Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия становления эстетической компетенции старших дошкольников'

Организационно-педагогические условия становления эстетической компетенции старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / EDUCATIONAL SPACE / AESTHETIC ENVIRONMENT / AESTHETIC COMPETENCE / INTERCULTURAL DIALOGUE / ORGANIZATIONAL-AND-PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / STRATEGY / TACTICS / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стюарт Юлианна Владимировна

В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий успешной реализации процесса становления эстетической компетенции старших дошкольников: включение в образовательный процесс межкультурного диалога, организация в образовательном пространстве старших дошкольников эстетической среды, применение стратегических и тактических образовательных технологий становления эстетической компетенции обучаемых, применение партисипативных методов становления эстетической компетенции старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-and-Pedagogical Environmental Complex of Senior Preschool Children's Aesthetic Competence Forming

This article considers organizational-and-pedagogical environmental complex of the successful realization of the process of senior preschool children's aesthetic competence forming: intercultural dialogue inclusion into educational process; aesthetic environment organization in the educational space of the senior preschool children; application of strategic and tactical educational technologies of the trainees' aesthetic competence forming; participative methods application of senior preschool children's aesthetic competence forming.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия становления эстетической компетенции старших дошкольников»

УДК 372.3 ББК 74.100.55

Стюарт Юлианна Владимировна

аспирант

кафедра педагогики психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Styuart Yulianna Vladimirovna Post-graduate

Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Организационно-педагогические условия становления эстетической компетенции старших дошкольников Organizational-and-Pedagogical Environmental Complex of Senior Preschool Childrens Aesthetic Competence Forming

В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий успешной реализации процесса становления эстетической компетенции старших дошкольников: включение в образовательный процесс межкультурного диалога, организация в образовательном пространстве старших дошкольников эстетической среды, применение стратегических и тактических образовательных технологий становления эстетической компетенции обучаемых, применение партисипативных методов становления эстетической компетенции старших дошкольников.

This article considers organizational-and-pedagogical environmental complex of the successful realization of the process of senior preschool children S aesthetic competence forming: intercultural dialogue inclusion into educational process; aesthetic environment organization in the educational space of the senior preschool children; application of strategic and tactical educational technologies of the trainees^ aesthetic competence forming; participative methods application of senior preschool childrens aesthetic competence forming.

Ключевые слова: образовательное пространство, эстетическая среда, эстетические компетенции, межкультурный диалог, организационнопедагогические условия, образовательные технологии, стратегия, тактика, старший дошкольник.

Key words: educational space, aesthetic environment, aesthetic competence, intercultural dialogue, organizational-and-pedagogical environmental complex, educational technologies, strategy, tactics, senior preschool children.

В XXI веке идут новые поиски и разработки педагогических условий эстетического образования, как важнейших для качественного совершенствования человеческой природы, формирующих целостность человека с самого раннего детства. Для понимания проблемы необходимо

исследование эстетической культуры личности и общества, а также требуется системное исследование проблем эстетического образования.

Достижение необходимого уровня становления эстетической компетенции старших дошкольников в значительной степени зависит от создания организационно-педагогических условий, поскольку комплекс

условий позволяет как можно раньше вмешаться в стихийный процесс эстетического развития дошкольника и составляет ту среду и обстоятельства в которых происходит быстрое развитие личности ребенка, характеризующейся его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня и способности ее практического усвоения.

Проанализировав научную литературу, мы вслед за Е.Ю. Никитиной, понимаем под комплексом педагогических условий взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающую достижение старшими дошкольниками более высокого уровня эстетической компетенции.

При выявлении данного комплекса мы ориентировались на следующее: а) требования, предъявляемые обществом к современному старшему дошкольнику; б) тенденции изменения содержания дошкольного образования;

в) результаты проведённого анализа выявленных особенностей образовательного процесса в аспекте темы исследуемой проблемы;

г) специфику разработанной нами педагогической модели.

Под организационно-педагогическими условиями успешного становления эстетической компетенции старших дошкольников мы понимаем обстоятельства, создаваемые в образовательном процессе, которые должны обеспечить дошкольникам достижения высокого уровня эстетической компетентности. Исходя из понимания того, что отдельные, случайно выбранные организационно-педагогические условия не могут существенно повлиять на успешность развития исследуемой компетенции, следовательно, необходим гибкий и развивающийся комплекс.

