Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты охраны общественного порядка (по материалам Республики Крым)'

Организационно-правовые аспекты охраны общественного порядка (по материалам Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
730
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / PUBLIC SECURITY / INTERNAL AFFAIRS ORGANS / SPECIAL CONDITIONS / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / IMPROVEMENT / EMERGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буткевич С.А.

В статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности в Республике Крым, их правовые, организационные и тактические аспекты. Особое внимание уделено деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, в том числе при усложнении оперативной обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Legal Aspects of Protection of Public Order (Based on Republic of Crimea Materials)

The article deals with current issues of protection of public safety in Republic of Crimea, its legal, organizational and tactical aspects. Particular attention is paid to activity of the Internal Affairs Organs for protection of public order, including increasing complexity of operational situation.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты охраны общественного порядка (по материалам Республики Крым)»

4

л

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ У

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF PROTECTION OF PUBLIC ORDER (BASED ON REPUBLIC OF CRIMEA MATERIALS)

УДК 342.951

С.А. БУТКЕВИЧ, S.A. BUTKEVICH,

кандидат юридических наук candidate of jurisprudence

(Крымский филиал Краснодарского университета (Crimean Branch of the Krasnodar University of the

МВД России) Ministry of the Interior of Russia)

e-mail: butkevich-sa@mail.ru

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности в Республике Крым, их правовые, организационные и тактические аспекты. Особое внимание уделено деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, в том числе при усложнении оперативной обстановки.

Ключевые слова: обеспечение общественной безопасности, органы внутренних дел, особые условия, охрана общественного порядка, совершенствование, чрезвычайные ситуации.

Abstract: the article deals with current issues of protection of public safety in Republic of Crimea, its legal, organizational and tactical aspects. Particular attention is paid to activity of the Internal Affairs Organs for protection of public order, including increasing complexity of operational situation.

Keywords: public security, the Internal Affairs Organs, special conditions, protection of public order, improvement, emergencies.

Очевидно, что кризисные процессы, происходящие в социально-экономической и политической сферах в Республике Крым в последние годы, привели к обострению криминогенной обстановки, изменению качественной структуры преступности и обусловили появление новых форм и способов совершения противоправных действий. Именно поэтому охрана общественного порядка на Крымском полуострове остается приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов.

Еще недавно внимание правительства и парламента Автономной Республики Крым обращалось на: несовершенство нормативно-правового, организационного, финансового, кадрового и информационного

обеспечения профилактики правонарушений; ненадлежащий уровень комплексных превентивных мер по устранению причин и условий совершения правонарушений и профилактической работы с лицами, склонными к их совершению; отсутствие действенного механизма участия общественности в обеспечении правопорядка; недостаточное внимание органов публичной администрации к вопросам организации содержательного досуга детей и молодежи, их занятости, отдыха и т.п. [1]. Кроме того, специфика геополитического расположения полуострова и наличие рекреационного потенциала обусловливали значительный рост количества совершаемых правонарушений в курортнолетний период, в том числе иностранцами

87

2015'1 МЕЖДУНАРОНЫЙ

ОПЫТ

и лицами без гражданства.

По оценкам экспертов сегодня в Крымском федеральном округе оперативная обстановка остается неблагоприятной и характеризуется высоким уровнем преступности и появлением новых видов угроз криминального характера [2, с.17-36]. Также вызывает беспокойство то, что одним из основных источников угроз общественной безопасности становится экстремистская деятельность националистических, религиозно-этнических и других организаций и структур, направленная на дестабилизацию социально-политической ситуации в регионе.

Проблемные вопросы обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, ответственности за их нарушение, деятельности органов охраны правопорядка были предметом научных изысканий таких ученых, как С.А. Аникиенко, Ю.Н. Демидов, И.Б. Кардашова, Д.А. Ко-ротченков, А.Ф. Майдыков, В.Б. Рушайло, И.А. Солодов, Ю.Н. Старилов (Российская Федерация), С.Н. Алферов, А.П. Головин, Ю.В. Дубко, О.В. Кириченко, В.В. Коноплев, А.В. Копан, М.В. Корниенко, С.А. Кузниченко, А.Н. Подоляка, В.Г. Полищук, М.М. Смолина (Украина) и др. Анализ результатов их исследований дал возможность оценить состояние проблемы, выделить круг вопросов, которые не были предметом монографических исследований. Данные обстоятельства обусловили выбор тематики научной статьи и свидетельствуют о ее актуальности как для теоретического анализа понятия «охрана общественного порядка», так и для разработки новых подходов к реализации программ обеспечения общественной безопасности в Республике Крым.

