольку он работает на уровне библиотек.

Организация учебного процесса. Учебный процесс в СДО организуется администраторами, функции которых выполняют методисты деканата. Вся их работа ведется в компоненте «Электронный деканат », где им доступна различная информация. Методисту в СДО РПОО отведены следующие функции.

1. Поиск студентов, который осуществляется по следующим параметрам: учебный план; уровень и направления обучения; специализация; форма обучения; фамилия; имя и т.д. Задав поискпо любому из перечисленных параметров, можно быстро отыскать информацию по конкретномустуденту.

2. Формирование отчетов по этапам изучения студентами дисциплины и прохождению ими аттестации осуществляется по следующим параметрам: дисциплина; тип тестирования; дата (временной интервал).

. 4

Работа методиста завершается распечаткой документов «Ведомость» и «Протоколы тестирования» и визированием их у преподавателя и членов комиссии, после чего они должны подшиваться в личное дело студента.

Изучение всех дисциплин учебного плана и соответствующее оформление результатов итогового контроля знаний позволяет студенту выйти на завершающий этап обучения - выпускную работу (диплом). Естественно, все методические и информационные материалы для дипломного проектирования доступны также студенту через СДО.

Заключение. В целом комплекс средств СДО представляет собой набор плагинов, которые разрабатывались как стандартные модули с учетом объектно-ориентированной парадигмы Moodle. Язык программирования - php5. База данных -Moodle, штатная (MySQL).

СДО является законченным продуктом, внедренным в учебный процесс ВТУ с 2008 г. В системе зарегистрировано более 2,5 тыс. студентов и более 100 преподавателей. СДО РПОО, равно каки подготовленный контент

по почти 200 учебным дисциплинам, могут поставляться в любые образовательные и консалтинговые учреждения.

Литература

1. См.: Горбунова Е.И, Лобачев С.Л. и др.

Организация дистанционного обучения в вузе: теория и практика / Под ред. С.Л. Лобачева. Шахты: ЮРГУЭС, 2007. 330 с.

2. См.: Андреев А.А., Каплан С.Л., Кинелев

В.Г. и др. Преподавание в сети Интернет / Под ред. В.И. Солдаткина. М.: Высшая школа, 2003. 792 с.

3. См.: Лобачев С.А, Солдаткин В.И. Базовые

принципы нового этапа развития Российского портала открытого образования на платформе Moodle // Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2009». СПб., 2009.

4. LMS Moodle. URL: http://www.moodle.org

5. См.: Дьяченко А.В, Мяэотс В.В, Попов А.Э.

Принципы построение систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий // Материалы Международной

научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании». Железноводск, 2009.

6. См.: Толстобров А.П. Модель организации

учебного процесса вуза в среде Moodle // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании». Железноводск, 2009.

7. См.: Алексеев В.Е, Лобачев С.Л., Солдат-

кин В.И, Солдаткин Е.В. Программный комплекс СДО РПОО - комплексный подход к организации учебного процесса на платформе MOODLE v. 1.9» // Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2009». СПб., 2009.

8. См.: Андреев А.А, Лобанов Ю.И, Солдат-

кин В.И. Задача дидактической унификации интерфейса электронных учебно-методических комплексов // Образовательная среда сегодня и завтра: Матер. IV Все-росс. науч.-практ. конф. (Москва, 3 окт. 2007 г.) / Отв. ред. В.И. Солдаткин. М.: Ро-собразование, 2007.

9. Приемная комиссия On-line. URL: http://

www.wtu.ru/ pk

LOBACHEVS.L, SOLDATKIN V.I. MODEL OF ON-LINE UNIVERSITY ON LMS MOODLE PLATFORM

The technological solution of on-line university, providing the complete cycle of training within the program of higher school is offered. The project is accomplished on the basis of public-domain platform Moodle.

Е.В. ВОЕВОДА, доцент Московский государственный институт международных отношений (университет)

В статье рассматриваются проблемы использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам. Автор отмечает, что Интернет предоставляет учащимся возможность для межкультурной коммуникации, что ведет к преодолению существующих стереотипов и развитию социокультурной толерантности студентов. Использование Интернет-технологий способствует развитию у студентов речевых навыков и профессионально значимых компетенций.

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа-технологии, виртуальная языковая среда, Интернет-зависимость.

В современном постиндустриальном об- области преподавания иностранных язы-ществе наиболее перспективными и попу- ков являются мультимедиа-технологии. лярными педагогическими технологиями в Самая развитая и доступная для пользо-

Интернет-технологии в обучении иностранным языкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.