Формирующий этап опытно □ поисковой работы позволил определить основные организационно - педагогические условия становления эстетической

компетенции старших дошкольников такие как: 1) включение в

образовательный процесс мєжкультурного диалога; 2) организация в

образовательном пространстве эстетической среды; 3) реализация

стратегических и тактических образовательных технологий становления эстетической компетенции старших дошкольников; 4) применение

партисипативных методов становления эстетической компетенции старших дошкольников.

Анализ мирового опыта межкультурного образования, а также анализ научной литературы позволяет выделить особую ценность реализации межкультурного диалога именно в дошкольном возрасте, обусловленной основной здоровьесохраняюшей функцией культуры в развитии детской личности, а также высокой сензитивностью детства к формированию позитивных установок в межкультурном обшении и развитию межкультурной компетенции дошкольников.

Анализ научной литературы (M.M. Бахтин, B.C. Библер, Н.Ю. Гусевская, Ю.М. Лотман, Е.Ю.Никитина и др.), собственные изыскания в этом направлении позволили прийти к следуюшим выводам: межкультурный диалог есть способ межкультурной коммуникации, способствующий взаимопониманию обшдюшдхся дошкольников в условиях множественности культур; основными характеристиками межкультурного диалога являются гуманистический характер взаимодействия, эмпатия, ценностно-смысловая равноценность участников диалога; развитие эстетической компетенции старших дошкольников посредством межкультурного диалога осушествляется через повышение обшекультурного развития дошкольников, становление их культурных ценностей и продуктивной коммуникативной компетенцией; включение старших дошкольников в межкультурное взаимодействие обеспечивается благодаря применению ряда специальных приемов обучения.

Опыт показал, что наиболее актуальными приемами обучения старших дошкольников при этом являются: обсуждение конфликтных межкультурных ситуаций, возникаюших между представителями разных культур; укрепление ребенка в его попытках мыслить самостоятельно, творчески даже если его идеи

и не могут конкурировать с общепринятыми; анализ художественных ценностей, эстетических ситуаций с целью выявления культурных стереотипов; интерпретация художественных ценностей с учетом ценностных ориентаций родной и других культур. Межкультурный диалог дает понять, что в рамках собственной культуры создается понимание своего образа жизни как единственно возможного и единственно приемлемого.

Итак, межкультурный диалог направлен на становление старшего дошкольника путем погружения в эстетические ситуации, вызывающие полифонию мнений, воспитания уважения к ним, нацеленности на установление позитивных контактов и отношений.

Второе педагогическое условие становление эстетической компетенции старших дошкольников обусловлено организацией в образовательном пространстве эстетической среды. Организация эстетической образовательной среды рассматривается нами как сложная система, объединяющая микро-, мезо-, макро-среду, воздействующая на личность посредством погружения в ситуацию множественности образовательных услуг общего и дополнительного эстетического образования, из которых учащийся выбирает собственный образовательный маршрут, а педагог обеспечивает регулирование и

целесообразность выбора, мотивацию деятельности и психолого-

педагогическое сопровождение на всех этапах обучения.

Для организации в образовательном пространстве старших дошкольников развивающей эстетической среды, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, приобретают определенные свойства: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества; непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и

преемственность в деятельности входящих в нее элементов; вариативность, предполагающую изменение эстетической среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения; интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур; открытость, предусматривающую

широкое участие всех субъектов образования в управлении, воспитания и взаимодействия; установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога; динамичность, предполагает подвижность всех ее компонентов, направленных на удовлетворение потребностей всех участников образования.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач, стоящих перед педагогом: создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и творческие способности; ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; ориентироваться на активные методы воздействия на личность. Создание эстетической среды в образовательном пространстве обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуальноэстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Таким образом, механизмы регулируемого влияния эстетической среды на процесс становления эстетической компетенции старших дошкольников продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Применение стратегических и тактических образовательных технологий развития эстетической компетенции старших дошкольников. Процесс становления эстетической компетенции требует технологизации деятельности преподавателя. Материалы проведенного экспериментального поиска позволили заметить следующее: технология развития эстетической

компетенции дошкольников связана с построением некоторых инвариантных компонентов личностно-формирующей педагогико - управленческой ситуации, своеобразных общезакономерных характеристик индивидуального и

неповторимого и строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Организация процесса дошкольного образования детей, основывается на решении задач раннего развития, развития специальных и дополнительных компетенций и способностей старших дошкольников, а также на условиях вариативности образования.