Поскольку организационно-правовые основы обеспечения общественной безопасности на Крымском полуострове формировались в период его пребывания в составе Украины, считаем целесообразным определить их недостатки и пробелы с целью повышения эффективности дальнейшей реализации законодательства Республики Крым в этом сегменте.

Прежде всего, остановимся на понятийном аппарате. Так, под общественной безопасностью принято было понимать состояние защищенности интересов человека, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного влияния чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями

и другими чрезвычайными происшествиями [3]. Другими словами, общественная безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищенности личности, общества и государства, преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера. При этом обеспечение общественной безопасности и правопорядка непосредственно формирует основы социальной стабильности, а также является одним из важнейших факторов качества делового климата, инвестиционной активности и туристической привлекательности Республики Крым.

То есть категории «общественный порядок» и «общественная безопасность» имеют много общего, но не являются тождественными. Термин «общественный порядок» можно определить как надлежащее состояние жизнедеятельности общества и его последовательное развитие, упорядоченное всеми видами социальных норм. В то же время «общественная безопасность» - состояние общественного порядка (порядка деятельности государства, объединений граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц), защищенности от внутренних и внешних угроз. При таком соотношении любое нарушение общественного порядка содержит определенную общественную опасность, а имеющаяся общественная опасность нарушает общественный порядок. Итак, эти две социально-правовые категории взаимосвязаны и являются взаимодополняющими [4, с. 92].

Следовательно, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются краеугольным камнем прежде всего для деятельности правоохранительных органов, а не органов публичной администрации. При этом особую актуальность данные действия и мероприятия приобретают при предупреждении и реагировании на чрезвычайные ситуации, преимущественно социального характера.

Учитывая изложенное выше, Программа обеспечения общественной безопасности в Республике Крым на 2014-2016 годы (далее - Программа) направлена на продолжение работы по поддержанию надлежащего уровня общественной безопасности в Республике Крым и созданию необходимой инфраструктуры для ее обеспечения. Работа в данном направлении признана важнейшим фактором профилактики правонарушений, обеспечения социального и межнационального мира

88

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ОПЫТ

2015'1

и согласия, социальной консолидации и толерантности. Вместе с тем Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание надлежащих условий для: приобретения населением Республики Крым правовых знаний и навыков в их применении; обеспечения доступа граждан к источникам правовой информации; обеспечения эффективности осуществления согласованных мер по профилактике правонарушений и устранению причин, которые обусловливают совершение противоправных действий; повышения уровня безопасности дорожного движения; предотвращения коррупционных деяний; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые угрожают жизни и здоровью людей, причиняют материальный ущерб в мирное время и в особый период; создания страхового фонда документации на объекты, здания и сооружения, инженерные сети и коммуникации, памятники культуры, архитектуры и т. д. [5].

Соответственно, целями Программы являются:

1) повышение уровня правовой культуры и совершенствование системы правового образования населения Республики Крым, приобретение гражданами необходимого уровня правовых знаний, формирование у них уважения к праву;

2) предотвращение возникновения условий, способствующих совершению правонарушений, совершенствование методов работы по их профилактике, создание надлежащих условий для обеспечения защиты конституционных прав и свобод человека, а также проведения эффективной правовой и воспитательной работы среди населения;

3) повышение уровня безопасности дорожного движения путем совершенствования организации движения транспорта и пешеходов на автомобильных дорогах и улицах, повышение уровня информационнотехнического обеспечения;

4) реализация государственной антикоррупционной политики, предотвращение возникновения условий, способствующих совершению коррупционных деяний, формирование в обществе нетерпимого, негативного отношения к коррупции как общественно опасному явлению, налаживание действенного сотрудничества органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и общественных организаций в этой сфере;

5) реализация государственной политики в сфере гражданской защиты, направленной на защиту населения и территорий, уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и достижения гарантированного уровня защиты населения и территорий от их последствий;

6) создание и формирование страхового фонда документации Республики Крым для обеспечения органов исполнительной власти полноразмерными копиями документов и материалов, необходимых для оперативного принятия решений по возобновлению производства продукции на объектах различных отраслей экономики, восстановлению объектов и систем жизнеобеспечения населения, потенциально опасных объектов в условиях военного времени или чрезвычайных ситуаций и др. [5].

По нашему мнению, приоритетными направлениями Программы должны стать охрана общественного порядка, в том числе профилактика правонарушений, а также обеспечение безопасности дорожного движения. Все остальные задекларированные направления и составляющие Программы касаются обеспечения общественной безопасности только опосредованно или являются смежными. Тем более декларативность мероприятий по правовому образованию населения подчеркивает ликвидация ряда ведущих юридических вузов полуострова на протяжении 2010-2012 гг.

Деятельность же уполномоченных органов общей и специальной компетенции по предупреждению и противодействию коррупции вообще не имеет отношения к обеспечению общественной безопасности (см. Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 г.).

Что касается гражданской защиты, то данное направление непосредственно относится к основным функциям подразделений Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым. Именно поэтому считаем, что в контексте данного вопроса речь идет исключительно о заданиях органов охраны правопорядка по обеспечению общественной безопасности, которые могут выполняться при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера.

Подчеркнем, что ранее к компетенции Верховной Рады Автономной Республики

89

2015'1 МЕЖДУНАРОНЫЙ

ОПЫТ

Крым относилось только принятие участия в обеспечении прав и свобод граждан, национального единства, содействие охране правопорядка и общественной безопасности [6]. А полномочия Совета министров Автономной Республики Крым распространялись на: организацию правового информирования и воспитания населения автономии, содействие развитию и функционированию системы оказания юридических услуг населению; анализ состояния законности на территории автономии, профилактику правонарушений; обеспечение рассмотрения обращений граждан и их объединений, контроль за рассмотрением указанных обращений в органах исполнительной власти автономии; участие в проведении выборов, референдумов; оглашение в случае стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, других происшествий зоны чрезвычайной экологической ситуации; проведение мероприятий, связанных с поддержанием общественного порядка, спасением жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, привлечение в случае необходимости к проведению таких мероприятий предприятий, учреждений, организаций, населения, информирование населения о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера; сбор и обмен информацией в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения таких ситуаций [7].

Итак, охрана общественного порядка относится к основным заданиям органов внутренних дел (далее - ОВД). Тем не менее, несмотря на то, что начальник ГУМВД Украины в Автономной Республике Крым и его заместители, начальники районных, городских управлений (отделов) внутренних дел автономии назначались на должность и освобождались от должности Министром внутренних дел Украины по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым и Главой Совета министров Автономной Республики Крым [8], территориальные подразделения ОВД имели исключительно вертикальную подчиненность. То есть руководство деятельностью милиции на местах, в том числе по обеспечению общественной безопасности, осуществлялось МВД Украины на принципах единоначалия и централизованного управления.

Кроме того, правовой основой деятель-

ности милиции являлись Конституция Украины, Закон Украины «О милиции», другие законодательные акты Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты МВД Украины, Общая декларация прав человека, международные правовые нормы, ратифицированные в установленном порядке. Таким образом, речь о нормативно-правовых актах местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в том числе Автономной Республики Крым, даже не шла.

Сегодня Совет министров Республики Крым в пределах своих полномочий осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, а органы местного самоуправления - самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка [9]. Кроме этого, органы полиции МВД России по Республике Крым в своей деятельности должны руководствоваться законами Республики Крым по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции.