Анализ научной литературы позволил нам в качестве критериев выбора тактических образовательных технологий принять: а) целевое соответствие тактических образовательных технологий стратегическим; б) соответствие тактических образовательных технологий специфике предлагаемого преподавателем учебного материала; в) активный тип коммуникации как доминирующий; г) технологические возможности реализации тактических образовательных технологий; д) преемственность тактических образовательных технологий (тематическая, логическая, организационная).

Четвертое педагогическое условие становления эстетической компетенции старших дошкольников обусловлено реализацией партисипативных методов. Партисипативный метод становления эстетической компетенции старших дошкольников рассматриваются нами как способ организации управленческого взаимодействия, побуждающего субъектов образовательного процесса к деятельности, направленной на достижение более высокого уровня эстетической компетенции старших дошкольников. Под партисипативными методами мы понимаем способы, используемые преподавателем для включения всех обучаемых в совместную деятельность по решению эстетических задач и организации собственно совместной деятельности педагога и дошкольника [1,с. 237]. В связи с тем, что партисипативные методы являются, по сути, методами взаимодействия двух и более участников образовательного процесса, для решения задачи эффективного становления эстетической компетенции старших дошкольников, вслед за Е.Ю. Никитиной [2], классифицировали их по средствам влияния субъектов образования на принимаемые решения в данной области, способам принятия этих решений, целевому назначению совместной деятельности преподавателя и старшего дошкольника. Положив в основу классификации средства влияния

дошкольников на разрешение эстетических задач и заданий, можно выделить косвенные и прямые средства.

Вследствие различных конфигураций и форм организации творческого взаимодействия детей и взрослых формируются партнерские отношения между взрослыми и старшими дошкольниками, а также со сверстниками и более старшими детьми, происходит отожествление ребенка им с разных позиций, а также построение социального пространства, приобретение дошкольником социального опыта отношений.

По целевому назначению совместной деятельности в ходе совместного решения проблем можно дифференцировать следующие методы подготовки решений □ информационно-совещательные, принятия и согласования решений, методы реализации решений, их контроля и оценки.

На современном этапе развития система дошкольного образования всё более превращается в низшую ступень школьного образования. Главной целью прогрессивных и гуманистических концепций образовательных программ дошкольника становится подготовка старшего дошкольника к школе. В силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Таким образом, партисипативные методы управления эстетическим образованием старших дошкольников □ это способы, которые используют педагоги для включения детей в совместную деятельность, нацеленную на улучшение развития эстетической компетенции старших дошкольников.

Опытно-поисковая работа показала, что комплекс педагогических условий становления эстетической компетенций старших дошкольников явился необходимым и достаточным.

Библиографический список

1. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2000. □ 285 с.

2. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки

будущего учителя в области дифференциации образования. □ Челябинск: Изд-во

ЧГПУ,2000.-101с

3. Карпичев, B.C. Организация и самоорганизация социальный систем. Словарь / B.C. Карпичев. - М.: Издательство РАГС, 2009.- 282с.

Bibliography

1. Karpichev, V.S. Organization and Self-Organization of Social Systems: Dictionary / V.S.Karpichev. - М: Publishing House of RASS, 2009. □282 p.

2. Nikitina, E.Yu. Theory and Practice of Future Teachers□ Training for Educational Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina. □ Chelyabinsk: ChSPU, 2000. П101 p.

3. Nikitina, E.Yu. Theoretical-and-Methodological Approaches to Future TeachersD Training in the Field of Educational Differentiation / E.Yu. Nikitina. □ Chelyabinsk: Publishing House of ChSPU, 2000. П101 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.