Вместе с тем организационное обеспечение профилактики преступности осуществляется путем: повышения уровня профессиональной подготовки должностных лиц, осуществляющих мероприятия по профилактике правонарушений; разработки новых форм и методов профилактики правонарушений и внедрения их в практику; усиления контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, приобретении и реализации имущественных прав; устранения причин возникновения теневого сектора экономики и создания условий для его ликвидации; обеспечения сохранности историко-культурных ценностей; предупреждения совершения преступлений, связанных с торговлей людьми, выявления и привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к совершению преступлений; совершенствования работы по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; обеспечения развития сети социальных заведений, в частности для бездомных граждан и беспризорных детей; защиты законных интересов несовершеннолетних, в том числе от жестокого обращения, эксплуатации и

90

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ОПЫТ

2015'1

насилия; разработки и выполнения информационно-пропагандистских и культурновоспитательных программ профилактики правонарушений; совершенствования форм и методов профилактики правонарушений и повышения эффективности оперативнорозыскных мероприятий в сфере противодействия организованной преступности и коррупции; совершенствования информационно-аналитического и материальнотехнического обеспечения деятельности по профилактике правонарушений [5].

По нашему мнению, обеспечение охраны общественного порядка должно достигаться реализацией государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности, системой мер нормативного, организационного, политического, социального, информационного и другого характера, адекватных жизненно важным интересам человека и гражданина, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности в Республике Крым в кратчайшие сроки должна быть разработана система правовых норм, которая будет регулировать отношения в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, определять основные направления деятельности правоохранительных и других государственных органов в этой сфере, а также закреплять механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Следует отметить, что при охране общественного порядка в особых условиях такие задания обычно выполняются в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций социального, техногенного или природного характера, последствия которых представляют опасность для жизни и здоровья сотрудников ОВД, гражданских лиц, законных интересов общества и государства. Как результат, повседневная деятельность полиции не в полной мере отвечает масштабам и структуре этих негативных явлений, что, в свою очередь, выдвигает повышенные требования к уровню профессиональной, служебной и физической подготовки всего личного состава.

Так, сотрудники ОВД принимали активное участие в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка при введении чрезвычайного положения в населенных пунктах Автономной Республики Крым в 2005 г. в связи с заболеванием птицы высокопатогенным гриппом на территории Советского, Нижнегорского и Джанкойс-

кого районов (Указ Президента Украины от 03.12.2005 № 1692/2005). В частности, обеспечивалось установление: зоны защиты (до 3-х км) и зоны наблюдения (до 10-ти км) около соответствующих населенных пунктов; карантинной зоны; территорий временного запрета реализации живой птицы и продукции птицеводства (ранее в состав ГУМВД Украины в Автономной Республике Крым входили подразделения ветеринарной милиции) и т.д.

Вместе с тем Президентом Украины на МВД возлагались задания по обеспечению охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения, охраны и сохранности материальных и культурных ценностей при ликвидации последствий весенних наводнений и паводков на затопленных территориях, а также оказанию необходимой помощи населению в случае его отселения с таких территорий. Также силы и средства ОВД привлекались к тушению пожаров, ликвидации других чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, обеспечивали выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в возникновении лесных пожаров, и др. [10, с.336-337].

Учитывая изложенное выше, подчеркнем, что приоритетное задание обеспечения общественной безопасности - защита жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства. К другим заданиям можно отнести: выявление и нейтрализацию источников угроз общественной безопасности; оценку оперативной обстановки и составление прогноза ее развития; информирование органов публичной администрации, населения о состоянии дел в этой сфере; принятие и реализацию комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе региональных программ по профилактике правонарушений, предупреждению социальных, межнациональных и других конфликтов; оптимизацию механизмов взаимодействия ОВД с уполномоченными субъектами; повышение уровня материально-технического обеспечения правоохранительных органов, а также уровня подготовки их личного состава.

В контексте повышения эффективности действий и мероприятий ОВД в сфере обеспечения общественной безопасности следует учитывать, что групповые, спонтанные, а также организованные формы нарушения общественного порядка представляют повышенную общественную опасность, которая существен-

91

2015'1 МЕЖДУНАРОНЫЙ

ОПЫТ

но повышается при проведении различных массовых мероприятий (см. табл. 1). Именно поэтому с целью надлежащей организации деятельности ОВД по предотвращению и лик-

видации массовых беспорядков необходимо совершенствовать правовые, организационные и тактические основы деятельности ОВД в особых условиях.

Таблица 1. Обобщенные данные о проведении массовых мероприятий на территории Автономной Республики Крым в 2011-2013 гг.

№ Показатели 2011 2012 2013

1 Общее количество массовых мероприятий / количество участников, из них: 23203 2145641 33500 3628416 4390 2619291

1.1 - общественно-политического характера 64 54043 10877 1768556 267 1255194

1.1.1 - задействовано сотрудников ОВД / военнослужащих внутренних войск 229 23599 226 1427 100

1.2 - социально-экономического характера 20007 180835 18662 186420 545 24914

1.2.1 - задействовано сотрудников ОВД/ военнослужащих ВВ 34359 2868 34583 1260 4740 250

1.3 - спортивного характера 178 203270 211 199849 200 160750

1.3.1 - задействовано сотрудников ОВД/ военнослужащих ВВ 9406 3061 5442 2653 6060 2362

1.4 - религиозного характера 1245 466798 1401 493925 1247 376

1.4.1 - задействовано сотрудников ОВД/ военнослужащих ВВ 2975 100 3360 669 3262 190

1.5 - культурно-зрелищного характера 1337 739235 1702 635432 1077 493998

1.5.1 - задействовано сотрудников ОВД/ военнослужащих ВВ 10608 3979 6432 1765 5999 1655

1.6 - других массовых мероприятий 372 501460 647 344234 1054 307970

1.6.1 - задействовано сотрудников ОВД/ военнослужащих ВВ 6455 2749 4862 862 12497 1550

2 Общее количество задействованных сотрудников ОВД / военнослужащих ВВ, из них: 64032 12757 78278 7435 33985 6107

2.1 - патрульной службы милиции 21310 - 25986 - 11280 -

2.2 - милиции особого назначения «Беркут» 7016 - 2626 - 2653 -

Составлено протоколов по ст. 1851 Кодекса Украины об административных правонарушениях (нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций)

92

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ОПЫТ

2015'1

При этом в крайних случаях для предупреждения, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций социального характера ОВД могут проводиться специальные операции - специфические процедуры защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, то есть единственный возможный способ, который с помощью комплекса различных действий и мероприятий обеспечивает защиту определенных объектов национальной безопасности.

Например, для Республики Крым характерно проведение 18 мая траурных митингов, посвященных памяти жертв тоталитарного сталинского режима, безвинно погибших в 1944 г. Как указывает М.М. Смолина, так называемый «День скорби» порождает наибольший ажиотаж среди лиц крымскотатарской национальности, что активно использовалось в противоправных интересах отдельных политических партий, общественных организаций и движений. Особый резонанс проведение таких траурных мероприятий вызывало в конце 1990-х - начале 2000-х гг. с обязательным их сопровождением погромами, поджогами,

активным сопротивлением представителям правоохранительных органов, а также попытками захвата административных зданий органов публичной администрации [11, с.48] (этим объясняется мизерное количество пресеченных нарушений общественного порядка). Но благодаря согласованной, целенаправленной и скоординированной профилактической работе подразделений МВД по Республике Крым в 2014 г. такие шествия обошлись без причинения вреда жизни и здоровью сотрудников ОВД, посторонних граждан, законным интересам общества и государства.

Таким образом, массовые беспорядки всегда приобретают резонансный характер. В таких условиях обычно нарушаются (ограничиваются) права и свободы граждан, создаются препятствия для функционирования предприятий, учреждений и организаций транспорта, связи и социальной инфраструктуры. В связи с этим ОВД должны оперативно, системно и комплексно реагировать как на сами нарушения общественного порядка, так и на причины и условия, которые обусловливают их возникновение (см. табл. 2).

Таблица 2. Обобщенные данные результатов анкетирования участников массовых мероприятий, проводившихся в Автономной Республике Крым в 2011-2013 гг.

(по результатам интервьюирования 2702 участников массовых мероприятий,проходивших в городах Симферополе , Ялте, Керчи, Алуште , Евпатории, Феодосии и Джанкое), в %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальная структура

приехали само стояте льн о благодаря общественной организации благодаря политической партии

61,1 23,7 15,2

Место проживания

жители города приезжие

30,3 69,7

Партийная принадлежность

не относятся к партиям, общественным организациям и движениям члены партий относятся к общественным организациям принадлежат к общественным движениям

68,7 7,8 14,9 8,6

Пол

мужчины женщины

64,2 35,8

93

2015'1 МЕЖДУНАРОНЫЙ

ОПЫТ

Возраст

15-29 лет 30-54 лет 55 и старше

32,6 40,1 27,3

Образование

высшее неоконченное высшее среднее неполное среднее

40,7 26,5 23,8 9,0

Язык

русский украинский крымскотатар ский другие

45,3 15,1 38,2 1,4

Род занятий

студенты ИП пенсионеры руководители рабочие Безработные

10,4 8,9 23,6 6,5 30,4 20,2

Считаем, что специальные операции ОВД по ликвидации массовых беспорядков являются сложнейшими действиями по охране общественного порядка в особых условиях, поскольку им характерно дополнительное привлечение значительного количества сил и средств внутренних войск, образовательных учреждений МВД, собственных специальных средств, огнестрельного оружия и боевой техники, особый порядок обеспечения и др. Таким совместным мероприятиям характерна направленность на достижение позитивных результатов в этой сфере с целью недопущения совершения участниками массовых мероприятий новых преступлений, нарушений прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда интересам общества и государства и т.д. По нашему мнению, как иллюстрацию эффективного взаимодействия органов охраны правопорядка Республики Крым в этом направлении можно привести их совместную деятельность по недопущению политического кризиса и незаконного захвата власти националистическими силами в результате антиконституционного переворота, обострения общественно-политической ситуации и эскалации напряженности в декабре 2013 г. - марте 2014 г.

Таким образом, к основным заданиям ОВД относится охрана общественного порядка, что вытекает из основоположных принципов построения правового демократического государства. Выполнение заданий, возложенных на полицию, предусматривает реализацию принципов, основанных на ут-

верждении общепризнанных ценностей, надлежащем отношении к человеку, признании его приоритета в отношениях с государством. Деятельность ОВД Республики Крым свидетельствует, что ключевые факторы для обеспечения охраны общественного порядка в особых условиях - учет региональных особенностей, четкая организация и управление задействованными силами и средствами, возможность получения своевременной и достоверной информации о готовящихся или совершенных правонарушениях и оперативное реагирование на нее.

Считаем, что реализация стратегических планов (программ) обеспечения общественной безопасности в Республике Крым должна содействовать: уменьшению количества совершаемых правонарушений; защите прав и свобод граждан, законных интересов общества от противоправных посягательств; повышению уровня инвестиционной и туристической привлекательности региона, а также доверия населения к правоохранительным и судебным органам; повышению эффективности действий правоохранительных органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; активизации участия граждан и их объединений в таких мероприятиях. Именно поэтому руководству МВД по Республике Крым необходимо обеспечить: надлежащее нормативное, организационное и тактическое обеспечение функционирования сводных отрядов, групп боевого порядка (оперативного построения) и нарядов ОВД при усложнении оперативной обстановки; оптимизацию кадровой работы

94

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ОПЫТ

2015'1

и повышение профессионализма личного состава; максимальное использование форм и методов обеспечения общественной безопасности, позитивно зарекомендовавших себя на практике; внедрение научных

рекомендаций и передового зарубежного опыта в практическую деятельность; усовершенствование механизма взаимодействия с другими органами охраны правопорядка, населением и др.

Литература

1. Розпорядження Кабшету Мiнiстрiв УкраУни вщ 30 листопада 2011 р. № 1209-р «Про схвалення

Концепци реал!заци державно! полаики у сферi профiлактики правопорушень на перюд до 2015 року» // Урядовий кур’ер. 2012. № 2.

2. Злочиннють в АР Крим: сучасний стан, тенденци розвитку, детермшащя та протидiя: науково-

практичний поФбник / О.М. 1гнатов, О.О. Кашкаров, М.В. Рудик та ш. - Фмферополь: КРП «Вид-во «Кримнавчпеддержвидав», 2010. 110 с.

3. Наказ МВС Украши вщ 11 листопада 2010 р. № 550 «Про затвердження Положення про службу

дшьничних iнспекторiв мшщУУ в системi Мiнiстерства внутршшх справ УкраУни» // Офiцiйний вюник УкраУни. 2010. № 95. Ст. 3386.

4. Ольховський Е.Б. Адмiнiстративно-правовi засоби забезпечення громадськоУ безпеки: дис. ... канд.

юрид. наук: 12.00.07. - Харюв, 2003. 191 с.

5. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 25 декабря 2013 г. № 1541-6/13 «О

Программе обеспечения общественной безопасности в Автономной Республике Крым на 2014-2016 годы» // Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым. 2013. № 12. Ст. 1061.

6. Закон УкраУни вщ 10 лютого 1998 р. № 90/98-ВР «Про Верховну Раду Автономно! Республки Крим»

// Вщомосл Верховно! Ради УкраУни. 1998. № 29. Ст. 191.

7. Закон УкраУни вщ 16 червня 2011 р. № 3530-VI «Про Раду мiнiстрiв АвтономноУ Республки Крим»

// Вщомосл ВерховноУ Ради УкраУни. 2012. № 2-3. Ст. 3.

8. Закон УкраУни вщ 20 грудня 1990 р. № 565-XiI «Про мшщю» // Вщомост ВерховноУ Ради УРСР.

1991. № 4. Ст. 20.

9. Конституция Республики Крым от 11 апреля 2014 г. - Симферополь, 2014. 32 с.

10. Буткевич СА. Роль i мюце МВС УкраУни в единш державнш системi запоб^ання i реагування на надзвичайш ситуацУУ техногенного та природного характеру // матерiали МiжнародноУ науково-практичноУ конференщУ [«Правовi проблеми подолання наслщюв ЧорнобильськоУ катастрофи»] (м. КиУв, 18 травня 2011 р.). - К.: КНЕУ, 2011. С. 331-339.

11. Смолина М.М. Охрана общественного порядка как основная задача милиции Украины // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 3 (21). С. 45-50.

References

1. Order of the Cabinet of Ministers of Ukraine № 1209-r, dated November 30, 2011 «On Approval of the

Concept of State Policy in the Field of Crime Prevention for the Period Till 2015» // Governmental Courier. 2012. № 2.

2. Criminality in Crimea: Current State, Trends, Determination and Response: scientific-practical manual / A.N. Ignatov,

AA. Kashkarov, M.V. Rudik etc. - Simferopol: CRV «Publisher «Krymnavchpedderzhvydav», 2010. 110 p.

3. Order of MIA of Ukraine № 550, dated November 11, 2010 «On Approval of the Principle of the District Police

Inspector in the Ministry of Internal Affairs of Ukraine» // Official Bulletin of Ukraine. 2010. № 95. Art. 3386.

4. Olkhovskiy E.B. Administrative and Legal Means to Ensure Public Safety: Thesis ... PhD in Law: 12.00.07.

- Kharkov, 2003. 191 p.

5. Resolution of the Verkhovna Rada of Autonomous Republic of Crimea № 1541 -6/13, dated December 25,

2013 «On the Program of Provision of Public Safety in Autonomous Republic of Crimea for 2014-2016» // Tank of Normative and Legal Acts of Autonomous Republic of Crimea. 2013. № 12. Art. 1061.

6. Law of Ukraine № 90/98-VR, dated February 10, 1998 «On the Verkhovna Rada of Autonomous Republic

of Crimea» // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 1998. № 29. Art. 191.

7. Law of Ukraine № 3530-VI, dated June 16, 2011 «On the Council of Ministers of Autonomous Republic

of Crimea» // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 2012. № 2-3. Art. 3.

8. Law of Ukraine № 565-XII, dated December 20, 1990 «On Militia» // Bulletin of the Verkhovna Rada of

USSR. 1991. № 4. Art. 20.

9. Constitution of Republic of Crimea, dated April 11, 2014. - Simferopol, 2014. 32 p.

10. Butkevich SA. The Role and Place of MIA of Ukraine in the Unified State System for Prevention and Reaction to Emergencies of Industrial and Natural Origins // International Scientific-Practical Conference [«Legal Problems of Overcoming Consequences of Chernobyl Accident»] (Kiev, May 18, 2011). - K: KNEU, 2011. P. 331-339.

11. Smolina M.M. Protection of Public Order as the Main Task of Militia of Ukraine // Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA. 2013. № 3 (21). P. 45-50.

(Статья сдана в редакцию 21.11.2014)

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.